Лев Николаевич Толстой – как учитель
материал по литературе (9 класс) по теме

 

« Великим писателем русской земли « назвал  Л.Н. Толстого  И.С.Тургенев. Лев Нико-

вич  Толстой – великий русский писатель . Почти вся  его жизнь  прошла в имении  Ясная

Поляна  неподалеку от Тулы .» Без Ясной Поляны  я трудно  могу себе представить  Рос

сиюи свое отношение к ней « , - писал Л.Н.Толстой. Ясная Поляна была  его колыбелью.

Здесь проходила жизнь  семьи , друзей и близких, здесь он видел , как живет народ, позна

комился с народными песнями , сказками, легендами,  былинами. В 1847  году Толстой ос

тавляет университет  и переезжает   в Ясную Поляну , где пытается  осуществить  свои пла

ны в  соответствии со своими взглядами  на жизнь  и на человека. В конце 50-х годов Тол

стой на время оставляет литературу. Своим главным  делом в тот период  он считает заня

тия с крестьянскими  детьми в яснополянской  школе. В Ясной Поляне он открыл школу

для крестьянских детей , учил их писать и читать. Для них он написал « Азбуку» и четыре

« Книги для чтения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.n._tolstoy_kak_uchitel.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Лев Николаевич  Толстой – как   учитель.

« Великим писателем русской земли « назвал  Л.Н. Толстого  И.С.Тургенев. Лев Нико-

вич  Толстой – великий русский писатель . Почти вся  его жизнь  прошла в имении  Ясная

Поляна  неподалеку от Тулы .» Без Ясной Поляны  я трудно  могу себе представить  Рос

сиюи свое отношение к ней « , - писал Л.Н.Толстой. Ясная Поляна была  его колыбелью.

Здесь проходила жизнь  семьи , друзей и близких, здесь он видел , как живет народ, позна

комился с народными песнями , сказками, легендами,  былинами. В 1847  году Толстой ос

тавляет университет  и переезжает   в Ясную Поляну , где пытается  осуществить  свои пла

ны в  соответствии со своими взглядами  на жизнь  и на человека. В конце 50-х годов Тол

стой на время оставляет литературу. Своим главным  делом в тот период  он считает заня

тия с крестьянскими  детьми в яснополянской  школе. В Ясной Поляне он открыл школу

для крестьянских детей , учил их писать и читать. Для них он написал « Азбуку» и четыре

« Книги для чтения» . Своим  ученикам  писатель рассказывал  о том,  как живут люди в

разных  краях, какие существуют обычаи  у разных народов.  Дети увлеченно  слушали

его воспоминания  о службе на Кавказе.Стремясь  к тому, чтобы ученики  получали  ши

рокий круг знаний, Толстой вводит в программу  чтение, письмо, русскую историю , ма

тематику  и другие предметы. Он заботится  также о том,  чтобы дети  приобретали и тру

вые навыки . На пришкольном участке  они выращивали лен, горох, овощи  и работали  с

увлечением. Один из учеников яснополянской школы  рассказывает  в своих воспомина

ниях : « В школе  у нас было весело , занимались с охотой. На еще  с большей  охотой, не

жели  мы, занимался  Лев Николаевич Толстой….. Требовал от нас чистоты ,  бережливос

ти  к учебным  вещам и правдивости….».Во второй половине  50-х годов   и начале 60-х

годов Толстой совершает  две поездки  за границу  и знакомится  с постановкой  народно

го образования  в странах  Западной Европы.Встречался Толстой за границей  и с некото

рыми знаменитыми  педагогами , посещал школы. И многое  из того , что он видел , ужас

нуло его , но многому  и научило , над многим  заставило задуматься . Он говорил , что

мог  бы написать  целые книги  о том невежестве , с которым столкнулся  в школах Фран

ции, Швейцарии, Германии.Он записывает в своем  дневнике:» Был в школе. Ужасно.Мо

литва  за короля, побои, все наизусть, испуганные , изуродованные дети».Вернувшись из

заграничного путешествия, Толстой почти перестал писать. Друзьям, которые прежде все

го видели в нем  большого русского писателя , часто казалось , что увлечение  народным

образованием , школами, - просто « дурь и чудачество» .Тургенев , например ,  писал Фе

ту:» А.Лев Толстой  продолжает чудить .Видно , так  уже написано ему на роду.Когда он

 перекувырнется в последний  раз и станет  на ноги?» Тургенев, конечно , не вполне пони

мал , что значила  для  Толстого его  школа, работа с крестьянскими  детьми.Он очень лю

бил  и ценил  Толстого , но стоило  им сойтись  вместе , как  начинались  бесконечные ссо

ры и споры. Из Лондона  Толстой  возвращался

в Россию  через Брюссель. Здесь он сфотографировался . Снимок запечатлел происшед

шую в нем перемену: мы видим его  возмужавшим, энергичным , сильным , с черной ,

слегка курчавой бородой.Таким запомнился первым ученикам  яснополянской  школы

их учитель . Таким он  изображен  на детском рисунке  того времени. Сценка взята  прямо

из жизни: на уроке  гимнастики в яснополянской школе ребята разделились  на две груп

пы и стараются перетянуть  друг друга.Среди них – Тарас  Фоканов,  к нему и обращены

слова:» Тараска не выдавай».Надпись  наверху: « Милый человек Лев Николаевич»-

лучше всего выражает любовь  учеников к своему учителю. О том , как важны  и значи

тельны были  для Толстого  его занятия с крестьянскими детьми , общение  с ними, мы

узнаем из его письма к А.А.Толстой:» Есть  и у меня поэтическое, прелестное дело, от

которого  нельзя оторваться – это школа….. Классы рядом в саду  под яблонями, куда

можно  пройти нагнувшись , так все заросло. И там сидит учитель, а кругом школьники,

покусывая травки и пощелкивая в липовые и кленовые листья.  Учитель учит по моим

 советам, но  все-таки  не совсем хорошо, что и дети чувствуют. Они меня  больше любят.

И мы  начинаем беседовать  часа 3-4 , и никому не скучно. Нельзя рассказать , что это за

дети- надо их видеть.. Дом школы  теперь  почти отделан.  Три большие комнаты –одна

розовая , две голубые  заняты школой .В самой  комнате , кроме того музей. По полкам

 кругом  стен  разложены  камни, бабочки, скелеты, травки, цветы, физические инстру

менты  и т.д» .Экспонаты  для школьного музея  Толстой собрал  во время заграничной

поездки. Дом школы , о котором идет речь , - флигель яснополянской  усадьбы. Однажды

занимаясь детьми  и желая  приохотить их писать сочинения, Толстой  предложил  учени

кам  придумать  рассказ на тему народной пословицы или поговорки. Школьникам это по

нравилась .Толстому  удалось  пробудить  в детях творческое начало.  Сочинения  кресть

янских ребят  восхищали Толстого  серьезностью  взгляда  на жизнь , выразительностью

языка. Лучшие рассказы « Ложкой  кормит , стеблем глаз колет» и « Солдаткино  житье».

Толстой  напечатал  в приложении к педагогическому журналу « Ясная Поляна» , который

он издавал в 1862 году, на  страницах  которого публикует статьи « О народном образова

нии», « Прогресс и определение образования» и другие.  В этих статьях  писатель  размыш

ляет  о нравственном  воспитании человека, обосновывает  значимость представлений на

рода о добре и зле в нравственном возрождении мира.Школа  еще  более сблизила  Толсто

го  с жизнью народа , по-новому  раскрыла  для него талантливость .Писатель  отдавал

 силы народному  образованию ради спасения « тонущих Пушкиных и  Ломоносовых» , а

они, по его наблюдениям , « кишат в каждой школе».Занимаясь  с детьми , Толстой с вос

хищением  наблюдал,  как в крестьянском ребенке  обнаруживается  художник. Толстой

утверждал  даже, что  творчество  крестьянских  детей открывало  перед ним  великие за

коны  искусства.Об этом  он писал в статье « Кому у кого учиться  писать» - крестьянским

детям  у литераторов  или литераторам  у крестьянских детей.Выходило так , что учиться

надо у детей. В этом выводе , по существу , отражено то, что  дала Толстому- художнику

школа : заглядывая  в душу  крестьянского ребенка , он усваивал  народный взгляд  на ок

ружающее .Это  была одна  из необходимых  предпосылок для  создания народно- герои

ческой  эпопеи о войне  1812 года- « Война и мира.» Очень скоро  с его помощью в окрест

ных селах и деревнях  стали также открываться  школы. Учителями  в них работали сту

денты , и Толстой  был ими очень доволен. По воскресеньям  они собирались  у него в Яс

ной Поляне , и каждый рассказывал о своей школе и  работе.И в журнале « Ясная Поляна»

 печатались статьи  самого Толстого  и других учителей  о воспитании и обучении детей.

Вслед за  ним в Крапивенском уезде при деятельном участии Толстого  было открыто  еще

26 школ. Толстой сам обучал  ребят грамоте. В 1870-х годах  он создал « Азбуку» и перво

начальные книги для чтения.Для  этих книг  он написал рассказ « Кавказский пленник»

и другие  детские рассказы, известные каждому школьнику.Он говорил , что это его

« гордая мечта» , что ни    на одно свое произведение  не возлагал  он таких надежд,

 ни одному  не придавал  такого серьезного  значения , как этим книгам  для детей,

  и трудился  над ними с увлечением, упорно.» Пишу  я эти последние   годы  Азбу

ки и теперь печатаю .Рассказать , что такое  для  меня  этот  труд  многих лет- Азбу

ка , очень  трудно…. Гордые мечты  мои об этой Азбуке  вот   какие :  по этой Азбу

ке  только  будут  учиться  два поколения  русских   детей , от царских  до му

жицких , и первые  впечатления  поэтические  получат из нее  и что , написав  эту

Азбуку ,мне  можно будет спокойно умереть» Для этих детских книг  он написал ,

перевел, пересказал около семисот рассказов, статеек, очерков: здесь были  и коро

тенькие  рассказики  в две-три  строчки  и такие , как « Охота  пуще  неволи» , рас

сказы  о Мильтоне  и Бульке. Сам он  в это время  много занимался  естественными

науками , физикой , астрономией; придумывал и сам  проделывал  разные опыты , о

которых рассказывал .Ему хотелось  рассказать  обо всем  ясно и понятно .Работа

над языком, как говорил Толстой , ужасна. « Надо , чтобы все было  красиво, корот

ко , просто и , главное, ясно». Для того чтобы решить , хорошо ли  понимают дети,

его книги, он снова  завел школу , на этот раз  у себя дома.Постепенно  школа раз

расталась .Часто приходили  учителя  из соседних деревень , и Лев  Николаевич

объяснил им, как надо учить  детей по его азбуке .Он писал педагогические статьи

и все время  изучал  русский язык , собирал  новые слова, пословицы , поговорки, читал былины , сборники сказок.Но последнее время  он еще  чаще оставлял школу  на своих помощников  и уезжал в Москву.Весной по совету  врачей

Толстой уехал  на несколько недель отдохнуть и полечиться  в Самарскую губернию.

В Ясной Поляне осталась тетенька  Татьяна  Александровна  с Марией  Николаевной,

 которая   гостила  здесь  со своими детьми. Вдруг  в полночь  со звоном и треском  подка

тили  к дому тройки – нагрянула полиция.Жандармский  полковник  потребовал  ключи,

открыл все ящики  письменного стола  и стал читать дневники , бумаги  Льва Николаеви

ча. В доме  и в школе  все перерыли, даже в конюшне взломали  полы; закидывали  сети

в пруд- искали  тайную типографию. А в это время , воспользовавшись  суматохой , дворо

вая девушка, горничная  тетеньки , схватила  со стола портфель  и спрятала  его в канаве,

в саду.В портфеле  были « преступные  бумаги: листы герценовского « Колокола»  и его

портрет. Не найдя  ничего в Ясной Поляне , полицейские  поехали  по другим  школам,

там тоже  все перерыли  и тоже  ничего не нашли. Толстой был  возмущен. « Какое огром

ное счастье , что меня  не было дома! – говорил он.-Ежели бы я был,  то теперь, наверное  

бы,  уже судился как убийца». И в комнате у себя  он долго еще держал  заряженный пис

толет, так как  жандармский полковник, уезжая, пригрозил новым обыском.В то время  в

городах было мало  школ, а в деревнях и того меньше.Редко- редко  какой грамотей  на

ходился  в деревне.Чаще всего  это был какой-то дьячок. И вся  деревня ходила  к нему

на поклон.Если нужно  написать  письмо- неси ему пятак или гривенник, он напишет.

