Метафора в школьном обучении
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Определение метафоры (языковой и художественной).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metafora_barashka.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

        Метафора  в школьном обучении

                      русского языка

       Здравствуйте, ребята! Наша сегодняшняя тема: «Метафора».

Перед тем, как я вам объясню, что это за термин, вы послушаете отрывок из сказки Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц»:

    «Так я жил в одиночестве, и не с кем было мне поговорить по душам. И вот шесть лет тому назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что – то сломалось в моторе моего самолёта…Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило бы на неделю.

   Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья. Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту посреди океана, и тот был бы не так одинок. Вообразите же моё удивление, когда на рассвете меня разбудил чей – то тоненький голосок. Он сказал:

  1. Пожалуйста… нарисуй мне барашка!
  2. А?..
  3. Нарисуй мне барашка…

 Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Протёр глаза. Начал осматриваться. И вижу – стоит необыкновенный какой – то малыш и серьёзно меня разглядывает…

  И он опять попросил тихо и очень серьёзно:

  1. Пожалуйста…Нарисуй барашка…

 Всё это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел отказаться…

  И я нарисовал…

  Он внимательно посмотрел на мой рисунок  и сказал:

  1. Нет, этот барашек совсем хилый. Нарисуй другого.

Я нарисовал…

   

  Мой новый друг мягко, снисходительно улыбнулся.

  1. Ты же сам видишь, - сказал он, - это не барашек. Это большой баран. У него рога…

Я опять нарисовал по – другому…

  Но он и от этого рисунка отказался.

  1. Этот слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго.

Тут я потерял терпение – ведь надо было поскорей разобрать мотор - и  нацарапал вот что:..

И сказал малышу:

  1. Вот тебе ящик. А в нём сидит твой барашек.

Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял:

  1. Вот такого мне и надо! Как ты думаешь, много он ест травы?
  2. А что?
  3. Ведь у меня дома всего очень мало…
  4. Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка.
  5. Не такой уж он маленький… -сказал он, наклонив голову  и разглядывая рисунок. – Смотри – ка! Он уснул…

Так я познакомился с Маленьким принцем».

   Метафора – это всегда какая – то загадка, придуманная автором и разгадываемая читателем. От читателя требуется богатое воображение, чтобы постичь смысловую сложность метафоры. Чем сложнее загадка, тем большей активности и интеллектуального напряжения она требует от читателя.

   Обратим внимание на наш отрывок сказки. Здесь герой – мальчик просит автора нарисовать барашка. Любой из предложенных на рисунке барашков не устраивал мальчика. Тогда автор нарисовал простой ящик, сказав, что в нём находится барашек. Наконец мальчик был доволен: в том ящике он мог вообразить только ему видимого барашка, именно такого, какого ему нужно. Таким образом, автор дал мальчику загадку (представим её условной метафорой), которую мальчик благополучно разгадал (увидел в ящике воображаемого барашка).

   Теперь мы можем перейти к определению метафоры. Итак, метафора – это вид тропа, перенесение свойств одного предмета на другой, по принципу их сходства  в каком – либо отношении или по контрасту. В отличие от сравнения, где присутствуют оба члена сопоставления (например, синие как небо глаза), метафора  - это скрытое сравнение, в котором слова «как», «как будто», «словно» опущены, но подразумеваются  (например, синева глаз).

  В языке существуют два типа метафор. В – первых, метафора обще языковая (либо просто языковая), во – вторых, метафора художественная. Между ними существуют принципиальные различия. Сейчас мы укажем, какие это различия.

 1. Семантические различия.

 В основе языковой метафоры лежат очевидные признаки  (в основу наименования положен признак, который ясен и очевиден всем носителям языка). Например, кисель – это что – то вязкое, жидко образное.

  Напротив, в основу наименования художественной метафоры положены неочевидные, не самые близкие признаки предметов. Художественная метафора всегда необычна, аномальна. Например, стекло стрекоз сновало по щекам (представлен необычный образ).

 2. Различия в идеоматичности.

Языковая метафора всегда воспроизводима, идеоматична (носители языка эти лексико – семантические значения не придумывают, а непроизвольно воспроизводят). Например, каменное сердце, золотые руки.

   Напротив, художественной метафоре соответствует относительная идеоматичность, это всегда единичный акт наименования, в рамках одного произведения автор создаёт определённую метафору. Например, клеточный юмор.

 3. Различия в функциональных особенностях.

Языковая метафора несёт коммуникативную функцию (нужна для общения, передачи информации).

