Рабочая программа по литературе для 5 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме

 

Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 класса создана на основе

  • Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ от 05.03.2004 года, №1089),
  • Примерной учебной  программы основного общего образования по литературе,
  • авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных  учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва «Просвещение» 2007г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2012012_lit-ra.docx97.07 КБ

Предварительный просмотр:

                            Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение г.Мурманска

средняя общеобразовательная школа №23

Рассмотрена на

заседании МО

Протокол №__

От «__»_________2011г.

руководитель МО,

Е.В. Андайкина /_______/

Согласовано

заместителем директором по УВР

«__»_________2011г.

Ю.В. Просвирина /_______/

Утверждена

директором МОУ СОШ №23

«__»_________2011г.

С.Н. Типсина /_______/

Рабочая программа учебного предмета «Литература»

5Б класс

Учитель АндайкинаЕ.В.

Мурманск

2011

                                                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для обучающихся 5Б класса создана на основе

  1. Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ от 05.03.2004 года, №1089),
  2. Примерной учебной  программы основного общего образования по литературе,
  3. авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных  учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва «Просвещение» 2007г.)

Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем:

  1. приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
  2. сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;
  3. расширить читательский кругозор учащихся;
  4. повысить качество чтения;
  5. способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;
  6. активизировать художественно-эстетические потребности детей;
  7. развить их литературный вкус;
  8. подготовить  их к самостоятельному эстетическому восприятию и  анализу произведения литературы;
  9. стимулировать творческую активность детей;

Сопоставление Примерной и авторской программ выявило определённые несоответствия в выборе и количестве изучаемых произведений, которые представлены в таблице:

темы

Примерная программа

Авторская программа

Русские народные сказки

Жена-доказчица. Волк и Журавль.

Журавль и Цапля. Солдатская шинель.

Древнерусская литература

Основание  Киева. Сказание о Кожемяке.

Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича.

Крылов

Квартет.

Ворона и Лисица.

Жуковский

Лесной царь.

Кубок.

Жанр баллады в творчестве зарубежный писателей

Шиллер. Перчатка.

Стивенсон. Вересковый мёд.

Гоголь

Ночь перед Рождеством.

Заколдованное место.

Некрасов

На Волге.

-

Тютчев

«Есть в осени первоначальной...»

«Зима недаром злиться...», Весенние воды.

Фет

«Учись у них – у дуба, у берёзы...», «Я пришёл к тебе с приветом...»

Весенний дождь. «Задрожали листы, облетая...», «Чудная картина...»

Чехов

Толстый и тонкий.

Хирургия.

Есенин

Песнь о собаке.

«Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

Платонов

В прекрасном и яростном мире.

Никита.

Лондон

Белый клык.

Сказание о Кише.

рубцов

Звезда полей. Листья осенние. В горнице.

Родная деревня.

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе.

-

Произведения Плещеева, Никитина, Майкова, Сурикова.

Толстой

-

Кавказский пленник.

Ломоносов

-

«Случились вместе два астронома в пиру...»

Погорельский

-

Чёрная курица, или Подземные жители.

Гаршин

-

Attalea princeps.

Бунин

-

Косцы.

Бажов

-

Медной горы Хозяйка.

Маршак

-

Двенадцать месяцев.

Поэты о ВО войне.

-

Стихотворения Твардовского, Симонова.

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.

-

Произведения Бунина, Кедрина, Прокофьева, Дон-Аминадо.

Саша Чёрный

-

Кавказский пленник. Игорь-робинзон.

Ким.

-

Рыба-кит.

Жорж Санд

-

О чём говорят цветы.

Данное противоречие  ликвидировано за счёт следующих факторов:

  1. Примерная программа располагает резервом учебного времени в 26 часов (5-6 классы).
  2. В большинстве случаев Примерная программа разрешает  учителю самостоятельно выбирать произведение указанного автора для изучения на уроке, а в некоторых случаях и автора.
  3. За счёт уроков внеклассного чтения.

                 4.    За счёт вынесения чтения отдельных текстов на самостоятельную работу

        Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в V классе в объёме 70 часов (из них – 10 уроков внеклассного чтения), т.е. по 2 урока в неделю в течение 35 учебных недель.

Программа  рассчитана на 3 часа в неделю, 34 недели.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть программы литературного образования, обеспечи вающую федеральный компонент основного общего образования. В основе обучения литературе в 5 классе лежат следующие технологии:

  1. ориентированная на результат;
  2. обучения в сотрудничестве;
  3. проектного обучения.

          Основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа как под руководством учителя, так и самостоятельная.

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.

К концу 5 класса учащиеся должны

знать/ понимать:

  1. образную природу словесного искусства;
  2. содержание изученных литературных произведений;
  3. изученные теоретико-литературные понятия;

     уметь:

  1. воспринимать и анализировать художественный текст;
  2. выделять смысловые части художественного текста,
  3. состав лять тезисы и план прочитанного;
  4. воспринимать и анализировать художественный текст;
  5. выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  6. сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  7. выражать свое отношение к прочитанному;
  8. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  9. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  10. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  11. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

        

4. Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

В том числе на:

РК

уроки

развитие речи

наизусть

сочинения

(ауд. дом)

Внеклассное чтение

ВВЕДЕНИЕ.

