Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
план-конспект урока литературы (11 класс) по теме

Олейник Татьяна Владимировна

 

Тема урока:  Сатирическое изображение московского общества в романе  М. Булгакова  «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_romanu_m.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

     ТЕМА УРОКА:  САТИРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА  В  РОМАНЕ  М. БУЛГАКОВА  «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

     Цель урока: на конкретных примерах и путем пересказа наиболее занимающихся эпизодов показать сатирическое изображение московского общества; раскрыть приемы создания писателем комических ситуаций и сатирических портретов.

Ход урока:

     I. Обмен мнениями о прочитанных главах романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

     Какое впечатление произвело на вас произведение Булгакова?  Что больше всего запомнилось, удивило?  Какие вопросы возникли в процессе чтения?

     II. Беседа по содержанию «московских глав»

1. Какой изображает Булгаков Москву 30-х годов? Расскажите о москвичах, их интересах, занятиях, отношении к религии (трамвайная кондукторша, конферансье в Варьете, служащие Управления зрелищ, жильцы «нехорошей квартиры», Берлиоз, буфетчик и др.)  Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая непорядочность. Страшно становится, если судить о человечестве по этим людям.

2. Что вы знаете о Воланде и его свите? Какова цель их визита в Москву? Чьи  мысли и желания исполняет Воланд? Что интересует его в людях?

3. Какова сюжетно-композиционная роль Воланда? (Воланд помогает выразить общественную позицию автора. Иронический взгляд Воланда близок Булгакову.)

4. Чем похож и не похож булгаковский Воланд на своих литературных предшественников? (Сатана, Мефистофель, Асмодей, Демон.) Что означает имя Воланд? (Faland – нем. яз. – черт.)

5. Посмотрим на эпиграф к роману. Как он соотносится с образом  и делами Волонда и его словами о себе?

6. Критик В. Лакшин считает Волонда «палачом порока», карающим мечом в руках правосудия». Согласны ли вы с этим мнением?

     III. Чтение или краткий пересказ эпизодов «В ресторане Дома литераторов», «В театре Варьете»

     Беседа по вопросам

     1.Что высмеивает «нечистая сила», над чем потешается? Что за опыты проводит Воланд в театре? На кого обрушивает свою ненависть?

     Воланд с презрением смотрит на людишек. При помощи своих помощников он высмеивает то, что изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило высокий идеал». Булгаков как бы определяет, есть ли в людях та нравственная опора, которая способна противостоять соблазну, негативным явлениям, порокам. По мнению Доманского, «меру зла, порока, корысти Воланд определяет мерой истины, красоты, бескорыстного добра. Он восстанавливает равновесие между Добром и Злом и этим служит добру».

     2. Какие сатирические приемы использует писатель при создании комических ситуаций и сатирических портретов москвичей? (Прежде всего, шарж, ирония, гротеск, сарказм, Автор использует и фантастику.)

     3. Все ли люди добры? Откуда происходит Зло? Можно ли мир переделать? Изменить?

     4. Почему Воланд (сатана, по сути – символ Зла) выступает в романе как «источник» справедливости?

    IV. Домашнее задание

    1. Ответить на вопрос: Как развивается сюжетная линия Мастера и Маргариты?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Серия уроков по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Представлены разработки уроков по основным сюжетным линиям романа....

презентация к уроку по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"в 12 классе для слабослышащих детей

Материал дан учителем для краткого ознакомления с произведением,ввиду проблем со слухом дети обладают малым словарным запасом ,многое им неизвестно.Поэтому легче всего рассказать ,используя картинки с...

Открытый урок по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

ЗАДАЧА урока - вспомнить основные ТЕМЫ, МОТИВЫ, ОБРАЗЫ романа «Мастер и Маргарита», включить его в широкий литературный контекст, отработать на фрагменте из романа наш алгоритм экзаменационного ответа...

Урок по роману М . Булгакова "Мастер и Маргарита"

Урок- рассуждение по роману М.Булгакова...

Открытый урок по роману М.Булгакова " Мастер и Маргарита"

Трагическая судьба художника; соотношение таланта и бездарности; взаимосвязь литературы с другими видами искусства....

Система уроков по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»– одно из загадочных явлений русской литературы XX века. Это произведение имеет множество вариантов прочтения, ни один из читателей не остает...