Русская литература XIX века
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Материал рассматривает общую тему - особенности русской литературы XIX века, литературно-общественные движения, развитие русской журналистики в указанный период, романтизм как тип художественного сознания, разработки по теме "Жизнь и творчество В.А.Жуковского", анализ баллады "Светлана"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 19_zhukovskiy.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 17

Отличительные особенности русской литературы XIX века. Периодизация литературного процесса

Цель – знакомство с особенностями современной концепции периодизации литературного процесса,

выведение типологических осоенностей русской литературы  века

Девятнадцатый век,

Он как будто за тонкой стеной.

Динь-динь-динь колокольчик –

В Тригорское, Болдино, Линцы.

Гром сражений. Балы.

Размышленья о жизни иной.

Декабристы. Студенты.

Поэты. Купцы. Разночинцы.

Строчки писем, стихов,

Протоколы в архиве сыскном –

В них страдают и любят,

Печалятся и острословят.
На дуэли спешат

И сидят в карантине чумном.

Ждут вестей из Хивы

И гремучие смеси готовят.

Им самим вся музыка

Минувшего века слышна:

О Петре говорят

И рабов, как Радищев, жалеют...

Промежуток в сто лет –

Так легко созерцать времена.

Современником быть,

На себе выносить – тяжелее.

                                                                О.Левитан

- Как вы понимаете это стихотворение, что является предметом его выражения, его темой?

- Какого настроение автора, передаваемое в строчках?

1 Вступительное слово

     Культура 19 века – культура сложившихся буржуазных отношений, на которую повлияли различные факторы: социальные, политические, промышленные (социальные революции и революционные движения, становление капиталистических отношений и мировоззрения, завершение промышленной революции, развитие технических наук и естествознания). Формирование индустриального общества ведет к усвоению нового образа жизни: расширяются образованность и грамотность. Общество становится демократичным. Большую роль играет рост национального сознания и международного культурного обмена. Это время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. В свою очередь, русская культура (прежде всего литература и музыка) получила мировое признание. Русская культура заняла почетное место в семье европейских культур.

     19 век в России – насыщенная, многогранная, во многом противоречивая эпоха. Этот век подарил нам величайших деятелей культуры, творения которых – бесценный вклад в сокровищницу человечества. В России, которая в начале  19 века стояла на пороге грандиозных реформ, напряженно пульсировала общественная жизнь, предлагая свои пути развития Отечества.

2 Лекция

Особенности литературы XIX  века

- следует передовым тенденциям литературы XVIII в

- отражает общественную жизнь и историческую обстановку, т.е. тесно связана исторической обстановкой и общественно-политическими движениями

- это литература вершинных имен, литература ярких индивидуальностей, которые стремятся выразить духовные поиски современников

- это время, когда происходит дальнейшее становление и развитие жанровых форм, стилей, направлений

- в центре внимания писателей и поэтов XIX в.

А) человек во всем многообразии его жизни

Б) характерные социальные и нравственные явления и проблемы эпохи

- литературный герой – всегда слепок художественного мира того или иного писателя, несущий на себе печать авторского идейно-художественного подхода к действительности

- герои достоверны, типичны и индивидуализированы одновременно

- это литература наиболее многосюжетна и многогеройна по сравнению с другими периодами

- классическая литература – канонизированная, образцовая, наиболее значительная

- это «золотой век» русской литературы, особенно поэзии

Периодизация литературы XIX  века

   Вопрос периодизации русской литературы является дискуссионным и сложным. Несколько десятилетий назад литературоведение на периодизацию литературного процесса переносила периодизацию революционно - освободительного движения. Это было связано с особенностями советской идеологии. Однако в современных условиях становится ясно, что литература, искусство развиваются по своим внутренним законам. Поэтому, такой механический подход суживает историко-литературный процесс. Задача современного исследователя -  многогранно и объемно изучит творчество писателей и поэтов XIX века. Современное литературоведение имеет возможности расширить рамки литературного процесса XIX века, вернуть забытые имена, направления, вернуть истинный облик многим писателям и поэтам (это касается и XX века, наверное, в большем смысле).  В основе современной периодизации – особенности историко - литературного развития.

