Анализ раздела "Действия с десятичными дробями"
материал по алгебре (6 класс) по теме

Изучение раздела "Действия с десячтичными дробями", анализ учебника линии "Сферы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ содержания раздела «Действия с десятичными дробями» линии «Сферы»

с позиций содержания ФГОС

Учитель математики: Долинская К.С, МБОУ СОШ №7 ЗАТО Углегорск        

 Раздел «Действия с десятичными дробями»» занимает важное место в математике. Расширяется понятие числа. Десятичная дробь появляется как частный случай обыкновенной дроби, как способ записи дробей со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. Десятичные дроби имеют большую практическую значимость.

Данный раздел изучается в 6 классе. На изучение, которого отводится 27 часов. Из них два часа отводится на урок «контроля» и на урок «анализа, полученных результатов». Вводится понятие десятичной дроби, закладываются первоначальные представления о связи десятичных и обыкновенных дробей, рассматриваются критерии обращения обыкновенной дроби в десятичную. Большое внимание уделяется выработке навыков чтения и записи десятичных дробей, раскрывается их связь с метрической системой мер. Вопрос о сравнении дробей рассматривается в неразрывной связи с основным свойством обыкновенной дроби. Использование его позволяет установить важное свойство десятичных дробей, состоящее в возможности приписывания и отбрасывания нулей справа. Использование координатного луча позволяет этот вопрос сделать более доступным и интересным.

Сложение и вычитание десятичных дробей дается по аналогии со сложением и вычитанием натуральных чисел. Опыт учащихся по выполнению этих операций позволяет довольно легко сформулировать правило сложения и вычитания десятичных дробей.

Большое место при изучении сложения и вычитания десятичных дробей занимают: текстовые задачи, задачи на «движение по реке», решение уравнений, где данные задаются десятичными дробями.

Вопрос об округлении чисел рассматривается через понятия «приближенное значение числа с недостатком» и «приближенное значение числа с избытком».

В результате изучения темы ученики на уровне учебных действий должны:

- формулировать правила действий с десятичными дробями;

- вычислять значения числовых выражений, содержащих дроби;

-применять свойства арифметических действий для рационализации вычислений;

-исследовать числовые закономерности, используя числовые эксперименты;

-выполнять прикидку и оценку результатов вычислений;

- округлять десятичные дроби;

-находить десятичные приближения обыкновенных дробей;

-решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные зависимости между величинами;

- анализировать и осмысливать текст задачи, переформировывать  условие, извлекать необходимую информацию;

- моделировать условие задачи с помощью схем рисунков, реальных предметов

 - строить логическую цепочку рассуждений;

- оценивать полученный результат;

- осуществлять самоконтроль

В личностном направлении:

- знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей, десятичных дробей;);

- способствовать к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решение задач, рассматриваемых проблем;

- умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;

В метапредметном направлении:

- умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

- умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты и пр.)

 - умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;

 - умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

- применение приемов самоконтроля при решении учебных занятий;

- умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;

УМК «Сферы» содержит следующие учебные пособия: учебник, задачник, тетрадь-тренажер, тетрадь-экзаменатор.  В задачнике представлено большое количество заданий, как задания базовое уровня, так и сложного уровня. Имеются задания для самостоятельной работы, что облегчает работу учителя в поиске проверочных работ. В тетради-экзаменаторе представлены после каждого раздела задания для самоконтроля в виде тестов на два варианта. Анализируя учебник раздела «Действия с десятичными дробями» УМК «Сферы», можно охарактеризовать следующим образом (смотреть в таблицу 1)

Таблица 1

Компоненты анализа учебника

Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс  под редакцией Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.В. Суворова

Общая структура:

а) характеристика частей;

б) структура наименьшей части.

а) Материал в учебнике по данной теме представлен в четвертой главе «Действия с десятичными дробями», состоит из 5 пунктов:

1. Сложение и вычитание с десятичными дробями

2. Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000

3. Умножение десятичных дробей

4. Деление десятичных дробей

5. Округление десятичных

б) каждый пункт содержит теоретический материал, который подробно рассматривается на примерах. Имеются вопросы для проверки знаний и заданий, предназначенные для устной работы.

Представление задачного материала-

классификация

Задачный материал разбит на следующие основные блоки:

-упражнения для легкой  и более трудной работы в классе по теме данного пункта;

-упражнения для исследования, для самостоятельных работ;

-рассказы об истории возникновения и развития математики;

-рубрика «Что вы узнаете»;

 Представление текста задачи.

 

Задачи представлены:

- стандартным математическим текстом;

- наглядно-поисковым текстом.

Другие структурные особенности.

При изложении материала используются разный цвет и шрифт, различные значки, обозначающие:

-«ВНИМАНИЕ». Утверждения, которые нужно запомнить;

-«В ФОКУСЕ». Детали, на которые следует обратить внимание;

- «ЧИТАЕМ И ДЕЛАЕМ». Фрагмент текста, где по шагам описано определенные правила;

- «МАТЕМАТЧЕСКИЙ БЛОКНОТ». Фрагмент в которых содержится дополнительный материал;

- «ЗАПИСЫВАЕМ И РЕШАЕМ». Образцы записи решений, по которым можно следовать;

- «КНОПКА». Полезный справочный материал.

Методические особенности.

Характер изложения.

    Теоретический материал рассматривается  на конкретных примерах,  затем делаются обобщения.

    Это означает, что материал учебника изложен конкретным индуктивным методом.

Наглядность.

 Рисунки и чертежи  наглядно представляют теоретический и задачный материал.

Достоинства

В учебнике выделен текст для запоминания. Много рисунков и чертежей. Есть исторические сведения.

Форзац заполнен справочным  и занимательным материалом. Мягкая обложка. Цветная иллюстрация.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение десятичной дроби на десятичную дробь

"История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество" - говорил Н.М.Карамзин. Изучать математику также интересно, если в этом помогает наша история....

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Анализ урока в 5 классе "Деление десятичной дроби на натуральное число"

Анализ урока в 5 классе "Деление десятичной дроби на натуральное число"...

Анализ урока в 5 классе "Деление десятичной дроби на натуральное число"

Анализ урока в 5 классе "Деление десятичной дроби на натуральное число"...