Конспект "Поедем в Царское Село"
план-конспект урока литературы (9 класс) по теме

Урок внеклассного чтения в 9 классе - виртуальная экскурсия с использованием ЦОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poedem_v_carskoe_selo18.02.11.docx34.79 КБ
Файл konspekt_uchebnogo_zanyatiya.docx41.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 9 классе

ОУ: МОУ «ООШ  № 3» г. Энгельса Саратовской области

Учитель: Полещенко Ольга Николаевна.

Класс: 9.

Тема: «Давай поедем в Царское Село!..»

Продолжительность урока: 45 мин.

Тип учебного занятия: урок-экскурсия.

Цель урока: Сформировать целостное представление о Царском Селе как о памятнике русской культуры и его изображении в русской литературе XVIII – XX  веков.

Задачи урока:

  1. Рассмотреть этапы формирования дворцовой и парковой зоны в Царском Селе и их отражение в русской лирике  XVIII – XX  веков; проследить изменение изображения Царского Села поэтов XVIII – XX  веков.
  2. Формировать культурологическую компетентность обучающихся, совершенствовать исследовательские навыки обучающихся.
  3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к культурному достоянию России.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, рисунки, публикации.

Дидактические материалы: Презентация, подготовленная учителем и обучающимися.

Как если зданиям прекрасным
Умножить должно звезд число,
Созвездием являться ясным
Достойно Царское Село

М. В. Ломоносов

Ход учебного занятия:

1. Организация начала урока 2 мин.

Цель этапа: Подготовка обучающихся к работе.

Компетенции

методы

формы

Используемое ИКТ

знания

умения

Организация внимания и внутренней готовности

Умение организоваться, быстро включится в деловой ритм

словесный

фронтальный

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку, раскрытие общих целей к уроку

Подготовка к работе, включение в деловой ритм

2. Изучение нового материала: 30 мин.

Цель этапа: Ввести в атмосферу Царского Села XVIII - начала XX века, познакомить с особенностями архитектуры и садово- паркового искусства различных эпох и их отражением в литературе, дать представление о развитии литературы от классицизма до реализма, акмеизма.

Компетенции

методы

формы

Используемое ИКТ

знания

умения

Основные исторические события изучаемого периода; содержание материала презентаций групп учащихся

использовать исследовательские навыков; умение работать в команде над решением единой проблемы, планировать и реализовывать проектную деятельность; умение выделять главное, сопоставлять, делать выводы.

словесный, взаимоконтроль, наглядный

индивидуальная, групповая

1. Презентация, подготовленная учителем.

2. Презентации, подготовленные группами обучающихся в рамках проекта.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Вступительное слово учителя:

Какая царская нынче осень в Царском Селе!  
Какие красные листья тянутся к черной земле,  
какое синее небо и золотая трава,  
какие высокопарные хочется крикнуть слова.

Булат Окуджава Осень в Царском Селе

Наряду с Петербургом и Москвой, Киевом и Одессой, давно ставшими полноправными «героями» русской литературы, можно в качестве города - литературного образа назвать и Царское Село. Начиная с М. В. Ломоносов, Г. Р. Державина и вплоть до ХХ века, Царское Село имело своё «лицо», составляло не только архитектурный, но и определённый литературный комплекс. Проследить, говоря словами А. А. Фета, «ряд волшебных изменений милого лица», то есть восприятие и изображение Царского Села в русской поэзии допушкинского и пушкинского периодов является целью нашего урока.

  1. Предлагает выбрать те исторические события, которые повлияли на строительство Царского Села. (Приложение,).

  1. Предлагает учащимся начать заполнение Карты урока «Три века Царского Села». (См. Приложение)
  2. Предлагает учащимся прослушать выступление 1 группы.

  1. Предлагает учащимся заполнять таблицу по ходу представления презентаций членами групп (слайд №2-10).

  1. Предоставляет слово учащимся 2 группы.

  1. Предлагает всему классу проверить заполнение таблицы, внести нужные поправки. (Слайд № 22 - 24)

Предоставляет слово учащимся 3 группы «Отечество нам Царское Село!...»

