Система уроков по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
план-конспект урока (11 класс)

Александрова Марине Анатольевна

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»– одно из загадочных явлений русской литературы XX века. Это произведение имеет множество вариантов прочтения, ни один из читателей не остается равнодушным. Немало критиков высказывалось по поводу романа, порой это диаметрально противоположные точки зрения. В чем же специфика этого произведения, что хотел сказать своим читателям автор? Роман «Мастер и Маргарита», который пришел к читателю только в 80-е годы, стал объектом споров, различных точек зрения наших современников. Учителю важно донести до ученика многогранность романа, глубину его философского смысла, искрометность социально-бытовых сцен. В моей работе учителя-литератора сложилась система уроков, в основу которых положено «искусство общения» Е.Н.Ильина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_urokov_po_romanu_m_bulgakova_master_i_margarita.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Система уроков по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Только человек ответствен за добро и зло»

Урок 1. Тема: “Михаил Булгаков и его роман “Мастер и Маргарита”

Цель урока:

- знакомство с биографией писателя, сложной судьбой его произведений;

- рассказать о значении романа, его судьбе, показать особенности жанра и композиции.

Оборудование: 

       -портрет М. А. Булгакова;

       -презентация

Методические приёмы: лекция с элементами беседы.

Ход урока

1. Сообщение ученика «Жизнь и творчество М.А. Булгакова.  Сложная судьба его произведений»

2. Лекция учителя.

От "Великого канцлера" к "Мастеру и Маргарите"

За мной, читатель! Кто сказал тебе,
что нет на свете настоящей, верной,
вечной любви? Да отрежут лгуну его
гнусный язык!
М. Булгаков. Мастер и Маргарита

Я — мистический писатель.
М. Булгаков. Правительству СССР

 

Двенадцать лет были отданы М. Булгаковым работе над "Мастером и Маргаритой". Шесть редакций текста насчитывают ныне литературоведы… И это обязывает пристальней вглядеться в "закатный роман", в его героев, вдуматься в его содержание. Вслед за Н.В. Гоголем автор "Мастера и Маргариты" мог бы повторить: "Они писаны долго, в обдумывании многих из них прошли годы, а потому не угодно ли читателям моим тоже подумать о них на досуге и всмотреться пристальней".

Прежде чем "всмотреться пристальней" в булгаковский текст, вспомним кратко историю создания и публикации романа — во многом автобиографического. Мы невольно отмечаем черты автора в его герое, а героя — Мастера — в его авторе. Причем общие черты существуют не только на уровне событийном, но и на уровне творческом, духовном. В 1930-е годы судьбы автора и его героя "складывались" параллельно, перекликаясь, влияя друг на друга.

С 1928 по 1940 год, до последних дней жизни автора, шла работа над текстом произведения: все более уникальной и масштабной становилась грандиозная архитектура романа, определялись центральные герои, отбирались ключевые эпизоды, шли напряженные поиски названия, которое выражало бы не просто центральные идеи романа, но его "душу", его пафос.

История создания романа была драматичной. Из письма М. Булгакова к Правительству СССР от 28 марта 1930 года мы знаем, что первую редакцию писатель в отчаянии сжег сам в 1930 году: "Ныне я уничтожен… Погибли не только мои прошлые произведения, но и настоящие и все будущие. И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе… Все мои вещи безнадежны".

Итак, вначале это был роман о дьяволе, скорее сатирический роман: в первых двух редакциях не было Мастера и Маргариты, не было параллельного развития действия двух романов — античного и современного. Правда, Иешуа присутствовал, но о нем рассказывал "странный незнакомец" в главе "Евангелие от Воланда". В первых редакциях и сам дьявол был традиционнее, чем в окончательном варианте: Воланд выступал в привычном облике искусителя и провокатора (он, например, подучивал Иванушку растоптать изображение Христа).

Уже в 1931 году замысел существенно меняется: появляются Маргарита и ее спутник (пока еще безымянный). В 1934 году была закончена третья редакция, которая представляет собой нечто целое, хотя роман еще далек от окончательного вида. Но его контуры (привычные для нас) просматриваются: Мастер и Маргарита занимают в романе все более важное место.

Окончательного варианта заглавия все еще нет. В числе возможных названий присутствуют: "Черный маг", "Великий канцлер [т.е. канцлер ада]", "Сатана", "Вот и я", "Шляпа с пером", "Черный богослов", "Он появился", "Подкова иностранца", "Он явился", "Происшествие", "Копыто консультанта" (авторская запись в рукописной тетради 1932 года). Ныне опубликованы рукописи, отражающие работу М. Булгакова над романом, под общим названием "Великий канцлер". Черновые варианты позволяют проследить, как и в каком направлении шла работа над образами и мотивами произведения.

Конечно, в черновых вариантах нет еще той классической отточенности фраз, цельности и завершенности, к которой мы привыкли в каноническом тексте романа. Например, в "Великом канцлере" просьба Маргариты на балу у Воланда о возвращении ей Мастера выглядит следующим образом:

— Да, да, верните его, — умильно попросила Коровьева Маргарита.

— Нет, это не по его части, — отозвался хозяин дома, — это дело Фиелло…

[Мастер появился] Маргарита, узнав хорошо знакомый вихор и зеленоватые эти глаза, приподнялась и с воплем повисла на шее у приехавшего…

В окончательном варианте мы видим совсем иную, хорошо знакомую нам Маргариту, — в ней теперь нет никакого заискивания, никакой половинчатости чувств, это гордая, любящая, страстная женщина с поистине королевским достоинством, которой отдает дань уважения сам Воланд и его свита:

(Коровьев) — Алмазная донна, на сей раз советую вам быть поблагоразумнее! А то ведь фортуна может и ускользнуть!

— Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера, — сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой.

[Появился Мастер] Маргарита сразу узнала его, простонала, всплеснула руками и подбежала к нему… Она целовала его в лоб, в губы, прижималась к колючей щеке, и долго сдерживаемые слезы теперь бежали ручьями по ее лицу. Она произносила только одно слово, бессмысленно повторяя его:

— Ты… ты… ты.

Как мы помним, М. Булгаков, открывая вторую часть своего романа, обещал читателю показать "верную, вечную любовь": "За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!" Свое обещание автор выполнил — страницы в его романе, посвященные любви, — одни из самых памятных в мировой литературе.

В ноябре 1937 года была начата и в 1938 году набело перепечатана последняя редакция романа, получившего окончательное название "Мастер и Маргарита". Последовавшая затем авторская правка не прекращалась до самой смерти писателя. В последнее время, когда М. Булгаков был тяжело болен, правку под его диктовку продолжала Елена Сергеевна. В 1939 году были написаны Эпилог и сцена явления Левия Матвея Воланду с решением судьбы Мастера.

По свидетельству мемуаристов, последний раз Булгаков работал над романом 13 февраля 1940 года (умер писатель 10 марта 1940 года). Елена Сергеевна Булгакова вспоминала: «Когда в конце болезни он уже потерял речь, у него выходили только концы или начала слов. Был случай, когда я сидела около него, как всегда, на подушке на полу, возле изголовья его кровати, он дал мне понять, что ему что-то нужно, что он чего-то хочет от меня. Я предлагала ему лекарство, питье — лимонный сок, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: “Твои вещи?” Он кивнул с таким видом, что и “да”, и “нет”. Я сказала: “Мастер и Маргарита”? Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что “да, это”. И выдавил из себя два слова: “Чтобы знали, чтобы знали”».

Исполнить эту предсмертную волю автора было нелегко. П.С. Попов, один из ближайших друзей и первый биограф М. Булгакова, написал после смерти писателя его жене: "Гениальное мастерство всегда останется гениальным мастерством, но сейчас роман неприемлем. Должно будет пройти 50–100 лет".

В период с 1946 по 1966 год Елена Сергеевна Булгакова несколько раз пыталась опубликовать роман, но безуспешно. Напечатан роман был в журнале "Москва" в 1966 (№ 11) и 1967 (№ 1) годах с многочисленными цензурными купюрами. Было сделано в общей сложности 159 купюр: 21 в первой части и 138 во второй (примерно 12%) текста, в основном пострадали страницы, относящиеся к римской и советской тайной полиции, а также указывающие на сходство древнего и современного мира; ослаблялась роль и нравственная сила "истины" Иешуа и т.п.4

Если кратко попытаться обозначить путь, который прошел М. Булгаков в своей работе над романом, то его можно обозначить как путь от злободневной сатиры к философии, к общечеловеческим, "вечным" проблемам.

3. Беседа.

-Попробуйте определить жанр романа.

-Как бы вы определили композицию произведения Булгакова?

-Какое время охватывают события романа?

-Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа?

С точки зрения композиции необычно и то, что герой, Мастер, появляется лишь в 13 главе (“Явление героя”).Это одна из многих загадок Булгакова, к разрешению которых мы постараемся приблизиться.

4. Итог урока

5. Домашнее задание.

1. Найти внутренние соответствия евангельских и московских глав романа.

2. Определить особенности стиля этих глав.

 Урок 2. Тема: “Судьба вечных человеческих ценностей в романе “Мастер и Маргарита”

Цель урока:

-чтение и комментарий отдельных сцен и эпизодов романа;

-выявление первичного читательского восприятия произведения учащимися.

Оборудование:

-портрет М.А.Булгакова;

-диск с видеозаписью художественного фильма “Мастер и Маргарита”

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

Учащиеся зачитывают подготовленные сообщения.

2. Беседа

Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям?

Как Иван Бездомный ответил на этот вопрос? (Зачитать)

Подтверждается ли этот тезис течением романа?

3. Просмотр фрагмента художественного фильма

4. Лекция.

А если жизнь человека действительно вся соткана из случайностей, то может ли он ручаться за завтрашний день, за своё будущее, отвечать за других? Что же является истиной в этом хаотическом мире? Существуют ли какие-нибудь неизменные нравственные категории, или они текучи, изменчивы, и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства? Эти вопросы ставятся автором романа в “евангельских главах – своеобразном идейном центре романа.

Писатель не случайно обратился к жанру романа-мифа. Миф – это такая художественная структура, которая воплощает систематически повторяющееся в жизни человечества, несёт в себе широкое обобщение, отвлекается от пёстрой повседневности. Вместе с тем миф представляет собой не абстрактное логическое обобщение, а живую, убедительную в своей конкретности картину. С этой точки зрения не только каждая эпоха, но и каждый человек оказываются в использованном Булгаковым мифе в “экстремальной” ситуации конца света, ждёт Страшного (высшего) Суда и получает или должен получить “по делам своим”.

В романном мире “Мастера и Маргариты” жизнь продолжает своё течение. Одни герои обрели подлинные нравственные ценности (Иван Бездомный обретает дом и – что символично – становится профессором истории), другие совершили первые шаги к нормам человеческого поведения (стал добрым Варенуха, занялся делом Семплияров, поздоровел Лиходеев), а третьи (в том числе доносчик и предатель Алоизий) благоденствуют и ведут прежнюю жизнь.

Таким образом, автор подводит читателя к выводу, что борьба света и тьмы, чёрных туч и огня завершится победой света. Несмотря на все недостатки человечества, на страдания его лучших сынов, на непосильный груз, который они несут, писатель утверждает, что благополучный исход и есть великая тайна жизни. Так в роман входит тема любви и милосердия.

Принципиально важны с этой точки зрения слова Иешуа о том, что все люди добры, перекликающиеся в сцене бала у Воланда с советом Коровьева Маргарите: “Если кто-нибудь не понравится, … нужно полюбить его, полюбить, королева”.По мнению Булгакова, человек достоин любви, если в нём проснулось хотя бы малейшее человеческое качество. Прощённые Понтий Пилат и Фрида – подтверждение тому. Даже Иуда, произносящий в момент смерти имя возлюбленной, на мгновение приобретает черты трагического персонажа.

5. Итог урока.

1. Как прослеживается в романе судьба вечных человеческих ценностей?

2. Какой нравственный вывод можно сделать, следуя логике течения рома

6. Домашнее задание.

Проследить, как ведёт себя римский прокуратор в сцене допроса Иешуа.

 Урок 3. Тема: “Ершалаимский и потусторонний мир в романе «Мастер и Маргарита»

Цель урока:

-дать трактовку образа Понтия Пилата;

-выделить легенду о Христе;

-охарактеризовать образ Воланда.

Оборудование:

-портрет М.А.Булгакова;

-диск с записью художественного фильма «Мастер и Маргарита».

-эпиграф на доске: «Почему, зачем, откуда зло? Если есть Бог, то как может быть зло? Если есть зло, то как может быть Бог?»

Ход урока

1. Беседа.

Роман М. Булгакова – произведение о нравственной ответственности человека за свои поступки. Богатый жизненный опыт Понтия Пилата помогает ему понять Иешуа как человека. У римского прокуратора нет желания губить жизнь бродячего философа, он пытается склонить Иешуа к компромиссу, а когда это не удаётся, уговорить первосвященника Каифу помиловать Га-Ноцри по случаю наступления праздника Пасхи..

Какие чувства испытывает Понтий Пилат?

Чего боится Понтий Пилат?

2. Просмотр фрагмента кинофильма

3. Вывод

Понтий Пилат для Булгакова, в отличие от установившейся в истории христианства традиции, - не просто трус, фарисей, отступник. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, свою душу.

Вот почему загнанный в угол необходимостью предать смерти бродячего философа, он про себя произносит: «Погиб!» , а затем: «Погибли!».Он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность

Тема нравственного отступничества в романе сопряжена с темой искупления. Понтий Пилат, наказанный памятью человечества за своё отступничество, томится в одиночестве двенадцать тысяч лун. Писатель проецирует выбор римского прокуратора на вечность, Ра весь ход мировой истории. Конкретно-временной спор Понтия Пилата с Иешуа об истине, добре превращается во вневременной спор. В нём отражён вечный конфликт идеального и реального, общечеловеческого и социально-политического.

4. Слово учителя. Кто же такой булгаковский Иешуа? Чем он отличается от евангельского Иисуса?

Булгаков по-своему рассказывает легенду о Христе, выделяя в ней мотив христианского социализма. Образ героя удивительно осязаем, он вырастает из реалистических подробностей, характер его жизненно убедителен – это обычный, смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Вместе с тем – это и воплощение чистой идеи, высший прообраз человека и человечества. Иешуа беззащитен, слаб физически, но силён духовно – он провозвестник новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идее добра, милосердия. Даже перед угрозой смерти он не отступается прежде всего его многомерностью: как антитеза государственным законам, не впадает в отчаяние даже тогда, когда самый верный ученик, записывая за ним его проповеди, всё извращает и путает.

Некоторые критики ставят в вину Иешуа то, что якобы его гуманизм бездеятелен, ничего не способен изменить в мире. Так ли это? Да, булгаковский Иешуа не деятель, он – проповедник, носитель вечного идеала, вершина бесконечного восхождения человечества на пути к добру, любви и милосердию.

Прямых литературных прообразов, «старших братьев» у Иешуа Булгакова, по существу, не было, поскольку вплоть до ХХ века существовал негласный запрет: попытки изобразить Иисуса могли расцениваться как кощунство. Только Достоевский в романе «Братья Карамазовы» впервые в русской литературе создаёт его образ. Но его Христос – безмолвный, почти бесплотный, совсем не из земного мира. Хотя литературную традицию в изображении Христа Булгаковым можно проследить – это образы людей христианского духа и святости: пророк Лермонтова , герои Достоевского – князь Мышкин, Зосима, Алёша Карамазов.

5. Просмотр фрагмента кинофильма

6. Лекция.

В густонаселённом мире булгаковского романа существует не только Иешуа – прообраз Христа, но и сатана – Воланд со своею свитой. Его образ многомерен: он и характер, и идея, он и реален (автор наделяет его многими реалистическими подробностями), и существо иного – фантастического, потустороннего – мира (герой вездесущ: ему подвластно пространство и время, он мог присутствовать при допросе Иешуа Понтием Пилатом, завтракать вместе с философом Кантом, знать много выдающихся людей прошлого).

Найдите в романе описание внешности героя.

(Учащиеся находят и зачитывают)

Воланд не является антитезой Иешуа. Хотя имя Faland в немецком языке служило для обозначения чёрта, персонаж Булгакова нельзя свести только к этому средневековому понятию. Воланд вобрал в себя многие черты других духов зла: Сатаны, Вельзевула, Люцифера, Асмодея.. Более всего Воланд связан с Мефистофелем Гёте.. Их «духовное родство» закреплено уже самим эпиграфом к роману. Но, в отличие от Мефистофеля, булгаковский персонаж не сеет беспричинно зла, не является духом искушения. Некоторые черты Воланда (бесстрашное всевидение, гордое одиночество) сближают его с Демоном Лермонтова.

Вместе с тем такого дьявола, каким его изобразил Булгаков, в мировой литературе до сих пор не существовало.

7. Просмотр фрагмента видеофильма.

8. Сообщения учащихся.

Однозначно оценить образ Воланда невозможно, но можно привести мнения различных критиков.

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

Перечитать «московские» главы романа.

Урок 4. Тема: Московский мир в романе «Мастер и Маргарита”

Цель урока: понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа.

Оборудование:

-портрет М.А.Булгакова;

-видеозапись х/ф “Мастер иМаргарита”.

Ход урока

1. Слово учителя.

Как мы уже выяснили, роман “Мастер и Маргарита” имеет несколько планов Литературоведы находят в нем три основных мира: “ древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский”.

С московского мира начинается действие романа. В этом мире действуют вполне современные, занятые сиюминутными проблемами люди. Председатель правления Массолита, редактор толстого журнала Берлиоз – человек умный и образованный.

2. Беседа.

Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?

За что же так страшно наказан Берлиоз? За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного?

Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облечённые властью, но обделённые нравственно. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они надклеены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И всё это сознательно поставлено на службу порочной власти. Историей такие люди отправляются в небытие.

Поступками людей на протяжении всей истории двигают одни и те же постоянные и примитивные пружины. И неважно, где и когда происходит действие. Воланд говорит: “Горожане сильно изменились внешне, я говорю, как и сам город, впрочем… гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?”

3. Просмотр фрагмента видеофильма.

4. Лекция.

Особый сатирико-бытовой пласт романа, связанный с сюжетной линией Воланда и его свиты . составляет изображённый автором мир московского мещанства: различных дельцов, завистников, прохиндеев, воришек и взяточников, одним словом, мелкого жулья, серой обывательщины, которая живуча в любые времена. Автор на конкретных примерах показывает различные стороны человеческой пошлости, нравственного разложения. Сталкивая этих людишек с нечистой силой, писатель как бы определяет, есть ли в них нравственная опора, способная противостоять соблазну, искушению грехом, хоть на время поднять их над привычными обыденными представлениями, оторвать от квартирных дрязг, сплетен, доносов, интриг, взяток…Всего на три дня Воланд со свитой появляется в Москве, но рушится рутина жизни. Спадает покров с серой повседневности и мир предстаёт перед нами в своей наготе. Страшно становится, когда начинаешь судить о человечестве по этим людям. Как не стать мизантропом! С гордым презрением смотрит на этот мир Воланд, и сам автор , описывая сцену вакханалии в ресторане Дома литераторов, не удерживается от того , чтобы не произнести фразу, которую в своё время, оказавшись на краю отчаяния, сказал Пилат: “О боги, боги мои, яду мне, яду!”

Иногда авторская ирония перерастает в шарж, гротеск. Например, костюм председателя комиссии зрелищ и увеселений Прохора Петровича подменил своего хозяина: разговаривал, звонил по телефону, подписывал бумаги.

Сатирическому изображению московского мещанства служит фантастика, с помощью которой автор низводит его бытие до фарса, химерного, гротескового, иррационального быта. Человек кажется полностью зависимым от стечения обстоятельств, от случая – всё непредсказуемо в нём.

4. Просмотр фрагмента видеофильма.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.

Подготовиться к тесту по роману “Мастер и Маргарита”.

Урок 5. Тема урока: “Любовь и творчество в романе “Мастер и Маргарита”

Цель урока:

-определить  нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель;

-проверка знаний содержания романа.

Оборудование:

-портрет М.А.Булгакова;

-видеозапись к/ф “Мастер и Маргарита”.

Ход урока

1. Лекция.

Читатель подводится ко второй части призывом рассказчика: “За мной, читатель!”. Этим же призывом открывается вторая часть романа: “Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

За мной, читатель, и только за мной, И я покажу тебе такую любовь!” Кстати, глава 19 называется “Маргарита”, она и есть главная героиня второй части.

Как связаны темы любви и творчества?

Просмотр эпизодов фильма.

Образ Мастера помогает Булгакову проблему ответственности творца за свой талант. Мастер наделён способностью “угадать” истину прозреть сквозь толщу веков образ подлинной человечности. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения, сжёг его, не принял подвига.

Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера. Он обретает покой. Ведь с Маргаритой связан любимый Булгаковым образ дома, семейного очага. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.

2. Проверка знаний учащихся.

3. Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению.

Темы:

1. Всепобеждающая сила любви и творчества. (По роману М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

2. Тема ответственности в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

3. Христианская проблематика в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

4. Истинные и мнимые ценности в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

5. Добро и зло в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Литература.

1. Агеносов В.В. “Трижды романтический мастер”:Проза Михаила Булгакова //Агеносов В.В. и др. Литература народов России Х!Х – ХХ веков. М.,1995.

2. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита” //Литературные лейтмотивы. М., 1994. С. 28-82.

3. Карпов И.П. Роман М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита” в православном прочтении. Открытый урок по литературе. М.: “Московский лицей”, 2001.

4. Соколов Б.В. Роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита” . М., 1991.

5. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.

6. Яновская Л. Творческий путь М.Булгакова. М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема урока:  Сатирическое изображение московского общества в романе  М. Булгакова  «МАСТЕР И МАРГАРИТА»...

Серия уроков по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Представлены разработки уроков по основным сюжетным линиям романа....

презентация к уроку по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"в 12 классе для слабослышащих детей

Материал дан учителем для краткого ознакомления с произведением,ввиду проблем со слухом дети обладают малым словарным запасом ,многое им неизвестно.Поэтому легче всего рассказать ,используя картинки с...

Открытый урок по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

ЗАДАЧА урока - вспомнить основные ТЕМЫ, МОТИВЫ, ОБРАЗЫ романа «Мастер и Маргарита», включить его в широкий литературный контекст, отработать на фрагменте из романа наш алгоритм экзаменационного ответа...

Урок по роману М . Булгакова "Мастер и Маргарита"

Урок- рассуждение по роману М.Булгакова...

Открытый урок по роману М.Булгакова " Мастер и Маргарита"

Трагическая судьба художника; соотношение таланта и бездарности; взаимосвязь литературы с другими видами искусства....