урок на тему М. Ю. Лермонтов. Стихотворение "Бородино"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Дылье Ольга Николаевна

Разработка уроков литературы в 5 классе по программе В. Я Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs.rar14.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс  «Недаром помнит вся Россия».

Уроки  литературы в 5 классе по теме «М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Учитель русского языка и литературы МКОУ «Авякская ООШ» Знаменского р-на Омской области  Дылье Ольга Николаевна

Цели уроков: 1. Показать отражение темы Отечественной войны 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино».

2. Развивать навыки выразительного чтения, анализа художественного произведения; умения составлять цитатный план.

3. Воспитание уважения к великому прошлому России, патриотизм.

                             

        Ход урока № 1.

1. Орг. момент

2. Работа по теме урока

Вступительная беседа.

Цель её - приблизить личный опыт пятиклассников, уровень их понимания к восприятию содержания изучаемого произведения.

-Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

-А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предме том гордости всего народа?

Безусловно, одним из ответов на этот вопрос будет упоминание о ве ликих исторических событиях.

  Знакомство с автором  

Сообщение учащегося. (По ходу рассказа учитель демонстрирует портреты Лермонтова, его родных).

М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ - в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца маленький Миша видел редко - бабушка не любила зятя.

Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя под конец.
В слезах угасла мать моя.
От них остался только я.

Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.

17 января 1837 года состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением “Смерть поэта”. Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год, но через некоторое время ссылка повторилась. С Кавказа поэт уже не вернулся, в 1841 году он был убит на дуэли.

Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. Известно, что только за время пребывания в Гроднинском полку Лермонтов выполнил 12 картин на Кавказские темы.  ( репродукции картин “Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби”, и “Военно-Грузинская дорога близ Мцхета”, которые рассматриваются учениками).

Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считал, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, был великолепным рассказчиком, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом: он мечтал вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с пушкинскими. И это он достиг, хотя прожил всего 27 лет.

Учитель:

- За свою короткую жизнь Лермонтов создал немало замечательных произведений, сделавших его имя одним из первых в русской литературе. К числу самых знаменитых его стихотворений относится “Бородино”.

Историческая справка.

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Рос сию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородине, деревне в 124 км. к западу от Москвы, произошло гене ральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал М. Кутузов, отслужили торжествен-ный молебен и понесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит  России. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно себе предста-вить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся поброса-ли своё оружие, сцеплялись друг с другом, разди рали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе па дали мёртвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенча-той мосто вой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскалённые пушки не могли выдерживать действие пороха и лопались с треском ... » (см: Фридман Л.Г. 1812 год в русской поэзии: - М: Знание, - c.18-19)

Потери русских составили 45,6 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тыс, человек. В резерве у русских сохранилось не более5 тыс. человек, у французов - вся гвардия (19 тыс. человек). Сло мить русское войско не удалось, но оно было обескровле-но. Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеонов ской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, т.к. русские впервые остались непобеждёнными, ослабило её наступательную активность, пре допределило поражение Наполеона в этой войне. Не сбылось его пророче ство: «Через три года я буду господином всего света. Остаётся Россия, но я раздавлю её ... » Ему пришлось признать: «Из пятидесяти сражений, данных

мною, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наи меньший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми»

Мы же вслед за русским генералом А.П. Ермоловым можем с гордо стью повторить: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».

Звучит запись стихотворения «Бородино»

 Словарная работа.  (репродукции картин)

  1. бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.
  2. добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью.
  3. картечь - артиллерийский снаряд.
  4. драгун - солдат или офицер кавалерии.
  5. улан - солдат или офицер легкой конницы, Особенностью обмундирования этого рода войск была “уланка” - головной убор с квадратным верхом.
  6. кивер - высокий головной убор у военных.
  7. лафет - станок, на который укрепляется пушка.
  8. редут - полевое укрепление, обнесенное валом.

 Проверяя первичное восприятие, зададим вопрос:

Какие чувства вы испытывали, слушая  лермонтовские  строки?

  Особенности организации текста стихотворения М.Ю. Лер монтова.

-В чём особенность построения стихотворения?

(Диалог и монолог).         

-Кто участвует в разговоре'?

Напомним понятие строфы, как сочетания стихотворных строк, образующих единство.

-Сколько строф в стихотворении? Какое количество из них отведено монологу старого солдата?

-Как содержание первой строфы подсказывает нам, как её читать?

-Чего добивается автор, доверяя рассказ об историческом событии старому солдату?

 3. Домашнее задание.

Составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата. План может быть цитатным.

                                              Ход  урока №2.

1. Орг. момент.

 2. Повторение.

-Какова тема прочитанного нами стихотворения?

-Что заставляет  старого солдата обратиться к непростым для него воспоминаниям?

Перечитывая слова молодого человека, заметим, что они оформлены как одно вопросительное и два восклицательных предложения. Его волну ют  события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, поче му была сдана Москва. Непросто выслушивать этот скрытый упрёк ветера ну.

-С чего начинает солдат свой ответ? Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием?

Он с гордостыо говорит олавных людях-богатырях, участниках Бо родинского сражения, и сравнивает их с «нынешнем племенем». Чтобы подтвердить свой ответ, обращается к картинам прошлого ...

3. Реализация домашнего задания: проверка планов, составленных дома.

 Примерный план  

Отступление (<<Мы долго молча отступали») - 3-я строфа.

Выбор места сражения (<<И вот нашли большое поле» ) - 4-я строфа.

Ожидание боя (<<Два дня мы были в перестрелке») - строфы 5,6.

Ночь перед сражением (<<Прилёг вздремнуть я у лафета») - 7-я строфа.

Клятва верности (<<И умереть мы обещали») - строфы 8,9.

Описание Бородипского сражения (<<Вам не видать таких сражений») - строфы 1 0- 12.

Поле боя после сражения ( Тогда считать мы стали раны ... ») строфа 13-я.

 4. Работа по теме урока.

 Художественный анализ сцены Бородинекого боя (строфы 10- 12)

К 10 строфе:

-Какой темп выберете для чтения этой строфы?

-Какие слова помогают предать движение? (Обратим вни мание на глаголы «двинулись» и «промелькнули», предлог «сквозь», прилагательное-эпитет «летучий»).

        К 11 строфе:         .

-Какие зрительные образы и чувства возникают при чтении этой строфы?

-Какая часть речи помогает передать картину сражения? Выбор каких глаголов вам показался неожиданным? Почему нет эпитетов и сделано исключение лишь для од ного (кровавых»)?

-Как используется звукопись?

К 12 строфе:

-Какие слова усиливают картину ужаса от происходящего? В каких звучат гордость и торжество?

Завершим анализ выразительным чтением отрывка учеником.

   Герои стихотворения - герои Бородина.

Беседа по вопросам.

-Хотя Лермонтов не даёт описания внешности  рассказчика, как вы себе его представляете?

-От какого лица ведётся повествование? О чём это говорит? Что мы узнаём об однополчанах старого артиллериста? Как они проявляют себя до и во время боя?

-Почему  в повторяющихся в тексте стихотворения строфах (см. 2 и 4) Лермонтов делает небольшие изменения? Что хочет подчеркнуть поэт вместе со своим героем?

 

 Тест по творчеству M.IO. Лермонтова (поэма «Бородино»)                                                                             1. К какому роду литературы относится произведение?

а) эпос

б) лирика

в) драма

2. Что наиболее значимо, с вашей точки зрения, в стихотворении?                                                            а) изображение хода битвы

б) описание чувств и мыслей простых солдат

в) мысли поэта о роли простого народа в сражении                                                                                          г) размышление о цене победы в сражении

З. Кто является рассказчиком в стихотворении?                                                                                               а) автор

б) солдат - участник сражения                                                                                                                     в) полковник

г) молодой воин

4. Когда было написано стихотворение?                                                                                                                а) в ходе сражения

б) сразу после битвы

в) через 10 лет после сражения                                                                                                                                                              г) через 25 лет

5. Какую форму повествования использует М. Ю. Лермонтов в стихотворении?  

а) повествование                                                                                                                                                     б) диалог

в) монолог

г) авторское рассуждение

6. Что является главным в образе рассказчика?

а) отвага, смелость

б) патриотизм

в) простота

г) ироничность

д) чувство товарищества

7. Кто является главным героем в стихотворении?

а) рассказчик

б) полковник

в) автор

г) народ

 5. Итоговые вопросы.

-Каким чувством проникнуто это стихотворение?

-Какова тема и идея стихотворения?

6. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок стихотворения (описание Бородинского боя).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "М.Ю. Лермонтов. Мотивы одиночества в лирике поэта.Стихотворение "Парус"

Данная разработка урока включает в себя биографию М.Ю Лермонтова, историю создания  и анализ стихотворения "Парус"....

Конспект урока по теме "М.Ю. Лермонтов "Бородино" с презентацией

Представлен конспект урока по литературе в 5 классе с презентацией...

Конспект урока по теме "М.Ю. Лермонтов "Бородино"

Конспект урока по литературе, 5 класс...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме: "М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»".

Урок содержит ссылки на интерактивные ресурсы, которые могут быть использованы на разных этапах урока....

Презентация к уроку литературы.Тема: М.Ю.Лермонтов "Бородино". "Защитники Родины в изображении М.Ю.Лермонтова"

Данная презентация предназначена  для проведения урока литературы в 5 классе по теме: М.Ю. Лермонтов "Бородино".Использованы репродукции картин о Кавказе,написанных самим Лермонтовым М.Ю., ...

Методическая разработка урока на тему "М.Ю. Лермонтов. История создания поэмы "Мцыри".

Материалы биографии поэта и история созданния поэмы "Мцыри"....

7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».

7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и  природы.  «Молитва», «Ангел»....