"Вот опять окно..."
методическая разработка по литературе по теме

"Окно" в литературе и живописи (творческая лаборатория учащихся 7-11 классов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vot_opyat_okno....doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия

Учитель литературы

     Мы с детства привыкаем к словам, они для нас становятся обычными, не вызывают никаких ассоциаций, эмоций. Мы пользуемся ими так же естественно, как ходим, смотрим, дышим. А ведь у слова, как и у человека, своя биография. Наша с вами задача сегодня – взглянуть на знакомое слово свежим взглядом, открыть его для себя заново. И пусть этим словом будет ОКНО.

     Конечно же, в первую очередь мы обратились к лексическому значению слова «окно». Заглянули в толковый словарь русского языка. И вот что мы узнали.

  1. Окно – отверстие в стене для света и воздуха, а также застеклённая рама, закрывающая это отверстие.
  2. Окно (перен.) – отверстие в чём-нибудь.
  3. Окно (перен.) – место, через которое можно выйти куда-нибудь, увидеть что-нибудь, «нести свет».

Итак, благодаря такому значению слово превращается в символ.

(А что такое символ?)

Символом чего может быть слово «окно»?

  1. Символ света, надежды, любви.
  2. Символом открытия мира.
  3. Символом будущего.
  4. Символом дороги…

Искусствовед 1

        Минуточку, разрешите и нам принять участие в столь обещающей быть интересной беседе. Вы, как преподаватель словесности, рассматриваете слова с точки зрения фонетического состава, морфемного, не забудете ещё и морфологические признаки… Оставим это урокам русского языка. Здесь, я вижу небольшую экспозицию рисунков, объединяющая тема которых – окно. Хотелось бы посмотреть на  юные дарования и послушать их. Пусть они нам поведают о своих ассоциациях, ощущениях, связанных с образом ОКНА. 

Выступление художников (вопросы зрителей – ответы ребят)

Искусствовед 1

       Неплохо, неплохо. Весьма похвальны ваши попытки показать в своих работах, что для вас окно – и символ взаимосвязи человека и окружающего мира, на мой взгляд, удачны. Кто-то сказал, что окно – глаза дома. Недаром корни слов «окно» и «око» созвучны. Я не ошибаюсь?

Искусствовед 2

      Я хочу продолжить разговор о развитии темы окно в живописи и познакомлю вас с произведением Леонардо да Винчи. На полотнах великого Леонардо многие его мадонны изображены на фоне окна. Что это – символ? Или просто фон, на котором предстаёт мадонна?

     Скорее всего и то, и другое (пожалуйста, слайд)

     На картине «Мадонна Литта» лицо Марии исполнено глубокого, таинственного очарования. Она вся сосредоточена на сыне. Эта женщина само воплощение материнства, создательница и хранительница жизни. Такой образ чужд суетного и временного. В геометрически правильные стрельчатых окнах видны горы, небо. И яркая голубизна придаёт всей картине радость, наполняет её особым светом. Окна связывают мир земной и мир небесный и выражают идею вечности.

Искусствовед 3

     «Мадонна в скалах» - картина, форматом напоминающая типичное ренессансное окно: прямоугольник, наверху закруглённый. Это распространённый в живописи того времени формат.

     Ренессансная картина – действительно, подобие окна, окна в мир. Открывающийся в нём мир укрупнён, величав, торжественен, чем настоящий, но столь же реален. Он поражает глаз своей реальностью, словно являясь её зеркальным отражением.

     Через «окно» великого художника мы заглядываем в полутёмный сталактитовый грот, где пространство уходит в глубину плавно, неощутимо перетекая из одного плана в другой, выводя к светлому выходу из пещеры. И группа из четырёх фигур – Мария, маленький Христос, маленький Иоанн Креститель и ангел расположена не на «фоне» пещеры, а действительно внутри неё, как говорят, в «среде», причём сама эта группа пространственна. «Окно» Леонардо да Винчи подчёркивает бездонность, неисчерпаемость природы и человека.

Литературный критик 1

     Смотрю на ваши работы и думаю о том, что маленькое слово «окно» растревожило ваше воображение и подвигло к открытию этого слова заново. Меня взволновали ваши яркие, самобытные картины.

     Бывают в жизни минуты острого ощущения одиночества, грусти, даже отчаяния. Идёшь по улице, ничего и никого не замечая. Плохо – сумраки души. Наверное, всем знакомое состояние. Темно и душно, темно на улице. И вдруг что-то начинает изменяться. Откуда-то идут волны тепла и надежды, а главное – свет, который всё вокруг сделал светлее и в душу проник. Это луч света из окна, кто за ним? О чём он думает? Спасибо, что помог…

Учитель литературы

     Одно окно… Другое… У Марины Цветаевой есть стихотворение, которое так и называется: «Вот опять окно».

                                                             Вот опять окно,

Где опять не спят.

Может – пьют вино,

Может – так сидят.

Или просто – рук

Не разнимут двое.

В каждом доме, друг,

Есть окно такое.

Крик разлук и встреч –

Ты, окно в ночи!

Может – сотни свеч,

Может – три свечи…

Нет и нет уму

Моему – покоя.

И в моём дому

Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,

За окно с огнём!

М. Цветаева

     - Понравилось вам это стихотворение?

     - Какой из ваших рисунков созвучен этому стихотворению?

     - Как вы думаете, почему тема, о которой идёт сегодня речь, привлекла многих художников, поэтов? Да и вас, судя по вашим работам, она тоже не оставила равнодушными…

(ответы учащихся)

      По-моему, ответ нужно искать в смысле слова, в тех ассоциациях, которые оно рождает…Я думаю, что надо предоставить слово любителям поэзии и литературным критикам.

Окно

Окно открыто в сад весенний и дневной.

Блеск подоконника разглажен тишиной.

      Толчками, точками в окно влетают пчёлы…

            В нём гибко сцеплены жасмин, горошек, мак…

       От пламенности дня в глазах весёлый мрак –

                                              Секунда слабости весёлой.

   До красных кирпичей дотронулся вьюнок,

  Как тонкое жабо до грубых красных щёк.

    В тени камней стены ещё дымится влага…

                                              Окно невысоко, и есть упор для ног,

                А там – прогретый путь и долгий день для шага…

                                                                           Новелла Матвеева

                      Литературный критик 1

                  Среди ваших картин я вижу и такие, которые выражают основную мысль этого стихотворения.

            Значит, окно – это ещё и путь в большой мир, связующее звено между нашим домом и окружающим м          миром.

                                               

                                               Полночь в моё городское окно

                                                                 Входит с ночными дарами:

                                                                 Позднее небо полным-полно

                                                                 Скученных звёзд мирами.

                                                                  Сладкой бессонницей юность мою

                                                                  Звёздное небо томило:

                                                                  Где бы я ни был, казалось, стою

                                                                  В центре вселенского мира.

                                                                                           А. Твардовский

                     О чём это небольшоё стихотворение? Об ощущении человека, который всматривается  в глубину

                 ночи, размышляет о вечности. Человек – частица, хоть и  малая, целой Вселенной. Звёзды входят

                 в городское окно, несут ночные дары. Мир хрупок и мал, непрочен   и может треснуть   в любую

                 минуту, как тонкое стекло.

Ты мне снишься в несбыточном сне
про весенний Париж:
по-кошачьи сидишь на окне
и по-рыбьи молчишь.

Дым идет из кирпичной трубы,
с неба дождик летит.
Не могу по-французски забыть,
по-английски уйти.

Я, наверно, нелепым кажусь
за окном фонарю:
на тебя по-медвежьи сержусь,
по-собачьи смотрю.

Я о вечной любви на земле
не умею сказать.
Я рисую на мокром стекле
дождь в твоих волосах.

                  М. Алексеева

Литературный критик 2

В этом стихотворении собрано все, что в представлении людей связано с любовью: весна, сон, Париж, дым из кирпичной трубы, дождь, мокрое стекло...

Литературный критик 3

Я же думаю, что стихотворение трагично, потому что  в нём говорится о  несбыточной мечте, о любви. Автор использует прием сравнения. В конце стихотворения сказано, что о вечной любви писать очень трудно, но у автора это получилось.

Литературный критик 2

       Влюбленный сравнивает свою возлюбленную с грациозной кошкой, свернувшейся в клубок на окне, с молчаливой рыбой. Он говорит, что сердится на нее, по-медвежьи сердится, т.е. не обижаясь; смотрит по-собачьи, значит, доверяет.         Да, да, и верно вы отметили роль наречий: с их помощью  сравнивается мир реальный с дымом из кирпичной трубы, с фонарем за окном (герой находится в комнате) – и мир влюбленного человека, который не хочет расставаться с возлюбленной даже во сне.

Литературный критик 1

      Тема стихотворения – мечты. Мечты, которые никогда не сбудутся и, словно сон, канут в вечность. И эти несбыточные мечты о красоте и вечности воплотились в стихотворение. Автор передал  всю нежность и искренность своей любви, превратив слова  в музыку. Герой и героиня стихотворения живут в разных мирах и никогда не соприкоснутся. Две неразделенные души не могут сойтись. Их встреча невозможна, нереальна. Между ними окно…


Высоко моё оконце!

Не достанешь перстеньком!

На стене чердачной солнце

От окна легло крестом.

Тонкий крест оконной рамы.

Мир. – На вечны времена.

И мерещится мне: в самом

Небе я погребена!

М. Цветаева

             

           

                 Учитель литературы

    Ребята, а кто ещё из поэтов обращался к этой теме?

У окна

В моё окно глядит луна.

Трюмо блистает элегантное.

Окно замёрзло бриллиантное.

Я онемела у окна.

Луна глядит в моё окно,

Как некий глаз потустороннего.

С мечтой о нём молю: «Не тронь его,

Луна: люблю его давно…

В моё окно луна глядит

То угрожающе, то вкрадчиво.

Молюсь за чистого, за падшего

В порок, с отчаяньем в груди.

Луна глядит в окно моё,

Как в транс пришедшая пророчица.

Ах, отчего же мне так хочется

Переселиться на неё?..

Игорь Северянин

На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели.

В верхних стеклах — небо светло-синее

И застреха в снеговой пыли.

Всходит солнце, бодрое от холода,

Золотится отблеском окно,

Утро тихо, радостно и молодо.

Белым снегом все запушено.

И все утро яркие и чистые

Буду видеть краски в вышине,

И до полдня будут серебристые

Хризантемы на моем окне.

                 Иван Бунин

Ты рисовала маслом на холсте
И в краски жизнь по капельке вдыхала.
И прятала под старым покрывалом
Своей души тончайшие мазки.
А за окном уж не видать ни зги.
Пурга с морозом вычертит зигзаги.
А ты рисуешь аромат из сада,
Когда ветра выносят все мозги.
Художница, влюблённая в поэта…
Есть краски, если не хватает слов.
Палитра, как стихи, пришла из снов.
И на холсте твоём зимою – лето.
Я чувствую тепло. Ни дать, ни взять.
Одарена ты небом и богами,
Раз можешь и в проём оконной рамы
Свой мир особый, цельный увидать.

ОТРАДА

Пластиковые окна, вы одна отрада.
Для простого люда, больше и не надо.
Небольшие цены, белизна фасада,
И в квартире с ними, тишина в награду.

Не страшны им ветры, холода, дожди.
Ты их только бережно тряпочкой протри.
И ответят окна, теплотой уюта.
Пластиковые окна – это просто круто.

Во сне открылось вдруг Окно

В чудесный, странный мир.

Там все картинки, как в кино,

И смутен ориентир…

Туда летим на зов в ночи,

С мечтою говоря.

На самый краешек души,

За горы, за моря…

В одно окно смотрели двое.

Один увидел – дождь и грязь,

Другой – листвы зелёной вязь,

Весну и небо голубое!

…В одно окно смотрели двое!

(собственные стихи и проза)

Учитель литературы

       Стихотворения, которые мы прослушали, отражают взгляд героя из окна в многозвучный, насыщенный мир, зовущий к себе. Мы увидели, что за каждым окном – неведомый нам мир человеческих отношений, судеб. Светятся окна – значит, жизнь идёт своим чередом. Коротенькое слово «ОКНО», но какое светлое, духовное начало несёт оно в себе.

     «Помолись, дружок…За окно с огнём!»  

     Пусть ваши окна будут распахнуты навстречу жизни, и пусть в них горит негасимый свет тепла, добра, любви.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Всеобщая история искусств в пересказе Юрия Герчука. Искусство. – 2001. – 7
  2. Коложвари И., Сечникова Л. Интегрированный курс: Как его разрабатывать. Народное образование. – 1999. - № 2.
  3. Успенский Л. Слово о словах: Имя дома твоего. – Л.: Лениздат, 1974.
  4. Гребенникова Н. Урок развития речи. ж/л Русский язык в школе. – 1992. - № 4.
  5. Балагурова М. Душа обязана трудиться. Вечер в гостиной. ж\л Литература в школе. – 2008. - № 7.
  6. Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. – М.: Худож. лит., 2001.
  7. Поэзия серебряного века. Библиотека поэзии. – Спб.: Диамант. 2008.
  8. Словарь русского языка. – М.: Институт русского языка АНСССР; Русский язык, 1986. – Т. 2.

 

«ВОТ  ОПЯТЬ  ОКНО…»

(творческая лаборатория учащихся 7 – 11 классов)

ЦЕЛЬ: -  развитие творческих способностей учащихся;

              -  развитие навыков поисковой работы с целью создания проекта по

                 выбранной теме;

              -  развитие коммуникативных умений и навыков;            

              -  интеграция учебных дисциплин: литературы, русского языка, МХК.

                                                                               Учитель русского языка и литературы

                                                                                             Яценко О. Ю.

МБОУ гимназии № 103

г. Минеральные Воды

2001 – 2012 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество – окно в мир.

Интерпретация стихотворения Венены Петровской "Открою форточку - летите сны бумажные"...

Материал к уроку информатики в 5 классе "Окно в компьютерный мир"

Цель урока: формирование понятия компьютерного окна, его элементов как составляющей части графического интерфейса и умения выполнять основные действия с окном.В комплекте представлена презентация к ур...

Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)

Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку  издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...

Опять война, опять блокада

Сценарий внеклассного мерооприятия,посвященного Дню снятия блокады Ленинграда...

«ОКНА КАК ВЗГЛЯД НА МИР,ОКНА КАК ЧАСТИЦА ДУШИ РУССКОЙ ПОЭЗИИ» (УРОК-ВЗГЛЯД ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА)

Цель урока: воспитание любви к родной литературеЗадачи урока: обучение выразительному чтению поэтического текста и взгляду на него как на исповедь поэта, развитие способности видеть глубинное в обычны...

классный час "Опять война. опять блокада"

: Светлой памяти жителей  блокадного  Города Ленинграда мы посвящаем наше выступлениеЦель и задачи:   Показать на конкретных фактах    истории  мужество русских...