Рабочая программа по русской литературе. 11 класс.
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме

Чернова Энзе Асгатовна

Рабочая программа для 11 класса татарских школ. По учебнику  под ред. М.Г.Ахметзянова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_lit.docx89.09 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Исполнительного комитета

Тукаевского муниципального района Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурдинская средняя общеобразовательная школа»

                                                                         

                                                                                              «УТВЕРЖДЕНО»

                                                                                      Педагогическим советом

                                                                                      протокол от ____________2011 г. № ___

                                                                                      Введено приказом

                                                                                      от ____ ______________ 2011  г. №___                              

                                                                                      Директор школы:

                                                                                      _______________ / В.М.Утяшов/

                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ  РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ 11  КЛАССА

                   

/ 1,2,3,4 четверти – 3 часа  в неделю,                                   всего 102  часа в год/

Составитель: Чернова Энзе Асгатовна,

учитель  русского языка и литературы, вторая квалификационная категория.

              «СОГЛАСОВАНО»

              Зам. директора: _________________ /В. Н.Утяшова/

              «РАССМОТРЕНО»

              на заседании ШМО, протокол от ____ ____________ 2011 г. № ______

              Руководитель ШМО: ______________ /Е.П.Левашова/от ___________2011 г.

                 

                                                        с. Бурды

                                                         2011 г.

         

                                 Календарно-тематическое планирование

Черновой Энзе Асгатовны  

по предмету русская литература  на 2011-2012 учебный год

 План составлен на основании учебной программы

под редакцией М.Г.Ахметзянова,

 «Русская литература. Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы».

Допущено МО и науки РТ,  Казань, «Магариф», 2009 г.

Предмет

Класс

Всего кол-

во часов

Кол-во

 часов в

 неделю

Количество

Автор учебника, год издания

внеклассное чтение

сочинение

тестирование

Русская

литература.

 11

102

    3

8

3

9

Под ред. М.Г.Ахметзянова

«Русская литература. 11 класс». 1 и 2 часть

Казань, издательство «Магариф», 2006 г.

Методическая тема на 2011-2012 учебный год

Районная

Школьная

Учителя

Формирование конкурентоспособной личности в условиях модернизации образовательного процесса

Развитие познавательных интересов и творческих возможностей учащихся через активные формы работы.

Развитие познавательных интересов и творческих возможностей  учащихся на уроках русского языка.

 

 


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

содержания

Планируемые результаты освоения материала

Вид контроля, измерители

Дата проведения

План.

Факт.

Введение.  (1 ч.)

1

Введение. Писатель и эпоха, читатель и эпоха.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Писатель и эпоха, читатель и эпоха. Роль литературного образования в системе эстетических ценностей современного человека.

Знать: о взаимосвязи литературы и общественной мысли конца XIX – начала XX веков с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлиянии; об основных темах и проблемах; о традициях и новаторстве в литературе рубежа XIXХХ вв.; о реализме и модернизме; о трагических событиях 1 пол. XX в. и их отражении в русской литературе и литературах других народов России; о конфликте человека и эпохи; о развитии реалистической литературы, ее основных темах и героях; о советской литературе и литературе русской эмиграции; о “социалистическом реализме”; о художественной объективности и тенденциозности в освещении исторических событий. Уметь: конспектировать лекцию учителя.

Конспектирование.

I полугодие

03.09

Проза начала 20 века. (16 ч).

2

Проза начала 20 века. И.А.Бунин.

Краткий очерк  жизни и творчества.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Проза начала 20 века. Жизнь и творчество И.А.Бунина. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя. Проза.  И.А.Бунина.

Знать: об основных темах и проблемах 20 века; об обращении к народному сознанию в поисках нравственного идеала; об отражении «вечных» проблем бытия;  важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: работать над конспектом лекции.

Индивидуальный опрос.

05.09

3

Урок-практикум. Власть и бессилие денег в произведении Бунина «Господин из Сан-Франциско».

1

Комбинированный урок.

«Господин из Сан-Франциско». Предчувствие катастрофических потрясений в канун  Первой мировой войны.

Знать: о  философском содержании рассказа.

Уметь: аналитически читать текст, разбираясь в авторской позиции.

Индивидуальный опрос.

07.09

4

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе.

1

Комбинированный урок.

Социальные контрасты и бездуховность накопительства. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа.

Знать:  сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь:   анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Подготовиться  по дополнительным  материалам.

10.09

5

«Ворон». Бунин-мастер рассказа.

1

Комбинированный урок.

Тема первой любви. Изображение быта и нравов семьи  губернского чиновника. Образ Елены Николаевны. Трагическая  судьба двух влюбленных.

Знать: тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов.

Пересказ близко к тексту, сочинение-миниатюра.

12.09

6

Внеклассное чтение № 1.
 И.А. Бунин «Лёгкое дыхание», «Тёмные аллеи», «Митина любовь» (по выбору)

1

Комбинированный урок.

«Митина любовь». История о возвышенной и глубоко трагической любви, мучительной любви. Особенности изображения героев.

Знать: о своеобразии рассказов, новизне в изображении психологического состояния человека.

Уметь: обсуждать прочитанное,  видеть неоднозначность трактовок  рассказов.

Внеклассное чтение №1.

14.09

7

А.И.Куприн.

Краткий  очерк жизни и творчества. «Олеся».

1

Комбинированный урок.

Очерк жизни и творчества А.И.Куприна. «Олеся» (в сокращении). Поэтическое изображение природы; богатство духовного мира героини. Трагическая

судьба Олеси.

Знать: о творческом пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; о мастерстве Куприна в изображении мира человеческих чувств; о роли детали в рассказе.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Конспектирование.

17.09

8

Сила личности, близкой к природе по повести А.И.Куприна "Олеся".

1

Комбинированный урок.

Образы главных героев. Сюжет повести. О роли красного цвета в произведении. Тема недостижимости счастья.

Уметь: составлять план собственного высказывания; создавать сочинение-рассуждение проблемного характера; обосновывать свое высказывание.

Сочинение-рассуждение проблемного характера.

19.09

9

«Гранатовый  браслет».  «Настоящая любовь должна быть трагедией …»  

1

Комбинированный урок.

Смысл споров о сильной и бескорыстной любви, трагическая история любви Желткова; тема социального неравенства в повести.

Знать: о спорах героев об истинной, бескорыстной любви; об утверждении любви как высшей ценности; о трагизме решения любовной темы в повести; о символическом смысле художественных деталей, о поэтическом изображении природы; о мастерстве психологического анализа; о рол эпиграфа в повести, смысле финала.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; строить монологическое высказывание.

Тестирование.

21.09

10

Внеклассное чтение №2. 
А.И.
Куприн  («Листригоны», Гамбринус» по выбору).

1

Урок применения знаний и умений.

