Рабочая программа по русской литературе для 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Эта рабочая программа составлена для учащихся 8 класса, основываясь на программу под редакцией Ахметзянова М.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature._8_klass._gotovaya.docx | 83.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
руководитель ШМО заместитель директора по УВР директор
гуманитарного цикла МБОУ «СОШ с. Какре-Елга» МБОУ «СОШ с. Какре-Елга»
_________ И.С. Сабирова ____________ Р.Н. Зиганшин ____________ Д.З. Мухитов
Протокол № ______ от Приказ №______от
«___ »____________2012 г «___ »___________2012 г «___ »____________2012 г
Рабочая программа
по русской литературе
для 8 класса
учителя русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Салиховой Раушании Музагитовны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___________от
«_____»_____________2012 год
2012-2013 учебный год
Учебно-тематическое планирование
по русской литературе
Класс 8
Учитель Салихова Раушания Музагитовна
Количество часов:
всего 70 часов; в неделю 2часа
плановых контрольных уроков 2
развития речи 5
внеклассного чтения 9
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Программа: «Русская литература 5 – 11 классы. Программа средней школы под редакцией М.Г. Ахметзянова».Издательство «Магариф», Казань, 2009 год.
Учебник: «Литература», 8 класс. М.Г. Ахметзянов, Т.В. Воронцова, в двух частях, 3-е издание, Казань, «Магариф», 2007год.
Учебная и методическая литература
1. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2008.
2. Золотарева И. В. и др. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2003.
3. Тимофеев Л. И. и др. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 1985.
4. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 8 классе (урок за уроком) -М.: «Русское слово», 2004.
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией доктора педагогических наук М.Г. Ахметзянова. Авторы учебника: М.Г. Ахметзянов, Т.В. Воронцова, в двух частях, 3-е издание, К. «Магариф», 2007год. Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями;
владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров);
определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды;
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.
Задачи предмета:
познакомить учащихся татарских школ с образцами русской и мировой художественной литературы, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать интерес к русской литературе и культуре вообще, вызвать потребность в чтении художественных произведений на русском языке, научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
Общими показателями достижения цели литературного образования являются:
складывающиеся читательские интересы;
качество речевых навыков и умений, формируемых в процессе изучения литературы;
начитанность учащихся в области художественной литературы.
Содержание программы.
Введение. Художественная литература и действительность(1 час)
Русская литература XIX века.
А.С.Пушкин. Пушкин и декабристы. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»,«Арион», «Анчар». «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Формирование личности в повести. Проблема чести и долга в повести.
«История пугачевского бунта» (отрывки)
«Станционный смотритель». Тема «маленького человека» в повести. Образ повествователя в повести
М.Ю.Лермонтов. «Люблю я цепи синих гор…», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!...», «Три пальмы». Взаимоотношения человека и природы в поэзии Лермонтова.
«Мцыри». Идейное содержание поэмы.Художественное своеобразие поэмы
Н.В.Гоголь. Биографический очерк.
Комедия «Ревизор».Разоблачение социальных и нравственных пороков чиновников царской России в комедии «Ревизор».Речевая характеристика героев комедии «Ревизор».Хлестаков и «хлестаковщина»
И.С.Тургенев. Биография писателя. Народ как носитель лучших черт национального характера в рассказе «Певцы»
Изображение русской действительности в рассказе «Бурмистр»
Ф.И.Тютчев. «Я встретил вас – и все былое…»
А.А.Фет «На заре ты ее не буди…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…»
А.К.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…», «Не ветер, вея с высоты…»
Чистота нравственного чувства и красоты родной природы.
Н.А.Некрасов. Биография поэта. Поэма «Мороз, Красный нос». Изображение крестьянской жизни в поэме. Поэтический образ русской женщины в поэме «Мороз, Красный нос»
«Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «Замолкни, Муза мести и печали!..», «Вчерашний день, часу в шестом… ». Печальная доля русской крестьянки в лирике Н.А.Некрасова.
Н.С.Лесков. Биография писателя. «Тупейный художник». Воспевание творческого труда народа в рассказе.
Л.Н.Толстой. «После бала». Автор и рассказчик в рассказе «После бала»
Урок внеклассного чтения. Л.Толстой. «Юность»
А.П.Чехов. Биография писателя. «Человек в футляре». Изображение духовного оскудения человека в рассказе.
Беликовщина как явление времени
«Крыжовник», «О любви». Сохранение в человеке человека.
Русская литература XX века.
И.А.Бунин. Биография писателя. Рассказ «Темные аллеи»
А.И.Куприн «Куст сирени». Согласие и взаимопонимание как основа любви и счастья в семье в рассказе.
М.Горький. Изображение «свинцовых мерзостей жизни» в повести «Мои университеты».
Урок внеклассного чтения. Мечта М.Горького о светлой жизни в рассказе «Сказки об Италии»
В.В.Маяковский. Биография поэта. «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический смысл стихотворений поэта.
Обличение бюрократизма в сатирическом стихотворении В.Маяковского «Прозаседавшиеся».
М.Цветаева. Биография поэта. «Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью рябина зажглась…», «Тоска по Родине! Давно…».
О.Мандельштам. Биография поэта. «Раковина», «Автопортрет», «Мы живем, под собою не чуя страны…».
К.Г.Паустовский. Слово о писателе. «Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе.
Урок внеклассного чтения по рассказам К.Г.Паустовского
А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин».
Стихотворения о Великой Отечественной войны
А.А.Сурков. «Песня смелых», «Бьется в тесной печурке огонь…».
К.М.Симонов. «ты помнишь, Алеша, дороги смоленщины…», «Жди меня…»
А.А.Платонов. «Возвращение». Война и семья – основная тема рассказа А.Платонова.
А.Ахматова. Биография поэта. «Я живу, как кукушка в часах…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «» Мне ни к чему одичесие рати…», «Читатель», «Мужество». Патриотическая направленность лирики поэта.
А.И.Солженицын Биография писателя. Рассказ «Матренин двор».Образ Матрены как воплощение деятельного добра.
В.Астафьев. Биография писателя. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».
Н.Рубцов. Слово о поэте. «Привет, Россия…», «Русский огонек», «Поэзия». Любовь к людям, к родной природе.
Чингиз Айтматов. Биография писателя Повесть «Белый пароход» Осуждение жестокости и бездуховности.
Зарубежная литература
Жюль Верн. «Таинственный остров»
Артур Конан-Дойл. Рассказ «Пестрая лента»
Произведения для заучивания наизусть в 8 классе:
А.С. Пушкин «К Чаадаеву»
М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (отрывок)
Ф.И. Тютчев «Я встретил Вас…»
А.А. Фет «Сияла ночь. Луной был полон сад…»
А.К. Толстой «Средь шумного бала…»
М.И. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…»
В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
О.Э. Мандельштам «Мы живем, под собой не чуя страны…»
А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь…»
А.А. Ахматова «Мне голос был. Он звал утешно…»
Н.М. Рубцов «Привет, Россия…»
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | ||||
план | факт | |||||||||||
1 | Введение. Художественная литература и действительность. | 1 | Комбиниро-ванный | Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя | Фронтальный опрос | Получить более глубокое понимание о литературе как одном из видов искусства | Ответить на вопросы: какую роль играет в вашей жизни книга? Зачем человеку в трудную минуту хочется обратиться к книге? Написать небольшое сочинение «Книга в моей жизни» | |||||
Русская литература XIX века | ||||||||||||
2 | Вольнолюбивые мотивы в лирике А.С. Пушкина. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Анчар» | 1 | Изучение нового материала | Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа | Индивидуальный, ответы на вопросы | Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина | Выучить стихотворение «К Чаадаеву»
| |||||
3 | А.С. Пушкин в Казани. «Капитанская дочка». Историческая основа повести, Композиция. Жанр. | 1 | Изучение нового материала | Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа | Индивидуальный, ответы на вопросы | Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина | Перечитать 1-2 главы. Сообщения по подгруппам: 1)любовная истории Гринёва и Маши; 2)Пугачёв и пугачёвское восстание; 3)Этапы духовного созревания Петра Гринёва; 4)Проблема чести и долга в повести «Капитанская дочка» | |||||
