Рабочая программа по русской литературе для 5 по учебнику М.Г.Ахметзянова
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Чернова Энзе Асгатовна

 

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основании следующих документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения.
2. Авторы-составители: М.Г.Ахметзянов, М.В.Ведишенкова, Т.В.Воронцова.

«Программа по русской литературе для 5-11 классов татарской средней  общеобразовательной школы». Казань, издательство «Магариф»,  2009 г.

Базовый уровень. Рекомендовано МО и науки РТ.
 3. Учебного плана школы. Количество часов-70,  2 часа в неделю (35 уч. нед.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11-12_5_lit..docx62.01 КБ

Предварительный просмотр:

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты освоения материала

Вид контроля, измерители

Дата проведения

План.

Факт.

Введение  (1ч.)

1

Введение. Начальное понятие о литературе как искусстве слова.

1

Комбинированный урок.

Начальное понятие о литературе как искусстве слова. Отра жение в художественной литературе многообразия окружаю щего мира, духовной жизни человека. Уроки литературы как школа читательского мастерства.

Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника; литература как особая форма познания действительности. Уметь: осознанно читать, выделять главное.

Составление устного сообщения на тему «Литература в моей жизни».

03.09

Устное народное творчество (12 ч.)

2

 Русские народные сказки. (4 ч.)

Волшебные сказки.

Сказка «Царевна - лягушка».  Герои сказки.

1

Комбинированный урок.

Русские народные сказки

Волшебные сказки.  

Сказка «Царевна-лягушка». Прославление в сказке лучших качеств человека: доброты, верности, мудрости, трудолюбия, мастерства. Герои сказки: Василиса Премудрая и Иван-царе вич, Баба Яга и Кощей Бессмертный.

Знать: жанровые особенности сказки; схему построения волшебной сказки. Уметь определять характерные для сказок обороты речи; охарактеризовать героев сказки; уметь отличать виды сказок.

Заполнить таблицу о героях.

07.09

3

«Царевна - лягушка».  Волшебные черты и волшебные события в сказке.

1

Комбинированный урок.

Волшебные события в сказке. Народные идеалы в сю жете и образах сказки. «Царевна-лягушка» -  сказка о мудрости и красоте.         

Знать: малые жанры фольклора;  жанровые особенности, виды сказок. Уметь: чётко, логично и обосновано отвечать на поставленные вопросы; выразительно читать сказки.

Фронтальный опрос.

10.09

4

Язык сказки, её композиция.

1

Комбинированный урок.

Язык сказки, ее композиция.  Обобщить наблюдения, сделать вывод о том, чему учит сказка, какие прекрасные человеческие идеалы утверждает; особенности сказочного повествования.

Знать: к какому виду сказок относится  сказка «Царевна-лягушка»;

Уметь: показать особенности фольклорной  волшебной  сказки; истолковывать смысл «необычайной ситуации»; составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим); сформулировать мораль сказки.

Написать собственную сказку.

14.09

5

Внеклассное чтение №1.  

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке».

1

Комбинированный урок.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.  Обобщение наблюдений, вывод о том, чему учит сказка, какие прекрасные человеческие идеалы утверждает, раскрыть особенности сказочного повествования.

Знать: содержание сказки; особенности сказки героического содержания. Уметь: пересказывать узловые сцены и эпизоды; строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от других произведений.

Внеклассное чтение №1.

17.09

6

Сказки о животных.  Бытовые сказки.   (3ч.)

 «Медведь и Лиса».

1

Урок ознакомления с новым материалом

Сказки о животных.  Бытовые сказки.  Сказка «Медведь и Лиса». Отражение реальной действи тельности в сказках о животных, герои сказки, их характеры. Художественные особенности сказок о животных.

Знать: разнообразие видов сказок; отражение реальной действительности в сказках о животных; показать художественные особенности сказок о животных. Уметь: охарактеризовать героев сказки;  сопоставлять сказки, выявлять общее и отличительное.

Фронтальный опрос.

21.09

7

«Как старик домовничал». Народная жизнь в бытовых сказках.

1

Комбинированный урок.

Сказка  «Как старик домовничал». Бытовые сказки. Отражение народной жизни в бытовых сказках. Герои бытовых сказок. Поэтичность сказок, их язык и построение.

Знать: содержание изученной сказки, понятие бытовая сказка; основные образы сказки. Уметь: давать характеристику герою, делать анализ эпизода, вывод.

Заполнить таблицу о бытовых сказках.

24.09

8

Внеклассное чтение №2.  

Сказки «Зимовье зверей», «Каша из топора»

1

Комбинированный урок.

Выборочное чтение, пересказ. Идейно – тематическая близость произведений устного народного творчества татарского и русского народа.

