Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления по произведению М.Пришвина "Кладовая солнца"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Куртлацкова Оксана Николаевна

Тема урока "Заветы М.Пришвина". Место данного урока в системе уроков - итоговый. Урок построен в форме литературной игры с использованием ИКТ. Класс организован в рабочие группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Заветы М.Пришвина (по сказке-были «Кладовая солнца»)

Форма: литературная игра
Цели:

- углубить понимание идейно - художественного богатства произведения;
- учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
- воспитывать нравственные качества у учащихся,

Задачи:

- способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения, умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- развивать способность к разумному рефлективному творческому мышлению;

- учить выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

- вырабатывать способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе;

- дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание. (Известно: ценным является знание, добытое своим трудом).

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя

СЛАЙД 1

Итак, мы прочли произведение М.Пришвина «Кладовая солнца». И на  сегодняшнем уроке мы завершим разговор о писателе, который ярко выделяется среди писателей советской эпохи. Мы сыграем с вами в литературную игру, которая поможет нам обобщить все, что мы узнали об этом произведении.

- Что значит – обобщить? (углубить наши знания, вспомнить, повторить)

СЛАЙД 2

Давайте ещё раз вернемся к портрету Пришвина. На этот раз я хочу обратить ваше внимание на скульптурное изображение писателя. Скульптор Лонк  не напрасно изобразил Пришвина, сидящим на пеньке и в охотничьем снаряжении. Очень своеобразная охота была у Пришвина – охота за тайными природы, её секретами и заветами.

Вот так рассказал о Пришвине поэт М.Цуранов

СЛАЙД 3

                 «Старик»

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев знал язык,

Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперед

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растет

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И так о лесе рассказать

Как этот человек…

                         М. Цуранов

СЛАЙД 4

Паустовский говорил: ''Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю писателя Пришвина’’. И тема нашего урока «Заветы М.Пришвина».

Эти заветы мы и должны с вами сформулировать в конце урока, а также попытаться разгадать некоторые загадки человеческой жизни, природы, над которыми размышлял Пришвин. Нам придется активно работать с текстом произведения, исследовать, делать выводы и обобщения, где-то подключать смекалку и творческое воображение. Мы заранее разделились на три команды. За все правильные ответы вы будете получать карточки - очки. Каждый из вас собирает полученные карточки. А в конце игры мы определим, кто принесет команде большее количество очков. Но главное для нас все-таки не количество набранных баллов, а еще одна возможность соприкоснуться с творчеством русского писателя. Слушайте внимательно, обращайте внимание на все, что будет говориться и делаться на уроке, потому что  в каждом слове сегодня на уроке будет таиться  для вас загадка, которую нужно разгадать.

III. Стадия вызова интереса

СЛАЙД 5

1) – Чтобы настроиться на нужный лад, мы проведем разминку – игру «Графомания».

- Из предложенного набора слов составить текст, рассказывающий о своей команде.

СЛОВА: Дети, работа, литература, приключение, любить, открытия, узнавать, особенный, экстремальный, отправляться, хотеть, находчивый, дружный.

2) – А как вы думаете, все ли мы с вами узнали об этом произведении? Какие бы вопросы вы хотели сейчас задать автору? Запишите их на чистых листах (вывесить на доске).

СЛАЙД 6-8

3) Прежде всего, давайте вспомним, что вам уже известно о личности М.Пришвина. Вам необходимо разгадать кроссворд – найти слова, которые являются ключевыми для понимания жизненного пути писателя, и объяснить, какое отношение они имеют к Пришвину. Назовите эти слова в хронологическом порядке. Здесь спрятано 6 слов.

