К 75летию Распутина. Две судьбы (по рассказу "Женский разговор")
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Предлагаюется урок внеклассного чтения, рассчитанный на два урока, с использованием групповой и творческой работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasputin_-_zhenskiy_razgovor.rar2.5 МБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ – 2 часа

РАССКАЗ В. РАСПУТИНА «ЖЕНСКИЙ РАЗГОВОР». 9 КЛАСС

Тема:  Две судьбы (на основе рассказа В. Распутина  «Женский разговор».)

Задача: Личностно-ориентированное обучение: роль старшего поколения в воспитании

молодежи.

Цель урока:

   - развитие логического мышления;

   - учить (на примере художественного произведения)  анализировать свои поступки;

    - показать, как воплощаются моральные, нравственные и философские проблемы в  рассказе;

    - развитие речи

   

Дидактическое пространство урока: тексты рассказа «Женский разговор»

                                       презентация

                                       раздаточный материал

3 человека сидят отдельно и работают по заполнению таблицы «Лист оценивания»

Эпиграфы к уроку

Ход урока.

  1. Оргмомент (1-2 мин.). Здравствуйте, мои хорошие! Я рада вас видеть живыми и здоровыми на своём уроке. Какое у нас сегодня настроение? Что нам его испортило (или, напротив, улучшило)? А могли бы вы об этом рассказать, например, в сочинении-рассказе? Почему? Как вы думаете, легко ли рассказывать о правде жизни? Почему?
  2. 1 слайд (5 мин.) – Прочтите эпиграфы к нашему уроку. Возьмите листочки и попытайтесь ответить, ещё раз прочитав эпиграфы, на вопрос:  «Как вы понимаете их и почему их два?»

Пока всё, что вы написали, останется втайне.

  1. 2 слайд (2-3 мин.). Чей это портрет? Что можете об этом писателе сказать?

Как вы думаете, можно ли говорить о человеке, совершенно ничего о нём не зная?

 ( Нет, конечно, ибо это просто непорядочно).  Давайте познакомимся с Валентином Григорьевичем поближе…

  1. Слайды 3-4-5-6-7-8-9-10-11 (7 мин.) – По-вашему, какие слова можно считать ключевыми? ( сибиряк (тутошний), совесть, память, целомудрие). Почему это важно?
  2. Слайд 12 (3 мин.) (Звучит музыка) Слово учителя.

Тихая, ещё заснеженная деревенька в глуши Сибири. Вечер, переходящий в ночь..

Читает: « В этот вечер не спалось. Бывает же так: как из природы томление выходит, как неоконченное что-то, зацепившееся не даёт отпущения ко сну. Вздыхала, ворочалась Наталья, постанывала, крутилась Вика…

Нет, не брал сон, ни в какую не брал…»

  1. Слово учителя. Беседа.(3 мин.)  Откуда это?  Почему не спалось? Как вы думаете, почему Распутин так назвал рассказ? Какое слово в заглавии ключевое? Почему? Подберите синонимы  к слову «разговор» (беседа, диалог, общение, сопереживание, раздумья). С какой целью люди вступают в разговор? ( хотят быть услышанными и понятыми, получить ответы на вопросы, разобраться в себе самом..)

Как читался рассказ? Какие слова остались вам непонятны?

  1. Словарная работа( смотрим слайды 13-17 – 3 мин.) Какие ещё слова не понятны?
  2. Тест-разминка( 3 мин.):

О каком времени года идёт речь?(ранняя весна)

Куда смотрели два окна? ( на Ангару)

От кого пришло письмо?(от сына, Викиного отца)

Действующие лица? ( Вика и бабка Наталья)

Как Вика понимает слово «лидер»?( ни от кого не зависит, а от неё все зависят)

Какой должна быть невеста, по мнению Натальи? (лаская, да чистая, да звонкая, без единой трещинки, какая белая, да глядистая, да сладкая)

Что придаёт рассказу романтичность? (ночь, пейзаж, немота, искринки)

Женщина должна быть не сильнее, а,,?( любее;  любее любой)

Как звали первого мужа Натальи?( Николай)

Как Наталью завоёвывал второй муж, Семён?( через внимание к детям и её старикам)

Без чего жизнь человека истреплет? (без устою)

Главная проблема текста?( нравственность!!)

  1. Работа с текстом. Две героини – две судьбы (7-8 мин.)

