Собирание и использование в содержинии образования фольклора как средства приобщения к культуре России
статья (литература) по теме

В  данной работе говориться о воспитальной значимости русского фольклора.Указываются программы по курсу  " Народоведения". Дается практического применение данных программ.В приложениях дается вопросники для сбора сведений о детсвком фольклоре от взрослых и запись детского фольклора от детей, а так же письменные формы школьного фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagorulko_a._a._no_2.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

Собирание и использование в содержании образования факультета,

как средства приобщения к культуре России

                                                           Загорулько А. А.

                                                                 МБОУ г. Астрахани

                                                      «СОШ № 53»

«Русский человек менее всего знаком именно с

тем, что всего к нему ближе: со всей

родиной и всем, что к ней относится»

                     К. Д. Ушинский

«...как бы ни был низок нравственный уровень

современного общества. Школа должна быть

проникнута идеей, что только она и может

поднять этот уровень…»

                   В. М. Стоюнин

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понята каждому россиянину. Решая задачу «формирования обшей культуры личности», прописанной в Законе об образовании, педагогом необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.

Культура - в переводе с латинского «возделывание это истина духовных ценностей, а также совокупность предметов материальной культуры жилых, культовых, производственных и прочих построек, домашней утвари, предметов труда, разного рода машин, одежды, украшений, оружия и т. д. К культуре причисляется и система сформировавшихся в данном обществе, у данною народа взаимоотношений людей, социальных связей, религиозные верования и т. п.

Именно в культуре - искусстве, фольклоре, художественной литературе, науке - находят яркое национальное самобытное выражение общечеловеческие ценности и духовная сторона жизни конкретного народа, его нравственные устои, верования, представленная об окружающем мире и космосе, национальный менталитет, наконец, отражается история народа, сложившаяся на протяжении многих веков, в жизни десятков поколений людей, связанных территорией, общими условиями длительного сосуществования, одним языком.

Лучшее средство ввести подростка в мир культуры это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказов, вспушиться в его песни и частушечные мотивы, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику. Д. С. Лихачев писал в этой связи: «Из-за недостаточного знакомства с русской культурой среди молодежи распространено мнение, что все русское неинтересно, вторично, заимствовано, поверхностно. Планомерное преподавание литературы и призвано разрушить это неверное представление».

Распад общественной системы, разрушение социально-ценностных устоев и идеологический вакуум, последовавший за этим размахом, породили в педагогическом мире растерянность и профессиональную апатию

Однако время духовного осмысления в российской школьной практике было недолгим. Сегодня наконец-то приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания детей на своих русских национальных традициях: забыты народные промыслы, уходят из жизни истинно русские умельцы, дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи.

Именно поэтому сегодня возрастает интерес к русской культуре. Причин для этого очень много. Во-первых, все осознают, что мировоззренческая пустота, возникшая после отторжения коммунистической идеологии, быстро заполнилась культом «Золотого тельца». Сегодняшний учитель прекрасно понимает, что культ богатства явно не соответствует исконно русскому мировоззренческому идеалу, русской духовной традиции, сущность которой великолепно выразил замечательный ученый, педагог, философ П. Флоренский, сказавший однажды: «Если идеал Запада - материальное благополучие, что идеал России - преображение души»

Поэтому современный педагог призван приобщать учеников к высочайшему идеалу тысячелетней русской культуры, идеалу преображения души на службе Отечеству. На этой духовной основе всегда стояла, стоит и. будет стоять русская культура. Высокое целомудрие, пафос добра и правды, поиски красоты вечной и не проходящей - все это свойственно русской классической литературе, музыке, живописи, фольклору. Во-вторых, обращение учителя к народным ценностям русской культуры объясняется и тем, что именно в наши дни открыто заговорили о том, что ныне реально встал вопрос о самом существовании того, что мы называем русской цивилизацией. И об этом учителя не имеют права забывать, так как в его руках будущее нации, Родины. В третьих, воспитывать учащихся на традициях Отечественной культуры необходимо уже потому, что они в большинстве своем - русские. Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия - многонациональное государство. Если выпускник школы не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.

Ребенку, родившемуся сегодня, предстоит жить в современной ему культуре, а это потребует от него огромных усилий физических и духовных, так как природа не передает через генетический механизм культурологические новообразования.

ПО мнению В А. Сухомлинского «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Цель данной работы обратить внимание на го, что в процессе знакомства с фольклорными произведениями " школьников формируется чувство любви к Родине.

Фольклор - это художественная педагогика. Народное творчество в значительной своей части воплощается в словесных жанрах: былинах, легендах, сказках, песнях, пословицах и поговорках, анекдотах.

Передаваемая из уст в уста, фольклорная традиция из поколения в поколение шлифует форму выражения народного склада ума, неземного взгляда на жизнь, поэтического мира волшебства, человеческих эмоций, тех или иных форм оценки и т. д. Необычайной афористичностью, емкостью формулировок характеризуется народная фразеология. Кратки по форме, точны по смыслу, намекам, исключительны по своей наблюдательности, остры на язык частушки. Проникновенны по свой лиричности, насыщены глубокой экспрессией, формами субъективной модальности народные песни. Мир сказок завораживает слушателя не только волшебными превращениями и драматическими перипетиями персонажей, но и гармоничностью просодического строя размеренной речи рассказчика, причудливым рисунком образных приемов словесного выражения при ясности синтаксиса и удивительной точности в использовании слов. В русском фольклоре выявляется народная мудрость, система оценок людей, событий, нравственные нормы, трезвая реалистичность, сопровождаемая юмором, оптимизм, доброжелательность. В созданных русским народом и передаваемых из поколения в поколение пословицах и поговорках, сказках, легендах, песнях, былинах огромное богатство. В них педагогическая культура народа К. Д. Ушинский утверждал, что народная мудрость по силе и наблюдательности, точности мысли, идейному содержанию настолько оригинальна, что «никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».