4 | Формирование личности П. Гринева. «Я рос недорослем» | 1 | Комбинированный | Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ | Индивидуальный, ответы на вопросы | Умение пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы | Прочитать гл. 3-4, кратко рассказать о жизни Гринёва до знакомства с Пугачёвым. Какое значение для него имела жизнь в Белогорской крепости? | |||||
5 | Гринев и Швабрин. Проблемы чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительная характеристика. | 1 | Комбинированный | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа | Групповая, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы | Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы | Прочитать главы 8-12, найти в произведении все главы, в которых появляется Пугачёв, сравните образ героя в каждом из них. | |||||
6 | Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини. | 1 | Комбиниро-ванный | Работа над образом героини, аналитическая беседа, выводы | Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся | Обобщение и систематизация полученных знаний | Прочитать повесть до конца, ответить на вопросы. | |||||
7 | «История пугачевского бунта» (отрывки) | 1 | Практикум | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа | оценка выполненного задания, ответов на вопросы, творческой работы | Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы | Прочитать «Станционный смотритель», ответить на вопросы. | |||||
8 | Изображение «Маленького человека» в повести «Станционный смотритель» | 1 | Комбиниро-ванный | Выступления учащихся, работа по содержанию повести, творческая работа | Оценка ответов учащихся на уроке | Умение определять тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения | Написать развернутый ответ «Мое отношение к поступку Дуни» | |||||
9 | Повесть как жанр литературы. Кинофильм «Капитанская дочка» | 1 | Подготовиться к внеклассному чтению К.Г. Паустовский «Михайловские рощи» | |||||||||
10 | Вн.чт. К.Г. Паустовский «Михайловские рощи» | 1 | Внеклассное чтение | Беседа по содержанию, пересказ эпизодов | Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов | Умение самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы. | Прочитать «Петербургские повести» Н.В. Гоголя | |||||
11 | М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта. | 1 | Комбинированный | Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ стихотворения «Кавказ», выразительное чтение стихотворений | Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать | Совершенствование умения анализировать стихотворения | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Кавказ», выписать в тетрадь из стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения | |||||
12 | М.Ю. Лермонтова. Поэма «Мцыри». История создания, особенности композиции поэмы. | 1 | Комбинированный | Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа. | Оценка ответов учащихся | Совершенствование умения анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения | Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника | |||||
13 | Идейное содержание поэмы «Мцыри» Образ Мцыри в поэме. | 1 | Комбинированный | Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа. | Оценка ответов учащихся | Совершенствование умения анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения | Выучить отрывок «Бой с барсом» | |||||
14 | Р.Р. Устное сочинение по поэме «Мцыри». «Чем меня привлекает образ Мцыри». | 1 | Развитие речи | Сбор материала к сочинению, его систематизация. | сочинение | Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру | Подготовить сообщения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя. Написать сочинение на одну из предложенных тем. | |||||
15 | Н.В. Гоголь - писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор». | 1 | Изучение нового материала | Запись основных положений лекционного материала. Словарная работа | Выборочная проверка записей, сделанных учеником | Формирование умения отбирать лекционный материал, составлять тезисы | Прочитать 1-е действие комедии и статью на с. 243-245. Как эта статья помогает понять события, происходящие в комедии? Устно ответить на вопросы на с. 181. Что является завязкой комедии? Какие причины для страха имеет каждый чиновник? | |||||
16 | Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии «Ревизор» | 1 | Комбинированный | Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий. | Оценка ответов учащихся в ходе урока | Формирование умения анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности. | Действие 2-3. устно ответить на вопросы, данные в конце каждого действия. Выпишите в тетрадь ремарки, определяющие поведенческую линию городничего и Хлестакова по диалогу. Добродушны ли «жулики» из «Ревизора»? | |||||
17 | Мастерство Н. В. Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина. | 1 | Комбинированный | Работа над 4-м действием комедии | Оценка ответов во время работы с текстом | Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста | Прочитать 5-е действие, подумать над вопросами, предложенными в учебнике. Подготовить на выбор устную характеристику городничего или Хлестакова. | |||||
18 | Р.Р. Практическая работа по комедии «Ревизор». Устная характеристика городничего или Хлестакова. | 1 | Контрольный | Ответы на предложенные вопросы и задания | Уровень выполнения практической работы | Умение обобщать, систематизировать и применять полученные знания. | Подготовить сообщение о жизни и творчестве И.С. Тургенева. вспомнить ранее изученные произведения писателя, составить устный рассказ о них. | |||||
19 | Особенности драматургического произведения. Подготовка к домашнему сочинению «Хлестаков - типичный герой николаевской России» | 1 | Развитие речи | Беседа по содержанию, пересказ эпизодов | Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов | Знать содержание комедии, уметь давать характеристику на главного героя – Хлестакова. | Написать сочинение | |||||
20 | Тема «маленького человека» в повести «Шинель» | 1 | Изучение нового материала | Ответы на предложенные вопросы и задания | Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов | Знать содержание повести, раскрыть образ «Маленького человека» | Подготовиться к внеклассному чтению Прочитать «Петербургские повести» Н.В. Гоголя | |||||
21 | Вн. чт. Н.В. Гоголь. «Петербургские повести». | 1 | Внеклассное чтение. | Беседа по содержанию, пересказ эпизодов | Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов | Умение самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы. | Прочитать рассказ И.С. Тургенева «Живые мощи». | |||||
22 | И.С. Тургенев. Судьба и личность писателя. Вера писателя в духовные силы человека в рассказе «Певцы» | 1 | Изучение нового материала | Выступление учащихся, запись основных положений лекции учителя | Индивидуальный | Подготовка к восприятию повести «Певцы» .Умение самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы | Прочитать рассказ «Певцы». Какое впечатление он оставил у вас? Какова тема повествования? | |||||
23 | Вн.чт. И.С. Тургенев. «Живые мощи» | 1 | Внеклассное чтение | Беседа по содержанию, пересказ эпизодов | Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов | Прочитать «Сказки об Италии» М. Горького | ||||||
24 | Поэзия родной природы (стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А.К. Толстого) | 1 | Комбинированный | Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ | Оценка выразительного чтения наизусть | Умение анализировать лирический текст | Подготовить небольшое устное сочинение «Что я помню из произведений Некрасова?» | |||||
25 | Н.А. Некрасов. Изображение крестьянской жизни в поэме «Мороз. Красный нос» | 1 | Изучение нового материала | Беседа по содержанию, пересказ эпизодов | Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов | Знать художественные особенности поэмы, уметь определять тематику произведения. | Прочитать поэму « Мороз, Красный нос» | |||||
26 | Поэтический образ русской женщины. | 1 | Комбинированный | Беседа по содержанию, пересказ эпизодов | Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов | Знать содержание произведения уметь воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику произведения. | Подготовить развернутый ответ на вопрос о печальной доле русской крестьянки. Подготовить сообщение о Лескове. | |||||
27 | Н.С. Лесков. Прославление талантливости русского человека в рассказе «Тупейный художник». | 1 | Изучение нового материала | Беседа по содержанию, пересказ эпизодов | Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов | Знать идейный смысл произведения, уметь характеризовать идейное содержание произведения, выполнять художественный пересказ рассказов. | Подготовиться к написанию изложения | |||||
