Открытый урок по теме "М.Ю. Лермонтов. Мотивы одиночества в лирике поэта.Стихотворение "Парус"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Степанова Оксана Александровна

Данная разработка урока включает в себя биографию М.Ю Лермонтова, историю создания  и анализ стихотворения "Парус".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_literature.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 6 классе по теме:                                                                 М.Ю.Лермонтов. Тема одиночества в лирике поэта. Стихотворение «Парус».        Цели урока:

познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова;

чтение и анализ стихотворения «Парус».

Дидактические задачи урока:

      Учебные:

расширить представление о передаче эмоций через художественный текст;

познакомить с понятиями  «антитеза», «инверсия»

       Развивающие:

развивать умение учащихся анализировать лирическое произведение;

 развивать умение строить монологические аргументированные высказывания по теме;

развивать творческие способности учащихся.

   Воспитательные:

способствовать формированию нравственных качеств у учащихся;

способствовать эстетическому воспитанию на примере произведений и картин М.Ю. Лермонтова;

 формировать положительное отношение к знаниям;

нравственное и эстетическое воспитание учащихся.

Форма проведения урока: презентация, заочное путешествие.

Форма организации учащихся: индивидуальная, коллективная.

 Основной метод обучения: метод эвристической беседы.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оформление урока: Презентация  «Мотивы одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова»

Методические особенности урока:

 1. Использование ИКТ, Internet  в подготовке учащимися сообщений о Лермонтове.

2. Заочное путешествие «М.Ю.Лермонтов – великий русский поэт».