«Поединок». Тема повести – кризис России. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Изображение отсталой, небоеспособной армии.

Знать: содержание произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь самостоятельно анализировать текст.

Внеклассное чтение №2.

24.09

11

Развитие речи.
№1 Сочинение на тему «Тема любви в творчестве Бунина и Куприна»

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Анализ текстов. Составление плана. Работа над сочинением.

Знать: содержание произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна;

правила написания сочинения, Уметь использовать эти навыки в речи: создавать связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка.

Сочинение №1

26.09

12

Л.А.Андреев. Очерк жизни и творчества.            « Предстояла кража», «Ангелочек». Изображение человеческих судеб.

1

Комбинированный урок.

Очерк жизни и творчества писателя. Рассказы «Предстояла кража», «Ангелочек». Максимальная обобщенность в изображении человеческих судеб. Экспрессивные средства выразительности. Гуманистический пафос произведений.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции, увидеть новизну в изображении психологического состояния человека. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Пересказ близко к тексту.

28.09

13

Внеклассное чтение №3

Л.А.Андреев «Друг», «Большой шлем»

1

Урок применения знаний и умений

История создания произведения. Главные герои произведения. Система образов. Сюжет произведения.

Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь определять тематику, проблематику произведений, сопоставлять с другими произведениями.

Внеклассное чтение №3

Ответы на вопросы

01.10

14

Максим Горький. «Старуха Изергиль» - романтический рассказ.

1

Комбинированный урок.

Максим Горький. Краткий очерк жизни и творчества. Личность писателя.

«Старуха Изергилъ» (в сокращении). Ранние романтические рассказы писателя. Композиция рассказа. Легенда о Ларре. Легенда о Данко. Воспевание подвига во имя счастья людей.  Символико-аллегорическ-ий  смысл образа. Образ старухи Изер гиль. Эмоциональность и красочность языка.

Знать: о биографии и творчестве Горького; о романтизме ранних рассказов Горького; о проблеме героя в прозе писателя, теме поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы; о соотношении романтического идеала и действительности в философской концепции Горького; о приеме контраста, особой роли

пейзажа и портрета в рассказах писателя; о своеобразии композиции рассказа.    

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Реферат.

03.10

15

«На дне». Спор о сущности милосердия.

1

Комбинированный урок.

«На дне» как социально-философская дра ма. Трагизм судеб людей «дна». Спор о назначении человека.

Знать: о новаторстве Горького; о составляющих жанра и конфликта в пьесе.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Индивидуальный опрос.

0510

16

«На дне». Характеристика героев драмы.

1

Комбинированный урок.

Композиция пьесы. Авторская позиция в драме. Новаторство Горького -драматурга. Герои пьесы.

Знать: об образе Луки и его жизненной позиции; о позициях героев и авторской позиции по отношению к вопросу о правде.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Отзыв на произведение

М. Горького «На дне».

08.10

17

Внеклассное чтение №4

М.Горький. «Фома Гордеев»

1

Урок применения знаний и умений.

История создания произведения. Главные герои произведения. Система образов. Сюжет произведения.

Знать: содержание произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: определять проблематику,  объяснить  смысл произведения.

Внеклассное чтение №4

10.10

«Серебряный век» русской поэзии 10 ч.

18

«Серебряный век» русской поэзии.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

«Серебряный век» русской поэзии. Общая характеристика поэзии «серебряного века»; пробле ма традиций и новаторства в литературе разных направлений и формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.

Знать: понятия «символизм», «серебряный век»,  «акмеизм», «футуризм»,  о литературных течениях поэзии русского модернизма: символизме, акмеизме, футуризме; о судьбе поэтов серебряного века. Уметь:  кратко охарактеризовать   основные направления; конспектировать лекцию учителя; анализировать поэтические тексты.

Индивидуальный опрос.

12.10

19

В.Я.Брюсов – основоположник русского символизма.

(Анализ стихов: «Грядущие гунны», «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик»

 

1

Комбинированный урок.

Валерий Яковлевич Брюсов. Очерк жизни и творчества. «Грядущие гунны», «Творчество», «Юному поэту», «Камен щик»,

В. Я. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Историко-культурная и общественно-гражданская про блематика произведений. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Знать: о значении творчества Брюсова для русской поэзии; об особенностях поэтики Брюсова; об основных темах и мотивах поэзии Брюсова, о своеобразии решения темы поэта и поэзии, о культе формы в лирике Брюсова.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Анализ одного стихотворения.

15.10

20

Н.Гумилев 

 Обзор  жизни и творчества.  Чтение и  анализ  стихов.

(«Жираф», «Заблудившийся трамвай», «Старый Конквистадор», «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Озеро чад»).      

1

Комбинированный урок.

Николай Степанович Гумилев. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. «Жираф», «Заблудившийся трамвай» (отрывок) «СтарыйКонквистадор», «Капитаны», «Волшебная скрипка»

«Озеро Чад».

Романтический герой лирики Гумилева, яркость, празднич ность восприятия мира. Активность, действенность позиция героя.

Знать:  о жизни и творчестве Н.Гумилева; о героизации действительности в его поэзии, романтической традиции в его лирике; о своеобразии лирических сюжетов; об экзотическом, фантастическом и прозаическом в поэзии Гумилева.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Индивидуальный опрос.

17.10

21

К.Д.Бальмонт. Слово о поэте. Раннее творчество поэта.

(«Завет бытия», «Безглагольность», «Звездные знаки»)

1

Комбинированный урок.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения  «Завет бытия», «Безглагольность», «Звездные знаки». Шумный успех ранних книг поэта. Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта.

Знать: о яркой индивидуальности поэта, о его «творческой лаборатории»; об основных темах и мотивах поэзии Бальмонта; о музыкальности стиха, изяществе образов, стремлении к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

Уметь: анализировать поэтический текст со стороны содержания и средств художественной выразительности.

Значение слов.

Ассонанс.

Аллитерация.

Доминанта.

Эгоцентризм.

19.10

22

А.А.Блок. Краткий  очерк жизни и творчества.

1

Комбинированный урок.

Александр Александрович Блок.

Очерк жизни и творчест ва. Судьба поэта. Лирика.

Знать: об атмосфере, в которой вырос Блок; о том, как факты личной биографии отражаются в его поэзии; об особенностях поэтики первой книги – «Стихов о Прекрасной Даме», о музыкальности его стихотворений.

Уметь: конспектировать лекцию учителя.

Индивидуальный опрос.

22.10

23

Трагическое восприятие «страшного мира».

( «Вхожу я в темные храмы», «Ночь, улица…», «Фабрика», «Россия»)

1

Комбинированный урок.

Трагическое восприятие «страшного мира». Глубокое, про никновенное чувство Родины. Образ России в творчестве Блока.

