Урок литературы в 6 классе "Песни огненных лет"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Данный урок стал итогом исследовательской работы учащихся 6 класса по теме "Песни огненных лет"(к 65 - летию Победы). На уроке ребята рассказывали об истории создания песен "Священная война", "Песня защитников Москвы", "В землянке", "Темная ночь", "День Победы". К данному уроку также подготовлена презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pesni_vov.doc | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 6 классе
«Песни огненных лет»
Ход урока:
- Слово учителя:
Всё дальше и дальше уходит от нас в прошлое Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придет час – и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из архивных документов, из кадров кинохроники и со страниц художественной литературы. Много написано о войне. И чем дальше война, тем весомее и значимее то, что было создано по горячим следам, что стало непосредственным откликом на увиденное своими глазами, пережитое.
Тогда многие писатели и поэты были фронтовыми корреспондентами, участниками военных действий. Горе, страдание, смерть, подвиг, риск, самоотверженность – для них не отвлеченные понятия: они связаны с реальными городами, безымянными высотами; с людьми – солдатами, офицерами, вдовами, матерями, детьми.
Эти встречи, впечатления невозможно забыть: они рождали стихи, песни, очерки, рассказы. Время монументальных произведений ещё не пришло: они требовали неторопливого осмысления происходящего. А фронтовые будни не могли ждать: слишком хрупка была жизнь, слишком велика опасность, огромны потери – людям необходимо было слово поддержки, любви, надежды. И поэтому появлялись такие песенные шедевры, как «В землянке», «Темная ночь», «Вставай, страна огромная», о которых и пойдет сегодня речь.
1 ведущий:
Сорок первый! Июнь!
Год и месяц борьбы всенародной,
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя
2 ведущий:
22 июня 1941 года в четыре часа утра первые бомбовые удары нарушили мирный сон российских городов. Началась Великая Отечественная война.
1 ведущий:
А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда – либо сложенных людьми.
Звучит песня «Священная война» (слайд 3)
Ученик 1:
История создания песни «Священная война» очень интересна. Однажды утром, в здании Дома Красной Армии, во время завтрака к композитору Александру Васильевичу Александрову подошел политработник с газетой «Известие» в руках:
- Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева- Кумача. Может, напишите песню?
Александров взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили её.
Утром следующего дня, едва успев родиться, «Священная война» начала выполнять свой солдатский долг. Впервые она прозвучала на Белорусском вокзале… Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махоркой – у каждого своя дума.
Позже Александров рассказывал: «Сначала нас никто не заметил. Но вот – первые такты песни… Знаете, об успехе можно судить не только по аплодисментам. Весь вокзал словно замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вдруг встает один, другой, третий… Все! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины – и шквал. Требовали: «Ещё!» Исполнили ещё раз, потом третий, четвертый…»
Прошло время, и эту песню назвали музыкальной эмблемой Великой Отечественной. А для первых слушателей это была просто песня. Может быть, самая последняя в их жизни.
2 ведущий:
Битва за Москву – крупнейшая битва Второй мировой войны. Она продолжалась около шести месяцев. В ней участвовало с обеих сторон более трёх миллионов человек, около трёх тысяч танков, две тысячи самолетов…
1 ведущий:
Разрабатывая планы войны против Советского Союза, гитлеровские стратеги огромное значение придавали взятию Москвы. Тщательно разработанная фашистами операция «Тайфун» началась 30 сентября.
2 ведущий:
Мужественно встретила столица надвигающуюся опасность. Москвичи превратили город и подступы к нему в неприступную крепость, и защита Москвы вылилась в героическую эпопею.
1 ведущий:
Алексей Сурков так описал время, когда было написано стихотворение, ставшее впоследствии «Песней защитников Москвы»:
… Жестокая беда фашистского наступления настигла нас в первых числах октября. Под ударами врага фронт развалился, и бронированные орды, подминая полки, дивизии, армии, хлынули к Москве с запада, начали обтекать её с юга и севера, с пугающей быстротой приближаясь к Москве…
2 ведущий:
Впервые стихотворение Суркова было опубликовано в газете Западного фронта «Красноармейская правда» 3 ноября 1941 года. А неделю спустя их напечатала «Вечерняя Москва». Позже композитор Борис Андреевич Мокроусов положил эти стихи на музыку. А когда пришли долгожданные и радостные дни нашего наступления и разгрома фашистских войск на подступах к столице и на экраны вышел полнометражный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», «Песня защитников Москвы» прозвучала в нем целиком в исполнении оркестра и хора. С той поры она стала военным маршем Красной Армии, гимном защитников Москвы
Звучит «Песня защитников Москвы»
1 ведущий:
Уходя на фронт, солдаты оставляли самое дорогое в жизни: родителей, жен, детей. И там, где гремели оружия, виднелось зарево пожаров, где не было места для нежности и ласки, бойцы помнили о тех, кто ждет их домой. Порой, только вера в победу, надежда на скорое возвращение и встречу с любимыми поддерживали и спасали в трудные минуты.
2 ведущий:
Естественно, тема любви не могла не быть затронутой в песенном творчестве. Тут же вспоминаются : «В землянке», «Огонек», «Темная ночь», «Жди меня» и другие песни.
Ученик 2:
Песня «В землянке» сразу же, безоговорочно была принята – и сердцем солдата, и сердцами тех, кто ждал его дома. А стихотворение, из которого она родилась, появилось, в общем-то случайно. Поэт Алексей Сурков написал жене с фронта шестнадцать «домашних» строк. Написал в 41-ом, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале сорок второго не пришел во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тогда Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав, отдал Листову.