Ассоциативный кроссворд

Т

А

Г

Е

О

Г

Я

А

А

З

В

О

Й

Р

Р

Г

Л

И

П

К

Н

А

А

Р

А

Я

Р

И

А

Ф

Д

О

К

И

И

А

В

И

Й

Н

У

Н

Р

О

Д

Я

И

О

П

Е

Ц

З

А

Е

С

М

Ответы

Т

2А

3Г

Е

О

Г

Я

4А

А

З

6В

О

Й

Р

Р

Г

Л

И

5П

К

Н

А

А

Р

А

Я

Р

И

А

Ф

Д

О

1К

И

И

А

В

И

Й

Н

У

Н

Р

О

Д

Я

И

О

П

Е

Ц

З

А

Е

С

М

  1. Купец: дед будущего писателя был купцом.
  2. Азия: Пришвин с друзьями-гимназистами пытался совершить побег в Азию. Это было первое устремление к мечте.
  3. География: учитель географии Розанов Василий Васильевич, будущий выдающийся философ, известный всему миру, защищал мальчика после побега в Азию. Позже Пришвин увлекался философией.
  4. Агроном: Пришвин работал агрономом, изучал сельское хозяйство, занимался биологией, химией, физикой.
  5. Природа: произведения посвящены красоте родной природы.
  6. Война: «Кладовая солнца» написано в1945 году, сразу после окончания ВОВ.

4) – Я думаю, это произведение не должно было оставить вас равнодушными. У вас наверняка возникли определенные мысли. С ними мы сейчас и познакомимся. Одним из д/з было выбрать понравившиеся эпизоды и сделать для них свои комментарии. Сейчас вам предлагается обсудить в группе ваши записи в дневнике (каждый из вас выбирает самую интересную на ваш взгляд запись, представляет своим одногруппникам, затем в группе вы выбираете  две наиболее интересные, необычные, новые на ваш взгляд записи, представляете классу).

 "Двухчастный дневник".

СЛАЙД 7-29

5) - Чтобы продолжить работу по обобщению, разгадыванию загадок произведения давайте вспомним страницы романа.

Блиц - опрос (за правильный ответ - карточка) Если не знает одна команда, может ответить друга (поднять руку) и получить дополнительное очко. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

СЛАЙД 30

6) Обратимся к осмыслению содержания произведения. И здесь нам поможет прием Толстых и Тонких вопросов. Я попрошу команды выбрать вопросы, составленные вами, назвать автора вопроса и ответить.

  1. Зачем дети пошли на болото? (Фролов А.)
  2. Где происходили действия произведения? (Малахов В.)
  3. Кто помог Митраше выбраться из болота? (Занян Л.)
  4. Как дети потеряли родителей? (Суворова Л.)

  1. Почему люди не могли долго убить волка? (Нечаев Е.)
  2. Какой смысл лежит в названии произведения?  (Нечаев Е.)
  3. В чем суть ссоры детей? Как вы думаете, на чьей стороне автор? (Тураева В.)
  4. Почему произведение называется сказка-быль?

        Ваши мысли вы выразили также в синквейнах о главных героях. Я хочу зачитать более удачные.

СЛАЙД 31

      7) Я думаю, что настоящий читатель читает очень вдумчиво.  Известный французский писатель, философ Вольтер говорил:

"Чем более читаете не размышляя,

Тем более уверяете, что много знаете,

А чем более размышляете читая,

Тем яснее видите, что знаете еще очень мало"

 - Обсудите в группах ваше отношение к этим словам. Ответьте на вопрос: «Какой практический совет, «совет на каждый день» дает нам Вольтер?»

- Кто первый ответит полно и оригинально?

Ответы учащихся от групп. Оценка – карточка группе.

Вывод: читать надо размышляя, думая над прочитанным, читать лучше медленно, вдумываясь в каждое слово. Автор считает, что процесс познания бесконечен. (Сформулированный учащимися вывод записывается в тетрадь).

Я думаю, что вы вдумчивые и размышляющие читатели, не оставляющие без внимания ни одного слова. Проверим, насколько вы внимательны?

СЛАЙД 32 -33

8) «Лингвистическая работа».