Смотри слайд  18-19 ( Вика- бабушка)

Цепочка. Передаём в группе листочек, на котором каждый записывает слова-цитаты, найденные в тесте и  характеризующее одну из героинь: в 1- Вику, а во 2 – бабку Наталью.

Например:

Вика

Бабка Наталья

Связалась с компанией

Бросила школу

Голова отстаёт

Вялая

С ленцой

С холодцой

Умишко детский

Затаённая

Тихоомутная

Всё надоело

Кислоты много

С умом штанишки не скидывают

Всё честь по чести

Прижаться надо

Для тебя взросла

По зёрнышку для тебя сневестила

Чтоб без никакой крадучи светить

Не было, чтоб друг дружке нежности говорить

До каждой чутельки знала

Молодой было чем похвалиться

О ком вам проще говорить? Почему?

  1. Работа в группах (по тексту) (12-15 мин.: 8 мин. на подготовку, остальное – на ответы 3 групп)

1 группа  рассказывает о бабке Наталье.

Вопросы:

  1. Легко ли бабушке даются воспоминания? Чем можно это доказать?
  2. Чем, по мнению Натальи, определяется возраст человека?
  3. Что ценила бабка Наталья в своих мужьях?
  4. Была ли она счастлива?
  5. Как язык характеризует героиню? Приведите примеры  

2 группа готовит рассказ о Вике.

Вопросы:

  1. Какая цитата, по-вашему, характеризует полнее всего Вику?
  2. Есть ли у девушки «своя правда»? В чём она заключается?  Может ли это быть вашей правдой? Почему?
  3. Как героиню характеризует её речь? Приведите примеры (например, говорит она мало и нехотя, но речь  её…)
  4. Почему история Вики гораздо короче бабушкиной? (например, она мало ещё прожила, но при этом жила безнравственно…) не думала о последствиях, не раскаивалась, считая, что ничего особенного она не сделала, слово «Любовь» совсем не звучит в её разговоре..
  5. Ваша оценка Вики (постарайтесь быть деликатными  и честными)

3 группа работает по композиции рассказа.

Вопросы:

  1. Какова тема рассказа? ( о чём?)
  2. А идея? ( зачем?)
  3. Назовите элементы сюжета:

Экспозиция   (появление Вики)

Завязка          ( приход письма и начало разговора)

Развитие действия   (диалог)

Кульминация   (спор о правде жизни)

Развязка             (неспокойно засыпала девочка)

     4. Докажите, что разговор ориентирован в трёх временных плоскостях. (прошедшее – жизнь Натальи и Вики; настоящее – диалог с внучкой; будущее – дальнейшая судьба Вики).

      5.    Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

11.  Формулировка темы урока (3 мин.). После ответов приходим к началу урока:

Почему к уроку подобраны такие эпиграфы – зачитываем свои ответы с начала урока и поясняем, изменилось ли наше мнение? Почему?

Как вы бы определили тему нашего урока? Почему?

А какие цели были мною поставлены, как вы думаете? Почему?

  1. Слово учителя (читает) - 4мин.

-- Забавная ты, бабушка, - неопределённо сказала Вика и громко, со вкусом зевнула.

-- Вот поживёшь с моё, и даст тебе Бог такую же ночку поговорить с внучкой…Ох, Вихтория, жизня – спаси и помилуй… УСТОЮ возьми. Без устои тебя так истреплет, что и концов не найдёшь.

Как понимаете слово УСТОИ? Как вы думаете, эта ночь пройдёт бесследно для Вики? Где тому доказательства? (..Неспокойно засыпала девочка)

Что мешает бабушке понять внучку? (разница в возрасте, взгляды на жизнь).  Кто же ПРАВ?

СЛАЙД 20 . Правда – какая она? В чём правда Вики? Бабушки? Автора? Наша?

Не в этом ли кроется проблема отцов и детей??

И всё-таки: как бы ни менялась жизнь и женщины, законы нравственности остаются одни! Поэтому попробуем составить для себя «Кодекс чести молодого человека»

  1. Самостоятельная творческая работа (7 мин. + 3 мин. озвучить)

Все группы  готовят «Кодекс молодого человека» (добавить не менее 5 пунктов)

Я – носитель разума, в отличие от животных, поэтому необходимо

  1. Не совершать бездумных действий, ибо я награждён разумом
  2. Не принимать ничего на веру без осмысления
  3. Беречь честь смолоду
  4. Научиться предвидеть последствия своих поступков
  5. Нести ответственность за всё, происходящее с тобой
  6. Ставить цели и достигать их
  7. Учиться анализировать свои поступки
  8. Уметь противостоять неразумным и преступным влияниям
  9. Иметь гордость и чувство собственного достоинства
  10. Не позволять унижать себя и не унижать других

Читается «Кодекс» и комментируется: что приемлемо, а что – нет. Почему?

  1. Итог урока. Слайд 21 – 2 мин. Закончим урок словами автора. О какой любви он говорит?

Согласны ли вы с ним? Что вы сегодня «вынесли» с урока?

  1. РЕФЛЕКСИЯ( 8-9 мин)

Раздаточный материал прилагается

                                                                                               

                                                                                     

                                                                                                         Приложение 3

РЕФЛЕКСИЯ.

Дополните начатые фразы….

Я сегодня понял(а), что

Я хочу  согласиться с тем, что

Я не согласен (сна) с тем, что

РЕФЛЕКСИЯ.

Дополните начатые фразы….

Я сегодня понял(а), что

Я хочу  согласиться с тем, что

Я не согласен (сна) с тем, что

РЕФЛЕКСИЯ.

Дополните начатые фразы….

Я сегодня понял(а), что

Я хочу  согласиться с тем, что

Я не согласен (сна) с тем, что

                                                                                                           Приложение 1

   1 группа  рассказывает о бабке Наталье.

Вопросы:

  1. Легко ли бабушке даются воспоминания? Чем можно это доказать?
  2. Чем, по мнению Натальи, определяется возраст человека?
  3. Что ценила бабка Наталья в своих мужьях?
  4. Была ли она счастлива?
  5. Как язык характеризует героиню? Приведите примеры.

2 группа готовит рассказ о Вике.

Вопросы:

  1. Какая цитата, по-вашему, характеризует полнее всего Вику?
  2. Есть ли у девушки «своя правда»? В чём она заключается?  Может ли это быть вашей правдой? Почему?
  3. Как героиню характеризует её речь? Приведите примеры (например, говорит она мало и нехотя, но речь  её…)
  4. Почему история Вики гораздо короче бабушкиной? (например, она мало ещё прожила, но при этом жила безнравственно…)
  5. Ваша оценка Вики (постарайтесь быть деликатными  и честными)

3 группа работает по композиции рассказа.

Вопросы:

  1. Какова тема рассказа? (о чём?)
  2. А идея? (зачем?)
  3. Назовите элементы сюжета:

  Экспозиция .  Завязка .        

Развитие действия  

Кульминация  

Развязка            

     4. Докажите, что разговор ориентирован в трёх временных плоскостях.

     5.    Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

Все  группы готовят «Кодекс чести молодого человека»

 (добавить не менее 5 пунктов)

Я – носитель разума, в отличие от животных, поэтому необходимо

  1. Не совершать бездумных действий, ибо я награждён разумом
  2. Не принимать ничего на веру без осмысления  

                                                                                      Приложение 2

                                              ЦЕПОЧКА                                                                        

Вика

Бабка Наталья

Связалась с компанией

Всё честь по чести

Сколько положительного

Сколько отрицательного

Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу В. Распутина "Женский разговор"

Опыт сопоставительного анализа....

"Живые родники юности" по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор"

Статья посвящается 75-летнему юбилею В.Г. Распутина.  В основу урока положена технология учебного диалога. Уникальна тема урока: речь идет о целомудрии, о нравственной и физичес...

Презентация к уроку-размышлению "Душа по капле собирает свет…" (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор") к 75 летию.

Ознакомить учащихся с творчеством Валентина Григорьевича Распутина на примере рассказа "Женский разговор".Выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде, любви, нравственности, ...

Сочинение по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор». Кто жить научит?

Сочинение ученицы 9 класса Лебедевой Виктории по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор»....

Разработка урока литературы в 11 классе по теме "Как быть любее любой по рассказу В. Распутина "Женский разговор"

Технология критического мышления представлена через восприятие рассказа В. Распутина "Женский разговор"...

Рассказ В.Распутина "Женский разговор" опыт рецензирования

Материал  к уроку литературы в 10 классеМатериалы к ЕГЭ и  ГИА...