Урок литературы в современном мире
статья по литературе по теме

В данной статье содержатся доказательства того, что уроки литературы не потеряли своей актуальности в современном мире передовых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_sovremennoy_shkole.docx14.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                Урок литературы в современной школе


Прекрасна, но и очень сложна работа словесника в школе, ибо по большому счету именно словесники несут львиную долю ответственности за нравственное воспитание детей. Это всегда было трудно, а сегодня – во сто крат труднее: экономическая и политическая ситуация в стране, рост преступности, наступление агрессии и злобы, поставивших под сомнение саму ценность человеческой жизни, – все это, к сожалению, не способствует успешному становлению духовного мира молодого поколения страны. А между тем жить надо. И растить детей надо. Необходимо достучаться до сердца каждого ученика, приобщая его, вопреки “социальному ненастью”, к миру настоящих нравственных ценностей. И, пожалуй, школьный урок литературы сегодня дает такую возможность.

Современный урок должен позволить детям в коллективе сверстников (что немало важно!) размышлять о жизни, о добре и зле, о достоинстве и чести. Именно в коллективе, а не в виртуальном мире наедине с электронным учебником. Очень важно создать на уроке атмосферу доверия и мысли, которые будут плодотворны и результативны в нелегком выборе нравственных ориентиров. Но не следует урок сводить только к дискуссионным формам, превращая его в трибуну общественного мнения. Урок необходимо методически продумать так, чтобы сохранялось единство интеллектуального и нравственного содержания. Этот критерий должен стать постоянным во всем: в подборе художественного материала, направлении его анализа, соотношении эстетического и идейно-нравственного начала.

Важнейшим элементом урока считаю развитие творческих возможностей ребят, но всякое творчество зиждется прежде всего на знаниях (прочных и глубоких). В преподавании литературы особенно необходимым является доведение уровня знаний учащихся до стадии “знание – трансформация”. Первый уровень, как известно, – знакомство, второй – воспроизведение, третий – действие по образцу, четвертый – трансформация, когда полученные знания помогают ребятам ориентироваться и принимать решения в творческих ситуациях, в новых условиях.

В процесс урока, по моему глубокому убеждению, должен быть включен каждый ученик (каким образом и на какой стадии учебной деятельности – это зависит от индивидуальных способностей и уровня сформированности определенных знаний, умений, навыков). Пусть один, выделяющийся глубиной знаний, окажется “опорой” всего урока, другой включится в практическую работу, третий – “по алгоритму” придет к выводу, четвертый лишь озвучит какие-то тезисы, прочитав статью учебника. Главное, чтобы тема не “прошла мимо” ученика. Важно определить не только цели и ожидаемый результат данного урока, но и спрогнозировать дальнейший путь познания. В современных условиях для активизации учебной деятельности есть масса возможностей: разноуровневые задания (как для классной, так и для домашней работы), групповые формы и проблемные ситуации, практикумы и семинары, электронные пособия, позволяющие осуществить интеграцию различных областей более эффективно.

Урок литературы не должен быть застывшей моделью, намертво “привязанной” к плану и конспекту. Выбор тех или иных подходов к обучению определяется уровнем класса. Нужно уметь при необходимости менять цели обучения, изменять темы, содержание нового материала, уровень контрольных тестов, но не “снижая”, а “поднимая” интеллектуальную планку. Ибо трудности рождают интерес, развивают исследовательские навыки.

Итак, единство интеллектуального и нравственного содержания, личностно-ориентированный подход, развивающее начало должны стать обязательным на уроках литературы. Главное, необходимо помнить: урок для ученика, ученик – центр урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Билингвальный подход на уроках литературы в современной школе

Использование билингвального подхода при преподавании литературы в гуманитарной школе является одним из условий для развития творческой составляющей, языковой и коммуникативной компетентностей личност...

К проблеме формирования умений и навыков интерпретирования драматического произведения на уроках литературы в современной школе

В статье представлены способы формирования умений и навыков интерпретирования драматического произведения....

От уроков литературы к познанию мира киноискусства.

Материал содержит разработки уроков литературы с использованием средств кинематографа. Статья опубликована в учебно-методическом пособии: В.В.Солдатов, О.А.Баранов, О.В.Волкова, М.А.Блинова, Е.Н.Солда...

От уроков литературы к познанию мира киноискусства.

В статье предложены темы уроков по литературе с использованием средств кинематографа....

К проблеме формирования умений и навыков интерпретирования драматического произведения на уроках литературы в современной школе

Методика обучения интерпретированию драматического произведения современных учащихся – одна из сложнейших и до сих пор нерешенных проблем в российской образовательной системе. Во многом это обус...

Методическая разработка к уроку "Типы государств современного мира" в 10 классе

Презентация к уроку "Типы государств" в 10 классе по учебнику Ю.Н.Гладкого (УМК "Полярная звезда")...

Урок технологии в современном мире

         Урок технологии в современном мире  Если вы уверены, что уроки технологии — это непонятная трата бесценного школьного времени, скорее всего, вам про...