Урок внеклассного чтения в 6 классе
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Орлова Людмила Анатольевна

Урок проводился при изучении зарубежной литературы, творчества  писателя Эрнеста-Сетона Томпсона, его великолепных "Рассказов о животных". Типология урока - урок внеклассного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikaciya.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

«Стучаться в природы замкнутую дверь…»

По произведению Э. С.-Томпсона

" Рассказы о животных ".

( К 150-летию со дня рождения писателя)

Цели:  пробудить интерес к творчеству писателя, к         произведениям о природе;

            на основании текстов воспитывать у детей бережное отношение к живой        природе;

          продолжить развитие  умений и навыков анализа текста художественного  произведения.

Оборудование: выставка произведений писателя, Красная книга, Энциклопедия о животных, портрет  писателя, рисунки детей.

                                                                        

                                Эпиграф к уроку        . В природе он черпал

                                                                  всё, чем жив человек:

                                                                  насущный хлеб,                                                                                   поэзию, силу и                                                                                   мудрость.                                                                                                                                                                                                                В. Песков

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя. С глубокой любовью и благодарностью вспоминаем мы о прочитанных в детстве книгах отечественных и зарубежных писателей, раскрывших перед нами тайны природы. Навсегда вошли в наше сознание произведения Тургенева, Некрасова, Чехова, Куприна, Киплинга, Лондона, посвящённые жизни животных. Не секрет, что уже сегодня многие виды животных находятся на грани полного исчезновения и занесены в Красную книгу. Не случайно русские писатели М.Пришвин, К.Паустовский, В.Бианки, Г. Троепольский, В.Астафьев и другие неоднократно поднимали вопрос о необходимости бережного отношения к природным ресурсам для спасения жизни на земле. Об этом в разное время писали и наши детские писатели. Какие? Проблемы экологии в наше время волнуют всех, кто думает о судьбе грядущих поколений, и, я уверена, интересуют вас, людей будущего, которым жить на нашей земле. Наш урок посвящён сегодня творчеству натуралиста, писателя и канадского художника Эрнеста Сетона-Томпсона, чьё 145-летие отмечается в этом году.

 

2 .Сообщение ученицы.     О жизни и творческой деятельности Томпсона.

3. Дополнение учителя.    Много нового и интересного услышали мы о жизни и деятельности этого удивительного человека. Э.С. Томпсон всю жизнь занимался изучением природы. Это тот счастливый случай, когда работа и увлечение совпадают." В природе он черпал всё..."

 В своей литературной и общественной деятельности Сетон-Томпсон, писатель-анималист, поставил перед собой цель - "остановить по возможности бессмысленное и бесцельное истребление животных".

4. Работа с текстами.          "Рассказы о животных " прочитаны вами дома, о наиболее  полюбившихся вам мы  поговорим на сегодняшнем уроке.

                                        "Мустанг-иноходец".

Вопросы для аналитической беседы по текстам. ( Ответы с опорой на текст)

1.  Что представляет собой это животное? Что значит иноходец?

2.  Чем же помешал этот свободный красавец местным скотоводам? За что они невзлюбили его?

3.  Почему рассказчик не подстрелил мустанга, хотя у него была такая возможность?

4.  Что предпринимает Джо, чтобы покорить мустанга? (Краткий пересказ эпизода).

5.  Что привело непокорного красавца в ловушку?

6.  Выразительный пересказ близко к тексту эпизода "Последние минуты мустанга-иноходца".

7.  Какие чувства стремится внушить нам автор?

---Горечь и неприязнь в рассказе о бесчеловечном отношении и истреблении животных людьми из-за корысти и жестокости.

8.  Обращение к иллюстрациям.

.

                                        «Лобо».

1. Чем знаменит этот волк? Каковы его повадки?

---Обратите внимание: ловкость, мудрость, достоинство... Мы словно говорим не о звере, а о человеке. Таковы особенности художественного мастерства С.-Томпсона, столько души вложено в повествование о животном.

2.  Конечно, это хищник, он вселяет ужас и панику, за его голову назначена небывалая цена - тысяча долларов, но мы, читая рассказ, почему-то не хотим, чтобы его поймали, мы сочувствуем и переживаем за него, а не за человека. Каким же способом вновь человек-совершенство природы, берёт верх над животным?

---Лобо попадает в капкан в поисках подруги Бланки. Зная, что уже ничем не сможет ей помочь, упорно ищет её, не желая оставить и в последний час. Верность, преданность, ответственность - этими качествами обладают, увы, не все люди.

3.  Отчего же умер Лобо?

-- Люди лишили его любви. Умный и хитрый, бесконечно любящий свою подругу, волк умирает от тоски.

4.  Обращение к иллюстрациям.

                                        "Жизнь серого медведя".

1.  Рассказ-представление заранее подготовленного ученика.

2.  Как "очеловечивает" своего героя Томпсон?

---Медведю недостаёт любви, понимания, семьи, общения и тепла. Проведя свою никчемную жизнь в одиночестве, гонимый и неприкаянный, он в последние мгновения вспоминает "добрые косматые лапы" своей матери.

3.  Обращение к иллюстрациям.

 

                                        "Арно".

   - А маленький бесстрашный голубь Арно? Вырвавшись из плена от голубиного вора, он несётся к дому,

к милой родине, позабыв обо всём, презрев все опасности на своём пути.

1.   Каково отношение автора к Арно?

2.   Какую мысль хочет передать писатель людям посредством этого рассказа?

- У каждого человека должно быть чувство родины, которая милее всего на свете, которую ни предать, ни забыть нельзя, ради которой, если понадобится, и жизнь отдать не жалко.

3.    Обращение к иллюстрациям.

5.   Обобщение.

       Итак, мы рассмотрели всего лишь несколько рассказов о животных, но и из них уже видим, что автор наделяет своих героев-животных человеческими мыслями и чувствами. Для чего, как вы думаете?

       Один ваших ровесников так ответил на этот вопрос: это для того, чтобы показать нам, что животное - тоже человек. И, наверное, мы с ним согласимся. Животные - братья наши меньшие, они испытывают чувства сродни человеческим.

Запишем в тетради цепочку слов из наших ответов.

       - Что подтолкнуло к смерти Уэба? Чего не хватало ему в жизни?  

- Он одинок, лишён матери, семьи.

                                        - Семья.

        - Почему безучастен к собственной гибели Лобо?

- Жестокие люди отняли у него любовь.

                                        - Любовь.

        - Почему истекающий кровью Арно стремится на родину? Что неодолимо притягивает к себе смертельно раненную птицу?

                                        - Родина.

        - Непокорный мустанг бросается в пропасть, предпочитая жизни в плену свободу.

                                        - Свобода.

          - Что роднит наши души - человеческие и души животных? Жизненные ценности, без которых никто из нас не сможет прожить:  

СЕМЬЯ – ЛЮБОВЬ – РОДИНА - СВОБОДА

6.   Заключение.        Наш  урок закончим отрывком из произведения Томпсона, монолога человека, обращённого к животному: " Мы смотрим в глаза друг другу, мы дети одной матери-природы. Никогда рука моя не поднимется, чтобы убить тебя. Мы братья, прекрасное создание, только я старше и сильнее тебя. И если бы моя сила могла всегда оберегать тебя, ты никогда не знал бы опасности".

  1. Оценки за работу на уроке.

    Домашнее задание.  Прочитать рассказ Томпсона «Снап».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация о творчестве К.Паустовского...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...