Традиция подобного восприятия и изображения царскосельских «садов» в стихотворных опытах лицеистов последующих выпусков Предлагает всему классу проверить заполнение таблицы, внести нужные поправки. (Слайд №25-26)

  1. Предоставляет слово учащимся 4 группы.
  2. Предлагает всему классу проверить заполнение таблицы, внести нужные поправки. (Слайд №27-32)

 Царское Село в литературе второй половины ХIХ века. Ф. И. Тютчев.

Царское Село в литературе ХХ века. А. Ахматова. И. Анненский.

  1. Слушают вступительное слово учителя.

Обучающиеся самостоятельно выбирают исторические события, связанные со строительством и перестройкой дворцов в Царском Селе.

Сначала Царское Село воспринималось как зримое доказательство величия царственного замысла, очередное «чудо света», подобное Петергофу, Ораниенбауму или самой великой новой столице – Санкт-Петербургу. Это мы видим в одах М. В. Ломоносова. Он первым сравнил Царскосельскую резиденцию Елизаветы Петровны с райским садом, пленяющим своим цветением и божественной красотой.

Эту традицию продолжил и развил И.Ф. Богданович. Но, в отличие о Ломоносова, он воспевал уже екатерининское Царское Село, должна была создаваться «каменная летопись» славы России, воинских побед «екатерининских орлов», знаменательных событий её просвещённого правления.

Г.Р. Державин воспел Царское Село времён расцвета екатерининского правления Царское Село изображается Державиным прекрасным и священным обиталищем «богини», достойным обрамлением и земным воплощением славы и величия императрицы

  1. Учащиеся иллюстрируют рассказ учителя чтением стихотворений

  1. Представление презентации учащимися группы № 1 (Слайды № 2-10)

  1. Учащиеся заполняют таблицу.

  1. Представление презентации учащимися группы № 2 (слайды № 11 –14). По ходу представления поэтов учащиеся читают стихотворения
  2. Учащиеся класса заполняют графы таблицы.

  1. Учащиеся проверяют свои записи, вносят поправки, дополнения.

Царское Село для Пушкина и его товарищей – это прежде всего Лицей. Не величественные дворцы и не прекрасные парки вспоминаются им в первую очередь при звуках этого словосочетания, а счастливое братство юных сердец, заботливая мудрость наставников, храм науки, под своды которого они когда-то благоговейно вошли.

Представление презентации учащимися группы № 3 (Слайды № 15- 18). Учащиеся читают наизусть стихотворения. (Пушкин А.С. «Воспоминания в Царском Селе», «В начале жизни школу помню я…», «19 октября». 1825, «Царское Село». 1823,

  1. Учащиеся класса заполняют графы таблицы
  2. Учащиеся проверяют свои записи, вносят поправки, дополнения.

Пушкин в Царском Селе в 1831 году.

  1. Представление презентации учащимися группы № 4 (Слайды № 27-32). По ходу представления поэтов-
  2. Учащиеся класса заполняют графы таблицы
  3. Учащиеся корректируют записи в таблице.

3. Закрепление материала.

Проект маршрута литературной экскурсии по Царскому Селу.

Цель этапа: Закрепить и систематизировать полученные знания.

Компетенции

методы

формы

Используемое ИКТ

знания

умения

Изменение восприятия  Царского Села поэтов начала XVIII - начала XX века (от восхищения красотами пейзажа и дворцов до преклонения перед А. С. Пушкиным)

сопоставлять, делать выводы

словесный

Индивидуальная, групповая.

Слайд-фильм

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Дает задание:

Определить маршруты экскурсии по Царскому Селу, связанные с архитектурой и литературой начала XVIII - начала XX века. Обосновать ответ.

Выбираю маршруты экскурсий, подбирают стихи, относящиеся к достопримечательностям.

4. Обобщение и систематизация знаний: 10 мин.

Цель этапа: Обобщить, закрепить и систематизировать полученные знания.

Компетенции

методы

формы

Используемое ИКТ

знания

умения

Оособенности развития отношения к Царскому Селу поэтов начала XVIII - начала XX века

сопоставлять, делать выводы

словесный

коллективная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

В ходе мы имели возможность увидеть, пусть пока в общих чертах, богатство литературы, посвящённой Царскому Селу.

  1. Задает вопросы:

- Чем различается восприятие Царского Села поэтами различных эпох?