Ни книг, ни газет. Только и радости , только и отдыха  от беспросветного труда, что схо

дят на праздники в церковь… И вот  теперь  оказалось , что сам граф  хочет устроить  шко

лу для крестьянских ребят и сам будет их учить. Ребятишки волновались, робели. Но в на

значенный день  приоделись, обулись в новые лапти, если они были , пригладили  кто мас

лом , а кто  и квасом свои нестриженные головы и толпой отправились в графскую усадьбу.Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились . Учитель был графом , его полагалась  называть « ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.» Не

называйте  меня » ваше сиятельство»,- сказал он,- а меня зовут Львом Николаевичем, так

и зовите меня».

Яснополянская  школа  была не похожа  на все  другие  школы. Тут не звонил звонок на

уроки  и на перемены .Вместо парт стояли длинные столы и скамейки .Ребята сидели кто

парами, кто по трое, а кто и по пять человек. Занимались  с ребятами  Лев Николаевич

Толстой  и учитель  Петр Васильевич  Морозов.Вот что рассказывает об этих  уроках

Петр Васильевич :» Одна пара  читает, другая пишет  буквы и слова , третья пишет

цифры, четвертая рисует .Одним словом, всякий делает, что сподручней.Только слышны

возгласы: « Лев Николаевич , подойди к нам, посмотри: так ли мы читаем?»  Граф подхо

дил.Встаешь утром в шесть или семь, никак  не позднее , а ребята уж тут как тут. Некото

рые  на дворе  играют  в снежки или в школе. Приходилось  идти в школу  иногда не на

пившись чаю,занимались весь день.Вы спросите: когда же ребята обедали? Они свободно

располагали  своим временем , не стесняясь  никакими  часами  для своих занятий.Одни

уходят, другие приходят , и так  с самого  раннего утра  до позднего вечера. Разве самому

графу  бывает не время  заниматься  вечером, тогда, что называется , прогонят ребят  из

школы.  И то не мы с  графом, а сторож. У нас не хватало  духа прогнать  их, разве  все ус

нут под столом, Тогда,  разбудив уснувших,  мы с графом идем провожать их на деревни».

Ребята по своей охоте  приходили в школу, никто  их не заставлял.Каждый брался за то де

ло, которое ему было  по душе, которое его интересовало- считать ли, писать ли или  рисо

вать. « Особых шалостей в школе никогда не замечалось,- рассказывает Петр Васильевич,-

разве  уж явится какой-нибудь беспардонный шалун и начинает в школе затеивать улич

ные игры;  такого шалуна сами ребята сейчас же проводят из школы без церемоний».И

сам Лев Николаевич не помнил, чтобы приходилось  кого-нибудь наказывать за шалос

ти , за невнимание на уроках. Но, видя, как  ребята стараются учиться, он любил  похва

лить их: « Так, так, хорошо сделал, хорошо написал».Одной из его любимых учениц бы

ла маленькая  Оля  Ершова.Случалось  так-решит Оля задачку, Лев Николаевич возьмет

и посадит ее  на шкап. И скажет другим ученикам: «Учитесь и вы  так  же, как  она!» И,

конечно ,всем ребятам  хотелось посидеть на шкапе.Все  свободное  от уроков время  Лев

Николаевич  проводил с ребятами. Вместе ходили  в лес, на реку..А когда наступила зима ,

выпал глубокий  снег и и замерзли пруды-тут и конца не было всяким веселым играм и за

теям .Катались  вместе со своим учителем  на больших санях  с горы,играли в снежки ,ва

