Открытый урок литературы в 5-ом классе на тему "А.С.Пушкин. Стихотворение "Няне"
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме

Фархутдинова Алсу Минегалимовна

Использовать на уроках литературы в 5-ом классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока литературы в 5 классе.

Тема урока:   Биографические мотивы стихотворения

                         А.С.Пушкина «Няне».

Ход урока.

  1. Звучит музыка Г.Свиридова к повести «Метель».

Вступительное слово учителя:

- Прозвучала музыка Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель». Музыка эта особенна, вдохновляющая одновременно, при прослушивании которой невольно цитируешь строки из стихов Пушкина «Зимний вечер».

(Буря мглою небо кроет…А дальше продолжают учащиеся: То, как зверь, она завоет…), «Зимнее утро», «Зимняя дорога». (Соответствующие отрывки из этих стихов выразительно читаются учащимися наизусть).

  1. Выступления учащихся.
  1. Ученица. Пушкин! Когда же мы слышим его имя, мы вспоминаем знакомый облик: вьющиеся волосы, бакенбарды, большой рот с полными губами, светлые ясные глаза, красивые руки с длинными пальцами. Таким мы с детских лет знаем великого поэта по двум самым популярным портретам выдающихся русских художников – В.Тропинина и О.Кипренского. Орест Кипренский написал портрет по заказу друга поэта А.А.Дельвига. Этот свой портрет Пушкин ценил более других, он висел в квартире поэта на Мойке.
  2. Ученик. Пушкин – гениальный поэт, интересная личность, обаятельный человек – всегда привлекал внимание художников. Создано множество его изображений.

При жизни поэта было сделано 12 его портретов. На портретах он выглядит по - разному. Это объясняется особенностью его внешности. Лицо его было необычайно живым, поэтому выражение часто менялось.

  1. Учительница. Ребята, хочу обратить ваше внимание на картину, которая висит на доске. На этой картине художник изобразил поэта рядом со своей няней Ариной Родионовной. И сегодня мы поговорим о близкой подруге – няне поэта и о жизни этой замечательной русской женщины.
  2. Несколько учеников поподробнее рассказывают о жизни Арины Родионовны.
  3. Ученица – Арина («Ирина», «Иринья» по документам) Родионовна Яковлева родилась 10 апреля 1758 года в селе Суйда  в семье крепостных крестьян графа Ф.А.Апраксина, а через год это село перешло во владение прадеда Пушкина знаменитого Абрама Петровича Ганнибала. 22 года Арина Родионовна была его крепостной. Десяти лет она потеряла отца, оставившего семерых детей. В 1781 году вышла замуж за крепостного крестьянина Федора Матвеева из соседнего села. У них было четверо детей. С конца 1797 года Арина Родионовна живет с семьей Пушкиных как кормилица и няня.

Мудрая, заботливая, добрая, чуткая сердцем Арина Родионовна явилась для поэта как бы сосредоточением лучших черт простой русской женщины. В письме к своему любимцу из Михайловского в Петербург она пишет: «Любезный друг мой Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме…».

  1. Ученик. По свидетельству современников, Пушкин был необыкновенно чуток к малейшему проявлению доброго чувства по отношению к нему. Вот как в 1859 году ответил михайловский кучер Петр на вопрос литератора Тимофеева о том, любил ли Пушкин свою няню: «Арину - то Родионовну? Как же еще любил - то, она у него тут вот и жила. И он все с ней коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: «Здорова ли, мама, - он ее все мама называл. А она ему, бывало, этак нараспев: «Батюшка ты, за что ты меня все мамой зовешь, какая я тебе мать?» «Разумеется ты мне мать: не та мать, что родила, а та, что своим молоком вскормила».
  2. Учительница. Арина Родионовна умерла 31 июля 1828 года в Петербурге в доме сестры поэта Ольги Сергеевны.

            Самые трогательные строки, выражающие нежную и глубокую сердечную привязанность Пушкина, обращены к его няне. Это говорит о большой любви поэта к своей подруге-няне.

(Выразительное чтение стихотворения «Няне»).

  1. Что можно сказать, прочитав это стихотворение, об отношении поэта к своей няне?
  2. Какой вы представляете себе няню А.С.Пушкина?
  3. Как вы думаете, каким было настроение поэта, когда он писал это стихотворение?

(Выразительное чтение стихотворения по цепочке).

Задание на дом: Выучите стихотворение «Няне» наизусть.

Вывод – обобщение.

Пушкин был и остается гениальным поэтом, который умел создавать прекрасное, радоваться от души, умел любить, был храбр, он незаменимый собеседник, бескорыстный друг; Пушкин – самое дорогое, самое родное и близкое для каждого из нас. Он всегда с нами.

Читайте же Пушкина! Читать его стихи надо умело, не спеша, с пониманием. Обращайтесь к Пушкину всегда, в любое время, в любом возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы в 9-м классе по теме "Когда ты хочешь молвить слово…"

Литературный альманах «Когда ты хочешь молвить слово…» адресован ученикам 9 класса и может быть использован  в качестве обобщающего урока.   Цель урока:- учить сопоставлять темы и...

Конспект открытого урока литературы в 6-ом классе с применением ИКТ.

Цели и задачи:Подвести учащихся к основной идей произведения: деятельное сочувствие, сопереживание и помощь людям, попавшим в беду, позволяет проявиться лучшим качествам человеческой натуры.Уточнить л...

Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....

Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...

Открытый урок литературы в 5 «Б» классе по теме «Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

знать своеобразие творчества В. П. Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя; уметь определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою....