Комплексные задания для анализа эпизода (фрагмента) эпического и драматического произведений
статья по литературе по теме

Куадже Ася Шумафовна

С этим докладом я выступила на заседании м/о.

Считаю, что все - таки установка на текстуальное изучение фрагмента при ориентации на соответствующие методики,- это подход разумный, нацеленный на достижение реального результата. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_epizoda.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексные задания для анализа эпизода (фрагмента) эпического и драматического произведений.

Статью подготовила: Куадже А.Ш., учитель русского языка и литературы ГБОУ РА «Адыгейская республиканская гимназия», г.Майкоп    

 В статье показаны комплексные задания для анализа эпизода (фрагмента) эпического и драматического произведений.

 Считаю, что все - таки установка на текстуальное изучение фрагмента при ориентации на соответствующие методики,- это подход разумный, нацеленный на достижение реального результата.

К эпическим жанрам относятся эпопея, былина, сказка, повесть, рассказ, роман, басня. К драматическим жанрам - драма, комедия, трагедия. Фрагмент – отрывок текста. Эпизод – завершенная часть художественного произведения, в которой изображается законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.

Оставаться в стороне по поводу изучения крупных произведений во фрагментах сегодня трудно. Сторонники такого подхода уверены, что по существу, предлагают посмотреть правде в глаза: мы на самом деле давно уже читаем и разбираем отрывки. Противники тоже понимают это, но выступают против самой возможности сформулировать эту мысль как «идеологию предмета». На самом же деле ответ должен быть положительным при условии, что сохранится требование (пожелание) о самостоятельном прочтении учеником произведения и определенный контроль со стороны преподавателя. Объем и рамки такого контроля, разумеется, должны быть оговорены в стандартах, программах. Например, сюда не может не войти знание основной фабулы произведения, представление о его композиции, проблематике, героях. Собственно, ничего другого, по существу, никогда и не требовалось «на бумаге». Все – таки установка на текстуальное изучение фрагмента при ориентации на соответствующие методики,- это подход разумный, нацеленный на достижение реального результата. Немаловажно и то, что текстуальный анализ фрагмента – это уже ставшая традиционной тема экзаменационного сочинения, а теперь и одно из заданий ЕГЭ. Именно поэтому, на уроках литературы я использую такую форму работы с фрагментом, как анализ небольшого отрывка (эпизода) эпического и драматического произведений. В 5 классе мы знакомимся с отрывком из романа – эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого Петей Ростовым. Для того чтобы лучше усвоить материал, знакомимся с детством писателя, его человеческими идеалами, нашедшими отражение в «Войне и мире». А  чтобы поближе познакомиться с Петей Ростовым, обращаю внимание учащихся на следующие эпизоды (аналитическое чтение с элементами беседы): «Приезд Пети в отряд», «Ужин с партизанами». Перед чтением вводится понятие эпизода. Проводится словарная работа:

Бурка – длинный плотный плащ из тонкого войлока с козьей шерстью. Папаха – высокая меховая шапка. Кафтан – мужская долгополая верхняя одежда. Есаул (эсаул) – офицерский чин в казачьих войсках. Ординарец – офицер для поручений при командире.

Вопросы первичного восприятия прочитанного. 1)Как попал Петя к партизанам? 2) Почему он очень торопился попасть в партизанский отряд? 3) Каким увидели мы Петю во взаимоотношениях с другими людьми?

Анализ эпизода «Спор Денисова и Долохова о раненых». 1) С чего начинается разговор о пленных? 2) Что думает об отношении к пленным Денисов? 3) Какова точка зрения Долохова? Его доводы? 4) Как вы думаете, кого поддерживает Петя? Отвечая на эти вопросы, учащиеся размышляют о том, может ли солдат жалеть врага, поступать по совести с завоевателями. Они чувствуют, что Долохов проявляет жестокость: говорят, что убивать врага в бою и убивать пленных – разные вещи. Пете трудно разобраться, на чьей стороне правда, но его отношение к пленному барабанщику - ответ на вопрос не словами, а поступками.

Анализ эпизода «Долохов и Петя в разведке».  Эпизод прочитан предварительно дома. Кто - то из учащихся в кратком пересказе передает его содержание. Задача – проследить, как проявил себя Петя в боевом задании, сравним его поведение с поведением Долохова. Для этого обращаю внимание учащихся к тексту и предлагаю выделить в нем опорные, оценочные слова, характеризующие поведение и внутреннее содержание героев. Петя: «ехал, замирая от волнения», «живым не дамся», «кровь бросилась в лицо», «невольно отступил от костра» и т.д. Долохов: «не дожидаясь ответа – поехал», «громко, отчетливо выговорил», «прямо стал расспрашивать», «долго садился» и т.д. Обобщаем наблюдения и отвечаем на вопросы. 1) Что восхитило в Долохове Петю? 2) Почему Долохов поцеловал мальчика?

На контрасте двух эпизодов «Ночь перед боем» и «Первый бой и гибель Пети» Толстой показал свое отношение к войне. Напоминаю учащимся, что роман с фрагментом, с которым мы знакомимся, называется Война и мир». Предлагаю детям вспомнить, о чем идет речь в первом и втором эпизодах.

Анализ эпизода «Ночь перед боем». 1) Что делает Петя, вернувшись из разведки? 2) Под какие звуки засыпает Петя? 3) Какие картины возникают в его воображении? 4) Как этот эпизод связан с  последующими?  На последний вопрос можно дать такой ответ: «Петя выспался, а наутро вместе с партизанами участвовал в бою» (Эта оценка на уровне происходящих событий). Возможен и другой ответ: «Петя видит волшебный музыкальный сон, а впереди страшный день, бой и гибель Пети» (Тут эпизоды противопоставлены). Толстой, стремясь подчеркнуть ужас войны, сталкивает две контрастные сцены.

Анализ эпизода «Первый бой и смерть Пети». Начало эпизода я сама начинаю читать. Показываю, что повествование определяется совершенно иным внутренним ритмом. Обилие глаголов подчеркивает динамику происходящего. Собран и вместе с тем возбужден Петя. Учитывая сказанное, прошу продолжить пересказ эпизода кому – то из учащихся. После пересказа задаю вопросы: 1) Как ведет себя Петя в бою? 2) Испытывает ли он чувство страха? Почему? 3) Какие чувства вы переживали, слушая рассказ о гибели Пети? 4) Как прореагировали на смерть Пети Денисов и Долохов? (Для Долохова гибель Пети – один из эпизодов войны, поэтому он возвращается к разговору о пленных. Ближе и понятнее в этом эпизоде пятиклассникам Денисов – его рыдания не признак слабости, а проявление человечности). Необходимо отметить, что ничего не изменит в ходе войны гибель пятнадцатилетнего мальчика, принеся беду в его родную семью. Но без этих мальчиков, наверное, была бы невозможна будущая победа. Можно закончить урок словами из стихотворения Твардовского «Пускай до последнего часа расплаты…»

И пускай до последнего часа расплаты,

Дня торжества, недалекого дня,

Мне не дожить как и многим ребятам,

Которые были не хуже меня.

Я долг свой всегда по-солдатски приемлю

 И если уж смерть выбирать нам друзья,

То лучше чем смерть за родимую землю

 И выбрать нельзя...

Воплощение героической темы продолжаем наблюдать в драматическом произведении, а именно в инсценировке Михаила Афанасьевича Булгакова «Петя Ростов» (отрывок). Тут прозаическое произведение превращается в пьесу. В этой пьесе есть сцены, которые воспроизводят только что изученные главы романа (эпизоды). Рассказ о сюжете будет повторением. Рассказ о герое будет похож, но оба они будут иными, поскольку можно ссылаться на диалоги и исполнять их. После записи темы обращаю внимание учащихся на слово, написанное на доске:

Инсценировка – переработка литературного произведения для театра или кино, а также само драматическое произведение, получившееся в результате этого.

Вспоминаем представление о том, что такое пьеса, каковы ее особенности. Пье́са (от фр. Pièce — произведение, отрывок, часть) — видовое название произведений драматургии, предназначенных для исполнения со сцены, а также для теле- и радиоспектаклей. Затем сравниваем текст романа и инсценировки. При этом отмечаем, что в инсценировке события развиваются более динамично, опущены портреты персонажей, описания того, о чем они думают, что чувствуют. Главное – это диалог. Но автор с помощью ремарок помогает актеру и читателю понять состояние героев, их настроение и чувства. Ремарка (фр. – примечание) – авторское пояснение в драматическом произведении, в котором описывается внешность, поведение, возраст, чувства действующих лиц, обстановка на сцене. Автор драмы показывает чувства и переживания человека через его поступки и речь. Драматическое произведение предназначено для представления в театре.

1)Так какие же действующие лица заняты в булгаковской инсценировке? 2) Узнали ли вы эпизоды, описанные в романе Толстым? 3) В чем различие в изображении событий в романе (эпическом) и инсценировке (драматическом) произведении? 4) На какие черты характера Пети обращает внимание в этой инсценировке Булгаков?

Хочу отметить, что чем меньше по объему изучаемый фрагмент, тем более сложным и даже многоступенчатым окажется его освоение. Фрагмент обладает относительной завершенностью и некоторой внутренней структурой. Он начинается коротким вступлением, в котором сообщается о времени действия, герое и самом событии. Внутри фрагмента выделяются несколько смысловых частей, а некоторая же самостоятельность и завершенность объединяют фрагмент в целое.

Использованная литература.

 shkola.lv/index.php?mode=lsntheme&t...nestudent.ru/show.php?id=8981

1.Справочник по русской литературе. М.А. Аристова и др. 2010

2.Игровые уроки по литературе. 5 класс. О.Г. Черных, 2008

3.Открытые уроки литературы 5-9 классы. Н. С. Королева и др. 2010

4.Русская литература в таблицах и схемах 9-11 классы. В. А. Крутецкая, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ эпизода драматического произведения

Образец анализа эпизода пьесы А.Н.Островского "Гроза". Умение делать анализ драматического произведения, Знание  основных литературоведческих понятий, умение находить их в тексте....

Особенности изучения лирических, эпических и драматических произведений в школе

Целью данной работы является постановка и практическое разрешение проблемы литературного образования школьников при условии глубокого осмысления учителем системы теоретических и методических при...

Конспект урока литературы в 8-9 классах «Анализ эпизода художественного произведения с элементами работы над заданиями ОГЭ по русскому языку»

Пояснительная записка    Урок подготовки к ОГЭ по русскому языку (часть С) подчас превращается в чуть ли механическую отработку навыков создания сочинений с шаблонным форматом. Но ведь ...