Рабочая программа по русской литературе для 9 класса
рабочая программа (литература, 9 класс) по теме

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

                                                                                                                                                                                                                                                                                     Программа: «Русская литература 5 – 11 классы. Программа средней школы под редакцией М.Г. Ахметзянова».Издательство «Магариф», Казань, 2009 год.

Учебник:  Русская литература: Учебник- хрестоматия для 9 кл. татар. сред. общеобразоват. шк.: В двух частях. Авт.-сост. М. Г. Ахметзянов, М.В.Ведишенкова, Т.В.Воронцова   и др. Казань: Магариф, 2006 г..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch_progr_9_kl_liter.docx102.29 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование по русской литературе в 9 классе

Тема урока

Кол-во ча-сов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

Введение. Общие по-нятия истории рус-ской  литературы. Основные этапы развития русской литературы.

1

Комбини-рованный урок.

Работа со словарём литературоведчес-ких терминов, кон-спект статьи.

Фронтальный опрос

Умение строить связный ответ, работа со статьёй учебника, совер-шенствование  на-выков тезисной записи

2

Древнерусская литература. Патриотизм древнерусской литературы

1

Урок озно-комления с новыми материалами

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Фронтальный, групповой

Знать историч. основу  «Слова», особенности жанра

3

«Слово о полку Игореве» - вели-чайший памятник древнерусской культуры.

1

Комбини-рованный урок.

Беседа, работа с книгой. Дать харак-теристику героям и их поступкам, показать роль пейзажа

Фронтальный, групповой

Уметь давать характеристику героям и их поступкам, формулировать проблематику произведения

4

Композиция, поэти-ческий язык «Слова о полку Игореве». Связь «Слова…» с устной народной по-эзией.

1

Комбини-рованный урок.

Коллективная, индивидуальная.

Выразительное чтение фраг-ментов произ-ведения.

Осмысление по-нятия «собира-тельный образ», выделение изо-бразит.- выразит.  средств

5

Литература XVIII века (обзор). Класси-цизм в русской лите-ратуре  и в искусстве.

1

Урок озно-комления с новыми материалами

Коллективная, индивидуальная.

Самост. заполне-ние таблицы обобщающего характера.

Выделять основ-ные черты классицизма, знать жанровые и художеств.  особенности

6

М.В.Ломоносов. Очерк жизни и твор-чества. «Разговор с Анакреоном».( в сокращении)

1

Комбини-рованный урок.

Коллективная, индивидуальная. Беседа.

Выборочная проверка записей тезисов в тетрадях

Знать биографию Ломоносова.

7

«Ода на день вошес-твия…» - образец классицизма. «Слу-чились два астро-нома в пиру»

1

Комбини-рованный урок.

Анализ стихотворе-ний. Ответы на во-просы. Прославление Родины, природы, на-уки и просвещения. Тема поэта и поэзии. Ломоносов – рефор-матор литературного языка и стиха.

Анализ стихот-ворений.

Знать особен-ности жанра оды, анализировать

стихотворения

8

Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р.Державина. Державин и Казань.

1

Урок озно-комления с новыми материалами

Лекция с элементами беседы. Чтение и анализ стихов. «Властителям и судиям»

Уметь делать сравнительный анализ

Знать новаторство Державина, особенности жанра оды, анализировать

стихотворения

9

Художественное своеобразие поэзии Г.Р.Державина.

1

Урок-беседа.

Анализ стихов «Фе-лица», «Памятник» Сочетание одичес-ких, сатирических начал в поэзии Дер-жавина, расширение её жанровых границ.

Уметь делать сравнительный анализ . Пись-менный анализ стихотворения.

Знать художес-твенное своеобра-зие поэзии Г.Р.Державина.

10

Жизнь и творчество Д.И.Фонвизина. «Не-доросль». Сатиричес-кое изображение не-вежества и безнрав-ственности помещи-ков.

1

Урок озно-комления с новыми материалами

Лекция, беседа, работа с книгой,

Индивидуальный, групповой

Ответы на вопросы.

Уметь давать характеристику героям и их поступкам, формулировать проблематику произведения

11

Проблема воспита-ния истинного граж-данина в комедии «Недоросль»

1

Урок-беседа

Раскрыть характеры героев комедии, тему воспитания в век Просвещения

Работа по тексту с комментиро-ванным чтением

Фронтальный.

Усвоение ос-новной темы, умение передать характер героя через инсцениро-ванное чтение, анализировать , обобщать текст

12

Понятие о сентимен-тализме. Очерк жиз-ни и творчества Н.М.Карамзина

1

Урок озно-комления с новыми материалами

Практическая работа с текстом ,комменти-рованное  чтение

Задание по группам – анализировать эпизоды.

Умение анали-зировать эпизоды прозаического текста, обобщать, делать выводы.

Раскрыть черты  сентиментализма в повести.

13

Изображение прос-тых людей в «Бедной Лизе» Н.М.Карам-зина

1

Урок - беседа

Работа с текстом, ответы на вопросы.

Выборочный пересказ.

Определять идей-ную и эстетичес-кую позицию писателя.

14

Жизнь и творчество А.Н.Радищева «Пу-тешествие из Петер-бурга в Москву» (гл.«Пешки», «Люба-ни»). Гневный про-тест против крепост-ного права.

1

Урок – лек-ция с элемен-тами анали-тической бе-седы

Познакомить уч-ся с историей формирова-ния личности А.Н.Ра-дищева, раскрыть жанровые особен-ности и идейное со-держание «Путешес-твие...» Беседа с классом по проблем-ным вопросам. Осо-бенности жанра повести.

Пересказ и анализ отдельных глав из текста.

Умение анализировать эпизоды прозаического текста, обобщать, делать выводы

15

Р.речи. Подготовка к сочинению «Лите-ратура XVIII века в восприятии совре-менного читателя»

1

Урок развития речи.  

Коллективная, индивидуальная.

Оценка сочинений.

Обобщить и сис-тематизировать изученный мате-риал. Давать лич-ностную оценку произведениям.

16

Золотой век русской литературы.  От классицизма к ро-мантизму и реализ-му. Особенности развития литературы первой половины  XIX века.

 1

Урок – лекция

Рассказ учителя, выступление уч-ся Дать общий обзор литературы 19 в

Ответы на вопросы.

Дать представление об особенностях русского романтизма

17

 В.А.Жуковский –поэт-романтик, переводчик. Жанр баллады.

1

Урок озно-комления с новыми материалами

Словарная работа с понятиями: баллада, элегия, песня, дружеское послание

Выразительное чтение, анализ произведений В.Г.Жуковского

 Комментировать факты биографии поэта, соотносить эмоционально-образные впечат-ления от стихот-ворения с концеп-цией творчества.

18

«Лесной  царь» - творческий перевод баллады И.В.Гете.

1

Комбиниро-ванный урок.

Коллективная, индивидуальная.

Защита литера-турных газет,  конкурс чтецов

Выявлять принад-лежность произв. Стилю того или иного поэта, лите-ратур. направ-ления в целом, выразит. читать лирич. произв.

19-20

Мир нравственных переживаний в сти-хотворениях «Ве-чер», «Море». Ана-лиз  лирического произведения.

2

Семинар

Коллективная, индивидуальная.

Письменная работа (анализ лирического произведения) Понятие о романтизме.

Определять этапы (уровни) струк-турно-комплекс-ного анализа сти-хотворения, уметь выполнять его.

21

Контрольная ра-бота по русской ли-тературе первой по-ловины XIX века

1

Урок контроля.

Проверка знаний учащихся.

22

Реализм в русской литературе. А.С.Гри-боедов: личность и судьба.

1

Изучение нов. матери-ала  

Познакомить уч-ся с деятельностью

А.С. Грибоедова Лекция, беседа, работа с книгой

Составление хро-нологической таблицы, устное изложение прочитанного

Развитие моно-логической речи. Знание текста.

23

Комедия «Горе от ума – картина нра-вов, галерея живых типов и острая сатира.»

1

Комбиниро-ванный урок

Инсценированное чтение по ролям

Словарная работа

Работа над афоризмами ,

Практическая работа с текстом ,комментированное чтение

Заинтересовать учащихся исто-рией создания комедии «Горе от ума» Развивать навыки комменти-рованного чтения

 

24

«Век нынешний» и век «минувший» в комедии А.С. Гри-боедова «Горе от ума»

1

Урок - беседа

Беседа. Анализ драматического произведения. Индивидуальный, групповой

Выразительное чтение монологов

Осмысление жиз-ненных принци-пов дворянского общества начала 19 в..  

Составить характеристи-ку фамусов-ского общества

25

Своеобразие композиции комедии «Горе от ума»

1

Практикум

Коллективная, индивидуальная.

Ответы на вопросы.

Уметь анализиро-вать эпизод худо-жественного про-изведения с учё-том особенностей художественного метода и жанро-вой специфики.

26

Афористичность языка комедии. Об-щественная позиция автора в литератур-ном произведении.  Понятие о литера-турном характере.