Знать: содержание произведений; образы и сюжеты сказок.

Уметь: участвовать в диалоге по прочитанным произведениям; понимать точку зрения народа, доказывать свою точку зрения.

Внеклассное чтение №2.

28.09

9

Татарские народные сказки. (3 ч.)

Сказки «Гульчечек»,

«Лиса и Волк».

1

Комбинированный урок.

Татарские народные сказки.  Герои татарских народных сказок. Волшебное и реальное в татарских народных сказках. Язык и построение сказок. Свое образие русских и татарских народных сказок. Теория литературы. Сказка. Виды сказок.

Знать: татарские народные сказки; героев татарских народных сказок; волшебное и реальное; язык и построение сказок. Уметь: показать своеобразие русских и  татарских народных сказок; объяснить отличие  сказок: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные сказки.

Перевод эпизода на татарский язык.

01.10

10

«Как наказали жадного бая». Волшебное и реальное в татарских народных сказках.

1

Комбинированный урок.

«Как наказали жадного бая» - бытовая сказка. Особенности бытовых сказок. Герои бытовых сказок.

Знать: разнообразие видов сказок; отражение реальной действительности в бытовых сказках; показать художественные особенности бытовых сказок. Уметь:  определять сходства и различия русских и татарских сказок;  аргументировать свои ответы, используя текста произведения.

Написать конспект по учебнику, стр. 29-31.

05.10

11

 Развитие речи.

Мои любимые русские народные сказки.

1

Урок применения знаний и умений

Беседа о сказках. Иллюстрация к сказкам.  Художественные особенности сказок. Создание сказочных образов.

Знать: содержание сказок; художественные особенности сказок; идейное содержание.

Уметь: отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов; создать свой образ.

Написать свою сказку.

08.10

12

Русские народные пословицы и поговорки.(1 ч.)

Отражение народной мудрости.

 

1

Комбинированный урок.

Русские народные пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости. Богатство и разнообразие тематики, форм и способов включе ния пословиц и поговорок в разговорную речь. Краткость и выразительность пословиц и поговорок. Отличие пословиц от поговорок. Прямой и переносный смысл пословиц. Сопоставление русских народных пословиц и поговорок с пословицами татарского народа.

Знать: малые жанры фольклора: пословицы, поговорки; давать определения малым жанрам; тематическое многообразие пословиц и поговорок; некоторые известные собрания (В.И.Даль)

Уметь объяснять принадлежность конкретного текста к  определённому жанру; показать народную мудрость в пословицах; использовать их в речи.

Выписать пословицы и поговорки о труде.

12.10

13

Загадки. (1 ч.)

Загадки как  вид устного народного творчества.

1

Комбинированный урок.

Загадки. Загадка как один из видов устного народного творчества. Роль метафоры и сравнения в загадках. Загадка и отгадка. Особенности  построения загадок. Устное народное творчество.

Знать:  малые жанры детского фольклора:  загадки;  понятие загадка. Уметь отгадывать загадки, отличать друг от друга  малые жанры фольклора; отличать загадки од других жанров фольклора.

Отгадывание загадок.

15.10

Литературные сказки  (13 ч.)

14

Сказки русских писателей. (8 ч.)

А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…». Язык сказки.

1

Комбинированный урок.

Литературные сказки. Сказки русских писателей. Александр Сергеевич Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочная основа «Вступления...». Поэтичность и выразительность языка.

Знать: историю создания сказки, сюжет и героев;  отличие сказки литературной от народной сказки.

Уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки, выявлять общее и отличительное.

Выразительное чтение эпизода.

19.10

15

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Главные  герои.

1

Комбинированный урок.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Близость «Сказки о мертвой царевне...» к народным сказкам. Душевная красота царевны, жестокость и предательство царицы. Волшеб ные события в сказке.

Знать: историю рождения  сюжета сказки, особенности стихотворной сказки; систему образов, основные мотивы. Уметь: отбирать материал для характеристики героев.

Фронтальный опрос.

22.10

16

Язык сказок А.С.Пушкина.  

1

Комбинированный урок.

Поэтичность и выразительность языка. Стихотворная форма сказки. Сказки А. С. Пушкина в иллюстрациях художников.

Знать:  определения и уметь находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев.

Фронтальный опрос.

26.10

17  

Внеклассное чтение №3.        

А.С.Пушкин «Сказка о попе и о  работнике  его Балде», «Сказка о царе Салтане…»,

 М.Ю. Лермонтов «Ашик -Кериб», Г.Тукай «Шурале».

1

Комбинированный урок.

Содержание сказок. Пересказ. Особенности сказок.