В произведениях русского фольклора звучит прежде всего тема глубокого уважения и любви к матери и отцу. В народе материнство рассматривается как высшая социальная ценность, и русский человек заслуженно возвеличивал женщину - мать («при солнышке тепло, а при матери добро». «Материнская молитва со дна морского достанет», «Слепой щелок и тот к матери ползет»). Даже более поздний и веселый жанр народного творчества - частушки - не роняет образа матери. Судите хоть по этим вот строчкам.

 Когда была я маленька,

 Качала меня маменька.

 Качала меня маменька,

                                                     Она качала, величала:

 «Спи, моя желанненька»

На чужой сторонушке

Солнышко не греет

Без родимой матушки

Никто не пожалеет

Очень много в русском фольклоре говорится и о роли отца: «Как Бог до людей, так отец до детей. Отец сына не на худо учит». А вот что говорится о роли личного примера в воспитании детей: «Если батька рыбак, и сын в воду смотрит». Многие народные афоризмы, можно сказать, взошли на чувстве сыновнего почетания и уважения к родителям, которые являются как бы ориентирами в моральных ценностях: «Послушному сыну родительский приказ не тягость». Но конечно же, тема семьи не единственная ось, вокруг которой вращается народная педагогика. С древних времен для славян сокровищем была родная земля. На ней мы жили, растили свой урожай, ее мы защищали от врагов. Именно на этом материале можно воспитывать чувство патриотизма.

Большое место в народной педагогике уделялось труду. Народ славил труд не как нечто отвлеченное, не гак, как сегодня славят общечеловеские ценности, а как первооснову жизни, как глубокую философию истинного благосостояния и справедливости: «терпение и труд - все перетрут». Русский народ утверждал, что труд красит и облагораживает человека. И наши родители хотят видеть своих детей талантливыми, ловкими, умеющими выполнить работу с любовью, с радостью, со смыслом

Наши прадеды ясно представляли себе, что мастерство в деле приходит не сразу, и потому, видно, в народе большое значение уделялось обучению через игру Подтверждение этому находим и в песнях, и в обрядах. Вот, например, песня, в которой мать, беседуя с дочерью, показывает, как надо работать.

-   Научи меня, мати,

Как белый лен сеяти,

-   Вот так, вот так, доча,

Вот так, голубушка.

Вот так красавица

Такие игры и песни не новомодное поверие и наследие богатейшего педагогического опыта наших предков, отличавшихся трудолюбием, талантом, охочестью к работе. Да как тут не сказать, что в начале XIV века Россия с ее культурой, ее народом и народной педагогической опережала весь мир по темпам экономического развития. Народ трудился, и честный труд входил в понятие о смысле жизни русского человека. Народ всегда высмеивал тех, кто бежит от работы, кто хочет поживиться за чужой счет. «Лежебоке и солнце не в пору всходит. Спать долго - жить с домом». Вслед за трудолюбием я все же затрону еще одну тему. Поговорю о нравственности, которая столетиями воспевалась в русском народе как своеобразный моральный кодекс.  В устном народном творчестве издревле прославлялись преданность

Родине, героизм, скромность, доброта, честность. Вместе с тем резко осуждались зависть, эгоизм, трусость, высокомерие, хвастовство. «Родная сторона - мать, чужая - мачеха. С родной земли - умри, не сходи! Русский завсегда хлеб - соль водит».

Наши прадеды, как уж повелось на Руси, были и воинами, и землепашцами. Миролюбие во все времена было присуще народу, который рассуждал так: «Худой мир лучше доброй драки. В мире жить - с миром жить». А вот что говорится о правдивости, о честности: «Кто правду хранит, того Бог наградит. Правда - свет разума. Правда тяжелее золота, а на воде всплывает». А вот месте скромности в нравственном воспитании: «Скромность украшает человека. В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив».

Вежливость, негневливость и смирение, отсутствие гордости - показатели внутренней культуры и практической сметки русского человека: «Поклониться - вперед пригодиться. От учтивых слов язык не отсохнет. С поклону голова не заболеет».

Наш народ прославляет не силу денег, а силу дружбы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Без друга - сирота, с другом   семьянин».

Но первые нравственные наставления дети могут получить прямо из колыбельных песен. С первых звуков материнской песни впитывает ребенок нотки добра , начинает различать «что такое хорошо и что такое плохо?» Так вот формируется культура поведения: послушание, уважение к старшим, чуткость, отзывчивость, верность слову. С таким компасом не пропасть в домой и непростой жизни. По-моему, для того, чтобы успешнее прививать нашим детям чувство добра и благородства, нам следует по чаще вспоминать наш родной фольклор. Это память, это история, это наше спасение1

Многовековая отечественная культурная традиция, выработала свои методы воспитания и обучения человека. Учитель и воспитатель всегда знал цель, к которой он идет, и образ, который хочет видеть в воспитании. Слова «образ» и «образование» одного корня. А к какому «образу» стремления сегодня наша образовательная система?

Удобство и комфорт в обучении, которые предоставляют многочисленные западные образовательные программы, не всегда приводят к желаемому результату, а именно: к воспитанию здорового духом и телом человека, способного занять свое место в общество и продуктивно потрудиться на его благо. В интеллектуальном марафоне, предлагаемом современной школой, душевные качества, которые являются отличительной особенностью русского характера, любовь во взаимоотношениях с людьми, способность к сопереживанию и многое другое остается за гранью воспитательного и образовательного процесса. В то же время русское крестьянство выработало для себя оптимальную систему воспитания и обучения детей, подростков, молодежи.

Апробированная и узаконенная многими поколениями система представляла собой сложное, пестрое, многослойное, в чем-то противоречивое целое, которое лолжно было обеспечить такие жизненно необходимые стороны, как овладение трудовыми навыками, передача знаний о природе, человеке, окружающем мире; разумное использование досуга, регуляция обыденного и обрядового поведения, хранение и передача традиционной культуры. Эта система гарантирована также создание семьи и воспитания полноценных членов крестьянской общины.

