Урок – концерт «Золотая флейта России» по творчеству Сергея Есенина.
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Кужугет Ольга Болат-ооловна

 

Урок – концерт

«Золотая флейта России»

по творчеству Сергея Есенина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_koncert_zolotaya_fleyta.rar18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – концерт

«Золотая флейта России»

по творчеству Сергея Есенина.

                                               

                                                Урок провела : Кужугет О.Б.

                                                учительница  русского языка

                                                и литературы

        Заключительный урок – концерт в 11 классе

по творчеству Сергея Александровича Есенина

«Золотая  флейта России»

Цель урока: - закрепление знания о творчестве поэта;

        - развитие выразительного чтения;

        - пропоганда  литературы  среди сельского населения;

        - воспитание любви к поэзии, эстетическое воспитание.

Межпредметная связь: музыка, психология.

Наглядность и  ТСО: «История  русской советской литературы» - М., «Высш. Школа» 1986г. книги С.Есенина; «Три века русской поэзии» - М. Просвещ., 19790г. портрет Есенина, А.Дункан, матери поэта; компьютер, проектор,  видеокамера, гитара, баян, диск песен Надежды Кадышевой; кассеты песен на стихи С.Есенина.

На урок приглашаются администрация школы, учителя, родители , старшеклассники.

Ход урока.

1.Организационная часть.

1.1. Приветствие учителя.

1.2. Знакомство с целью урока.

2. Вступительное слово учителя.

-Ребята, мы имеем с вами счастливую возможность знакомства с творческим наследием великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, чье творчество высоко ценится у любителях поэзии.

Если Маяковского называют трубой революции, то Есенина – ее золотою флейтой. Голос Есенина всегда будет звучать для читателей будущего. И не случайно мы назвали свой урок «Золотой флейтой Росси»

-Скажите , пожалуйста, почему Сергея Есенина называют «Золотой флейтой?»

- золотая – в значении «ценное»

Флейта - в значении «певец»

- А ведь он не певец, а поэт?

_ Обычно в литературе всех поэтов называют певцами.

-Скажите, пожалуйста, чем отличается поэзия С.Есенина от других»

(лиричностью, напевностью, простотой, любовью к Родине, природе…)

В своем автобиографическом очерке «О себе» поэт писал: «… В смысле формального развития теперь меня тянет все больше  к Пушкину»

Что касается  остальных автобиографических сведений – они в моих стихах…»

Поэтому не знал о творческой  и личной жизни поэта мы не сможем до конца понять красоту и загадочность поэзии С.Есенина.

Кроссворды по творчеству поэта (используется по выбору)

1.

Р

У

С

Ь

2.

Н

А

П

Е

В

Н

О

С

Т

Ь

Н

А

Б

О

Р

4.

Ш

А

Г

А

Н

Э

5.

П

Е

Т

Р

О

Г

Р

А

Д

6.

А

Й

С

Е

Д

О

Р

А

1.Любимая страна поэта.

2.Своеобразие его поэзии.

3.Кличка поэта среди друзей

4. Кавказская красавица, чьем именем названо одно стихотворение.

  1. В каком городе поэт встретился с Блоком.
  2. Имя жены Есенина.

        

4.

К

5.

О

Р

6.

Н

А

Ш

3.

С

Д

У

1.

С

Т

У

Ш

Г

2.

Н

А

Н

У

Е

С

Е

Н

И

Н

Р

У

Г

Т

Ц

М

Р

И

И

А

А

И

Н

Н

Н

К

А

О

И

О

В

Я

В

О

  1. Одна из стран, где побывал  поэт с женой.
  2. Какой кружок посещал Есенин в Москве?
  3. Фамилия главной героини известной поэмы Есенина.
  4. Родное село поэта.
  5. Название первого сборника.
  6. Название старомодной одежды матери.
  1. Практическая часть урока.

- Есенин , в основном, писал лирические стихи. Одно из сильнейших качеств его лирики – это

1) глубокое чувство  любви к Родине. Он умеет передать не только богатство и красоту русской природы, и свою сыновнюю любовь русского человека к родной земле.

(Выразительное чтение 2 стихотворения о Родине)

2)Есенин приветствовал ОКТЯБРЬ. Его волновала судьба русских крестьян. Но когда он понял, что революция не может восстановить страну счастливой крестьянской жизни , в стихах поэта начали звучать тревожные ноты- ноты драматизма.

« Я последний поэт деревни», « Грусть за уходящее, милое , родное»

  1.  В таком подавленном и мрачном состоянии Есенин писал произведения, составившие сборник. «Москва кабацкая». В этих стихах есть мотивы ухода от жизни, тоски и упадка. В этих стихах звучит самообвинение, называет себя «озорным гулякой», « забулдыгой», «хулиганом», «пропащим».

(Исполняется песня « Я московский озорной гуляка»)

  1.  В 20-е годы в творчестве поэта происходят весьма заметные перемены. Новые настроения находили все более определенное выражение в творчестве Есенина. В этой перемене известную роль сыграла поездка Есенина в заграницу вместе с женой Айседорой Дункан. (Фотография)

Многие стихи поэта написаны на тему любви. И мы сейчас послушаем  не только на русском языке , но и  в переводе на тувинский язык.(Выразительное чтение стихов учащимися, переводы Монгуш Доржу)

5) Раскрытие собственных переживаний через образы родной природы вело Есенина к очеловечиванию самой природы. Есенинские поэтические образы формируются на этой основе и приобретают неповторимый колорит: «Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке», « Где-то на поляне клен танцует пьяный».

(Звучит песня «Отговорила роща золотая» в исполнении заслуженной артистки России Надежды Кадышевой, перед звучанием песни учащимся раздаются листы для игры «Нарисуй под музыку свое настроение»)

- У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Цвет играл большую роль в творчестве поэта. Особенно встречаются синий и голубой цвета, они – цвета земной атмосферы, воды. Синий цвет для поэта – цвет покоя и тишины. («Синий вечер», «Синий сумрак»)

Голубой цвет- ощущение радости, широты, простора. («Голубая Русь», «Голубая звезда», « Май мой синий! Июнь голубой!»

Алый цвет – символизирует в поэзии Есенина девственную чистоту, непорочность. «Выткался на озере алый свет зари» , «Есть тоск4а веселья в алостях зари…»)

Розовый цвет выражает в поэзии Есенина незабываемую картину настроения (« Проскакал на розовом коне…»,

« На закат ты розовый похожа…»)

  1. Лирика Есенина своеобразна напевностью, она пронизана песенной стихией.
  2. «Засосал меня песенный плен» - писал о себе поэт. «Степным пеньем» назвал свое творчество Сергей Есенин. И не случайно многие его стихи переложены на музыку. (Исполняется песня «Не жалею, не зову, не плачу» ансамблем девушек 11 кл.)
  1. Заключение.

Итак, о чем же писал в своей поэзии Сергей Есенин? Что же , по Есенину, включает в себя понятие «Жизнь»?

- Любовь к Родине;

-Любовь ко всему живому.

- А вы, ребята, не задумывались над тем, почему молодежь так любит поэзию С.Есенина?

-Хотя он прожил всего 30 лет, он оставил для будущего Росси золотое наследие литературы, остался в памяти вечно молодым, красивым (Стихотворение « Сергей Есенин» поэта Петра Орешина)

Сказка это, чудо ль,         Дождичек весенний

Или это – бред:        Окропил наш сад

Отзвенела удаль        Песенник Есенин,

Разудалых лет.        Синеглазый брат.

Песня отзвенела         Вековая просинь

Над родной землей        Наша сторона

Что же ты наделал,         Если Пушкин – осень,

Синеглазый мой?...        Ты у нас – весна!

  1. Домашнее задание.

1). Повторить трехсложный размер стихосложения.

2). Лингвистический анализ одного стихотворения по выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество Сергея Есенина

Презентация к урокам по изучению творчества С. Есенина....

Разработка урока "Жизнь и творчество Сергея Есенина"

Данный урок проводится в 11-м классе. Он знакомит учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Урок сопровождается презентацией  в Power Point....

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

Урок-композиция по творчеству Сергея Есенина

Цель- познакомить с жизнью и творчеством поэта, развивать личностные качества...

Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"

Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...

Урок по теме «Творчество Сергея Есенина»

Урок по теме «Творчество Сергея Есенина»Формы, приемы, методыФормы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре, групповая,работа с учебником, работа у доски.Методы: частично-поисковый, исс...