 Напротив, художественная метафора несёт эстетическую функцию.

 Таким образом, языковая метафора – это массовое образование, а художественная метафора – это элитное (специфическое) образование.

   В рамках школьной программы языковая метафора изучается в курсе русского языка, а художественная – в курсе русской литературы.

   В словарях обычно представлены языковые метафоры, а художественная метафора не находит отражения в языке. Исключение имеют словари «языка писателей».

  Сегодня на нашем уроке мы обратим внимание на оба типа метафор.

Первое задание. Учёные обратились к тому, как дети – дошкольники понимают  и интерпретируют метафоры. Детям предстояло охарактеризовать, объяснить смысл заданных им метафор. Давайте по ответам дошкольников попытаемся угадать, о чём идёт речь, какие метафоры были заданы учёными.

  1. – Получится дырка!
  1. Пополам!
  2. Мальчик оборвал провод у телефона, вот и оборвал разговор!
  3. Люди разговаривают, а мальчик перебивает!

Правильный ответ: оборвать разговор.

  1. – У них ротика нет. Они только раскачивались!
  1. Они что – то говорили!
  2. Они что – то рассказывали!
  3. Они тихо разговаривали!
  4. Берёзки раскачивались!
  5. Берёзки листиками качали!

Правильный ответ: шептались берёзки.

  1. – Море не шевелится!
  1. Море спокойное, море не бушует!

Правильный ответ: море спит.

  1. – Они на молодой яблоне растут!
  1. Они молодые и вкусные!

Правильный ответ: молодильные яблоки.

  1. – Она шевелится!
  1. Воду пьют!
  2. Её можно пить!

Правильный ответ: живая вода.

  1. – В море можно купаться!
  1. Море течёт!
  2. Море шумит!
  3. В море купаются! Море не смеётся! Играют в игрушки!
  4. Море синее!
  5. Волны в море разгоняются!
  6. На море волны плавают и разгоняются. А дети играют!

Правильный ответ: море смеётся и играет.

  1. – Дождь сильный!
  1. Гроза гремит, дождь идёт!
  2. Ветер!
  3. Корова воет, а не буря! Собаки воют!

     Правильный ответ: воет буря.

  1. – Утро старенькое!
  1. Как борода!

Правильный ответ: утро седое.

Второе задание. Метафора очень часто встречается в устном народном творчестве. Так, для завуалирования какого – либо образа, предмета или явления метафору используют в загадках. Сейчас я буду читать вам загадки, а ваша задача – отгадать их и указать, с помощью какой метафоры был скрыт образ.

  1. Летит огневая стрела, никто её не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица.

Правильный ответ: молния (метафора – огневая стрела).

  1. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала.

Правильный ответ: туча (метафора – орлица).

  1. Ходит царь вокруг города, носит корону на голове.

Правильный ответ: петух (метафора – царь).

  1. Телята гладки привязаны на грядке.

Правильный ответ: огурцы (метафора – телята).

  1. Стоит поп низок, на нём 40 ризок.

Правильный ответ: капуста (метафора – поп).

  1. Крашеное коромысло через реку свисло.

Правильный ответ: радуга (метафора – крашеное коромысло).

  1. Сидит девица в тёмной темнице, коса – на улице.

Правильный ответ: морковь (метафора – девица).

  1. Выходили  12  молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей.

Правильный ответ: 12 месяцев, 52 недели, 365 дней (метафоры –  12молодцев, 52 сокола, 365 лебедей).

Третье задание.

Запишите под мою диктовку данные словосочетания в парах и укажите, какое словосочетание из данной пары будет являться метафорой, а какое – нет. Затем составьте предложения с метафорическими словосочетаниями.

  1. Золотое кольцо – золотые руки.
  2. Ледяной взгляд – ледяной каток.
  3. Греметь известностью – греметь браслетами.
  4. Синее море – море цветов.
  5. Волчий аппетит – волчий след.
  6. Время летит – летит самолёт.
  7. Поднять руку – поднять настроение.
  8. Тёплая встреча – тёплое молоко.

    Правильные ответы: золотые руки, ледяной взгляд, греметь известностью, море цветов, волчий аппетит, время летит, поднять настроение, тёплая встреча.

Четвёртое задание. Великий русский поэт Сергей Александрович Есенин внёс свой неповторимый вклад в сокровищницу русской речи. Созданные им метафоры пополнили запас русских крылатых выражений. Одним из убедительных свидетельств актуальности метафор является употребление слов его самобытной поэзии в языке современной публицистики, на страницах газет. Из данных отрывков найдём метафоры, придуманные Есениным в стихах, и попытаемся определить смысл их использования в газетных статьях.