Знать: о теме города в творчестве Блока, об образах “страшного мира”, о теме Родины и основном пафосе патриотических стихотворений, теме исторического пути России в цикле “На поле Куликовом”.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, строить монологическое высказывание.

Сочинение-миниатюра.

24.10

24

Изящество выражения любовных переживаний   в стихах.  

(«О, весна,..»,, «Незнакомка», «Когда вы стоите на моем пути…»)

1

Комбинированный урок.

Изящество и тонкость выраже ния любовных переживаний. Лирический герой. «Незнакомка» - шедевр русской лирики.

Знать: о том, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во второй книге стихов; об особенностях стихотворения «Незнакомка», о соотношении идеала и действительности в лирике Блока.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Анализ одного стихотворения.

26.10

25

«Двенадцать» -поэма о революции

1

Комбинированный урок.

«Двенадцать» — поэма о революции. Роль композиции, поэтической символики, лексики, ритмики, интонации в раскрытии  идейного содержания поэмы.

Знать: о полемическом характере поэмы; об истории создания поэмы;  авторском опыте осмысления событий революции, о соотношении конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме; о сюжете поэмы, ее героях;  о своеобразии композиции, строфике, интонациях, ритмах поэмы, ее основных символах.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, строить монологическое высказывание.

Пересказ близко к тексту.

29.10

26

Отношение А.А.Блока к своим героям.

1

Комбинированный урок.

Сатирическое изображение «старого мира».Смерть Кати и отношение к ней. Нравственный мир Петрухи.

Теория литературы. Развитие понятия о художественном образе: образ-символ.  

Знать: об отражении в ней эпохи революции, отношении Блока к тому, что произошло;  об образе Христа и многозначности финала поэмы; авторской позиции  и способах ее выражения в поэме. Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, строить монологическое высказывание.

Тестовый.

09.11

27

Развитие речи.
№2  Сочинение. «Борьба миров в поэме «Двенадцать».

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Образцы работ, эпиграфы, цитаты.

Знать: о творчестве данного поэта, особенностях творчества.

Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме.

Сочинение №2.

12.11

Русская литература 20-х годов 34 ч.

28

 Русская литература20-х годов. С.А.Есенин. Краткий  очерк жизни и творчества.

1

Урок применения знаний и умений

Сергей Александрович Есенин. Очерк жизни и творчества. трагическая судьба поэта. Лирика.  

Знать: обзорно о жизни и творчестве С.Есенина; об особенностях творческого метода поэта; о народности его творчества.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Индивидуальный опрос.

14.11

29

Тема прошлого и настоящего России в стихах Есенина.

(«Гой ты, Русь моя родная!...», «Выткался на озере алый свет зари…», «Я покинул родимый дом», «Заметался пожар голубой», «Спит ковыль…», «Клен ты мой опавший, …», «Русь советская».)

1

Комбинированный урок.

Тема России. Чувство любви к Родине и природе родного края.  Ранняя лирика.

Знать:  традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике; тема Родины в поэзии Есенина, тема быстротечности человеческого бытия в лирике поэта;  отражение в лирике особой связи природы и человека;  светлое и трагическое в поэзии Есенина.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, строить монологическое высказывание.

Выучить стихотворение.

16.11

30

Тема любви к матери, к женщине в творчестве Есенина.

 («Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Письмо матери», «Видели ли вы», «Мы теперь уходим понемногу», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»)

1

Комбинированный урок.

Динамика развития любовной лирики Есенина. Лирический герой в стихотворениях. Мечта о чистой любви. Искренность, любовь и сострадание «ко всему живому».

Знать:  особенности любовной лирики поэта, любовь к матери;  цветопись, сквозные образы лирики Есенина, народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, строить монологическое высказывание.

Выучить стихотворение.

19.11

31

Развитие речи. Урок-исследование на тему "Судьба человека и Родины в поэме "Анна Снегина."

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Беседа о жизни и творчестве. Составление плана. Работа над сочинением.

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе и  его произведения. Уметь: рассуждать,  составлять  письменные   высказывания  по заданной теме; писать сочинение на основе и по мотивам литературного произведения, в том числе в форме стилизации

Презентация.

21.11

32

В.В.Маяковский. Краткий очерк жизни и творчества. Трагическая судьба поэта.

1

Комбинированный урок.

Владимир Владимирович Маяковский. Очерк жизни и творчества. Трагическая судьба поэта. Лирика.

Знать:  жизнь и творчество поэта;   раннее творчество Маяковского; его новаторский характер (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха).

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Реферат.

23.11

33

Мотивы трагического одиночества в ранней лирике.

 («Нате», «Скрипка и немножко нервно»)

1

Комбинированный урок.

Футуризм. Образ мещанской толпы в стихотворении «Нате». Лирический герой. Антиэстетизм.

Знать: о Маяковском и футуризме, о духе бунтарства в ранней лирике, особенностях любовной лирики, о поэте и революции, о пафосе революционного переустройства мира, о сатирических образах  в  его творчестве.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Конспектирование.

26.11

34

Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя народа.

( «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Юбилейное»)

1

Комбинированный урок.

Тема поэта и поэзии. Художник и время. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

Знать: о теме поэта и поэзии, об осмыслении проблемы художника и времени, о сатирических образах в  творчестве Маяковского.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Индивидуальный опрос.

28.11

35

Красота и сила  любовного чувства.  

(«Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову…», «Письмо Татьяне Яковлевой»)

1

Комбинированный урок.

Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского.

Знать: важнейшие биографические сведения о поэте; тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; обосновывать свое высказывание; выявлять характерные особенности, роль и место героя, авторскую позицию; решать тестовые задания.

Тестирование.

30.11

36

Урок-семинар. Традиции и новаторство в поэзии Маяковского. «Облако в штанах».

1

Комбинированный урок.

Неоднозначность отношения к наследию поэта в современном мире.

Знать: тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Сочинение-миниатюра

03.12

37

Контрольная работа по творчеству поэтов 20-х годов.

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Творчество поэтов 20-х годов.

Знать основные этапы творчества поэтов, тематику их произведений. Уметь использовать эти навыки в речи.

Тестирование.

05.12

38

А.А.Фадеев.

 История создания романа «Разгром». Нравственные проблемы в романе.

1

Комбинированный урок.

Александр Александрович Фадеев. Очерк жизни и творче ства. Трагическая судьба писателя.«Разгром» (главы). Общий обзор романа, чтение и обсуждение отдельных глав.

Знать  биографию писателя, особенности композиции и систему образов романа «Разгром»;текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь раскрывать авторский замысел, рассмотреть проблему гуманизма в романе

Пересказ близко к тексту.

07.12

39

Путь интеллигенции в революцию.

1

Комбинированный урок.

