Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева.
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tyutchev.doc36.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева.

         Оформление:

- Эпиграф:                                  «Но то, что мните вы,

                                                     Природа: не слепок, не безумный лих-

                                                     В ней есть душа, в ней есть свобода,

                                                     В ней есть любовь, в ней есть язык…»

                                                                                Ф. И. Тютчев.

Портреты Тютчева и Чайковского.

Картины русских художников о природе; пьесы П.И. Чайковского «Времена года».

Вступительное слово учителя.

        Литературно-музыкальная композиция «Времена года» посвящена творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева. Послушайте стихотворения Тютчева о природе, характеризующие различные времена года, и постарайтесь найти в музыкальных пьесах композитора Чайковского темы, образы, различные чувства, связанные с определенным временем года.

Ведущий 1: Поздней осенью 1803 года в Орловской губернии, в семье помещика, родился будущий известный  русский поэт Федор Иванович Тютчев.. Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи.

Ведущий 2: Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу в Германию,  а затем в Италию. Там, на чужбине, он прожил более двадцати лет. Память о родине, любовь к природе продиктовали ему строки, полюбившиеся впоследствии многим поколениям читателей.

Ведущий 1: После возвращения на родину Тютчев служил в Петербурге и писал стихи, не для печати, а для себя, для близких знакомых.

Ведущий 2: Тютчев был почти ровесником Пушкина (моложе его на 4 года). Но когда Пушкин уже был знаменит, Тютчева мало кто знал как поэта. Пушкин один из первых оценил его стихи и напечатал их в 1836 г. в своем журнале «Современник». А первый сборник стихов Тютчева вышел в свет еще почти двадцать лет спустя, в 1854 г., когда поэту исполнилось уже 50 лет.

Ведущий 1:  Стихи Тютчева высоко ценили В.Жуковский, А.Пушкин, Л.Толстой. И Тургенев, подготовивший к печати первый сборник стихотворений  поэта, писал о Тютчеве в предисловии: «Чувство природы в нем необыкновенно тонко, живо и верно».

Ведущий 2: Более 200 лет прошло со дня рождения Тютчева. Но стихи его о родной природе не стареют.

Время года «Осень».

Выразительное чтение:

  1. «Осенний вечер» (Антонова Елена)
  2. «Обвеян вещею дремотой» (Качка Антон)
  3. « Есть в осени первоначальной» (Маркарян Лилия)
  4. «Слезы людские» (Коваль Роман)
  5. «Листья» (Колесникова Ирина)

   

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Осенняя песня».

Учитель:

Пьеса «Осенняя песня» -это песня о расставании с уходящим летом, сожаление об увядающей природе. Интонация широко напевная, как протяжная русская песня, сочетается с речитативными…. декламационными, близкими к человеческой жизни.

В интонациях- вздохах слышны и душевная боль, и безысходная печаль. Это- элегия осени в жизни человека.

Время года - зима.

Выразительное чтение наизусть стихотворений.

1. « Еще земли печален вид» (Волкова Екатерина)

2. « Чародейкою зимою» ( Гофман Наталья)

3.Зима недаром злится» ( Денисенко Денис)

« Святки» или « Рождество» ( Декабрь) – торжественная, праздничная, интонация светлой радости, порыв к счастью, и вместе с тем раздумье о прошедшем.

Время года- весна.

Выразительное чтение наизусть стихотворений.

  1. «Весенняя гроза» (Польский Сергей)
  2. « Неохотно и несмело» (Еременко Алена)
  3.  «Успокоение» (Антонов Иван)
  4.  « Весенние воды» (Бордовицина Елена)
  5.  « Первый лист» (Шепель Кристина)

Апрель « Подснежник» (« Капель»)- композитор передает настроение ожидания весны, волнующих радостное, трепетное, устремленное навстречу солнцу, надеждам и счастью. В нем, как и в каждом из нас, приход весны вызвал упоение расцветающей природой, необычайное воодушевление и подъем духа.

« Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своею роскошною силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зеленую травку! Как радуешься прилету грачей,  а за ними жаворонков! Такую любовь к весне вы почувствовали и в тютчевских строках, посвященных весне.

Время года- лето.

Выразительное чтение наизусть стихотворений.  

  1. « Смотри, как роща зеленеет» (Рябых Владимир)
  2. « В небе тают облака» ( Зинковская Елена)
  3. « Летний вечер « ( Кулатаева Екатерина)
  4. « Не остывшая от зноя» ( Шапоренко Владимир)
  5. «Как неожиданно и ярко» (Панпурина Светлана)
  6. « Тихой ночью, поздним летом» (Провидова Виктория)
  7. « Как весел грохот летних бурь» ( Бондарев Анатолий)

Лето» Жатва» ( август)- мы услышали голос народа во время труда- веселый, игровой, в то же время протяжный, грустный. Во время работы мы услышали, как выражается удаль, задор, добродушный юмор народа.

    Заключение. Слово учителя.

Тютчев и Чайковский выразили свою любовь к родной природе, к родной земле, людям, быту с праздничными обрядами и трудовыми буднями. И действительно, в искренних, правдивых строках Тютчева и музыкальных образах пьес Чайковского выражается национальный характер, составляющий суть их творчества. Они выражают жизнь природы, которая тесно связана с жизнью людей, волнующе передают и порывы к счастью, и мечтательность и  размышления, грусть и надежду, светлую радость и тревогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совершенствование навыков монологической речи на немецком языке в прошедшем повествовательном времени (Imperfekt) на основе текста “Баварский период жизни выдающегося русского поэта Ф.И. Тютчева”»

Цель:совершенствование умения работы с текстомразвитие навыков высказывания собственного мнения по темеупотребление в речи прошедшего повествовательного времени Imperfekt на уже известном из уроков ли...

"Мин Тукайга киләм" Презентация по творчеству великого татарского поэта Габдуллы Тукая

Презентация по творчеству великого татарского поэта Габдуллы Тукая...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной " Есть память обо мне , есть в мире сердце, где живу я..."(посвящается великому русскому поэту А.С.Пушкину).

Сценарий предназначен для школьников старших классов. Данная методическая разработка поможет ввести учащихся в атмосферу жизни и творчества поэта, раскрыть "тайну бессмертия" великого мастера слова, в...

Презентация "Жизнь и творчество великого татарского поэта Габдуллы Тукая"

Творчество Г.Тукая изучается в рамках уроков раздела "Поэты народов России". В презентации представлены факты из жизни Тукая, фотографии, связанные с местами его нахождения, а также его вели...

Урок "Времена года" по творчеству русских поэтов

Комбинированный урок по творчеству русских поэтов "Времена года"...

ЛИТЕРАТУРНО - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР «М.Ю. ЛЕРМОНТОВ - ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПОЭТ, ОФИЦЕР, ГРАЖДАНИН"

Звучит музыка.Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья!Сегодня мы будем говорить о великом поэте России, преемнике А.С.Пушкина, Михаиле Юрьевиче Лермонтове. Если бы он не погиб так рано.... Лермонтов не ...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Времена года в творчестве уральских поэтов"

Данная разработка подготовлена для проведения урока литературы на региональном материале. В  ней представлен конспект урока, презентация и приложения. Это поможет без затрат времени подготовить и...