Через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил у фотографа Миши Савина гитару и запел. Все свободные от работы по выпуску номера слушали, затаив дыхание…
Звучит песня «В землянке»
Ученик 2:
И песня «пошла». По всем фронтам – от Севастополя до Ленинграда и Полярного. Правда, некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага» - упаднические, «разоружающие». Просили и даже требовали про смерть вычеркнуть. Но портить песню было уже поздно. О том, что с песней «мудрят», дознались на фронте, и однажды Сурков получил письмо от шести танкистов-гвардейцев. Танкисты писали: «Мы слышали, что кому-то не нравится строчка «до смерти четыре шага». Напишите для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть: мы-то знаем, сколько до неё, до смерти».
И в наши дни песня эта остается одной из самых дорогих и любимых, она звучит у походного костра, на солдатском привале.
Ученик 3:
Еще одна из самых популярных песен военных лет, «Темная ночь», была написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма «Два бойца» весной 1942 года. Фильм рассказывал о фронтовой дружбе двух солдат, роли которых исполняли Борис Андреев и Марк Бернес. Идея «оживить» эпизод в землянке лирической песней возникло спонтанно. Мелодия была написана композитором буквально за один вечер. Но не было текста. В это время в Ташкент, где снимался фильм, приехал с фронта поэт Владимир Агатов. Обратились к нему. Прослушав мелодию, он тут же набросал слова. В таком виде, без всяких изменений песня и вошла в фильм. По свидетельству Константина Симонова весной 1943 года «Темная ночь» «была на устах буквально у каждого фронтовика», потому что «вместила в себя мысли и чувства миллионов людей».
Звучит песня «Темная ночь»
1 ведущий:
Долгая дорога войны пролегла на страшных четыре года. На этой дороге взрывались мины, пылали огнём мосты, над нею кружились вражеские самолеты. Шли солдаты в летний зной и зимнюю стужу. Шли навстречу пулям и огню. До самой победы. И про эти дороги Анатолий Новиков и Лев Ошанин написали в 1945 году песню «Эх, дороги». Композитора и поэта волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня могла быть написана только в 1945 году с позиций знания всего, что произошло на войне. И она была написана.
Звучит песня «Эх, дороги»
2 ведущий:
Каждый год войны рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу – все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа…
1 ведущий:
Война закончилась… Но память поколений,
Как фронтовая дружба, вечна и тверда.
Нас никогда, никто не ставил на колени
И не поставит ни за что и никогда.
2 ведущий:
Песня «День Победы» появилась на свет спустя три десятилетия после того, как отгремели последние залпы Великой Отечественной.
Ученик 4.
Поэт Владимир Гаврилович Харитонов рассказывал:
- Давно мечтал об этой песне. Но все не находилось главной строчки, которая бы определила весь её настрой. И вдруг однажды вырвалось: «Это радость со слезами на глазах…» Да, конечно же, именно это самое главное! И тут же, сразу, буквально на одном дыхании написал весь припев.
А потом надо было найти начало песни. Я ходил по комнате и вспоминал, вспоминал… как в двадцать лет стал курсантом пехотного училища и как через год на Волоколамском шоссе рядом с панфиловцами мы сдерживали фашистскую орду… думали ли мы, мечтали ли тогда о победе? Конечно. Но как бесконечно далеко до нее в ту пору было. Сколько крови, сколько дорогих могил было ещё впереди…
«Этот день мы приближали, как могли…» - совсем не случайно я повторил эту строчку в песне трижды, сделал её рефреном ещё в запеве. Потому что эта мысль для меня очень важна: ведь именно так было с каждым моим соотечественником… это и про мою маму, которая все четыре года работала медсестрой в госпитале. И про отца, заслужившего в ту пору орден Ленина. И про мою жену, которая тогда ещё совсем девчонка, на крыше вот этого самого дома на улице Горького тушила зажигательные бомбы…
Стихи сложились, и я отдал их Давиду Тухманову, с которым мне работается особенно радостно и чей талант ценю очень высоко. Через несколько дней – телефонный звонок: Давид Федорович сообщил, что песня готова.
Песню невозможно слушать без слез. Тухманов нашёл для нее такую интонацию, что она сразу вонзилась в сердце…
Звучит песня «День Победы»
1 ведущий:
Каждое время оставляет нам «шедевры песенного творчества», значимость которых, зачастую, удается оценить спустя многие годы. Время неумолимо, оно «разрушает города и цивилизации», более того, оно властно над памятью людей, которые помнят только то, что хотят помнить. А вот песни остаются. Песни остаются и начинают жить своей жизнью.
2 ведущий:
Зарифмованные фразы, положенные на музыку обладают магическим свойством - они существуют вне времени, а нередко способны повернуть его вспять или вернуть нас во времена своего появления. Так и песни военных лет, которые мы помним и любим до сих пор. Без этих песен немыслимо представить себе историю Великой страны, одержавшей победу над фашистской Германией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Песни огненных лет. Урок литературы в 7 классе
На данном уроке учащиеся знакомятся с историей создания песен, посвящённых Великой Отечественной войне....
Урок литературы в 5 классе. Литература XIX века. Итоговый урок.
План-конспект урока литературы в 5 классе. Проверяет знание обучающимися текстов изученных произведений; фактов биографии писателей и поэтов 19 века; литературоведческих терминов;а также навыки вырази...
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....