28 | Р.Р. Краткое изложение «Побег» | 1 | Развитие речи, контрольный | Индивидуальная | Изложение | Знать содержание произведения, уметь кратко изложить содержание произведения. | Дописать изложение. Подготовить сообщение о Л.Н. Толстом. | |||||
29 | Л.Н. Толстой. «После бала». Жизненные источники произведения. | 1 | Изучение нового материала | Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ, слушание рассказа | Оценка ответов во время беседы | Углубление литературных знаний, умение анализировать произведение | Написать небольшое сочинение-размышление «Что нового я открыл из жизни великого писателя?» перечитать рассказ «После бала», обратить внимание на выразительные средства, использованные автором. | |||||
30 | Прием контраста в рассказе «После бала». | 1 | Комбинированный | Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест | Ответы во время беседы, тест | Умение работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы. | Подготовиться к написанию отзыва. Ответы на вопросы. | |||||
31 | Р.Р. Отзыв о прочитанной книге. | 1 | Развитие речи | Индивидуальная, групповая | Знать содержание произведений, уметь писать отзыв о прочитанной книге | Подготовить сообщение о Чехове. Прочитать рассказ «Человек в футляре» | ||||||
32 | А.П. Чехов. Изображение духовного оскудения личности в рассказе «Человек в футляре» | 1 | Изучение нового материала | Запись основных положений лекции, работа с учебником | Ответы во время беседы, тест | Знать сведения из биографии Чехова, уметь анализировать содержание. | Дочитать до конца рассказ. Подготовить сообщение на тему: «Беликовщина как явление времени» | |||||
33 | Образ Беликова -«Человека в футляре». Беликовщина как явление времени. | 1 | Комбинированный | Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа. | Ответы во время беседы, тест | Знать содержание произведения, уметь анализировать работа с художественный текст, |текстом характеризовать стилистические особенности и идейное содержание текста. | Подготовить сообщение о И.А. Бунине. Прочитать рассказ «Темные аллеи» определить его тему Ответить на вопрос: «Какие чувства вызвали у вас поступки героев?» | |||||
34 | Контрольная работа по творчеству М.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.С.Лескова, Л.Толстого, А.Чехова | 1 | Урок контроля | Индивидуальная | Тест | Знать содержание произведения | Подготовить сообщение о творчестве И. Бунина. Прочитать «Темные аллеи» | |||||
Русская литература XX века | ||||||||||||
35 | И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема любви в рассказе «Темные аллеи» | 1 | Изучение нового материала | Запись основных положений лекции, работа с учебником | Выборочная проверка составленных тезисов | Умение отбирать основной материал из лекции учителя | Подготовить сообщение о Куприне. Прочитать рассказ «Куст сирени» | |||||
36 | А.И. Куприн. Краткий рассказ о писателе. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье в рассказе «Куст сирени» | 1 | Изучение нового материала | Работа в группах, дискуссия | Индивидуальный, групповой | Вызвать интерес к творчеству писателя, выявить нравственные проблемы рассказа. | Прочитать повесть «Мои университеты» А.М. Горького, сравнить его с ранее изученными произведениями на нравственную тему. Подготовить пересказ повести.. | |||||
37 | М. Горький. Слово о писателе. М. Горький в Казани. Автобиографическая основа повести «Мои университеты» | 1 | Изучение нового материала | Запись лекционного материала, работа с учебником, творческая работа | Выборочная проверка тезисов, творческого задания | Умение высказывать свою точку зрения по проблеме | Подготовиться к внеклассному чтению М. Горький. «Мои университеты». | |||||
38 | Вн.чт. М. Горький. «Сказки об Италии». Мечта человека о светлой, счастливой жизни свободного человека. | 1 | Внеклассное чтение | Анализ рассказа | Проверка ответов учащихся во время беседы, анализа текста | Умение анализировать, подтверждать свои ответы текстом. | Прочитать рассказы Паустовского К.Г. «Снег», «Бриз». | |||||
39 | В.В. Маяковский. Слово о поэте Обличение бюрократизма в стихотворении «Прозаседавшиеся» | 1 | Изучение нового материала | Запись лекционного материала, работа с учебником, творческая работа | Оценка ответов во время беседы | Знать основные факты жизни и творческого пути В.В. Маяковского, знать содержание понятия сатира, уметь самостоятельно делать выводы. | Выучить отрывок из стихотворения «Прозаседавшиеся» | |||||
