Тема урока: «Исповедь» сынов века в диалоге культур» в романе А. Мюссе «Исповедь сына века» (сопоставление с романом М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Чувинова Светлана Васильевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_myusse.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Исповедь» сынов века в диалоге культур» в романе А. Мюссе «Исповедь сына века» (сопоставление с романом М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Цель: познакомить с творчеством А. Мюссе, с жанром «Исповедь» его особенностями; показать связь двух культур (сравнивая с творчеством М.Ю. Лермонтова), развивать аналитическое и образное мышление, память, речь; воспитывать нетерпимость к эгоизму, индивидуализму; формировать культуру восприятия художественного текста.

Ход урока

Учитель: Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Дома вы читали роман Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века». Сегодня мы поговорим о жанре данного романа. Тема нашего урока: «Генезис жанра исповеди».

Учитель: Запишите тему урока в тетрадь. (на доске)

                                                 (Эпиграф)

                                                                       И я осознал, что жизнь,

      которую я вёл, не стоит того,

                                                    чтобы жить.

                                                                  Поэтому я изменил её.

(К. Кастанеда)

Учитель: Ребята, на доске написан эпиграф к нашему уроку. Спишите его, пожалуйста, мы чуть позже к нему вернемся.

Учитель: Ребята, скажите, понравился ли вам роман?

Ученики: да/ нет (мнения могут разделиться)

Учитель: Расскажите, чем понравился? Не понравился?

Ученики: (высказывают свое мнение по роману)

Учитель: данный роман написан в жанре исповедь. С понятием «жанр» вы знакомы. Давайте вспомним, что означает данный термин?

Ученики: (*можно обратиться к толковому словарю). Некоторые ученые считали, что «жанром условно можно считать группу литературных произведений, в которых теоретически выявляется общая «внешняя» (размер, структура) и «внутренняя» (настроение, отношение, замысел, иными словами – тема и аудитория) форма». Ряд исследователей считают жанр типом содержания. Данные споры актуальны и по сей день. (*записать в тетрадь)

Учитель: давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова и дадим определение термину «Исповедь»

Ученики: 1. У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние. Быть на исповеди. 2. перен. Откровенное признание в чем-н., рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах (книжн.). (*записать в тетрадь только второе определение)

Учитель: Учитель: верно. Давайте перейдем к самому жанру исповеди, а точнее к зарождению жанра исповеди. Послушайте небольшое сообщение.

Учитель/ученик (*данное сообщение может читать как учитель, так и ученик. Учитель может дать ученику заранее индивидуальное задание, которое подразумевает подготовить сообщение по данной теме)

В 400 году, после написания «Исповеди» Августина происходит зарождение нового жанра, исповедального жанра. Все труды того времени представляли собой повествования о поступках, делах героев, а также о битвах, новых местах, где они побывали. Исповедь является полном противоположностью привычным уже существовавшим жанрам. Автор не рассказывает нам о делах «мирских», наоборот, он пытается показать читателям нечто важное, то, что находится за видимым миром.

В своей «Исповеди» Августин пытался превзойти самого себя, перебороть свои мирские пристрастия и достичь «божественной всеобщности».

Несмотря на то, что жанр «Исповеди» в дальнейшем будет неоднократно подвергаться трансформации, «Исповедь» Августина не потеряет своей актуальности.

Данная книга, как уже не раз отмечали, является своего рода автобиографией, которая позволяет читателю проследить весь жизненный путь Августина.

Будучи, придерживаясь не праведному образу жизни, Августин начинает сомневаться в правильности выбора жизненного пути. Та жизнь, которую он вел не является путем к Богу, скорее наоборот, отказ от него. В своем труде автор рассказывает о том, как ему удалось познать Бога. Данному творчеству подошло бы название «Как я стал христианином».

Далее следует его описание его пути к Богу. Вскоре он приходит к осознанию того, что Бог – это абсолютное существо и все его творения – это добро. Зло состоит в отходе от Всевышнего. Благодаря миланскому Симплициану и духовнику Амвросию он постепенно приходит к абсолютному обращению в веру. Далее в его жизни происходит еще одна неслучайная встреча с Понтицианом, который является бывшим его соучеником. Понтициан, являясь христианином, рассказывает Августину о жизни святого апостола Павла. Внимание Августина привлекает одна деталь в Послании апостола – именно та благодать Господня, которой так не хватало для того, чтобы сделать последний шаг в обращении: «Не в пирах и пьянстве, не в спальнях и не в распутстве, не в ссорах и в зависти: облекитесь в Господа Иисуса Христа и попечение плоти не превращайте в похоти» [Ин. 1,9]. (VIII, 12). Августин объявляет матери, что готов к обращению.