Итак, традиционное воспитание и обучение состояло в целенаправленной передаче культурного (хозяйственного и духовного) опыта старшими младшим, что позволяло молодым спокойно и достойно в свое время занять свое место в жизни общины и полноценно реализовать свои силы. Одновременно растущее поколение всегда стремилось к самостоятельному освоению культурных ценностей: дом, большая крепкая, дружная семья, которая совместными усилиями вырастит хлеб и обеспечит благополучие роду. Это рождает почтительное отношение к старшим, заботливее - к подрастающему поколению.

В связи с возрождением традиционных культурных ценностей России возникла необходимость понять сущность русских традиций в воспитании и обучении. Поэтому в последнее время возникают разнообразные программы и специальные курсы, с помощью которых идет приобщение подрастающего поколения к народным традициям, и изучению родного фольклора.

Гак возникла мысль создать программу «Русская старина» авторы Л. Ростовцева, П. Бусарова) Один из разделов этой программы называется «Предания старины глубокой». В него входят следующие темы: 1) Разучивание и сбор старинных песен, частушек; 2) фольклорные праздники, конкурсы; 3) старинные русские игры; 4) игрушки наших прабабушек; 5) «Ну что за прелесть эти сказки!»; 6) из бабушкина сундука. Авторы программы предлагают устраивать выставки творчества детей «Фольклор глазами детей». Какие же формы работы можно применить для осуществления этой программы? Это следующие виды работы: старинные русские игры (разучивание); инсценирование сказок; веселые частушки (конкурс); в русской горнице: прослушивание русских народных песен; конкурс пословиц и поговорок; девичьи хороводы: разучивание хородов; вечер сказок; ярмарка игрушек; знакомство с колыбельной тесней; «Предания старины глубокой» (изучение сказаний, легенд); путешествие по реке поговорок; деревенские посиделки; на поляне загадок; конкурс «Знаешь ли ты русские скороговорки»; КВН «В гостях у сказки»; игры: «Собирайся, детвора, начинается игра»; Рождественские колядки (праздник); русская масленица (праздник), «Как у наших у ворот» игровая программа; концерт «русское раздолье»; праздник частушек «Эх, топчи, нога»; вечер сказок «В три дев-г, м царстве, в три десятой государстве»; игры «Веселая карусель»; классные часы «А мы с шутками да с прибаутками»;, музыкальная шкатулка «Солнышко, покажись, красное, снарядись»; аукцион игрушек; праздник «Россия   мать - тебе хвала».

Большого внимания заслуживает и программа курса «Введение в фольклористику и этнографию» (для 8-11 классов). Автор программы Н В Свитникова. Эта программа направлена на обучение собирания фольклора. В пояснительной записке этой программы отмечается, что «учащиеся старательно и честно записывают от информатов тексты, фиксируя современное бытование традиции. Диалог - фольклорист, исследуя подобный архив, может судить о процессах, происходящих в коллективной, народной памяти, о том, что оказывается потеряно и что по-прежнему активно бытует даже среди среднего и младшего поколения опрашиваемых». Указывается также на то, что «подросток - собиратель никогда не отсеивает материал, варианты исполнения записываются полностью. Гак как дети стараются записать весь разговор, по этим материалам можно судить о народном самосознании». Ценность этой программы заключается в том, что городские подростки постепенно открывают для себя мир народной культуры. Анализируя услышанное, ребята учатся находить общий язык с людьми разных возрастов. Грустно повторять, что старшее поколение людей - носителей традиционной кчлыуры - уходит и каждая строчка, записанная от них, должна быть в кладовой нашей памяти. «Время всесильно над фольклором, но фольклор становится бессмертным, если он записан и опубликован», утверждал Ю, И. Смирнов

Теоретическая часть этой программы рассчитана на занятие в течение 6 часов в неделю и включает следующие темы:

1. Введение. Что такое фольклор? Фольклор как искусство слова Что такое традиция?

2. Специфика фольклора, синкретичность, коллективность творчества, устность создания и     бытования произведения, вариативность.

3.  Фольклор как часть национальной культуры и искусства.

4. Фольклористика и этнография. О собирании фольклора

5. Нетрадиционный   фольклор.   Современные   детские   игры,   присутствие   древнейших представлений о них. Считалки, анекдоты, страшилки.

6.Традиционные жанры русского фольклора Язычество и христианство в истории русской культуры.

7. Народный календарь, отражение в календарной  поэзии быта и народных верований. Что ое обряд?

8. Рождество. Святки. Крещение

9. Масляница. Региональные особенности праздника

10. «Жаворонушный день». Встреча весны. Традиционная выпечка гадания, приметы, поверья, загадки

11. Народная религия. "Духовные стихи"

12. Детский фольклор. Пословицы, поговорки, загадки.

При изучении литературы в школе приоритет, как известно, отдается родной литературе. Приобщение учащихся к миру словесного искусства происходит как на устном народном творчестве, так и на произведениях художественной литературы. Кроме того, литература как учебный предмет взаимодействует с другими дисциплинами, курсами й образовательными областями, а вместе с дисциплинами художественного цикла формирует эстетическое отношение к окружающему миру. Несомненна также роль литературы в процессе развития речи учащихся.

Как же максимально эффективно реализовать этот богатый потенциал литературы как учебной дисциплины, сочетая воспитательные цели с обучающими, развивающими? Один из советов на такой вопрос - создание спецкурсов по литературе.

В последние годы доктором педагогических наук, профессором В. Я. Коровиной была разработана программа спецкурса по литературе «Фольклор и литература». В свет вышло учебное пособие для учащихся старших классов (9-11) по этому курсу: «Фольклор и литература» (М: Скрин-Мирос, 1996 г.)

Курс позволяет по-своему решать задачу воспитания школьников на основе обращения к родным корням.

Курс «Фольклор и литература» основывается на пристальном внимании к устному народному творчеству и изучение литературы во взаимосвязи с фольклором на протяжении всего периода обучения в школе. Уже в средних, 5-8 классах дети изучают фольклорные произведения разных жанров. знакомятся с литературно-фольклорными связями в произведениях русских писателей. В практике работы многих учителей активно используются такие приемы работы с фольклорными произведениями, как составление кроссвордов на тему «Герои русских сказок» сборников загадок, проведение конкурсов на лучшую волшебную сказку собственного сочинения, праздников Рождества, Масленицы, Пасхи, Святой Троицы, инсценировки сказок, необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, фантазию, обогащают и развивают ребенка, прививают ему любовь к народному искусству, традициям, обрядам, языку.