- Что воспевают в Царском Селе поэты XVIII века М. В.Ломоносов, Богданович, Г. Р. Державин;

ХIХ века А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, М. Е.Щедрин;

Начала ХХ века И. Северянин, А. Ахматова?

- Какие черты отмечают и воспевают в Царском Селе?

- Чем различается восприятие Царского Села поэтами различных эпох?

- Что объединяет стихи таких разных поэтов?

Определить комплекс поэтических тем, связанных с Царским Селом.

  1. Осмысливая информацию, полученную на уроке, учащиеся, возвращаясь к материалам таблицы, отвечают на вопрос и записывают черты, объединяющие отношение к Царскому Селу:

- всем поэтам свойственно ощущение гармонии Царского Села;

- все он по-особенному, трепетно относятся к Царскому Селу; что отражается в стихах (в образах, звуковой организации и ритмико-интонационной структуре поэтических текстов;

- их сближает беззаветная любовь к Царскому Селу, пейзажным паркам, памятникам.

Различия:

В стихах поэтов XVIII века (Ломоносова) сильны классицистические мотивы: прославление императриц, благодаря которым создавалось великолепие Царского Села.

 В творчестве поэтов конца XVIII века царскосельские пейзажи и памятники навевают воспоминания о воинских победах России, поэтому воспевается воинская слава России и Екатерина II.

А.С. Пушкин вначале следует этой традиции («Воспоминания в Царском Селе»), затем вносит личностное отношение, поэтому в более поздних стихотворениях  усиливается лирическое начало.

Стихи проникновенны, душевны, пробуждают «чувства добрые» и ностальгию по ушедшим лицейским временам.

В творчестве Ф. И. Тютчева царскосельский пейзаж вызывает восхищение и приводит к философским раздумьям о вечном.

В творчестве поэтов ХХ века соединяются две темы: личность А. Пушкина (его пребывание в Царском Селе, Лицей) и восхищение самим Царским Селом. У А. Ахматовой к этому добавляются переживания боль лирической героини, потерявшей возлюбленного. В более поздних стихах А. Ахматовой усиливается уважение к Пушкину-поэту и человеку.

Для И. Анненского, чья жизнь непосредственно связана с Царским  Селом, установкой памятника А. С. Пушкину, главное – личность великого поэта, преклонение перед его талантом.

В более позднее время поэтов и прозаиков привлекает тема лицейской жизни А. С. Пушкина, и Царское Село становится фоном. Исключение – рассказ Ю. Нагибина «Царскосельское утро».

Комплекс поэтических тем, связанных с Царским Селом:

– имперская история (эпоха Екатерины с ее «греческим проектом» и – позднее – эпоха Александра I);

– царская тема, мотив «земных богов»;

– архитектура (описание дворца с почти обязательным употреблением эпитета «золотой/златой»);

– парковый пейзаж (включающий описания деревьев, колористические детали, упоминания освещения и золота, монументов, вод и отражений в них, царскосельских лебедей);

– память/воспоминание;

– творчество/вдохновение (Державин, Пушкин: тема, которая получит развитие как «пушкинская» в поэзии XX в., в первую очередь – у А. Ахматовой).

4. Итоги. Информация о домашнем задании: 3 мин.

 Цель этапа: Подвести итоги урока, сообщить о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Компетенции

методы

формы

Используемое ИКТ

знания

умения

Внимательно слушать, своевременно записывать в дневнике, делать пометки (если нужно)

словесный

фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Итак, сегодня мы познакомились с особенностями

Домашнее задание:

1. Индивидуально: составить текст экскурсии по выбранному маршруту.

2. Фронтально: наизусть стихотворения о Царском Селе Ф. И. Тютчева и А. Ахматовой Подготовка интерпретации одного стихотворения.

Слушают, записывают домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия (литература) с использованием ИКТ

Название работы: Урок с использованием презентации «Поедем в Царское Село!..»

Автор: Полещенко Ольга Николаевна

Место работы:  Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №3» города Энгельса Саратовской области (МОУ «ООШ  № 3» г. Энгельса)

Предмет: литература, урок внеклассного чтения.

Тема: «Поедем в Царское Село!..». Изображение Царского Села в русской литературе XVIII-XX веков: традиции и новаторство.