1+1

2

1. РК№1.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Мифы,     предания Кольского      полуострова:  саамская кровь;        

1

1

1

2

ВЧ. Анри Дюнан – основатель Красного Креста. Знакомство с курсом «Вокруг тебя – Мир …»

1

1

Устное народное творчество  4ч

4

3+1РР

3

РК№2

Фольклор. Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных  идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Фольклор Терского берега Белого моря.

1

1

1

4

РК

№3

Малые жанры фольклора. Детский фольклор Терского берега Белого моря.

1

1

1

1

5

РК

№4

ВЧ. Малые жанры фольклора народов Севера. Собиратели поморского фольклора: Д. Балашов,   И. Меркурьев 

  Тест по теме «Фольклор»

1

1

1

6

РР Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

1

Русские народные сказки 10 ч

10

8+2РР

7

Сказки как вид народной прозы: основные черты жанра. Виды сказок. Сказители.

1

1

8

Художественный мир волшебной сказки.

Сказка «Царевна - лягушка».

Основные героя сказки. Народные идеалы в сказке.

1

1

9

«Царевна – лягушка» Иван Царевич – победитель житейских невзгод. Животные – помощники. Особая роль чудесных противников. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается.

1

1

10

«Иван – крестьянский сын и чудо – юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

1

1

11

«Иван – крестьянский сын и чудо – юдо».

Иван- крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

1

1

12

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.

1

1

13

Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народное представление о добре и зле в бытовых сказках.

1

1

14

РР. Мои любимые русские народные сказки. Классное сочинение: «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках»

1

1РР Класс.

сочинение

15

«Общее счастье». Из фольклора народов Северного Кавказа. Поучительность как жанровый признак сказки.

1

1

1

16

РК

№ 5

РР. Сказки народов Севера. Обучение выразительному чтению. Особенности    сказочного   повествования.      Местный колорит.    Отражение      в      сказках  нравственного     и  эстетического     опыта      поморов.

1

1РР

1

Древнерусская литература

1

1

17

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный  памятник. «Подвиг  отрока-киевлянина и хитрость воеводы, Претича»

1

1

 Из литературы ХVIII века

1

1

18

М. В. Ломоносов. Личность, судьба. Оды. Краткий рассказ об ученом и поэте. «Случились вместе два астронома в пиру…».

1

1

Из литературы XIX века

34

28+6РР

19

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра. Теория литературы. Басня, аллегория, понятие о эзоповом языке.

1

1

20

И.А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

1

1

21

И. А. Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали.

1

1

1

22

РР Выразительное чтение басен .

1

1РР

23

В.А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковской  и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

1

1

1

24

Баллада Жуковского «Кубок». Понятие о балладе. Благородство и жестокость. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

1

1

25

А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

1

1

1

26

«У лукоморья дуб зеленый …» Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

 Тест по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

1

1

1

27

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки. Противостояние добрых и злых сил в сказке.

1

1

28

РК

№6

РР Сходство и различие литературной и народной сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.  Подготовка к домашнему сочинению.

Стихи. К. Случевский «Здесь в заливе, будто в сказке». В. Семенов «Иван-дурак». Тест по теме «Литературные сказки»

1

1

2 четверть

29

ВЧ. Мои любимые сказки Пушкина. Художественный мир сказок Пушкина.

1

1

1

30

Русская литературная сказка

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» Сказочно - условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.

1

1

31

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки Теория литературы. Литературная сказка.

1

1

32

В. М. Гаршин «Analea Princera»  Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

1

1

33

ВЧ. Т.А. Александрова «Светофорчик» как литературная сказка.

1

1

34

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино».

1

1

1

35

РР Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора.  Тест по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

1

1РР

36

ВЧ. Д. Давыдов. «1812 год» (отрывок из дневника). Ф. И. Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле».

1

1

1

37

А.В. Кольцов. Краткий рассказ о поэте.

«Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажитому, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе и достаток, и прежнее достоинство.

1

1

38

Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

1

39

 Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место» Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

1

1

40

ВЧ. По страницам книги  «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством»

1

1

41

Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

1

1

42

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») Поэтический образ русской женщины.

1

1

43

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых.

1

1

1

44

И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

1

1

45

Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие. Немота главного героя – символ немого протеста крестьян. Тест по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

1

1

46

РР. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу «Муму».

1

1РР

47

Контрольная работа по творчеству писателей XIX века: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Некрасова.

1

1

48

РР.  А.А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение  «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. «Учись у них – у дуба, у березы…», «Я пришел к тебе с приветом…»

1

1РР

1

3 четверть

49

Л.Н.Толстой Краткий рассказ о писателе.  «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

1

1

50

РР. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Толстого «Кавказский пленник».

Подготовка к сочинению «Жилин и Костылин: разные судьбы»

1

1РР дом.