Обращение к фольклору необходимо и при изучении произведений русских писателей. Учащимися могут задаваться также вопросы: что общего у пушкинской «Сказки о мертвой царевне» и народных волшебных сказок? Как изображаются народные праздники в книге И. Шмелева «Лето Господне» В чем заключается особый поучительный смысл святочных рассказов Н. Лескова? Как связаны композиция, художественные особенности «Песни про купца Калашникова» М. Лермонтова с былинной традицией9 Какие  черты русского солдата нашли воплощение в образе героя поэзии А. Твардовского «Василий Теркин»? Без размышления над подобны л вопросами невозможно представить проникновс ие школьников в мир родной литературы, евозможно воспитать в них чувство любви к род! уважение к ее традициям, культуре.

В старших классах изучения литературы во взаимосвязи с фольклором в рамках систематизированного спецкурса позволяет осуществить попытку осмыслить отношения к устному народному творчеству того или иного писателя, выяснить степень влияния народных идеалов, народной культуры, фольклорной поэзии и стилистики на формирование индивидуального авторского мировосприятия и стиля. Один из уроков внеклассного чтения в 9-м классе можно посвятить раннему творчеству Н. В. Гоголя, назвав его «Фольклорные элементы и народно-нравственные идеалы в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».

Уроки в рамках спецкурса «Фольклор и литература» воспитывает у школьников уважение к народным идеалам, бережное отношение к фольклору, любовь к искусству слова -родной классической литературе.

Фольклорный материал может быть использован для развития грамотной речи, для обучения сосредоточению, для развития внимания, памяти, снятие усталости и утомление на перемене или любом этапе урока

Вот некоторые виды такой работы:

«На горе-то калина»

1. На горе-то калина, под горою малина.

Ну что ж, кому дело, калина,

Ну кому какое дело, малина

Руки поднимаем вверх

Руки опускаем вниз

Хлопаем   в  ладони,   притоптывая   правой ногой;

Хлопаем в ладони, притоптывая левой ногой

2. Там девицы гуляли,

Красавицы гуляли.

Ну что ж, кому дело, гуляли.

Ну кому какое дело, ломали

Повороты туловища 2 р.

Вправо и влево, руки на поясе,

Хлопаем в ладоши 2 р;

С поворотом туловища вправо и влево

3.  Калинушку ломали.

Калинушку ломали.

Ну что ж, кому дело, ломали,

Ну кому какое дело, ломали

Потягиваемся на носочках

Руки тянем - вверх, достаем веточку, ломаем

ее, хлопаем руками с притоками ног

4.  Во пучок вязали,

Во пучочек вязали,

Ну что, кому дело, вязали,

Ну кому какое дело, вязали

Скручиванием пучочек

Хлопаем в ладони....

5. На дорожку бросали,

На дорожку бросали,

Ну что ж, кому дело, бросали,

Ну кому, какое дело, бросали

Немного приседая, делаем резкие движения

кистями рук вправо, влево, хлопаем в

ладоши, выполняя движения куплета.

Русская игра «Меланья»

Одному игроку предлагается выйти за дверь, остальные договариваются о движении, которое покажут Меланье. Хором зовут:

- Меланья!

Выходит игрок, который выходил за дверь.

- Что детушки?

- Заходи, Меланья, погляди, что покажем, нипочем не догадаешься!

Говорят (или поют) хором:

- У Меланьи, у старушки,

 Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей,

Вот с такими-то ушами.

Вот с такими-то носами,

Вот с такими-то усами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой,

Они не пили, ни ели,

На Меланью все глядели,

И все делали

Вот так!

Дети показывают движения, которым договорились: вязали, писали, месили тесто, рубили и т. д.

Русская педагогическая мысль еще в XIX веке почувствовала насущную необходимость изучения Отечественной истории и ли литературы «с сорочки, с рубахи, которые к телу ближе» Был сформирован педагогический принцип «от близкого - к далекому». Сегодня этот принцип осуществляется  с помощью литературного краеведения,  цели  которого  заключаются  в приобщении школьников к истории культуры родной земли, воспитать чувство любви к «Малой Родине», увлечь школьников поисковой работы, раскрыть богатство мира художественных образов.

Возрождение русской традиции художественное осмысление мира, формирование эстетических категорий вкуса путем знакомства с особенностями фольклора «Малой Родины» -такую задачу я ставлю перед собой в работе факультатива «Астраханские край в фольклоре». Ведущий метод в преподавании этого курса, которым я пользуюсь, - метод «погружения» в мир Астраханского фольклора. В основе методики преподавания фольклора лежит устная форма представления фольклорного материала, игра как средство организации активного процесса творческой деятельности ребенка; учет возрастных особенностей детей и доступность материала.

Прежде чем изучать фольклорные тексты, необходимо познакомить учащихся, как я считаю, с особенностями фольклора Нижней Волги. Фольклор исторически предшествовал художественной литературе. На протяжении многих веков он продолжал параллельно существовать и развиваться, обогащая литературу и одновременно заимствуя из нее, оставаясь уникальной формой народной памяти.

Каждый сызмола знавал сказку, предание, легенды, бывальщины и, конечно же, песни -обрядовые (колядки, веснянки, троицко-семидские и т. д.), эпические (былины, исторические), а также баллады и романсы, то есть сюжетные - неэпического склада.

Не следует забывать и то, что веками Астраханская земля была одним из центров рыбного промысла, служила прибежищем для разноплеменного вольного люда, что и определило многогранность и разноязыкость народного творчества. Сюда стекалась огромная масса крестьян бедняков, страдавших от безземелья, крайней нищеты, поборов и налогов со стороны светских и духовных властей.