40 | В.В. Маяковский. Гуманистический смысл стихотворений «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | Комбинированный | Индивидуальная, групповая | Оценка ответов во время беседы | Знать содержание поэтического произведения, уметь анализировать художественный текст, характеризовать стилистические особенности и идейное содержание | Подготовить сообщение о Цветаевой | |||||
41 | М.И. Цветаева. Слово о поэте. «Моим стихам настанет свой черед» | 1 | Изучение нового материала | Запись лекционного материала, работа с учебником, творческая работа | Оценка выразительного чтения наизусть | Знать основные факты жизни и творческого пути, знать содержание поэтического произведения, уметь анализировать художественный текст, характеризовать стилистические особенности и идейное содержание | Выучить стихотворение «Моим стихам настанет свой черед» | |||||
42 | Любовь к родине в стихотворении М. Цветаевой «Тоска по Родине! Давно…» | 1 | Комбинированный | Индивидуальная, групповая | Оценка выразительного чтения наизусть | Знать содержание поэтического произведения, уметь анализировать художественный текст, характеризовать стилистические особенности и идейное содержание стихотворений. | Подготовить сообщение о Мандельштаме | |||||
43 | О.Э. Мандельштам. Биография поэта. Лирика. | 1 | Изучение нового материала | Запись лекционного материала, работа с учебником, творческая работа | Оценка выразительного чтения наизусть | Знать основные факты жизни и творческого пути О. Мандельштама, уметь выразительно читать произведения, уметь анализировать художественный текст, характеризовать стилистические особенности и идейное содержание стихотворений. | Прочитать рассказ «Телеграмма» К.Г.Паустовского, сравнить его с ранее изученными произведениями на нравственную тему. Подготовить пересказ рассказа. | |||||
44 | К.Г. Паустовский. Проблема истинной человечности в рассказе «Телеграмма» | 1 | Комбинированный урок | Пересказ, аналитическая беседа, творческая работа | Индивидуальная | Умение выявлять способы характеристики героев автором | Написать сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю» | |||||
45 | Р.Р. Составление плана и пересказ по составленному плану. | 1 | Комбинированный | Пересказ, аналитическая беседа, творческая работа | Индивидуальная | Умение выявлять способы характеристики героев автором | Подготовить сообщение о Твардовском | |||||
46. | Вн.чт. К.Г. Паустовский. «Снег», «Бриз». Единение человека с природой. Красота и гармония в природе. | 1 | Прочитать «Как жаль» Солженицына | |||||||||
47 | А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин». История создания. Композиция поэмы. | 1 | Изучение нового материала | Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника | Коллективный, индивидуальный | Углубление литературных знаний | Прочитать главу «Переправа», подготовить рассказ об истории создания поэмы. | |||||
48 | Поэма «Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. | 1 | Комбинированный | Словарная работа, анализ главы, сопоставительная работа, беседа. | Оценка ответов во время урока | Умение видеть жанровое новаторство автора. Совершенствование умения анализировать | Прочитать главы «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял?», «Смерть и воин» (дополнительно к главам учебника) | |||||
49 | Народно-поэтическая основа, героика и юмор в поэме «Василий Теркин». Характеристика Теркина. | 1 | Комбинированный | Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом | Оценка ответов во время урока. Тест | Совершенствование умения анализировать лирический текст, обобщать, делать выводы | Подготовить (устно) характеристику Василия Тёркина. Выучить наизусть отрывок или главу. Прочитать главу «От автора» | |||||
50 | Стихи поэтов о Великой Отечественной войне. | 1 | Изучение нового материала | Запись лекционного материала, работа с учебником, творческая работа | Оценка выразительного чтения наизусть | Знать поэтов военного времени и и х творчество, знать стихи наизусть, уметь выразительно читать произведения, владеть различными видами пересказа. | Выучить стихотворение | |||||
51 | А. Платонов. Андрей Платонов на войне. «Возвращение». Война и семья в рассказе. | 1 | Изучение нового материала | Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника | Проверка ответов учащихся во время беседы, анализа текста | Уметь выразительно читать произведение, анализировать текст, формулировать тему и идею. | Подготовить сообщение на тему: «Возвращение к человечности, состраданию» | |||||