Знать: содержания сказки. Уметь: характеризовать героев, анализировать их поступки и делать выводы; сопоставлять литературную и фольклорную сказки, выявлять общее и отличительное.

Внеклассное чтение №3.        

Тест.

29.10

18

С.Т.Аксаков.

«Аленький цветочек»

Знакомство с героями сказки.

1

Комбинированный урок.

Сергей Тимофеевич Аксаков. Детство и гимназические годы писателя. С. Т. Аксаков в Казани. «Аленький цветочек» — сказка о верности, долге, красоте души человека, о всепобеждающей силе любви, разрушающей пре пятствия на ее пути. Воспроизведение в сказке гуманной морали народа.

Знать: важнейшие биографические сведения о детстве писателя;  его творчество. Уметь:  анализировать произведение в единстве содержания и формы; увидеть новизну в изображении психологического состояния человека.

Скорость чтения.

II четверть

09.11

19

Младшая дочь купца и чудище лесное.

1

Комбинированный урок.

Герои сказки: купец и его дочери; лесной зверь, чудо морское. Обличение в сказке коварства и предательства, осуж дение зависти и жадности.

Знать: содержание сказки. Уметь: пересказать прочитанный отрывок; описывать и характеризовать центральные образы.

Фронтальный опрос.

12.11

20

Близость сказки к русским народным сказкам.

1

Комбинированный урок.

Поэтика сказки. Выразительность языка сказки. Близость сказки к русским народным сказкам.

Обличение в сказке коварства и предательства, осуждение зависти и жадности.

 Знать: художественное своеобразие сказки, своеобразие языка. Уметь: увидеть выразительность сказки; помочь увидеть  всепобеждающую силу любви в сказке.

Задание №5 по учебнику, стр.90.

16.11

21

К.Г.Паустовский.. «Рождение сказки» «Стальное колечко».

1

Комбинированный урок.

Константин Георгиевич Паустовский.  «Стальное колечко».  Реальное и вол шебное в сказке. Ее близость к народным сказкам. Герои сказ ки: Варюша, боец, дед Кузьма, воробей Сидор. Сердечность и отзывчивость Варюши. Доброта бойца. Поэтическое описание весны. Любовь к родной земле как основная идея сказки. 

Знать: основные этапы жизни и творчества К.Г.Паустовского; своеобразие и язык сказки. Уметь: показать  волшебные черты в сказке; восхваление сердечности и доброго отношения к людям; выделять смысловые части художественного текста.

Выполнить задание №9 по учебнику, стр.97.

19.11

22

Сказки зарубежных писателей. (5 ч.)

Шарль Перро «Золушка».

1

Комбинированный урок.

Сказки зарубежных писателей. Шарль Перро. Биография писателя. «Золушка». (Литера турная обработка Т. Габбе, И, Любарской.) Осуждение жесто кости и коварства. Золушка, мачеха и ее дочери. Добрая фея. Близость сказки к русским народным сказкам. Выразитель ность языка. Тема всепобеждающей доброты. Сказки Шарля Перро в иллюстрациях художников.

Знать: основные биографические факты жизни и творчества писателя; содержание, тема  и своеобразие зарубежных сказок. Уметь: характеризовать героя; выполнять художественный пересказ некоторых эпизодов.

Составить хронологическую таблицу.

23.11

23

Х.К.Андерсен «Снежная королева».  

1

Комбинированный урок.

Ханс Кристиан Андерсен. Биография писателя. «Снежная королева» (перевод с датского А. Ганзен.). Тема всепобеждающей дружбы и любви.

Знать: основные этапы жизни и творчества  Х.К.Андерсена; особенности художественного мира  сказки. Уметь:   показать  отличие литературной сказки от народной сказки; определить тему; отбирать материал для характеристики героев.

 Подготовить сообщение о троллях.

26.11

24

«Снежная королева». Образ Герды.

1

Комбинированный урок.

Осуждение черствости, без душия и эгоизма, воплощенных в образе Снежной королевы. Общее в сказках русских и зарубежных писателей (Х.-К. Ан дерсена и А. С. Пушкина). Сказка Х.-К. Андерсена в иллюст рациях художников и мультфильмах.

Мультфильм.

Знать: своеобразие Андерсена-сказочника; жанровые и композиционные особенности сказки. Уметь: владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг; понимать и объяснять смысл слов из Евангелия в конце сказки.

Характеристика Герде и детям.

30.11

25

Развитие речи.

«Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин.

Работа учащихся над написанием собственной сказки.

1

Урок применения знаний и умений.

Помочь учащимся в создании собственной сказки. Работа учащихся над написанием собственной сказки. Типы сказок.

Знать: построения сказки: зачин, троекратные повторы, концовка; волшебность, сказочные выражения. Уметь: создать свою сказку.

