Урок "Истинное искусство и его подобие" по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме

Гордеева Эвелина Вячеславовна

Материалы к уроку, состоящие из документа WORD, буклета и презентаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Истинное искусство и его подобие» по роману М.А. Булгакова

Гордеевой Эвелины Вячеславовны

Учителя русского языка и литературы

МОУ «Лицей №1 пос. львовский»

Подольского муниципального района МО

Т.8-903-210-68-28

eva-gord@mail.ru

Цель проекта: создание разработки по теме «Истинное искусство и его подобие», состоящей из презентации и развёрнутого плана урока.

Предмет: литература

Программа: ФИО, издательство, год

Класс: 11 класс

Учебник:

Тема: «Истинное искусство и его подобие»

Тип урока: урок-исследование.

Цели: повторить  сатирические средства, исследование , что есть искусство и его подобие, развитие навыков работы с материалом, представленном в рамках произведения как антитеза.

Задачи:

Образовательные:

  1. Проверка уровня знаний по материалу романа; умения анализировать текст и делать выводы, навыков представления проекта и презентации.

Воспитательные:

  1. Формирование эстетических идеалов посредством демонстрации творческих способностей учащихся и использования взаимосвязи видов искусств;
  2. Развитие нравственных качеств;
  3. Обеспечить ситуацию  эмоционального переживания.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование  развития речи учащихся путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений;
  2. Продолжить формирование  дискуссионных навыков;

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьтер, буклет к уроку

Оформление урока: текст романа, компьютерные презентации

Планируемый результат:

Предметный :

системное обобщение полученных на уроках 9-10 классов сведений о сатирических средствах, знание по теме «Искусство и его подобие.»- развитие эстетического вкуса путём обращения к выводам М. Булгакова по данному вопросу,  развитие умения делать сопоставительный анализ.

Личностный:

1)Мотивационный- желание вернуться к пройденному материалу и перечитать роман; желание анализировать в мире современного искусства: что есть истина?

2)Ценностный- развитие уровня моральных ценностей, развитие положительной самооценки за счет успешного выступления на уроке, умения работать в команде, понимание ценности полученного на уроках по литературе 20 века опыта.

Метапредметный:

 полученные навыки по развитию речи и умению вести  диалог, дискуссию, выстраивать систему аргументации и контраргументации могут быть применены как на предметах гуманитарного цикла( истории), так и за пределами школы- коммуникативный результат.

Ход урока:

Этап урока

Продолжительность

Метод обучения

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Средства обучения

Примечание

1.

1 мин.

Беседа

Вступительное слово

Активное слушание

1 слайд презентации «Массолит»

2.

3мин.

Межпредметная (интегрированная) технология

Чтение стихотворения на русском языке

Чтение стихотворения на английскомязыке

2 слайд презентации «Массолит»

3.

5мин.

Беседа, представление  презентации учащегося

 Информиро-

вание учащихся, активное слушание, делает выводы из презентации и сообщения учащегося

Комментированное представление собственной работы

 Презентация  учащегося «Прогулка по «МАССОЛИТу».

4.

5мин.

Беседа, представление  проекта учащегося

Активное слушание

Комментированное представление собственной работы

Проект в виде презентации «Образ Мастера»

5.

10мин.

Исследовательская беседа

Организует деятельность учащихся, задает вопросы

Комментированное представление собственной работы, ответы группы учащихся на вопросы

 Презентация  учащегося « «Структура произ ведения и сюжетные линии романа»,

«Сатирические средства»

6.

10мин.

Дискуссия

Организует деятельность учащихся, задает вопросы

Дискутируют, представляют различные точки зрения, отстаивают свою.

Текст романа, собственные выписки и наработки

7.

5 мин.

Эвристическая беседа

Организует деятельность учащихся, задает вопросы

Дискутируют, представляют различные точки зрения, отстаивают свою.

Текст романа, собственные выписки и наработки

8.

5мин.

Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устная проверка и самопроверка результативности овладения знаниями, умениями и навыками

Организует деятельность учащихся, представляет презентацию. задает вопросы, выразительно читает стихотворение

Представляют различные точки зрения, отстаивают свою, опираясь на афоризмы

Презентация учителя «Массолит». Слайды 3-7, подготовленные учащимися цитаты

9.