52 | Возвращение к человечности, состраданию | 1 | Комбинированный | Индивидуальная, групповая | Проверка ответов учащихся во время беседы, анализа текста | Знать содержание произведения. Уметь анализировать, выражать свою точку зрения о прочитанном. | Подготовить сообщение об Ахматовой | |||||
53 | А.А. Ахматова. Патриотизм в лирике. «Мне голос был. Он звал утешно…» | 1 | Изучение нового материала | Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника | Оценка выразительного чтения наизусть | Знать основные факты жизни и творчества, уметь выразительно читать стихи, формулировать тему, идею. | Выучить стихотворение по выбору | |||||
54 | А. И. Солженицын. Биография писателя. «Матренин двор». | 1 | Изучение нового материала | Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника | Оценка ответов во время беседы | Знать основные факты жизни и творчества, уметь выразительно читать произведение, формулировать тему и идею произведения. | Составить сопоставительный анализ образов Матрены и Фаддея | |||||
55 | Сопоставительный анализ образов Матрены и Фаддея. | 1 | Развитие речи | Индивидуальная, групповая | Оценка ответов во время беседы | Знать содержание произведения. Уметь сопоставлять образы, анализировать, выражать свою точку зрения о прочитанном. | Подготовить сообщение на тему: «Не стоит село без праведника». | |||||
56 | Вн.чт. А. Солженицын. «Как жаль» | 1 | Урок внеклассного чтения | Индивидуальная, групповая | Уровень выполнения практической работы | Знать содержание произведения. Уметь сопоставлять образы, анализировать, выражать свою точку зрения о прочитанном. | Прочитать стихотворения Евгения Евтушенко | |||||
57 | Б.Л. Пастернак. Философское осмысление жизни в лирике. | 1 | Изучение нового материала | Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника | Оценка ответов во время беседы | Знать основные факты жизни и творчества Б.Пастернака, уметь анализир. поэтическое произведение. | Подготовить сообщение об Астафьеве. Прочитать рассказ «Фотография, на которой меня нет». | |||||
58 | В.П. Астафьев. Тема детства в творчестве писателя. «Фотография, на которой меня нет». | 1 | Изучение нового материала | Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника | Оценка ответов во время беседы | Знать основные факты жизни и творчества В.Астафьева, содержание рассказа. Уметь воспринимать и анализир. художественное произв-е | Ответы на вопросы | |||||
59 | Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро. | 1 | Изучение нового материала | Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника | Уровень выполнения практической работы | Знать содержание произведения. Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения, владеть различными видами пересказа. | Подготовить сообщение о Рубцове | |||||
60 | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Лирика. О Родине, о родной природе и о себе. | 1 | Изучение нового материала | Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника | Оценка выразительного чтения наизусть | Знать основные факты жизни и творчества Н. Рубцова, уметь выразительно читать произведения, уметь анализировать художественный текст, характеризовать стилистические особенности и идейное содержание стихотворений. | Написать мини-сочинение « Моя родная сторона». Подготовить сообщение об Айтматове. | |||||
61 | Вн.чт. Е.А. Евтушенко. Лирика. | 1 | Внеклассное чтение | Сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, лексическая работа | Оценка выразительного чтения | Уметь выразительно читать произведения, уметь анализировать художественный текст, характеризовать стилистические особенности и идейное содержание стихотворений. | Прочитать новеллу Проспера Мериме «Та- маго» | |||||
62 | Ч. Айтматов. Биография писателя. «Белый пароход». Идея взросления человека. | 1 | Изучение нового материала | Индивидуальная, групповая | Оценка ответов во время беседы | Знать основные факты жизни и творчества Ч.Айтматова. Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения, владеть различными видами пересказа | Дочитать до конца «Белый пароход» | |||||
