А.С.Грибоедов
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Материал по жизни и творчеству А.С.Грибоедова, анализ комедии "Горе от ума", статьи И.А.Гончарова "Мильон терзаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon griboedov.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 21

Хроника жизни и творчества А.С.Грибоедова

Цель – изучение биографии А.С.Грибоедова, контроль знаний

1 Вступительное слово

В 1816 г. появилась статья, автор которй резко критиковал знаменитую Балладу Жуковского «Людмила». Имя же самого автора статьи стало известным в литературном мире. Это был А.С.Грибоедов. Кто он был: критик, драматург, военный, дипломат, музыкант, политик?

Судьба Г. трагична, прекрасна и таинственна. Достоверно не извесно в каком году он родился (1795|1794|1790 год), и погиб при загадочных обстоятельствах.

2 Проверка ДЗ – опровергните или подтвердите инфомацию

- Грибоедов родился в обедневшей дворянской семье

Нет, Грибоедов родился в обеспеченной дворянской семье, отец был отставным военным, мать умная женщина и деспотичная помещица

- Первыми учителями Грибоедова были библиотекарь Московского университета Петрозилиус и гувернер Богдан Иванович Ион, закончивший геттингенский университет в Германии

Да

- В 13 лет поступил в университет

Мы не можем с точностью ответить на этот вопрос, так как точная дата рождения Грибоедова не известна, но в период с 1806 по 1812 г он обучался в университете

- Закончил за 6,5 лет у факультета

Да, он заканчивает философский и юридический факультеты Московского университета. Закончить третий факультет математики и естественных наук, а также сдать экзамены на получение ученой степени доктора юридических наук помешала Отечественная 1812 г.

- Знал четыре языка: английский, французский, немецкий, итальянский

Нет, он знал перечисленные языки, латинский, греческий, также занимался изучением восточных языков

- Грибоедов – замечательный композитор

Да, известны 2 его вальса

- Грибоедов – известный дипломат

Да, он долгие годы работал в Персии, на Кавказе, вел дела по дипломатическим отношениям с Турцией, участвует в военном походе на Эриван, отправляется в персидский лагерь для переговоров, формирует ряд статей Туркманчайского мирного договора и в 1828 г. привозит его в Петербург для утверждения. Был выдающимся дипломатом, но не все его предложения и планы были одобрены правительством Николая I. Грибоедов тяготился государственной службой, мечтал о другом поприще, но его заставили служить, упрятав в политическую ссылку

- Щедро награжден правительством за подписание мирного договора с Персией

Да, Грибоедов с почетом был принят императором, награжден чином статского советника, орденом и четырьмя тысячами червонцев, был назначен на пост полномочного министра в Персии

- Участвовал в войне 1812 г

Нет, несмотря на слабое зрение, он поступил добровольцем в Московский гусарский полк. Непосредственно в военных действиях ему участвовать не пришлось, о чем он очень сожалел

- В период службы в армии в журнале «Вестник Европы» вышли его первые произведения

Да, это были очерки «Письмо из Брест-Литовского к издателю «Вестника Европы» и статья «О кавалерийских резервах»

- Пушкин, Грибоедов и Кюхельбекер познакомились на вечере в литературном салоне

Нет, они познакомились 15 июня 1817 г. в здании Министерства иностранных дел, где находились по служебным делам

- В Персию сослан за причастность к восстанию декабристов

Нет, общеизвестна идейная близость Грибоедова к декабристам, но непосредственного участия в востании он не мог принимать, т.к. был на Кавказе, причина же его переезда в Персию в следующем. В 1817 г. произошла дуэль А.П.Завадского с В.В.Шереметьевым, закончившаяся гибелью последнего. Развязкой этой дуэли стала дуэль между секундантами – Грибоедовым и А.И.Якубовичем, где в руку был ранен Грибоедов. Он решил изменить свою жизнь, т.к. тяжело переживал последствия этой дуэли, и принял предложение стать секретарем русской дипломатической миссии в Персии, и в 1818 г. выезжает на Восток

- «Горе от ума» - трагедия, написанная в 1826 г.

Нет, комедия, написанная в 1824 г.

- Гибель его была случайной

Нет, Гибель Грибоедова была результатом продуманного плана, хотя персидское правительство уверяло, сто это трагическая случайность, в свою очередь российское правительство не сделало ничего, чтобы восстановить истину., оно было опознано по шраму на кисти руки, прострелянной во время дуэли

- Погиб в Тегеране

Да, 30 января 1829 г. огромная толпа, вооруженная чем попало, подстрекаемая религиозными фанатиками, напала на здание русского посольства. Все русское посольство (37 человек) было буквально растерзано. По некоторым данным растерзанное тело Грибоедова в течение трех дней таскали по улицам Тегерана, а потом бросили в яму. Русское правительство потребовало выдачи тела. 11 июня 1829 г. А.С.Пушкин, направлявшийся в действующую армию, по дороге из Тифлиса в Каре, встретил простую арбу в сопровождении нескольких грузин. «Откуда вы?» - спросил Пушкин. «Из Тегерана». – «Что везете?» - «Грибоеда...»Так Пушкин узнал, что пророческие слова Грибоедова о собственной гибели, сказанные им в Петербурге при расставании, сбылись

- Похоронен в Тифлисе, в монастыре Давида

Да, незадолго до отъезда в Персию Грибоедов, как бы предвидя свою гибель,говорил жене: «Не оставляй моих костей в Персии: если умру там, то похорони меня в Тифлисе, в монастыре Давида». Там он и похоронен

- Автором слов: «Ум и дела твои бессертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?», написанных на могиле Грибоедова,  является жена Н.А.Чавчавадзе

 Да, Грибоедов женился в Тифлисе на  дочери грузинского поэта и генерала русской службы А.Г.Чавчавадце, княжне Нине Александровне в 1828 г., они пробыли вместе около 4 месяцев, и Грибоедов снова уехал в Персию, где был убит

- «Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа» считал В.Г.Белинский

Да

Грибоедов многое сумел сделать за свою недолгую жизнь. Из его литературного наследия самая долгая творческая жизнь суждена была комедии «Горе от ума».