лили графа в снег  на большом  пруду и устраивали каток,и потом носились на коньках, до

гоняя друг друга.Однако Льва Николаевича  догнать было трудно , он очень хорошо катал

ся на коньках..Лев Николаевич хотел,чтобы ребята росли сильными , ловкими .Он учил их

играть  в крокет, учил подтягивяться  на турнике.На Новый год в графском  доме устрои

ли для  ребят елку.Такого праздника  бедные, вечно полуголодные крестьянские ребята никогда

не видели. Лет с десяти они уже  ходили  за сохой  в поле , пахали и боронили.Детство у

них кончалось  слишком рано.И кто  же когда – нибудь  думал  о том, чтобы наряжать

для  них елки?. И вот  теперь перед ними раскрывались  двери барского дома. И

каким же дивом- дивным показалась им огромная елка , сияющая огнями, увешанная раз

ными игрушками!.На масленицу Лев Николаевич тоже устроил пир.Он велел созвать ре

бят со всех деревень есть блины.А если  кто из взрослых хочет, то пускай  тоже идут.Гос

тей  на блины собралось  столько , что и поместить  сразу  их было некуда.Пришли из

ближних  и дальных  деревень , старики  и старухи приехали  на подводах. Блины пекли

в две печи, еле управлялись. И сам  Лев Николаевич  ел с ними  блины да похваливал:

« Ай да блины !. Ай да вытуленки.!» Дружба   с детьми вносила много радости  в

жизнь Льва Николаевича. Вот как написал  впоследствии  о своих чувствах к нему один из

учеников Василий Морозов:» Любовь  моя к Льву Николаевичу  как бы всосалась в

кровь и кости мои.Кажется , не приходит  ни одной минуты, чтобы я о нем не подумал.

Любовь  эта мне сильнее всего.Если  бы у меня отняли эту любовь , я не знаю,  с чем  бы

я остался жить». Сохранился рисунок , сделанный кем-то ребят .На рисунке изображена

борьба .Ребята борются , а учитель стоит тут же и подбадривает .В правом углу  написаны

слова  трогательной любви и признательности: « Лев Николаевич , милый  ты наш чело

век!» .Лев Николаевич  заботился не только  о том, чтобы научить  ребят грамоте.Он ста

рался научить  их любить  труд, относиться к труду с уважением. Лишь  только наступила

весна, он выделил ребятам по участку  земли своих полях. Он учил  их, как надо  измерять

поля,  как правильно обрабатывать землю, как удобрять ее, как засевать.Ведь  тогда в де

ревнях  не было агрономов , и  мужики  пахали  и сеяли  по старинке , часто истощали

землю, собирали  бедные  урожаи, терпели недород.Лев Николаевич учил ребят правильно

ухаживать  за скотом и за птицей , выращивать  яблони и овощи , рассказывал , как устро

ены разные сельскохозяйственные машины…Лев Николаевич всю свою жизнь любил де

тей .У него тревожились  и болела  душа за них. Он видел  и знал, в какой  темноте и нищи

те  живут  в деревнях  дети крестьян .Он  видел  и знал , как тяжело  и безрадостно жи

вут в городах  дети  рабочих. Что за свистки раздаются  на чулочный  фабрике в рас

светный  час?. Почему  они повторяются  там  с рассвета до самого вечера.? Лев Никола

евич  пошел  на чулочную  фабрику. И вот что, с болью в сердце , записал  он в своем

дневнике: « Ходил  на чулочную фабрику Свистки  значат то, что  в 5 часов мальчик

становится  за станок  и стоит  до 8 .В 8 пьет чай и стоит  до 12, а в 1 становится  и сто

ит до 4, в 4 ½  становится  и до 8 .И.так  каждый день .Вот  что значат свистки , который

по свистку  в пять часов утра  становится  на работу и кончает ее, тоже  по свистку , в во

семь часов  вечера?.Когда ему учиться , читать книги, играть?.Ходил Лев Николаевич  и

на Мальцевский хрустальный  завод , в Орловской  губернии.Об этом  он тоже написал в

дневнике: « Девочки 10 лет в 12 ночи становятся  на работу  и  стоят до 12 дня, а потом

в 4 идут в школу , где их по команде учат: « ус, оса, оси…» Лев Николаевич  не мог  со спо

койным  сердцем  смотреть  на эту беспросветную жизнь  детей бедноты.Но как помочь

им, как изменить жизнь , как сделать ее более светлой и разумной?. Надо учить  их грамо

те , надо учить  их читать книги, надо разбудить их души , чтобы они потянулись к свету.

Эту любовь  к книге  Лев Николаевич  старался привить и своим яснополянским  учени

кам.Они  во всякое время  могли прийти  к нему в дом за книгами ,выбирали сами ,что

нравилось .И Лев Николаевич всегда говорил им: « Прочитайте-еще приходите». Но книг

для детей ,простых,понятных и увлекательных , тогда было очень мало.И вот великий пи

сатель , известный всему миру, садится  и пишет  рассказы для  детей –простые, понятные,

увлекательные и с  нравоучением .Такие рассказы , которые , по его убеждению, нужны де

тям. В них  он своеобразно  изложил  основы научных знаний , познакомил  читателей  с

историей , географией , физикой , химией ,астрономией .В своих рассказах по естествозна

нию писатель сначала увлекает конкретными сведениями, интересными  явлениями , а за

тем помогает их осмыслить, обобщить.И потому « Книги для чтения « Л.Н.Толстого были

как бы  первой маленькой энциклопедией, окном в мир и в самих себя. Многие годы дети

по всей  России учились читать по его  книгам. И до сих пор  печатаются в школьных учеб

никах  и хрестоматиях его сказки  и рассказы.Представим  себе Ясную Поляну  осенью,

когда  так же  как у нас , начинается  в школе Толстого  учебный год и дети из окрестных

сел и деревень  спешат к своему  Учителю.Начинается  урок природоведения, и вы  то зна

комитесь  с повадками  зайца-беляка, муравьев или волка, то наблюдаете  за жизнью  сада.

А на уроке  физики  вы  раздумываете  над свойствами  газов, воды, магнита. География от

крывает  вам новые  города и страны , а история предстает  в былинах , народных  леген

дах и сказаниях.  Со страниц  книги звучит  спокойный, серьезный  , глубокий  голос, он

рассказывает  о далеком городе Париже, где  починили дом, о сан-готардских собаках или

о русском богатыре Святогаре. С каждой  новой учебной  четвертью – зимней, весенней,

летней- взрослеют ученики, сложнее и  глубже становятся  их вопросы. Учитель  по-преж

нему  терпелив и добр. Его радует любознательность  ребят, их тяга к знаниям. Детям ста

новится  многое понятно, растет их разум, распрямляется  и душа , поднимаясь  вместе с

аэронавтом на воздушном  шаре, чтобы увидеть  свою землю с высоты и согреть  ее теп

лом своего сердца.

   На склоне  своей жизни Лев Николаевич  еще раз встретил  у себя  в усадьбе  дорогих

 его сердцу гостей – ребятишек –школьников.Это были дети тульских рабочих.Они учи

лись  читать по книгам .И в один июньский , очень жаркий  день  приехали  из Тулы  на

вестить  писателя. Старый парк зазвенел детскими голосами- к Толстому явилось девять

сот человек! Они шли отрядами  со  своими учителями.Толстой вышел  на крыльцо –ста

рый ,седой, подпоясанный ремешком, с палочкой в руках. И снова он гулял с ребятами

по парку ,расспрашивал  их обо всем , разговаривал  с ними ,водил их на реку…К вечеру

ребятишки уже были его друзьями .Уезжая , они тепло прощались с ним. И, может быть ,

ему еще долго слышались их голоса: « Прощай , дедушка! Милый ты наш дедушка!» При

умолкли дети, почувствовали , что быль-то это быль, но не такая , какие рассказывал им

Учитель прежде.Все похоже на жизнь , но чуть-чуть  иное.. И Учитель немного иной,

прежний, но и какой –то новый , особенный. Так ученики Толстого входили в мир писа

теля Толстого .

                                                                                                                         

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...