Нравствен ные проблемы в романе. Тема интеллигенции и революции в романе, ее одностороннее освещение. Тема революции и граж данской войны в татарской литературе Характеристика образов (Левинсона, Мечика, Морозки)

Знать: авторское отношение  к проблеме интеллигенция и революция; знать проблему, поднятую автором. Уметь:  выделить самое главное в произведении; показать авторское отношение.

Анализ прозаического произведения.

10.12

40

И.Э.Бабель «Конармия». Гуманизм и право на революционное насилие.

1

Комбинированный урок.

Исаак Эммануилович Бабель. Трагическая судьба писателя. «Конармия». Чтение и разбор отдельных рассказов, включен ных в книгу: «Соль», «Письмо». Столкновение доброго и злого начала в душе человека в новеллах

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; решать тестовые задания; обосновывать свое высказывание.

Пересказ близко к тексту.

12.12

41

Лиризм и авторская ирония.

1

Комбинированный урок.

Трагедия расколотого гражданской войной народа. Сочетание в героях жестокости и милосердия, бесчеловечности и гума низма. Сквозной сюжет книги. Лиризм и авторская ирония.

Знать: авторское отношение  к народу; сюжет произведения.. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Анализ прозаического произведения.

14.12

42

А.П. Платонов. Очерк жизни и творчества.

1

Комбинированный урок.

Андрей Платонович Платонов-Климентов.  Очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений.  

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; актуальность и вневременную ценность произведений А.Платонова.  Уметь: конспектировать лекцию, составлять план.

Конспектирование.

17.12

43

«Усомнившийся Макар». Размышления героя о смысле жизни.

1

Комбинированный урок.

«Усомнившийся Ма кар». Размышления героя о смысле жизни. Поиск истины в столкновениях с другими героями рассказа. Макар о советской власти. «Любая прачка может управлять государством? Сарказм автора в изображении социалистических крайностей (по рассказу)

Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; обосновывать свое высказывание.

Индивидуальный опрос.

19.12

44

Особенности языка рассказа.

1

Комбинированный урок.

Особенности повествовательной манеры. Язык рассказа. Ирония, сарказм, гротеск в рассказе. Жанр произведения: рассказ-сказка, рассказ-притча.

Знать: о значении метафоричности, образах-символах для понимания художественного замысла Платонова.

Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Выполнить задания к тексту по учебнику.

21.12

45

Внеклассное чтение №5

А.П.Платонов «Котло ван»

1

Урок применения знаний и умений

А. П.Платонов. «Котло ван». История создания произведения. Главные герои произведения. Система образов. Сюжет произведения.

Знать: об актуальности и вневременной ценности произведения, о традициях Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова, высоком пафосе и острой сатире в “Котловане”, об утопических идеях “общей жизни” как основе сюжета повести; о  “непростых” простых героях Платонова; теме смерти в повести; о самобытности языка и стиля писателя.

Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Внеклассное чтение №5

24.12

46

Е.И. Замятин. Краткий очерк жизни и творчества.

1

Комбинированный урок.

Евгений Иванович Замятин. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений.

Роль  в формировании жанра сатирического рассказа.

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе;   основные темы творчества; тексты  произведения автора.  Уметь: кратко рассказывать о прочитанном.

Конспектирование.

26.12

47

Каменный век «военного коммунизма». Рассказ «Пещера».

1

Комбинированный урок.

Рассказ «Пещера». Сати рически-гротескное изображение Петербурга в годы «военного коммунизма». Бедствия и страдания интеллигенции, «пещер ный» быт людей. Образы Мартина Мартиныча и Маши, «ма-монтоподобного» Селихова. Неповторимое своеобразие языка писателя.

Знать: содержание произведения,  своеобразие стиля автора; основной конфликт. Уметь: анализировать прозаическое произведение,  дать цитатную и психологическую характеристику героям.

Индивидуальный опрос.

28.12

48

Внеклассное чтение №6.

Е.И. Замятин. Роман «Мы»

1

Урок применения знаний и умений

Знакомство учащихся  с романом Замятина «Мы». Идея романа; утверждение в романе мысли о том, что у человека всегда есть право выбора.

Знать: содержание  произведения,  своеобразие романа; увидеть новизну в изображении психологического состояния человека.  Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

Внеклассное чтение №6

II полугодие

14.01

49

М.А.Булгаков. Краткий очерк жизни и творчества. «Белая гвардия».

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений. Роман «Белая гвардия" (в сокращении).

Знать: основные факты жизни и творческого пути М.А. Булгакова; исторические источники.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному отрывку.

Подготовиться по дополнительным материалам.

16.01

50

 История в романе Булгакова «Белая гвардия»

1

Кобинированый урок.

Эпиграф к произведению. События гражданской войны в романе. Петлюровцы. Главные герои романа.  Изображение белогвар дейского движения.

Знать: исторические события тех времен (Киев); произведение. Уметь: определять авторскую позицию в раскрытии исторических событий, идею, тему произведения.

Индивидуальный опрос.

18.01

51

«Белая гвардия». Судьбы людей в революции.

1

Комбинированный урок.

Автобиографические моменты в произведении. Авторское отношение к героям. Образ Тальберга. Человек и война.

Знать: сюжет произведения; отношение автора к каждому герою.  Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию.

Индивидуальный опрос.

21.01

52

Образ Дома в романе «Белая гвардия.»

1

Комбинированный урок.

Семья Турбиных: Алексей, Николка и Елена. «Дом – это рай». Библейские мотивы в романе.

Знать: как создаётся писателем образ Дома, роль этого образа в системе жизненных ценностей; содержание изучаемого произведения; этапы формирования  характера героев.

Уметь: выделить основные моменты; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; самостоятельно делать выводы, анализировать.

Конспектирование.

23.01

53

Внеклассное чтение №7.

М.А.Булгаков «Бег»

1

Урок применения знаний и умений

Сюжет и композиция произведения. Главные герои произведения. Пьеса – о первой в истории России массовой потере Родины вовлеченными в революционный водоворот людьми.

Знать: о нравственных уроках Булгакова, о главных ценностях, о которых говорит писатель.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Внеклассное чтение №7

25.01

54

М.М. Зощенко «Аристократка». Жанр юмористической новеллы.

1

Комбинированный урок.

Михаил Михайлович Зощенко. Трагическая судьба писа теля.  «Аристократка». Жанр юмористической новеллы.  Ис пользование приема комического сказа. Обличение пошлости, бескультурья, грубости, хамства.

Знать: биографические сведения о писателе; о развитии жанра сатиры в литературе 20- х годов; роль писателя в развитии жанра сатиры. Уметь: анализировать эпизоды и детали; показать воспитательную роль смеха; анализировать язык произведения.

Выполнить задание №4 по учебнику, стр.434.

28.01

55

М.А. Шолохов. Очерк жизни и творчества.