  1. «В окрестностях Алма-Аты цветут сады. «Белых яблонь дым» вьётся над ущельем Заилийского Алатау. Но весна – вовсе не помеха искусственному льду катка «Медео». («Правда», 1975, 25 апреля).

Правильный ответ: «белых яблонь дым» - с помощью этой метафоры оживляются скупые строки газетных сообщений, как бы восполняя отсутствие в них художественности.

  1. «Наверное, нет надобности говорить, что с точки зрения экономической древесины хвойных пород представляет большую ценность, чем всевозможная «листва». И тем досаднее, что в «страну берёзового ситца» лес превращается не по злому року, а в результате лесозаготовительной практики, именуемой условно – сплошными рубками» («Литературная газета», 1974, 4 декабря).

Правильный ответ: «страна берёзового ситца» - Эта метафора служит средством выражения горькой иронии.

  1. «Существовали, возможно, и другие причины столь быстрого и резкого перехода В. Цыбина  от «буйства глаз и половодья чувств» и вопросительно – раздумчивому слогу позднейших книг». («Литературная газета», 1974, 10 июля).

Правильный ответ: «буйство глаз и половодье чувств» - эта метафора употребляется для характеристики творческой манеры писателя.

  1. «Ценность книги в том, что люди, чьи имена уже принадлежат истории, проходят перед нами во всей своей неповторимости, не отлакированные, не придуманные, не прибранные, а такие, какими они выглядели тогда, «в развороченном бурей быте» тех лет» .(«Литературная газета», 1970, 27 мая).

Правильный ответ: «в развороченной бурей быте» - эта метафора по – своему отражает период коренной, революционной ломки социальных отношений в стране.

      Молодцы, ребята! Спасибо вам за работу.

                                                 Литература:

  1. Аникин В.П. Метафора в загадках // Художественные средства русского народного поэтического творчества. М., 1981. с. 53 – 66.

  1. Баранов М.Т. Слова с прямым и переносным значением //Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка / Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.с. 60 – 64.

  1. Вовк В.Н. Языковая метафора в художественной речи (природа вторичной номинации). Киев: Наукова Думка, 1986. 144 с.

  1. Гладышева Л.А. Живые строки  Есенина // Русский язык в школе, 1975. №4. с. 62 – 64.

  1. Ковалёв В.П. Лексико – семантические выразительные средства // Ковалёв В.П. Выразительные средства художественной речи / Пособие для учителя. Киев, 1985. с. 40 – 65.

  1. К проблеме понимания метафоры // Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. с. 108 – 118.

  1. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А.Н. Николюкин. М., 2001. стб. 533.

  1. Литературный энциклопедический словарь /под общей ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М., 1987, с. 218.

  1. Новиков Л.А. Семантика русского языка. М., 1982. с. 189 – 209.

  1. Рубайло А.Т. Приёмы художественного языка и их основы // Рубайло А.Т. Художественные средства языка / Пособие для учителей. М.: Учпедуч, 1961. с.25 – 80.

  1. Сент – Экзюпери А. Ночной полёт : Повесть; Планет людей: Повесть; Маленький принц; Сказка. Саратов, 1982. с. 186 – 189.

  1. Скляревская Г.Н. Языковая метафора в словаре: опыт системного описания // Вопросы языкознания, 1987. № 2. с. 58 – 65.

  1. Харченко В.К. Образность в семантике слова / Русский язык  в школе, 1984.№3.с. 50 – 54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития социально-психологической готовности детей к школьному обучению

Создание благоприятного психологического климата и получение опыта взаимодействия детей в группе. Создание позитивных отношений между сверстниками и взрослыми в процессе общения. Повышение познаватель...

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (подпрограмма к Образовательной программе школы) ВВЕДЕНИЕ Адаптация - естественное состояние человека, проявляюще...

Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения.

Процесс  перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.Психологически это ...

Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения.

Материал педсовета по проблеме преемственности между начальным и средним звеном школы.    Какие же задачи должен решать педагогический коллектив по обеспечению благополучного бесконфлик...

Анкета "Мотивация к школьному обучению"

Анкета для классного руководителя, социального педагога, психолога....

Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Урок как основная форма школьного обучения.

1. Понятие о формах организации (организационных формах) обучения. Соотношение между формами обучения и его методами.2. Краткие  сведения о развитии организационных  форм учебной работы в шк...