1 мин.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Дает домашнее задание по системе  Е.Н. Ильина

Записывают задание

Развернутый план урока.

1. Вступительное слово учителя. Ход урока

Технологии

Формирование УУД

  1. 2.Чтение стихотворения Шарля Бодлера на 2 языках.

Межпредметная (интегрированная)

Цель применения: развитие вкуса, развитие ассоциативного мышления,  эмоциональное введение в тему урока

Личностные УД:                     1.Смыслообразование:

-мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и

 внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности,

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве

и разнообразии природы, народов, культур

2.Нравственно-этическая                                           ориентация:

- эстетические потребности, ценности и чувства

ПИСАТЕЛЮ

Безумье, скаредность, и алчность, и разврат

И душу нам гнетут, и тело разъедают;

Нас угрызения, как пытка, услаждают,

Как насекомые, и жалят и язвят.

Упорен в нас порок, раскаянье - притворно;

За все сторицею себе воздать спеша,

Опять путем греха, смеясь, скользит душа,

Слезами трусости омыв свой путь позорный.

Сам Дьявол нас влечет сетями преступленья

И, смело шествуя среди зловонной тьмы,

Мы к Аду близимся, но даже в бездне мы

Без дрожи ужаса хватаем наслажденья.

TO THE READER

Foolishness, meanness, error, and sin
Inhabit our thoughts and make work for our frames
And we constantly fuel all our favorite regrets
Much like the beggar gives food to his lice

Our sins are stubborn, our remorse is cowardly
We make sure to be paid handsomely for our avowals
And we gaily start along the muddy path
Thinking cheap tears will wash away the stains.

It's the Devil who holds the strings which make us move
We find something appealing in repugnant things.
Every day, we descend one step closer to Hell,
Without loathing we travel through the stinking fog.

3.1).Слово учителя: итак, речь идёт о человеческом пороке в неожиданном преломлении: ложь, жажда власти, роскоши наложена М.А. Булгаковым на тему искусства, срослась, контаминировалась с ней- довольно неожиданное решение темы. Почему это оказалось возможным? Давайте посмотрим работу учащегося…..

ИКТ- технология.

Цель применения:

Большая скорость подачи информации, создание атмосферы «анфилада дверей», эмоциональное подача материала.

1.Общеучебные УД:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- ставить и формулировать проблемы;

- использовать  общие приёмы решения задач

2. Личностные УД: Нравственно-этическая                                           ориентация:

- эстетические потребности, ценности и чувства

2).Слово учителя. Мы смогли убедиться, что персонажи МАССОЛИТА, несмотря на гордое звание литераторов, от литературы весьма далеки и в своем «творчестве» руководствуются иными принципами. Но в тексте мы встречаем и иное отношение к литературе: это интеллектуальный подвиг, мучительный и сладкий миг рождения произведения. Кто противопоставлен массолитовцам? Какой прием для создания образа Мастера использовал М.А. Булгаков? ( ОТВЕТ: АНТИТЕЗА- должны дать учащиеся)

Проектная деятельность на основе интегрированной технологии

Цель применения:

эмоциональное воздействие на аудиторию, развитие эстетического вкуса, использование взаимосвязи видов искусств.

Общеучебные УД:

- использовать  общие приёмы решения задач;

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и

письменной форме, в том числе творческого и исследовательского

характера.

4.Нам представит героя …. Элементы ученического проекта.

Примерный  ответ включает в себя смысловую нагрузку образа Мастера, созданного разными художниками.

5.Прежде чем приступить к анализу образа, вспомним, какое место он занимает в структуре произведения и какие художественные средства использовал М.А. Булгаков для создания сюжетной линии «Искусство и его подобие».

Варианты ответов: 1. Не связан с романом Мастера. Почему? (Демонстрация ученической презентации со схемой романа)

2.  Повторим средства сатиры: сарказм, ирония, гротеск, гипербола, аллегория, аллюзия (Представление элементов ученической презентации).

ИКТ- технология+ Методика Шаталова.

Цель применения:

Большая скорость подачи информации, учтена специфика усвоения гуманитарной информации в математическом классе.

Общеучебные УД:

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

Моделирование:

-умение использовать наглядные модели, схемы, отражающие отношения между предметами.