Большинство старинных рыбацких песен посвящено морским ловцам, ибо промысел рыбы на Каспии - тяжелейший труд, связанный с риском для жизни. Также не следует забывать, что фольклор Астраханского края многонационален. Это яркое, разнообразное по жанрам и стилю, по происхождению, при всей разнородности составляющих его элементов, самобытные явления традиционной народной культуры. Время от времени фольклор Нижней Волги попадал в поле зрения собирателей и исследователей устного народного творчества, однако, многое осталось не записанным, возможно бесследно утраченным.

В процессе знакомства с фольклором родного края учащиеся должны открыть для себя, сколь богато духовно именно та земля, на которой они живут, должны почувствовать сердечно, какая яркая и разнообразная культурная жизнь существовала в далекие времена в краю их отцов, дедов и прадедов.   Только на этой основе и можно воспитывать не декоративную и трескучую, а укорененную в глубине сердечного инстинкта любовь к Родине, без которой не о каком реформировании Отечества, ни о каком возрождении не может быть и речи.

На занятиях факультатива я использую разные формы работы. Это и урок - концерт, урок-исследование, урок-путешествие, урок-обозрение; праздники народного творчества, конкурсы-смотры обрядовых песен, частушек, поговорок, загадок, преданий; разучивание и собирание старинных песен, частушек, преданий. Ребята выступали на школьных научных конференциях с докладами на следующие темы: «Детский фольклор», «Своеобразие Астраханских сказок», «Поисковая работа по изучению фольклора Астраханского края».

Решив для себя вопросы «Зачем» и «как» организовать факультативные занятия, я перехожу к вопросу «Что преподавать?». Основной перечень изучаемых текстов я беру из программы «Астраханский края в русской литературе и фольклоре» Астраханского областного института усовершенствования учителей. 1997 года. Изучение фольклора родного края можно осуществить за один учебный год (это 5 или 6-е классы) или же в разные годы обучения.

Так в 5-ом классе можно познакомить учащихся с особенностями детского фольклора, с разнообразием сказок. В 6-ом классе изучаются предания и легенды Астраханского края, в 7-ом классе - пословицы, поговорки. В 8-ом классе уделяется особое внимание разнообразию песенного жанра астраханской земли. В 9-ом классе происходит знакомство с календарно-обрядовой поэзией, а также знакомство с темой обобщающего характера: «Система фольклорных жанров в Астраханской области. Особенности современного бытования жанров народно поэтического творчества».

Поскольку программа не может быть реализована без специальной учебной литературы к ней, я начала работать над созданием хрестоматии «Фольклор Астраханского края» В нее войдут литературоведческие статьи, таких исследователей Астраханского фольклора как Догадина А. А., Липец Р. С, Самаренко В. П., Энтингер М. А., Ярешко А. С, Ерымовского К И. Ивашневой В. В., Целовальникова И. Ю.

К каждому разделу хрестоматии подобраны вопросы и задания, которые помогают учащимся разобраться в своеобразии различных фольклорных жанров. Некоторые задания направлены на развитие творческих способностей ребят. Вот некоторые из них:

1. Напишите другу, живущему в другом городе письмо о пословицах и поговорках своего родного края;

2. Придумайте юмористические диалоги людей, знающих много пословиц и поговорок и использующих их в речи;

3. Написать сочинение по понравившейся пословице;

4. Придумать свои загадки об окружающих предметах, о живой и неживой природе;

5. Подготовить рисунки-отгадки понравившимся загадкам.

Следующие   задания   направлены   на   активизацию   мыслительной   деятельности школьников. Например, фольклорист записал от народного исполнителя волшебную сказку, Ь. текст, записанный карандашом на бума.    попал вводу и был испорчен. Многие пытал,  о помочь собирателю и восстановить утраченный текст, но каждый раз фольклорист слышал новую сказку. Как вы думаете, почему?

В хрестоматию планируется включить несколько статей о собирателях и сказителях Астраханского фольклора.

Рассказывая о собирателях фольклора Догадине А. А. И Якушкине П. И., ребятам самим предлагается попробовать стать собирателями различных фольклорных жанров. Ребятам предлагается специальная памятка по собиранию фольклора.

Учебная хрестоматия строится таким образом, чтобы на ею основе можно было организовать проведение факультативного курса, уроков внеклассного чтения.

В стремительном и противоречивом процессе переоценки ценностей на современном этапе нашего развития воспитания любви к родному краю с помощью литературного краеведения, должно сыграть свою созидательную роль. Корни бесхозяйственности и беспорядка, варварского отношения к родной природе и родной культуре в значительной степени связано с духовной неупорядоченностью, нравственной ущербностью современного гражданина России. Мы часто упускаем из виду, что любовь к Родине нельзя воспитать громкими и широковещательными лозунгами и призывами, что чувство это выращивается в человеке всеми впечатлениями повседневного бытия, что начинается оно с любви и с нового почтения к «Малой Родине», к семье, к дому, где ты родился и рос, к родному краю. Привитый к Федеральному региональный компонент образования сыграет решающую роль в воспитании нового гражданина России, а хозяина и труженика, радетеля и старателя своего Отечества.


Приложение

ВОПРОСНИК ДЛЯ СБОРА СВЕДЕНИЙ

О ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Самозапись детского фольклора взрослым

Прежде чем записывать детский фольклор, необходимо обратиться к собственной памяти. Начните работу с самозаписи. Лучше всего включить магнитофон и записать устный рассказ о памяти детства на магнитную пленку. Возможен и другой вариант записи. Устный рассказ всегда предполагает присутствие слушателя. В соответствии с этим удобно первоначальные записи производить вдвоем. В таком случае каждый из участников попеременно становится то слушателем, то информантом. Создается естественная ситуация общения, столь необходимая в условиях собирательской работы. В этом общении нужно ориентироваться на следующие вопросы:

1. Попробуйте вспомнить и описать Ваше первое детское воспоминание. С чем оно связано? Какие переживания Вы испытывали? Возникала ли память об этом переживании в будущем?

2. Какие рассказы о Вашем раннем детстве часто повторялись в Вашей семье (например, рассказы о том, как ребенок чем - то рассмешил, удивил близких или наоборот — испугал, огорчил, потерялся, заблудился, вернулся домой с прогулки позже назначенного часа и т.п.)?