Основными художественными принципами писателя стали «народность» и «истинность» в их нераздельности. Он ратовал за освобождение русской литературы от элемента подражательности, от механического перенесения на русскую почву заимствованный идей и сюжетов. Грибоедов считал необходимым искать литературный материал прежде всего в жизни современного русского общества, в истории, в народном быте. В противовес возвышенно-вычурному языку произведений сентименталистов и классицистов писатель обращается к городскому просторечию, к тому живому языку, на котором говорили люди того времени.

ДЗ чтение комедии «Горе от ума»

Чтение статьи в уч. «О комедии «Горе от ума» (1824)» с.147-156, конспект

(особое внимание на историю создания и характеристику образов)

Ответить на вопросы устно – 1, 2, 12 с. 164

Начать учить монолог Фамусова или Чацкого

Урок 22

Знакомство с персонажами комедии «Горе от ума» (Iдействие )

Цель – анализ списка действующих лиц, характеристика героев произведения, изучение истории создания комедии Грибоедова

                                              «Горе от ума» - феномен, какого мы не видели от времен «Недоросля»,

                                                                                      полна характеров, обрисованных смело и резко;

                                                                  живая картина московских нравов, душа в чувствованиях,

                                                                             ум и остроумие в речах, невиданная доселе беглость

                                                                                                   и природа разговорного языка в стихах.

                                                                         Все это завлекает, поражает, приковывает внимание

                                                                                                                                                   А.Бестужев

1 Вступительное слово

Грибоедов – человек одной книги. Если бы не «Горе от ума»,

Грибоедов не имел бы в русской литературе совсем никакого места

                                                                                           В.Ф.Ходасевич

Действительно, Грибоедов вошел в историю русской литературы как автор комедии «Горе от ума», хотя его перу принадлежат и другие произведения («Молодые супруги», «Студент» и др.), он – автор первой русской реалистической комедии.

2 История создания

Замысел комедии возник в 1816-20 гг., по некоторым данным в 1812 г., но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения из Персии.

С.Н.Бегичев, друг Грибоедова писал: «...план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге в 1816 г. и даже написаны были несколько сцен, но не знаю, в Персии или в Гризии Грибоедов во многом изменил его и уничтожил  некоторых действующих лиц». 

Существует версия, что сюжет комедии приснился автору: «Я пробудился...ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплил свечку в своей храмине, сажусь писать, и живо помню свое обещание: во сне дано, на яву исполнится!»

Комедия была завершена к 1824 г., тогда же возникает и новый вариант названия «Горе от ума», ранее было название «Горе уму». Комедия переписывалась от руки, отрывки напечатали только в 1825 г. в искаженном цензурой виде. Успех был потрясающий. Комедия вышла в сокращенном виде в 1833 г. уже после смерти автора, а в 1862 г вышла полностью.

3 Знакомство с персонажами комедии «Горе от ума»

- Прочитаем указатель действующих лиц. Назовите фамилии героев, которые дают нам представление о характере и качествах их обладателей

Фамусов – (от лат fama – молва, сплетня) – крупный и влиятельный чиновник, «благородный отец», поучает, наставляет на путь истинный молодое поколение, вдовец. В блистательном автопортретном монологе рекомендует себя как образец добродетели, но сам себя и разоблачает. «Монашеским известен поведением», тем не менее заигрывает со служанкой и говорит о крестинах у докторши. Обится всего нового. Главный враг – учение, ибо оно нарушает неподвижность мира, мечта – «забрать все книги, да и сжечь»

Молчалин – (он бессердечен, душа его молчит) – амплуа глупого любовника, сердечный друг Софьи, в душе ее презирающий, мечтает о Лизе, чинах и наградах. Его девиз – «угождать всем людям без изъятья», его главные качества «умеренность и аккуратность), «муж-мальчик, муж слуга, изжениных пажей – высокий идеал московских всех мужей

Скалозуб – образ идеального московского жениха, грубоват, доволен собою, богат, стремится к генеральскому чину, прикрывает свою глупость мундиром

Репетилов – от лат repeto – повторять, не имеет своего мнения

Тугоуховские – мотив глухоты, не желание слушать, воспринимать противоположную точку зрения

Хлестова – резкие суждения

Чацкий – Чадский – Чаадаев – это зашифрованный намек на имя Петра Яковлевича Чаадаева. Совей комедией Грибоедов предугадал его судьбу. Чаадаев издал трактат «Философские мысли» в 36 лет. Его система мировоззрения оказалась настолько неприемлемой для  николаевской России, что сам император провозгласил его сумасшедшим.

Молодой дворянин, наследник 300-400 душ, является связующим звеном двух сюжетных линий – сатирически обличает московское общество, оказывается втянутым в любовный треугольник

Горич  - (от горе) – бывший сослуживец Чацкого, изменившийся после женитьбы, ставший типичным московским мужем, подчинившимся мнению жены и света

Софья –  (значение имени «мудрая») – 17 лет, увлекается французскими романами и во время отсутствия Чацкого стала жертвой фамусовской Москвы, ее частью

Лиза – амплуа субретки, кокетка

Способы создания образов в комедии

  Рассматривая особенности построения системы персонажей и раскрытия характеров, необходимо иметь ввиду следующие обстоятельства:

А) автор создает образы по принципам реализма, сохраняя верность чертам классицизма и романтизма

Б) отказался от традиционного деления персонажей на положительных и отрицательных. Противопоставил традиционному способу создания персонажей, основывавшемуся на классических амплуа и гиперболизации какой-либо одной черты характера, способ изображения общественныъ типов, прорисованными через индивидуальную детализацию и многомерность характеров. Основную черту личности, которую автор считал главной, он обозначает приемом «говорящие фамилии». Важными средствами создания персонажей являются их поступки, их взгляды на существующие жизненные проблемы; характеристика данная другим лицом, самохарактеристика, сопоставление героев друг с сдругом, их противопоставление, ирония, сарказм.

