Рассказ "Как молоды мы были"
книга по литературе (11 класс) по теме

Воспоминания о юности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glava_i.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Марина Глухова 

                                                            «Как молоды мы были…»                        

                                                                                Глава I.

   В комнате царил полумрак. Тихо звучала музыка, и голос Розенбаума  наполнял зал: “Из желтых листьев, в  платьице простом…» Алина сидела в кресле, зябко кутаясь в плед. В кроватке тихо посапывал сынишка, и вереница мыслей не давала ей покоя.

  Давно  никто из однокашников  не звонил и не писал, как будто оборвалась та ниточка, которая связывала её с юностью.

   Вдруг у двери послышались какие – то  незнакомые голоса. Это заставило Алину подняться и подойти к двери. И в эту самую минуту раздался оглушительный звонок…Звонок из юности….

                                                                 Глава 2.

   Позади были сельскохозяйственные работы. Девчонки с филологического факультета возвращались в город. Не за горами была новая жизнь, наполненная  студенческими  радостями и горестями.

 А пока они шли небольшой стайкой к общежитию, где их поджидал строгий комендант. Их поселили восемнадцать человек в комнате. Сначала каждая из девушек с ужасом  смотрела на ряд кроватей, заправленных на солдатский манер, и  в нерешительности выбирала себе уголок, милей которого не будет несколько лет. Робко присматривались они друг к другу, пытаясь больше узнать о тех, с кем будут жить, делить студенческий хлеб.

  Скоро начались холода. Здесь, в Магадане, они приходят рано. В сентябре мороз начинает выводить на стеклах свои загадочные узоры, сковывает у берегов воды Охотского моря. Все реже звучат  протяжные синрен6ы кораблей в бухте Нагаево.

   Завьюженными вечерами, когда немногие уезжали домой, девчонки сдвигали кровати, зажигали свечи и начинали задушевные разговоры. Пока это были воспоминания о школе.

-Алка – палка наша – замечательный человечек! Таких поискать надо!- начинала Лялька рассказ о классном руководителе.

-А я помню наши деньки трудовые. Только заканчивались уроки – сразу бежали на стройке. Работали с огоньком, чтобы всем классом поехать по туристической путевке, - продолжала Алина.

   И тут начиналось что – то невероятное. Перебивая друг друга, щебетали девушки…

                                                                Глава 3.

   А время проходило, бесшумно ступая по ступенькам… Ох, это золотое время! Эта была их первая сессия. Первые успехи и огорчения…

   Последним сдавали зачет по диалектологии. Тем, кто исправно посещал лекции и практические занятия, Геннадий Васильевич посулил «автомат». Большинство первокурсников шли к  нему на аудиенцию  спокойно.

   Общага была готова к боевому крещению, но  Алина , зная крутой нрав преподавателя, дольше обычного задержалась у зеркала, приглаживая обесцвеченную чёлку.

- Подруга, тебе разве не доставляет удовольствие общение с Васильевичем? – с иронией произнесла Натали.

-Да вот думаю, как наш Дон Жуан (Геннадий Васильевич слыл женоненавистником, поэтому и получил от студентов саркастическое прозвище) оценит мой причесон.

-Все будет окэй как говорят наши друзья с истфака, - выпалила подруга и потащила Алину к выходу.

  Они зашли в первой пятерке около девяти часов утра. Дон Жуан восседал за столом скислой физиономией и пожирал «всех сюда входящих нежным взглядом»

   Алина протянула руку  за билетом и вдруг почувствовала, что преподаватель внимательно смотрит на неё.

-А,  ры-жень-ка-я! – протянул Васильевич.

Девушка с содроганием подумала:

-Черт дернул меня выкраситься. Говорили же мне, что он не любит этих чудачеств. А теперь и знания не помогут.

   Предчувствия её не обманули. В этот день вместо «автомата»! она долго общалась с Дон Жауном. Алина один за другим анализировала тексты, определяя, к какой области  принадлежит он, оканье или аканье  в нем преобладают.

   За окном уже сгущались сумерки, когда  Геннадий Васильевич милостиво отпустил девушку. Выйдя из института, Алина думала о  предстоящем пути через Шанхай (так называли район, где находилась общага). Девушка не заметила, как вышел преподаватель, кутаясь в теплый шарф.

- Ладно, проучил, а теперь провожу,- проговорил он.

   Не помня себя, дошла Алина до комнаты и от усталости рухнула на кровать и разрыдалась.

- Что случилось? Сдала? – подбежала Лялька, успевшая стать подругой для Алины.