3. Развивающее обучение

Ход урока:                                                                                        1. Самоопределение к деятельности:                                        2.Актуализация ЗУН, необходимых и достаточных для введения нового:                                                                        Задание для учащихся: Прослушайте отрывки из одного всем известного произведения:                                                                                                И только небо засветилось,                                                                 Всё шумно вдруг зашевелилось,                                                        Сверкнул за строем строй…                                                                                                                                                                Смешались в кучу кони, люди                                                        И залпы тысячи орудий                                                                Слились в протяжный бой…                                                                                                                                        - Из какого произведения эти строки?                                                - Что вы помните об этом стихотворении с 5 класса?                                3.Постановка целей и задач урока:                                                -Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь сегодня на уроке?                        ( Слайды 1,2)                                                                         -Запишите тему урока в рабочую тетрадь по литературе.                        - Каковы цели и задачи нашего урока? (Слайд 3)                                -Что вы знаете о М.Ю.Лермонтове с прошлого года?                                4.Работа с автопортретом Лермонтова.                                                -А знаете ли вы, что поэт Лермонтов оставил и другие произведения – живописные? Он был талантливым художником.( Репродукции его картин мы посмотрим немного позже). Посмотрите на автопортрет Лермонтова в учебнике.                                                        -Каким изобразил себя поэт?        ( Он в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказ. Но самое главное, что обращает на себя внимание,- это лицо, печальное, напряженное, с тоской в глазах).                                                                -Послушайте воспоминания выдающихся людей о личности поэта( книга В.П. Полухина «Читаем, думаем, спорим»                                Поэт прожил очень короткую, трагическую жизнь, но успел за эти немногие  годы написать много прекрасных стихотворений , поэм и даже роман.                                                                                        5. Сообщение  учащихся о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.                                                        Вступительное слово        учителя (слайды 4, 5, 6.)                                1 ученик (рассказ о детстве писателя в Тарханах) – Слайды 7, 8, 9.        Запись в тетрадь: Родился в Москве. Рано лишился матери. Воспитанием занималась бабушка – богатая помещица, жившая в селе Тарханы Пензенской губернии.                                                                2 ученик (рассказ об обучении Лермонтова, его увлечениях) – Слайды 10,11,12.                                                                                        Запись в тетрадь: Обучался на дому, владел иностр. яз., играл на музыкальных инструментах, рисовал акварелью, лепил из воска.                Будущий поэт любил природу.                                                        3 ученик (чтение стихотворения «Взгляни опять: подобная Армиде…»).                                                                                        4 ученик (рассказ о поездках Лермонтова на Кавказ, чтение стихотворения «И вижу я себя ребёнком») – Слайд 13.                                Запись в тетрадь: Бабушка трижды возила внука на Кавказ.                5 ученик (рассказ об обучении Лермонтова в Москве и Петербурге) – Слайды 14,15,16.                                                                Запись в тетради: В 13 лет Лермонтов поступил в 4 класс московского университетского Благородного пансиона. Охотно учился и в 14 лет начал писать стихи. В 15 лет поступил в Московский  университет и жил у бабушки на Малой Молчановке. Через 2 года Лермонтов уехал в Петербург и поступил в военную школу. Очень тосковал по своих московских друзьях.                                                        В эти дни было создано стихотворение «Парус»                                6. Чтение учителем стихотворения «Парус»                                        7. История создания  стихотворения «Парус» (1832 г.)                        М.Ю.Лермонтов        в 18-летнем         возрасте приехал учиться в школу Гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. Он отправился прогуливаться по городу, вышел на набережную и увидел раскинувшуюся гладь моря.                                                                        - Что испытывает человек, находясь вблизи с морем? Что его волнует? ( Величие, простор. Постоянная изменчивость: то спокойное,  безмятежное, то пенится и шумит. То лазурно – синее, то свинцово – серое. Вблизи моря думаешь о чем – серьёзном, сокровенном).                        8. Анализ стихотворения.                                                                - Что вы представляете, слушая стихотворение? Какие картины видите?                                                                                                - Какое настроение возникает при чтении? Какое слово определяет это настроение?        ( Эпитет «одинокий» )                                        - В стихотворении есть какая – то тайна. Попробуйте проникнуть в неё.                                                                                                        - Сравните картины, нарисованные в 2 и 3 строфе?                                - Прочитайте первые две строки каждой строфы? Что рисуют они?                                                                                                        - О чем говорят две последние строки каждой строфы? (Это голос самого поэта, его размышления).                                                                - О чем эти размышления?                                                                - Как называется художественное средство, когда одно явление противопоставляется другому? (антитеза)                                                -Только один раз появляется слово «парус».А в других строчках – местоимения: «ищет он», «кинул он», « он счастия не ищет», « не от счастия бежит», « просит бури».                                                                - Можно ли так говорить о неодушевленном существе?                        - Почему, читая стихотворение, начинаешь думать о парусе, как о живом существе?        ( только гордый, смелый человек не бежит от бури, а ищет встречи с ней?                                                                                -Как называется такое выразительное средство? Найдите в стих. олицетворения.                                                                                        - Почему парус называют «мятежным»? ( т.к. ищет непокоя) К какому выразительному средству относится слово «мятежный». Найдите эпитеты в стихотворении.                                                                - В чем же смысл стихотворения?( Он видит парус и вспоминает гордых, мятежных, одиноких друзей, ими гордится, сочувствует им).                Запись в тетрадь: «Парус» - создание 18-летнего поэта. Образ бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтическая связывается с одиночеством, мятежными стихиями.                                                                                                9. Работа с рисунком Лермонтова.                                                Рассмотрите акварельный рисунок М.Ю.Лермонтова «Парус». Сравните настроение, выраженное Лермонтовым в поэтическом «Парусе», с настроением, которое передает произведение живописи.                10. Понятие об инверсии.                                                                Перечитайте строки:                                                                                Белеет парус одинокий                                                                        В тумане моря голубом!..                                                                 Поэт не только нарисовал картину, но и заставил нас проникнуться сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова! Но в том- то и чудо поэзии, и слова здесь не такие уж простые. Если бы сказать об этом прозой, вы получили бы фразу иначе: «одинокий парус белеет в голубом тумане моря». И вся поэтичность и очарование слов исчезают. В стихах же эпитеты стоят на необычном месте, после определяемого слова, в конце строк, это сделало их особенно заметными, выделенными.                                                         Необычный порядок слов в предложении называется инверсией. Инверсия – одно из выразительных средств стихотворной речи. Она помогает передать настроение.                                                                Задание для класса: Найдите ещё инверсии в стихотворении «Парус» и подумайте, какое настроение они помогают выразить.                        11. Заключительное слово учителя.                                         Прочитайте стихотворение ещё раз. Изменилось ли первое впечатление от стихотворения?                                                                12.Рефлексия.                                                                                 - Что на уроке было самым интересным? Что очень сложным? Запишите на своих листочках.                                                                13. Домашнее задание. 1. рассказ о Лермонтове                                                                2. выучит стих наизусть                                На следующем уроке мы продолжим  знакомство с творч.поэта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"

Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"

Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....

Открытый урок по теме: "Если душа родилась крылатой": тематический репертуар ранней лирики М.И. Цветаевой

Данный материал представляет собой конспект открытого урока по литературе (8 класс), а также презентацию к нему....

Совместная презентация "Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"

Презентация создана учащимися 6 класса к уроку литературы "Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"...

Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова (урок - исследование)...

Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Презентация к уроку-анализу стихотворения-завещания М.Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу", завершающего тему "Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова". В ход урока включены...