Классификация героев драматургических произведений

Главные герой – герои, взаимодействие которых друг с другом развивает, определяет сюжет, ход действия событий (Софья, Чацкий, Фамусов, Молчалин)

Второстепенные герои – участвуют в развитии сюжета, но не имеют прямого отношения к нему. Их образы разработаны менее глубоко, чем образы главных героев (Скалозуб, Загорецкий, Лиза, Горич)

Эпизодические – Хлестова, Тугоуховские, Хрюмины, Репетилов

Герои-маски – их образы предельно обобщены, это образы-приметы времени, вечные человеческие типы (Скалозуб – тип солдафона, Загорецкий – «мастер услужить»)

Внесценические персонажи – герои, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают (Князь Федор, Кузьма Петрович, МаксимПетрович). Какова их роль? (расширяют рамки конфликта)

- А теперь обратимся непосредственно к тексту комедии. На первом плане изображена барская Москва, но в разговорах и в репликах возникает и образ столичного министерского Петербурга, и Саратовская глушь. В комедии выступают люди разного общественного положения

4 Беседа по содержанию I действия

-Какие?

- Чем являются 1-5 явления в плане развития сюжета? (экспозиция)

- Какова атмосфера в жизни дома Фамусова и сами его обитатели

- Как Грибоедов создает их характеры?

- Какую информацию и как мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?

- С какого момента начинается завязка действия? (С 7 явл., когда появляется Чацкий)

- Как и каким появляется Чацкий?

- Как его встречает Софья?

- Что раздражает Софью в Чацком? (желчный язык Чацкого)

- Какие чувства у Чацкого к Софье?

- Против чего направлена его ирония?

5 Подведение итогов

Т.О, анализируя содержание 1 действия, мы охарактеризовали персонажей комедии

ДЗ Словарная работа – сюжет, комедия, конфликт, композиция

Ответить на вопросы устно – 8, 9,10,12 с. 164

Выписать из I и  II действия цитаты, в которых употребляются слова «ум, умный, филосов»

Что, как и кого они характеризуют?

Урок 23

Смысл названия комедии. Основные сюжетные линии произведения

Цель – анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода и жанрового своеобразия

                                                        В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека,

                                     и этот человек, разумеется в противуречии собществом его оуружающим,

                                                                               его никто не понимает, никто простить не хочет,

                                                                                                          зачем он немножко повыше прочих

                                                                                                                                             А.С.Грибоедов

1 Повторение пройденного, проверка ДЗ

Комедия – один из видов драматического произведения.

Особенности:

- отсутствие авторского повествования

- ограничение действия пространственными и временными рамками

- раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта)

- организация речи в форме диалогов и монологов

В системе жанров классицизма – относится к низшему стилю. Одна из основных сюжетных линий – борьба двух претендентов за руку девушки, положительный герой  беден, но наделен высокими моральными качествами, счастливый финал

Комедия «Горе от ума» - произведение в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы рождены столкновением яркой личности с костным укладом.

Такое столкновение, «противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе действия» называется конфликтом. Конфликт обеспечивает развитие сюжета.

Сюжет – это «цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах». Сюжет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию.

- Какие элементы сюжета вы знаете? Чем они характеризуются? (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

- Какие можно выделить 2 конфликта и соответственно 2 сюжетных линии? (любовная и общественная;  любовный конфликт, который завязывается в начале пьсы,  осложняется противостоянием героя обществу)

 Обе линии развиваются параллельно, достигая кульминации (распространение сплетни о сумасшествии), любовная интрига получает развязку, а решение общественного конфликта вынесено за рамки произведения.

2 Смысл названия

Грибоедов-комедиогаф ставит перед собой иные цели, нежели осмеяние пороков и развлечение публики. Для их понимания следует обратиться к смыслу названия пьесы. Центральный вопрос, поставленный Грибоедовым в его произведении, можно сформулировать так: почему умный человек оказывается отвергнут и обществом, и любимой?

Проблема ума – это идейно-эмоциональный стержень, вокруг которого группируются остальные вопросы философского, социально-политического, национально-исторического и нравственного характера.

- Первоначально Грибоедов назвал комедию «Горе уму», в чем отличие этих двух названий?

Назвав Чацкого умным, а остальных герое – глупцами, Грибоедов недвусмысленно выразил свою точку зрения. Каждая из противоборствующих сторон считает себя умной, а безумный тот, кто не разделяет ее мнение. Возникает тема различных умов:

Ум Фамусова и персонажей его круга – умение приспосабливаться к любым жизненым условиям и извлекать материальную выгоду. Жизненный успех выражается в умении нажить душ, чинов, наград, удачно выйти замуж. Кто этого достиг, тот умный.

Ум по Чацкому – умение свободно и непредвзято оценить сами условия жизни с точки зрения здравого смысла и изменить эти условия, если они здравому смыслу не соответствуют.

Ум, только приспосабливающийся, Грибоедов склонен считать глупостью.

3 Анализ II действия комедии

- Какова роль I действия в развитии сюжета?

- Завязка какого конфликта происходит во II действии?

- Какова роль монологов Чацкого и Фамусова

- Кто является инициатором спора?