3. Какие необычные формы слов Вашего детского языка запомнили Ваши родители (например, «людь» от «людей», «никовойный», «всехний», «одуван» и т.п.)?

4. Какие строки песен и стихов Вы понимали по - своему, не понимая их реального смысла (например, пятилетний мальчик с пафосом читает первую строку пушкинского стихотворения, «Как ныне сбирает все вещи Олег»...)?

5. Строки каких колыбельных песен или потешек запомнились Вам с детства? Кто из взрослых их пел или приговаривал?

6. Помните ли Вы, что отвечали Вам взрослые на вопрос: «Откуда берутся дети?» Что по этому доводу думали Вы сами?

7. Чем пугали Вас взрослые, пытаясь оградить от опасностей во дворе или на улице (например, «бабаем», «стариком», «цыганкой» - «утащат», «посадят в мешок», «уведут в лес» и т.п.)? Кто пугал таким образом (например, бабушка, мать, отец, старшие братья или сестры и т.п.)?

8. Что действительно Вас сильно пугало? Чего Вы боялись больше всего? Как долго преследовал Вас этот страх? Каким образом удалось от него избавиться?

9. Когда впервые Вы узнали о смерти? Как Вы понимали происшедшее? Ощущали ли страх? Что говорили Вам взрослые? В каком возрасте пришло понимание неотвратимости смерти? Что Вы при этом думали? Как преодолевали страх?

10. Рассказывали ли Вы в детстве страшные истории? В какой детской группе (напри, эр, одноклассников, дворовой компании, в пионерском лагере и т.п.)? Как Вы относились к такому рассказыванию (например, боялись, любили рассказывать сами, не верили и т.д.)? Какие рассказы Вы помните до сих пор?

11. Рассказывали ли пародии на «страшные истории»? Как они назывались? (Например, «страшные анекдоты», «антистрашилки» и т.п.)

12. Помните ли, как в детстве рассказывали «путалки»? Какие? (Например, «В черном - черном лесу...» и т.д.) Рассказывали ли сами? Чем привлекало рассказывание?

13. Помните ли детские рассказы о вызывании духов? Каких? Кто рассказывал об этом? Пробовали ли сами «вызыват»? Кого? Как это делалось? Что при этом говорили? В каком возрасте верили, что вызывание духов возможно? Когда эта вера прошла?

14. Над чем в детстве смеялись? Что казалось особенно смешным? В какие смешные ситуации попадали Вы сами или Ваши Друзья? Обижались ли, когда над Вами смеялись?

15. Были ли у Вас прозвища? Дразнили ли Вас? Как Вы к этому относились? Знали ли отговорки на дразнилки? Какие?

16. Какие анекдоты запомнились с детства? Любили ли сами рассказывать анекдоты? Расскажите и запишите на магнитофонную пленку анекдоты, которые Вы знаете сейчас. Назовите Ваши любимые анекдоты. Почему Вы выделяете их среди других?

17. Назовите любимые игры Вашего детства.

18. Запишите считалки, с помощью которых в игре выбирался ведущий?

19. Запишите приговорки, при помощи которых участники игры делились на две (несколько) команд?

20. Знали ли Вы в детстве «садистские стишки»? Какие? Нравились ли они Вам или, наоборот, вызывали раздражение? Почему? Как и кому они рассказывались? Пелись ли такие стишки под гитару? Кем? В какой ситуации? Записывались ли «садистские стишки» Вами или Вашими сверстниками? Сохранились ли такие записи?

21. Приходилось ли Вам составлять анкеты и заводить альбомы? В каком возрасте? Что побуждало к этому? (Например, альбом подруги, повальное увлечение всего класса, анкета заполнилась в пионерском лагере и т.п.) Можете ли Вы такие альбомы подарить архиву? Если нет - что служит препятствием?

22. Помните ли Вы песни  - переделки на слова известных поэтов классиков? Какие (назовите и сделайте запись на магнитную пленку)? Какие стихотворные пародии хрестоматийных текстов Вам приходилось слышать? Назовите и сделайте запись на магнитную пленку.

23. Слышали ли Вы анекдоты, героями которых были герои классических литературных произведений? Назовите и сделайте запись на магнитную пленку. Рассказывали ли такие анекдоты сами? Если нет - почему?


Запись детского фольклора от детей

Самозапись существенно облегчает непосредственную работу с детьми. При собирании и записывании детского фольклора нужно помнить, что все вопросы собирателя должны быть обращены к личному опыту ребенка, должны быть понятны и актуальны для него. Если ребенку не интересны вопросы собирателя, он никогда не будет на них отвечать.

Прежде чем производить запись, необходимо определить, с какой группой детей Вы будете работать. Это может быть небольшая группа детей 4 — 7 лет, младших школьников (7—10 лет), подростков (10—14 лет), старшеклассников (14—17 лет). Работа может быть организована в разновозрастной группе двора или школьного лагеря; в группе только девочек или только мальчиков. Накануне записи целесообразно познакомиться с детьми, представиться им, рассказать о характере и целях собирательской работы. Опыт показывает, что лучше всего работать в небольших группах, не превышающих 8—10 человек.

При записи детского фольклора от дошкольников и младших школьников необходимо задавать следующие вопросы:

1. В какие игры вы играете дома? С кем (например, с подружками или друзьями; со старшими братьями или сестрами и др.)?

2. Играете ли дома в прятки? Как выбирается ведущий? Как он называется (например, «коля»)?

3. Какие слова произносит ведущий, когда все прячутся (например, «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать...» и т.п.)?

4. Какие знаете считалки? Покажите, как считаетесь.

5. Если играете дома, где прячетесь?

6. Как к таким играм относятся взрослые? Играет ли с Вами мама и папа? Бабушка?

7. Играете ли в жмурки? Выбираете ли «водой» самых маленьких? Помогаете ли им во время игры?

8. Где больше любите играть: дома или на улице? Почему?

9. Кто играет со скакалкой: девочки или мальчики или те и другие? Вместе или порознь?

10. Выкрикиваются ли какие-нибудь слова во время прыжков? Как меняются движения? Что считается выигрышем?

11. Какие игры с мячом Вы особенно любите? (Например, «Штандар», «Лапта», «В лягушку» и т.п.) Расскажите о правилах каждой игры. Какие слова произносятся во время игры и что они значат?

12. В какие прятки вы играете (например, «московские», «простые», «симбирские»)? Чем эти игры отличаются друг от друга?

13. Играете ли в «классики»? Какие виды «классиков» знаете? Кто играет (например, только девочки; девочки вместе с мальчиками; только мальчики)? Какие правила нужно знать во время игры? Кто и как начинает игру? Кто выигрывает? (Если игра сопровождается рисунками на асфальте, то необходимо воспроизвести эти рисунки в тетради. При записи на магнитную пленку необходимо записать как комментарии детей к игре, так, и собственные непосредственные наблюдения за игровым поведением участников.)

14. Дружная ли у вас компания? Не Обижаете ли вы друг друга? Не дразнитесь ли? Если дразните кого —то— за что и как? Обижаетесь ли, когда дразнят вас?

15. Если выходите на улицу с куском хлеба или печеньем — что вам могут крикнуть (например, «Сорок восемь, половинку просим» и т.п.)? Что нужно ответить (например, «Сорок один — ем один»)? Как дразнят жадных? Как дразнят ябедников? Что нужно сказать, чтобы дразнилка стала необидной? Как можно помириться, если вы все-таки поссорились?

16. Играют ли у вас в игру «Скажи...» (например: «Скажи «лягушка». — «Лягушка». — «У тебя в носу подушка»)? Как называется эта игра (например, «заманка», «поддевка», «подколка» и т.п.)? Какие еще заманки вы знаете? Обижаетесь ли на заманки? С кем играете сами в них (например, со взрослыми, с младшими братьями или сестрами, с маленькими детьми во дворе и т.п.)?

17. Знаете ли, как ответить на вопросы: «За чем Чапай бурку купил»? «По чему солдат ходит в сапогах, а министр в Потинках»? Знаете ли еще такие вопросы?

18. Слышали ли вы о вызывании духов? Каких? (Например, Пиковой дамы, Жевательного короля, Золушки, Гномика, Русалки и т.п.) Кто вам об этом рассказывал? Пытались ли вызывать сами? Кого? Для чего (например, «попросить что —то»; «просто интересно» и т.п.)?

19. В какое время можно вызывать духов (например, когда дома никого нет, когда взрослых нег, когда взрослые ложатся спать и др.)?

20. Где это нужно делать (например, в ванной комнате, на кухне, в коридоре, в детской спаленке, в шкафу и т.п.).

21. Что при этом нужно делать (например, выключить свет, зажечь свечу и т.п.).

22. Какие слова надо произнести, чтобы пришел тот, кого вызываешь, или чтобы желание исполнилось?

23. Как узнать, приходил ли «вызываемый» (например, по стуку; по пятну, которое появилось на зеркале; по испарившейся в стакане воде и т.п.)?

24. Когда вы перестали верить в вызывание духов?

25. Приходилось ли вам гадать о том, что с вами будет? Как это происходило (например, по руке, по таблицам, по цифрам и т.п.)? Знаете ли вы смешные гадания («заманки»)?

26. Знаете ли вы страшные истории? Какие (например, «Красная рука», «Желтое пятно», «Черные занавески», «Черное пианино» и т.п.)? Кто вам их рассказал? Собираетесь ли специально, чтобы рассказать друг другу такие истории? В какое время (например, вечером, к ночи и т.п.)? Где собираетесь (например, в беседке на улице, в подъездах, в палате после отбоя и т.п.)? Могут ли при этом присутствовать взрослые?

27. Верите ли вы, что «страшные истории» — то, что на самом деле было? Боитесь ли, когда их рассказывают? Вспоминаете ли об услышанном, когда остаетесь дома одни, или когда перед сном выключаете   свет?    Что   помогает   преодолеть   страх    (Например, присутствие старших по возрасту; смешная шутка; смешной конец истории т.д.)?

28. Как рассказываются «пугалки»? Каким голосом? С какими движениями? Что вы чувствуете, когда вас хватают за руку? Почему смеетесь?

29. Знаете ли «страшные анекдоты» (например: «У нас дома сегодня покойник...» — «Кто это?» — «Таракан. Я его утром убила»)?

30. Какие вы знаете анекдоты (например, о Незнайке, о волке и зайце, о Чебурашке, о Винни Пухе и Пятачке и др.)?

31. Рассказывают ли в вашей компании «непристойные» анекдоты? Кто их рассказывает (например, только мальчики; мальчики и девочки)? Как вы относитесь к этим анекдотам? Рассказываете ли сами? Если нет — почему?

32. Рассказывают ли множество анекдотов об одних и тех же персонажах? О каких (например, о «психах», об экстрасенсах, о людях других национальностей, о Вовочке, о Штирлице, о популярных актерах кино и эстрады, о Шерлоке Холмсе и Ватсоне, политические и т.п.)?

33. Кто из ребят знает особенно много анекдотов и умеет их рассказывать?

34. Записываете ли вы услышанные анекдоты в особую тетрадь? Какие анекдоты с удовольствием рассказываете сами? Почему?

35. Знаете ли вы «садистские стишки»? Какие? Как они называются? Нравятся ли вам эти стишки? Почему? Как их исполняют (например, речитативом, под гитару, хором и т.п.)? Покажите, как они поются.

36. Есть ли у маленьких детей (7 — 8 лет) «тайны», «секретики», «тайные ямочки», «тайные комнаты»? Где они находятся (например, в сарае, в саду, во дворе и т.п.)? Что собой представляют (например, маленькую ямочку, дупло дерева, потайной утолок в темном помещении и т.к.)? Чем их украшают (например, стеклышками, слюдой, фантиками от конфет, бусинками и т.п.)? Что в них хранят (например, маленькую куколку, коллекцию фантиков и картинок от жвачек, камень необычной формы и т.п.)? Чем маскируется «тайна» (например, забрасывается травой, листьями, закрывается доской, камнем и т.н.)? Кто знает об этой «тайне» (например, подруга, сестренка, девочка из другого класса и т.п.)? Произносятся ли какие-нибудь слова, когда «тайна» открывается другому? Что это за слова? Знаете ли вы «тайны» своих подруг, друзей?