А девушка сквозь слезы уже говорила:

-Двадцать текстов перевела. Думала,  икать начну от яканья, а то, может быть, и зацокала бы.

   Все засмеялись и решили, что успех, добытый в столь трудном бою, нужно отметить. Гонцы отправились в магазин за провизией, на плиту был водружен чайник. Ужин получился отменный. Не обошлось без фирменного блюда филфака? Яиц под майонезом и под «заморской» икрой. А после чашки чая вспомнились детали прожитого дня.

                                                           Глава 4.

   Лето выдалось на редкость теплым. Двадцать девчонок во главе в бабой Дуней (так  лаково прозвали Евдокию Дмитриевну Шевлякову преподавателя устного народного творчества) отправились  в поселок Ола на фольклорную практику.

  Днем рыскали  по населенному пункту в поисках старушек, знающих частушки, песни, а вечером обрабатывали собранный материал, составляли картотеку произведений и культурно отдыхали…

-Тихо, чьи – то шаги, гаси спички, - шептала Светлан.

-Подвинься, ногу некуда поставить, - слышалось из угла.

- Убери сигарету от уха, припалишь, - пищала Натали.

- Старушку нашли – клад! – произнесла Алина.

-Где, что знает? – спросила Лялька.

   И уже четвертая группа двигалась по направлению дома бабули – клада. Когда подошли  к дому. Если можно было назвать это строение домом. Их встретила старушка не мене древняя, чем её архитектурное сооружение, которая довольно бодрым голосом произнесла?

- Сейчас мне некогда с вами песни петь, надо огород  полоть.

- Мы поможем, - кто – то робко промолвил.

-Тогда так, - не растерялась бабуля, - четверо на огород, двое со мной – пет буду.

Внутри, где расположились Ирина, Алина и старушка, было грязно и неуютно. Но азарт брал своё.

-Добра, которое вы собираете, знаю много. С чего начинать? – произнесла Акулина Тимофеевна.

Бабулька без устали пела и плясала часа три.

- Но на сегодня хватит, спасибо, - поблагодарила Алина.

-Как это, я еще не все исполнила, да и картошку не пропололи, - не унималась бабушка.

Девушки переглянулись. Им было жалко подруг, парившихся на солнцепеке, но надо было слушать шедевры Акулины, не отдавать же такой материал другим…

На завтра их группа прихватила  с собой двух парней, приехавших проведать друзей, чтобы успеть прополоть злосчастный огородишко.

В завершении культурно – трудовой деятельности Акулина Тимофеевна устроила «пир». На столе появилась бутылка дешевого красного вина. Засучив рукав блузки, женщина опустила руку в небольшой бочонок, откуда извлекла камсу и небрежно бросила её на скатерть, которая, наверное, не мылась, с рождества Христова.

-Ух, ребятки, и пирок у нас!

-Угу!

-Видно, приглянулись мы бабульке, раз прием организовала на высшем уровне.

«Пища богов» так и осталась лежать на столе. А ребята, сославшись на дела, уходили.

-Так вы завтра приходите, у меня огородик ещё имеется, - крикнула на прощание Акулина Тимофеевна.

                                                         Глава 5.

После летних каникул съезжались девчонки в любимую общагу. Приезд каждой был событием. Натали и Алина приехали последними, так как их отдых проходил на «материке» (так называли северяне среднюю полосу и юг  России).

Сумки быстро опустошались, и на столе появились диковинные для многих гранаты, хурма, персики. Комнату наполняли звонкие голоса девушек, которые наперебой рассказывали о новых встречах и впечатлениях.

Начинался семестр. Здесь, на севере, осени не бывает. Уже в августе пролетают первые снежинки, а в сентябре белое покрывало снега полностью укутывает землю.

За окном слышались резкие порывы ветра, вставать не хотелось. Часы показывали шесть утра, так что можно было ещё понежиться под одеялом. Но громкий стук в дверь прервал негу  сна… Алина подошла к двери и приоткрыла её. На пороге стоял Лев Николаевич Макеев. Преподаватель старославянского языка. Виновато улыбаясь, он произнес:

-Девочки, погода ужасная. Я боялся, что вы проспите и опоздаете на мою лекцию. Вот решил вас разбудить…

Спустя час двадцать первая группа филфака, возглавляемая Львом, шла гуськом в утренних сумерках к институту.

Второй курс сдавал зимнюю сессию. В комнате стояла тишина, которую изредка нарушал шорох переворачивающихся страниц учебников. Ни одного слова не было произнесено за два часа интенсивной подготовки. И вдруг…

-Музыкальная пауза, девочки, - оповестила Елена. которая была незаменимым дискжокеем, - кому что хочется послушать?