- Это люди одной или разных веков?

- Какие жизненные идеалы отстаивает каждый из героев?

- Кто такой Скалозуб? Как к нему относятся в доме Фамусова?

- В какой момент он появляется? Каковы его взгляды на карьеру и службу?

- К какому поколению по возрасту ближе Скалозуб, а по взглядам?

- Как ведет себя Чацкий?

- С 7 по 14 яление развивается любовная тема, получается ни один, а нескольео любовных треугольников: Софья – Молчалин – Чацкий

                            Софья – Лиза – Молчалин

                            Лиза – Петруша – Молчалин ...

Т.О., во втором действии начинает развиваться общественный конфликт и усложняется любовная линия пьсы

4 Чтение монолог наизусть

ДЗ Ответить письменно на вопр. 3, 5, 6 стр. 164

Урок 24

Анализ сцены бала. Третье действие как кульминация основного

конфликта

Цель – обучение анализу эпизода-сцены

1 Вступительное слово для обучения анализу эпизода сцены нам необходимо:

- Определить взаимоотношения персонажей

- Уяснить, что дает сцена для понимания характеров действующих лиц

- Показать, с помощью каких приемов расрываются характеры

- Показать роль данной сцены  в развитии действия и конфликта пьсы

- Понять значение сцены в раскрытии идейного содержания всего произведения

2 Беседа:

- Какие события предшествуют сцене бала

- Вспомните, что приводит Чацкого в дом Фамусова во II действии?

- В III действии Чацкий снова в доме Павла Афанасьевича, с какой целью на этот раз? (Добиться признания Софьи)

- Какие слова Софьи возвращают нас к проблеме ума?

- Почему Чацкий делает вывод «Она его не любит» Прав ли он? (Молчалин не достоин любви Софьи, так как жалок)

- Действительно ли Софья любит Молчалина?

Прочитать диалог Чацкого и Молчалина по ролям:

- Как ведет диалог Чацкий и Молчалин?

- Связан ли этот диалог с диалогом Чацкого и Фамусова во II действии, со сценой бала?

- Каким вам видится Молчалин?

С 5 явл. В доме Фамусова появляются гости. Зачитать сцены появления гостей

- Как Грибоедов вводит новых героев?

- Кто появляется сначала?

- Почему Чацкий едва узнает своего бывшего сослуживца Горича, что с ним произошло?

- Что важно для князей Тугоуховских?

- Какой принцип изображения этих героев? (сатирическое изображение через речь, позы, жесты, оговоренные автором в ремарках; говорящими фамилиями)

- Почему всех представленных героев принято объединять понятием «фамусовская Москва»?

- Кто является автором сплетни о сумасшедствии Чацкого?

- Как она распространяется?

- Почему все подхватывают эту сплетню? (связывает любовный и социальный конфликт)

Проследите по тексту масштабы распростанения сплетни

Возникновение сплетни  основано на собственных речах героя.

А) Чацкий примирятся с концом любви, иронизирует над ней  и сам называет сумасшествием.

Б) Софья: «Вот нехотя с ума свела!», затем с обидой повторяет «Он не в своем уме»

В) далее слух распространяется через героев, не имеющих даже имени

Г. N «Ужель с ума сошел?»

Г. D «С ума сошел»

Г) Загорецкий – Его в безумие упрятал дядя – плут. Он сумасшедший. Да, он сумасшедший. В горах изранен лоб, сошел с ума от раны. Безумный по всему. В уме сурьезно поврежден

Д) Хлестова – Уж кто в уме расстроен

Е) Фамусов – Сама его безумным называла

Выдумка приобретает характер сговора, заговора, превращается в донос

- В чем гости видят причины сумасшествия Чацкого? (в учености, в ране, в пьянстве, в любви)

- Чем заканчивается столкновение Чацкого и «больного» общества

- В чем трагизм (поднимает важные вопросы) и комизм (его никто не слушает) Чацкого

Подведение итогов

Третье действие кульминационное, четвертое – развязка. Гости разъезжаются, но социальный конфликт не находит развязки, он продолжается.

- Зачем автору необходимо появление Репетилова?

- Что обличает Чацкий в своем последнем монологе?

Любовный конфликт исчерпан.

ДЗ Ответить устно на вопрос 4 с. 164

Выписать цитаты, характеризующие разное отношение представителей

«века нынешнего» и «века минувшего» к основным вопросам, затрагиваемым автором

Урок 25

Чацкий и «фамусовское общество».

Цель – обобщение и рассмотрение ключевых вопросов в конфликте «века нынешнего» и «века минувшего»

                                                                      Обсуждение по плану

1 Эпоха, отраженная в произведении

2 Фамусов и характеристика московского света

3 Характеристика воззрений Чацкого

Основной конфликт в комедии – общественный – столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Исторический рубеж «века нынешнего» и «века минувшего» - война 1812 г. Именно после войны сложилось 2 политических лагеря – передовой дворянской молодежи и консервативный феодально-крепостнический лагерь. Их столкновение воплотилось в конфликте «века нынешнего» и «века минувшего»

- Почему?

- Кто является идеологом (выразителем идей) «века нынешнего» , а кто - «века минувшего»?

 - Как ведет себя Чацкий в свете?

А) появляется после трехлетнего отсутствия

Б) дает желчные характеристики людям

В) говорит то, что думает

Г) его не вступать в противоборство, он приехал повидаться с Софьей

Д) уязвленный холодностью Софьи и задетый наставлениями ее отца, Чацкий не выдерживает напряжения и излагает свои убеждения в обществе Фамусова

Е) жизнь московского света оценивает со стороны, поэтому он объективен и критичен

З) высказвывания героя сближают его с позицией передовых людей того времени –декабристами

И) веками сложившиеся жзненные устои изжили себя, но они устраивают Фамусова и людей его круга, поэтому они ничего не хотят менять

К) Чацкий, объявленный сумасшедшим, покидает Москву

- Как ведет себя Фамусов?

