Урок по пьесе Островского "Гроза". "Отчего люди не летают?"
план-конспект урока литературы (10 класс) по теме

Сивкович Татьяна Валерьевна

Конкурсный урок ("Школа мастерства")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_ostrovskomu.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

                          Тема: Отчего люди не летают?

           ( Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» )

                                                                                Цели: 1. Анализ образа Катерины.

                                                                                                               2. Способы раскрытия характера в  

                                                                                                                     драматическом произведении.                    

                                                                                                         3. Богатство внутреннего мира че-

                                                                                                              ловека в единении с окруж.

                                                                                                                миром.

                                                                                                             

  1. Коммуникативная атака – начало урока.

Чтение наизусть монолога Катерины «Отчего люди не летают?...» (Кабанцова О.)

(детали – белая шаль – распахнутые крылья)

Подберите по одному прилагательному, характеризующему Катерину. Назовите его.

  1. Постановка проблемного вопроса.

А ОТЧЕГО ЛЮДИ НЕ ЛЕТАЮТ?

Комментарий учащимися опорных слов вопроса.

НЕ ЛЕТАЮТ – что значит для вас летать?

( мечтать, любить, верить, жить свободно, сочувствовать, сострадать, жить по своим интересам, в любви и согласии с окружающими)

ЛЮДИ – о каких людях говорится в драме?

       Лагерь Кабановой и Дикого                                           Катерина, Кулигин

Феклуша, полусумашедшая

барыня (идеологи)

Дайте краткую характеристику им.

Куда можно отнести Бориса, Варвару, Кудряша, Тихона? Почему?

КТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ГЕРОЕВ СПОСОБЕН ЛЕТАТЬ?

  1.  Анализ образа Катерины.

Ключевые положения: 1. Все мы родом из детства… (Что заложено в Катерине в родительском доме?) «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле.  … что хочу, бывало, то и делаю»

              ЧУДЕСНЫЕ СНЫ, ПОЛЕТ  (параллель со снами Обломова)

               СОЛНЦЕ,  ВЕТЕР, ЦВЕТЫ, ВОДА  (ПРИРОДА)

               МОЛИТВА, ВЕРА, СТРАННИЦЫ, АНГЕЛЫ (Языческое с христианским)

В образе Катерины сплетается языческая вера в силы природы с христианской верой. Божественные силы неотделимы у нее от сил природы. Язык героини изобилует народными выражениями: ветры буйные, грусть-печаль…

Но уже в детстве мы видим в ней возможность протеста ( случай с лодкой), это не безропотная, слабая натура, она терпелива до поры до времени.

2.   «У вас я завяла совсем…»  (Жизнь в доме Кабановых)

Борис: «Здесь что вышла замуж, что схоронили – все равно…»

Мотив СМЕРТИ: «Я умру скоро…»  «Точно я стою над пропастью и меня туда кто-то толкает…» - Мотив запретной любви, греха, невозможности уйти от него, избежать его.

Настойчивое повторение образов: омут, пропасть, помыслы лукавого, гроза.

Резкий контраст между ЖИЗНЬЮ ДОМА и ЖИЗНЬЮ В ДОМЕ КАБАНОВОЙ.

3.     «Да какой же в этом грех… А как же я мужу-то!  Да ведь он сам не захотел…»

       Встреча с Борисом. Деталь КЛЮЧ. Ключ от калитки ли предлагает «по дружбе» Варвара?

(Ключ – символ  свободы, победы чувства в душе Катерины над религиозным страхом, ключ от ее сердца и души)

 

Найдите детали, подтверждающие трагическую развязку драмы в сцене свидания с Борисом.

( песня Кудряша, слова Кудряша о будущем Катерины, Катерина сходит по тропинке, покрытая белым платком (почему белым?), слова Катерины: «жить до гробовой доски», «ты меня загубил», «мне не жить»)

И все-таки победа чувства над разумом, над страхом греха, людского суда.

«Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

  1. «Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. … В могиле лучше…»

Признание в своем грехе, встреча с Борисом, гибель.

Проанализируем слова Кулигина: « Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза!... Изо всего-то вы себе пугал наделали.»

Сцена признания Катерины. Почему Катерина решилась на признание?

( В Катерине сильна вера в языческое начало, геену огненную, страх наказания за грехи перед ГОСПОДОМ, которую усиливают разговоры людей, слова барыни.

Воспитанная матерью в духе послушания и независимость характера сталкиваются, но побеждает воспитание. Катерина одинока, ее некому поддержать и понять.)

Борис слабый духовно человек. Он «плывет по течению» жизни, не способен на решительный поступок, не способен защитить любимую. «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго.»

ТАК ВСЕ-ТАКИ ПАДЕНИЕ или ВЗЛЕТ КАТЕРИНЫ – ее самоубийство?

  1. РЕФЛЕКСИЯ

Изменилась ли ваша точка зрения на героиню?

Ваши прилагательные, раскрывающие главную черту характера героини, после нашей беседы. Назовите их.

  1. Оцените степень самостоятельности своих суждений, их оригинальность.
  2. Самооценка.

                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по технологии Е.Н.Ильина "Отчего люди не летают?"

Островский "Гроза" - материал не очень интересный для современных детей. Как сделать его более доступным?...

Презентация к уроку по пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад" ( 11 класс)

Данная презентация может использоваться на уроке литературы в 11 классе при работе над пьесой А.Чехова "Вишневый сад". В РАБОТЕ СОДЕРЖИТСЯ ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАМЫСЛЕ ПИСАТЕЛЯ ПРИ НАПИСАНИИ ...

Эссе на тему "Отчего люди не летают?"

Сочинение-эссе - это небольшое по объему произведение, которое имееет необычную, порой нелогичную композицию, поэтому вызывает затруднение в написании это вида работы. Я постаралась написать свой прим...

Урок по пьесе "На дне" ( философский смысл пьесы)

Урок литературы в 11 классе  в форме проблемного семинара, рассчитан на 1 час, рекомендуется как один из последних уроков (обобщение), сопровождается презентацией....

Урок по пьесе А.П.Чехова "Вишнёвый сад"

А.П.Чехов «Вишнёвый сад»: история  создания, жанр, герои: вызвать у учащихся интерес к личности и творчеству А.П.Чехова; расширить и углубить представление учеников о ранее изученных произв...

Система уроков по пьесе М.А.Булгакова "Кабала святош"

Конспекты трёх уроков по пьесе Булгакова "Кабала святош" с применением технологии проблемного обучения....

Методическая разработка бинарного урока (биология+физкультура) "Отчего люди не летают как птицы"

Цель урока: развивать ловкость, быстроту, равновесие, активность; продолжать формировать навык безопасного бега во время подвижных игр; обобщать знания о птицах и их повадках;  воспитывать любовь...