-Валерика! – опередила всех Лялька.

И вот уже комнату наполнял голос Леонтьева: «Там в сентябре…» Учебники были отброшены на время. Кто – то подпевал Валерику, кто – то приплясывал  такт музыки.

-Следующая песня «Белая фата»! – воскликнула Лена, стоящая на стуле и меняющая пластинку. Проигрыватель стоял на   шкафу, и добраться до него могла только она, бессменный их массовик. Елена возвышалась над девчонками и озаряла всех улыбкой.

                                                       Глава 6.

Алина и Егор закончили одну школу, только он – на год раньше. Вместе поступали в институт: он – на исторический факультет, она – на филологический. На вступительных экзаменах и подружились. Ничего особенного во внешности юноши не было. Только рост под два метра удивлял всех. А Алину в нем привлекала какая – то необычная интеллигентность…

Они любили бродить по заснеженному городу, даже метели их не пугали. После стипендии просиживали в кафе за чашкой горячего шоколада, не пропускали ни одной премьеры в театре. И с каждым днем в сердцах молодых людей росло что – то больше, чем дружба. Алина по шагам могла определить, когда Егор подходил к её комнате. Он излучал необыкновенный заряд бодрости и веселья, был остроумным. А Люси Белкина, поэтесса филфака, подарила им свой шедевр.

Любовь во стенах общежитья,

Зеленин с третьего идет…

И нежности хочу испить я,

Не то душа моя умрет…

Каждый Новый год проходил на филфаке интересно. Все шили костюмы сказочных героев. Первыми в новогоднюю ночь шли поздравлять детей преподавателей, живущих на одном этаже с девушками, а уж потом – общежитскую братию. А под утро все учебные заведения города собирались в парке отдыха на горке. Разобрать who is who в этой кутерьме было невозможно. Съезжали с горы сидя, стоя, на неизвестно откуда взявшихся санках, на всевозможных приспособлениях. Варежки, шапки искали только тогда, когда занимался рассвет.

Всегда  в семидесятой комнате выпускалась и новогодняя газета, в которой  с юмором представлялась девчонкам их будущая жизнь. Ленка Воронина после замужества должна была поменять фамилию на Журавлеву, поэтому статья, посвященная ей, получила название «Птица счастья завтрашнего дня». Светлана Короткова писала курсовую работу по старославянскому языку, ей посвятили стихи.

В коридорах становится шумно,

И Макеев спешит к 107-ой,

Ловит он Короткову за руку

И ЦУ ей дает! Ой-ой-ой!

Зоська Романовская заканчивала курсовую по творчеству И.С. Тургенева, ей и соответствующие строки.

Твои письма к Поле, проза и стихи

Стали мне особенно близки.

Напишу курсовку и признаюсь вновь:

-Тургенев, ты навек моя любовь!

Алину девчонки называли Сигизмундовной, Сигизом. Ей и Егору – особое послание.

Ну, что же, Сигиз, тебе надо?

Он – идеал, других не надо!

Бананы есть и рост при нем,

Рисует лучше всех – берем!

И действительно, все стены комнаты Алины были украшены рисунками Егора.

                                                                 Глава 7.

Стремительно быстро летели дни,  недели. Близилось лето и пионерская практика.

Алина и Егор поехали работать в лагерь «Зеленый дол». Целыми днями они не виделись, потому что нужно было развлекать подрастающее поколение, «латать» им разбитые коленки, а иногда просто искать.

У воспитательницы, работающей в паре с Алиной, не складывались отношения с мальчишками из отряда, и она предоставила их девушке, которая в тихий час рассказывала им новеллы Мериме и повети Купера.

Однажды, зайдя в комнату к сорванцам, Алина замерла – все кровати были заправлены – и ни одного мальчишки. Лишь открытое окно, смотревшее в чащу леса, говорило о том, где можно найти пропажу.

Алина бросилась к другу.

-Егор, у меня пацаны  в лес ушли. Что делать? – сквозь слезы говорила девушка.

- Не паникуй. Пойдем, - спокойно произнес  юноша.

Продвигались по лесу осторожно, прислушиваясь к каждому шороху. Вот закричала какая – то птица, по стволу лиственницы пробежал бурундук…Что – то насторожило молодых людей. Но не успели они сообразить, в чем дело, как  их окружили «индейцы». Среди разноцветья красок, нанесенных на лица «краснокожих», Алина узнала родные лица.

-Мы знали, что вы обязательно придете. Лучше общаться с природой, чем почивать на кроватях! – кричали мальчишки.

Егор стоял в стороне и наблюдал, как сияли радостью глаза любимой… А когда через несколько часов всей гурьбой возвращались в лагерь, он шепнул Алине:

-Всего Купера рассказала? Где завтра их искать будем?

                                                              Глава 8.

-Ура! Каникулы! – закричала Алина.

Она выбралась из – под одеяла, подошла к окну, окинула взглядом сопку, вершину которой украшала снежная шапка. В доме было непривычно тихо: родители улетели в отпуск, а у неё вылет только через неделю.

Алина спускалась по трапу самолета, вдыхая воздух родного города, в котором не было три года.

Дни проносились чередой… Встречи с родными, знакомыми, бывшими одноклассниками, путешествия…

В дверь позвонили, и почтальон протянул телеграмму. Девушка медленно разворачивала сложенный вдвое листок. Быстро пробежав глазами текст, она обернулась к маме, стоящей сзади, и произнесла:

-Это от Егора. Он приглашает меня в Петербург (Егор всегда только так называл этот город).

О встрече ребята не договаривались, просто очень хотелось увидеться.

Он стоял у турникета  и всматривался в лица пассажиров, выходящих с рейса «Грозный –Ленинград». Алина заметила его первой и подошла сзади.

-Ну, что, дружок, думал струшу и не прилечу? Я здесь!

Взявшись за руки, они пошли на остановку маршрутного такси…

Неделя пролетела как во сне. Они бродили по Невскому, залам Павловского дворца и Эрмитажа, катались на катере по Неве. Домой приходили далеко за полночь, усталые, но счастливые, что ещё один день прожили вместе…

                                                                       Глава 9.

Афиноген Иванович читал курс литературы восемнадцатого века. Как всегда, студенты – старшекурсники делились жизненным опытом с младшими товарищами.

-Афоне экзамен сдать раз плюнуть. Он человек пожилой, но у него есть слабость: любит красивых девчонок. Делаете красивый макияж, юбочку покороче, кофточку расстегиваете на одну пуговичку ниже, чем положено – и пятерка в зачетке.

Общага заходила в институт как на подиум. Даже куратор  потеряла дар речи, когда увидела своих воспитанниц. Все ладно сидело на точеных фигурках, шпильки необычной высоты делали их ещё стройней. Егор,  встретивший в коридоре Алину, восторженно произнес:

-Мы сегодня летим в Париж?!

-Дорогой, с Парижем придется подождать, дай сдать 18 век! Готовь на ужин ананасы и рябчиков! – отпарировала девушка.

Общага. Преодолев очередной экзаменационный барьер, сверила свои зачетки, в которых красовались пятерки.

-Знания, помноженные на красоту, могут творить чудеса! – воскликнула Алина. – Теперь можно было бы и в Париж!

                                                            Глава 10.

 Студенческие года пролетели незаметно. Позади были четыре года, брошенные в костер науки. Это было  самое прекрасное время, время удивительных встреч с интересными людьми, годы открытий и свершений... Они никогда не сотрутся в памяти, потому что именно тогда происходило становление личностей, именно тогда рождалась настоящая дружба и проверялись на прочность человеческие чувства…

Услышав звонок, Алина распахнула дверь… На пороге стояли её однокурсницы…

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ДЕНЬ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА "КАК МОЛОДЫ ВЫ БЫЛИ"

1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, а в России - в 1992 году. И теперь ежегодно, в золотую осеннюю пору мы честв...

Музыкально - литературное представление «Они были молодыми» о Великой Отечественной войне

Внеклассное мероприятие посвящено участником Великой Отечественной войны. В подготовке музыкально-литературной композиции использован краеведческий материал....

Литературная гостиная «Они были молодыми…» ( Музыкально-поэтическая композиция)

Литературная гостиная «Они были молодыми» предшествовала изучению  литературы периода Великой Отечественной войны и мотивировала учащихся  на активное исследов...

Встреча с тружениками тыла "Как молоды мы были"

Сценарий вечера встречи с тружениками тыла, бывшими малолетними узниками, ветеранами войны и труда. Аудитория школьников:  5-9 классы. Материал сопровождается презентацией и видеофрагментами....

Они были молодые

Для внеклассного мероприятия по Великой Отечественной войне...

"Как молоды мы были"

Сценарий праздника ко Дню старшего поколения...

Голубой огонек "Как молоды мы были"

Цель:* воспитание у молодого поколения чувства любви, заботы, уважения к старшему поколению, дружбы и единства;* содействие в развитии нравственного, познавательного потенциала ребенка;* развитие спос...