37. Разговариваете ли на непонятном («тайном») языке друг с другом? Как создается такой язык? Покажите разговор на этом языке.

38. Известна ли вам игра в «комнату страха» («пещеру страха», «музей XIV века»)? Когда в такую игру играют (например, в гостях на дне рождении, когда взрослых нет в доме)? Как распределяются роли в этой игре? Кто становится ведущим? Кто «жертвой»? Повязывают ли «жертве» глаза? Кто ведет «жертву» в «страшную комнату»? Как она выглядит? Какое место становится главным в игре (например, кровать, стулья, на которых или под которыми лежит «покойник»)? Как одевают «покойника»? Какое задание дается жертве (например, руками ощупать фигуру или лицо «покойника» и назвать его имя)? Чем заканчивается игра (например*-неожиданным оживлением «покойника»';-выступающей из темноты «страшной рожей», которую показывают испытуемому, сняв с глаз повязку)?

39. Какую роль вам приходилось исполнять в этой игре?

40. Какие еще другие персонажи в ней участвуют? Как они одеты? Что делают?

41. Какими средствами достигается оформление игрового пространства (например, простыни на окнах, выключенный свет, мерцание свечи в соседней комнате и т.п.)?

42. Дети какого возраста принимают участие в этой игре? Какими средствами преодолевается страх (например, всеобщим смехом; внезапно включенным светом; включением магнитофона с записью популярного шлягера и т.п.)?

Письменные формы школьного фольклора

1. С какого класса в школе начинают заполняться анкеты?

2. Случается ли, что заполняют анкеты не только девочки, но и мальчики?

3. Как составляют вопросы для анкет (переписываются, воспроизводятся по памяти, придумываются составителем анкеты)?

4. Кто отвечает на вопросы анкеты (одноклассники, друзья, ученики из параллельного класса)? Дается ли анкета для ответов всем подряд или по выбору составителя анкеты?

5. Что хотят узнать владельцы анкет о тех, кто отвечает на вопросы?

6. Показывают ли анкеты взрослым? Есть ли взрослые, которых можно попросить ответить на вопросы анкеты? Если нет, то почему?

7. По какому принципу создаются украшения анкет (рисунки, аппликации) ?

8. Кто выполняет рисунки? Делает ли это сам владелец анкеты или

кто — то из хорошо рисующих друзей? Как и где находится материал для аппликаций? Какие журнальные иллюстрации предпочтительны для украшения анкеты?

9. Сохранились ли ваши школьные анкеты? Можете ли вы их передать на хранение в фольклорный архив? Если нет — почему?

10. С какого класса анкеты заменяются альбомами?

11. В чем, по — вашему, главное различие анкет и альбомов?

12. Есть ли альбомы у мальчиков (или это исключительная принадлежность девочек)?

13. Помните ли вы, что побудило вас вести альбом? Когда и где это было?

14. Приходилось ли вам видеть альбомы своих старших родственников (родителей, бабушек и дедушек) ?

15. Интересны ли вам эти старые альбомы? В чем их сходство и отличие с вашими?

16. Что вы записываете в альбом с особым удовольствием: афоризмы и стишки о любви, любимые песни,  «гадалки», песни — переделки, «школьные словари», рассказы о любви; секретиктт и т.п.? Почему?

17. Каково участие в альбоме ваших друзей (фразы на память, образцы росписей, адреса и т.п.)?

18. Как вы выбираете рисунки и аппликации для альбома? Чем они вам нравятся?

Обращаю внимание на то, что записям произведений детского фольклора должно предшествовать описание ситуации встречи собирателя с детьми, а также реакции детей, присутствующих при исполнении того или иного произведения.


Примечание

1. Лихачев Д. С. Русская культура: Наследие прошлого и реальная сила сегодня. «Семья»    еженедельник советского детского фонда. – 1988 год. - № 24, с. 14.

2. Флоренский П. Воспитание как вхождение ребенка в культуру. «Воспитание школьника» -1998 г. -№5,с. 7.

3. Сухомлинский В. А. О воспитании - М, - Политическое издательство. - 1975 г., с. 89.

4. Ушинский К. Д. Педагогическая культура народа. «Воспитание школьника» - 1999 г ., № 3,

с. 36.

5. Смирнов Ю. И. Народные сказки    Нижней Волги. - Издательство Астраханского государственного педагогического университета. - 1999, с. 8.


Литература

Щуркова Н. Е. „Культура - в переводе с латинского.,  Возделывание ʻʻ  –

Классный руководитель № 1 2002 стр. 3-4 .

Мехова Т. И. „ Роль народной игры в формировании характера ребёнка ʻʻ–

Воспитания школьника № 3 2001 стр. 49 -52 .

ФРОЛОВА Е . „ О воспитании любви к народному творчеству и родному слову  ʻʻ

- Народное образования № 1 2000 стр. 137 - 140 .

Шамогов „ Педагогическая культура народа ʻʻ - Воспитание школьников № 3 1999 . Горбунова Н И„ Использование фольклорных материалов при снятии умственного напряжения в процессе обучения младших школьников ʻʻ.-Начальная школа № 2 2001 Тучкова О. А. „Русская нравственная традиция в воспитании. Программа курса. ʻʻ-Народное образование № 4 2001

Программа курса „ Введение в фольклористику и этнографию ʻʻ

„ Астраханский край в русской литературе и фольклоре ʻʻ - Программа по

литературному краеведению для общеобразовательной вредней школы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Народная кукла как средство приобщения ребёнка к родной культуре"

Материал содержит конспект и презентацию по теме "Народная кукла"...

Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".

Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....

«Фольклор как средство развития музыкальной культуры обучающихся с ОВЗ»

Презентация к выпускной квалификационной работе....

«Музыкальный фольклор как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»

- Формировать представления о фольклоре, уважение, интерес к народным промыслам, народному искусству...