1

Семинар

Индивидуальная.

Ответы на вопросы.

Устанавливать при анализе ис-торико – литера-турную преем-ственность, вы-являя традиции и новаторство.

27.

Контрольная работа по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

1

Урок кон- троля

Индивидуальная

Тестирование

Знать содержание комедии.Уметь делать выводы по изученному произведению, аргументировать  свою точку зрения.

28-29

А.С.Пушкин. Личность поэта, его судьба. «На холмах Грузии», «Мадонна», «Я вас любил…», «Я помню чудное мгно-венье…». Любовь как высокая очищающая  сила.

2

Урок - беседа

Лекция, беседа, чтение, анализ

Презентация, фронтальный , индивидуальный опрос

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина. Уметь анализировать стихотворения.

30

 А.С.Пушкин. «Евгений Онегин – первый реалисти-ческий роман  в стихах  в русской литературе.

1

Урок - беседа

Работа со статьей учебника, поиск ключевых слов., составление плана рассказа учителя

Выразительное чтение стихов и комментарии биографического характера, оценка выступлений уч-ся

Знать теоретико-литературные определения, жан-ровые особеннос-ти стихотворного романа, компози-цию «онегинской строфы»

31

 Недюжинность на-туры Онегина. Про-тиворечивость его характера, искания героя. Личные и со-циальные причины трагизма судьбы Онегина.

1

Урок - беседа

 Составления плана «Характеристика Онегина и Ленского»

Оценка художе-ственного чтения, помочь уч-ся по-нять внутренние переживания ге-роев, передать их мысли , объяс-нить поступки

Уметь выделять смысловые части текста, высказывать собственные суждения о прочитанном.  

32.

Татьяна – любимая героиня Пушкина. Чистота души, искренность, сила чувств героини.

1

Урок - практикум

 Беседа, вырази-тельное  чтение, анализ Составление сравнительной характеристики Татьяны и Ольги

Умение цитиро-вать текст, анализ отдельных глав, ответы на вопро-сы

Уметь высказывать собственные суждения о про-читанном, давать сравнительную характеристику

33

 Образ  автора. Философско- нрав-ственные проблемы в романе  (проблемы цели, смысла жизни, счастья, долга ).

1

Урок - беседа

 Семинар

Фронтальный , индивидуальный опрос

Уметь интерпретировать роль стилистических фигур в тексте.

34-35.

Особенности  компо-зиции  романа, лири-ческие отступления. «Онегинская стро-фа». Значение твор-чества Пушкина в ис-тории русской лите-ратуры и литератур других народов.

2

Урок чтения и изучения

 Беседа, вырази-тельное  чтение, анализ

Фронтальный , индивидуальный опрос , тест

Уметь определять жанровые особенности стихотворного романа, композицию «онегинской строфы», анализировать художественный текст

36.

 В.Г.Белинский. «Со-чинения Александра Пушкина». Пушкин и татарская литера-тура. Развитие поня-тия о реализме. По-нятие о литератур-ном типе.

1

Урок чтения и изучения

 Работа с материа-лом учебника. Зна-комство со взгля-дами Белинского и Писарева

Умение работать с критической статьёй, цитиро-вать, составлять тезисы

Уметь  воспринимать критичес-кую статью, ана-лизировать  худо-жественный текст.

37.

Внеклассное чте-ние. А.С.Пушкин. «Цыганы»

1

Урок внекл. чтения

Коллективная, индивидуальная

Анализ произведения по вопросам.

Уметь анализировать текст

38.

 М.Ю.Лермонтов. Трагичность судьбы поэта. Лирика.

1

Урок – лек-ция с элемен-тами анали-тической  бе-седы

Лекция, беседа, чте-ние, анализ. Влияние на творчество Тукая творчество  Лермон-това. Переводы.

Выразительное чтение стихов и комментарии би-ографического характера, оценка выступлений уч-ся

Знать основные  факты жизни и творческого пути Лермонтова

39

 Трагический и  мя-тежный характер ли-рики  Лермонтова. «Смерть поэта», «По-эт», «Как  часто пес-трою толпою окру-жен…», «И скучно, и грустно», «Прощай, немытая Россия…», «Родина».Мотивы одиночества, тоски о свободе. Мысль о высокой обществен-ной роли поэта.  Рит-мическое богатство стихотворений.        

1

Урок-беседа.

 Беседа, вырази-тельное  чтение, анализ стихов

Фронтальный , индивидуальный опрос , самост. анализ стихотв.