  1. 6.Класс разбит на три команды, каждая из которых ответит на свой вопрос:
  1. Команда Воланда: почему именно Мастер привлек Ваше внимание и именно ему вы помогаете? Чем вызвали Ваш гнев прочие литераторы и почему вы их караете?
  2. Команда Берлиоза: какие чувства вызывает у вас творчество Мастера и почему?
  3. Команда Маргариты: какую роль сыграло искусство в любви Маргариты к Мастеру?

ОТВЕТ ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЧЕРЕЗ МИНУТЫ.

ОБСУЖДЕНИЕ, ДИССКУССИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ОТСТАИВАНИЕ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ - возможны другие формы.

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ.

Например, КОМАНДА МАССОЛИТОВЦЕВ.

1.БЕРЛИОЗ. Цитата из романа:

Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново. И вот теперь редактор читал поэту нечто вроде лекции об Иисусе, с тем чтобы подчеркнуть основную ошибку поэта. Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича – изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, – но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж. Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем – простые выдумки, самый обыкновенный миф.    ОТВЕТ:

Таким образом, точка зрения Берлиоза на литературный труд такова: неважно, было ли событие на самом деле- важно описать событие таким ,каким его желает видеть власть. А Мастер нарушает это правило- он пишет не по заказу , а по озарению..


2. Неизвестный литератор из Массолита. Цитата из романа:

«Я вчера два часа протолкался у Грибоедова», – «Ну и как?» – «В Ялту на месяц добился». – «Молодец!».   ОТВЕТ:

Мастер не думая о том, какие выгоды может принести писательский труд просто пишет. Такое поведение человек корыстный воспримет как вызов, даже оскорбление: что о себе возомнил этот Мастер, чем лучше меня, если пишет произведения  просто так?


 7.ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА.

  1. За что же карает смертью Берлиоза Воланд? Так ли страшен его проступок: зарабатывает деньги человек тем, что пишет в угоду власти. Что здесь страшного?

Самая печальная участь выпадает главе МАССОЛИТА Берлиозу. Вина Берлиоза в том, что он, человек образованный, выросший еще в досоветской России, в надежде приспособиться к новой власти откровенно изменил своим убеждения (он, конечно, мог быть и атеистом, но не утверждать при этом, что история Иисуса Христа, на которой сложилась вся европейская цивилизация - «простые выдумки, самый обыкновенный миф».) и начал проповедовать то, что от него эта власть потребует. Но с него еще и особый спрос, ведь это руководитель писательской организации - и его проповеди искушают тех, кто к миру литературы и культуры только приобщается. Как тут не вспомнить слова Христа: «Горе тем, кто искусит малых сих». Ясно, что выбор сделанный Берлиозом сознателен. В обмен на предательство литературы ему многое дается властью - положение, деньги, возможность занимать руководящий пост

  1. Чем страшны для власти такие люди, как Мастер? За что его так жестоко наказали?
  2. Что означает знаменитая фраза : «рукописи не горят?»
  3. Как Вы её понимаете?

Игровая + Система Е.Н.Ильина

Цель:1. Создание проблемной ситуации и выхода из неё через самостоятельную деятельность ученика.
2. Развитие

творческой самостоятельности учащихся.
3. Активная познавательная деятельность учащихся, состоящая в поиске и решении сложных вопросов.
4. Рассмотрение учебных явлений с различных позиций.

1.Общеучебные УД:

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач; --контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и

письменной форме, в том числе творческого и исследовательского

характера;

- ставить и формулировать проблемы;

Логические:

-подведение под понятие на основе распознавания объектов,

выделения существенных признаков;

- установление аналогий;

- устанавление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения;

2.Регулятивные УД:

- использовать речь для регуляции своего действия;

- выполнять учебные действия в материализованной,

гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.

3Личностные УД:

- гуманистическое сознание,

-социальная компетентность как готовность к решению

моральных дилемм, устойчивое следование в поведении

социальным нормам,

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

8.Как вам кажется, выводы к которым мы пришли относительно того, чем отличается истинное искусство от его подобия, имеют отношение только к теме романа или они применимы к реалиям нашей современной жизни?

Докажите, опираясь на подобранные дома цитаты великих людей.