- По каким вопросам происходит противопоставление?

Комментированное чтение

«Век нынешний»

«Век минувший»

Отношение к богатству и чинам

Чацкий:

Теперь пускай из на один,

Их молодых людей, найдется - враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний...

Чины людьми даются,

А люди могут обмануться...

Мундир! Один мундир» он в прежнем их быту

Когда-то открывал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету...

Где? Укажите нам Отечества сыны,

Которых мы должны принять за образцы

Фамусов о Скалозубе:

Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватпл,

Не по летам и чин завидный,

Не нынче завтра генерал...

Скалозуб:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы

Фамусов:

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячки две родовых, -

Тот и жених

Молчалин о Татьяне Юрьевне:

Чиновныые и должностные –

Все ей друзья и все родные...

Ведь надобно ж зависеть от других

Отношение к службе

Этот вопрос стоял еще со времен классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству (просвещенному монарху), а декабристы ставили на первое место служение Отечеству

Чацкий:

Кто служит делу, а не лицам

Служить бы рад, прислуживаться тошно

Фамусов:

Чин следовал ему, он службу вдруг оставил

Фамусов:

Тогда не то, что ныне,

При государыни служил Екатерине!

А у меня, что дело, что не дело,

Подписано, так с плеч долой...

Вы повели себя исправно,

Давно полковники, а служите недавно

Молчалин:

И награжденья брать и весело пожить?

Отношение  к иностранному

Взаимоотношение национального и европейского – важная для того времени проблема. Национальная самобытность – идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно

От нас потребуют с именьем быть и в чине,

А Гильоме...

Господствует еще смешенье языков:

Французского с нижегородским...

Что истребил господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья...

Воскреснем ли когда от чужевластья мод...

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев

А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

Откуда моды к нам, и авторы, и музы:

Грабители карманов и сердец!...

Дверь отперта для званных и незванных,

Особенно изиностранных...

Отношение к образованию

Чацкий иронизирует, но для него этот вопрос не решен окончательно:

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,

В ученый комитет который поселился

И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал и не учился?

Для Фамусовых образование – причина безумия Чацкого и ему подобных:

И в чтеньи прок-то не велик...

Как будто в жены их готовим скоморохам...

Ученье – вот чума, ученость – вот причина

Княгиня Тугоуховская о пед.университете:

Там упражняются в расколах и безверьи...

От женщин бегает, и даже от меня!

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник

Князь Федор, мой племянник.

Фамусов:

Уж коли зло пресечь;

Забрать все книги бы, да сжечь

Отношение к крепостному праву

Чацкиц и Фамусов противопоставлены не как защитник и противник крепостного права, а как противник злоупотреблений крепостным правом и русский барин

Он выменял на них борзые три собаки

Фамусов:

В работу вас, на поселенье вас!

Хлестова:

От скуки я взяла с собой Арапкук-девку да собачку...

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей...

Амуры и Земфиры все распроданы поодиночке

Отношение к московским нравам и времяпрепровождению

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот свататься – успел, а тот дал промах.

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах...

Да и кому в Москве незажимали рты

Обеды, ужины и танцы?..

Дома новы, да предрассудки стары...

Засудят о делах, что слово – приговор...

Поспорят, пошумят и ...разойдутся

А дамы?...Судьи всему, везде, над ними нет судей

А дочек...К военным так и льнут,

А потому что патриотки

Отношение к кумовству, протекции

Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,

Для замыслов каких-то непонятных,

Детей возили на поклон?...

Где укажите нам, Отечества сыны,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве...

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить...

При мне служащие чужие очень редки;

Все большесестрины, свояченицы детки...

Ну как не порадеть родному человеку!

Отношение к свободе суждений

Зачем же мнения чужие только святы?

А судьи кто:- За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима...

Молчалин:

В мои года не должно сметь

Свое суждение иметь

Отношение к любви

Сам это чувство сказать я не могу,

Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит

Не пожелал бы я и личному врагу

Лиза:

Грех не беда, молва не хороша!

Молчалин:

Вот и любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека...

Идеалы

В науки он вперил, ум алчущий познаний;

Или в душе его сам бог разбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным...

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы, на старших глядя...

На золоте едал, сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;

Весь при дворе, да при каком дворе!...

Упал он больно, встал здорово

Т.О., мы можем сделать вывод о различных системах мировоззрения как основе общественного конфликта в комедии «Горе от ума»

Характеристика воззрений Чацкого

Характеристика московского света

1 Обрушивается на отвратительные проявления крепостного рабства, на государственное устройство, устраивает «гоненье на Москву»

2 Человек чести противопоставляет высокое служение общественному благу, «делу», прислуживанию влиятельным  «лицам»

3 В обществе, где мундир и чин делают невидимыми «слабодушие» и «нищету рассудка» их владельца, Чацкий выступает за оценку людей по их нравственным качествам

4 Высмеивает поверхностное образование и примитивное воспитание, которое, следуя моде, «благородные» отцы доверяют «месье» и «мадам» «числом поболее, ценою подешевле»

5 Призывает относиться с уважением к истории страны, национальной культуре, языку, отказаться от «пустого, рабского, слепого подражанья», занять хоть у китайцев «премудрого...незнанья иноземцев»

1 Дорожит своим дворянством, надежно охраняет крепостнические порядки. Это общество строго иерархично. Чужие, оказавшиеся в этом кругу, вынуждены вести себя как приспособленцы (Загорецкий, Молчалин)