1

Комбинированный урок.

Михаил Александрович Шолохов. Биография писателя. Роман-эпопея «Тихий Дон» (в сокращении).

Знать: о личности Шолохова и значении его произведений, о полемике вокруг авторства.

Уметь: конспектировать лекцию учителя.

Конспектирование.

30.01

56

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии.

1

Комбинированный урок.

«Тихий Дон» — ро-ман-эпопея о всенародной трагедии. Революция и гражданская война в изображении писателя.

Знать: о том, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на примере изображения Шолоховым казачьих семей.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Сочинение-миниатюра.

01.02

57

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова.

1

Комбинированный урок.

Развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния её на человека;  гражданское и писательское мужество Шолохова.

Знать: о гражданском и писательском мужестве Шолохова, одним из первых сказавшем правду о гражданской войне как о трагедии народа.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Пересказ близко к тексту.

04.02

58

Судьба Григория Мелехова.

1

Комбинированный урок.

Семья Мелеховых. Трагедия Мелехова. Метании Мелехова от одного лагеря к другому. Трагический конец его исканий.  

Знать: о неизбежности трагичности судьбы Григория Мелехова, о связи этой трагедии с судьбой общества.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Пересказ близко к тексту.

06.02

59

Женские образы в романе.

1

Комбинированный урок.

Женские образы. Любовь Мелехова к Аксинье. Образ матери.  Проблема гуманизма. М. Шолохов и татарская литература.

Знать: о том, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь; о развитии гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и о влиянии ее на человека.

Уметь: проводить обобщающе-сопоставительный анализ произведений.

 Анализ прозаического произведения.

08.02

60

Внеклассное чтение №8

М.Шолохов.  «Донские рассказы»

1

Урок применения знаний и умений

История создания «Донских рассказов». Изображение гражданской войны.

Знать: историю создания «Донских рассказов»; рисование Шолоховым гражданской войны без прикрас, как классовую схватку. Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; определять род и жанр произведения.

Внеклассное чтение №8

11.02

61

Развитие речи.

  №3 Сочинение  по роману Шолохова  «Тихий Дон»

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное.

Сочинение

№ 3

13.02

Русская литература 30-х годов.  (10 ч.)

62

Русская литература 30-х годов.

 А.А. Ахматова. Краткий очерк жизни и творчества. Лирика.

(«Песня последней встречи», «Смятение», «Небывалая осень построила купол высокий»)

1

Урок применения знаний и умений.

Русская литература 30-х годов    

Анна Андреевна Ахматова. Очерк жизни и творчества, поэта. Лирика. 

Знать: о личности поэтессы, о мотивах и настроениях ее ранней лирики; об отражении в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, о теме любви и искусства, о разговорности интонации и музыкальности ахматовского  стиха.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст.

Реферат.

15.02

63

Тема родины и гражданского мужества.

(«Не с теми я, кто бросил землю…», «Родная земля», «Вечером»)

1

Комбинированный урок.

Тема поэта и поэзии. Тема родины и гражданского мужества.

Знать: о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой, о патриотизме и гражданственности поэзии Ахматовой.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст.

Выразительное чтение стихотворений.

18.02

64

65

Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме «Реквием».

2

Комбинированный урок.

Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме. Традиции народной поэзии и русской классики в творчестве Ахматовой. Смысл названия произведения.

Знать: о том, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия А.Ахматовой; как история страны преломляется и отражается в ее творчестве; об истории создания и публикации поэмы;  о смысле названия поэмы; отражении в ней личной трагедии и народного горя. О библейских мотивах и образах в поэме; о победе исторической памяти над забвением как основном пафосе “Реквиема”; об особенностях жанра и композиции поэмы, роли эпиграфа, посвящения и эпилога.

Уметь: выразительно читать стихотворение, видеть роль ИВС в раскрытии идеи произведения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.

Сочинение-миниатюра

20.02

22.02

66

О.Э. Мандельштам – поэт, испытавший трагизм своей эпохи.

(Анализ стихов «Notre Dame», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Бессонница.  Гомер. Тугие паруса…», «Я вернулся в мой город, знакомый….»

1

Комбинированный урок.

Осип Эмильевич Мандельштам. Очерк жизни и творчества Судьба поэта. Точность деталей и глубокий психологический подтекст.

Знать: обзорно о жизни и творчестве поэта; об историзме поэтического мышления Мандельштама, ассоциативной манера его письма; о его представлении поэта как хранителя культуры, о мифологических и литературных образах в поэзии Мандельштама.

Уметь: выразительно читать произведения, в том числе наизусть; соблюдать нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа.

Выполнить задания к тексту по учебнику.

25.02

67

Урок-практикум. Анализ стихотворений  О.Э. Мандельштама.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Своеобразие лирики  писателя. Противопоставление трагическому образу «века-волкодава» мотива человеческого достоинства.

Знать: об историзме поэтического мышления Мандельштама, ассоциативной манера его письма; о мифологических и литературных образах в поэзии Мандельштама.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Анализ лирического произведения.

27.02

68

М.И.Цветаева. Краткий очерк жизни и творчества. Поэтический мир Марины Цветаевой.

1

Комбинированный урок.

«Марина Ивановна Цветаева. Очерк жизни и творчества. Трагическая судьба поэтессы. Лирика.

Знать: важнейшие биографические сведения о поэте; о фольклорных и литературных образах и мотивах в лирике Цветаевой, о своеобразии поэтического стиля.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности

Выполнить задания к тексту по учебнику.

29.02

69

Основные мотивы лирики М.И.Цветаевой.«Молитва». «В светлом платьице, давно знакомом». «Быть в аду нам, сестры пылкие». Стихи о Москве («Москва! Какой огромный…»). Стихи к Блоку («Имя твоё- птица в руке..», «У меня в Москве- купола горят»). «В черном небе – слова начертаны», «Любовь! Любовь!...»

1

Комбинированный урок.

 Основные мотивы лирики: сила и нежность любви, достоинство и честь, преданность друзьям, любовь к Родине. своеобразие поэтического стиля: «высокая простата», лиризм.

Знать:    об основных темах и мотивах цветаевской лирики, об особенностях лирической героини стихотворений;

о конфликте быта и бытия, времени и вечности, о поэзии как напряженном монологе-исповеди.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Выполнить задания к тексту по учебнику.

03.03

70

Развитие речи Анализ лирического стихотворения Цветаевой или Ахматовой (по выбору учащихся).

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Помочь учащимся выразить своё отношение к проблемам, поднятым в произведениях Цветаевой. Развить навыки по составлению плана, накоплению материала. Развитие творческих способностей учащихся.

Знать: об особенностях поэтического текста Цветаевой.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Анализ лирического стихотворения.

05.03

71

Контрольная работа  по творчеству поэтов 30-х годов.