Урок развития речи.

03.12

26

 Внеклассное  чтение №4. Урок-игра по сказкам русских и зарубежных писателей.

(Х.К.Андерсен «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Новый наряд короля»; С.Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»; А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».  Ш.Перро «Кот в сапогах, «Спящая красавица», «Мальчик с пальчик».  П.П.Ершов «Конёк -Горбунок».       К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб».)   

1

Комбинированный урок.

Игра на тему «Знаем ли мы сказки?».  Презентация.

Знать: содержание сказок для внеклассного чтения. Уметь: использовать свои знания при игре;  делать сравнительную характеристику персонажей.

Внеклассное чтение №4. Презентация по сказкам. Фронтальный опрос.

07.12

Русская литература 19 века  (11ч.)

27

Русская литература 19 века.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Русские писатели-классики XIX века. Литературные места России и Татарстана.

Знать: писатели 19 века; литературные места в России, в Казани, в Елабуге и в других городах. Уметь: вступать в речевое общение.

Подготовить сообщение по дополнительным материалам.

10.12

28

В.А.Жуковский. Воспевание  поэтом красоты русской природы.

(«Там небеса и воды ясны..», «Песня», «Приход весны»)

1

Комбинированный урок.

Василий Андреевич Жуковский. Биография поэта. Лирика. Воспевание поэтом красоты русской природы. Лиризм и музыкальность стихотворений. Поэт о неразрывной связи че ловека и природы.

Знать: биографические факты жизни и творчества В. Жуковского; мотивы лирики поэта; воспевание поэтом  красоты русской природы. Уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности).

Выразительное чтение стихотворений.

14.12

29

А.С.Пушкин. Детство поэта. Лирика.

 «Зимний вечер»,  «Няне», «Унылая пора! Очей очарованье!..»

1

Комбинированный урок.

Александр Сергеевич Пушкин. Детство поэта. Михайлов ская ссылка., Биографические мотивы стихотворений. Образ няни. Осо бенности построения стихотворений, передающие чувства и настроения поэта.

Знать: основные этапы жизни и творчества Пушкина; мотивы лирики поэта. Уметь: выступать с подготовленным сообщением на определенную тему; владеть навыками анализа поэтического произведения.

Скорость чтения.

17.12

30

 «Зимнее утро». Биографические мотивы стихотворений. Сравнение. Эпитет.

1

Комбинированный урок.

Мастерство Пушкина в передаче состояний природы и человека: звукопись, образность, ритм стихотворе ний. Радостное восприятие жизни.

Теория литературы. Сравнение. Эпитет.

Знать: понятие сравнение и эпитет. Уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Выписать эпитеты и сравнения.

21.12

31

Развитие речи. А.С.Пушкин и художники.

1

Урок применения знаний и умений.

Иллюстрации художников к стихотворениям А. С. Пушки на. П. И. Чайковский. «Времена года».

Стихотворения татарских поэтов о природе.

Знать: стихотворения.  Уметь: определять, какие художественные приёмы использует автор для описания природы, анализировать художественное произведение

Урок развития речи. Описать иллюстрации к русским и татарским  народным сказкам (по выбору).

24.12

32

Внеклассное чтение №5 А.С.Пушкин. «Зима! Крестьянин торжествуя» (отрывок из романа «Евгений Онегин»). «Зимняя дорога».

1

Комбинированный урок.

Мастерство Пушкина  в передаче состояний природы  и человека: звукопись, образность, ритм стихов. Коротко о романе «Евгений Онегин».

Знать: основные мотивы лирики Пушкина; интонационная окраска стихотворения.

Уметь: находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения.

Внеклассное чтение №5 .

Тест.

28.12

33

М.Ю.Лермонтов.  «Бородино».   Патриотизм русских солдат.

1

Комбинированный урок.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография поэта. «Бороди но». Изображение героического подвига народа в войне 1812 года. Пат риотизм русских солдат.

Знать: отдельные факты биографии поэта; знать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен

Уметь: показать историческую основу произведения; передать сюжет стихотворения.

Составить хронологическую таблицу.

III четверть

14.01

34

Монологическое построение и язык  стихотворения.

1

Комбинированный урок.

Монологическая форма построения стихотворения. Динамизм повествования. Изобрази тельность языка, звукопись. Стихотворения М. Ю. Лермонтова в иллюстрациях художников.

Знать: понятие монолог. Уметь: объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно- выразительные средства использует автор; определять композицию произведения, давать характеристику его героев

Выписать  изобразительно- выразительные средства.

18.01

35

И. С. Тургенев. Детство писателя. «Муму». Духовное богатство русского человека.

1

Комбинированный урок.