Учитель: таково зарождение жанра. В своей Исповеди Августин рассказывает о том, как он пришел к Богу, о том, как был тяжел его путь, было много греховных соблазнов, неверных ориентиров (связаны с изучением различных наук, которые не оправдывали себя).

Учитель: жанр исповеди неоднократно менялся, но сюжет у всех схож, автор описывает на основе реальных автобиографических событиях свой жизненный путь. Роман исповедь сына века тоже частично носит автобиографический характер. После разрыва со своей возлюбленной Ж. Санд он обещал ей, что о их романе узнает весь Париж.

Учитель: Ребята, только что вы послушали сообщение об исповеди Августина Блаженного, а теперь обратите внимание на эпиграф к уроку и скажите, как вы понимаете данные слова?

Ученики: Августина не устраивала жизнь, которую он вел. Он считал, такая жизнь, без соединения с Богом, способна привести его только к бездне, поэтому он решает изменить ее.

Учитель: Верно. Скажите, можем ли мы сказать тоже самое про Октава, главного героя романа?

Ученики: да, можем.

Учитель: Докажите это. Обратите внимание на начало романа. Каким предстает перед нами юноша в начале произведения? Желательно каждый свой ответ подтверждать цитатами из текста (учитель может помогать ученикам находить необходимые цитаты, указывая страницы, на которых необходимо их искать).

Ученики: перед нам влюбленный юноша, который находится в абсолютной гармонии с собой. У него есть возлюбленная, которая является для него всем смыслом жизни. Он живет лишь любовью.

Учитель: что происходит дальше с молодым человеком?

Ученики: он узнает, что его возлюбленная ему неверна.

Учитель: что происходит с молодым человеком?

Ученики: так как любовь для молодого человека была смыслом жизни, получается, что он теряет свой смысл жизни. Он отчасти знал, о жизни молодежи эпохи того времени, но вел противоположную им. его единственной надеждой на светлое будущее была его возлюбленная, которая в итоге не оправдала его надежды. (краткий ответ, который передает основную суть. Дети могут сказать больше по тексту)

Учитель: Согласна с вами. А кто такой Деженэ?

Ученики: это друг Октава.

Учитель: что вы можете о нем сказать?

Ученики: он является антиподом Октаву.  Они как бы представляют встречу двух реалий: темная сторона в облике Деженэ и всего мира и светлая в облике Октава. Так как существует и душа, и тело, то нужно удовлетворять потребности каждой стороны. Октав и Деженэ –это две противоположные крайности, между которыми нет золотой середины, когда душа и тело находятся на равновесии.

Учитель: что происходит с Октавом дальше? Обратите внимание на книги, которые он читал до случившегося с его возлюбленной и после, это очень важно.

Ученики: до случившегося он читал книги исключительно о прекрасном, в которых нет места подлости. Именно на основе этих книг сложилось такое мировоззрение у юноши. Он пытался найти подобное в современной жизни его эпохе, но не находил. Причиной этому служило – другая эпоха, другое время, другие нравы. Далее он переходит читать книги о распутстве, которые называет «учителями» жизни, так как считает, что именно они описывают именно ту окружающую действительность, которая происходит на самом деле. Но он опять ошибается, так как эти книги написаны не в его время, они описывают распутство, но оно к его веку не относится. В своем веке есть жалкая пародия на распутства, но самого распутства тут нет. Также он обращается к Библии, которая является Священным Писанием, но она тоже его разочаровывает, тогда он начинает сомневаться в Боге. Он не понимает, как ему жить дальше, если во всем обман.

Учитель: какое решение он принимает?

Ученики: он решает жить в уединении, но потом понимает, что оно скорее причиняет ему вред, а не идет на пользу.

Учитель: Что происходит дальше?

Ученики: Он пытается принять этот мир таким, какой он есть. Толчком такому решению служит осквернение его имени его возлюбленной. Он начинает вести такую жить, которая подобает обществу той эпохи.

Учитель: принимает он ее?

Ученики: поначалу нам кажется, что нет. Если вспомнить то, как он ведет себя с Бригиттой после того, как завязался их роман, то можно сделать вывод, что он стал частью того порочного общества, то есть заразился «болезнью века»

Учитель: Что вы можете рассказать о Бригитте? Зачем ее образ необходим в романе?

Ученики: Молодая девушка, которую Октав поначалу называет «светлым ангелом». На первый взгляд, она кажется ангелом, который появился в жизни Октава, чтобы помочь излечиться ему от «болезни века».

Учитель: Действительно ли она является таким ангелом?

Ученики: скорее нет. На первый взгляд может показаться, что она излечила Октава от его недуга. Он изменился по отношению к ней, но она не остается с ним и финал романа остается открытым, мы не можем знать, что произошло дальше с Октавом и дать однозначного ответа на этот вопрос. Возможно она является тем самым ангелом, который послан для спасения Отава, который, выполнив свои обязанности, исчезает, а возможно и нет, так как ангелу необходимо быть рядом постоянно.

Учитель: вернитесь к эпиграфу. Как вы понимаете данные слова по отношению к данному роману? По отношению к «исповеди» как жанру?

Ученики: Октав неоднократно пытается изменить свою жизнь, когда понимает, что жизнь которую он ведет ник чему хорошему не ведет. Герои произведений жанра «Исповедь» постоянно преодолевают длинный путь, чтобы найти что-то необходимое для себя, ту жизнь, которая будет для него идеалом.

Учитель: согласна с вами. Молодцы! Вижу, что дома вы действительно читали и работали с текстом. А теперь хочу напомнить еще раз, что любой жанр имеет определенные характерные для него черты.  Несмотря на то, что исповедь как жанр неоднократно менялась, но всегда сохранялось психологическая самоуглубленность, искреннее осознание своих ошибок, пафос покаяния, что и является его основными чертами (записать в тетрадь).

Учитель: Дома вы читали роман Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века». Как вы думаете, почему автор использует именно такой жанр? Вспомните еще раз, что такое жанр и на основе чего автор делает свой выбор. (автор сам об этом говорит в начале романа)

Ученики: автору необходимо было отразить эпоху того времени.

Учитель: Что происходило в данную эпоху?

Ученики: (*отвечают по тексту романа)

Учитель: Имеет ли сходства этот роман с каким-либо произведением, уже ранее изученным вами?

Ученики: да. С романом М.Ю. Лермонтова исповедь сына века

Учитель: в чем сходства? Когда написаны романы? Что в них отражено, по вашему мнению?

Ученики: романы написаны примерно в одно и тоже время в XIX веке. Поэты пытались в своих романах запечатлеть «истории души человеческой»

Учитель: данные романы считаются вершинами психологической прозы. Как вы думаете, почему?

Ученики: авторам удалось изобразить внутренний мир героев с исчерпывающей полнотой

Учитель: в чем на ваш взгляд пафос покаяния в романе «Исповедь сына века»?

Ученики: Апогеем покаяния героя можно считать мысль о возвышающей силе страдания.

Учитель: мы перечислили с вами все признаки жанра исповеди, которые являются неизменными на протяжении всей эволюции жанра. А теперь подведем итог нашего урока. Что нового сегодня вы узнали?

Учитель: можете ли вы сказать, что герой осознает свои ошибки? Докажите примерами из текста.

Ученики: да. (*приводят доказательства по тексту)

(*большинство ответов учеников требуют доказательства по тексту)

Ученики: *перечисляют все вышесказанное.

Учитель: на этом наш урок окончен, домашнее задание на доске. *выставление оценок

Учитель: До новых встреч!

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»

Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал  о герое3.Заинтересовать обучающихся  лично...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Методическая разработка урока по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" на тему "Странный человек" (повести "Бэла" и "Максим Максимыч")

Данная разработка представляет собой конспект первого урока по тексту романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Проблемный анализ, комментированное чтение, сообщения учащихся-основные ме...

Презентация к уроку по теме "Бессоюзные сложные предложения в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Презентация  к уроку по теме "Бессоюзные сложные преложения в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"...

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...

Технологическая карта урока по теме «Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - первый психологический роман русской литературы»

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме "Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"- первый психологический роман русской литературы" содержит технологическую...