63 | Легенда о Рогатой матери-оленихе. Ее роль в композиции произведения.. | 1 | Комбинированный | Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа, лексическая работа | Индивидуальный (ответы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения) | Совершенствование литературоведческих знаний и умений | Ответы на вопросы | |||||
64 | Урок-конференция. Доброта и красота души героев в произведениях А.Солженицына, Ч.Айтматова, В.Астафьева. | 1 | Совершенствование ЗУН | Индивидуальная, групповая | Индивидуальный, коллективный. Проверочная работа | Знать содержание произведения, владеть различными видами пересказа | Подготовить сообщение о Ж Верне. Прочитать «Таинственный остров» | |||||
65 | Контрольная работа по творчеству М.Горького, А.Твардовского,А.Платонова, А.Ахматовой, Н.Рубцова, В.Астафьева. Ч.Айтматова. | 1 | Урок контроля | Индивидуальная | ||||||||
Зарубежная литература | ||||||||||||
66 | Жюль Верн -основоположник жанра научно-фантастического романа. «Таинственный остров». | 1 | Изучение нового материала | Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника | Индивидуальный ( ответы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения | Знать основные факты жизни и творчества Ж.Верна. Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения, владеть различными видами пересказа | Прочитать «Тамаго» П. Мериме. Заполнить читательский дневник. | |||||
67 | Вн.чт. Проспер Мериме «Тамаго» | 1 | Комбинированный | Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа | Индивидуальный, коллективный. Проверочная работа | Знать содержание произведения. Уметь владеть различными видами пересказа | Прочитать «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери. | |||||
68 | Артур Конан-Дойль -автор детективных рассказов и повестей. «Пестрая лента». | 1 | Изучение нового материала | Сообщения учеников, беседа по вопросам, пересказ, лексическая работа | Оценка ответов на участие в беседе | Знать основные факты жизни и творчества писателя. Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения, владеть различными видами пересказа | Подготовить сообщение о Шерлоке Холмсе. Составить цитатный план | |||||
69 | Вн.чт. А.Сент-Экзюпери. «Маленький принц» | 1 | Внеклассное чтение | Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника | Оценка ответов во время беседы | Знать содержание произведения. Уметь владеть различными видами пересказа | Подготовиться к защите индивидуальных рефератов. | |||||
70 | Итоговый урок. | 1 | Совершенствование ЗУН | Защита рефератов | Оценка за защиту реферат | Уметь анализировать, обобщать, рассуждать. |
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка устных ответов учащихся.
При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
ОЦЕНКА ЗА СОЧИНЕНИЕ
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Ставится за сочинение: Глубоко и аргументированно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная ошибка, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | Ставится за сочинение: Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 3 орфографические, 3 пунктуационные, 3 грамматические ошибки. |
«3» | Ставится за сочинение: В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 5 орфографических, 5 пунктуационных и 5 грамматических ошибок |
«2» | Ставится за сочинение: Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. | Допускается: 7-8 орфографических, 8 пунктуационных, и 8 грамматических ошибок |
«1» | Ставится за сочинение: Совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумение излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметок «2». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русской литературе. 11 класс.
Рабочая программа для 11 класса татарских школ. По учебнику под ред. М.Г.Ахметзянова....
Рабочая программа по русской литературе, 7 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения....
Рабочая программа по русской литературе, 9 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г.Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения....
Рабочая программа по русской литературе, 10 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским зыком обучения....
Рабочая программа по русской литературе, 11 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения....
Рабочая программа по русской литературе 7 класс, 68 часов
Пояснительная записка...
Рабочая программа по русской литературе, 5 класс (ФГОС)
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение, 2012год. Программа де...