А) У вас имеются карточки со словами, а другие карточки – с их толкованиями. Соотнесите слова с их лексическим значением:

1 группа

ПАЛЕСТИНКА – ОТМЕННОЕ МЕСТО В ЛЕСУ

ЕЛАНЬ – ТОПЬ В БОЛОТЕ

2 группа

БОРИНА – ПЕСЧАНЫЕ ХОЛМЫ, ПОКРЫТЫЕ ВЫСОКИМ БОРОМ

СУХОДОЛ – ДОЛИНА БЕЗ ВОДЫ

3 группа

МАНОК – СВИСТОК ДЛЯ ЗАМАНИВАНИЯ ПТИЦ

ЗАГНЕТКА – УГЛУБЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПЕЧИ ДЛЯ ГОРЯЩИХ УГЛЕЙ

Б) Определи, это сравнение, эпитет или метафора.

 1 группа

Настя была, как золотая курочка. (сравнение)

Деревья разных пород боролись между собой. (метафора)

2 группа

Деревья жалобно стонали. (метафора)

Стрелка эта тебе вернее друга. (сравнение)

3 группа

Злой ветер. (эпитет)

Елка нажала на сосну, и сосна застонала. (метафора)

9) Итак, теперь мы готовы к тому, чтобы открыть заветы и тайны природы, переданные читателю Пришвиным в своих произведениях. Мы с вами прочли ''Кладовую солнца'', и некоторые важные для нас с вами мысли писателя уже отыскали в тексте. Давайте вспомним, какие мысли о природе хотел передать нам писатель?

1-й завет

Прочитайте наизусть отрывок из произведения о ели и сосне.

 

СЛАЙД 34

Зачем автор вставляет в свое повествование рассказ о сосне и ели, растущих вместе? Почему этот рассказ помещен в самом начале описания пути героя? (переход к сказке; мысль о единении, дружбе, которой лишились дети после ссоры).

1 – й завет: дружба помогает выжить в суровых условиях жизни.

10) Исследовательская работа

СЛАЙД 35

1 группа

Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему Пришвин отказался от этого названия? Какой смысл в названии «Кладовая солнца». Приведите примеры из текста.

 (акцент перенесся бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея произведения в том, что

2 – й завет

природа -  это огромная кладовая, и человеку нужно научиться ею пользоваться разумно, без жадности,  не теряя свои лучшие человеческие качества.)

СЛАЙД 36

2 группа

Какие отношения существовали между Травкой  Антипычем? (стр. 48-49)

(… они понимали друг друга, он глядел на нее особенно с любовью – любил своего друга.)

Как ведет себя Травка после смерти Атипыча? (не может жить для себя)

Чем похожи Митраша и Антипыч? Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям? (стр. 65-66)

3-й завет

отношения должны быть родственными, человек должен мудро управлять природой, должно быть единство человека и природы.   Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать, любить и охранять её.

СЛАЙД 37

3 группа

Путь Насти (стр. 57-59) и путь Митраши (стр. 54-55): от чего предостерегает автор нас?

4 - й завет

Нельзя легкомысленно относиться к природе. Нужно освободиться от порочных качеств: жадности, легкомысленности, упрямства.

СЛАЙД 38

        11) Итак, Антипыч перешептал правду Травке и нам людям:

«Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь». Как вы понимаете выражение?

5-й завет

(Любить по-настоящему может только человек, который сохраняет в себе лучшие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, себялюбием. Это борьба суровая, трудная. Но только такому человеку, который победил в себе эти качества, дается возможность любить).

Прочитать пять заветов.

12) А каков ваш завет после прочтения этого произведения?

Познакомьте с вашими СИНКВЕЙНАМИ НА ТЕМУ «Природа»

        

13) Обобщение учителя. 

СЛАЙД 40

Природа – частица огромного мироздания. Мы неразрывно связаны с ним. Мы как в зеркале отражаемся в природе, все наши проблемы видны горькими слезами на её теле. А ведь природа – это частичка нашей с вами души. Недаром Пришвин говорил: ‘’Охранять природу – значит охранять Родину''. Многие писатели и поэты согласны с этими мыслями, вот как об этом говорит К.Симонов:

                                               Ты вспоминаешь Родину такую,

                                               Какой её ты в детстве увидал.

                                               Клочек земли, припавший к трем березам,

                                               Далекую дорогу за леском

                                               Речонку со скрипучим перевозом,

                                               Песчаный берег с низким ивняком.

                                               Вот где нам посчастливилось родится,

                                               Где на всю жизнь, до смерти мы нашли

                                               Ту горесть земли, которая годится,

                                               Чтоб видеть в ней примеры всей земли.  

 Человек не может жить без Родины, без природы. Так будьте же вы, ребята, такими, чтобы ни один листочек не сжался от боли по вашей воле, ни один галчонок или муравьишка не съежился от ваших жестких рук. Будьте же людьми, как об этом нас просит М. М. Пришвин.                                                    

Д/З Написать сочинение-миниатюру на тему (на выбор):

СЛАЙД 41

  1. Что я узнал о жизни, прочитав «Кладовую солнца»?
  2. Какие мысли навеяло мне произведение «Кладовая солнца»? (Тему миниатюры ребята выбирают по желанию).
  3. Напиши небольшое сочинение от лица собаки Травки «Как я нашла молодого Антипыча».



Предварительный просмотр:

Фамилия учащегося

Отметка о получении карточки

Всего карточек

ИТОГО ПО КОМАНДЕ

ГРУППА 1

ГРУППА 2

Фамилия учащегося

Отметка о получении карточки

Всего карточек

ИТОГО ПО КОМАНДЕ

ГРУППА 3

Фамилия учащегося

Отметка о получении карточки

Всего карточек

ИТОГО ПО КОМАНДЕ



Предварительный просмотр:

1.        Зачем дети пошли на болото? (Фролов А.)

2.        Где происходили действия произведения? (Малахов В.)

3.        Кто помог Митраше выбраться из болота? (Занян Л.)

4.        Как дети потеряли родителей? (Суворова Л.)

5.        Какой смысл лежит в названии произведения?  (Нечаев Е.)

6.        Почему люди не могли так долго убить  волка? (Нечаев Е.)

7.        В чем суть ссоры детей? Как вы думаете на чьей стороне автор? (Тураева В.)

8.           Почему произведение называется сказка-быль?

Определи, это сравнение, эпитет или метафора.

  1. Настя была, как золотая курочка.
  2. Деревья разных пород боролись между собой.

Определи, это сравнение, эпитет или метафора.

  1. Деревья жалобно стонали.
  2. Стрелка эта тебе вернее друга.

Определи, это сравнение, эпитет или метафора.

  1. Злой ветер.
  2. Елка нажала на сосну, и сосна застонала.

1 группа

Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему Пришвин отказался от этого названия? Какой смысл в названии «Кладовая солнца». Приведите примеры из текста.

2 группа

Какие отношения существовали между Травкой  Антипычем? (стр. 48-49)Как ведет себя Травка после смерти Атипыча? Чем похожи Митраша и Антипыч? Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям? (стр. 65-66)

3 группа

Путь Насти (стр. 57-59) и путь Митраши (стр. 54-55): от чего предостерегает автор нас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Японское хокку. Своеобразие, идеи"

Представлен подробный конспект урока литературы  с использованием инновационной технологии РКМЧП. Урок был дан в рамках Фестиваля педагогического мастерства на III городской ярмарке-выставке инно...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием технологии развития критического мышления. Обобщение опыта

В материале обобщается опыт учителя русского языка и литературы  по духовно-нравственному  воспитанию на уроках русского языка и литературы. Раскрываются  огромные возможности работы в ...

Формирование ключевых компетенций школьников на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». (Из опыта работы)

«Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответствен...

Урок истории с использованием технологии " развитие критического мышления".

Материал будет полезен учителям истории для подготовки к уроку в 11 классе....

Методическая разработка урока литературы с использованием технологии развития критического мышления на тему: "Рассказ И.А.Бунина "Лапти"

Работа представляет собой конспект урока литературы в 7 классе, который демонстрирует применение учителем такой образовательной технологии, как РКМЧП. В уроке используются следующие приемы: чтение с о...

Урок информатики с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун».

Урок информатики в 5 классе с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун». Тема урока " Как устроен компьютер"...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ФГОС ООО устанавливают новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты.Формировать метапредметные умения учащихся можно, применяя техноло...