Иван Сергеевич Тургенев. Детство писателя.   «Муму» Духовное богатство и красота простого рус ского человека. Жизненная основа рассказа. Образ крепостного крестьянина Герасима,  Непримиримое отношение писателя к крепостному праву, жестокости, угнетению. Искусство пейзажа.

Знать: этапы жизни  и творчества Тургенева;  историю создания произведения, содержание рассказа. Уметь: соотносить описание быта  и нравов крепостнической России в рассказе; понимать роль портрета и пейзажа в рассказе.

Пересказ прочитанного.

21.01

36

Мастерство писателя в раскрытии характеров.

1

Комбинированный урок.

Нравственный протест Герасима. Мастерство писателя в раскрытии характеров персонажей: портретные характеристики, их «живописность», речь героев. Изображение помещицы в рассказе. Иллюстрации художников к  рассказу И.  С.  Тургенева «Муму». Кинофильм «Муму».

Знать: сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима. Уметь: охарактеризовать литературного героя;  сопоставлять главного героя  с его окружением, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме

Характеристика Герасиму.

25.01

37

Н.А.Некрасов.

«Саша», «Зелёный шум». Поэт о природе.

1

Комбинированный урок.

Николай Алексеевич Некрасов. Детство поэта. «Саша» (отрывок). Поэт о красоте русской природы. Обаяние девочки Саши. Печальная картина вырубки леса. «Зеленый Шум» (отрывок). Описание весеннего сада. Художественно-изобрази тельные средства в стихотворении.

Знать:  биографию писателя и начало его литературной деятельности; Уметь: охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; находить эпитеты, сравнения и определить их роль.

Анализ стихотворения.

28.01

Русские поэты 19 века о родной природе (6 ч.)

38

Урок-концерт . Русские поэты 19 века о родной природе.

(А. Н. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Колокольчики мои». А.Н.Майков «Ласточки», «Осень», «Рассвет». И.С.Никитин. «Утро», «Ярко звёзд мерцанье»)

1

Комбинированный урок.

Русские поэты XIX века о родной природе. Алексей Константинович Толстой.    Аполлон Николаевич Майков. Иван Саввич Никитин. Развитие понятия о сравнении и эпи тете. Лирический герой в стихотворениях.

Знать: особенности построения поэтического произведения; содержания стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения; выделять средства передачи настроения; сравнивать стихи разных поэтов.

Фронтальный опрос.

01.02

39

Л.Н.Толстой. Детство писателя. «Кавказский пленник». Отражение исторических событий в рассказе.

1

Комбинированный урок.

Лев Николаевич Толстой. Детство писателя.  Исторические события, получив шие отражение в рассказе.

Знать:  биографию писателя и начало его литературной деятельности; биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе;  историю создания рассказа «Кавказский пленник»; исторические основы произведения. Уметь: вести беседу, отвечать на вопросы, выразительно читать.

Подготовить сообщение по истории о войне на Кавказе.

04.02

40

«Кавказский пленник». Нравственная основа произведения.

Комбинированный урок.

Интерес писателя к жизни горских народов, быту, окружающей природе. Нравственная основа произведения — противопоставление двух характеров: верность в дружбе, храбрый Жилин и  тру сость Костылина.

Знать содержание произведения. Уметь: давать характеристику герою произведения, сравнивать портреты и характерные черты героев.

Пересказ прочитанного.

08.02

41

Образ Жилина.

1

Комбинированный урок.

Чувство долга, храбрость Жилина. Дружба русского офицера Жилина с горской девочкой Диной. Понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление»,

 средства раскрытия характера действующих лиц;

Простота и динамика языка.

Знать содержание произведения. Уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать своё мнение

Фронтальный опрос.

11.02

42

А. П. Чехов. Биография писателя. «Мальчики».

1

Комбинированный урок.

Антон Павлович Чехов. Биография писателя. «Мальчики». Сюжет рассказа. Раскрыть романтический мир детства; отметить любознательность героев, их увлеченность мечтой. 

Знать: автора и  биографические сведения о нём; содержание произведения.

Уметь: составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа.

Тест.

15.02

43

Герои произведения. Володя и его друзья.

1

Комбинированный урок.

Гимназисты «Монтигомо Ястребиный Коготь» и его друг Володя Королев. Володя и его друзья. Их мечты и планы. Неудавшийся побег в Америку. Сестры Володи Королева.

Знать и почувствовать добродушную усмешку автора; рассмотреть разные позиции мальчиков в конфликтной ситуации. Уметь:  давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к героям, выражать своё мнение.

Фронтальный опрос.

18.02

Русская литература 20 века  (5 ч.)

44

Русская литература 20 века.