Продолжительность: 2 урока по 45 минут.

Класс: 9.

Технологии (по Г.К.Селевко): культуровоспитывающая, технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова), личностно-ориентированное обучение; интегральная проектная; интегрированные технологии обучения на основе ИКТ с использованием мудьтимедийной презентации.

Тема учебного занятия: Урок внеклассного чтения «Поедем в Царское Село!..»

Тип учебного занятия: урок-экскурсия.

Цель:

Определить значимость Царского Села для русской литературы и культуры XVIII - XX веков.

Задачи:

1. Используя различные источники информации сформировать представление о Царском Селе как о месте, служившем источником вдохновения русских поэтов и художников; определить духовную ценность этого места в национальной культуре.

2. Формировать умение анализировать лирическое произведение на основе историко-культурного комментария; развивать навыки исследовательской деятельности, навыки работы с различными источниками информации, в том числе сети Интернет, навыки работы в группе.

3.Формировать эстетические и нравственные нормы; воспитывать бережное отношение к русской культуре.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, рисунки, публикации, тексты, бланки ответов.

Дидактические материалы к учебному занятию: мудьтимедийная презентация с фрагментом видеофильма и аудиосопровождения, подготовленная учителем и учащимися.

Ход учебного занятия:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя: (Слайд 1)

В России есть немало мест, при упоминании которых мы вспоминаем поэтов и писателей, живших и творивших здесь. К таким удивительным литературным местам, несомненно, относится Царское Село, не раз воспетое русскими поэтами XVIII - XX веков.

Как если зданиям прекрасным

Умножить должно звезд число,

Созвездием являться ясным

Достойно Царское Село,-

писал более двухсот лет назад М. В. Ломоносов. [1]

Царское Село стало источником вдохновения для юного А. Пушкина, зрелого Ф.И. Тютчева, А.А. Ахматовой. Поэты каждой эпохи находили здесь что-то своё, о чём хотели поведать в стихах, реже – в прозе. О том, почему Царское Село было и продолжает оставаться источником вдохновенья литераторов, архитекторов, художников, мы поговорим на сегодняшнем уроке. Мне бы хотелось, чтобы слова нашего современника – учёного и поэта А. Городницкого - «Поедем в Царское Село!» стали приглашением к путешествию – сначала заочному, виртуальному, а впоследствии – к настоящему. (Слайд 2. Фрагмент видеофильма). [2]

Готовясь к уроку, работая с текстами и материалами для сообщений в библиотеке и в сети Интернет, каждый выбрал для себя определённый круг вопросов, связанных с историей Царского Села, его памятников архитектуры и воинской славы, с творчеством поэтов разных эпох. Определился круг «специалистов»: историков, культурологов, литературоведов. Общим было задание, связанное с творчеством А.С. Пушкина.

Работая на уроке, узнавая новое, вы должны заполнить таблицу «Имена и вехи Царского Села». (Приложение №1) Этот материал станет для многих ориентиром в мире литературы и русской культуры.

Удивительна и необычна судьба Царского Села.

III. Изучение нового материала. Культурологический блок.

История Царского Села в литературе и живописи.

  1. Исторические вехи:
  1. Новгородские земли: Сарица в «Переписной окладной книге по Новгороду Вотской пятины» 1501 года.
  2. Шведские карты: Sarishoff, финские: Saari –mois → Сарицкая или Саарская мыза, Саарское и Сарское село. «Сари» - возвышенность, холм.
  3. 1702 год – упоминание в военных донесениях Петру I.
  4. 1703 – 1710 годы принадлежит А.Д. Меншикову, с 1710 года – Марте Скавронской, Екатерине I.
  5. 24 июня 1710 года – основание Царского Села.
  6. 1770-е годы: «Детище славной государыни» Екатерины II. (Слайд 5): Царское Село – место официальных приемов венценосных гостей, любимая резиденцией владык. [3, с. 31]
  1. Культурологический блок:

Екатерининский дворец. (Слайды 6-9):

  1. 1724 год – первый дворец (архитекторы И. Браунштейн и Ф. Ферстер). Сады и парки (Ян Розен, Иоганн Фохт).
  2. 1728 год – возведение барочного архитектурного ансамбля при Елизавете Петровне (Б. Растрелли). Отражение истории в живописи: Лансере Е.Е. (Слайды 3,4)
  1. Царское Село в литературе XVIII века:

Вопросы классу перед сообщениями группы литературоведов:

- В чём сходство и различие в описании Царского Села представителями разных периодов и литературных направлений?

- Как изменяются образы и язык стихотворений?

- Как проявляются характерные черты поэзии Г.Р.  Державина в стихотворениях, посвящённых Царскому Селу?

  1. М.В. Ломоносов «Ода, в которой благодарение от сочинителя приносится за милость, оказанную в Царском Селе, 1750 года»: сравнение резиденции Елизаветы Петровны с райским садом, пленяющем божественной красотой. [1]
  2. И.Ф. Богданович «Стихи к музам на Царское Село» [4]. 1790-е годы: уподобление Царского Села памятнику истории, сам вид которого должен был рождать в душе воспоминания о славном прошлом страны. Традиция продолжена лицеистом Александром Пушкиным в «Воспоминаниях в Царском Селе».
  3. Г. Р. Державин: Царское Село – прекрасное и священное обиталище «богини», достойное обрамление и земное воплощение величия и славы великой императрицы, после смерти которой оно осиротело. [5, с. 261]

Ответы учеников класса на проблемные вопросы.

  1. Беседа по вопросам:

- Какие памятники царскосельской архитектуры воспевают поэты XVIII века? Назовите их создателей.

- Каким событиям истории XVIII века посвящены эти памятники?

- Как отразился дух эпохи в памятниках воинской славы Царского Села? Как повлиял он на формирование взглядов воспитанников Царскосельского Лицея? (Слайды 9-12)

IV. Царское Село в творчестве А.С. Пушкина.

  1. Слово учителя:

Для нас Царское Село неразрывно связано с именем А. С. Пушкина. Здесь всюду ощущаешь его присутствие: слышишь его смех, быстрые шаги, видишь удаляющуюся по аллее фигуру. Не случайно ежегодно в Царское Село - «к Пушкину» - приезжают миллионы почитателей его таланта. (Слайд 16) Назовите стихи, написанные здесь лицеистом Александром Пушкиным и посвящённые Царскому Селу.

  1. Выразительное чтение и анализ стихотворения «Воспоминания в Царском Селе». [6] 
  2. Нахождение соответствия описания памятников визуальному изображению. (Распечатка слайдов 11, 12, 14,15)
  3. Беседа по вопросам:

- Как связано Царское Село с дальнейшей судьбой А.С. Пушкина?

- Какие стихотворения, написанные в более поздний срок, посвящены Лицею, лицейским преподавателям?

 («В начале жизни школу помню я…», «19 октября», «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Царское Село», «Царскосельская статуя»). [6] (Слайды 17-23)

- Какие чувства пробуждает в читателях эти стихотворения?

- Что вам известно о пребывании поэта в Царском Селе летом 1831 года? Почему А.С. Пушкин был здесь счастлив? (Слайды 24-25).

5. Анализ стихотворения «Царскосельская статуя». [6]

Вывод и запись в листах контроля: Царское Село для Пушкина и его товарищей – это, прежде всего, Лицей. Не величественные дворцы и не прекрасные парки вспоминаются им в первую очередь при звуках этого словосочетания, а счастливое братство юных сердец, заботливая мудрость наставников, храм науки, под своды которого они благоговейно вошли.

В начале творчества А.С. Пушкин следует традициям предшественников, прежде всего, Г.Р. Державина («Воспоминания в Царском Селе»), затем вносит личностное отношение, поэтому в более поздних стихотворениях усиливается лирическое начало. Стихи проникновенны, душевны, пробуждают «чувства добрые» и ностальгию по ушедшим лицейским временам.

V. Царское Село в творчестве поэтов второй половины XIX – начала ХХ века: традиция и новаторство.

1. Сообщение группы литературоведов «Люблю я царскосельский сад…». Ф. И. Тютчев в Царском Селе. [7, с. 199]

Вывод класса и запись в листах контроля: В творчестве Ф. И. Тютчева царскосельский пейзаж вызывает восхищение и приводит к философским раздумьям о вечном.

2. Сообщение группы литературоведов «Здесь столько лир повешено на ветки, Но и моей как будто место есть». Царское Село в судьбе и лирике А.А. Ахматовой».

3. Сопоставительный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Царскосельская статуя» [8] и А. А. Ахматовой «Уже кленовые листы…». (Слайд 31) [9] 

Вывод класса и запись в листах контроля: Описанная поэтом скульптура девушки с разбитым кувшином перестаёт восприниматься как парковое украшение. Стихотворение Пушкина, написанное гекзаметром, будто оживляет голос Древней Эллады; но в нём нет тяжеловесности - оно заставляет задуматься о вечности.

В стихотворении А.А. Ахматовой, как и творчестве других поэтов ХХ века, соединяются две темы: личность А. Пушкина (его пребывание в Царском Селе, Лицей) и восхищение самим Царским Селом. Но у А. Ахматовой к этому добавляются переживания боль лирической героини, потерявшей возлюбленного. Здесь неразрывно сплетаются восхищение скульптурным шедевром и по-женски неожиданная ревность, отчего старинная статуя словно оживает в стихах А.А. Ахматовой, вступая в непростые отношения с лирической героиней и её спутником.

В более поздних стихах А. Ахматовой усиливается уважение к Пушкину-поэту и человеку. (Слайды 32-33)

4.Слово учителя: Для И. Анненского, чья жизнь непосредственно связана с Царским Селом, установкой памятника А. С. Пушкину, главной была личность великого поэта, его талант. Это нашло отражение в стихотворении. (Слайд 34). [10]

5. Чтение и анализ стихотворения И. Анненского «На синем куполе белеют облака».

6. Слово учителя: В более позднее время поэтов и прозаиков привлекает тема лицейской жизни А. С. Пушкина, и Царское Село становится фоном. Исключение – рассказ Ю. Нагибина «Царскосельское утро».

7. Выразительное чтение фрагмента рассказа Ю. Нагибина «Царскосельское утро». (Приложение 2) [11]

8. Беседа по вопросам:

- Благодаря чему удаётся Ю. Нагибину лиризм повествования? Как помогает ему в этом описание Царскосельского парка?

- Что, по мнению автора, сформировало Пушкина-поэта? Подтвердите это цитатами из текста.

9. Выводы: Комплекс поэтических тем, связанных с Царским Селом:

– имперская история (эпоха Екатерины с ее «греческим проектом» и – позднее – эпоха Александра I);

– царская тема, мотив «земных богов»;

– архитектура (описание дворца с почти обязательным употреблением эпитета «золотой/златой»);

– парковый пейзаж (включающий описания деревьев, колористические детали, упоминания освещения и золота, монументов, вод и отражений в них, царскосельских лебедей);

– память/воспоминание;

– творчество/вдохновение (Державин, Пушкин: тема, которая получит развитие как «пушкинская» в поэзии XX в., в первую очередь – у А. Ахматовой).

VI. Проект «Поедем в Царское Село!..»

  1. Подготовительный этап. Определение темы, экскурсии, выработка маршрутов по Царскому Селу, связанных с историческими традициями, архитектурой, литературой начала XVIII - начала XX века, достопримечательностями города Пушкин.
  2. Предложения учеников. Обсуждение.

VII. Домашнее задание. Комментарий.

Слово учителя:

- В 2010 году Царское Село, а ныне город Пушкин, отпраздновало трёхсотлетний юбилей. Город прекрасен, гостеприимен. Его необыкновенная аура: удивительные здания, прекрасные сады и парки — способствует творчеству и вдохновению. Но история Царского Села таит много загадок. Кто не слышал о Янтарной комнате, таинственном метро, которое появилось здесь в начале ХХ века? По данным ЮНЕСКО, город Пушкин входит в первую десятку городов мира по привлекательности для туристов.

Я предлагаю Вам разработать маршруты экскурсий, связанных с именами русских поэтов, воспевших Царское Село: А.С. Пушкина, А. А. Ахматовой, И. Анненского. Любители архитектуры могут разработать маршрут пешеходной экскурсии, связанной с именами Растрелли, Ринальди, Кваренги. Обязательное условие: текст экскурсии должен содержать поэтическую ссылку на памятник архитектуры.

Ученики, увлекающиеся историей и техникой, могут подготовить материал экскурсии об истории города в ХХ веке: технические новшества предреволюционной поры (первая в России электрическая станция, первые мотогонки, первая земледельческая школ), город в годы Великой Отечественной войны – разрушение и восстановление. (Слайды 37-39). Но в тексте этой экскурсии должны быть представлены стихи - поэтическое признание в любви к Царскому Селу наших современников.

Запись домашнего задания:

1. Индивидуально: составить текст экскурсии по выбранному маршруту, подготовить публикацию по избранной теме.

2. Фронтально: выучить наизусть подготовить анализ стихотворения о Царском Селе Ф. И. Тютчева и А. Ахматовой.

Рефлексия. (Слайд 41)

Удивительное это место – Царское Село. Оно даёт вдохновение поэтам и  художникам и обладает необычайной притягательной силой. Каждый, кто хоть однажды побывал здесь, хочет вернуться вновь, чтобы прикоснуться к неиссякаемому роднику творчества, живительной силы и сопричастности к великому. "Все пронизано здесь историей,- писал К. Федин,- её дыхание явственно ощущаешь, и вдруг, когда увидишь из-за дерева какой-нибудь обелиск или какую-нибудь колонну, живой голос Пушкина, неотделимый от Царского Села, раздастся у тебя в ушах..." Мне очень хочется, чтобы каждый из вас побывал в этом удивительном месте. И приглашением к настоящему путешествию пусть будут слова А. Городницкого: «Поедем в Царское Село!..»

Запись А. Городницкий. «Поедем в Царское Село!» [12]


Список использованных источников

  1. Ломоносов, М.В. Избранные произведения / Вступ. ст., подг. текста и прим. А.А.Морозова. — М.;Л.: Сов. писатель, 1965. — С.135-141.
  2. Видеопрогулка, Царское Село, фрагмент. http://rutube.ru/tracks/1376904.html 
  3. Дворцы и усадьбы. Еженедельное издание. №3. 2011 год. – 31 с.
  4. Богданович, И.Ф. http://www.rvb.ru/18vek/bogdanovich/01text/02versus/66.htm
  5. Державин, Г.Р. Полное собрание стихотворений. Л., 1957. – с. 261
  6. Пушкин, А. С. РВБ: А.С.Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/01lyceum/0001.html 
  7. Тютчев, Ф. И. Полное собрание стихотворений. — Л.: Сов. писатель, 1987, - с. 199
  8. Пушкин, А. С. «Царскосельская статуя» http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%8F_%28%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%29
  9. Ахматова, А. А. «Уже кленовые листы…» http://www.anahmatova.ru/152/ 
  10. Иннокентий Анненский. «На синем куполе белеют облака» http://litera.ru/stixiya/authors/annenskij/na-sinem-kupole.html 
  11. Нагибин, Ю. М. Царскосельское утро. - Известия, 1979. – 606 стр.
  12. А. Городницкий. «Давай поедем в Царское село» [Звукозапись] http://www.gorodnitsky.com/texts/28.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Могила Григория Распутина в Александровском парке Царского Села"

Прошу быть терпимыми к усилиям начинающего режиссера-документалиста. Фильм я целиком сделал один. Это моя первая попытка на этом поприще:http://www.dailymotion.com/video/xj1rfo_yyyyyy-yyyyyyyy-yyyyyyy...

Учебный фильм "Две стороны личности Николая II. Императорская семья в Царском Селе"

Этот фильм, снятый мной, является продолжением фильма о могиле Распутина. У меня на уроках они являются учебными пособиями в курсе истории 20 века.htt...

Презентация "Царское Село в начале 20-го века"

Эту презентацию я делал для конкурса, но там потребовали, чтобы я включил в нее кнопки и триггеры, так как это является обязательным требованием для участия. Это не совпадает со стилем, смыслом ...

Учебный фильм "Эрмитаж - место "уединения" эпохи барокко в Царском Селе".

Одно из лучших творений знаменитого итальянского архитектора с русской душой Ф.—Б. Растрелли — павильон...

Учебный фильм "Нижняя ванна Екатерининского парка Царского Села".

Снятый мной фильм можно посмотреть по адресу - http://www.dailymotion.com/video/xkrcad_yyyyyy-yyyyy-yyyyyyyyy...