Литература I трети XIX  века

                                                                   Искусство начала века – искусство целого, больших мер,

                                                                невероятных обобщений и общенациональной значимости

                                                                                                                                                   Н.Н. Скатов

Это период с 1800 по 1840 гг. Академик Скатов этот период литературы называет «началом всех начал». Именно в этот период закладывались основы всей русской классической литературы, ее основные темы, проблемы, эстетическое богатство и совершенство. В этот период можно выделить три вершинных имени: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Логика развития литературного процесса связана с этими тремя именами и переоценить их значение невозможно. Писатели более позднего периодов в своем художественном творчестве ориентировались на особенности литературы начала XIX века.

Литература II трети XIX  века

Это литература 40-60-х гг. Время формирования реализма как типа художественного сознания.

1842 г. выходят «Мертвые души» Гоголя, 1845 – сборник «Физиология Петербурга», ставший манифестом «натуральной школы». Вершинными именами этого периода можно считать Тургенева, Гончарова, Островского, Фета, Тютчева, Лескова, Некрасова, А.К.Толстого и других.

Литература III трети XIX  века

Это 70-80(90)-е гг. Время рубежное в истории и культуре России. Страна находилась в предверии нового историческогно идеала. Современники отмечали «дыханье завершения, итога». В тоже время это период расцвета великих гениев «дыхания рубежности»: Л.Н.Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Чехова

ДЗ Выучить материал

Подготовить рассказ о русской журналистике XIX века

Урок 18

Литературно-общественные движения XIX века.

   Цель – рассмотрение разнообразия литературного процесса (интегративные связи с историей Отечества и развитием журналистики)

1 Вступительное слово

   Литература как чуткий барометр отражает основные магистральные течения в общественной жизни, по своему трактует, интерпретирует даты, факты, события. В литературе в образной форме отражается общественная жизнь и историческая обстановка, вот почему, изучая литературу, необходимо знать и историю.

2 Повторение пройденного

- Какие периоды русской литературы XIX века выделяются в современном литературоведении, с чем это связано?

3 Лекция с элементами беседы (проверка ДЗ)

1 Литературно-общественное движение первой четверти XIX века (1800-25гг).

Период оганичен датами царствования Александра I. Важно отметить, что годы его правления имеют две разные тенденции и делятся на 2 периода. Рубеж – 1812 г. – Отечественная война. Первая половина срока его правления позволяет нам говорить об Александре как о царе-реформаторе. Об этих годах правления Пушкин говорил: «Дней Александровых прекрасное начало».

«Гроза  1812 г.» - с одной стороны, невероятный по своему духу патриотический подъем, с другой – резкая утрата иллюзий. Политика Александра резко «поправела», он не только не продолжал либеральные реформа, но и отменил то, что сделал. Вместо Сперанского правой рукой царя стал Аракчеев, и мыслящие люди ощутили невероятную нравственную утрату.

                                                                                                                     Любви, надежды, тихой славы

                                                                                                                             Недолго нежил нас обман,

                                                                                                                                     Исчезли юные забавы,

                                                                                                                        Как сон, как утренний туман

                                                                                                                                                      А.С.Пушкин

                                                                                                             Не сбылись, мой друг, пророчества

                                                                                                                                 Горькой юности моей

                                                                                                                                                            К.Рылеев

  В политической и идеалогической жизни утрата иллюзий выразилась в формировании оппозиционных настроений, кружков, обществ, печатных изданий. Пестель писал «ума клокотали». Формируется движение декабристов. Яркие полемики разворачивались на страницах многочисленных журналов.

- Какие журналы в это время выходили и кто были их издатели?

( Центрами журналистики становятся Петербург («Сын Отечества») и Москва («Вестник Европы», «Русский вестник»).

Приметой времени становится создание литературных обществ, салонов, кружков (Общество Шишкова, «Общество любителей русской словесности», общество «Арзамас» и др.)

Основная отличительная особенность – преимущественное развитие поэзии, лирики.

2 Литературно-общественное движение 30-х гг.  XIX века (1825-40 гг)

                                                                    Годы, которые следовали за 1825 г. были ужасны                                                                                                                                                                                           А.И.Герцен

В письме к Огареву Герцен писал: «Это было царство тьмы и произвола, гибели без вести, рабского замирания с платком во рту».

Огарев: «В эти годы Россия была впугана в молчанье и раздумье». Это годы реакции, Николаевского террора.

В 1826 г. была организзована Тайная канцелярия во главе с А.Х.Бенкендорфом. Реакция коснулась усиления социаль-политического режима.

В 30-е годы образовались кружки разной направленности – политической, литературной и философской (Герцена, Огарева, Станкевича, Белинского, Лермонтова). Их организаторы были сосланы на каторгу, отправлены в ссылку, в солдаты, исключены из университета. В это время закрывалсь многие передовае журналы и трудно было получить разрешение на печать. С большим трудом Пушкин издает «Современник». Абсолютно точный портрет эпохи дает Лермонтов в романе «Герой нашего времени».

На этот период приходится творчество Лермонтова, Гоголя,  Кольцова, Огарева и др. В это время начинает развиваться русская проза.

3 Литературно-общественное движение 40 (50)-х гг. XIX века (1840(42)-55 гг)

1842 г. – воходит поэма Гоголя «Мертвые души», возвращается из ссыки Герцен.

В 1855 г.  – развивается эстетика Чернышевского, умирает Николай I. Время наружного рабства и внутреннего освобождения. Рабство – в политике Николая I и феодально-крепостнических отношениях, внутренняя свобода проявилась в появлении социальной оппозиционной критики.

 Со смертью царя и окончанием Крымской войны заканчивается I половина XIX в. В 40-е гг. возникло два важных магистральных течения русской общественной мыли – западничество и славянофильство, идеалогическая борьба между которыми определила развитие общественной мысли на многие десятилетия. Основные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». И западники, и славянофилы находились в оппозиции к теории официальной народности, которая провозглашала, что основой правления является самодержавие, правосллавие и народность.

Славянофилы – предлагали особый самостоятельный путь развития, который заключался в том, чтобы вернуться к допетровской Руси, стать на патриархальный путь развития (Хомяков, братья Киреевские, Аксаковы, Самарин, Погодин, Языков, Шевырев, выражали свои взгляды в журнале «Москвитянин»)

Западники - за европеизацию России (Белинский, Огарев, Герцен, Тургенев, главный печатный орган – «Отечественные записки», «Современник» Панаева и Некрасова).

Эта борьба активизировала вопрос – «Кто мы русские?», что ускорило процесс становления национальной литературы.

4 Литературно-общественное движение 60 -х гг. XIX века (1855-66 гг)

1866 г. – первое покушение на Алескандра II.

1859-61 – складывается революционная ситуация, характеризующаяся крайней степенью обострения между правящим классом и низами

1861 – либеральный реформы, отмена крепостного права.

Общественная жизнь отражается в журнальной полемике. «Соременник», созданный Пушкиным в 1836 г., с середины века становится одним из главный журналов.

- Какие еще журналы?

В это время завершается формирование русского реализма (творчество Гончарова, Лескова, Тургенева, Некрасова, Достоевского, Фета и Тютчева).

5 Литературно-общественное движение 70 -х гг. XIX века (1866-81 гг)

                                                                                         Что-то новое надвигается в мире повсеместно

                                                                                                                                                    Тургенев И.С.

В это время обнаруживается грабительский характер реформ, возникают народные бунты, всеобщая неопределенность нарастает.

Это один из самых трагичных и героических периодов русской истории. Это возникновение, развитие и исход народнического движения. Это оппозиционное движение рождалось на соединении трезвого понимания реальной действительности и утопоческой веры в возможность  ее моментального преображения. Народническая теория оспаривалась в публицистике и критике. Ведущим журналом были «Отечественные записки». На это десятилетие приходится творчество народников, С.-Щедрина, Гл.Успенского и др., появляется народническая литература, поэзия и проза.

6 Литературно-общественное движение 80(90) -х гг. XIX века (1881-1900/1892 гг)

                                                                                       Необходимо «найти руководящую идею, которая,

                                                                             почти что как чудо, должна спасти Россию»                                                                                                                                                    Ф.М.Достоевский

1 марта 1881 г. – народовольцами «казнен» Александр II. Начинается эпоха реакции, закрываются газеты и журналы, учебные заведения. Ведущая фигура – Л.Толстой.

1892 – первое произведение Горького.

Заканчивает свое существование русский реализм XIX века, и творчество Чехова, Гаршина, Короленко и др. обуславливается поисками новых жанровых форм, появляются неореалистические тенденции, постепенно заканчивает свое существование «золотой век» русской литературы.

В 80 – 90 -х гг. XIX века. Центральная проблема литературы – взаимоотношения человека и общества. Главный вопрос – как найти личности опору в мире? Все чаще анализ современной жизни соотносится с идеалами вечными, общечеловеческими. Эпическое повествование становится невозможным. Возникает сверхтипический реализм – это художественное познание современности и оценка идеалов своего времени с точки зрения общечеловеческих ценностей, ведущая к сближению реалистического и романтического типов творчества.

4 Заполнение таблицы во время лекции:

Период

Историческая основа

Общественно-литературные течения течения

Имена, жанры, журналы

ДЗ Выучить материал лекции

Читать ст. в учебнике «Романтизм» с.112-113

Ответить письменно на вопр. 1,2,3 с. 113

словарная работа –  лирический герой, лирический образ, лирический герой романтизма с.124

Дополнительный материал

Развитие русской журналистики в XIX в

В первой половине XIX в. интенсивно стала развиваться журналистика, значительно возросло число газет и журналов. С 1838 г. в каждой губернии стали издаваться свои «Губернские ведомости». Они сохранили характер информационного бюллетеня. В николаевское время известный журналист Ф.В. Булгарин издавал свою газету «Северная пчела», в которой всячески расхваливал правительство. С 1802 г. в Москве выходил «Вестник Европы», основанный Н.М. Карамзиным. Журнал придерживался умеренно-консервативного направления. В 1866 г. после долгого перерыва возобновилось издание «Вестника Европы», теперь он выходил не в Москве, а в Петербурге, редактировал журнал известный историк М.М. Стасюлевич. «Вестник Европы» стал журналом ученых и профессоров. В разгар Отечественной войны, когда Наполеон находился в Москве, начал издаваться журнал «Сын Отечества». Редактором его стал молодой литератор Н.И. Греч. Это был патриотический журнал, после окончания войны в очень осторожной форме стал проповедовать конституционные идеи, в нем печатались декабристы. После 1825 г. журнал стал резко радикальным, в 40-х гг. перестал выходить. Ярким, но коротким оказался век «Полярной звезды», издававшейся А.А. Бестужевым и К.Ф. Рылеевым. В альманахе работало целое созвездие русских поэтов: Пушкин, Баратынский, Вяземский, Крылов, Жуковский. Но вышло всего три книги, когда печаталась четвертая произошли события 14 декабря 1825 г. В николаевское время наблюдалось засилье реакционно-охранительных журналов. И только «Московский телеграф» выделялся либеральной направленностью. Издавал и редактировал его писатель и историк Н.А. Полевой. Гордясь своим недворянским происхождением, он выступал за уравнение прав всех сословий, за приобщение народов России к европейской культуре.

   Эстафета передовой журналистики принадлежала петербургским журналам «Современник» и «Отечественные записки». «Современник» основал А.С. Пушкин в 1836 г., через несколько месяцев поэт погиб, а журнал перешел в руки Жуковского и Вяземского. В 1847 г. «Современник» возглавил Н.А. Некрасов, которому удалось привлечь к сотрудничеству Гончарова, Тургенева, Достоевского. Около года успел проработать в журнале В.Г. Белинский. В 1853 г. в журнале появился малоизвестный Н.Г. Чернышевский. В период отмены крепостного права «Современник» был самым популярным журналом. В 1863 г руководящая роль перешла к М.Е. Салтыкову-Щедрину. Вплоть до окончательного закрытия в 1866 г. «Современник» оставался лучшим демократическим журналом.

  В 1839 г. издатель А.А. Краевский стал выпускать «Отечественные записки». На страницах журнала печатались Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Герцен. Особую популярность журнал приобрел в 1839-46, когда отдел критики возглавлял Белинский. В 1868 г. Некрасов и Салтыков-Щедрин взяли в аренду «Отечественные записки». Зная об огромной популярности, власти долго до 1884 г. не решались закрыть журнал.

   Журнал «Русское богатство», основанный в 1876 г., приобрел народническое направление . Идейным руководителем его стал Михайловский. На страницах журнала печатались произведения Успенского, Гаршина, Короленко, Гагарина-Михайловского, Горького, Куприна. Этот журнал, просуществовавший до 1918 г., всегда твердо отстаивал свою линию, избегая крайностей.

  В начале 60-х гг. самым популярным журналом либерального направления стал «Русский вестник», выходивший в Москве под редакцией М.Н. Каткова, который со временем, став консервативным, утратил свое значение.

   До последней четверти XIX  в. в России газеты не имели широкого распространения. Основным видом повременных изданий являлись журналы.

   Старейшей газетой были «Санкт-Петербургские ведомости».

Урок 19

Литературные течения и направления XIX века. Романтизм как тип художественного сознания.

Цель – знакомство с литературными течениями и направлениями, изучение понятия романтизм

1 Лекция

1 Первая четверть XIX века - период уникальный, разнообразие и величие имен, течений и жанров поражают современного исследователя.

                                                                                                 Классицизм и романтизм – вот два слова...

                                                                 с коими мы засыпали и просыпались, за кои дралисьнасмерть,

                                                                                         о коих спорили до слез и в классах и в гостиных,

                                                                                                                              и на площадях и на улицах

                                                                                                                                                  В.Г.Белинский

    В первое деятилетие продолжал функционировать классицизм. Его главой был Г.Р.Державин. Появилось новое направление – неоклассицизм, сязанное с именем драматурга Озерова, который строгую нормативность классицизма обогащал эмоционально-экспессивным анализом («Дм.Донской»).

    В начале 20-х гг. появляется предромантизм Батюшкова.

   Затем складывается новая философско-эстетическая система – романтизм, «Колумбом романтизма» Белинский назвал Жуковского. Основная катеегория романтизма – противопоставление мечты, идеала и реальности.

    Активно функционирует сентиментализм. Дмитриев развивает жанр сентиментальной басни. Первые опыты Жуковского – в русле сентиментализма.

    В это время закладываются основы нового типа художественного сознания – реализма.

   Жанровое разнообразие XIX века поражает. Мы знаем, что господствовала лирическая поэзия, но продолжает развиваться драма (высокая, бытоописательная, салонная комедия, сентиментальная драма, высокая трагедия), проза (сентиментальная, историческая  и романтическая повесть, исторический роман) жанр поэмы и баллады.

2 В 30-е гг. XIX века

 Начинает развиваться русская проза. «Формой времени», считает Белинский, становится повесть. Романтические повести (Загоскин, Одоевский, Сомов, Погорельский, Бестужева-Марлинский, Лермонтов и Гоголь),  реалистическая (Пушкин, Лермонтов, Гоголь).

Закладываются основы жанра романа, существуют две разновидности – роман исторический (Пушкин) и современный (Лажечников)

3 В 40-е гг. XIX века

В литературном движении можно выделить возникновение , формирование и развитие «натуральной школы» как литературного направления. Родоначальником считается Гоголь, Григорович. Это начало реалистического направления, теоретиком которого является Белинский. «Натурная школа» широко использовала возможности жанра физиологического очерка – короткого описательного рассказа, снимка с натуры (сб. «Физиология Петербурга»). Развитие жанра романа, лирика Некрасова

4 В 60 -х гг. XIX века.

Расцвет жанра русского романа. Появляются различные жанровые модификации – идеологический роман, социально-философский, роман-эпопея...). Это время можно считать поъемом, расцветом русской лирики (поэты некрасовской школы и поэты чистого искусства). Появляется русский оригинальный театр – театр Островского. В драматургии и поэзии утверждаются принципы реализма, а также романтизма в стихах Тютчева, Мея, Фета).

5 В 70 – 80(90) -х гг. XIX века.  Роман развивается по пути синтеза различных тенденций. Однако проза этого времени не определяется только жанром романа. Развивается повесть, рассказ, фельетон и другие малые прозаические жанры. Роман просто не успевал фиксировать происходящие изменения. В 70 – 80(90) -х гг. XIX века происходит мощное влияние прозы на драматургию и поэзию, и наоборот.. В целом, проза, драма и поэзия – это единый поток взаимо обогащающихся тенденций.

2 Проверка ДЗ

Романтизм как тип художественного сознания

    Романтизм – крупнейшее направление в европейской  и американской литературе и искусстве конца 18 – первой половины 19 в. В 18 веке романтическим (от анг. – romantic) именовалось все фантастическое, необычное, странное. На рубеже 18 – 19 вв. термин «романтизм» обозначает новое направление, противостоящее классицизму. Романтизм стал реакцией на кризис всех предшествующих больших стилей – барокко, рококо, ампира.

   Главной чертой романтизма является идеализация прошлого (Древнего Рима – Roma, отсюда и название). Затем романтизм начинает идеализировать эпоху античности и средневековья).

     Романтики мечтали о целостном разрешении всех противоречий жизни. Разлад между идеалом и действительностью приобретает в романтизме необычайную остроту и напряженность, что составляет сущность так называемого романтического двоемирия. Романтики открыли необычайную сложность и глубину духовного мира человека, внутреннюю бесконечность человеческой индивидуальности. Человек для них микрокосмос, маленькая Вселенная. Напряженный интерес к сильным и ярким чувствам и тайным движениям души, к ночной ее стороне, тяга  к интуитивному и бессознательному – сущностные черты романтического мировосприятия. Требование историчности и народности искусства – одно из непреходящих завоевание романтического искусства. Историзм мышления романтиков ярко проявляется в жанре исторического романа (В.Скотт, Ф.Купер, В.Гюго). В области эстетики романтизм противопоставляет классическому «подражанию природе» творческую активность художника с правом на преобразование реального мира.

Отсюда следующие особенности поэтики романтического произведения:

- символика образов

- яркость, красочность языка

- живописность

- олицетворение природы

- богатство чувств и оттенков

     Классической страной романтизма была Германия. Основы романтического миросозерцания и эстетики заложены немецкими писателями и теоретиками иенской школы (Ваккенродер, Новалис, братья Шлегели, Тик).

    Для английского романтизма характерна сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества в целом, острое ощущение противоречивости и даже катастрофичности исторического процесса.

    Джорж Гордон Байрон – романтик номер один. Образы, созданные им обречены на страдание, тираноборство, им свойственна мировая скорбь и пессимизм. «Паломничество Чайльд Гарольда».

    Специфическое явление английского романтизма – лейкисты – представители «озерной школы» (Вордсворд, Саути и.др.). Их творчеству свойственно сосредоточение на вопросах мистики, фантастики, стихии чувства, религиозного преклонения перед природой.

    Формирование французского романтизма связано с наследием Просвещения и предшествующими народными традициями, обращенность к современности, к актуальной социально-политической тематике. Ведущее значение романтизм занимал во французской культуре в I половине XIX века (Шатобриан, В.Гюго, Ж.Санд).

    Начиная с 40 – гг. 19 в. романтизм уступает место реализму и отходит на второй план, однако традиции романтизма остаются действенными на протяжении всего 19 века, обретают новые импульсы в 20 веке.

ДЗ Читать Ст. «В.А.Жуковский» с.114-124, с.125-132 конспект

Читать балладу «Светлана»

словарная работа – баллада с.127

Индивидуальные задания: «В.А.Жуковский и А.С.Пушкин», «В.А.Жуковский -  переводчик»

Урок 20

«Литературный Колумб России». Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского

В.А.Жуковский (1783-1852)

Цель – знакомство с жизнью и творчеством В.А.Жуковского, жанром баллады, «Светланой» как романтическим произведением

                                                                                                                Его стихов пленительная сладость

                                                                                                                   Пройдет веков завистливую даль

                                                                                                                                                       А.С.Пушкин

1 Сообщения учащихся, тезисное конспектирование, проверка ДЗ

А) Биография

- родился 29 января (9 февраля) 1783 г.в семье сельского тульского помещмка А.И.Бунина у турчанки Сальхи. Был усыновлен Андреем Григорьевичем Жуковским

- учился в часином пансионе, в народном училище, в домме крестной матери В.А.Юшковой, где и приобщился к литературному творчеству

- 1797 г. Благородный пансион при Московском университете, становится активным членом Дружеского литературного общества, утверждаются художественные вкусы, сформировавшиеся на основе эстетики сентиментализма и предромантизма

- начало литературной деятельности – перевод в 1801 г. элегии Т.Грея, названной «Сельское кладбище», оригинальное поэтическое дарование проявилось в элегии «Вечер» (1806)

- романтическая эстетика утверждается приработе с ж. «Вестник Европы», основанном Карамзиным

- расцвету любовного чувства послужили отношения с Марией Протасовой, ее неудачный брак и ранняя смерть

- в августе 1812 Жуковский вступил в народное ополчение

- становится одним из ведущих литераторов России

- становится учителем русского языка будущей императрицы Анны Федоровны, затем наставником наследника престола Александра Николаевича (будущего Александра III), принимал активное участие в смягчении участи декабристов, помогал их женам, благодаря его усилиям был освобожден от крепостной зависимости поэт Т.Шевченко

- разлад с придворным окружением приводит к почетной отставке в 1841

- переезжает жить в Германию, где женится на дочери художника Е.Рейтерна, Елизавете

- 1852 г умер в Баден-Бадене, похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры

Б) Жуковский и Пушкин

                                                                                                  Без Жуковского мы не имели бы Пушкина...

                                                                                                         Это целый период нашей литературы,

                                                                                     целый период нравственного развития общества...

                                                                      Одухотворив русскую поэзию романтическми элементами,

                                                                                                          он сделал ее доступной для общества,

                                                                                                                       дал ей возможность развития

                                                                                                                                                  В.Г.Белинский

- В день, когда Пушкин закончил свою первую поэму – «Руслан и Людмила», Жуковский подарил ему свой портрет с многозначительной надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»

- роль Жуковского в жизни Пушкина: поддерживал в годы гонений и ссылки (1824-26), улаживал намечающиеся между царем и Пушкиным конфликты, помог предотвратить первую дуэль Пушкина с Дантесом, после смерти стал его душеприказчиком, принял на себя заботы о семье и творческом наследии погибшего, умирающий Пушкин подарил ему заветное кольцо с восьмиугольным сердоликом (которое являлось подарком Е.К.Воронцовой)

- высказывания Пушкина о Жуковском, материалы переписки

В) Жуковский – переводчик

                                                 Не знаешь, как назвать его – переводчиком или оригинальным поэтом...

                                                             Переводя, он оставил переводами початки всему оригинальному,

                                                                                                         внес новые формы и размеры, которые

                                                                                     стали потом употреблять все другие наши поэты

                                                                                                                                                       Гоголь Н.В.

                                                                Я часто замечал, что у меня наиболее светлых мыслей тогда,

                               когда их надобно импровизировать в выражение или в дополнение чужых мыслей.

            Мой ум, - как огниво, которым надобно ударить об кремень, чтобы из него выскочила искра.

                                                                               Это вообще характер моего авторского творчества:

                                                   у меня почти все или чужое или по поводу чужого – и все, однако, мое

                                                                                                                       Жуковский в письме к Гоголю

- первый поэтический перевод «Слова о полку Игореве»

- баллад, эпоса европейских и восточных народов («Одиссея», «Шильонский узник» Байрона, «Орлеанская дева» Шиллера), многочисленных стихов

- оценка мастерства Жуковского – переводчика другими поэтами и писателями

2 Проверка ДЗ с комментариями учителя: поэтика баллады «Светлана»

По образному выражению Белинского, Ж. дал русской поэзии «душу и сердце». Этими словами он подчеркнул значение Ж. как зачинателя русской психологической лирики

Излюбленными жанрами Жуковского являются элегия и баллада. Образ Жуковского-балладника известен нам по портрету О.Кипренского, где он изображен как таинственный мечтатель на фоне  таинственного пейзажа с замками, башнями и туманной далью.

В основе эстетики баллады лежит представлениеоб ужасном событии в судьбе человека, он реализуется у романтиков в образах привидений, мертвецов, сатаны и т.д. Действие происходит в полуфантастической обстановке. Поэтика фантастического, ужасного, атмосфера тайны, проблемы романтической эстетики (справедливость, самопожертвование, верность долгу, любовь, бескорыстие) – основные слагаемые художественного мира, открывшегося русскому читателю в балладах Жуковского. Жизнь как постоянное противостояние судьбе, как поединок человека и обстоятельств, которые одерживают над ним верх, трагическая обреченность человека, наличие неподвластной человеку силы рока – такова этико-философская проблематика баллад. Основа балладного сюжета заключена в преодолении преграды между потусторонним и обычным мирами.

  В балладе «Светлана» Ж. предпринял попытку создать самостоятельное произведение, опирающееся в своем сюжете на национальные традиции народа. Поэт использовал древнее поверье о гадании крестьянских девушек в ночь перед Крещением. Жуковский посвятил эту балладу своей племяннице Александре Андреевне Воейковой в качестве свадебного подарка.

Кульминационный момент – спасение Светланы голубком, развязка – все оказывается сном, встреча влюбленных – сюжетная концова баллады.

3 Беседа по прочитанной балладе

- Какой характер носит сюжет произведения?

- Каковы герои?

Светлана – небалладное имя – путь к Свету, тихая, кроткая, любящая, чистая, покорная судьбе и провидению, Стало символом особого миросозерцания и мироощущения, светлой веры, талисманом от злых чар

- В чем особенность пейзажных описаний?

- Особенности стилистики языка

А) стиль народного сказочного повествования (зачин – «Раз в крещенский вечерок..», эпизод – встречи с мертвецом и спасение петухом)

Б) очищает стиль отпростонародных элементов

В) сентиментальные тона

- Как проявляется фольклорная основа?

А) Крещение – православный праздник, обладающих чертами языческого мировосприятия, остаточные явления двоеверия – это прежде всего гадания, образ зеркала как окна, двери в потусторонний мир

Б) Сама героиня – девушка из традиционной народной песни, сказки

В) финал – свадьба (как в сказке)

Г) текст гадальной песни включен в повествование

- В чем проявляются приметы национального стиля?

Зима, колокольчик, дорога, избушка, икона

- В чем Жуковский отходит от балладного жанра?

А) переосмысляет балладные образы и сюжет – явление мертвеца – сон, для появления жениха-призрака нет никаких оснований – он жив и невеста не давала поводов, т.е герои не жертвы греха

Б) библейский образ голубка – шанс на спасение

В) традиционные ужасы – это испытание веры героини, ее светлая душа оказываются сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются

Жуковский создает оригинальную жанровую традицию баллады: фантастически напряженный ход событий, драматизированный сюжет, моралистический итог, условность авторской позиции. После Ж. в русской поэзии легендарность историко-героического сюжета стала необходимым условием балладного жанра.

4 Подведение итогов

- Почему Жуковского называют новатором в области поэтического языка?

ДЗ Читать ст. в учебнике «А.С.Грибоедов» с. 141-147, конспект

Часть 2 учебник ст. «Литературные места России. А.С.Грибоедов» с.366-368

Читать комедию  «Горе от ума»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)

При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана ...

Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».

Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....