2 Относятся к службе как к средству добывать чины, «награжденья брать и весело пожить». Служа «лицам», а не делу, они спесивы с теми, «кому нужда», а с теми, кто выше, льстивы и любезны. Паразитический характер общества

3 Главная ценность – «золотой мешок», а ум и высокие душевные качества человека становятся источником «горя»

4 Ненавистьк просвещению: «ученье – вот чума, ученость – вот причина... Уж коли зло пресечь, Забрать все книги бы, да сжечь»

5 Копирование западноевропейских образцов во всем (французик из Бордо) или их неприятие (Фамусов)

ДЗ выписать из текста афоризмы

Домашнее сочинение:

«Век нынешний»  и « век минувший», Проблема ума в комедии Грибоедова

Каким я вижу А.А.Чацкого?,  Чацкий и Молчалин,   Образ Софьи Фамусовой

Традиции и новаторство Грибоедов –драматурга

Урок 26

Мастерство и новаторство Грибоедова – драматурга

Цель – рассмотрение комедии «Горе от ума» как новаторской на всех уровнях организации текста

                                                                                                 Будущее оценит достойно сию комедию

                                                                                    и поставит ее среди первых творений народных

                                                                                                                                                   А.Бестужев

1 Вступительное слово

Комедия «Горе от ума» - произведение замечательное и великолепное по замыслу и исполнению.

Комедия была написана во времена господствования классицизма, хотя в целом в литературе развивился романтизм и появлялись реалистические тенденции. Эта ситуация сильно повлияла на определение художественного метода произведения: комедия обладает традиционными классическими чертами, так и чертами романтизма и реализма.

2 Беседа

- Какие факты говорят о принадлежности комедии к различным художественным методам?

А) Черты классицизма. Какие?

- Соблюдается принцип единства времени и места – действие укладывается в одни сутки, происходит в доме Фамусова, но не соблюдается принцип единства действия – два конфликта, две сюжетные линиии: Софья – Чацкий – Молчалин

                                 Чацкий – фамусовская Москва

Писатель показал, что, завязавшись поначалу как любовный, конфликт осложняется противостоянием обществу, затем обе линии развиваются параллельно, достигая кульминации, любовный конфликт получает свое разрешение, а общественный – выходит за рамки произведения. Чацкий изгнан из фамусовского общества, но остается верен совим убеждениям. Общество не намерено менять своих взглядов – следовательно, дальнейшее столкновение неизбежно. В такой открытости финала, и даже в отказе показать торжество добродетели проявляется новаторство Грибоедова.

Выявленная Гончаровым, сюжетная двуплановость «Горя от ума», долгое время рассматиривалась как новаторская черта, определившая своеобразие комедии. Но сам Грибоедов в письме П.А.Катенину подчеркиваел единство личного и общественного в комедии. Общественно-сатирические и любовно-комедийные сцены не чередуются, что соответсвует традициям этого жанра XVIII века, а выступают как продуманное целое. Т.о., Грибоедов переосмыслил знакомые сюжетные схемы, наделив их новым содержанием.

- Сохраняется традиционная система амплуа: сюжет основан на любовном треугольнике, обманутый отец, образ служанки

Но традиционные рамки амплуа расширены: Чацкий терпит фиаско, Молчалин явно негативно изображен автором, Фамусов еще и является идеологом фамусовского общества

- При создании образов автор использует известный зрителю прием говорящих фамилий. Эти фамилии можно разделит на 3 типа (подберите примеры):

а) фамилии, указывающие на какую-либо черту – Репетилов

б) оценивающие фамилии - Молчалин

в) ассоциативные фамилии – Чацкий

- Комедия построена по классическим канонам трагедии – 4 действия, в III – кульминация, в IV- развязка. Необычность содержания и сюжетных решений с закономерностью привела к необычной композиционной структуре.

Б) Черты реализма:

- отступление от классических пьес – нет счастливого финала: добродетель не торжествует, порок не наказан. Количество персонажей выходит за рамки классических пьес – более 20 лиц

- социальная и психологическая типизация: типичные характеры в типичных обстоятельствах, точность в деталях

Каких героев считать главными, каких  - второстепенными, эпизодическими , зависит от их роли в конфликте, в постановке проблем, в сценическом действии. Так, общественное противостояние  выстраивается по линиям Чацкий-Фамусов, любовный конфликт  - Софья – Чацкий –Молчалин, становится очевидным, что из четырех главных героев Чацкий несет основную нагрузку, кроме того он выражает образ мыслей автора, т.е. несет в себе черты героя-резонера.

- комедия написана разностопным ямбом (ранее писалась александрийским стихом), передающим живую разговорную речь, особенности речи отдельных персонажей.

Комедия написана «не книжным языком, на котором никто не говорил, а живым, легким разговорным русским языком». Такой язык давал возможность создавать подлинно реалистические типы героев. Каждый из них говорит своим, присущим только ему языком, котрый становится средством речевой характеристики персонажей. Например, язык Фамусова выдержан в старинном стиле, речь Чацкого – книжная, с включением ораторских приемов, порой эмоциональна-лирическая, порой – сатирически-обличительная.

Немало аффоризмов вошло в современную речь, как говорил Пушкин «О стихах я и не говорю, половина должна войти в пословицу».

- Проверка ДЗ – афоризмы

«Вольный стих» «Горе от ума» подготавливал переход русской драматургии к прозаическому реалистическому языку, языку Гоголя, пушкина и др.

В) Черты романтизма. Какие?

- романтический характер конфликта

- наличие трагического пафоса

- мотив одиночества, изгнания главного героя

- путешествие как спасение от прошлого

Традиционно «Горе от ума» считается первой русской реалистической комедией. Грибоедов нарушил целый ряд жанровых и сюжетно-композиционных канонов, которые мешали ему отразить новое, не характерное для традиционных комедий, содержание.

