календарно-тематическое планирование по литературе для 5 класса (КРО)
календарно-тематическое планирование (литература, 5 класс) по теме

календарно-тематическое планирование по литературе для 5 класса (КРО), (Курдюмова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_kurdyumova_5_kro.docx62 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Настоящий тематический план разработан на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. На изучение литературы в 5-ом классе (КРО) отводится 140 часов в год. Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  1. приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  2. овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  3. устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
  4. научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  5. отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
  6. освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  1. осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  2. выразительное чтение художественного текста;
  3. различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  4. ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  5. заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  6. анализ и интерпретация произведения;
  7. составление планов и написание отзывов о произведениях;
  8. написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  9. целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цель - приобщение учащихся к искусству слова, богатству устного народного творчества и русской классической литературы, чтение и изучение художественных произведении, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова.

Задачи:

  1. обучать оценивать и анализировать художественные произведения, давать характеристику поступкам героев, выделять главную мысль произведений;
  2. развивать навыки выразительного чтения, развитие речи, развивать умение работать самостоятельно и по группам, развитие интереса к этнической культуре, понимание ее основ и воспитывающей мудрости, признание национальной самобытности и жанрового многообразия, через источники;
  3. продолжать знакомство с русской классической литературой расширять представление учащихся о жанровом многообразии литературы, знакомство с современной литературой; новые имена, жанровые особенности, широта показа развития мира
  4. обучать прослеживать преемственность литературы, познание законов языка через литературные источники и авторские находки;
  5. воспитание нравственности, толерантности и патриотизма, чувство причастности к судьбам родины, воспитывать познание жизни через литературу.

Для учащихся с задержкой психического развития учебник доступен, так как в нём даются краткие литературоведческие и биографические сведения, тексты художественных произведений. Вопросы, предлагаемые после изученного радела, сформулированы четко и доступно для понимания учащимся с ЗПР.

В тематическое планирование на каждый урок введены коррекционные упражнения, направленные на развитие ВПФ и развитие речи.

На уроках литературы решаются следующие коррекционные задачи:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  1. коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
  2. коррекция – развитие памяти;
  3. коррекция – развитие внимания;
  4. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  5. развитие пространственных представлений и ориентации;
  6. развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления:

  1. развитие наглядно-образного мышления;
  2. развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций:

  1. развитие умения сравнивать, анализировать;
  2. развитие умения выделять сходство и различие понятий;
  3. умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
  4. умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: 

  1. развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
  2. формирование умения преодолевать трудности;
  3. воспитание самостоятельности принятия решения;
  4. формирование адекватности чувств;
  5. формирование устойчивой и адекватной самооценки;
  6. формирование умения анализировать свою деятельность;
  7. воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи:

  1. развитие фонематического восприятия;
  2. коррекция нарушений устной и письменной речи;
  3. коррекция монологической речи;
  4. коррекция диалогической речи;
  5. развитие лексико-грамматических средств языка.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Региональный компонент

За основу содержания регионального компонента по литературе взято учебное пособие для учащихся «Вокруг тебя – Мир» книга для ученика 5 класса. / авторы: К. Сухарев-Деревиз, В. Ю. Выборнова и др. – «Гендальор», 2001. Количество часов – 7.

Обучение соответствует минимальным требованиям Государственного стандарта  Р. Ф. по литературе.

Обучение соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).

Учебно-методический комплекс

Для реализации целей и задач Рабочей программы выбран следующий учебно-методический комплекс:

  1. Программа для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» / авторы Т.Ф. Курдюмова. – Дрофа, 2005 год.
  2. Учебник: «Литература. 5 класс. В 2 ч. / (Т.Ф.Курдюмова)  - Дрофа, 2006г.

Дополнительный методический, дидактический материал:

  1. Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материал по литературе: 5 класс / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова и др. – 6 изд. – М.: Дрофа, 2006г.
  2. Вокруг тебя – Мир…: Методические рекомендации к книге для ученика 5 класса / К. Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборного и др. – М.: Наука / Интерпереодика, 1999.
  3. Вокруг тебя –Мир…: Книга для ученика. 5 класс / К.Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборнова, Ю. Ф. Гуголев и др. – М.: Наука / Интерпереодика, 2001.
  4. www.school-collection.edu.ru
  5. http://zavuch.info/forums.html
  6. http://www.gramma.ru
  7. http://www.openclass.ru
  8. http://korped.rkc-74.ru
  9. http://www.mgn.ru/~gmc/work.html
  10. http://skazka.ural.ru
  11. http://lit.lib.ru/k/kondratkowskaja_n_g/
  12. http://www.internet-school.ru/ShowInfo.ashx?ob_no=30029

Практическая часть и контроль усвоения материала по литературе

Чет

верть

Практическая часть

Контроль усвоения материала

Вид работы

Кол-во час.

Форма контроля

Кол-во

I

1.Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельные песни.

2.Обучение домашнему сочинению «Мой любимый герой», «Добро и зло в народных сказках», «Почему я люблю читать народные сказки?».

3. Дать письменный ответ: «Понятие об аллегории и морали»

1ч.

1ч.

10м

1. Тестирование по  изученным произведениям за I четверть.

1ч.

2,10ч.

1ч.

II

  1. Письменный ответ на вопрос: «Сходство и различие литературной и народной сказки. Противостояние добрых и злых сил».
  2. Мини-сочинение «Моя любимая повесть в сборнике Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота»

1ч.

1ч.

  1. Тестирование по творчеству А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева.
  2. Подготовка к домашнему сочинению «Почему Герасим был самым «замечательным лицом» среди челяди барыни?» «Почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму?».

1ч.

1ч.

Итого

2ч.

2ч.

III.

  1. Небольшое сочинение на тему: «Как Васютка выжил в тайге», Астафьева «Васюткино озеро»

1ч.

  1. Классное сочинение по  рассказу А.П. Платонова «Волшебное кольцо»

  1. Классное сочинение «Огненное А» Замятина.

2ч.

1ч.

Итого:

1ч.

3ч.

IV

  1. Небольшое сочинение на тему «Что я узнал нового в этом году по литературе»
  2. Классное мини-сочинение  «Патриотический подвиг детей в годы ВОВ»

1ч.

1ч.

  1. Классное сочинение «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение?» (по произведениям Пауствоского, Платонова, Астафьева).

1ч.

2ч.

1ч.

7,10ч

7ч.

Календарно-тематическое планирование по литературе

5 класс

№ пп

Тема урока

К-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки (базовый уровень)

Коррекция

Вид контроля

Дата

Происхождение и развитие литературы

1

Происхождение литературы

1

онм

Знакомство с учебником, программой.

Знать когда и с помощью каких художественных средств существует литература

2

Особенности художественного слова. Тропы и фигуры речи: эпитет, метафора, сравнение, риторическое обращение, риторический вопрос и др.

1

Онм

рр

Понятие о тропах и фигурах.

Владеть понятиями: эпитет, метафора, сравнение, риторическое обращение, риторический вопрос, уметь их находить в тексте.

Коррекция эмоционально-волевой сферы. Коррекция памяти.

тест

Мифы народов мира

3

Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира.

1

Онм

Понятие о мифе.

Знать термин миф.

Коррекция памяти и  зрительного внимания.

Ответы на вопросы.

4

Мифы разных времен и народов.

1

Онм

рр

Знать мифы разных народов мира.

Коррекция понятийной стороны речи, коррекция памяти

тест

5

Календарные праздники и календарные мифы. Масленица. Народные обычаи, связанные с этим праздником.

1

Онм

Знакомство с мифологическим словарем

Знать особенности календарных мифов.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев.

Словарный диктант.

6

Яркость поэтического изображения природы и Вселенной в мифах. Персонажи славянской мифологии.

1

рр

Знакомство с мифологическим словарем.

Уметь определять роль природы в мифах. Знать персонажей славянской мифологии.

Коррекция воли и характер через оценку и словесные характеристики

тест

Устное народное творчество (фольклор)

7-8

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Русский народный эпос – былины. Циклы былин. Художественные особенности. Исполнители (сказители) былин.

2

Онм

Знакомство с произведениями фольклора. Былина. Гипербола.

Знать термин фольклор. Знать особенности былин.

Коррекция воли и характер через оценку и словесные характеристики

тест

9-10

«Три поездки Ильи Муромца». Илья Муромец как защитник родной земли. Нравственный выбор героя. Сила, смелость, решительность и отсутствие жестокости как характерные качества героя былин.

2

Урок-анализ.

Сюжет былины. Художественные особенности.

Знать содержание изучаемого произведения, особенности композиции. Владеть навыками подробного пересказа.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев

Письменные ответы на вопросы.

11

Русские народные сказки. Сказка кА популярный жанр народного творчества. «Царевна-лягушка».

1

Онм

Художественные особенности сказки. Виды сказок.

Знать специфику жанра сказки, уметь объяснять основную мысль сказки, владеть навыками подробного пересказа.

Коррекция памяти. Коррекция  эмоциональной сферы.

тест

12

Способность положительных героев сказки справляться с собственными ошибками, преодолевать препятствия и добиваться победы. Столкновение добра со злом.

1

Урок-анализ.

13

Сказки народов мира. Богатство отражения жизни в сказках народов мира. Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов.

1

Онм

Путешествие как жанр.

Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками подробного пересказа.

Коррекция памяти – совершенство прочности запоминания.

тест

14

«Тысяча и одна ночь» - сборник народных сказок. «Путешествия Синдбада-морехода» - сказки об освоении незнакомого мира.

1

Урок-анализ.

15

Малые жанры фольклора. Пословица, поговорка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора.

1

Онм

Отличительные черты малых жанров фольклора.

Владеть понятиями малых жанров фольклора, уметь их интерпретировать.

Коррекция эмоционально-волевой сферы. Собственное мнение. Коррекция монологической речи.

16

Детский фольклор. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе.

1

Рр

Урок-анализ

Уметь определять малые формы фольклора.

тест

17

Творческая мастерская. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.

1

рр

Выявить причины популярности МЖФ.

Знать, где употребляются малые жанры фольклора.

Коррекция памяти – совершенство прочности запоминания.

Письменные ответы на вопросы

18

Русский народный театр в истории русской культуры. Творческая мастерская. «Озорник Петрушка». Стремительность развития действия и яркость диалогов.

1

Онм

Урок-театр

Познакомить с новым родом литературы (драма). Особенности построения.

Знать содержание, уметь выразительно читать, пересказывать содержание, давать характеристики героев.

Коррекция монологической и диалогической речи

Русская литература 19 века

19

Русская классическая литература XIXвека. Славные имена русских писателей XIXвека. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии.

1

Урок-лекция.

Знакомство с теорией: классики и классические произведения.

Уметь объяснить рассматриваемые понятия.

Коррекция воли и характера через оценку словесных характеристик.

20

Расцвет русской басни в начале XIXвека. Великий баснописец И.А. Крылов. Обличение невежества в баснях Крылова.

1

ОНМ

Басня. Сюжет, мораль, аллегория и олицетворение

Знать специфику жанра басни, понимать аллегорию.

Коррекция эмоционально-волевой сферы. Собственное мнение.

Тест

21

Творческая мастерская. Басня и ее читатели.

1

Рр

Урок-концерт

Уметь определять и объяснять мораль басни.

Коррекция эмоционально-волевой сферы. Оценка поступка и собственное мнение.

Чтение наизусть.

22

А.С. Пушкин. Детство и юность поэта. Начало творческого пути.

1

Урок-лекция.

Стопа. Ямб.

Знать о детских и лицейских годах поэта.

Коррекция эмоционально-волевой сферы. Оценка поступка и собственное мнение.

23

А.С. Пушкин. «Няне». «Зимнее утро». «Зимний вечер». «Зимняя дорога». «Бесы».

1

Урок-анализ

Знать поэтические средства художественной выразительности.

Ответы на вопросы

24

Поэзия А.С.Пушкина  и ее читатели.

1

Урок-концерт

Уметь выразительно прочитать стихотворение наизусть.

Коррекция личности и воспитание нравственных норм, уважение чужих чувств.

Чтение наизусть.

25

Родная природа в лирике поэта.

1

Урок-анализ

Владеть навыком выразительного чтения с элементами анализа лирического произведения.

Коррекция личности и воспитание нравственных норм, уважение чужих чувств.

Иллюстрация.

26

Чтение и анализ стихотворений А.С.Пушкина

1

Урок-концерт

Коррекция личности и воспитание нравственных норм, уважение чужих чувств

Чтение наизусть.

27

Сказки А.С.Пушкина (повторение изученного в начальной школе).

1

Урок-анализ

Поэма. Сюжет поэмы.

Знать содержание изучаемых произведений, владеть навыками пересказа.

Коррекция личности и нравственных норм. Саморегуляция, оценка поступков. Коррекция памяти

28

«Руслан и Людмила». Связь пролога с русскими народными сказками. Фантастические события сюжета.

1

ОНМ

Знать определение жанра поэмы, композицию произведения.

Коррекция памяти. Коррекция личностных норм.

Коррекция эмоционально-волевой сферы

29-30

Руслан, его друзья, помощники, соперники, враги. Людмила – героиня поэмы. Черномор и его злодейства. Борьба Руслана за спасение Людмилы и поражение злых сил в этом поединке.

2

Урок-анализ

Знать содержание изучаемого произведения, уметь давать характеристики героев, владеть элементами анализа лиро-эпического произведения.

Коррекция эмоционально-волевой сферы. Оценка поступка и собственное мнение

тест

31

Творческая мастерская. Яркость сказочных описаний. Особенности стиха поэмы.

1

рр

Уметь находить художественные особенности природы, владеть навыками подробного пересказа.

Коррекция памяти. Коррекция личностных норм.

Коррекция эмоционально-волевой сферы

Итоговый контроль.

32

М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. Родовое гнездо – Тарханы. Воспоминания о детстве в лирике поэта («И вижу я себя ребенком…»).

1

ОНМ

Знать о детских  годах поэта.

Коррекция памяти. Коррекция личностных норм.

Коррекция эмоционально-волевой сферы

33

Начало творчества. Стихотворения («Парус», «Листок», «Из Гете»), в которых выражено отношение поэта к окружающему миру.

1

Урок-анализ

Рифма.

Уметь находить в стихотворениях художественные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

Коррекция личностных качеств. Коррекция памяти.

34

Выразительное чтение и анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова.

1

Урок-концерт

Владеть навыком выразительного чтения с элементами анализа лирического произведения.

Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств.

Чтение наизусть.

35

Детство и юность Н.В.Гоголя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Забавные истории, близкие народным сказкам, поверьям, быличкам, как основа сюжетов повестей Гоголя.

1

Поверье, быличка.

Знать о детских  годах писателя.

Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств.

36

Сюжет и герой повести «Пропавшая грамота». Фома Григорьевич и его рассказ о памятном событии.

1

ОНМ

Знать содержание изучаемого произведения, уметь давать характеристики героям. Владеть элементами эпического анализа произведения.

Коррекция памяти. Коррекция личностных норм.

Коррекция эмоционально-волевой сферы

Пересказ.

37

Нечистая сила в повести.

1

Урок-анализ

Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств.

Тест

38

Словари, которые создал Гоголь для своих читателей. Язык повести.

1

рр

Знать значения украинских слов.

Коррекция долговременной памяти

39

И.С. Тургенев. Детство в Спассом-Лутовинове. История создания рассказа.

1

Урок-лекция.

Портрет. Связь внешнего облика и поступков.

Знать о детских  годах писателя. Знать подлинную историю создания рассказа.

С.р.

40-41

Сюжет и герои рассказа «Муму». Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. Герасим и барыня. Герасим и дворня. Причины самовольного возвращения Герасима в родную деревню.

2

Урок-анализ

Знать содержание изучаемого произведения, уметь давать характеристики героям. Владеть элементами эпического анализа произведения.

Коррекция  развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений

тест

42

Творческая мастерская. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы Тургенева (описание пути Герасима в родную деревню).

1

рр

Двусложные размеры: ямб и хорей.

Уметь находить художественные особенности природы, владеть навыками подробного пересказа.

Коррекция памяти. Коррекция личностных норм.

Коррекция эмоционально-волевой сферы

43

Поэтический образ Родины. И.С. Никитин «Русь»; М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…»; А.В. Кольцов «Косарь»; А.К.Толстой «Край ты мой…»; Н.А.Некрасов «Соловьи».

1

Урок-обзор

Владеть навыками выразительного чтения, знать содержание изучаемого произведения, уметь находить в стихотворениях художественные средства.

Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств

С.р.

44-45

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной…», «Листья»; А.А.Фет «Весенний дождь», «Летний вечер тих и ясен…», «Учись у них – у дуба, у березы…»,  «Я пришел к тебе с приветом…». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов.

2

Урок-анализ

Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств

46

Поэтический образ Родины в стихотворениях поэтов XIXвека

1

Урок-концерт

Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств

Чтение наизусть.

47

Героическое прошлое России. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Патриотическая тема в стихотворениях о войне 1812 г.

1

ОНМ

Строфа. Монолог и диалог в стихотворном произведении.

Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, уметь составлять план, составлять и задавать вопросы по содержанию произведения.

Коррекция  развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений

Письменные ответы на вопросы

48-49

«Бородино»: композиция и герои произведения. Образ старого солдата, Рассказ монолог старого солдата о знаменитой битве. Молодой солдат как слушатель.

2

Урок-анализ

Роман-эпопея. Эпизод (фрагмент).

Владеть навыками выразительного чтения, знать содержание изучаемого произведения, уметь находить в стихотворениях художественные средства.

Коррекция  развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений

Литература 20 века

50-51

Л.Н. Толстой «Петя Ростов» (фрагмент романа-эпопеи «Война и мир»). Партизанская война на страницах романа и ее герои. Петя Ростов в партизанском отряде

2

ОНМ

Инсценировка прозаического произведения.

Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения.

Коррекция памяти. Коррекция личностных норм.

Коррекция эмоционально-волевой сферы

Викторина.

52-53

М.А. Булгаков. «Петя Ростов» (фрагмент из инсценировки романа Л.Н.Толстого  «Война и мир»). Точное сохранение в инсценировке эпизодов партизанской войны из романа-эпопеи.

2

ОНМ

Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев

54

Век XIX и век XX. Связь веков. Богатство литературы XX века. Авторы, произведения и герои XX столетия. Неразрывная связь русской литературы XIX и XIX веков.

1

Урок-обзор

Темы лирики.

Владеть навыками выразительного чтения, знать содержание изучаемого произведения, уметь находить в стихотворениях художественные средства.

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики

55

Память об А.С.Пушкине в литературе XX века: И.А. Бунин «26 мая», А.А.Ахматова «В Царском Селе», В.А.Рождественский «Памятник юноше Пушкину»,  К.Д.Бальмонт «Пушкин».

1

ОНМ

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики

Письменные ответы на вопросы

56

Литературные сказки XIX и XX веков. Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. К.Т. Паустовский «Рождение сказки» как объяснение психологических причин постоянного рождения сказок в наши дни.

1

ОНМ

Пути рождения сказки.

Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения.

Коррекция  развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений.

Письменные ответы на вопросы

57-58

Х.К. Андерсен «снежная королева». Слово о писателе. Сюжет сказки из семи рассказов. Роль снежной королевы в развитии событий сказки. Герои сказки – Кай и Герда.

2

Урок-анализ

Композиция и сюжет произведения.

Знать содержание. Уметь выразительно читать. Уметь давать характеристики героя.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев.

Письменные ответы на вопросы

59-61

Дружба, верность, коварство, жестокость и предательство в сюжете сказки. Победа Герды в неравной борьбе. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров.

2

Урок-анализ

рр

Знать содержание изучаемого произведения, особенности композиции. Владеть навыками подробного пересказа.

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики

62-65

А.П. Платонов. «Волшебное кольцо». Герой сказки Платонова – Семен и его друзья: кошка, собака, змея.

4

Урок-анализ

Фольклорные и литературные сказки.

Знать содержание изучаемого произведения,  особенности композиции. Владеть навыками подробного пересказа, уметь составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения.

Коррекция зрительного и слухового внимания. Коррекция эмоционально-волевой сферы

С.р.

66-67

Творческая мастерская. Сохранение примет народной сказки и яркость собственной стилистики автора.

2

рр

Знать содержание изучаемого произведения, особенности композиции. Владеть навыками подробного пересказа.

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики

68-69

Дж. Родари. «Сказки по телефону» - отклик на стремление людей XX века к краткости и оперативности. Сказки, которые решают множество нравственных проблем: «Вопросы наизнанку», «Старые пословицы», «Про мышь, которая ела кошек».

2

Урок-анализ ОНМ

Лаконизм – свойство художественного текста.

Иметь представление о личности и творческой деятельности Дж. Родари. Словесное рисование портрета героев

Коррекция зрительного и слухового внимания. Коррекция эмоционально-волевой сферы

70-73

Льюис Керролл. «Алиса в стране чудес». В.В. Набоков. «Аня в стране чудес». Сказка и ее перевод. Алиса(Аня) – героиня сказки. Любознательность героини и ее способность к необычным решениям и поступкам.

3

Урок-анализ

Парадокс.

Знать содержание изучаемого произведения,  особенности композиции. Владеть навыками подробного пересказа, уметь составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения.

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики

Контрольная работа.

74-75

Чудо и парадокс на страницах сказки ученого. Сказка ученого для детей и взрослых.

2

рр

Знать содержание изучаемого произведения,  особенности композиции. Владеть навыками подробного пересказа.

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

Тест.

76-77

Дж. Р.Р. Толкин. «Хоббит, или туда и обратно». Герои повести: Бильбо, Гендальф и др. Нравственные принципы, утверждаемые автором.

2

ОНМ

Фентези как жанр.

Иметь представление о личности Дж. Р.Р. Толкина. Уметь характеризовать героев.

Коррекция долговременной памяти

78-79

Творческая мастерская. Связь произведения с фольклором. Загадки на страницах произведения.

2

рр

Знать понятие загадки и ее особенность.

Проза русских писателей 20 века

80-83

И.С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Облик и поведение писателя в восприятии «коллеги» по рыбной ловле. Двойное название рассказа.

3

Урок-анализ

Название произведения.

Иметь представление о личности и творчестве писателя. Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героев.

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

84-85

А.И. Куприн «Мой полет». Автобиографический очерк и его герои. Отвага и решительность героев.

2

Урок-анализ

Очерк.

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики

86-87

Е.И. Замятин. «Огненное «А». Рассказ о мечте подростков начала XX века. Герой рассказа как читатель. Комическая развязка.

2

Урок-анализ

Рассказ.

Коррекция  развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений

Поэтические образы Родины

88-89

А.А. Блок «На лугу», «Ворона». И.А. Бунин «Сказка», «Канарейка». К.Д.Бальмонт «Снежинка», «Фейные сказки». С.А.Есенин «Пороша», «Ночь», «Черемуха».  

2

Урок-обзор

Владеть навыками выразительного чтения, знать содержание изучаемых произведений, уметь находить средства художественной выразительности в произведении.

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики

Письменные ответы на вопросы

90-91

М.М. Пришвин «Времена года», Н.А.Заболоцкий «Оттепель». Д.Б.Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето…». Н.М.Рубцов  «В горнице».

2

Урок-обзор

92

Отражение красоты природы в стихах и прозе. Искренность и доброта, чувство привязанности  к окружающему человека миру природы. Художественные приемы и музыка стиха.

1

Урок-концерт

Коррекция аналитического мышления

Чтение наизусть.

93-94

С.А. Есенин «Песнь о собаке». В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Произведения писателей и поэтов объединяют мир вокруг нас в единое целое.

2

рр

Лирическая проза.

Владеть навыками выразительного чтения, знать содержание изучаемых произведений, уметь находить средства художественной выразительности в произведении.

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики

95

Любовь и сострадание ко всему живому. Осуждение человеческой жестокости к «братьям меньшим».

1

Урок-концерт

Коррекция  развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений

Чтение наизусть.

Героическое прошлое России

96-97

Героическое прошлое России в творчестве российских поэтов. А.И. Фатьянов «Соловьи». А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом…». А.А.Ахматова «Мужество». Р.Г. Гамзатов «Журавли»

2

Урок-обзор

Песня: единство слова и музыки.

Владеть навыками выразительного чтения, знать содержание изучаемых произведений, уметь находить средства художественной выразительности в произведении.

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

98-101

Песни о ВОВ.

4

Урок-концерт

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики

Чтение наизусть.

Современная литература

102-104

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Автобиографическое произведение писателя о детских годах. Васютка и его путешествие по осенней тайге.

3

ОНМ

Иметь представление о личности и творчестве писателя. Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя.

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики

Тест.

105

Творческая мастерская. Путь от детского сочинения к рассказу писателя. Подготовка к сочинению.

1

рр

Автобиографический рассказ.

Знать содержание изучаемого произведения,  особенности композиции. Владеть навыками подробного пересказа.

Коррекция аналитического мышления. Коррекция внимания и памяти.

106-107

Сочинение «Как Васютка выжил в тайге».

2

рр

Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя.

Коррекция эмоционально-волевой сферы.

108-110

Т. Янссон «Последний в мире дракон». Мир нарисованных и описанных в книге сказочных героев. Мумми-тролли, хемули, снусмумрики и другие герои книги.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

3

ОНМ

Иллюстрации.

Иметь представление о личности и творчестве писателя. Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя.

111-113

Внеклассное чтение. Моя любимая книга.

3

рр

Путешествия и приключения на страницах книг

114-115

Покорение пространства и времени. Д. Дефо «Робинзон Крузо». Жизнь талантливого писателя и энергичного купца Даниеля Дефо. Герой его книги – Робинзон. Характерные черты героя Дефо: способность не поддаваться обстоятельствам, мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Робинзон как нарицательное имя.

2

ОНМ

Урок-анализ

Робинзонада.

Иметь представление о личности и творчестве писателя. Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя. Уметь объяснять значение слов : «робинзон», робинзонада».

С.р.

116-118

Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена». Барон Мюнхаузен и придуманные им истории: «Конь на крыше», «Волк, запряженный в сани», «Искры из глаз», «Удивительная охота». Использование в «подлинных историях» иронии и гротеска, гиперболы и литоты.

3

ОНМ

Урок-анализ

Гротеск, гипербола, литота.

Иметь представление о личности и творчестве писателя. Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя.

Пересказ.

119-121

Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Автобиографическая повесть и ее герои. Приключения подростков, их смелость, авантюризм и неуемная фантазия.

3

ОНМ

Урок-анализ

Прототип.

Коррекция эмоционально-волевой сферы. Коррекция памяти.

122-124

А.Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста». Детективный сюжет повести. Находчивость, энергия, изобретательность главного героя.

3

ОНМ

Урок-анализ

125

Творческая мастерская. Утверждение положительного идеала и нравственных ценностей в повести.

1

рр

Знать содержание рассказа, уметь выделять ключевые эпизоды.

127-129

Внеклассное чтение. Моя любимая книга.

3

рр

Коррекция памяти и  зрительного внимания.

Новая жизнь старых героев

130-133

Н.С. Гумилев «Орел Синдбада». Образы знакомых сказок в стихах поэтов XX века. Б.Лесьмян «Новые приключения Синдбада-морехода». Что привнес новый век в облик героя и события его жизни?

4

Урок-анализ

Иметь представление о личности и творчестве писателя. Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев.

133

Итоговое занятие.

1

Урок-обобщение

Коррекция воли и характер через оценку и словесные характеристики

Тест.

134-135

Сюжеты изученных произведений. Сюжет и герой. Чтение летом. М.И. Цветаева «Книги в красном переплете».

2

Урок-анализ

Уметь высказывать свои мысли на определенную тему, точно, логично, последовательно их излагая.

Коррекция воли и характер через оценку и словесные характеристики

136140

Резервные уроки.

6

Сокращения, принятые при составлении календарно-тематического плана:

ОНМ – обзор нового материала

Рр – развитие речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...

календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева

Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...

Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс

Календарно-тематическое планирование в 8 классе по программе В.Я.Коровиной ( 2часа в неделю, 70 ч.)...

Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе  "Программы по литературе для общеобразовательных учреждений" под ред. В.Я.Коровиной и учитывает требования «Обязательного ...

Календарно-тематическое планирование по литературе 11 класс – 102 часа

Календарно - тематическое планирование составлено по литературе  11 класса  по программе КоровеннойВ.Я. -  102 часа, 3 часа в неделю...

Календарно-тематическое планирование по литературе - 6 класс

Настоящий календарно-тематический план разработан на основе  Программы по литературе/ под ред. А.Г. Кутузова, Москва, «Дрофа», 2005 г.Настоящий календарно-тематический план ориентирован на ...

календарно-тематическое планирование по литературе 11 класс Журавлев

Планирование создано на основе материала учебника для 11 кл под ред. В.П. Журавлёва из расчета 102 часа в год....