сочинение

51

Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждуещих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

1

1

52

А.П. Чехов. Слово о писателе.

Рассказ «Хирургия».

Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали.

1

1

 Поэты XIX века о Родине и родной природе

5

4+1РР

53

Лирика Ф.И. Тютчева « Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…» Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений

1

1

1

54

 Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»,

1

1

55

И. С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок) Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

1

1

56

Н. Майков . «Ласточки». И.З. Суриков «Зима» (отрывок). Средства художественной выразительности.

1

1

1

57

РР. Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова,  И.З. Сурикова, А.В. Кольцова. Выразительное чтение наизусть стихотворений

1

1РР

Из литературы XX века

28

23+5РР

58

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. Эстетическое и этическое в рассказе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

1

1

59

Короленко. Страницы жизни и творчества. Повесть «В дурном обществе». Знакомство с произведением. Выразительное чтение текста.

1

1

60

Отец и сын. Размышление героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

1

1

61

 РР Классное сочинение по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе»

1

1РР класс. сочинение

62

 В Ч  .И. Куприн Страницы жизни и творчества. «Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного.

1

1

63

Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

1

1

64

ВЧ.  А.И. Куприн «Чудесный доктор»

1

1

65

РР. С.А. Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь..» - поэтическое изображение родной природы. «Песнь о собаке»

1

1РР

66

ВЧ. Выразительное чтение наизусть  любимых стихотворений Есенина

1

1

1

67

П.П. Бажов. Страницы жизни и творчества.

«Медной горы хозяйка». Реальность и фантастика в сказке. Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

1

1

68

Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова. Своеобразие языка, интонации сказа.

1

1

69

РК№7

К. Г. Паустовский. Страницы жизни и творчества писателя.

Герои  и  их поступки в сказке «Тёплый хлеб». Выразительное комментированное чтение произведения. И. Соколов – Микитов «вдохновенный певец русской природы». На реке «Тулома» из цикла «У студеного моря»: «Осень в Чуне». . Необычайная жизненная сила природы.

1

1

1

70

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках  Паустовского.

1

1

71

С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы.

1

1

72

РР Художественные особенности пьесы-сказки.

1

1РР

73

Юмор в сказке

1

1

74

 РР. Инсценирование   пьесы-сказки Маршака.

1

75

Платонов. Страницы жизни и творчества.

Рассказ «Никита». Комментированное чтение текста. Душевный мир главного героя.

1

1

76

Астафьев. Страницы жизни и творчества.

Рассказ «Васюткино озеро». История создания произведения. Выразительное чтение текста

1

1

77

вч

РК№8

Открытие Васюткиной нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. . К. Симонов «Сын артиллериста». Историческая основа и художественный вымысел.

1

1

1

1

78

РР. Классное сочинение: «Позиция русской природы в литературе XX века: Есенин, Бажов, Паустовский, Астафьев (по одному произведению); «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?(по произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева)

1

1РР классное сочинение

79

РК№9

ВЧ. «Ради жизни на Земле…» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»

1

1

1

1

80

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

1

1

81

РК№

10

ВЧ. Великая Отечественная война в лирике К. Симонова. Мурманские поэты о войне.

1

1

1

1

1

82

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А. Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем.

1

1

4 четверть

83

РК№

11

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: А.А. Прокофьев, Д.Б. Кедрин, Н.М. Рубцов. Образ родины в стихах о природе.

1

1

1

1

84

Писатели улыбаются

С. Черный. «Кавказский пленник» Теория литературы. Юмор.

1

1

85

С.Черный. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей

1

1

Из зарубежной литературы

15

13+2РР

86

Р.Л. Стивенсон Слово о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

1

1

87

Д.Дефо. «Робинзон Крузо». Комментированное чтение и обсуждение выборочных глав.

Герой на острове. Устройство жизни.

Черты характера главного героя: настойчивость, упорство, трудолюбие, способность преодолевать трудности.

1

1

88

«Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

1

1

89

Х.К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена.

1

1

90

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Снежная королева и Герда- противопоставление красоты и внутренней и внешней.

1

1

91

ВЧ. Сказки Х.К. Андерсена.

1

1

1

92

РР. Наши любимые сказки Х.К. Андерсена.Обучение рассказыванию.

1

1РР 

93

ВЧ. О. Уайльд «Мальчик –звезда». Истинная красота человека.

1

1

1

94

РР. О. Уайльд «Мальчик –звезда». Истинная красота человека. Создание диафильма.

1

1РР

95

Ж. Санд. «О чем говорят цветы» Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

1

1

96

 М. Твен Краткий рассказ о писателе. «Приключения Том Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость. Черты характера героев.

1

1

97

«Приключения Том Сойера». Том и Бекки,

Их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

1

1

98

«Приключения Том Сойера». Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным

1

1

99

Д.Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых.

1

1

100

РК№

12

«Сказание о Кише» Характер мальчика- смелость, мужество, смекалка. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

1

1

1

Итоговый урок-праздник

2

1+1РР

101

РР. Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоговый тест

1

1РР

102

Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Задания для летнего чтения

1

1

ИТОГО

 102

83+19

19РР

13

12

12

                                             График контрольных и творческих работ

Тема урока. Основное содержание

сочинения

Тест, к.р

 Классное сочинение по русским народным сказкам

1

Письменные ответы или тестирование

1

Подготовка к домашнему сочинению по рас сказу И. С. Тургенева «Муму2

1

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева. (  тестирование)

1

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник

1

    Классное сочинение  по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе

1

Контрольная работа по литературе (тестирование)

1

Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литера туре XX века: С. А. Есенин, П. П. Бажов, К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев (по одному произведению)».

1

Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения

 

1

ИТОГО

5

4

                                                                                   

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 тема

часы

Уроки  р.р.

Внекл .чтение

сочинения

проверок техники чтения

НРК

1

ВВЕДЕНИЕ.

2

1+1

1

1

2

Устное народное творчество  4ч

4

3+1РР

1

3

3

Русские народные сказки 10 ч 

10

8+2РР

1

1

1

4

Древнерусская литература

1

1

5

Из литературы ХVIII века

1

1

6

Из литературы XIX века

34

28+6РР

4

3

1

7

 Поэты XIX века о Родине и родной природе

5

4+1РР

8

Из литературы XX века

28

23+5РР

4

2

5

9

Из зарубежной литературы

15

13+2РР

2

1

10

Итоговый урок-праздник

2

1+1РР

 итого

102

 83+19

13

6

2

12

Сочинения

 Классное сочинение ( урок№14)

  1. «Мой любимый герой русской народной сказки»;
  2. «Почему я люблю читать народные сказки?»;
  3. «Добро и зло в народных сказках»

Домашнее сочинение  по рассказу И. С. Тургенева «Муму» ( урок№46):

  1. «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?».
  2. «Друзья и враги Герасима».
  3.  «В чем вина и беда барыни?»
  4. «Как Герасим нашел Муму»

Домашнее сочинение.. Сравнительная характеристика героев  по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: ( урок№50):

  1. «Жилин и Костылин: разные судьбы».
  2. «Друзья и враги пленного Жилина».
  3.  «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник"»

 

 Классное сочинение  по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» ( урок№61)::

  1. «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?».
  2. «Два отца: Тыбурций и судья».
  3.  «Вася и его отец: от вражды к пониманию».
  4. «Маруся и Соня: два детства»

Классное сочинение( урок№78)::

  1. «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С. А. Есенин, П. П. Бажов, К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев (по одному произведению)».
  2. «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (По произведениям К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева)»

КР №1.                                    Тест по теме «Фольклор»

1. Фольклор - это:   а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;    б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

в) устное народное творчество;    г) набор произведений на различные темы.

2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»? а) греческого; в) английского; б) латинского; г) русского.

3. Кто является автором фольклорных произведений? а) поэт;       б) летописец;     в) певец-сказитель;         г) народ.

4. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?

а) загадка; б) песня; в) пословица; г) повесть; д) поэма;  е) рассказ;    ж) сказка; з) легенда; и) поговорка.

5. Какие литературные приемы лежат в основе загадки?  

 а)гипербола;         б) эпитет;     в)сравнение;       г) метафора.

6. Что такое пословица? а) образное сочетание слов; б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека;   в) законченное высказывание назидательного содержания.

7. Выберите пословицы, близкие по смыслу.

а) Любишь кататься, люби и саночки возить.                          1) Слово - не стрела, и хуже стрелы разит.

б) Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.                  2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

в) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть.               3) С кем хлеб-соль водишь,  на того и походишь.

г) С кем поведешься, от того и наберешься.                             4) С милым рай и в шалаше.

 8. В чем различие пословиц и поговорок?

а) в меткости и образности высказывания;

б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе поговорок — сравнение;

в) пословица — законченное суждение, поговорка — часть суждения.

9. Что такое народная сказка?  а) остросюжетный рассказ с фантастическим содержанием;      б) историческая повесть;      в) жанр устного народного творчества;    г) легенда.

10. На какие виды делятся сказки?  а) приключенческие; б) биографические; в) волшебные; г) исторические; д) социально-бытовые; е) о животных.

11. В волшебных сказках каждый персонаж играет определен ную роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите их из списка героев.

а) Конь; б) Заяц; в) Змей Горыныч; г) Гуси-лебеди; д) Щука;  е) Баба-яга; ; ж) Лиса; з) Кощей Бессмертный; и) Серый Волк.

12. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки.

а) волшебные;1) Цель сказки — весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства.

б) бытовые;             2) Задача сказки — испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.

в) о животных.        3) Цель сказки — рассказать о необычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке.

Тест по теме «Литературные сказки»

1. Какой из перечисленных признаков отличает литературную сказку от народной?

а) в основе сказки — реальные события;

б) повторяющийся сюжет;

в) автор сказки — реальный человек;

г) добро всегда побеждает зло.

2. Какого героя сказки называют литературным?

а) положительного героя;

б) любого героя сказки;

в) главного персонажа сказки;

г) героя сказки, автор которой известен.

3. Какая из перечисленных сказок не является литературной?

а) «Аленький цветочек»;       в) «Кот в сапогах»;    б) «Царевна-лягушка»;        г) «Спящая царевна».

4. Герой какой сказки описан в отрывке? И что это за герой?

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла.

5. Соотнесите определения и литературные понятия:

а) ритм;                 1) правило чередования ударных и безударных звуков;

б) размер;             2) созвучие концов строк;

в) рифма.         3) повторяемость однородных звуковых особенностей, равномерное чередование ударных и  безударных слогов.

6. Как называется данная часть сказки?

И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил.

а) зачин;     б) кульминация     в) развитие действия;   ; г) концовка.

7. Кто из перечисленных писателей является автором известных сказок?

а) В.А. Жуковский;   б) А.С. Пушкин;  в) И.С. Тургенев;   г) П.П. Ершов.

8.. Соотнесите произведения с их авторами.

а) П.П. Бажов;                                                    1) «Спящая царевна»;

б) В.А. Жуковский;                                           2) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;          

в) А.С. Пушкин;                                                 3) «Аленький цветочек»;

 г) С.Т. Аксаков.                                                 4) «Каменный цветок».

В.А.Жуковский «Спящая царевна».

  1. Имя «доброго царя»?    (Матвей)
  2. Кто сообщил царице, что у нее родится дочь?   (Рак)
  3. Что за мероприятие устроил царь после рождения дочери?   (Пир)
  4. Кто был туда приглашен?    (11 молодых чародеек)
  5. Почему не была приглашена на пир двенадцатая, «хромоногая, старая, злая» чародейка?    (Не оказалось в «царских кладовых» двенадцатого «драгоценного, золотого» блюда)
  6. Кто предсказал царевне, что «на 16 году» она оцарапает веретеном руку?    (Двенадцатая чародейка)
  7. Какой закон издал царь после такого пророчества?   («Запрещается от нас в нашем царстве сеять лен, прясть, сучить, чтоб веретен духу не было в домах; чтоб скорей как можно прях всех из царства выслать вон»)
  8. Что случилось после того, как царевна уколола руку веретеном?   (Все заснули)
  9. Сколько лет продолжался «страшный сон»?    (300 лет)
  10. Кто рассказал царскому сыну о «темном и диком боре»?    («Старинушка честной»)
  11. Какая лестница была в царских покоях?   (Винтовая)
  12. Цвет волос спящей царевны?   (Черные)
  13. Что разрушило силу сна?   (Поцелуй царского сына)
  14. Какие насекомые летали по «стаями» по царскому дворцу?   (Мухи)
  15. Чем закончилось пробуждение?   (Свадьбой)

                                    Тест по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

1. От чьего имени ведется повествование в поэме?

а) князя Владимира;      б) древнего певца Баяна;      в) Руслана;                   г) автора.

2. О каком историческом лице упоминается в поэме?

а) об Олеге; б) об Игоре;     в) о Владимире.

3. Какие традиционные элементы сказок встречаются в про изведении?

а) сказочный зачин; в) герои — животные;  б) волшебные предметы;      г) победа добра над злом.

4. Какие волшебные предметы используют герои «Руслана и Людмилы»?

а) волшебный клубок; б) ковер-самолет; в) шапка-невидимка; г) меч-кладенец; д) живая вода; е) молодильные яблоки.

5. О каком о русском городе говорится в произведении?

а) о Москве;      б) о Новгороде;      в) о Владимире;     г) о Киеве.

6. Определите, какие из эпитетов являются постоянными, а какие — авторскими.

а) верный меч;    б) конь ретивый;       в) молодая кровь;  г) тоскующая душа;   д) темная ночь; е) бранная слава; ж) ясны очи;

з) синие туманы.

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и  семи богатырях».

  1. В какой праздник Бог дает царице дочь?      (В сочельник)
  2. Сколько времени прошло, прежде чем царь «женился на другой»?     (Год)
  3. Чей это портрет: «Высока, стройна, бела, И умом, и всем взяла; Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива»?       (Царица)
  4. Как звали жениха царевны молодой?    (Королевич Елисей)
  5. Кто такая «чернавка»?   (Служанка, сенная девушка)
  6. Сколько богатырей жило в тереме?     (Семь)
  7. Чем угощали богатыри царевну?   («Подносили пирожок, рюмку полну наливали»)
  8. Как звали пса?    (Соколко)
  9. У кого просил помощи Елисей в поисках царевны? (У солнышка, месяца, ветра)
  10. Как разбудил Елисей царевну?     («И о гроб невесты милой он ударился всей силой»)
  11. Чем закончилась сказка?      («И с невестою своей обвенчался Елисей»)

Тест по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

1. К какому роду литературы относится произведение?

а) эпос;    б) лирика;    в) драма.

2. Кто является рассказчиком в стихотворении?

а) автор;  б) солдат — участник сражения;  в) полковник;   г) молодой воин.

3. Какую форму повествования использует М.Ю. Лермонтов в стихотворении?

а) повествование; в) монолог; б) диалог; г) авторское рассуждение

4. К какому композиционному элементу стихотворения относятся приведенные ниже строки?

а) завязка;   б) развязка;  в) пролог;     д) развитие действия;    е) экспозиция;   ж) кульминация.

 5. Кто является главным героем в стихотворении?

а) рассказчик;       б) полковник;      в) автор;     г) народ.

6. Когда было написано стихотворение?

а) во время сражения;  

б) сразу после сражения;

в) через 10 лет после сражения;

г) через 25 лет после сражения.

Тест по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

1. Что описал автор в «Муму»?

а) любовь Герасима к Муму;  б) жизнь столичного дворянства;     в) духовное перерождение человека.

2. К кому из героев рассказа автор относится иронически'.'

а) к Татьяне; г) к Герасиму;  б) к барыне; д) к Капитану.  в) к Муму;

3. Что значит: Герасим в «счастливый год очень был доволен своей судьбой»?

а) спас Муму;        б) полюбил город;        в) пережил чувство участия и любви, понял, что кому-то нужен.

4. Распределите последовательно элементы композиции ли тературного произведения.

а) завязка;    б) развязка;     в) пролог;     г) эпилог;      д) развитие действия;    е) экспозиция;     ж) кульминация.

 5. Какие действия Герасима помогают понять его внутренние переживания до гибели Муму?

а) распахнул дверь и вышел на крыльцо;

б) зашел с Муму в трактир и накормил собаку;

в) долго греб против течения;

г) искал лодку.

6. Какие явления в «Муму» можно назвать символичными?

а) описание жизни барской усадьбы;

б) угодливость и бесправие дворни;

в) деспотизм барыни;

г) немоту Герасима.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».

  1. Социальное происхождение Жилина?   (Барин)
  2. Где он служил?   (На Кавказе)
  3. Почему Жилин решил съездить домой в отпуск?    (Мать позвала)
  4. Чин Костылина?   (Офицер)
  5. Сколько ведер водки поставил Жилин солдатам перед отъездом в отпуск?    (Четыре)
  6. Кто это: «Грузный мужчина, толстый, красный»?   (Костылин)
  7. Какая лошадь была у Жилина?  (Охотницкая)
  8. Какого роста был Жилин?   («Невелик ростом»)
  9. Сколько рублей заплатил Жилин за свою лошадь в табуне?   (100 рублей)
  10. Как называется татарская деревня?  (Аул)
  11. Сколько лет татарской девочке Дине?   (13 лет)
  12. Что ели татары?  (Блины просяные, масло коровье, пили бузу)
  13. Из чего сделано монисто у Дины?  (Из русских полтинников)
  14. Кто принес Жилину воды в яму?  (Дина)
  15. Татарское вино?    (Буза)
  16. Какой выкуп потребовали татары за Жилина?   (4 тысячи монет)
  17. Почему письмо Жилина никогда не дойдет до места назначения?   (Написал неправильный адрес)
  18. Чем кормили в плену Жилина и Костылина?  (Хлеб из просяной муки, лепешки или непеченое тесто)
  19. Чем отблагодарила Дина Жилина за куклу?   (Молоком)
  20. За что Жилин получил от Абдуллы бешмет?   (Часы починил)
  21. Как называются абрикосовые и персиковые деревья?   (Шепталы)
  22. Какие татары носят чалму?   (Кто побывал в Мекке)
  23. С чем сравнивает блеск глаз Дины автор?  (Со звездочками)
  24. Каким мясом поминали убитого брата рыжего татарина?   (Кониной)
  25. Как звали собаку татарина?   (Уляшин)
  26. Сколько писем написал Костылин, чтобы его выкупили из плена?  (4 письма)
  27. Что принесла Дина Жилину, чтобы тот выбрался из ямы и совершил побег?   (Шест)
  28. Судьба Костылина?   («Выкупили за 5 тысяч, еле живого привезли»)

А.Куприн «Чудесный доктор».

  1. В каком городе происходит действие рассказа?  (В Киеве)
  2. Около какого магазина стояли двое мальчуганов, «хохотали и толкали локтями друг друга»?  ( Гастрономический магазин)
  3. Температура воздуха того дня, когда мальчики «застыли» перед витриной этого магазина?   (Минус 12 градусов)
  4. Фамилия мальчиков?  (Мерцаловы)
  5. Настоящий запах нищеты?  (Керосиновый чад, грязное детское белье и запах крыс)
  6. Кто это: «Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Руки посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца»? (Мерцалов)
  7. Имя матери мальчиков?  (Елизавета Ивановна)
  8. Почему Мерцалов решил «бежать куда попало, бежать без оглядки»? (Чтобы «не видеть молчаливого отчаянья голодной семьи»)
  9. В шубе из какого зверя был господин, который «прочел» наставления Мерцалову?  (Енот)
  10. Кто это: «Старик небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах»?  (Незнакомец)
  11. Каким человеком был Мерцалов? (Кротким и застенчивым)
  12. Где Мерцалов встретил чудесного доктора?  (В зимнем саду)
  13. Фамилия чудесного доктора?  (Пирогов)
  14. Имя Мерцалова?  (Емельян)
  15. Когда происходят описанные события? (В сочельник)
  16. Жанр рассказа «Чудесный доктор»?  (Рождественский рассказ)

Д.Лондон «Сказание о Кише».

  1. Как называется хижина канадских эскимосов?   (Иглу)
  2. Кем был отец Киша?   (Отважным охотником)
  3. Имя вождя племени?  (Клош-Кван)
  4. Имя матери Киша?   (Айкига)
  5. Что осталось в наследство Кишу от отца?  (Копье)
  6. Что сделала Айкига в знак скорби по сыну?   (Вымазала лицо сажей)
  7. Первый «улов» Киша?   (Медведица и два медвежонка)
  8. Сколько часов спал Киш после первой охоты?  (20 часов)
  9. Почему охота Киша всегда была удачной?  (Знал один секрет)
  10. Кто «бросил Кишу в глаза обвинение в колдовстве»?  (Уг-Глук)
  11. В чем заключался секрет удачной охоты Киша?   (В маленьком шарике из тюленьего жира и китового уса)
  12. Кем избрали Киша соплеменники за добропорядочность?  (Вождем племени)

А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».

  1. Чем славился Петербург в Европе?  (Своею красотою)
  2. Имя главного героя?   (Алеша)
  3. Когда герой горько чувствовал свое одиночество?   (В субботу)
  4. Национальность учителя?  (Немец)
  5. Любимое занятие героя в долгие зимние вечера?  (Мысленно переноситься в давно прошедшие века, кормить курочек)
  6. Имя черной хохлатой курицы?  (Чернушка)
  7. Что подарили когда-то учителю родители учеников?  (Два бриллиантовых перстня)
  8. Имя ненавистной кухарки?   (Тринушка)
  9. Как откупил герой любимую курицу от ножа кухарки?   (Дал той империал)
  10. У кого Алеша попросил лапу?  (У старушки кошки)
  11. Что за «великую услугу» оказал герой?   (Спас от смерти главного министра)
  12. Что пожелал герой за свой поступок?   (Чтобы, не учившись, всегда знать урок)
  13. Что получил герой?   (Конопляное семечко)
  14. Куда положил Алеша подарок?  (В карман)
  15. Что представляет из себя лошадь, на которой герой отправился на охоту?   (Палка)
  16. Кто преподавал историю в пансионе?   (Держатель пансиона)
  17. Каким сделался герой после получения подарка?   (Гордым и непослушным)
  18. Как нарушил обещание Алеша, данное черной курице?   (Он обо всем рассказал учителю и ученикам)
  19. За что высекли Алешу?   (За правду)
  20. За что Чернушку-министра заковали в цепи? (За нескромность)
  21. Что случилось с Алешей после последней встречи с Чернушкой?   (Сильная горячка)
  22. Автор «Черной курицы»?   (Антоний Погорельский)

Итоговый тест                       

1. Стих — это:

а) синоним слова «стихотворение»;

б) стихотворная строка;

в) строфа стихотворения;

г) троп.


2. Какое произведение не принадлежит перу Н.А. Некрасова? а) «Крестьянские дети»;   б) «На Волге»;     в) «Теплый хлеб»;            г) «Мороз, Красный нос».

3. Какой автор не написал произведения с названием «Кавказский пленник»?

а) А.П. Платонов;      б) Л.Н. Толстой;     в) Саша Черный;      г) А.С. Пушкин.

4. В каких из перечисленных произведений главными героями являются дети?

а) «Медной горы Хозяйка»;   в) «Сказание о Кише»;

б) «В дурном обществе»;       г) «Заколдованное место».

5. Какие из перечисленных произведений имеют признаки баллады?

а) «Бородино»;     б) «Кубок»;     в) «Вересковый мед»;     г) «У лукоморья».

6. Какой главный литературный прием лежит в основе загадки?

а)гипербола;      б) эпитет;        в) олицетворение;     г) метафора.

7. Кто из художников написал картину «Бурлаки на Волге»?

а) И.Е. Репин;       б) В.Д. Поленов;       в) В.М. Васнецов;     г) И.И. Левитан.

8. Каким размером написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь...»?

а) ямбом;       б)хореем;      в) дактилем;     г) анапестом.

9. Соотнесите авторов и их произведения:

а) «Заколдованное место»;                                                     1) С.Я. Маршак;

б) «Спящая царевна»;                                                             2) Н.В. Гоголь;

в) «Двенадцать месяцев»,                                                       3) Л.С. Пушкин;

г) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях                4) В.А Жуковский, -.

10. Соотнесите писателей и литературные места, связанные с их именами.

а) Константиново;                                        I) Л.Н Толстой;

б) Тарханы;                                                   2) С.А. Есенин;

в) Ясная Поляна;                                          3) АС. Пушкин;

г) Спасское-Лутовипоио;                            4) А. П Чехов;

д) Таганрог;                                                   5) И.С. Тургенев;

е) Захарово.                                                   6) М.Ю. Лермонтов,

                                                                 

 Ключи к тестам

 

Тест по теме «Фольклор»

1 — в; 2 — в; 3 — г; 4 — а, б, в, ж, з, и; 5 — г;   6 - в; 7 — 1|)-б, 2) а, 3)—г, 4)—в; 8 — в; 9 — в; 10 — в, д, е; 11 — помощники: а, б, д, и, вредители: в, г, е, ж, з; 12 — 1)—в, 2)—а, 3)—б.

Тест по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

1 — г; 2 - в; 3 — а, б, г; 4 — в, г, д; 5 — г; 6 — постоянные: б, д, ж, з, авторские: а, в, г, е.

Тест по теме «Литературные сказки»

1 - в; 2 - г; 3 - б; 4 - Царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина; 5 — 1)—б, 2)—в, 3)—а; 6 — г; 7 - а, б, г; 8 - 1)-б, 2)-в, 3)-г, 4)-а.

Тест по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

1 — а, в; 2 — б, д; 3 — в; 4 - в, е, а, д, ж, б, г; 5 - б, в; 6 - г.

Тест по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

1 — а; 2 - б; 3 - б, в; 4 - б; 5 - г; 6 — г.

Итоговый тест

1 - б; 2 — в; 3 - а; 4 — б, в; 5 - а, б, в; 6 - г; 7 — а; 8 - а; 9 - 1) В, 2)-а, 3)-г, 4)-б; 10 - 1)-в, 2)-а, 3)-е, 4)-д, 5)-г, 6)-б.

 ПРОИЗВЕДЕНИЯ  ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Пословицы, поговорки.
В. А. Жуковски й. Спящая царевна (отрывок).
И. А. Крылов. Басни (по выбору).
А. С. Пуш к и н. У лукоморья. ... Няне.
Н. А. Н е к ра с о в. «Есть женщины в русских селеньях...». «Крестьянские дети» (отрывок из стихотворения «Однажды в студеную, зимнюю пору..»
А. А. Ф е т. Весенний дождь.
М. Ю.Лермонтов. Бородино.
С. А. Е сен и н. «Я покинул родимый дом...». «Низкий дом с голубыми ставнями. .». (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (А. Т. Т в а рд о в с к и й, К. М. С и м онов и др.).

Из раздела «О Родине и родной природе (1— 2 стихотворения).


ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
5—11 классы

Пятый класс

Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе.
Русские народные сказки.
Загадки, частушки, поговорки, песни.
Сказки народов мира.
Из древнерусской литературы
Афанасий Никитин. Из «Хожения за три моря»
Из русской литературы ХУIII века
А.д. Кантемир. Верблюд и лисица.
М. В. Ломоносов. Лишь только дневный шум умолк...

Басни В.Тредиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор).
Из русской литературы ХIХ века
И. А. Крылов (3—4 басни на выбор).
К. Ф. Ры ле е в. Иван Сусанин.
А. А. Дельвиг. Русская песня.
Е. А. Баратынский. Водопад. Чудный град порой сольется... .
А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.
М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Ашик-Кериб (сказка).
А. В. Кольцов. Осень. Урожай.
Н. В. Гоголь. Страшная месть.
Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.
д. В. Григорович. Гутгаперчевый мальчик.
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.
В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
А. А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза...» и др.
И. С. Никитин. Утро. Пахарь.
Я. П. Полонский. Утро.
А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат...».
Ф. И. Тютчев. Утро в горах.
Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.
Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.
А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.
Из русской литературы ХХ века
М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».
А. И. Куприн. Чудесный доктор.
И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись.. «Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит..», «Помню — долгий зимний вечер..
А. А. Блок. «Встану я в утро туманное.». «На весеннем пути в теремок..
С. А. Есенин. Песнь о собаке.
Дон-Аминадо. Колыбельная.
И.С.Соколов-Микитов. Зима.
П. П. Бажов. Каменный цветок.
М. М. Пришвин. Моя родина.
С.Я.
 Маршак. Двенадцать месяцев.
А. Т. Твардовский. Лес осенью.
Е. И. Носов. Варька.
В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.
Из зарубежной литературы
Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор).
Д.Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.
М. Твен.. Приключения Тома Сойера.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

авторская программа

учебники и учебные пособия

методические материалы

дидактические материалы

материалы для контроля

медиаресурсы

В.Я.Коровиной

Литература 5 кл. учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина [и др.]. – М.: Просвещение, 2009

Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М: «ВАКО», 2005

Журавлёв В.П., Коровин В.И., Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы 5 кл. – М.: Просвещение, 2003

Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н.Ф.Ромашина – Волгоград: Учитель, 2008

Виртуальная школа КМ. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс. 6 класс.

Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 5 классе. Книга для учителя. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово» - РС», 2000

Литература: 5 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. – М.: Эксмо, 2008

электронное приложение к учебному пособию Литература 5 кл. учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина [и др.]. – М.: Просвещение, 2009


 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...