И.А.Бунин. Рассказ «Косцы». Поэтическое изображение природы.  

1

Комбинированный урок.

Русская литература XX века. Иван Алексеевич Бунин. Биография писателя. Рассказ «Косцы». Поэтическое изображение природы, бескрайних просторов русской земли. Воспевание силы и душевной красоты русских крестьян. Эстетическое и этическое в рассказе.

Знать: факты жизни, положенные в основу рассказа.  Уметь: находить в рассказе мотивы русских народных сказок и определить их роль; определить роль лексического повтора (слово прелесть).

Выполнить задание  №6 по учебнику, стр.11.

22.02

45

«Помню – долгий зимний вечер…».  Мир воспоминаний в лирике поэта.

1

Комбинированный урок.

Поэ тическое воспоминание о родине. Лирика. «Помню — долгий зимний вечер...». Мир воспоминаний в лирике поэта. Лириче ский образ живой природы. Голос автора в стихотворении.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Выразительное чтение стихотворения.

25.02

46

А.И.Куприн «Белый пудель». Трудная судьба  бродячих артистов.

1

Комбинированный урок.

Александр Иванович Куприн. Биография писателя. Сюжет рассказа. Трудная судьба бродячих артистов Мартына Лодыжкина - шарманщика и Сережи. Белый пудель Арто. Эгоизм и своеволие Трилли. Пе реживания Сережи. Приключения Арто. Пейзаж в рассказе.

Знать: биографию писателя; своеобразие творчества А.И.Куприна; значение произведения.  Уметь: определять значение картин природы в рассказе, уметь охарактеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа приводить примеры сравнений из других произведений.

Пересказать содержание эпизода близкое к тексту.

29.02

47

«Тапер». Сюжет рассказа.

1

Комбинированный урок.

«Тапер» (в сокращении). Сюжет рассказа. Новогодний праздник в семье Рудневых. Взрослые и дети. Юрий Азагаров — незаурядный мальчик-пианист. Внимание великого музыканта к мальчику.

Знать: содержание рассказа. Уметь: определять сюжет рассказа; делить рассказ на смысловые части; озаглавить части рассказа.

Составление устного рассказа на тему «Судьба пианиста».

03.03

48

Контрольная работа по творчеству писателей 19 и 20 вв.

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов 19 и 20 вв.

Выразительное чтение наизусть отрывков и анализ стихотворений.

Знать, уметь и владеть навыками анализа п произведения. Уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности.

Контрольная работа. Тест.

07.03

Русские поэты 20 века о родной природе  (22 ч.)

49

Урок-концерт.  Русские поэты 20 века о родной природе.  

А.А.Блок «Там неба осветлённый край…», «На лугу», «Ворона».

1

 Комбинированный урок.

Русские поэты XX века о родной природе.  Александр Александрович Блок. Светлая любовь поэта к родной природе. Поэтически-одухотворенное описание начала весны и осенней поры. Выразительность слова, музыкальность стиха.

Знать: факты биографии писателя; основные мотивы лирики.

Уметь: выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэт; показать светлую любовь поэта к родной природе.


Выразительное чтение стихотворений.

10.03

50

Урок-концерт. С.А.Есенин. Народно-поэтические образы в стихотворениях.

(«Поёт зима – аукает…», «Черёмуха»)

1

Комбинированный урок.

 Сергей Александрович Есенин. Песенно-напевный характер стихотворений Есе нина. Народно- поэтические образы. Выражение любви поэта к родному краю.

Знать: основные события  жизни  С.Есенина, факты его жизни; основные мотивы лирики.

Уметь: выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэт; показать любовь поэта к родной природе.

Выразительное чтение стихотворений.

14.03

51

Развитие речи.

Сочинение №1.

Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста.

1

Урок применения знаний и умений.

Ответы на вопросы.  Составление плана. Образцы анализов.

Знать: тема и основная мысль текста; содержания стихотворений.

Уметь: составлять план, формулировать тему и выполнять творческую работу; определять авторскую позицию.

Составление плана. Сочинение.

17.03

52

В. Г. Короленко. «Дети подземелья».  Герои повести.

1

Комбинированный урок.

Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе. Герои повес ти. Их дружба. История с куклой и ее значение в раскрытии характеров действующих лиц.

Знать: факты жизни  писателя; сюжет повести, основанный на реальные факты из жизни; основных героев в их взаимосвязи. Уметь: определять границы эпизода в произведении, пересказать его кратко, назвать его тему

Скорость чтения.

21.03

53

Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства.

1

Комбинированный урок.

Картины нищеты и страдания бедных людей. Протест против социального нера венства и унижения человеческого достоинства. Повесть Короленко в иллюстрациях художников.

Знать: содержание произведения; его тему. Уметь: определять основную мысль произведения; выражать свое отношение к прочитанному, постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении.

Сравнительная характеристика Маруси и Сони; Васи и Валека; судьи и  Тыбурция

IV четверть

04.04

54

Внеклассное чтение.№6 А.П.Чехов «Ванька». Н.Г.Гарин – Михайлов-ский «Детство Тёмы».

1

Комбинированный урок.

Развитие устной речи учащихся; научить детей самостоятельно работать с текстом и высказать своё мнение.  

Знать: содержание рассказов А.П.Чехова «Ванька». Н.Г.Гарин – Михайловского «Детство Тёмы». Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы; рассказать и обсуждать эпизоды.

Внеклассное чтение.№6 Фронтальный опрос.

07.04

55

Развитие речи.

 Сочинение №2

Сочинение по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».

1

Урок применения знаний и умений.

Составлять цитатный план, подбирать эпиграф к творческой работе. Беседа по вопросам. Владеть  начальными навыками литературоведческого анализа  

Знать: содержание текста; основную проблему произведения. Уметь: писать творческую работу по произведению; выражать свое отношение к прочитанному.

Составление плана. Сочинение.

11.04

56

М.М.Пришвин.

«Этажи леса». Тема любви к родной земле.

1

Комбинированный урок.

Михаил Михайлович Пришвин. Слово о писателе. «Этажи леса». Тема бережного отношения к природе. Любовь к род ной земле как выражение патриотического чувства писателя. Поэтичность языка.

Знать: биографические сведения о писателе и его творчестве, Уметь: охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, любовь к родной земле; пересказывать эпизоды произведения.

Нарисовать иллюстрацию

14.04

57

К.Г.Паустовский. «Мещорская сторона». Лирические картины родной природы.

1

Комбинированный урок.

Константин Георгиевич Паустовский. Биография писателя. Лирические картины родной природы. Свежесть, непосредственность и своеобразие поэтического чувства и настроения автора.

Знать: биографию писателя; содержание рассказов К. Паустовского, уметь определять тему и основную мысль произведения. Уметь: выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию, выделять проблемы; показать роль вставных эпизодов.

Пересказать содержание эпизода близкое к тексту.

18.04

58

А.П.Платонов. «Никита». Реальное и фантастическое в повести.

1

  Комбинированный урок.

 Андрей Платонович Платонов. Биография писателя. Рас сказ «Никита». Реальное и фантастическое в рассказе. Глав ный герой рассказа Никита, одухотворенное восприятие им окружающего мира. Переживания мальчика: радость, грусть и страдание. Его отношения с природой Счастливый финал рассказа.

Знать: автора, факты его жизни, сюжет рассказа; своеобразие стилистики платоновской прозы.

Понимать поведение главного героя. Уметь: давать характеристику главному герою; умения различать реальное от  фантастического; воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев

Составить устный рассказ на тему «Никита – мальчик с добрым сердцем».

21.04

59

«Июльская гроза». Любовь родителей к своим детям.

1

Комбинированный урок.

«Июльская гроза» (в сокращении). Сюжет рассказа. Герои рассказа: Наташа и Антошка. Смелость и находчивость Ната ши. Бабушка Ульяна Петровна, ее любовь к внукам. Забота ро дителей о детях. Описание ржаного поля и июльской грозы.

Знать: содержание рассказа; роль грозы в произведении; отношения между детьми и родителями.  Уметь: определять сюжет рассказа; находить выразительно- художественные средства; описать грозу.

Выполнить задание №12 по учебнику, стр. 132.

25.04

60

«Любовь к родине, или Путешествие воробья». Сюжет произведения.

1

Комбинированный урок.

Сказочное происшествие. Реальное и сказочное в расска зе. Сюжет рассказа. Старый скрипач, его доброе отношение ко всему живому. Желание принести людям радость. Приключе ния воробья, тоска по родине в теплых краях.

 Знать: содержание рассказа. Уметь: определять, какие художественные приёмы использует автор для описания природы, анализировать художественное произведение; определять реальное и сказочное в рассказе.

Фронтальный опрос.

28.04

61

Ю.М. Нагибин. «Зимний дуб». Красота зимней природы.

1

Комбинированный урок.

Юрий Маркович Нагибин. Биография писателя. «Зимний дуб». Сюжет рассказа. Герои рассказа: любознательный маль чик Савушкин и учительница Анна Васильевна. Поэтические картины зимнего леса. Описание зимнего дуба.

Знать: биографию  писателя; содержание рассказа. Уметь: определять сюжет рассказа, давать характеристику главному герою; составлять план.

Составить хронологическую таблицу.

02.05

62

Ю.П . Казаков. «Арктур – гончий пёс». Проблема нравственности в произведении.

1

Комбинированный урок.

Юрий Павлович Казаков. Биография писателя. Русский север в творческой судьбе писателя. Сюжет рассказа. Герои рассказа: доктор и рассказчик, Ар ктур — гончий пес. Призыв к доброте и состраданию. Роль пейзажа в рассказе. Печальный финал рассказа.

Знать: сведения о писателе; историю создания произведения; содержание произведения; отношение автора к героям.  Уметь: определить главную мысль и проблему текста.

Составить хронологическую таблицу.

05.05

63

Внеклассное чтение №7

 Ю.П.Казаков. «Тедди».

1

Урок внеклассного чтения.

Содержание рассказа. Главные герои. Словесный портрет.

Знать: содержание произведения. Уметь: описывать и характеризовать центральные образы;  уметь объяснять свою точку зрения.

Внеклассное чтение №7

12.05

64

Н.М Рубцов. Взаимосвязь жизни природы и человека в стихотворениях  Рубцова.

( «Ласточка», «Первый снег», «Жеребёнок»)

1

Комбинированный урок.

Николай Михайлович Рубцов. Биография поэта. Глубокая связь поэта с окружающей его сельской природой. Радость восприятия ес тественной красоты жизни. Мотив взаимосвязи жизни природы и человека.

Знать: биографию автора стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты,
Уметь находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль.

Выписать художественные средства.

16.05

65

А.Я. Яшин.  «Журавли». Сила слов.

1

Комбинированный урок.

Александр Яковлевич Яшин. Слово о писателе. «Журав ли». Писатель о бережном отношении к природе. Психологическая глубина произведения. Выразительность языка.

Знать: факты жизни  писателя; сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи. Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы; находить эпизоды, где описывается  любовь к журавлям.

Выразительное чтение эпизода.

19.05

66

В.И. Белов. «Скворцы». Доброта и любовь к природе – основа нравственности.

1

Комбинированный урок.

Василий Иванович Белов. Слово о писателе. Рассказ «Сквор цы». Доброта и любовь к братьям нашим меньшим как одна из основ нравственности, закладываемой с детства. Болезнь Павлуни, забота семьи о нем. Воспитание стойкости характера.

Знать: биографические сведения о В.И.Белове и его творчестве. Уметь: охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить ему;  находить грустные раздумья писателя о переменах в жизни и природе..

Скорость чтения.

23.05

67

«На родине».  Герой литературного произведения.

1

Комбинированный урок.

«На родине». Выразительное описание ярких картин при роды. Любовь писателя к «тихой родине». Грустные раздумья писателя о переменах в жизни и природе.

Теория литературы. Герой литературного произведения.

Знать: фрагменты из книги В.И.Белова «На родине»,сущность понятия «малая родина». Уметь: почувствовать особенности языка писателя; выразительно читать; помочь ответить на вопрос «С чего начинается любовь к Родине?».

Сочинение на тему «С чего начинается любовь к Родине?».

26.05

68

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографическая основа рассказа.

1

Комбинированный урок.

 Виктор Петрович Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографическая основа рассказа. Живость и красо та изображения природы Сибири. Васютка и рыбаки. Смелость и находчивость мальчика.

Знать: автора, факты его жизни, сюжет рассказа, его героев.

Уметь: охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику. Понимать отношение Васютки  к окружающему его миру

Составление хронологической таблицы.

30.05

69

«Гирманча находит друзей». Трагическая судьба мальчика.

1

Комбинированный урок.

 «Гирманча находит друзей». Описание суровой природы Сибири, жизни и быта людей. Гибель родителей мальчика. Гирманча и его новые друзья.

Гуманистический пафос рассказа.

Знать содержание рассказа; авторское отношение к литературному герою. Уметь: заострять внимание на проблемах взаимоотношения людей.

Фронтальный опрос.

31.05

70

Развитие речи.

Урок-праздник. «В стране литературы».

1

Урок применения знаний и умений.

Систематизировать знания по теории литературы (роды литературы; изобразительно-выразительные средства художественной речи); обсудить рекомендательный список для чтения летом.

Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям

Тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русской литературе для 5 класса. по учебнику Ахметзяновой

Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику Ахметзяновой для школ с нерусским языком обучения....

Рабочая программа по русской литературе, 7 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова

Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения....

Рабочая программа по русской литературе, 9 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова

Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г.Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения....

Рабочая программа по русской литературе, 10 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова

Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским зыком обучения....

Рабочая программа по русской литературе, 11 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова

Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...

Рабочая программа по русской литературе по учебнику Коровиной

Рабочая программа по русской литературе в 5 классе выполнена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования...