Серебряный век русской поэзии
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Методический материал содержит презентацию с клипами.  Можно использовать как элемент урока, так и самостоятельно. А можно и в качестве Литературной гостиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnaya_prezentaciya.pptx2.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Слайд 3

Серебряный век рус поэзии… Это начало 20 столетия, время удивительное в истории России, время переломов, контрастов. Люди жили на границе прошлого и чего-то нового и неизвестного. Но наряду со всем этим жила мысль поэтов. Она мчалась рядом с грандиозными событиями, оставляя потомкам восхитительные произведения. Сегодня мы и собрались для того, чтобы вспомнить стихи, послушать романсы и песни на стихи поэтов Серебряного века. Особым явлением в рус поэзии Серебряного века был символизм. Огромное влияние на рус символистов оказал философ и поэт Вл.Соловьев. В своих мистических стихах он звал вырваться из-под власти вещественного бытия к потустороннему и прекрасному. Соловьев писал так: Милый друг, не верю я нисколько Ни словам твоим, ни чувствам, ни глазам, И себе не верю, верю только В высоте сияющим звездам

Слайд 5

У каждого поэта свой облик, своя палитра красок. Константин Бальмонт, пожалуй, самый певучий поэт. Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь , уходящие дали А , по словам В.Брюсова, символ должен был «выразить то, что нельзя просто «изречь». Сам же поэт—многогранный, наиболее земной, наиболее далекий от мистики. В.Брюсов так обращался к молодому поэту: Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее—область поэта.

Слайд 6

Здравствуй, тяжкая работа, Плуг, лопата и кирка! Освежают капли пота, Ноет сладостно рука! Прочь венки, дары царевны, Упадай порфира с плеч! Здравствуй, жизни повседневной Грубо кованная речь! Я хочу изведать тайны Жизни мудрой и простой. Все пути необычайны, Путь труда, как путь иной. В час, когда устанет тело И ночлегом будет хлев,- Мне под кровлей закоптелой Что приснится за напев? А когда и в дождь, и в холод Зазвенит кирка моя, Буду ль верить , что я молод? Буду ль знать, что силен я? (В.Брюсов)

Слайд 8

В 10-х годах 20 века символистов покидает молодежь, образуя объединение акмеистов. Акмеисты ставили своей задачей возвратить слову изначальный, простой смысл. «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом»,--писал в Манифесте акмеистов Сергей Городецкий. В 1911-14годах акмеисты были объединены в группу «Цех поэтов». Организаторами группы явились Николай Гумилев и Сергей Городецкий. Они вместе с Анной Ахматовой, Осипом Мандельштамом составили ядро «Цеха поэтов» Николай Гумилев. Перед нами сильный поэт с характерной волевой, мужественной интонацией. Одержимый страстью к путешествиям , он дважды ездил в Африку, добровольцем сражался на фронте в 1-ю мировую войну. Жестоко и безвременно оборванная лирика Н.Гумилева глубоко философична. Обвиненный в антисоветском заговоре по ложному доносу, Н.Гумилев был расстрелян . И только в 1987 г. стало возможным открыто сказать о его невиновности. Стихотв . «Заблудившийся трамвай»--это самое знаменитое и одновременно сложное и загадочное произведение. Это поэтическая исповедь лирического героя.

Слайд 9

Заблудившийся трамвай.(отрывок): Шел я по улице незнакомой И вдруг услышал вороний грай, И звоны лютни, и дальние громы, Передо мною летел трамвай. Как я вскочил на его подножку, Было загадкою для меня, В воздухе огненную дорожку Он оставлял при свете дня. …… … Вывеска…Кровью налитые буквы Гласят –«Зеленная»,--знаю, тут Вместо капусты и вместо брюквы Мертвые головы продают. В красной рубашке, с лицом, как вымя, Голову срезал палач и мне, Она лежала вместе с другими Здесь, в ящике скользком, на самом дне… (Н.Гумилев)

Слайд 11

А.Блок…Маленького Сашу в семье называли принцем. Он и остался навсегда принцем русской поэзии.( Стих. «О, весна без конца и без края…» в исполнении уч-ся) Стихотв «Вхожу я в темные храмы…» входит в цикл «Стихи о Прекр Даме». Атмосфера стихотвор таинственна, загадочна. Лирический герой в напряженном ожидании прекрасной Дамы. Образ этой Дамы возвышенный, божественный, неземной.(Стих. «Вхожу я в темные храмы…» в исполнении уч-ся)

Слайд 12

Другим, не менее известным стихотворением яв-ся «Незнакомка». Здесь читатель встречает еще один таинственный образ женщины. (Звучит стих. «Незнакомка» в исполнении уч-ся) Одна из центральных тем лирики А.Блока ---стихи о Родине. Любовь и боль слышится в стихот «Россия » (Звучит стих. в исполнении уч-ся)

Слайд 14

Русское крестьянство , таившее в себе огромную творческую одаренность, выдвинуло замечательных поэтов:Клюева , Клычкова , Орешина. Среди них, пожалуй, самой яркой была фигура С.Есенина. Удивительно, что природа наделила его поэтической внешностью и красивой фамилией, по странному совпадению созвучной самому любимому слову—Россия, Русь. В одном из наиболее известных стихотворений Есенина Русь предстает как нечто святое. Ключевой образ стихотворения –сравнение крестьянских хат с иконами , и за этими сравнениями –огромная безграничная любовь к Родине. (Звучит стих. «Гой, ты,Русь моя святая!») «Заря окликает другую…». Это произведение не относится к философскому, однако в нем выразился особый взгляд поэта на реальность. Стихотворение прозвучит в исполнении замечательного артиста Злищева .

Слайд 16

С.Есенин любил дорогу: он много ездил по России, бывал на Кавказе, посетил многие европейские страны, был в Америке. Но где бы он ни был, его всегда тянуло на Родину, к родным березкам, к доброй и светлой улыбке матери. Здесь услышим мы и надежду на духовное обновление , на излечение от душевных ран.

Слайд 18

Зори, закаты, дождь, снег, ветер, тучи, озера, реки… Эти явления природы изображал Есенин в своей лирике. Особенно часто встречается образ дерева. Тонкая березка ассоциируется с образом девушки, а клен—олицетворение лирического героя. ….Песня на стихи С.Есенина «Клен ты мой опавший».

Слайд 20

С.Есенин –проникновенный певец русской природы. Своими пейзажами он выражал думы и переживания –порой светлые и радостные, иногда—печальные и мучительные. Картины, описанные в стихот «Над окошком месяц», настолько связаны с переживаниями автора, что трудно отделить одно от другого. ….. «Над окошком месяц…» в исполнении музыкальной группы «6 океанов»

Слайд 22

В поэтическом наследии С.Есенина значительное место занимает любовная лирика. … «Заметался пожар голубой »… Кто хоть раз прочитал это стихотворение, тот никогда не забудет проникновенные строки .(Звучит стих. «Заметался пожар голубой » в исполнении уч-ся) Цикл стихотворений С.Есенина «Персидские мотивы» принято считать любовным. Однако автор убежден в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится опять же Родина.(Стих. « Шаганэ , ты моя Шаганэ …» в исполнении уч-ся)

Слайд 23

Многие стихи С.Есенина стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни. Есенинские стихи были написаны в начале прошлого века. Казалось бы—как давно. Однако они до сих пор вдохновляют композиторов и исполнителей . Причем каждое поколение музыкантов находит особый стиль , свой, неповторимый. …«Черная, потом пропахшая выть…»

Слайд 26

Марина Цветаева есть тайна. И эту тайну надо разгадать, и если будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, потому что Цветаева как огромный океан, и каждый раз , погружаясь в него, твое сердце испытывает восторг и сострадание, а глаза наполняются слезами . Почти всю свою жизнь М. Цветаева скиталась по чужим домам и в свой последний час чужую веревку приладила к чужому гвоздю. И после смерти места не имеет. Она была человеком-птицей, которая летала по свету и творила добро. «Я слишком любила смеяться, когда нельзя было». … Родилась М.Цветаева в Москве и любовь к этому городу пронесла через всю жизнь . Облака—вокруг, Купола –вокруг. Надо всей Москвой— Сколько хватит рук! Возношу тебя, бремя лучшее, Деревцо мое невесомое! В дивном граде сем, В мирном граде сем, Где и мертвой мне Будет радостно,-- Царевать тебе, горевать тебе, Принимать венец, О мой первенец! Ты постом –говей, Не сурьми бровей, И все сорок –чти— Сороков церквей. Исходи пешком—молодым шажком!— Все привольное Семихолмие … (М.Цветаева)

Слайд 27

Вся ее жизнь—это роман с собственной душой, отраженной в стихах (Звучит стих «Красною кистью рябина зажглась…» в исполнении уч-ся) Талант м.Цветаевой развивался с необыкновенной и упругой энергией. Появляются «Версты», поэма «Царь-Девица», «Лебединый стан». Летом 1921г М.Цветаева выезжает в Прагу к мужу Сергею Эфрону. Ее позвала любовь. Годы эмиграции обернулись бедой, несчастьем и жгучей тоской по родине. Но из всех эмигрантских лет именно пражские оказались самыми светлыми. Там у нее родился сын Георгий ( Мур ). Впервые удалось издать сразу несколько книг. Рок безвестности как бы дал ей передышку, но вскоре после переезда в Париж судьба снова замкнула выход к читателю. Ее лирические стихи были немногочисленны, но это подлинные жемчужины русской поэзии. Стихотворение «Тоска по родине! …» стало классическим выражением эмигрантской ностальгии ( Звучит стих «Тоска по родине…» в исполнении уч-ся )

Слайд 28

В июне 1939г мать и сын сели в поезд. Муж Сергей Эфрон и дочь Ариадна уже там, пока еще не в тюрьме, но уже в России. Из Парижа ее с сыном не провожал никто. Еще два года будет длиться Голгофа, ее расплата—за что?—непохожесть? Нетерпимость? Неумение приспосабливаться к чему бы то ни было? За право быть самой собой? Расплата за любовь, земную и поэтическую, конкретную и космическую. Город Елабуга—последнее земное пристанище неукротимой души поэта. 31 августа 1941г. не стало М.Цветаевой. В предсмертной записке она писала сыну: « Мур ! Прости меня, но дальше было бы хуже. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але-если увидишь- что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.» Сын ничего не смог передать. Аля(Ариадна) отбывала срок, Сергей Яковлевич будет расстрелян, сам же Георгий Эфрон (сын) погибнет на фронте. На кладбище в Елабуге есть такая надпись: «В этой части кладбища похоронена М.Цветаева» В память о М.Цветаевой прозвучат романсы в исполнении уч-ся

Слайд 29

Марина Ивановна Цветаева 26 сентября 1892 31 августа 1941

Слайд 37

«Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева»

Слайд 40

Слава Анны Андреевны Ахматовой опиралась в свое время прежде всего на ее любовную лирику. С годами все явственнее становилась широта ее поэзии, гражданская нота ее стихов. Тема родины –одна из традиционных тем рус поэзии. Эту традицию продолжает и А.А.Ахматова. В «Белой стае» впервые с большой силой проявляется тревога за судьбу России «Молитва», (1915г) Дай мне горькие годы недуга, Задыханье, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар— Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтоб туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.

Слайд 41

В 1946г началась кампания против Ахматовой, настоящая травля: в выступлении Жданова и в Постановлении поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Ахматова была исключена из Союза писателей, лишена средств существования, оказалась изгоем в собственной стране. Но для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора—уехать из России или остаться . Она считала бегство предательством . Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь , в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час… Но в мире нет людей бесслезней , Надменнее и проще нас. (июль, 1922г)

Слайд 42

В стихотворении «Мне голос был…» революционная Россия—это «край, глухой и грешный», « окровавленный , покрытый черным стыдом» , «болью поражений и обид». Разлуку с Родиной А.А.Ахматова считает высшим несчастьем, а верность ей в самых трагических обстоятельствах—нравственным долгом. Мне голос был. Он звал утешно , Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид» Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный слух. Массовые репрессии в стране, трагедийные события личной жизни (неоднократные аресты сына и мужа) вызвали к жизни поэму «Реквием». «Вступление» обнажает правду на грани фантастики: Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград. И когда , обезумев от муки, Шли уже осужденных полки, И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки, Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь .

Слайд 43

Вся жизнь А.А.Ахматовой , ее творчество свидетельствуют о стойкости, непреклонности поэта. Поэтому она достойна монумента. Продолжая традиционную в русской поэзии тему памятника , А.Ахматова трактует ее очень ярко, мощно: А если когда – нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем—не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем разорвана связь, Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. ….. И пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слезы , струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли. (1940г)

Слайд 44

Как видим, русская поэзия с конца 19 до середины 20 века прошла огромный путь. Традиции ее не обрываются, а напротив, удивительный пласт поэзии этого времени излучает свою энергию и поныне. Как видим, русская поэзия с конца 19 до середины 20 века прошла огромный путь. Традиции ее не обрываются, а напротив, удивительный пласт поэзии этого времени излучает свою энергию и поныне. Как видим, русская поэзия с конца 19 до середины 20 века прошла огромный путь. Традиции ее не обрываются, а напротив, удивительный пласт поэзии этого времени излучает свою энергию и поныне. Как видим, русская поэзия с конца 19 до середины 20 века прошла огромный путь. Традиции ее не обрываются, а напротив, удивительный пласт поэзии этого времени излучает свою энергию и поныне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Серебряный век русской поэзии» программа элективного курса

Содержание программы позволяет расширить представление учащихся о творчестве поэтов русского модернизма: декадентов, «старших символистов», «младосимволистов», акмеистов, футуристов...

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Поэтический диспут в кафе "Бродячая собака" (итоговый урок по теме "Серебряный век русской поэзии")

Урок представляет собой литературно-музыкальную композицию с элементами театрализации....

Презентация по Серебряному веку русской поэзии

Данная презентация является хорошим сопровождением урока "Пока горит свеча"....

"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"

Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв...