Разработки уроков по роману Е.Замятина "Мы"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Автором представлены разработки серии уроков  по роману-антиутопии Е.Замятина "Мы", материал сопровождается презентациями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Юдина Оксана Николаевна

НИШ ФМН г.Семей

Разработки  уроков

по  роману  Евгения Замятина  «Мы» (3 часа)

Уроки 1,2 (2 часа)

Тема: Евгений Замятин, роман-антиутопия «Мы».

Цель уроков: учащиеся  познакомятся с  творческой  судьбой писателя; смогут  раскрыть  оригинальность его  ума, нравственную  бескомпромиссность, будут иметь общее представление о  романе-антиутопии «Мы», постараются  разобраться  в  проблематике романа, углубят  представление о жанре антиутопии, почувствуют  гуманистическую  направленность произведения, утверждение писателем  человеческих  ценностей.

Задачи

Оценка

  1. Ребята  задумаются  о  судьбе автора, заинтересуются его  творческой  личностью.

Через  использование стратегии «аквариум», презентации

  1. Через  осмысление  текста ребята поймут  содержание произведения.

Через   использование стратегии «метод круглого стола», многоуровневые вопросы по Блуму, игровые моменты

  1. Будут развивать устную и  письменную  речь, коммуникативные  навыки,  умение слушать друг друга

Через обсуждение просмотренного отрывка из кинофильма «Кочевники», написание эссе, через  наблюдения за  работой  в  группах.

Стратегии: аквариум,  многоуровневые вопросы по Блуму, написание эссе, игровые моменты, презентация (Приложение 1).

Материалы  к урокам: портрет  Евгения Замятина, презентация, текст произведения, фломастеры, бумага, рабочие тетради, оценочные листы, видеозапись отрывка из фильма «Кочевники», фонограмма песни Бориса Гребенщикова «Под небом  голубым», плакаты с цитатами Маяковского В.  и  Кириллова В.

Оборудование  урока: компьютер, интерактивная доска.

Ход урока.

  1. Побуждение.

- Здравствуйте, ребята!

- Посмотрите на   тему  нашего сегодняшнего урока. (На доске  надпись:  «Что такое  мы?»)

- Согласны ли вы с тем, что  ответ  на  этот вопрос  очень многогранен? Докажите (Ответы учащихся). Так вот  сегодня  мы  отчасти  попробуем  разобраться в этом вопросе. Но прежде  посмотрите на доску и те изменения, которые я хочу вам предложить. (Учитель меняет надпись на доске, добавляя кавычки и превращая нарицательное в имя собственное, получается: «Что  такое «Мы»?») Что у нас получилось? Каково содержание этого вопроса? (Предположения учащихся)

 - Да, действительно, «Мы» - это  роман  Евгения Замятина, и  мне очень хочется,  чтобы  сегодня мы не только познакомились с  автором,  разобрались  в  повествовательной  структуре  названного романа, а на основании анализа этого произведения, задумались над предложенными  вопросами, учитывая и первый и второй вариант.

- Кто же  такой  Евгений Замятин? Я хочу  показать  вам  портрет этого человека. Он прожил  недолгую, но  до  отказа  наполненную  событиями, размышлениями и творчеством жизнь.  (Слайд № 1)

 А сейчас давайте представим, что Евгений Замятин оказался у нас с вами в гостях, и нам представилась возможность пообщаться с ним. (Роль Е.Замятина сыграет Сарсенбаев  Ильяс, в качестве биографа выступит Ахметкалиева  Акбота) Наше интервью мы назовём «Страницы жизни -страницы воспоминаний», оно будет несколько необычным, поскольку будет происходить в трехмерном пространстве. Итак, встречайте гостей.

(Ребята выходят на импровизированную  сценическую площадку, занимают свои места)

Биограф: Сегодня  у нас  в гостях очень  интересный и  оригинальный  человек. Позвольте представить - Евгений Замятин.

- Расскажите о своём детстве.

Евгений Замятин:

-        Я родился в дворянской семье. Моё детство прошло среди полей, в
славной цыганами, конскими ярмарками и крепчайшим русским языком
Лебедяни.

Биограф:

-        Эти слова навеяны воспоминаниями о музыке, звучавшей в замятинском
доме, мать его была прекрасной музыкантшей. С 4 лет он уже пристрастился
к русской классике. Среди читавшихся книг - «Неточка Незванова»
Ф.Достоевского, «Первая любовь « И. Тургенева. Особенно полюбился
юному Замятину Гоголь.

С 1896 года - Воронежская гимназия, где он уже начал писать. В юности наряду с желанием писать появляется и отличительная черта характера будущего бунтаря - сила воли.

-        Назовите одно из самых ярких воспоминаний из вашего детства в
годы обучения в гимназии.

Евгений Замятин:

-        Специальность моя, о которой все знали: «сочинения по русскому
языку», специальность, о которой никто не знал: всевозможные опыты над
собой, чтобы закалить себя.

Помню в классе 7-ом, весной, меня укусила бешеная собака. Взял какой-то лечебник, прочитал, что первый, обычный срок, когда появляются признаки бешенства - две недели. И решил выждать этот срок: сбешусь или нет? - чтобы испытать судьбу и себя. Все эти две недели вёл дневник. Опыт мой кончился благополучно. Вопрос:

-        Правда, что вы окончили гимназию с золотой медалью?

Евгений Замятин:

-        Да, правда. Это было в 1902 году, а потом я поступил на
кораблестроительный факультет Петербургского Политехнического
института.

Биограф:

-        Учёба в столице совпала с участием в революционной деятельности.
В те годы быть большевиком значило идти по линии наибольшего
сопротивления, в этом проявилась одна из черт замятинской  личности - его
бунтарство. В комнате, где жил Замятин, одно время находилась
типография. В 1905 году его арестовали, а весной 1906 года Замятин был
освобожден. С окончанием революции совпало вступление Замятина в
самостоятельную творческую жизнь.

Вопрос:

-        Правда ли, что после окончания института в 1908 году вы были
оставлены при кафедре корабельной архитектуры?

Евгений Замятин:

-Да, с 1911 года я работал преподавателем по этому предмету. В эти годы, среди чертежей и цифр - несколько рассказов. Среди них первый рассказ «Один», который был напечатан в одном из журналов. Позднее я пожалел о том, что напечатал его. Слишком слабо. Я изменился. Биограф:

-        Зима 1915-1916 года, март - отъезд в Англию, где Замятин участвует
в строительстве ледоколов. 1917 - возвращение в Россию.

Вопрос:

-        Всё это время вы не переставали писать. Меня поражает, как вам
удавалось одновременно преподавать корабельную технику в
Политехническом институте и читать курс новейшей русской литературы в
Педагогическом институте им. Герцена, работать в Редакционной коллегии
Всемирной литературы» и в Правлении Всероссийского союза писателей.
          Евгений Замятин:

-Думаю, что если бы в 1917 году не вернулся из Англии, если бы все эти годы не прожил вместе с Россией - больше не мог бы писать.

Биограф:

-        Среди произведений, принесших Замятину известность: повесть
«Уездное» (1919 г.), повесть «На куличках» (1914 г.), рассказы «Пещера»
(1920 г.), «Наводнение» (1929 г.), драмы «Блоха» и «Атилла» (1924-1929 г.)
и, конечно, роман «Мы» - первая антиутопия в мировой литературе XX века.

Слово учителя:

- Давайте поблагодарим наших героев за участие.

В течение 2 минут постарайтесь осмыслить то, что вы сейчас услышали, и подумайте над вопросом: Какие факты биографии Замятина удивили вас? Хотели бы вы побольше узнать об этом человеке? (Обсуждение в группах)

Ответы  учащихся.

II. Реализация.

- Давайте продолжим разговор о Замятине. Рассказ учителя сопровождается показом  презентации.

Роман «Мы» сыграл в судьбе Замятина решающую и очень трагическую роль. Написанный в 1920-1921 годы, впервые он был опубликован не в России, а в Нью-Йорке на английском языке в 1924 году. На русском языке впервые роман был опубликован там же в Нью-Йорке в 1952 году. У себя на родине роман увидел свет лишь в 1988 году в 4-5 номерах журнала «Знамя». История романа драматична, так же как и судьба автора. (Слайд № 2)

Евгений Замятин - одна из ярких фигур среди писателей, принявших революцию как реальную судьбу отечества, но оставшихся свободными в своём творчестве, в художественной оценке событий.

Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевизмом. Как писатель он всегда был честен: «Я знаю, что у меня очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то что мне кажется правдой, в частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и приукрашиванию: я считал -и продолжаю считать - что это одинаково унижает как писателя, так и революцию», - писал Замятин в письме Сталину. (Слайд № 3,4)

Разумеется, печатать его перестали. Критика травила писателя даже за неопубликованные произведения. В 1931 году он навсегда покинул родину. Писательница Берберова К.Н. делилась впечатлениями о случайной встрече с Замятиным в июле 1932 года в Париже: «Он ни с кем не знался, не считал себя эмигрантом и жил в надежде при первой же возможности вернуться домой. Не думаю, чтобы он верил, что доживет до такой возможности, но для него слишком страшно было окончательно от этой надежды отказаться». (Слайд № 5)

10 марта 1937 года Замятина не стало. Он умер от сердечного приступа. Среди немногих друзей и знакомых, провожавших его в последний путь, была Марина Цветаева. На следующий день после похорон, она написала Ходасевичу: « У меня за него - дикая обида».

Итак, роман «Мы». Ещё раз повторю, что это первый в XX веке роман-антиутопия. Напомню, что цель утопии — рассказать людям о совершенном обществе (энциклопедический словарь юного литературоведа, стр. 189).

Что же такое антиутопия? Запись в тетрадях.

Антиутопия - изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. Жанр антиутопии начал активно развиваться в XX веке и приобрел статус «романа-предупреждения». (Слайд № 6)

- Что является предметом изображения Замятиным в романе «Мы»? Далёкое будущее, XXXI век. Утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим «математически безошибочным счастьем». Так ли это? Давайте проверим. Для этого мы перенесемся во времени и окажемся в реальном мире романа Замятина «Мы». Итак...

Мы с вами Единое Государство. У нас больше нет имен и фамилий, мы все нумера. ( Каждый учащийся получает свой номер и букву согласно алфавитной книге).

Задание. Каждая группа должна рассказать о разных сторонах жизни Единого Государства с позиции нумеров, живущих там.(Безусловно, опираясь на текст дневниковых записей главного героя Д- 503).

  1. группа. Устройство Единого Государства.
  2. группа. Искусство Единого Государства (музыка, литература,
    журналистика).
  3. группа. Наука и образование в Едином Государстве.
  4. группа - будет выполнять функцию Бюро хранителей (полицейская система, правосудие).

Обсуждение в группах. Выступление спикеров.

А сейчас я хочу предложить вам послушать одну мелодию, с точки зрения жителей Единого Государства абсолютно непонятную, нелепую и необъяснимую. Слушаем фонограмму песни Бориса Гребенщикова «Под небом голубым...». Как должны были отреагировать жители Единого Государства на такую музыку, почему? Похож ли этот город на город будущего из романа «Мы»?

Выступление ребят.

Мы вместе с вами рассказали о том, как устроена жизнь Единого Государства.  Но государство не может полноценно существовать без  Конституции.У каждого государства есть свой свод законов.

Я предлагаю каждой группе придумать и записать по два самых важных на ваш взгляд закона Единого Государства. (Метод большого круглого стола).

         А теперь обменяемся листами. Внимательно прочитайте, что написали другие ребята, обсудите в группе, добавьте что-то своё, если считаете это нужным. Поставьте + , если согласны.
        Передайте листы другой группе. Обсуждение. Работа в группе.

Передача листов. Обмен мнениями.

Передача листов. А теперь ваш листок с законами вернулся к вам,

прочитайте, что добавили вам ребята из других групп. Обсудите, согласны

ли вы с ними? Давайте посмотрим, что получилось.

Выступление спикеров. Вывешивание плакатов с законами на доску.

Вопросы:

-        А хотели бы вы жить в таком государстве? Подчиняться таким законам? Почему?

Ответы учащихся.

-        Каково место человека, личности в таком государстве? Как ведет себя человек? Действительно ли он счастлив?

Ответы учащихся.

-        Что противостоит обезличиванию человека в романе?

(Любовь постепенно пробуждает личность).

Показ отрывка из фильма «Кочевники».

 Внимательно посмотрите на сцену, которую я хочу предложить вашему вниманию, и подумайте: можно ли провести параллели между увиденным и тем материалом, с которым мы работаем сегодня на уроке? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.

Индивидуальные ответы учащихся.

-Так что же такое «Мы»? Каков, по-вашему, смысл названия романа Замятина?

Обсуждение в группах. Выступление спикеров.

Слово учителя.

Да, действительно, в названии отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее». «Мы» можно понимать как «Я» и «другие». А можно как безликое, сплошное однородное нечто: масса, толпа, стадо. Вопрос «Что такое мы?» переходит из записи в запись: «Мы так одинаковы» (запись 1-ая), «мы - счастливейшее среднее арифметическое» (запись 8-ая), «Мы победим!» (запись 40-ая). Индивидуальное сознание героя растворяется в «коллективном разуме» масс.

В годы написания Замятиным романа вопрос о личности и коллективе стоял очень остро. В 1920 году Маяковский написал поэму «150 000 000». Его имя демонстративно отсутствует на обложке - он один из миллионов:

«Партия - рука миллионнолапая, сжатая в один громящий-кулак». «Единица! Кому она нужна?!... Единица - вздор, единица - ноль...». «Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слёзы из глаз».

У пролетарского поэта В. Кириллова есть стихотворение с таким же названием - «Мы»:

Мы несметные, грозные легионы Труда.

Мы победители пространства морей, океанов и суши...

Всё — мы, во всём — мы, мы пламень и свет побеждающий,

Сами себе Божество, и Судья, и Закон.

(Слайд № 7,8).

III. Рефлексия.

- К каким же выводам мы пришли? Попробуйте сформулировать их.

Обсуждение. Выступление учащихся.

- Как вы думаете, повлиял ли  роман  Замятина на литературный процесс?               (Слайд № 9)

Заполнение  оценочных листов в группах, карточек обратной связи. Итоги урока.

Д/З  Перечитать роман, ответить на вопрос: Почему роман-антиутопия «Мы» - это роман-предупреждение. От чего предостерегает Евгений Замятин своим произведением современного человека?

Урок 3.

Тема: Развитие  речи. Сочинение по роману Замятина «Мы»

Цель урока: учащиеся будут развивать логическое  и образное мышление, работать над развитием речи, будут анализировать пройденный материал, смогут сопоставить разные точки зрения и прийти к определенным  выводам.

Задачи

Оценка

  1. Ребята  осознают  смысл  и иносказание  романа «Мы» - романа-предупреждения.

Через  использование  многоуровневых вопросов, презентации

  1. Учащиеся сумеют анализировать, сопоставлять свою точку зрения с другими, будут развивать устную и письменную речь.

Через   написание эссе, использование стратегии «авторский стул»

  1. Учащиеся будут внимательны к мнению других, будут  услышаны и поняты одноклассникам.

Через наблюдения учителя, использование стратегии «авторский стул».

Стратегии: многоуровневые вопросы по Блуму, написание эссе, «авторский стул», презентация (Приложение № 2).

Материалы  к урокам: портрет  Евгения Замятина, презентация, тетради для творческих работ.

Оборудование  урока: компьютер, интерактивная доска.

Ход урока.

  1. Побуждение

Сегодня мы продолжим разговор, начатый на прошлом уроке. (Слайд № 1)

«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики», - писал Евгений Замятин  в статье «Я боюсь».  Это было писательское кредо Замятина. И роман «Мы», написанный в 1920 году, стал художественным его воплощением.

Дома вам нужно было подумать над вопросом:

- Почему роман-антиутопия «Мы» - это роман-предупреждение?  От чего предостерегает Евгений Замятин своим произведением современного человека?

Ответы учащихся.

Содержание романа направлено против опасности, которая подстерегает любое общество, в котором произошло смещение ценностей, а значение отдельной личности «низведено до уровня винтика в государственном механизме». Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как потери собственного «я». От этого и предостерегает писатель своим романом - предупреждением «Мы».

Вспомните, какие ключевые вопросы  прозвучали на прошлом уроке в  самом начале  изучения романа «Мы»?

 Сегодня  я предлагаю вам написать сочинение-эссе  по роману  Евгения Замятина «Мы». Тему вы можете выбрать сами. Пусть это будет такой вопрос, который вас действительно заинтересовал, заставил задуматься. Чтобы помочь вам, я хочу показать иллюстрации к роману, разное оформление обложек к роману «Мы». (Показ слайдов)

  1. Реализация.

Написание работ учащимися.

- Работы написаны, давайте поделимся нашим творчеством.

Авторский стул. Чтение и обсуждение работ учащихся.

  1. Рефлексия.

Закончить наш разговор мне хочется одной  цитатой Замятина:

   «Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой». Может эта фраза и есть разгадка к  творчеству и личности этого удивительного человека? Как вы считаете?

Ответы учащихся.

- Чему мы  научились? Что нового узнали?

Карточки обратной связи.

Домашнее задание.  Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», выявить общее в проблематике романов Е.Замятина «Мы» и М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Индивидуальные задания:  1. М.Булгаков. Жизнь и судьба.
                                              2. История создания романа «Мастер и Маргарита».

Использованные источники:

  1. http://www.licey.net/lit/eretic/weName
  2. Предчувствие тоталитаризма. Из материалов к уроку по роману Е.Замятина «Мы» http://lit.1september.ru/article.php?ID=200300904 
  3. Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя. Роман Е. Замятина "МЫ" http://www.prosv.ru/ebooks/zuravlev_literatura_11/4.htm
  4. Евсеев В.Н. Художественная проза Евгения Замятина: проблемы метода, жанровые процессы, стилевое своеобразие. М., 2003;
  5. Нянковский М.А. Антиутопия. К изучению романа Е. И. Замятина "Мы"("Литература в школе", 1998 г. № 3-4 ).
  6. Урок в формате А4 titles.php?lt=199&author=36&dtls_books=1&title=644&submenu=2 
  7. http://az.lib.ru/img/z/zamjatin_e_i/text_0050/index.shtml 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Евгений Иванович Замятин

Слайд 2

1920 г. – написан роман «Мы», в 1921 г. рукопись была отправлена в Берлин. 1924 г. - выясняется, что вследствие цензурных затруднений роман «Мы» в Советской России не может быть напечатан. Весной 1927г. появляются отрывки из романа «Мы» в пражском журнале «Воля России», без ведома писателя . Началась травля писателя . На русском «Мы» вышел в 1952 в Нью-Йорке в Издательстве им. Чехова, в России впервые вышел лишь в 1988 году.

Слайд 3

Е.И. Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевизмом. Он вышел из Союза писателей и написал заявление с просьбой разрешить ему и его семье уехать за границу. В просьбе ему было отказано. Е.Замятин написал смелое письмо И. Сталину, в котором потребовал, чтобы ему дали возможность печатать свои произведения на родине или разрешили уехать за границу.

Слайд 4

Как писатель он всегда был честен: «Я знаю, что у меня очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то что мне кажется правдой, в частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и приукрашиванию: я считал -и продолжаю считать - что это одинаково унижает как писателя, так и революцию», - писал Замятин в письме Сталину.

Слайд 5

По редкому стечению обстоятельств Замятину удалось получить право на легальный выезд для себя и жены, и в ноябре 1931 года он уехал из России.

Слайд 6

Антиутопия - изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. Жанр антиутопии начал активно развиваться в XX веке и приобрел статус «романа-предупреждения».

Слайд 7

В 1920 году Маяковский написал поэму «150 000 000». Его имя демонстративно отсутствует на обложке - он один из миллионов: «Партия - рука миллионнолапая , сжатая в один громящий-кулак ». «Единица! Кому она нужна?!... Единица - вздор, единица - ноль...». « Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слёзы из глаз».

Слайд 8

У пролетарского поэта В. Кириллова есть стихотворение с таким же названием - «Мы»: Мы несметные, грозные легионы Труда. Мы победители пространства морей, океанов и суши ... Всё — мы, во всём — мы, мы пламень и свет побеждающий, Сами себе Божество, и Судья, и Закон.

Слайд 9

Роман «Мы» повлиял на вышедшие позже романы-антиутопии Джорджа Оруэлла («1984», опубл . в 1948), Р. Д. Бредбери («451° по Фаренгейту», 1953) и О. Хаксли («О дивный новый мир», 1932).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики», - писал Евгений Замятин в статье «Я боюсь».

Слайд 6

Иллюстрации к роману Е. Замятина ''Мы''. О. К. Вуколов, 1989 г...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по роману Ж.Верна "Таинственный остров"

Разработку урока  вместе с презентацией можно ипользовать на уроке внеклассного чтения в 8 классе...

Разработка урока по роману В.Набокова "Машенька" "Сладчайший, но лукавый слух" родины

Урок изучения нового материала, знакомство с жизнью и творчеством писателя. Урок с использованием элементов критического мышления. ...

Разработка урока по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

В данной разработке представлен урок, дающий полный глубокий анализ трёх сюжетных линий романа....

Разработка урока по роману В.П.Астафьева "Печальный детектив"

«Астафьев выложил такие кровоточащие черты, куски, выложил с такой беспощадностью, что невольная реакция – отвернут...

Методическая разработка уроков по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Уроки литературы являются важнейшим средством формирования у учащихся и студентов нравственных и эстетических ценностей. Я хочу поделиться опытом своего прочтения романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргар...

Методическая разработка урока по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" на тему "Странный человек" (повести "Бэла" и "Максим Максимыч")

Данная разработка представляет собой конспект первого урока по тексту романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Проблемный анализ, комментированное чтение, сообщения учащихся-основные ме...