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Жизнь и творчество писателей.

Знать: важнейшие биографические сведения о поэтах 30-х годов. Уметь:  использовать эти навыки в речи; обосновывать свое высказывание.

Тестирование.

07.03

Литература  периода Великой Отечественной войны. (2 ч.)

72

Литература  периода Великой Отечественной войны.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Литература  периода Великой Отечественной войны.

Героико- трагедийные мотивы в литературе военных лет.

Знать: характерные особенности эпохи, отраженной в произведениях; тексты произведений; типическое значение характеров главных героев произведений. Уметь: определять принадлежность  одному из литературных родов.

Конспектирование.

10.03

73

Человек на войне.

(К.М. Симонов «Родина», М.В. Исаковский «Враги сожгли родную хату», А.А.Прокофьев «Яблоня на минном поле», А.И Фатьянов «Где же вы теперь, друзья-однополчане», М.Джалиль «Мои песни»)

1

Комбинированный урок.

Художественная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе. Гуманистический пафос литера туры, поиск подлинных нравственных ценностей.

Знать: поэтов военного времени и их творчество; знать стихи наизусть.

Уметь: выразительно читать произведения, в том числе наизусть; соблюдать нормы литературного произношения;  самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию.

Чтение с комментированием.

12.03

Русская литература второй половины XX века.  (25 ч.)

74

Великая Отечественная война в прозе 50-80 г.

 (7 ч.)

К.Д.Воробьёв. «Убиты под Москвой.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Великая Отечественная война в прозе 50—80-х годов Константин Дмитриевич Воробьев. Слово о писателе. «Уби ты под Москвой» (отрывок). Автобиографическая основа повес ти. Жизненная достоверность в изображении военных событий.

Герои повести Алексей Ястребов и капитан Рюмин.

Знать: об истоках изображения войны в литературе военных лет; о произведениях разных жанров по данной теме; о постановке острых нравственных и социальных проблем (проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне); общую характеристику литературного процесса конца 50-80 - х годов; о влиянии «оттепели» 60-х гг. на развитие литературы; о литературно-художественных журналах, их месте в общественном сознании; о  «лагерной» теме; «деревенской» прозе; об обращении к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Уметь: конспектировать лекцию учителя.

Конспектирование.

14.03

75

В.Л.Кондратьев «Сашка». Гуманизм русского воина

1

Комбинированный урок.

Вячеслав Леонидович Кондратьев. Слово о писателе. «Саш ка» (в сокращении). «Сашка» — повесть о войне рядового пе хотинца. Жизненная основа повести. Герои повести Сашка и немецкий солдат; комбат. Авторская позиция в повести.

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе;  основные темы, поднятые в произведении. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания.

Чтение с комментированием.

17.03

76

А.Т.Твардовский. Очерк жизни и творчества. Лирика.

 «Я убит подо Ржевым», «Я знаю никакой моей вины…», «Слово о словах»

1

Комбинированный урок.

Александр Трифонович Твардовский. Очерк жизни и твор чества поэта. Судьба поэта.

Лирика. Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь.

Знать: о жизненном и творческом пути поэта; о значении его творчества и общественной деятельности; об исповедальном характере лирики Твардовского; о   служении народу как ведущем мотиве творчества поэта; о теме памяти; роли некрасовской традиции в творчестве поэта.

Уметь: анализировать поэтический  текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Выразительное чтение отрывков.

19.03

77

Трагические факты истории нашей страны в поэме «За далью даль»

1

Комбинированный урок.

Поэмы. «За далью — даль» (главы), (в сокращении). Философское и трагическое осмысление событий прошлого.

Знать: размышления автора о настоящем и будущем России; чувство сопричастности к истории страны, утверждение нравственных ценностей. Уметь:  воспринимать и анализировать поэтический текст; выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах.

Подготовиться по дополнительным материалам.

21.03

78

«По праву памяти». Поэма-исповедь, поэма-завещание.

1

Комбинированный урок.

Поэма «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэ ма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти.

Знать: тем раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия, «сыновней ответственности»; волнение автора за судьбы конкретных людей. Уметь:  самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения.

Сочинение-миниатюра.

24.03

79

Б.Л.Пастернак. Судьба поэта. Лирика.

(«Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Метель», «Баллада», «Годами когда-нибудь в зале концертной…», «Во всем мне хочется дойти». Стихотворения Юрия Живаго («Гамлет», «Зимняя ночь»)

1

Комбинированный урок.

Борис Леонидович Пастернак. Судьба поэта. Лирика.

Тема назначения поэта и поэзии в лирике Пастернака. Фи лософская насыщенность лирики. Стремление постичь мир, удивление перед чудом бытия. Произведение «Доктор Живаго».

Знать: о биографии поэта, о разнообразии его дарований; о его раннем творчестве, о поэтической эволюции Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова, о философской глубине лирики Пастернака, теме человека и природы, сложности настроения лирического героя, о соединении патетической интонации и разговорного язык; о теме поэта и поэзии (искусстве и ответственности, поэзии и действительности, судьбе художника и его роковой обреченности на страдания).

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Анализ одного стихотворения.

02.04

80

Н.А.Заболоцкий. Тема искусства, красоты в лирике Заболоцкого.

(«Ночной сад», «Портрет», «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана», «Гроза идет», «Ласточка»)

1

Комбинированный урок.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Художественное своеобразие лирики Н. А. Заболоцкого. Мотивы натурфилософской поэзии в лирике поэта. Тема искус ства, красоты в лирике Н. А. Заболоцкого.

Знать: биографические сведения о писателе; значение его произведений.  Уметь: выступать перед аудиторией, вызывать интерес слушателей; выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести.

 

Реферат.

04.04

81

Тема деревни в русской  литературе 50-80-х годов.      (5 ч.)

Ф.А.Абрамов.  Жизнь тыла в годы войны по роману «Две зимы и три лета».

1

Урок ознакомления с новым материалом

Федор Александрович Абрамов. Биография писателя. Ро ман «Две зимы и три лета» (главы). Судьба северной русской деревни в годы войны и послевоенные годы. Семья Пряслиных. Михаил и Лиза как представители молодого поколения, возму жавшего в годы войны.

Знать: обзорно о жизни и творчестве писателя; о жанровых особенностях и идейном содержании повести; об истории создания повести; о биографических моментах в сюжете произведения.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности

Конспектирование.

07.04

82

В.П.Астафьева.  Философский смысл изображения природы в повести «Царь –рыба»

1

Комбинированный урок.

Виктор Петрович Астафьев. Биография писателя. Повесть «Царь-рыба» (фрагмент). Философский смысл изображения природы. Нравственный облик людей, связанных с ней. Разоблачение  браконьеров. Психологизм в обрисовке персонажей. Жанровое  своеобразие повести.

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; нравственные идеалы писателя; философский смысл цикла «Царь - рыба»; взаимоотношение человека и природы по повести.  Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы; найти ответа к главному вопросу: «Так что же я ищу, отчего мучаюсь, почему, зачем?».

Индивидуальный опрос.

09.04

83

Урок – исследование. В.Г. Распутина.  «Прощание с Матерой». Проблема гражданской ответственности.

1

Комбинированный урок.

Валентин Григорьевич Распутин. Биография писателя, Повесть  «Прощание с Матерой»  (в сокращении). Проблема гражданской ответственности. Изображение расчеловечивания человека, преступившего законы народной нравственности. Особая роль женского образа как хранительницы народного морально-этического начала. Приемы внутреннего монолога и авторского повествования о внутреннем состоянии героя.

Знать: о проблематике повести и ее связи с традицией классической русской прозы; о теме памяти и преемственности поколений; об образах стариков в повести; о проблеме утраты душевной связи человека со своими корнями; о символических образах в повести.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Тестирование.

11.04

84

В.М.Шукшин. «Ванька Тепляшин». Главные герои произведения.

1

Комбинированный урок.

Василий  Макарович   Шукшин.   Биография   писателя. Своеобразие прозы Шукшина. Жизненная достоверность персонажей. Ванька Тепляшин, основной принцип его жизни. Образ матери. Конфликт героя с бездушным  вахтером. Авторская позиция в оценке героев.

Знать: о «деревенской прозе»; о творчестве В.М.Шукшина; об изображении народного характера и картин народной жизни в рассказах; о диалогах в шукшинской прозе; об особенностях повествовательной манеры Шукшина.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; сопоставлять художественные тексты.

Сочинение-миниатюра

14.04

85

Развитие речи.

Реферат о творчестве писателей 50-80 г.

1

Комбинированный урок.

 

Поиск нужной информации в источниках различного типа; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации.

Реферат.

16.04

86

Лирика 60-80-годов. (4 ч.)

Н. М.Рубцов. Биография поэта.

(«Журавли», «Душа хранит», «Посвящение другу», «Во время грозы»)

1

Комбинированный урок.

Николай Михайлович Рубцов. Биография поэта. Лирика. Состояние души лирического героя. Тема любви, молодости.  Связь «тихой лирики» с литературной традицией.

Знать: о своеобразии художественного мира Рубцова; о мире русской деревни и картинах родной природы в изображении поэта; о переживании утраты старинной жизни, тревоге за настоящее и будущее России; о есенинских традициях в лирике Рубцова.

Уметь:  осветить роль его лирики в истории русской поэзии 20 века определить проблематику; анализировать поэтический текст.

Пересказ близко к тексту.

18.04

87

Е. А. Евтушенко.

(«Свадьбы», «Со мною вот  что происходит», «Идут белые снеги…»)

1

Комбинированный урок.

Евгений Александрович  Евтушенко.  Биография поэта.  Об особенностях поэтического мастерства Е.Евтушенко.

Знать: обзорно о жизни и творчестве Е. А. Евтушенко; об особенностях творческого метода поэта; о народности его творчества.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Выполнить задания к тексту.

21.04

88

А. А. Вознесенский о нравственном здоровье человека.

(Чтение и анализ стихов «Гойя», «Тишины», «Сага»)

1

Комбинированный урок.

Андрей Андреевич Вознесенский. Биография поэта. Лирика.

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы; выразительно читать стихотворения.

Выполнить задания к тексту.

23.04

89

Б.А. Ахмадуллина. Художественное мастерство поэтессы.

(«Влечёт меня старинный слог…», «По улице моей который год…», «Свеча», «Четверть века, Марина, тому …», «Мы начали вместе: рабочие, я и зима…», «Это я», «Я думаю, как я была глупа…»)

1

Комбинированный урок.

Белла Ахатовна Ахмадулина. Биография поэта. Лирика.  Продолжение тем «женской поэзии» серебряного века. Подготовке материала по биографии и творчеству Б.А. Ахмадуллиной. Продолжение тем «женской поэзии» серебряного века.

Знать: содержание поэзии Б.А. Ахмадуллиной; о своеобразии художественного мира Б.А.Ахмадуллиной. Рубцова

Уметь: анализировать поэтические тексты; сравнивать поэтические тексты разных авторов.

Выразительное чтение стихотворений.

25.04

90

Семинар.  Авторская песня. (2 ч.)

 Развитие речи.

 Рефераты по творчеству поэтов «авторской песни». Булат Шалвович Окуджава.

( «Полночный троллейбус», «Тьмою всё здесь занавешено», «Дорожная песня»)

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Булат Шалвович Окуджава. Биография поэта. Песни поэтов. Помочь учащимся сформулировать свои мысли при выступлении по творчеству авторов – бардов. Дать понятие о жанре «авторской пес ни». Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии  Окуджавы.

Знать: об особенностях «бардовской» поэзии 60-х годов; об Арбате как художественной Вселенной, о воплощении жизни обычных людей в поэзии Окуджавы; об обращении к романтической традиции; о жанровом своеобразии песен Окуджавы.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Реферат на тему  «Бардовская» поэзия 60-х годов»

28.04

91

  Урок –кино.

Владимир Семёнович Высоцкий. Жизнь и творчество поэта.

(«Песня о звёздах», «Здесь лапы у елей дрожат на ветру…», «Конец «Охоты на волков», или Охота с вертолётов»)

1

Комбинированный урок.

Владимир Семенович Высоцкий. Биография поэта.  Лирический герой поэзии В. Высоцкого.  Исповедальный пафос лирики

В. Высоцкого

Знать:  важнейшие биографические сведения о писателе; о содержание поэзии В. Высоцкого; о его «бунтарном» творчестве. Уметь:  выразительно читать стихи, в том числе выученные наизусть; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными стихотворениями; участвовать  в диалоге по прочитанным произведениям.

Тестирование.

30.04

92

93

Драматургия  70-80-х годов.    (2 ч.)

А.В.Вампилов. Композиция пьесы. «Утиная охота».

 Традиции чеховского театра в творчестве Вампилова.

1

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Драматургия 70—80-х годов.   Александр Валентинович Вампилов. Биография драматурга. Драма «Утиная охота» ( в сокращении). Общий обзор с чтением и разбором отдельных сцен. Тема провинциального быта в драме, осуждения пошлости, обывательского сознания.   Противоречивость характера Зилова. Контраст как основной прием построения характера героя. Споры вокруг драмы образа Зилова. Авторская позиция в оценке героя драмы.

Знать: о проблематике, основном конфликте и системе образов в пьесе; о своеобразии ее композиции; об образе Зилова как художественном открытии драматурга; о психологической раздвоенности  характера героя, смысле финала пьесы.