Содержание комедии представляет собой сложный комплекс социально-политических, нравственных и национально-исторических проблем.

Грибоедов поднимает проблемы социально-политического устройства России; вреда бюроратии и чинопочитания, проблемы воспитания и образования молодежи, честного служения долгу и Отечеству, национальной самобытности русской культуры.

К числу философских проблем можно отнести проблему ума, смысла жизни, саястья, свободы личности, проблему судьбы.

  Среди социально-политических можно выделить проблему глубокого размежевания внутри дворянства. Большинство дворян устраивает та жизнь, которой они живут и они не хотят ее менять. Меньшинство же, напротив, стремится преобразовать современную им действительность. Завершая анализ содержания, необходимо обратить внимание на абсолютный характер противостояния действующих сил по всем вопросам: ни одна их сторон не только не способна на компромисс, но, напротив, совершенно убеждена в том, что истина принадлежит только ей. Это особенность национального сознания, в переломные моменты общество всегда раскалывается на сторонников нового и старого, люди не способны поставить себя  на противоположную точку зрения. В связи с этим особое внимание приобретает мотив глухоты, проявляющийся как на общественном, так и на межличностном уровне (например, отец оказывается глух к шалостям дочери, старается их не замечать, дочь не слушает предостережений горничной, Чацкий не слышит Софью, которая говорит ему о своей любви к Молчалину...). Глухота обыгрывается с помощью сатирических приемов, соотносящих нежелание слушать с глухотой в реальном смысле (образ Тугоуховских).

В названии произведения ставится не только проблема ума, там есть еще и слово «горе», котрое отсылает нас к драме героя, с ним происходит то, что мы называем драмой – он не понят ни любимой, ни обществом, объявлен сумасшедшим, изгнан. Но почему же мы определяем жанр как комедию? Автор в заметках назвал произведение «сценической поэмой», а различные исследователи предлагают диапазон от - поэтической лирики до повести и романа. Так или иначе перед нами комедия, но новаторская, не случайно ее не поняли многие современники Грибоедова.

3 Подведение итогов. Заполнение таблицы

Традиции

Новаторство

1 Соблюдение правил единства времение и места

2 Наличие традиционных черт в системе персонажей:

- любовный треугольник

- система амплуа

- герои – типы, маски

- говорящие фамилии

1 Нарушение правила единства действия. Конфликт приобретает двоякий характер, осмысленный в реалистической форме

2 Историзм в изображении действительности

3 Глубокое и многостороннее раскрытие характеров, индивидуализация в создании образов с помощью речевых и психологических портретов

4 Отказ от 5 действия как знака благополучной развязки

5 Новаторсво в вопросах языка и организации стиха (стилизация разговорной речи)

 

Т.о., и содержание, и все уровни формы произведения были решены Грибоедовым в новаторском ключе, приближавшем, насколько это было возможно, художественное произведение к действительности, что послужило одной из основ долголетия комедии.

ДЗ Читать ст. в учебнике Пушкин о «Горе от ума» с. 156 -157

Читать и конспектировать ст. И.А.Гончарова «Мильон терзаний»

Урок 27

Критика о комедии. И.А.Гончаров «Мильон терзаний»

Цель – обучение конспектированию и работе с критической литературой

1 Вступительное слово

В комедии «Горе от ума» было поставлено множество вопросов, на которые не мог быть дан однозначный ответ, многое для современников было новым и в структуре организации произведения, поэтому вокруг комедии развернулась серьезная полемика.

А.С.Пушкин из Письма Бестужеву А.А.:

... не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его – характеры и резкая критика нравов. В этом отношении Фамусов и Скалозуб превосходны. Софья начерчена неясно...Молчалин не довольно резко подл.. В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли что такое Чацкий? Пылкий, благородный  и  добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями.

Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и т.п.

О стихах я и не говорю - половина должны войти в пословицу.

В.К.Кюхельбекер из дневника

Дан Чацкий, даны прпочие характеры, он сведены вместе и показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов, - и только...но в сей-то именно простоте – новость, смелость, величие...

А.А.Григорьев ст. «По поводу нового издания старой вещи»

... единственное произведение, представляющее художественную сферу нашего  так называемого светского быта, а с другой стороны- Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы...Грибоедов казнит хамство и невежество...во имя высших законов христиарнского и человечески-народного взгляда.

Чацкий...честная и деятельная натура бойца,... то есть натура в высшей степени страстная...имеет еще и значение историческое. Он – порождение первой четверти русского XIX столетия.

Ю.Н.Тынянов ст. «Сюжет «Горе от ума»

Центр комедии – в комичности положения самого Чацкого, и здесь комичность является средством  трагического, а комедия – видом трагедии...

Грибоедов был человеком двенадцатого года «по духу времени и вкусу». В общественной жизни для него был бы возможен декабрь 1825 г. Он относился с лирическим сожалением к падшему Платону Михайловичу, с авторской враждебностью к Софье Павловне...с личной, автобиографической враждой к той Москве, которая была для него тем, чем была старая Англия для Байрона...В комедии с особой силой дан послевоенный равнодушный карьеризм... Фигура Скалозуба в «Горе от ума» предсказывает гибель николаевского военного режима.

Ю.М.Лотман ст «Декабрист в повседневной жизни»

...мы ощущаем Чацкого декабристом...Речь Чацкого резко отличается от слов других персонажей именно своей книжностью. Он говорит, как пишет, поскольку видит мир в его идеологических, а не бытовых проявлениях

Статья А.И.Гончарова «Мильон терзаний» (1871 г) - лучший критический разбор комедии, был написан через 50 лет после появления самой комедии. Критический этюд Гончарова поставил точку во многих спорах о произведении «Горе от ума», хотя и писал «мы здесь не претендуем произнести критический приговор...мы, в качестве любителя, только высказываем свои размышления».

