Урок-исповедь по роману Ю.И.Бондарева "Выбор"
план-конспект урока литературы (11 класс) по теме

Васенина Тамара Александровна

Роман Ю.В.Бондарева "Выбор" - один из самых популярных романов писателя - продолжает сквозную тему его творчества - тему войны. Военная тема Бондарева _ это протест против зла, которое несет в себе война, уродуя человеческие души. Но война - это и героическая страница истории, которую нельзя перечеркнуть.Она многому научила, сплотила людей, заставила их задуматься. Военные страницы написаны Бондаревым с особой правдивостью, заставляют задуматься не только о прошлом, но и о будущем. Перед нами одна из трагедий войны.  Мы сосредоточим свое внимание на проблеме нравственного выбора главными героями романа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_tvorchestvu_bondareva.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района Кировской области 

Конспект урока по литературе
в 11 классе

«Урок - исповедь  по роману Ю.В.Бондарева «Выбор»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск - 2012

Урок – исповедь по роману Юрия Бондарева «Выбор»

                            Цели:

  1. Образовательная – выявить позицию героев романа по отношению к вопросу о выборе, создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Рамзина, Васильева и др. Показать духовные искания главных героев романа. Протест писателя – гуманиста против попрания естественного права человека на жизнь.
  2. Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения  учащихся по отношению к такому понятию как «выбор»; создать ситуации, при которых учащиеся поймут, что из любого сложного положения есть выход. Проблема постоянного выбора в жизни. Кто виноват в этой трагедии?

  1. Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: портрет Ю.В.Бондарева, тексты худ. произведения.

Методические приемы: Учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

Время проведения – 90 минут

                                 Подготовка к уроку.

                                 Вопросы для беседы  вывешиваются в классе за 2 недели до урока, чтобы заинтриговать уч-ся, заставить их обратиться к тексту:

1.Какими в молодости были Илья Николаевич Рамзин и Владимир Алексеевич Васильев? Кто из них вам больше в этом возрасте нравится?

2.Как случилось, что Рамзин совершил предательство?

3.Кто виноват в этом: майор Воротюк, старшина Лазарев или сам Рамзин?

4. Вспомните обстоятельства боя, жестокий приказ Воротюка, низость Лазарева?

5. Как мог поступить Рамзин? Какой выбор стоял перед ним?

6. Легко ли в 19 лет сделать выбор между жизнью и смертью? ( перед нами одна из трагедий войны)

7. Как жил Рамзин в течение 30 лет, которые он провел за границей?

8. В чем причина его полнейшей внутренней опустошенности?

9. Какова, на ваш взгляд, кульминационная сцена романа?

10. Как вы понимаете слова Рамзина «Никакого следа не оставил я после себя на земле»?

11. Что нужно для того, чтобы оставить на земле след? Найдите стихотворение Л.Мартынова «След»

12.Почему несчастлив Васильев, который сделал во время войны правильный выбор и сейчас, казалось бы, имеет все: почет, любимую работу, семью?

13 Почему усложняются его отношения с близкими, и в жизни героя наступает разлад?

14. Как пытается разобраться в себе, в окружающих людях, найти высшую правду Васильев?

15. В чем вина Васильева перед отцом?

16. Можем ли мы быть уверены в том, что Васильев найдет выход из тупика?

                Дочь Васильева – Вика

1.Какой выбор готова сделать Вика?

2. Оправдывает ли её трагедия, которую она пережила?

3. Откуда эта готовность покинуть Родину? Во всем подражать Западу?

4. Что случилось с Викой 2 года назад?

5. Как вы представляете дальнейшую судьбу Вики?

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ задания к уроку

Класс делится на 5 микрогрупп, каждая группа получает задание, готовится инсценировка кульминационной сцены романа «Встреча Ильи с матерью»

                           

                             Ход урока

                                Эпиграф урока: Вся жизнь – бесконечный выбор…

                                                                                Ю.В.Бондарев

     Вступительное слово учителя

   Ю.В.Бондарев принадлежит к тому поколению, жизнь которого «вся пронизана, просвечена войной». Семнадцатилетним он шагнул в огненные бури сорок первого, воевал артиллеристом, дважды был ранен. Фронт сформировал его как личность. «Война, - признается писатель, - явилась для меня самым умным и безжалостным учителем жизни…  Все – лица, голоса, бои, конфликты, победы, высотки, танковые атаки – аккумулировались в памяти, а память на войне восприимчива необыкновенно, и это определило во многом мой жизненный  опыт».

   Почти все написанное Бондаревым – о войне. Вместе со своими героями писатель прошел по дорогам войны, толкал плечом орудия, вытаскивал их из осенней грязи, стоял на прямой наводке, делился последним табаком на закрутку после танковой атаки.