Уметь: анализировать драматургический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Конспектирование.

02.05

05.05

94

Лагерная тема в русской литературе 60-80–х годов.   (3 ч. ) А.И.Солженицын. Краткий очерк жизни и творчества. «Один день Ивана Денисовича». Отражение лагерной жизни и системы в рассказе.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Лагерная тема в русской литературе 60—80-х годов

Александр Исаевич Солженицын. Краткий очерк и творчества. Судьба писателя и его произведений. История создания рассказа.  Биографические мотивы в рассказе.  Жизненная достоверность в изображении лагеря и персонажей рассказа. Образы Ивана Денисовича и других героев рассказа. Стиль и язык произведения. Авторская позиция в рассказе.

Знать: о значении фигуры Солженицына в литературе и развитии общественной мысли страны; о его произведениях; о  публицистичности, обращенности рассказа к читателю; о своеобразии раскрытия “лагерной” темы в повести, проблеме русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Анализ прозаического произведения.

07.05

95

Урок-кино.

А.И.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ».

1

Комбинированный урок.

Продолжение лагерной темы в творчестве Солженицына. Использование писем бывших лагерников.  «Архипелаг ГУЛАГ» - «окаменелая наша слеза», реквием русской Голгофе.

Знать: о роли творчества Солженицына; об истории создания произведения; о его месте в литературе того времени и сегодня. Уметь: анализировать художественный текст; сформулировать тему, идею, проблематику;  давать характеристику героям; выявлять авторскую позицию.

Индивидуальный опрос.

12.05

96

В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество Шаламова.

(«Колымские рассказы», «Ожерелье княгини Гагариной,  «Сентенция».)

1

Комбинированный урок.

Варлам Тихонович Шаламов. Краткий очерк жизни и творчества. Судьба писателя. Автобиографическая основа рассказов. Жизненная досто верность в изображении сталинских лагерей и мучеников, «не ставших героями».

Знать: обзорно о жизни и творчестве писателя; о жанровых особенностях и идейном содержании рассказов; об истории создания книги “Колымских рассказов”; о своеобразии раскрытия “лагерной” темы; о характере повествования.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Выполнить задания по учебнику.

14.05

97

«Городская» проза в русской литературе 70-80-х годов.      (1 ч.)

Ю.В. Трифонов.

«Обмен»

1

Урок ознакомления с новым материалом.

«Городская» проза в русской литературе 70—80-х годов.

Юрий Валентинович Трифонов. Биография писателя. По весть «Обмен» (отрывок). Ситуация обмена и ее бытовое и соци ально-психологическое значение в повести. Семья Дмитриевых. Столкновение духовных и материальных ценностей.

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; сведения о городской прозе в русской литературе; показать ситуацию обмена и её бытовое и социально – психологическое значение в повести; актуальность проблем, поднятых в произведении. Уметь:  анализировать произведение в единстве содержания и формы; раскрывать проблематику «Обмена».

 Сочинение-миниатюра.

16.05

98

Русская литература 90-х годов.

(1 ч.)

И.А.Бродский.   Биография поэта. Лирика.

(«Пророчество», «И при слове «грядущее» из русского языка….»,  «Я входил вместо дикого зверя в клетку…».)

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Иосиф Александрович Бродский. Биография поэта. Ли рика.  Судьба поэта-лауреата нобелевской премии.

Знать: о своеобразии поэтического мышления и языка Бродского; о необычной трактовке традиционных тем русской и мировой поэзии; о неприятии абсурдного мира и теме одиночества человека в “заселенном пространстве”.

Тестирование.

19.05

Зарубежной литературы.  (3 ч.)  + обобщающее повторение. (1ч.)

99

Эрих Мария Ремарк. Биография писателя. «На Западном фронте без перемен». Судьба героя.

1

Комбинированный урок.

Эрих Мария Ремарк. Биография писателя. Роль двух ми ровых войн в судьбе Ремарка; фашизм, творчество в условиях эмиграции. «На Западном фронте без перемен» (общий обзор с чтением и разбором отдельных глав). Тема «потерянного по коления». Растерянность героя перед лицом жестокой судьбы. Формирование «ремарковского героя».

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно- выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизоды.

Индивидуальный опрос.

21.05

100

Антуан де Сент – Экзюпери.

«Маленький принц».  Образы и символы в сказке.

1

Комбинированный урок.

Антуан де Сент-Экзюпери. Биография писателя. «Маленький принц».  Общий обзор с чтением и разбором отдельных глав.

Профессия летчика и профессия писателя. Время создания. Жанр философской сказки. Смысл путешествия Маленького принца по планете. Роль аллегории в сказке. Трактовка образа Маленького принца.

Знать: сведения о жизни писателя, его произведения, значение творчества писателя в литературе и развитии общественной мысли  страны.

Уметь: определять  традицион ные сказочные  элементы;  философскую проблематику сказки (любовь, добро, зло, оди ночество, смысл земного существования, душа и др.); анализировать прозаические произведения.

Пересказ близко к тексту.

23.05

101

Эрнест Хемингуэй. «Старик и море». Обобщение пройденного курса.

1

Комбинированный урок.

'Эрнест Миллер Хемингуэй. Биография писателя. Роль пи сателя в литературе XX века. Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ Сантьяго. Единение человека и при роды. Сила духа героя повести.

Знать: обзорно о жизни и творчестве писателя; о проблематике повести, раздумьях писателя о человеке, его жизненном пути; об образе рыбака Сантьяго; о роли художественной детали и реалистической символики в повести; о своеобразии стиля Хемингуэя.

Уметь: конспектировать лекцию учителя; составлять монологическое высказывание по определенной теме; аналитически читать текст.

Выполнить задания по учебнику.

24.05

102

Обобщающий урок.

1

Урок закрепления изученного.

Обобщающее повторение.

Знать: о творчестве  русских поэтов и писателей  ХХ века.

Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме.

Тест.

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русской литературе для 5, 7,8,9 классов

Программа составлена с учетом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным языком обучения, их читательского опыта, приобретенного в процессе изучения родной литературы....

рабочая программа по русской литературе для 5 класса. по учебнику Ахметзяновой

Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику Ахметзяновой для школ с нерусским языком обучения....

Рабочая программа по русской литературе в 6 классе.

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы для татарских средних общеобразовател...

Рабочая программа по русской литературе для 8 класса

Эта рабочая программа составлена для учащихся 8 класса, основываясь на программу под редакцией Ахметзянова М.Г....

Рабочая программа по русской литературе для 7 класса

Рабочая программа по русской литературе для 7 класса разработана на основе программ Ахметзянова М.Г., она также включает календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по русской литературе для 5 класса

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по литературе, программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной 2006...

Рабочая программа по русской литературе для 9 класса

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.          ...