вечер бардовской песни
план-конспект занятия по музыке (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Исупова Елена Васильевна

можно провести в рамках недели музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festival_bardovskoy_pesniisupovae.v.p.kobra_.docx87.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Кобра Нагорского района

Кировской области

Сценарий вечера бардовской песни

(Для учащихся 5 – 11 классов)

Автор – составитель: Исупова Елена Васильевна

– учитель искусства.

2017 г.

Актуальность организации и проведения данного мероприятия  объясняется повышенным интересом со стороны учащихся среднего и старшего возраста к истокам российского музыкально-поэтического творчества, и в частности к изучению жанра бардовской, авторской самодеятельной песни. Сегодняшний интерес подрастающего поколения к авторской самодеятельной песне вызван дефицитом духовности, нравственности, как в обществе в целом, так и в среде старшеклассников.

На мероприятие приглашены выпускники школы, родители, учителя, учащиеся,  в исполнении которых звучит живая музыка  -  бардовские  песни, песни авторов – исполнителей.

Данный сценарий может быть использован при проведении школьных музыкальных  вечеров, классных часов, музыкальных гостиных в общеобразовательных учреждениях, в центрах дополнительного образования.  

Целевая аудитория: 5 – 11 класс.

Цель: популяризация   бардовской песни.

Задачи:

Образовательная: показать уникальность авторской песни как своеобразного направления песенного жанра, рассказать  учащимся об истории создания   бардовской песни, познакомить с лучшими представителями этого песенного жанра.

Развивающая: на примере авторской песни стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся.

Воспитательная: использовать силу воздействия бардовской песни на формировании личности учащихся, их нравственных убеждений, патриотизма, любви к Родине.

Методы и приемы: словесно-иллюстрационный, слайдовая презентация, беседа, музыкальное сопровождение: фонограмма, живое исполнение; видеосюжеты, литературный рассказ.

На фоне музыки (« Наполним музыкой сердца»)

На сцене появляются 2 ведущих:

1 вед:  Ветер чуть слышно поет,

Липа вздыхает из сада…

Чуткая музыка всюду живет –

В шелесте трав, в шуме дубрав,

только прислушаться надо.

 2 вед: Звонко струится ручей,

падает гром с небосвода –

это мелодией вечной своей

мир наполняет природой!

1 вед: Тихие слезы свои

Ива роняет у брода…

Только приветствуют ночь соловьи.

Звоном ветвей,

Песней дождей

Мир наполняет природа.

2 вед:

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живет,

Только прислушаться надо.

        1 вед: Добрый вечер дорогие друзья!

2 вед: Мы рады приветствовать вас на вечере бардовской песни

«Наполним       музыкой сердца».

 Громче звучит песня в исполнении  Ю. Визбора «Наполним музыкой сердца».

1вед: Все мы разные, но всех нас объединяет одно – гитара. И она для каждого из нас - самый надежный и преданный друг. Она всегда помогает нам в трудную минуту. Когда мы берем ее в руки, прижимаем к своему сердцу, играем или поем любимые песни, на душе становится легче, и мы смотрим на мир уже другими глазами.

 Слайд №1 « Бардовская песня» 

2 вед: Сегодня речь пойдёт  о бардовской песне, мы познакомимся с самыми яркими представителями этого жанра. Попытаемся разобраться в характерных особенностях этих песен. И я думаю, что слова, сказанные известным российским бардом Юрием Визбором, в какой-то, степени помогут нам в этом.

Слайд № 2 Слова Ю. Визбора

«И сама по себе не играет гитара, а дана человеку, как голос души…»

Звучит песня Е. Куменко  «Дом».

Музыкальный номер в исполнении…..

1 вед: Чтобы понять суть бардовской песни, обратимся к происхождению этого слова. Известна такая притча. Еще задолго до Рождения Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями материального и духовного миров друидов преклонялись многие народы, населяющие тогда Землю. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца - друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение, избранник назывался - БАРД.

2 вед: Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, вселяя в людей СВЕТ и ИСТИНУ своей песней, формируя словами образы, исцеляющие душу.

 Слайд №3 (по щелчку)

2 вед: Бардовская песня это:

  1. Это песни не для развлечений. Их нельзя слушать между делом.
  2. Бардовская песня это язык сердца, души.
  3. Бардовские песни не пишутся на заказ.
  4. «Что петь, а не как петь – вот в чем суть авторского исполнения».

1 вед: Продолжает наш вечер……..

Песня И.Сидорова «Люди идут по свету»

2 вед: Сочиняют многие, поют многие, но бардами можно назвать единицы.

 Слайд №4 с портретами бардов (В.Высоцкий, Ю. Визбор, Б. Окуджава, О. Митяев, Ю. Ким, С. Никитин, Г. Хомчик, В Грушин и др.)

1 вед: Чтобы соответствовать истинному предначертанию барда, автор-исполнитель должен быть хорошим поэтом, музыкантом, певцом. Он должен быть всесторонне развитым, образованным, культурным, грамотным человеком. Он должен иметь богатый жизненный опыт, богатый духовный мир.

2 вед: продолжает наш вечер бардовской песни…….

Песня: «Все    расстояния» - автор М. Бесчастник.

2 вед: Особо хочется рассказать сегодня о самых ярких представителях этого направления в музыке:

( выступление учащихся) Слайд №5 (Портрет Б.Окуджавы)

Булат Окуджава – целая эпоха в истории авторской песни. Один из основоположников жанра бардовской песни. Родился в Москве, жил на Арбате. В 1934 г. переехал вместе с родителями в Нижний Тагил. В 1937 родители арестованы, отец расстрелян, мать сослана в лагерь. Возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 переехал к родственникам в Тбилиси. В 1942 в 17 лет добровольцем ушел на войну. Окончил филологический факультет Тбилиского государственного университета, работал учителем, редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем — заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». В 1956 году начал выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнять под гитару. В 1961 Окуджава дебютировал как прозаик. Член Союза писателей СССР, с 1992 — член комиссии по помилованиям при президенте РФ, с 1994 — член комиссии по Государственным премиям РФ. Известные песни: «Грузинская песня», «Давайте восклицать», «Ах, война», «Арбат», «Здесь птицы не поют» и др.

Исполняется песня Булата Окуджавы «Молитва» в исполнении ……..

( выступление учащихся) Слайд №6 (Портрет Ю. Визбора)

Юрий Визбор - один из наиболее ярких и одаренных представителей старшего поколения бардов, стоящих у истоков авторской песни. Родился в Москве, окончил Московский государственный педагогический институт. Журналист, создатель радиостанции «Юность», журнала «Кругозор» с гибкими пластинками. Художник драматург, написавший несколько пьес и киносценариев. Кинематографист, автор документальных фильмов, актер, сыгравший более 15 ролей в художественных фильмах. Увлекался путешествиями и горными походами. Поэт занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту. Поэт и певец, автор более трехсот песен. Известные песни «Перевал», «Лесное солнышко», «Домбайский вальс», «Серега Санин», «Наполним музыкой сердца» и др. Член Союза журналистов и Союза кинематографистов. Вышли пластинки, кассеты, книги стихов и прозы.

2 вед: «Перевал» - так называется песня Ю.Визбора. Исполнит её …….

1 вед: К ярким представителем бардовской песни мы можем с уверенностью отнести Владимира Высоцкого.

( выступление учащихся) Слайд №7 (Портрет В.Высоцкого)

Родился в Москве. В 1955 году поступил в Московский инженерно-строительный институт. С первого семестра уходит из института. С 1956 по 1960 гг. Высоцкий — студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ. В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни. В 1968 году вышла его первая авторская грампластинка «Песни из кинофильма «Вертикаль». Автор нескольких киносценариев. Вместе с актёрами «Театра на Таганке» ездил с гастролями за границу — в Болгарию, Венгрию, Югославию , Францию, Германию, Польшу. Записал около 10 радио-спектаклей, дал больше 1000 концертов в СССР и за рубежом.

Именно Высоцким был придуман термин «авторская песня». Вот что он говорил по этому поводу: «Искусства настоящего без страдания нет. Авторская песня – тут уж без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза. И расчет в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно также вам, как и мне, рвут душу и скребут по нервам несправедливости и горе людское. Короче говоря, все рассчитано на доверии, вот что нужно для авторской песни: ваши глаза и уши и мое желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать».

2 вед: Песня В.Высоцкого «На братских могилах».

Исполняет…..

1 вед: Бардовская песня становится один из самых массовых и демократичных видов искусства. Об этом свидетельствуют многочисленные аудитории фестивалей бардовской песни, которые проходят круглый год во всех уголках страны. Самый известный из них Грушинский, (Слайд № 8  Грушинский фестиваль)

 Этот фестиваль так называемой  бардовской  традиционно проходит в первые выходные июля в г. Самаре. Идея Грушинского фестиваля возникла в 1967 году после того, как на реке Уде трагически погиб, спасая детей с перевернувшейся лодки, студент Куйбышевского авиационного института, исполнитель туристических песен Валерий Грушин.

2 вед: В последние годы возрастает число концертов с участием бардов. Меняется содержание авторской песни. Она откликается на самые актуальные события эпохи, значительно вырос уровень владения гитарой.

Наверно самым популярным и известным бардом нашего времени можно считать Олега Митяева.

 Слайд №9 (портрет Олега Митяева).

(Выступление учащихся)

 О. Митяев окончил Челябинский монтажный техникум по специальности техник-электрик, отслужил армию, поступил и окончил с отличием Челябинский институт физкультуры. Специальность-тренер по плаванию. С 1986 по 1991 г. закончил ГИТИС им. Луначарского. Снялся в нескольких фильмах. Наиболее известные песни: «Соседка», «Как здорово», «Давай с тобой поговорим», «Лето - это маленькая жизнь», «Крепитесь, люди! Скоро лето!». Творчество артиста смогли оценить жители Германии, Франции, Италии, ЮАР, Израиля и Америки.

Давайте сейчас все вместе исполним песню Олега Митяева «Изгиб гитары желтой».

1 вед: Итак, что же такое «бардовская песня»?

  • Бардовская песня – это самостоятельное явление нашей отечественной культуры.
  • Жанр бардовской песни – один из самых массовых видов творчества.
  • Бардовская песня обладает огромным духовным потенциалом, лечит и исцеляет человеческие души; способствует воспитанию и становлению личности, учит сопереживать, сочувствовать, любить, стремиться к добру и гармонии.

2 вед: Всем спасибо за внимание. До новых встреч.

 Слайд №10

Звучит песня Ю. Визбора «Наполним музыкой сердца»

Приложение 

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Алексеева И.А. Я наслушался песен дождя… Люди и песни №1. М.: ШАНС+, 2004.
  2. Макарова Б.О. Я обнимаю всех живых… Воспитание школьников №4. М.: Школьная Пресса, 2005.
  3. Сурган В.И. Наполним музыкой сердца. Классный руководитель №2. М.: Август-Принт, 2001.
  4. Скуднова И.К. Вечер, посвященный авторской песне. Воспитание школьников №7. М.: Школьная Пресса, 2004.
  5. Третьякова В.А. На любовь свое сердце настрою. Читаем, учимся, играем №3. М.: Либерия-Бибинформ, 2000.
  6. http://ru.mityaev.ru
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  8. http://yanmayzesl.narod.ru

C:\Documents and Settings\Администратор 8\Мои документы\фото фестиваль солд песни\фото фестиваль солд песни\SDC12316.JPG

Фото из школьного архива  «Ах, война!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты к урокам музыки в 8 классе:«Мюзикл», «Оперетта», «Бардовская песня»

Тесты в преподавании музыки в школе направлены на определение объема и качества освоения содержания программного материала; проверку и контроль уровня освоения основных видов деятельности уч...

Вечер бардовской песни

Данный вечер можно провести в форме литературно-музыкальной гостиной для учащихся старших классов. К сценарию прилагаются презентации о бардах....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по музыке: «Эти песни не горят, они в воздухе парят!» (Бардовская песня)

Цель: Познакомить учащихся с жанром авторской песни.Задачи:  1.Заинтересовать детей музыкальным творчеством бардов.2.Сформировать представление о бардах.3.Побудить детей к выразительному...

О.В Мутыгулина Сценарий литературного вечера "Бардовская песня"

Данный сценарий предназначен для учителей литературы, рассчитан на учащихся 11-х классов, посвящён биографии и творчеству Б. Окуджавы и В.Высоцкого...

Презентация "Вечер бардовской песни"

Дополнение к метадической разработке...