Система Е.Н.Ильина

 1.Общеучебные УД:- рефлексия способов и условий действий

 2Личностные УД:

- гуманистическое сознание

9.У нас особое домашнее задание- напишите письмо от имени Мастера- его завет потомкам- современным литераторам и прочим деятелям искусства: чем им руководствоваться в своем творчестве?

Система Е.Н.Ильина- нравственное задание.

Общеучебные УД:

 -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и

письменной форме, в том числе творческого и исследовательского

характера

2Личностные УД:

- гуманистическое сознание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Структура произведения и сюжетные линии романа Роман М.А.Булгакова Роман “ Мастер и Маргарита ” “ Роман в Романе ”

Слайд 2

Связаны только с романом М.А.Булгакова Сюжетная линия. Искусство и его подобие Герои. Мастер и члены МАССОЛИТ а Любовная(концептуальная) Мастер и Маргарита Сатирическая Быт москвичей, сцены в “ Варьете ”

Слайд 3

Связаны и с романом Мастера и с романом М.А.Булгакова Философско-нравственная Воланд и его свита , Иешуа Га-Ноцри , Понтий Пилат Мистические реминисценции (тема времени) Воланд и его свита


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сатира Юмор Сфера смешенного ;вид комического в искусстве Осмеяние социальных явлений, которые представляются автору порочными Осмеяние частных недостатков жизненного явления, отдельного человека Используется Используется Аллегория Ф Рабле « Гаргантюа и Пантагрюэль » Фантастика Д. Свифт «Путешествие Г улливера» Философское осмысление реальности М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Ирония А.П.Чехова «Попрыгунья»

Слайд 2

Сатирические жанры Ф ельетон Памфлет Эпиграмма

Слайд 3

Название сатирического приема Краткая характеристика Пример сатирического приема из художественного текста Фантастика Средство сатирического освещения действительности; форма отображения мира, при котором на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина жизни Д. Свифт «Путешествие Гулливера» Эзопов язык Вид подцензурного иносказания, намеренно маскирующий идею автора Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина Ирония Тонкая, скрытая насмешка «Откуда, умная (обращение к ослу), берешь ты голова? И.А. Крылов Сарказм Язвительная насмешка, с предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление, отрицательную черту характера персонажа «Пожалел волк кобылу , оставил хвост да гриву» Пословица Концовка «Невского проспекта» Н. В. Гоголя Аллегория Иноска зание, с помощью которого отвлеченное понятие передается посредством конкретного образа Лиса в русских народных сказках- аллегория хитрости, ловкости; волк-аллегория злобы, жестокости; Басни И.А. Крылова, Лафонтена, Эзопа

Слайд 4

НАЗВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Название художественного произведения Способ выражения авторской позиции Отличительная особенность художественного произведения Способ характеристики героя

Слайд 5

Особенности названия художественного произведения Пример названия художественного текста В основе- имя главного героя произведения «Евгения Онегин» А.С.Пушкина; «Рудин» И.С. Тургенева В основе - художественная деталь, характеризующая главного героя произведения «Шинель» Н.В. Гоголя Название- пословица, отражающая суть конфликта произведения «Свои люди- сочтемся!», «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского В основе- место, где происходят ключевые события произведения « Васюткино озеро» В.П. Астафьева; «Невский проспект» Н.В. Гоголя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прогулка по МАССОЛИТУ « …Здесь таланты вызревают, …как ананасы в оранжерее…» Из диалога Бегемота и Коровьева

Слайд 2

Однодневная творческая путёвка. Обращаться к М.В. Подложной Запись в очередь на бумагу у Поклёвкиной Рыбно-дачная секция

Слайд 3

Квартирный вопрос Полнообъемные творческие отпуска: от двух недель(рассказ- новелла) до одного года( роман-трилогия). Ялта, Суук-Су, Боровое, Цихидзири, Махинджаури, Ленинград (Зимний дворец) Касса. Личные расчеты скетчистов

Слайд 4

Кассы № 2,3,4 и 5 Бильярдная Правление Массолита

Слайд 5

Последний раз наполнит чистый воздух грудь. Одно мгновенье – солнце скроется из глаз. На веки вечные запомни этот путь – Пред дверью тьмы ты видишь свет в последний раз. Прощальный взгляд… Уж пройден мост – замедли шаг. В глазах ты видишь смерть – душа пуста. И где-то рядом средь толпы смеётся враг, Вложивший каменному льву донос в уста. А город снова окунётся в маскарад – Навек забудут о тебе молва и Бог… Вздохнёшь невольно, замерев пред входом в ад, И каждый камень отразит твой горький вздох… … Была ли рукопись ключом, открывшим дверь в преисподнюю, или это просто совпало по времени - ответа не даст никто...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Истинное искусство и его подобие

Слайд 3

АФОРИЗМЫ ОБ ИСКУССТВЕ Народ может простить писателям многое, но не может простить молчания во времена, когда решается его судьба. Максим Танк Человек, располагающий опытом, оказывается мудрее тех, у кого есть любое чувственное восприятие, а человек, сведущий в искусстве, мудрее тех, кто владеет опытом. Аристотель Перо — это оружие, которое острее отточенных мечей. Антонио Перес

Слайд 4

Искусству угрожают два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер который не является художником. Анатоль Франс

Слайд 5

«Жизнь коротка, искусство бесконечно!» Оскар Уайльд А что бы сказал Воланд ?

Слайд 6

Нет шедевров, погибших в забвении. Ложь и угодничество писак не могут поддержать жизнь дрянной книги. Оноре Бальзак

Слайд 7

Анна Ахматова «Памяти М. Булгакова» Вот это я тебе, взамен могильных роз, Взамен кадильного куренья; Ты так сурово жил и до конца донес Великолепное презренье. Ты пил вино, ты как никто шутил И в душных стенах задыхался, И гостью страшную ты сам к себе впустил И с ней наедине остался. И нет тебя, и все вокруг молчит О скорбной и высокой жизни, Лишь голос мой, как флейта, прозвучит И на твоей безмолвной тризне. О , кто поверить смел, что полоумной мне, Мне, плакальщице дней не бывших, Мне, тлеющей на медленном огне, Всех потерявшей, всех забывшей, - Придется поминать того, кто, полный сил, И светлых замыслов, и воли, Как будто бы вчера со мною говорил, Скрывая дрожь смертельной боли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ МАСТЕРА По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Слайд 2

Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Павла Оринянского Образ Мастера в изображении П. Оринянского несет в себе следующие черты: надмирность , духовная мощь, красота души и тела

Слайд 3

Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» замечательного художника Геннадия Калиновского Образ Мастера в изображении Г. Калиновского создаёт ощущение интеллекта одновременно с чувством хрупкости, уязвимости героя

Слайд 4

Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Геннадия Новожилова. Образ Мастера в изображении Г. Новожилова напоминает классические иллюстрации Пушкина- творец за работой

Слайд 5

Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» художника Евгения Журавлёва Образ Мастера в изображении Е. Журавлёва дает ощущение вневременности героя, печали и скорой гибели таланта

Слайд 6

Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» художника Вячеслава Желвакова Образ Мастера в изображении В. Желвакова дает ощущение классического книжного образа: от него "пахнет" книгой, той самой, волшебной с состаренными ломкими страничками, которую открываешь с трепетом. Основа образа- интеллект, талант , незаурядность.

Слайд 7

Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Александра Бакулевского Образ Мастера в изображении А. Бакулевского - отрешённость, печаль, ум, запертый в пространстве и времени

Слайд 8

Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Нади Рушевой Созданные полвека назад рисунки этой девочки, умершей в семнадцать лет, являются, пожалуй, самыми известными иллюстрациями романа. Вот слова Елены Сергеевны, последней жены Булгакова, главного прототипа Маргариты: «Как свободно!.. Зрело!.. Поэтическая недосказанность: Чем больше смотришь, тем больше это затягивает... Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила. Не могу расстаться, душа взволновалась...»

Слайд 9

Вывод: Общее в изображении Мастера для всех работ, независимо от творческой манеры автора: Незаурядность Интеллект Трагизм Отчуждённость от мира людей, принадлежность чему-то большему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема урока:  Сатирическое изображение московского общества в романе  М. Булгакова  «МАСТЕР И МАРГАРИТА»...

Тест по роману МА Булгакова "Мастер и Маргарита"

включает тестовые задания и задание с развернутым ответом...

Конспект урока по литературе в 11 классе «Роль библейских глав в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Урок ставит своей целью показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности....

Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...

Тест по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Данный материал поможет учителям литературы проверить и оценить знания учащихся по творчеству М. Булгакова...

Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся...