Рабочая программа по литературе для 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Кочковая Любовь Николаевна

 

 Рабочая программа курса литературы в 8 классе  разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089, Обязательного минимума содержания образования, а также программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. Всего на изучение отводится 70 часов, из них на р.р. – 15.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_8_lit-ra.docx60.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Авиловская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено и рекомендовано к применению

протокол № 1 от 29.08.11 г.

Руководитель РМО учителей русского языка и литературы __________________

        Симонова Н.Д.

Согласовано педагогическим советом МОУ Авиловской СОШ протокол № 1 от 30.08.11 г.

Утверждено

Приказ № ____ от 30.08.11 г.

Директор школы _____________________

              Петров С.В.

Рабочая программа

по литературе

для  8 класса

на 2011 – 2012 учебный год

Учитель:   Кочковая Л.Н.

1.Пояснительная записка

 Рабочая программа курса литературы в 8 классе  разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089, Обязательного минимума содержания образования, а также программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.

   В рабочую программу по литературе в 8 классе по сравнению с Примерной программой среднего общего образования по литературе внесено ряд изменений:  

  1. Произведения Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате», Вальтера Скотта «Айвенго» даются на самостоятельное изучение с последующим обсуждением в классе.
  2. Разбираются на уроках произведения зарубежной литературы: А. Грин «Алые паруса», А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц», В.Шекспир «Ромео и Джульетта»

     В работе использую учебник-хрестоматию «Литература. 8 класс»  Т.Ф. Курдюмовой.

В его основу авторы поставили проблему литературы и времени, исторического прошлого и его осмысления в художественном произведении.

Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 70 часов, из них на р.р. – 15.

        В связи с тем, что литература – базовая учебная дисциплина, формирующая     духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, цель данного учебного курса – формирование духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире.

   Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

  1.  формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
  4. совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

    Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место в программе отводится теории литературы.

Программа под редакцией Т.Ф.Курдюмовой рассчитана на 1 год и  предусматривает одночасовые занятия 2 раза в неделю (всего70 часов).

2. Методы, приемы, формы организации

 учащихся на уроках литературы

   Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий:

  1. уроки-лекции,
  2. семинары,
  3. беседы,
  4. киноуроки,
  5. проекты и т.д.

Используются современные технологии обучения:

  1. педагогика сотрудничества,
  2. тестовые технологии,
  3. личностно-ориентированное обучение,
  4. информационно-коммуникативное обучение.

Методы: 

  1. словесные,
  2. наглядные,
  3. практические,
  4. методы контроля и самоконтроля;
  5. поисковые,
  6. индуктивные,
  7. дедуктивные,
  8. проектный метод обучения.

 Приемы:

  1. чтение текста учениками,
  2. беседа,
  3. дискуссия по проблеме,
  4. разработка проекта в рамках освоения нового материала.

Курс литературы предполагает использование различных видов работ по развитию устной и письменной речи:

  1. составление планов,
  2. краткие и подробные пересказы текстов,
  3. изложение с элементами сочинения,
  4. устные и письменные сочинения-характеристики героев,
  5. анализ художественного богатства языка писателя,
  6. развитие художественной фантазии у детей.

Формы контроля:

  1. тест,
  2. сочинение,
  3. контрольные и проверочные работы,
  4. письменный развернутый ответ на вопрос.
  1. Нормативные документы:

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный  компонент государственного стандарта основного общего образования. Литература;
  2. Обязательный минимум содержания образования;
  3. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования под редакцией  Э.Д. Днепрова, А.Г. Аркадьева;
  4. Закон об образовании РФ
  5. « О приоритетных направлениях развития образования: концепция модернизации образовательной политики РФ»
  6. Примерная программа среднего общего образования по литературе 5 – 11 классы под редакцией Т.Ф. («Дрофа» 2005г)

  1. Структура курса по литературе в 8 классе

п/п

Тема

Количество часов

1

 Введение. Литература и время.

 1

2

Фольклор.  История в устном народном творчестве.

 3

3

 История на страницах древнерусской литературы

 5

4

 История на страницах произведений XVIII века

 1

Историческое прошлое в литературе XIX века

 35 + 6 р.р.

5

 А.К.Толстой

 1

6

 И.А. Крылов.

 1

7

Г.У.Лонгфелло.

1

8

В.Скотта

1

9

 А.С. Пушкин.

11 + 1 р.р.

10

 М.Ю. Лермонтов.

 4 + 2 р.р.

11

 Н.В. Гоголь.

 6 + 1 р.р.

12

 М. Сервантес.

 1

13

 И.С. Тургенев

 3

14

 А.К. Толстой.

 2

15

 Л.Н. Толстой.

 2 + 2 р.р.

16

 А.П. Чехов.

 2

Былины и их герои в произведениях XX века.

 7

17

 Ю.Н. Тынянов.

 3

18

 Марк Алданов., С. Цвейг

 2

19

 Б.Л. Васильев.

 2

Тема Великой Отечественной войны в исторических произведениях.

 2 + 2 р.р.

20

 Л.М. Леонов

 1

21

 А.Т. Твардовский

 1+2 р.р.

История на страницах поэзии XX века.

1

Зарубежная литература

5

22

 А. Грин

 2

23

А. де Сент-Экзюпери

1

24

В. Шекспир

2

25

Итоговое повторение

 3

Итого

60ч + 10 ч р.р.

Содержание тем учебного курса.

Введение. Литература и время. Автор и время (1)

Литературный процесс как часть исторического про цесса. Время на страницах исторических произведений.

Жанровое разнообразие произведений исторической те матики. Исторические роман—повесть—рассказ, исто рические пьесы, поэмы, песни, исторические мотивы в лирике. Роль авторской позиции в произведениях исто рической тематики.

Сказка X. К. Андерсена «Калоши счастья» как эпи граф к изучению исторической тематики, как разверну тая притча о характере связи времен между собой. Ге рой сказки и его путешествие в средние века. Четкость и убедительность выводов автора.

Теория. Эпиграф.

Фольклор. История в устном народном творчестве(3ч)

Жанры исторической тематики в фольклоре. Причи на их сохранности в памяти народной. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Связь песен с обрядами.

Теория. Народные обряды.

Историческая народная песня

Историческая народная песня. Ее герои и сюжеты. «Правеж». Петр Великий и Иван Грозный в песнях. Песни о Петре Великом: «Солдаты готовятся встретить шведского короля», «Петр Первый на корабле», «Петра Первого узнают в шведском городе». Художественные особенности исторических песен. Историческая народ ная песня и ее исполнители. Слово и музыка в народ ной песне.

Теория. Историческая народная песня.

Народная драма

Героико-романтическая народная драма «Как француз Москву брал». Русская народная драма как значитель ное явление национальной культуры. От обряда к пьесе. Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной драмы.

Особенности народной драмы: сочетание и чередова ние трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.

Теория. Народная драма.

История на страницах произведений древнерусской литературы (3ч)

Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе средних веков.

Теория. Древнерусская литература.

Русская летопись как литературный жанр

«Начальная   летопись».   «Повесть   временных  лет».

Русская летопись как жанр исторического повествова ния. Отражение событий нашей истории в летописях XI—XVII веков. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый обще русский летописный свод. Источники повести — более ранние своды и записи. Образ Олега в летописи. Рас сказ о смерти Олега.

Теория. Летопись.

«Повесть о разорении Рязани Батыем». Воинская «Повесть о разорении Рязани Батыем» (первая полови на XIV века). События и герои на страницах повести. Евпатий Коловрат как подлинный народный герой. Связь повести с народно-поэтическим творчеством.

Теория. Воинская повесть.

Жития святых как исторические повествования. Жи тия первых русских святых на страницах летописи. По пулярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жи тия. «Сказание о житии Александра Невского» как ге роя русской истории. «Преподобный Сергий Радонежский» Б. Зайцева. Становление характера подвижника. Художественные особенности жанра жития.

Теория. Житие.

История на страницах произведений XVIII века (1ч)

Жанры исторических произведений: эпические и драматические произведения. Историческая драма и исторический герой. Я. Б. Княжнин и его пьесы на сце не русского театра. Отражение и оценка событий рус ской истории в научном и художественном творчестве Н. М. Карамзина. Покорение Новгорода Иваном III в «Истории государства Российского». Повесть «Марфа Посадница». Образы-антиподы Иван III и Марфа Борецкая. Художественный смысл финала повести и ис торическая реальность. Позиция автора.

Теория. Историческая драма.

Историческое прошлое в литературе XIX века (34 + 6р.р.)

Постоянный интерес читателя и писателя к истори ческим событиям и героям. Тема истории в произведе ниях классики. Массовая литература на темы истории. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в про изведениях на исторические темы.

Былины и их герои в произведениях XIX века

А. К. Толстой «Илья Муромец». «Правда». «Курган».

Анализ одной-двух баллад по выбору. Идейное и ху дожественное своеобразие произведений. Народный идеал и авторская позиция в каждом из произведений. Баллада как форма преобразования текста древней бы лины. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Герои и события в русской поэзии. Обращение А. К. Толстого к стихотворному переложению сю жетов русских былин, его восхищение цельными геро ическими характерами былинных богатырей. Поэтиче ская сила и обаяние стихотворений поэта.

Теория. Былина и баллада.

Исторические басни И. А. Крылова и Отечественная война 1812 года. Исторические события и жанр басни. Патриотические басни Крылова в годы Отечественной войны 1812 года. «Волк на псарне». Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях 1812 года.

Теория. Басня на историческую тему.

Александр Сергеевич Пушкин. «Песнь о вещем Оле ге». «Полтава» (фрагмент). «Медный всадник». «Капи танская  дочка».   Богатство   исторической   тематики   в

творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в его лирике. «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы, рока в сюжете баллады «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Пес ни...» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба: тема рока. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение.

Поэма «Полтава» (фрагмент). Описание Полтавской битвы и ее главного героя. Образ Петра в поэме — образ вдохновителя победы. «Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. Медный всадник и Евгений. Изображение величия Санкт-Петербурга. Композиция поэмы. Совершенство чеканных строк по эмы, звукопись.

  Болдинская осень 1833 года. Работа над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в художественном произведении: художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном матери але. «Капитанская дочка». Сюжет исторической повес ти и его важнейшие события. Герои исторические и ге рои вымышленные. Гринев и Пугачев. Гринев и Швабрин. Гринев и Маша. Становление характера Гринева. Утверждение нравственных идеалов и высокой требо вательности к себе у героя «Капитанской дочки». Исто рические события и исторические герои на страницах повести. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на «бунт бессмысленный и беспощадный». Острота постановки проблемы. Порт рет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл про изведений («История Пугачева» и «Капитанская доч ка»).

Теория. Историческая проза. Эпиграф.

Жанры произведений на темы истории, их общность и различие. Их популярность. Причина популярности. Судьба исторических жанров в современной русской литературе.

Теория. Историческая повесть и исторический труд. Сюжет и фабула. Автор в историческом произве дении.

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Ка лашникова». Быт и нравы XVI века в поэме. Историче ский сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Царь Иван Грозный, слуга — опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и пози ция опричника Кирибеевича. Неправый суд Ивана Грозного. Связь поэмы с устным народным творчест вом. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня...» как лироэпическое произведение. Отчетливость нравственной оценки событий автором.

Теория. Историческая поэма.

Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба». Исто рическая основа и народно-поэтические истоки повес ти. XVI век Южной Руси в повести Гоголя. Гоголь — мастер батальных сцен и героических характеров. Сти хийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Тарас Бульба как народный героический ха рактер. Мастерство Гоголя в изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании.

Теория. Историческая повесть.

Быт и нравы в исторических произведениях. Интерьер и его место в воссоздании эпохи. Пейзаж в историческом повествовании. Сюжет и интерьер. Познавательная и художествен ная роль интерьера. Интерьер как одно из важных сла гаемых исторической действительности на страницах художественного произведения. Роль и место интерьера в эпосе и в других родах литературы. Интерьер в живо писи.

Теория. Место интерьера в композиции произве дения.

Алексей Константинович Толстой. «Василий Шиба нов». «Князь Серебряный». Баллада «Василий Шибанов». Подлинные исторические лица — царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный

идеал автора.

«Князь Серебряный». Эпоха и ее воспроизведение на страницах романа. Исторические лица — царь Иван Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Народная песня на страницах романа. Сюжет и его главные герои. Романтический взгляд на родную исто рию. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его пози ции. Художественные особенности повествования. От звуки фольклорных произведений в романе. Археоло гическая точность в воспроизведении быта эпохи.

Теория. Стихотворная сатира.

Лев Николаевич Толстой. «После бала». Рассказ «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Беспощадная критическая сила рассказа, его гуманистиче ский пафос. Герои и их судьбы. Контраст как основа композиции рассказа. Иван Васильевич как герой-рас сказчик, контраст в раскрытии его душевного состоя ния и оценка им увиденного и услышанного. Роль слу чая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата, значение красоч ных и звуковых образов в ее создании. Время и про странство и рассказе. Художественное мастерство писа теля. Предельная простота и ясность композиции про изведения.

Теория. Контраст как прием композиции.

Историческое прошлое в лирике XIX века

«Минувшее меня объемлет живо...»: В. А. Жуков ский. «Воспоминание». «Песня»; А. С. Пушкин. «Вос поминание». «Стансы»; Д. В. Давыдов. «Бородинское поле»; И. И. Козлов. «Вечерний звон»; Ф. Н. Глинка. «Москва»; А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севасто поле».

Обращение лирических поэтов к теме прошлого. Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровен ных воспоминаний, воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэтов в художественной оценке минувшего.

Историческое прошлое в литературе XX века (6ч)

Былины и их герои в произведениях XX века

И. А. Бунин. «На распутье». «Святогор». «Святогор и Илья»; К. Д. Бальмонт. «Живая вода»; Е. М. Винокуров. «Богатырь». Трансформация образа былинного героя в произведениях XX века.

Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина. Проникновенное отражение в его поэзии былинных образов. Мастерство и совершенство языка, разнообразие и богатство ритмики стихотворений поэта. Былинные мотивы в творчестве К. Д. Бальмонта. Сти хотворения «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворений.

Юрий Николаевич Тынянов. «Восковая персона». «Подпоручик Киже». Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести.

«Подпоручик Киже» — осуждение нелепостей воин ской службы при казарменном автоматизме армии при Павле I.

Язык и стиль, помогающий писателю воссоздать картины русской истории.

Теория. Язык и стиль исторического повествова ния.

Марк Алданов. «Чёртов мост» (главы). Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зару бежья. Его тетралогия «Мыслитель». Серия историче ских портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе «Чёртов мост». «Святая Елена, маленький остров» как завершение тетралогии. Образ Наполеона в последние годы жизни. Связь времен как главная тема творчества Алданова. Активное утвержде ние авторской позиции в произведениях исторического цикла.

Теория. Циклы исторических романов (тетрало гия, трилогия).

Борис Львович Васильев. «Утоли моя печали». Изобра жение ходынской трагедии. Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Различные пути разви тия России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной ис тории как расширение палитры исторической прозы. Исторические лица, изображенные в произведении (им ператор Николай II, великий князь Сергей Александ рович, Иван Каляев, Василий Иванович Немирович-Данченко).

Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. За висимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа.

Тема Великой Отечественной войны в исторических произведениях (4ч)

Леонид Максимович Леонов. «Золотая карета». Тема Великой Отечественной войны и ее отголосков в собы тиях послевоенных. Судьбы героев и их идеалы. Роман тический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драма тический сюжет и драматические судьбы.

Теория. Символика названия произведения.

История на страницах поэзии XX века

Традиционное внимание поэтов к родной истории  и ее роковым минутам. В. Я. Брюсов. «Тени прошлого» «Век за веком»; 3. Н. Гиппиус. «14 декабря»; Н. С. Гуми лев.  «Старина».  «Прапамять»;  М. А.  Кузмин.  «Летний сад»; М. И. Цветаева. «Домики старой Москвы». «Ген ралам двенадцатого года»; Г. В. Иванов. «Есть в лито графиях старинных мастеров...»; Д. Б. Кедрин. «Зодчие» и др.

Тема прошлого как одна из главных тем лирики поэтов XX столетия. Многогранность осмысления бы лого поэтами серебряного века и современными поэта ми. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.

Итоги

Беседа по итогам чтения произведений историче ской тематики в течение года. Обзор богатства жанров произведений. Сила эмоционального воздействия на круг чтения читателей любого возраста.

Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул


  1. Перечень по модулям контрольных и проверочных работ,

работ по развитию речи

п/п

Тема

Вид контроля

1

 Введение. Литература и время.

 

Русская литература первой половины XIX века

 

2

Фольклор.  История в устном народном творчестве.

 

3

 История на страницах древнерусской литературы

 Контрольная работа по теме «Фольклор. Древнерусская литература»

4

 История на страницах произведений XVIII века

 

Историческое прошлое в литературе XIX века

 

5

 А.К.Толстой

 

6

 И.А. Крылов.

 

7

 А.С. Пушкин.

1) домашнее сочинение

2) контрольная работа

8

 М.Ю. Лермонтов.

 Сочинение-характеристика

9

 Н.В. Гоголь.

 Домашнее сочинение

Контрольная работа

10

 М. Сервантес.

 

11

 И.С. Тургенев

 

12

 А.К. Толстой.

 

13

 Л.Н. Толстой.

 Классное сочинение

Тест

14

 А.П. Чехов.

 

Былины и их герои в произведениях XX века.

 

15

 Ю.Н. Тынянов.

 

16

 Марк Алданов.

 

17

 Б.Л. Васильев.

 

Тема Великой Отечественной войны в исторических произведениях.

 

18

 Л.М. Леонов

 

19

 А.Т. Твардовский

 Классное сочинение

Зарубежная литература

 

20

 А. Грин

 

21

А. де Сент-Экзюпери

22

В. Шекспир

Тест по трагедии

Итоговое повторение

Итоговая проверочная работа

6. Перечень учебно-методического обеспечения.

В работе применяю следующую методическую литературу:

  1. И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова «Поурочные разработки по русской литературе», 8 класс.
  2. Э.Л. Безносов. Раздаточные материалы по литературе. 8 – 11 классы.
  3. Н.Н. Оглоблина. Тесты по литературе. 5 – 11 классы.
  4. В.А. Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 8 классы
  5. В.Я. Рыбникова. Литература Дона и о Доне.

8. Требования к уровню подготовки учащихся

     Программа Т.Ф. Курдюмовой предусматривает овладения знаниями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя. В результате изучения литературы в 8 классе

 ученик должен знать: 

  1. авторов и содержание изученных художественных произведений,
  2. основные теоретические понятия,
  3. связанные с изучением исторических произведений.

     Ученик должен уметь:

  1. определять связь литературного произведения со временем, понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано
  2. использовать различные формы изучения художественных произведений: исторический комментарий, исторический документ.
  3.  определять авторскую позицию писателя.
  4.  создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи.
  5. пользоваться различными справочными изданиями.
  6. использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  2. умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  3. понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  4. знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  5. умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  6. уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3.  Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

  1. Оценка сочинений.

          Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  1. соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  2. полнота раскрытия темы;
  3. правильность фактического материала;
  4. последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  1. разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  2. стилевое единство и выразительность речи;
  3. число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

 III.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 75 – 89 %;

«3» - 51 – 74 %;

«2»- менее 50 %. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...