 Военная тема Бондарева – это протест против зла, которое несет в себе война, уродуя человеческие души. Но война – это и героическая страница истории, которую нельзя вычеркнуть. Она многому научила, сплотила людей, заставила их задуматься. Военные страницы написаны Бондаревым с суровой правдивостью, заставляют задуматься не только о прошлом, но и о будущем.

  Роману «Выбор» не подходят привычные определения типов романа ( политический, психологический, этический, бытовой, философский и т.д.) Его называют романом – раздумьем, романом – размышлением. Я бы добавила – роман – откровение, роман – исповедь. Основная проблема романа – проблема ВЫБОРА.

  Итак, перед нами  одна из трагедий войны. Мы сосредоточим свое внимание на проблеме нравственного выбора главными героями романа.

 Анализируются подготовленными учениками  отдельные сцены и эпизоды романа.

  ИСПОВЕДЬ 1. Встреча Ильи и Владимира.

 Глава 5 стр. 16 – 20 со слов «Здравствуй, Илья..  до слов ..но был ли потом у меня лучший друг, чем он? – говорит Васильев. ( стр.21)

Вопросы:

             1.Как жил Илья за границей?

             2. Как он оказался в плену?

             3.Кто убил старшину Лазарева?

            4.Что мы узнаем о майоре Воротюке?

            5. Почему Илья хочет непременно приехать в Россию?

ИСПОВЕДЬ 2. Война. Последний бой. Плен.

1.Зачитывается эпизод из главы 10 стр. 56. Лазарев и Рамзин..

(Учащиеся отмечают нетерпимость Ильи к чьей-либо физической силе. Грубость Ильи стр. 64.)

2.Окружение. Майор Воротюк. Анализируется отрывок из главы 12 стр.68.

(Учащиеся отмечают чудовищную клевету Лазарева стр..71

Вопросы:

1.Почему батарею Рамзина окружили и отрезали немецкие автоматчики, расстреляли в упор лошадей?

(Воротюк оставил участок оголенным, без прикрытия, и тем не менее он обвинит Рамзина в трусости.)

2.За что мстит Рамзину старшина Лазарев?

ИСПОВЕДЬ 3. Плен. Жизнь за границей.

Зачитывается эпизод из главы 13 (конец) стр.72-76. Обращаем внимание на слова Воротюка: «Иди и подумай, какая пуля слаще! Наша или немецкая! Иди! Ма-арш отсюда!»

 Рамзин говорит Васильеву: «Нет, живые мы ему не нужны… Наша смерть ему оправдание. Мы погибли вместе с орудиями»

Вопросы:

1.Почему Илья решил убить Лазарева?

2.Какой выбор делает Илья? (Попав в плен, ослепленный ненавистью к Воротюку и страхом перед трибуналом (Отец его был невинно осужден в 1937 году и погиб), он сделал ошибочный выбор и дорого расплатился за свою роковую ошибку – жизнью без надежды, без счастья, без радости. Его судьба поучительна и трагична)

3.Легко ли в 19 лет сделать выбор между жизнью и смертью?

4. Как мог поступить Илья, какой выбор стоял перед ним?  (В сложившейся драматической обстановке Илья мог умереть, быть убитым или застрелиться, предстать перед судом или изменить. Рамзин остался в плену и выжил, но мы не знаем да так и не узнаем, сам он сдался или бы пленен. Единственное, в чем он признался Васильеву, так это в том, что он выпустил, как и обещал две пули в уголовника и наушника Лазарева, а для себя пулю « пожалел».

5.Как живет Илья в течение 30 лет за границей? (Жил в ФРГ, имел предприятие по производству иголок для швейных машин, овдовел)

6.Каким его увидел Васильев в Венеции?

(Седой, изысканный иностранец в безупречно сшитом костюме. Его считали пропавшим без вести. Его упорно разыскивала мать после войны. Он вдовец. Был женат на немке. Взрослый сын Рудольф работает в Мюнхене. После смерти жены Илья живет под Римом: здесь меньше русских.

 Спустя 30 лет после войны Илья готов платить по счетам: « За то, что не вернулся, а теперь возвращаться поздно. За то, что не подох в плену, не захлебнулся в дерьме, как сотни других русских за границей… Но у Власова не служил. Хотя вербовали в Заксенхаузене. В иностранном легионе не воевал. В военных преступниках и карателях не числюсь…»

 Сейчас его преследует одна цель – побывать на родине. Это другой Илья…

 ИСПОВЕДЬ 4. Встреча с матерью. (Можно приготовить инсценировку или чтение по ролям) Это кульминационная сцена романа.

Анализ главы 15 стр. 84 зачитать до конца.

Сценой свидания с матерью автор выносит окончательный приговор Рамзину. Единственный человек, перед которым Илья был виноват без меры – это его мать Раиса Михайловна. Все 30 лет ждала она своего Ильюшу, но он не смог, не захотел или не нашел возможности известить о себе. Он любил её. Горька была разлука с сыном, но еще горше оказалась их встреча. За долгие годы неизвестности выболело материнское сердце. До встречи с матерью он еще на что-то надеялся, но повидавшись с ней, он понял, что пора платить по счетам. Свидание с матерью, седой, семидесятилетней старушкой, холодный прием ею сына – последняя и самая крупная капля в чаше расплаты Рамзина за содеянное. Он красив, элегантен, подтянут, но духовно мертв. Ему уже никто не может помочь – ни деньги, ни женщина, ни дружба с Васильевым. И он делает последний выбор – самоубийство.

 ИСПОВЕДЬ 5. Последний выбор Ильи Рамзина – Рамзэна.

Анализируется сцена самоубийства глава 19 стр.114.

Предсмертное письмо Ильи зачитать гл.19 стр. 115  Заканчивая предсмертное письмо Васильеву, он заметит: «Думаю, что мама, железная женщина, спокойно отнесется к моему уходу…» Но он ошибся. Его смерть болью отозвалась в сердцах тех, кто его знал..

 Вопросы:

  1. О чем просит Илья в предсмертном письме? ( чтобы его похоронили на родине . В последние мгновения перед смертью его  мучает сомнение, выполнит ли его бывший друг его единственную просьбу, единственную награду за беспутную и бесполезную жизнь – похоронить на каком - нибудь московском кладбище, в родной земле, которую он , может быть, и не предавал, но недостаточно любил и ценил при жизни. Но земля приняла его грешное тело, и это было все, что она могла сделать для своего заблудшего сына.)
  2. Кто виноват в этой трагедии?

(Сам человек. Человек, который по всем статьям мог бы быть человеком с большой буквы, уходит  из жизни, даже не наследив. И пустота эта страшит его. Ему кажется, что «не черная, не белая дыра во вселенной, а пустота…» Накануне самоубийства он говорит своим гостям: « Страшно умирать. Можно оставить след, можно и наследить, хуже всего – пустое место. Страшно это пу - стое место!» Выбор между жизнью и смертью Рамзин сделал потому, что прошел через раскаяние, через наказание совестью. Война была Отечественная и защищать требовалось не воротюков, а Отечество. Рамзин  в те трагические минуты фронтовой обстановки не сумел встать над собою, над своей личной обидой. Он позволил одержать верх желанию мести, озлоблению, которые завели его слишком далеко.

3. Отношение автора к герою. ( Илья Рамзин  - не преступник, он отщепенец, блудный сын, слишком поздно вернувшийся к родному очагу. Илья – самый строгий судья самому себе. «Правда, как и память, дается человеку в наказание. Вспоминая плохое, страдаем. Вспоминая хорошее, чувствуем горечь неотвратимого», - говорит Илья. Его взгляды выстраданы всем его горьким жизненным опытом. Приехав в Москву через много лет Рамзин замечает: «…Рая нет. Унылый мировой стандарт. Почему в Москве так рабски подражают Западу? Кто-то у вас, как безумный, влюблен в чужой стиль… в бездушный… гибельный пошлый стиль – и становится тошно. И смешно. И с ума сойти можно. Нет ни рая, ни родного угла …» Его взгляды можно разделять и не разделять , но их нельзя не уважать, ибо они выстраданы.)

ИСПОВЕДЬ Васильева.

Анализируется глава 20 стр. 121.

Васильев исповедуется перед собой. Читает исповедальные дневники Толстого последних лет жизни.

Вопросы:

  1. Почему несчастлив Васильев, который сделал во время войны правильный  выбор и сейчас, казалось бы, имеет все: почет, любимую работу, семью?

 (вина его в том, что занятый только своим творчеством, он как бы отгородился от людей и не подтвердил своего выбора. Велика его вина перед отцом, дочерью.)

  1. Есть ли у нас вера в то, что Васильев найдет выход из тупика? (Да, мы верим в это, потому что в Васильеве есть та совестливость, человечность, которая поможет ему преодолеть одиночество, тоску.
  2. В чем вина Васильева перед отцом? ( гл.17, стр.98-99. Отец Васильева преклонялся перед своим сыном, перед его талантом. Несколько раз просил разрешения приехать в гости к сыну посмотреть на внучку, но сын даже не ответил на письма. А после смерти отца по завещанию получил свои деньги, которые он переводил, и несколько рубашек в в целлофановых пакетах. Васильев – художник, сознающий, что пресытился, наелся до тошноты заграницами, встречами с людьми искусства.

Мучительные раздумья Васильева о разных путях человека, о смысле жизни и смерти останавливаются  в конце концов на одном – на любви: на любви к Родине, родителям, жене. На любви деятельной, верной, великой и вечной.

  1. Какой эпизод из прошлого характеризует Васильева  как верного и надежного друга? ( когда Васильев идет на собственный позор ради Ильи, говорит, что с женщиной перед тем боем был он, а не Илья Глава 11, стр.63. Илья бы на такое никогда не решился.)
  2. Найдут ли дорогу к своему счастью Васильев и Мария? (С Васильевым и Марией мы расстаемся, когда их духовные искания ещё не окончены, но они нащупали под ногами твердую почву)

 На уроке особое внимание следует уделить дочери Васильева Вике.

 

Она почти сверстница старшеклассников и более понятна им, чем другие герои романа. О Вике ребята говорят долго, пытаются представить е дальнейшую судьбу.

1.Какая история произошла с Викой? (гл.16 стр.89)

2.Расскажите о взаимоотношениях отца и дочери. (гл.6)

3.Почему Вика собирается ехать за границу вместе с Ильей? ( Гл 16, стр. 92-93. Подарки Ильи Гл.18, стр.108-109)

 Итог урока.

 Многие проблемы романа остались нерешенными. Важно заставить ребят задуматься над собственной судьбой, над собственным ВЫБОРОМ. И чем больше будет мнений, тем многограннее будет идея бондаревских образов. Это произведение заставляет учащихся задуматься о многом при выходе из школы. Заканчивается урок чтением стихотворения Л.Мартынова «След» ( М.Агатов «Об авторах ваших книг» Издательство «Молодая гвардия», 1972год , стр.250).

А ты?

Входя в дома любые –

И в серые,

И в голубые,

Входя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звуку клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед.

Или

Незримый прочный след

      В чужой душе на много лет? 

Литература

  1. Бондарев Юрий «Выбор», Роман-газета №8, 1981год, стр.1-125. Рецензия Сергея Абрамова «Нет чужой боли…» стр. 125-128.
  2. Бузник В.В.- Перечитывая заново. О ранней прозе Юрия Бондарева. Статья в журнале «Литература в школе» №3 1995г., Стр.26-34.
  3. Горбунов Е.Н.  Ю.Бондарев. Очерк жизни и творчества. – М., 1981.-с.351.
  4. Козлов И. – Юрий Бондарев (Штрихи творческого портрета). Статья в журнале «Литература в школе» 1976г. № 4, стр. 7 – 17.
  5. Коробов В.М. Юрий Бондарев. Страницы жизни, страницы творчества. – М., 1984. –С.368.
  6. Кузмичев И. Боль памяти: Великая Отечественная война в советской литературе. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1985.-С.121-147.
  7. Таланчук Е.М. Журнал «Русский язык и литература в Средних учебных заведениях УССР» №1 1988г, стр.50-51.

                                       

Дополнительный материал к уроку.

Биография

Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 в городе Орске Оренбургской области в семье Бондарева Василия Васильевича (1896—1988), народного следователя, и Бондаревой Клавдии Иосифовны (1900—1978). В 1931 они переехали в Москву.

Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942), младший лейтенант.

Окончил Чкаловское артиллерийское училище и Литературный институт им. А. М. Горького (1951).

Дебютировал в печати в 1949. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953. Автор рассказов (сборник «Поздним вечером», 1962), повестей «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957; телесериал «Батальоны просят огня» по мотивам повести, 1985), «Последние залпы» (1959; одноимённый фильм, 1961), «Родственники» (1969), романов «Горячий снег» (1969), «Тишина» (1962; одноименный фильм, 1964), «Двое» (продолжение романа «Тишина»; 1964), «Берег» (1975).

Автор сценария фильма, снятого по роману «Горячий снег» (1972; Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых). Один из соавторов сценария киноэпопеи «Освобождение» (1970; Ленинская премия).

В 1991 году подписал обращение «Слово к народу».

Герой Соц. Труда. Награждён орденами Ленина (дважды), Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, «Знак Почета», медалями «За отвагу» (дважды) и др. В 1994 отказался от награждения орденом Дружбы народов в связи с 70-летием, написав в телеграмме Президенту РФ Б. Ельцину: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).

Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....

Лето. Художник Роман Романов.

В учебном фильме использовались репродукции художника Романа Романова, прекрасная музыка П.И.Чайковского.Скачать клип можно здесь: http://www.proshkolu.ru/user/Valti/file/1854889/    12...

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

Конспект урока "Исповедь души"

Музыка. Программа Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской. Конспект  урока "Исповедь души" для 4 класса....

Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...

ИМУ Интерактивный маршрут урока "Исповедь души" 4 класс

Данная разработка представляет из себя карту-план урока, который целесообразно применять при дистанционном взаимодействии ученика и учителя. Материал разработан в рамках авторской программой Музыка Г....