Главные вкладки

    Урок «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
    план-конспект урока литературы (5 класс) по теме

    Швецова Елена Анатольевна

    Содержание урока литературы направлено на глубокое осмысление рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»: удивительного и прекрасного мира образов, красок и звуков.

    Чтобы войти в мир, необходимо открыть книгу, а для этого надо подобрать особые «ключи», потому что с них и начинается путь читателя: знакомство с литературными законами, постижение художественной структуры.

    В центре этого мира стоит человек, поэтому особое место в произведении занимают персонажи – действующие лица.

                Образ каждого героя автор создает при помощи особых приемов. Моя задача – научить детей видеть их в тексте, чтобы составить полное впечатление о герое, научить понимать их чувства и мысли. Сравнительная характеристика даст полное представление о них.

                Знания теории литературы помогут ученикам свободно ориентироваться в прочитанном, а это значит, что книга в их руках «заговорит».  

                Урок сопровождается презентацией

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_lit._5_klass.doc67.5 КБ
    Файл kavkazskiy_plennik.rar581.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Департамент образования Администрации города Ноябрьска

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная образовательная школа №2»

     с углубленным изучением

     иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск

     Урок по литературе в 5 а классе

    Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

    Учитель Швецова Елена Анатольевна

    2011г

    Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

    Цель:

    1. Обучать учащихся созданию художественного образа.

    2. Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.

    3. Воспитывать грамотного читателя.

    Ход урока:

    I. Работа по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

    Слайд №1

    Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

    Рисунок

    1. Повторение знаний теории литературы

    - Продолжаем разговор о произведении Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

    Воспользуйтесь литературными терминами и не дайте себя запутать.

    а) «Кавказский пленник» - это литературная сказка?

    Нет, это рассказ, потому что данное произведение повествовательное, небольшое по объему, объединенное сюжетом и состоящее из нескольких эпизодов;

    б) Если это повествовательное произведение, значит, присутствует личное повествование?  Повествование безличное, потому что разговор в «Кавказском пленнике» идет от лица повествователя;

    в) Я считаю, что в произведении нет сюжета, кругом одни события. А как думаете вы?

    В произведении есть сюжет. Сюжет – это цепь событий;

    г) Эпизод и сюжет - одно и то же? 

    Нет, эпизод  – одно событие, имеющее начало и конец.

    д) Какие группы персонажей есть в рассказе?

    Главные, второстепенные и эпизодические.

    Назовите главных героев.

    Жилин, Костылин и Дина.

    - А теперь посмотрите на экран, не ошиблись ли вы.

    Слайд №2

    Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.

    Сюжет – это цепь событий, происходящих в произведении.

    Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец.

    Слайд №3

    Повествование:

    Личное – от лица героя-рассказчика;

    Безличное – от лица повествователя.

    Слайд №4

    Персонажи:

    - главные;

    - второстепенные;

    - эпизодические.

    - Вы согласны со своими ответами? (да)

    Оценки за ответ…

    2. Работа над эпиграфом

    - Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)

    Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).

    Кавказская война - самая продолжительная война.

    Война не сказка об Иване,

                                                                                                                   И мы ее не золотим…

                 Борис Пастернак.

    - Прочитайте эпиграф.

    - Почему война не сказка?

    - Что значит «мы ее не золотим»?

    Вывод:

    Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.

    Война - цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.

    - Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.

    - В рассказе изображены два офицера.

    - На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

    3. Тема  урока

    Слайд №4

    а). Приемы составления характеристики героев

    - Какие приемы использует автор для характеристики героев в рассказе?

    Слайд №3

    Приемы составления характеристики литературных героев:

    - внешние черты (портрет);

    - поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;

    - характеристика героя другими действующими лицами

    б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

    - Сравним Жилина и Костылина.

    - Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за  урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.

    - Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.

    Что общего?

    - Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

    Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.

    Различие:

    I. Портрет

    - Найдите в тексте описание героев;

    - О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?

    Жилин – удалой, смелый, отважный.

    Костылин – физически слабый человек.

    - Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).

    II. «Говорящая» фамилия

    - Автор наделил Жилина и Костылина «говорящими» фамилиями.

    Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (сухощавый, крепкий, выносливый).

    Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).

    - Какой наш герой? (слабый).

    III. Поведение героев во время нападения татар

    - Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).

    - Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

    IV. В плену

    1. Письмо о выкупе

    - Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)

    - Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.

    Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

    Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.

    2. Внутреннее состояние героев

    Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный.  «Дина» в арабском языке значит «вера».

    - Во что верит Жилин?  (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)

    - Во что верит Костылин? (в выкуп)

    3. Занятия героев

    Жилин:

    - Рукодельничает;

    - Изучает местность, так как думает о побеге;

    - Общается с Диной;

    - Лечит людей аула.

    Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

    Костылин:

    Бездействует и стонет.

    - Подтвердите сказанное о героях текстом.

    4. Мнение татар о героях.

    Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».

    Костылин – «смирный».

    V. Побег

    - Расскажите об этом.

    - Как вели себя герои?

    Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

    Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

    в). Создание устного высказывания «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

    ( с использованием таблицы, составленной в ходе работы).

    Жилин

    Костылин

    Общее

    Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

    Различие

    I. Портрет

    Удалой, выносливый, смелый.

    Физически слабый.

    II. «Говорящая» фамилия

    Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.

    Жилистый, выносливый, крепкий человек.

    Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами.

    Слабый человек.

    III. Поведение героев во время нападения татар

    Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу.

    Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

    IV. В плену

    1. Письмо о выкупе

    Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

    1. Письмо о выкупе

    Трус, думает только о себе.

    2. Внутреннее состояние

    Сильный духом, верит в удачу, собственные силы.

    1. Внутреннее состояние

    Душевно слаб, верит в выкуп.

    3. Занятия

    Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела.

    3. Занятия

    Бездействует, стонет.

    4. Мнение татар о Жилине

    Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».

    4. Мнение татар о Костылине

    Костылин – «смирный».

    V. Побег

    Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

    Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

    г). Значимость темы

    - Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

    Это необходимо в жизни, чтобы:

    - различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;

    - сделать правильный выбор друзей;

    - понимать внутренний мир человека.

    4. Домашнее задание:

    1. Устное высказывание «Встреча с Жилиным и Костылиным»

    - Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?



    Подписи к слайдам:

    Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
    Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодовСюжет – это цепь событий, происходящих в произведенииЭпизод – одно событие, имеющее начало и конец
    Приемы характеристики литературных героев:
    Внешние черты (портрет);Поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;Характеристика героя другими действующими лицами
    Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока "Сравнительная характеристика растровой и векторной графики"

    Разработка вводного урока по компьютерной графике для учащихся 8 класса...

    Разработка урока "Сравнительная характеристика природных зон России - тундра и тайга"

    Это урок усвоения новых знаний, пятый урок темы «Природно-хозяйственные зоны»Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления полученных ...

    Интегрированный урок: Сравнительная характеристика рельефа Канады и России

    Цели урока: сравнить две страны. Найти сходства и различия.  Тип урока: изучение нового материала.  Задачи урока:1- Образовательные: познакомить с особенностями рельефа Канады и России.2- Ра...

    Конспект урока "Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы.

    Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы (строение, химические свойства, применение). Ацетатное волокно.        Демонстрация 28. Взаимодействие крахмал...

    Конспект урока "Классное сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы»"

    Данный материал нацелен помочь учащимся обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев, развивать на...