2 Выступления  и обсуждение по плану (2 и 3 могут быть параллельными или последовательными)

А) Что такое вообще «Горе от ума»?

...комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия...Полотно ее захватывает длинный период русской жизни – от Екатерины до императора Николая. В группе 20 лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы..

В ней местный колорит слишком ярок, и обозначение самых характеров так строго очерчено и обставлено такой реальностью деталей, что общечеловеческие черты, едва выделяются из-подобщественных положений, рангов, костюмов и т.д.

Две комедии как будто вложены  одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой, это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел.

Б) «Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут»

Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут, как и сам, рассыпанный в них острый и едкий, живой русский ум, который Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибуд, в свой замок, и он рассыпается там злобным смехом...

Проза и стих слились здесь во что-то нераздкльное, затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный авторский ум, юмор, шутку и злость русского ума и языка...

В) «Давно привыкли говорить, что нет движения, т.е. нет действия в пьесе. Как нет движения?»

Есть – живое, непрерывное, от первого появления Чацкого на сцене до последнего его слова: «Карету мне, карету!»

Это – тонкая, умная, изящная и страстная комедия...верная в психологических деталях...замаскирована типичными лицами героев, гениальной рисовкой, колоритом места, эпохи, прелестью языка...

Г) «Чацкого роль – роль страдательная...хотя она в то же время и всегда победительна

Главная роль,  конечно – роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен...Он искренний и горячий деятель...Чацкий начинает новый век – и в этом все его значение и весь «ум»...Чацкий...готовился серьезно к деятельности...путешествовал не даром, учился, читал, принимался...за труд, был в сношениях с министрами и разошелся – не трудно догадаться почему...Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену.

Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу – не найдя ни в ком «сочувствия живого», и уехать, увозя с собой только «мильон терзаний».

Цайкий вбегает к Софье...Его поразили две перемены: она необыкновенно похорошела и охладела к нему...Он терпит от нее одни холодности, пока, едва задев Молчалина, он не задел за живое и ее...С этой минуты между ней и Чацким завязалсягорячий поединок, самое живое действие, комедия в тесном смысле...

«А судьи кто?» и т.д. Тут уже завязывается другая борьба, важная и серьезная, целая битва...

Образовалось два лагеря, или с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всей братии «отцов и старших», - с другой один пылкий и отважный боец, «враг исканий». Фамусов хочет быть «тузом»...Чацкий рвется к «свободной жизни», «к занятиям наукой и искусством» и требует «службы делу, а не лицам»...

Роль Чацкого – роль страдательная...Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие – и в этом их главное страдание, т.е. в безнадежности успеха...У него есть уже и единомышленники...Чацкий породил раскол

Живучесть роли Чацкого состоит не в новизне неизвестных идей, блестящих гипотез, горячих и дерзкихутопий...Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что жаглушает новую жизнь, «жизнь свободную»

Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже начатым веком. Его идеал...- свобода от всех этих исчисленных цепей рабства, которыми оковано общество...

Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.

Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий,и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва.

Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим.

Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого...

...Чацкий – по нашему мнению – из всех наиболее живая личность, и как человек, и как исполнитель указанной ему Грибоедовым роли...натура его сильнее и глубже прочих лиц и потому не могла быть исчерпана в комедии.

Д) «Софья – смесь хороших инстинктов с ложью...путаница понятий, умственная и нравственная слепота»

Все шито да крыто...Это ее мораль, и мораль отца, и всего круга. А между тем Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в которой жили все...Софья никогда не прозревала от нее и не прозрела бы без Чацкого – никогда за неимением случая. После катострофа, с минуты появления Чацкого – оставаться слепой уже невозможно. Его суда ни обойти забвением, ни подкупить ложью, ни успокоить – нельзя. Она не может не уважать его, и он будет вечно ее «укоряющим свидетелем», судьей ее прошлого. Он открыл ей глаза.

Это смесь хороших инстинктов сложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, - путаница понятий, умственная и нравственная слкпота – все это не имеет в ней характера личный пороков, а является, как общие черты ее круга...в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте...Недаром любит ее и Чацкий...ей достается свой «мильон терзаний».

3 Беседа (проверка восприятия, перессказать своими словами)

- В чем видит Гончаров особое положение «Горя от ума» в литературе?

- Каковы достоинства комедии?

- В чем горе, которое приносит Чацкому ум?

- Чацкий – победитель или побежденный?

- Какова оценка критиком образа Софьи?

- На какие спорные для вас вопросы ответил Гончаров? Насколько убедительно он это сделал?

ДЗ подготовиться к тестовой работе по творчеству Грибоедова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Александр Сергеевич Грибоедов

Грибоедов известен как писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума», которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России, а также источником мног...

А.С.Грибоедов.Биография (опорная схема).

На уроке учащиеся знакомятся с биографией А.С.Грибоедова, д с его трагической судьбой. Школьники учатся составлять опорную схему биографииАлександра Сергеевича Грибоедова...

Презентация к уроку литературы "А.С.Грибоедов"

Презентация к уроку литературы, посвящённому изучению биографии А.С.Грибоедова....

А.С.Грибоедов: жизнь и творчество

Презентация дает представление о жизни и творчестве А.С.Грибоедова, об нтересных и загадочных фактах его биографии....

А.Грибоедов "Горе от ума", анализ III действия. Строение СПП.

урок по литературет в 9 классе, урок по русскому языку в 9 классе...

Урок литературы .Грибоедов

Презентация к уроку...

А.С. Грибоедов

По страницам биографии и творчества А.С. Грибоедова...