Знать основные тропы, уметь находить их в  тексте. Уметь анализировать поэтический текст.

40.

 М.Ю Лермонтов. «Герой нашего вре-мени». Смысл назва-ния романа. Особен-ности  его компози-ции.

1

Урок-беседа.

 Подвести уч-ся к пониманию значения композиции и роли рассказчика в раскрытии идейного замысла романа  М.Ю.Лермонтова

Цитирование, работа с текстом, особенности композиции. Художественный пересказ.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции

41

 Сила и одаренность натуры Печорина, его ум, воля, ясное представление об окружающих. Трагедия Печорина.

1

Урок  практикум.

 Заинтересовать лич-ностью Печорина, дать представление о психологическом портрете героя

Устная и  пись-менная формы  индивидуальной групповой рабо-ты . Комментиро-ванное чтение

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персона-жей, давать срав-нительную харак-теристику.

42.

43.

 Образы Бэлы, Веры, княжны Мери в ро-мане.  Печорин и Грушницкий. Печо-рин и Максим Максимыч.

2

Урок - беседа

 Раскрыть отношения Печорина с Мери, Верой, Бэлой. Раз-вивать умения крити-чески оценивать пос-тупки и слова героев

Фронтальный , индивидуальный опрос , тест. Сравнительная характеристика.

Уметь определять границы эпизода, тем, роль эпизода в раскрытии идеи произведения.

44.

 Нравственные проб-лемы в романе.

В.Г.Белинский о творчестве Лермон-това. Развитие поня-тий о реализме, ро-мантизме, о компози-ции литературного произведения

1

Практикум

 Работа с материа-

лом учебника. Зна-комствосо взгляда-

ми Белинского и Писарева

Фронтальный , индивидуальный опрос

Уметь владеть различными ви-а-ми пересказа,   ви-деть причины кон-фликта главного  героя. Знать об особенностях композиции рома-на: нарушении по-следовательности повествования.

45.

Р.р. Подготовка к  домашнему сочинению по роману М.Ю.Лермонтова

1

Урок развития речи

Коллективная, индивидуальная

Оценка сочинения.

Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблю-дая композицию сочинения

46.

 Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества.  «Мертвые души». Замысел произведения. Анализ первой главы.                  

1

 Изучение нового материала.

Лекция, беседа, чтение, анализ

Фронтальный , индивидуальный опрос , аналитический пересказ

 Знать основные этапы жизни и творчества Гого-ля, историю соз-дания поэмы ком-позиционные осо-бенности, жанровое своеобра-зие.

47.

 Изображение  поместного дворянства в поэме. Образы  Манилова, Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина.

1

Урок - беседа

 Обратить внимание учащихся на особен-ности жанра и ком-позиции, смысла названия поэмы

Комментирован-ное чтение. Сос-тавление опорной схемы по образам помещиков

Уметь находить типичные черты у представителей помещичьей Рос-сии  Знать содер-жание, уметь ха-рактеризовать персонажей поэмы.

48.

 Чичиков и  чичиковщина. Народ и Родина в поэме. Гоголевский «смех сквозь слезы».

1

Урок - практикум

 Характеристика ге-роев, детали в психо-логической обрисов-ке характеров и ситу-аций

Сравнительная характеристика,  чтение фрагментов текста  

Уметь характери-зовать Чичикова 

Знать содержание, уметь характеризовать персона-жей поэмы.

49.

  Н.В.Гоголь. «Вы-бранные места из пе-реписки с друзьями».

1

Урок - беседа

Выделение ключевых моментов, эпизодов, помогающих понять проблематику произведения

Фронтальный , индивидуальный опрос, конспекти-рование

 Знать позицию русских критиков на поэму «Мертвые души»

50.

  Развитие речи. Подготовка к   до-машнему сочине-нию по  поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголя.

1

Урок развития речи

Коллективная, инди-видуальная, обработ-ка умений правильно, логично излагать свои мысли

Составление плана, подбор цитат, сочинение

Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблю-дая композицию сочинения

51.

  Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь. «Портрет»

1

Урок внекл. чтения

Коллективная, индивидуальная

Аналитический пересказ

Уметь анализировать текст

52.

Контрольная рабо-та по творчеству писателей I пол. XIX в.

1

Урок  контроля

Самостоятельная работа

Тестирование

Знать содержание  произв. Уметь делать выводы по изученным произ-ведениям.

53

А.Н.Островский «Свои люди - сочтёмся» (обзор)

1

Изучение нового материала.

Выделение ключевых моментов, эпизодов, помогающих понять проблематику произведения

Фронтальный , индивидуальный опрос

Знать содержание  произв. Уметь делать выводы по изученным произ-ведениям.

54

55

Н.А.Некрасов. Био-графия поэта. Лири-ка: «Перед дождем», «Тройка», «Давно от-вергнутый  то-бою…». Восприятие народных  страданий  как  личной траге-дии.

2

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, чте-ние, анализ стих. «Я сегодня так грустно настроен…»   Моти-вы тоски и неудо-влетворенности со-бой.  Поэтический идеал общественно активной  личности.

Фронтальный , индивидуальный опрос, анализ  стихотв.

Знать биографию Некрасова.

Уметь анализиро-вать поэтический текст

56

  Внеклассное чтение.

Н.А.Некрасов. Стихотворения.

1

Урок внекл. чтения

Коллективная, индивидуальная

Анализ стихотв. с выраз. чтением

Уметь анализировать поэтический текст

57.

  Н.С.Лесков. Биогра-фия писателя. «Ста-рый гений». Сатири-ческое изображение чиновничества.

1

Урок – лек-ция с элемен-тами анали-тической  бе-седы

Коллективная, инди-видуальная. Нрав-ственные проблемы рассказа. Прием соз-дания образов героев в рассказе.

Фронтальный , индивидуальный опрос

Знать биографию Лескова, содержа-ние рассказа. Уметь анализиро-вать  текст

58

59.

Л.Н.Толстой. Биогра-фия писателя. По-весть «Юность». Ду-ховный конфликт ге-роя с окружающей средой и собствен-ными недостатками.

2

Урок – лек-ция с элемен-тами анали-тической  бе-седы

Коллективная, индивидуальная. Ответы на вопросы, анализ.

Сравнительная характеристика,  чтение фрагментов текста  

Знать биографию Л.Н.Толстого, содержание по-вести. Уметь ана-лизировать  текст

60.

Л.Н.Толстой. Возвеличивание людей труда в  повести «Казаки».

1

Урок чтения и обсужде-ния

Коллективная, индивидуальная

Самостоятельный анализ  отдель-ных глав, вопрос-но-ответная фор-ма

Знать содержание повести. Уметь анализировать  текст

61

Развитие речи. Подготовка к   до-машнему сочине-нию «В чем особен-ности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века»

1

Урок развития речи

Коллективная, индивидуальная

Составление плана, подбор цитат, сочинение

Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблю-дая композицию сочинения

62.

    Русская литера-тура   XX века.                          

   И.А.Бунин. Судьба писателя. «Холодная осень» Печальная история любви героев рассказа

1

Урок – лек-ция с элемен-тами анали-тической  бе-седы

Общий обзор лите-ратуры 20 в. Позна-комить уч-ся с худ. особенностями и сво еобразием произв. И.А.Бунина

Выступления уч-ся

Знать биографию И.А.Бунина, содержание рассказа. Уметь анализировать  текст

63.

   И.А.Бунин. Лирика.  «Поэт печальный и суровый…», «Еще холоден и сыр…», «Слово», «У птицы есть гнездо…»

1

Урок - беседа

Представление о психологическом портрете героя

Выразительное чтение стихов и комментарии би-ографического характера, оценка выступлений уч-ся

 Уметь анализировать   поэтический текст

64.

  Внеклассное чтение. И.А.Бунин «Чаша жизни»,  «Сны Чанга».

1

Урок внекл. чтения

Коллективная, индивидуальная

Аналитический пересказ

Уметь анализировать текст

65.

66.

М.Горький. Биогра-фия писателя. «Ма-кар Чудра». Герои рассказа Лойко Зобар и Радда. Художест-венное своеобразие  рассказа, эмоцио-нальность и красоч-ность языка.

2

Изучение нового материала.

Ответы на вопросы, характеристика персонажам.

Фронтальный  опрос, характеристика героев

Знать биографию Горького. Уметь характеризовать героев.

67.

68

А.А.Блок. Судьба по-эта. Лирика. «О, я хо-чу безумно жить..», «Да, так диктует вдохновенье..», «Река раскинулась…», «Ты как  отзвук забытого гимна…» Тема зага-дочной и бесконечно любимой родины.

2

Изучение нового материала

Сравнительный анализ поэтических произведений

Выразительное чтение стихов и комментарии биографического характера, оценка выступлений уч-ся

Знать биографию Блока. Уметь анализировать поэтический текст.

69.

  Внеклассное чте-ние. А.А.Блок. «Ле-ниво и тяжко плы-вут облака…», «Сны»

1

Урок внекл. чтения

Коллективная, индивидуальная

Анализ стихотв. с выраз. чтением

Уметь анализировать текст

70

71

  С.А.Есенин. Судьба    поэта. Лирика. «От-говорила роща золо-тая…»,  «Не жалею, не зову, не плачу…», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голу-быми ставнями…»

2

Изучение нового материала

Урок практикум.

Коллективная, индивидуальная

Выступления, анализ стихотв. с выраз. чтением

Знать биографию Есенина. Уметь анализировать поэтический текст.

72

  Внеклассное чте-ние. С.А.Есенин. «Сыплет черемуха снегом…», «Звез-ды», «Лебедушка»

1

Урок внекл. чтения

Групповая, индивидуальная

анализ стихотв. с выраз. чтением

Уметь анализировать текст

73

74

75

М.А.Булгаков. Био-графия писателя. Ис-тория создания по-вести «Собачье серд-це».

Герои и события в повести. Приём гротеска.

Поэтика Булгакова- сатирика. «Шариков-щина» как социаль-ное и моральное явление.

3

Изучение нового материала

Урок практикум

Умение выделять ключевые моменты, эпизоды, помогаю-щие понять пробле-матику произведения

Анализ  худ. произ -ведения, запись в тет-ради наиболее сущес-твенных моментов при анализе произ-ведения

Аналитический пересказ Работа с текстом, анализ эпизодов. Самостоятельный анализ  отдель-ных глав, вопрос-но-ответная фор-ма

Знать биографию Булгакова. Уметь характеризовать героев. Дать ха-рактеристику героям, детали в психологической обрисовке харак-теров и ситуаций

Углубить навык анализа прозаи-ческого текста.

76.

 Внеклассное чтение. Рассказы М.А.Булгакова. (по выбору уч-ся)

1

Урок внекл. чтения

Коллективная, индивидуальная

Аналитический пересказ

Уметь анализировать текст

Читать произ-ведение А.П.Платонова «Сокровенный человек»

77

А.П.Платонов. Судь-ба   писателя. «Пес-чаная учительница» Сюжет рассказа.

1

Урок – лек-ция с элемен-тами анали-тической  бе-седы

Рассказ учителя, выступления  уч-ся Комментированное чтение

Аналитический пересказ, ответы на вопросы

Знать биографию Платонова. Уметь характеризовать героев.

78

Внеклассное чте-ние. А.П.Платонов. «Сокровенный человек»

1

Урок внекл. чтения

Коллективная, индивидуальная

Пересказ, ответы на вопросы

Уметь анализировать текст

79

80.

 М.А.Шолохов. Био-графия писателя. «Судьба человека».

Война и судьбы де-тей. Андрей Соколов и Ванюшка.

2

Урок – лек-ция с элемен-тами анали-тической  бе-седы

Коллективная, индивидуальная

Фронтальный , индивидуальный опрос

Знать биографию Шолохова. Уметь характеризовать героев.

81

  В.М.Шукшин. Биография писателя. «Мастер»

1

Урок чтения и обсужде-ния

Коллективная, индивидуальная

Пересказ, развернутые ответы на вопросы

Знать биографию Шукшина. Уметь характеризовать героев.

82

  В.М.Шукшин. «Чудик», «Крепкий мужик»

1

Урок чтения и обсуждения

Коллективная, индивидуальная

Пересказ, развернутые ответы на вопросы

Знать биографию Шукшина. Уметь характеризовать героев.

 83-84

 

  Н.М.Рубцов. Судьба      поэта. Лирика. «Я буду скакать по хол-мам  задремавшей отчизны…», «Виде-ния на холме»,    «Бе-резы», «Песня».Поэ-тизация родины, её природы. Предельная искренность и глубокий лиризм.

2

Урок чтения и изучения

Коллективная, индивидуальная

Выступления, анализ стихотв. с выраз. чтением

Знать биографию Рубцова. Уметь анализировать поэтический текст.

85

   Внекл. чтение. Н.М.Рубцов. «Па-мяти матери»,           « Последняя ночь», « Сергей Есенин», «Приезд Тютчева».

1

Урок внекл. чтения

Коллективная, индивидуальная

анализ стихотв. с выраз. чтением

Уметь анализировать текст

86-87

  Ф.А.Абрамов. Био-графия писателя. «Поездка в прош-лое». Трагические страницы в истории русской деревни.

2

Урок чтения и изучения

Коллективная, индивидуальная

Аналитический пересказ,развер-нутый ответ на вопрос

Знать биографию Абрамова. Уметь анализировать текст.

88.

89.

Ч.Т.Айтматов. Био-графия писателя. Ро-ман «И дольше века длится день». Мас-штабность образа Едигея как человека народной судьбы. Тема памяти в романе.

2

Урок чтения и обсужде-ния

Коллективная, индивидуальная

Аналитический пересказ, развернутые ответы на вопросы

Знать биографию Айтматова. Уметь характеризовать героев.

90.

Развитие речи. На-писание сочинения-размышления по произв. В.М.Шук-шина, Ф.А.Абра-мова, Ч.Т.Айтма-това

1

Урок развития речи

Коллективная, индивидуальная

Сочинение

Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблю-дая композицию сочинения

91.

Мифы народов мира

Мифы Древней Гре-ции. Подвиги Ге-ракла /в переложении Н.А.Куна /  Исполь-зование сюжетов и образов древнегре-ческой мифологии в европейской литературе.

1

Урок чтения и обсужде-ния

Коллективная, индивидуальная

Составление сообщений, презентация

Знать  мифы. Уметь характеризовать героев.

92

Гомер. Слово о по-эте. Человек и судьба в древнегреческой литературе. Главные герои поэмы «Илиада», «Одиссея» (фрагменты)

1

Урок - беседа

Рассказ учителя, выступление уч-ся

Ответы на вопросы

Знать своеобразие гомеревского эпоса.

93

Античная лирика. Мотивы отчаянья и гнева в лирике Ка-тулл. Тема бессмер-тия поэтического творчества в стихот-ворениях Гораций. Слово о поэтах.

1

Урок - беседа

Рассказ учителя, выступление уч-ся

Ответы на вопросы

Знать своеобразие  античной лирики

94

Зарубежная литература Данте Алигьери. «Божественная коме-дия» (обзор, фраг-менты).Множествен-ность смыслов и её философский характер

1

Урок лекция с элементами беседы.

Рассказ учителя, выступление уч-ся

Ответы на вопросы

Иметь представление о творчестве Данте,  о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».

Уметь выразитель-но читать текст песен, определять их аллегоричес-кий характер.

95

 В.Шекспир. «Ромео и Джульетта» «Гам-лет»(фрагменты) «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

1

Урок чтения и обсуж-дения

Коллективная, индивидуальная

Развернутые ответы на вопросы

Знать  биографию Шекспира. Уметь характеризовать героев.

96.

   Ж.Б.Мольер  « Ме-щанин во дворян-стве».Сочетание в главном герое здра-вого смысла с лег-коверием и ограни-ченностью. Элемен-ты буффонады в пьесе.

1

Урок чтения и обсужде-ния

Коллективная, индивидуальная

Выразит. чтение, анлитический пересказ

Знать  биографию Мольера. Уметь характеризовать героев.

97

Вн.чтение. И.В.Гёте Трагедия «Фауст» (обзор), Дж.Г.Байрон «Корсар» (обзор).

1

Урок чтения и обсужде-ния

Рассказ учителя, выступление уч-ся Жажда познания как свойство человечес-кой природы. Свое-образие байроничес-кого героя.

Развернутые ответы на вопросы

Знать основное содержание.

98

П.Мериме «Маттео Фальконе». Характер главного героя как двигатель сюжета.

1

Урок - беседа

Рассказ учителя, выступление уч-ся

Развернутые ответы на вопросы

Знать биографию писателя,  уметь делать анализ.

99

   Ф.Шиллер. Свобо-долюбивый, тирано-борческий характер его творчества. «Ко-варство и любовь»

1

Урок чтения и обсужде-ния

Коллективная, индивидуальная

Развернутые ответы на вопросы

Знать  биографию Шиллера. Уметь характеризовать героев.

100

О.Генри «Дары волхвов». Смысл названия рассказа. Неожиданность и закономерность финала.

1

Урок чтения и обсужде-ния

Коллективная, индивидуальная

Развернутые ответы на вопросы

Знать  биографию О.Генри. Уметь характеризовать героев.

Знать содержание произв. Уметь анализировать их.

101

Административная контрольная работа по всем изученным произведениям.

1

Контрольный урок.

Индивидуальная.

Оценка тестирования.

Знать все основные термины, произведения.

102

Развитие речи. Написание сочи-нения-рассуждения о любимом произ-ведении русской или зарубежной литературы.

1

Урок развития речи

Коллективная, индивидуальная

Сочинение

Уметь  логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения

Пояснительная записка

 Статус документа

 Настоящая рабочая программа по литературе для IX класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с региональным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Министерства образования  и науки РТ,  учебного плана МБОУ «Тимершикская СОШ» за 2012-2013 учебный год, на основе программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы, допущенной Министерством образования и науки Республики Татарстан, под редакцией М.Г.Ахметзянова (Казань, «Магариф», 2009г.), учебника М.Г.Ахметзянова, М.В.Ведишенковой, Т.В.Воронцовой и др. «Русская литература» Казань, «Магариф», 2007 г. 9 класс

В 9 классе на изучение литературы отводится 3 часа в неделю, за год - 102 часа. Из них на внеклассное чтение отведено 9 уроков, на развитие речи – 7 уроков, на контрольные работы-4 часа. Планированием предусмотрены уроки подготовки к домашнему сочинению и написание классного сочинения.

Программа составлена с учётом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным (нерусским) языком обучения, их читательского опыта, приобретённого в процессе изучения родной литературы, своеобразной по своей художественно-эстетической системе.                                                                                                                                                            

                                          Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план;  требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

Чтение произведений  зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю.

3. Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.

Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
  2. Тексты художественных произведений.
  3.  Сюжет, особенности композиции.
  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.
  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
  6. Изобразительно-выразительные средства языка.
  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
  9. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
  11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
  12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.

Учебно-тематическое планирование   по русской литературе

Класс  – 9

Учитель – Валиева Гульфина Ренатовна

Количество часов

Всего – 102  часа; в неделю – 3 часа

Плановых уроков:

  1. контрольных уроков – 3
  2. уроков внеклассного чтения - 9
  3. административных контрольных уроков – 1
  4. уроков развития речи – 6

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

                                                                                                                                                                                                                                 Программа: «Русская литература 5 – 11 классы. Программа средней школы под редакцией М.Г. Ахметзянова».Издательство «Магариф», Казань, 2009 год.

Учебник:  Русская литература: Учебник- хрестоматия для 9 кл. татар. сред. общеобразоват. шк.: В двух частях. Авт.-сост. М. Г. Ахметзянов, М.В.Ведишенкова, Т.В.Воронцова   и др. Казань: Магариф, 2006 г..

Учебная и методическая литература

1.М.Г.Ахметзянов «Русская литература в 9 классе татарской школы» Казань. «Магариф» 2009  г..

2.Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2004 г.

3. Тимофеев Л. И. и др. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 1985.

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Развитие речи

Контрольная работа

Внеклассное чтение

Введение.

1

Литература Древней Руси

3

Русская литература ХVIII века

10

1

Из русской литературы I половины ХIХ века  

5

 

1

А.С.Грибоедов «Горе от ума»  

 5

1

Творчество А.С.Пушкина  

9

1

Творчество М.Ю.Лермонтова

7

1

Творчество Н.В.Гоголя

4

1

1

1

Русская литература второй половины ХIХ века  

7

1

1

Русская литература ХХ века. Проза  Поэзия

22

1

6

Из зарубежной литературы

9

1

1 админ.кон.

1

Итого

82

6

4

9

Содержание тем учебного курса

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

  «Разговор с Анакреоном».( в сокращении) «Ода на день восшествия…» - образец классицизма. «Случились два    астронома в пиру»

  Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник», «Фелица» Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Денис Иванович Фонвизин .Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Недоросль» ( фрагменты) Сатирическое изображение невежества и безнравственности помещиков.

Теория литературы. Понятие о классицизме

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».    (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Вечер». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Лесной царь». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Я помню чудное мгновенье», «Мадонна», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «И скучно и грустно»,  «Поэт», «Родина», «Прощай, немытая Россия…», «Как часто, пёстрою толпою окружен…» Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

«Портрет» (вн.чт.)

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

 Русская литература второй половины XIX века

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Старый гений» Нравственные проблемы рассказа.

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Повесть «Казаки»

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Н.А.Некрасов  Слово о писателе.

Лирика. «Перед дождём», «Тройка», «Давно -  отвергнутый тобою…», «Я сегодня так грустно настроен..». Мотивы тоски и неудовлетворённости собой.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

 (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русской литературе. 11 класс.

Рабочая программа для 11 класса татарских школ. По учебнику  под ред. М.Г.Ахметзянова....

Рабочая программа по русской литературе, 7 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова

Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения....

Рабочая программа по русской литературе, 9 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова

Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г.Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения....

Рабочая программа по русской литературе, 10 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова

Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским зыком обучения....

Рабочая программа по русской литературе, 11 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова

Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения....

Рабочая программа по русской литературе, 5 класс (ФГОС)

Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение, 2012год. Программа де...