А.Грибоедов "Горе от ума", анализ III действия. Строение СПП.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Сорокина Анна Анатольевна

урок по литературет в 9 классе, урок по русскому языку в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx13.81 КБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Совхозная средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по литературе в 9 классе

Тема: «Анализ III действия комедии А. Грибоедова «Горе от ума»»

Разработано учителем

русского языка
и литературы

Сорокиной а.А.

Тема: Анализ III действие.

 Цель:  обучение анализу сцены из комедии, определить кульминационный момент конфликтов.                              

                                                            Ход урока.

  1. Слово учителя.

Мы с вами  на предыдущем уроке обозначили, что  в комедии два конфликта: между Чацким и фамусовским обществом – общественный, между Чацким, Молчалиным и Софьей.  Завязка общественного конфликта начинается во 2-м действии – разговор о женитьбе на Софье перерастает в политический спор.

  1. Проверка домашнего задания.

Домашним заданием вашим было: выучить монолог, прочитать III действие. Монолог Чацкого и Фамусова является доказательством завязки общественного конфликта.

Чтение наизусть монологов (если дети не выучили, то выразительное чтение)

  1. Анализ  3-го действия.

- В каком действии завязывается любовный конфликт?

- Продолжает ли он развиваться в третьем действии?

  1. Прочитаем по ролям  1 явление 3-го действия.

- Что хочет узнать Чацкий от Софьи?

- Говорит ли ему об этом Софья открыто?

- удается ли ей обмануть Чацкого?

Вывод: Софья, сама того не замечая, в своем разговоре с Чацким открытым текстом говорит, что ей нравится Молчалин. (с.127, 129)

- Что держит Чацкого в доме Фамусова, ведь общение с людьми, которые здесь живут, ему не по сердцу, тяготит?

- Какое событие должно произойти в доме Фамусовых?

- На балу много гостей. Кто близок Чацкому, и кто не приятен?

- Что узнаем о Платоне Михайловиче?

- Чему удивляется Чацкий в результате общения с ним? (с.138)

Вывод: московские нравы делают людей одинаковыми, живущими по одному «уставу», принципу, стирается индивидуальность.

- Кто разносит сплетню о сумасшествии Чацкого?

- Почему фамусовское общество так быстро поверило сплетни о сумасшествии Чацкого? (он не такой, как все, общество его не приняло, оно отторгает его за ум, за любовь к родине, за его не похожесть на других, изоляция Чацкого от общества, ему нет здесь места, ему не комфортно здесь).

Вывод: Софья – девушка, которую любит Чацкий, участница любовного конфликта, человек, который разглашает сплетню – кульминация конфликтов.

- В чем, по мнению фамусовского общества, причина сумасшествия Чацкого? ( в уме, книгах, с.154).

 - Чем Чацкий отличается от фамусовкого общества?

- Чем заканчивается III действие? (монологом Чацкого, он одинок, его никто не слушает, все отворачиваются от него).

IV. Домашнее задание. Прочитать 4 действие, ответить на вопрос: Как разрешаются конфликты в 4 действии.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Строение сложноподчиненного предложения. Схемы СПП.

Цель урока: закрепить понятие о сложноподчиненном предложении; научиться представлять структуру СПП в виде схем; совершенствовать пунктуационные навыки.

Ход урока.

I. Лингвистическая разминка.

1. Сделать фонетический разбор слова дирижер.

2. Разобрать по составу и сделать словообразовательный разбор слова пешеходный.

II. Проверка домашнего задания.

- Чем  различаются ССП и СПП?

- Какие способы прикрепления придаточных вы знаете?

- Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?

 - Какую роль играют указательные слова?

- Каково место придаточных по отношению к главному?

III. Структура  сложноподчиненных предложений.

Повторение по тексту слайда строения СПП, схемы СПП, подчинительные союзы.

 Запись предложений у доски.

Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.

Мешают и заросли дикой малины, усеянные  неспелыми ягодами.

Увидев самолет в небе, я помахал ему рукой.

 В ходе проверке предложений учащиеся повторяют знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах.

Задание: переделайте эти предложения в СПП. Сверьте ваши предложения с предложениями на слайде. Все ли правильно вы сделали.

 Слово учителя. В русском языке существуют синонимичные конструкции, которые  по смыслу одинаковые, но разные синтаксически, они называются грамматическими синонимами.

IV. Схематический диктант.

Учитель читает предложения (между ними надо делать достаточные паузы), ученики записывают в тетради только схемы.

  1. Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. 2. Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». 3. Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим. 4. Но все же, неправда, - замечаем. 5. Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой. 6. Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. 7. Бывают сладчайшие, драгоценные глотки воздуха, которые человек помнит всю жизнь.

V. Вывод:  СПП разнообразны по своей структуре, придаточные предложения по отношению к главному могут занимать разные позиции.

VI. Домашнее задание.

Выписать из повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» 5 СПП, составить их схемы.

Совхозная общеобразовательная школа

Открытый урок по русскому языку в 9 классе.

Тема: Строение сложноподчиненного предложения. Схемы СПП.

                                                         Подготовлен учителем русского языка и литературы

                                                                     Сорокиной Анной Анатольевной

2009 -2010 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ раздела "Действия с десятичными дробями"

Изучение раздела "Действия с десячтичными дробями", анализ учебника линии "Сферы"...

"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"

На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...

"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"

На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...

"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"

На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...

Конспект урока "Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия."

Урок литературы в 9Б классе. 14 октября 2014 года.Рекомендуется как вводный урок по комедии....

Анализ урока физики "Строение вещества. Молекулы" (7 класс).

Познакомить учащихся с различными приёмами физического мышления, способами и методами постижения истины. Сформировать представление о строении вещества на основе самостоятельной  эксперимен...