Открытый урок по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
методическая разработка по литературе по теме

Страшнова Ирина Викторовна

ЗАДАЧА урока - вспомнить основные ТЕМЫ, МОТИВЫ, ОБРАЗЫ романа «Мастер и Маргарита», включить его в широкий литературный контекст, отработать на фрагменте из романа наш алгоритм экзаменационного ответа ограниченного объема типа С1 и С2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_bulgakovu.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

1 Сегодня мы будем работать по отрывку из недавно изученного произведения - роману Булгакова «Мастер и Маргарита».

Наша ЗАДАЧА - вспомнить основные ТЕМЫ, МОТИВЫ, ОБРАЗЫ романа «Мастер и Маргарита», включить его в широкий литературный контекст, отработать на фрагменте из романа наш алгоритм экзаменационного ответа ограниченного объема типа С1 и С2.

2.Какие темы мы выделим как основные в романе «Мастер и Маргарита»?

  • Добро и зло
  • Вера и безверие
  • Нравственный выбор
  • Любовь
  • Творчество (роль гения в обществе)

Как эти темы сопрягаются в романе? (основная особенность - их переплетение, взаимопроникновение)

Сейчас мы посмотрим, какие из этих тем возникают в предложенном вам фрагменте из романа. Прежде чем читать, вспомните, как развивался сюжет до и после описанного фрагмента.

Чтение фрагмента

Бездомный попадает в сумасшедший дом после погони за Воландом; Берлиоз погибает, происходит сеанс черной магии в Варьете. После описанного момента жизнь Бездомного изменяется, мы знакомимся с историей Мастера и Маргариты.

Следовательно, этот момент - ключевой, он организует дальнейшее построение сюжета.

Какие темы, мотивы возникают и развиваются в этом отрывке?

  • Тема творчества
  • Гений и общество
  • Мотив ученичества

С! КАКУЮ РОЛЬ В СУДЬБЕ ИВАНА БЕЗДОМНОГО СЫГРАЛА ОПИСАННАЯ ВСТРЕЧА?

(работа с алгоритмом)

Подчеркиваем ключевые слова (роль, судьба Бездомного, встреча с Мастером)

Формулируем тезис: это была судьбоносная встреча, поворотный момент для Ивана.

Встреча стала  отправной точкой для его нравственного саморазвития.

Что указывает на это в тексте?

Он признается самому себе, что пишет плохие стихи: он начинает чувствовать присутствие Мастера в своей жизни. Он становится ДРУГИМ («у человека все-таки лицо, а не морда», и он соглашается с этим)

ВЫВОД Он становится на путь ученичества, очищения, духовного просветления. Именно ЕМУ дается увидеть в конце романа прощенного по воле Мастера Понтия Пилата.

Пишем ответ, чтение и комментирование ответов

  1. Переходим к следующему вопросу - вопросу, конкретизированному темой ТВОРЧЕСТВА.

С2 В КАКИХ ЕЩЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ЗАТРОНУТА ТЕМА ТВОРЧЕСТВА И  ЧТО СБЛИЖАЕТ ИХ С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ БУЛГАКОВА?

Работа по алгоритму

Выделяем ключевые слова (тема творчества, Булгаков).

Что такое творчество для Булгакова? (Сразу будем отмечать, каким писателям и поэтам эта тема тоже близка)

  • Рукописи не горят (искусство вечно) - Пушкин, Держави,
  • Творчество принадлежит будущему - Цветаева («Моим стихам…»)
  • Поэт-избранный (Пастернак «Гамлет», Пушкин «Поэту» («Пока не требует поэта…)
  • Поэт чувствует ответственность за то, что он несет людям
  • Тема поэта и толпы, не понимающей его (Пушкин «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной…»), Лермонтов «Пророк», Маяковский «Нате!»)
  • Вопрос о подлинности искусства (Пушкин «Из Пиндемонти», «Египетские ночи», Гоголь «Портрет»)

Делаем вывод. Роман не написан, а УГАДАН Мастером («О, как я угадал! Как я все угадал!») Настоящий гений способен угадать, прозреть через толщу веков образ подлинной человечности. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро, пробудить (как это было с Бездомным).

Чтобы быть писателем, не надо иметь членское удостоверение. По нему пускают в ресторан, но не в историю.

Пишем ответ, комментируем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"....

Уроки по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"

Уроки по роману с применением новых технологий....

Открытый урок по роману М.Булгакова " Мастер и Маргарита"

Трагическая судьба художника; соотношение таланта и бездарности; взаимосвязь литературы с другими видами искусства....

Открытый урок на муниципальный конкурс "Учитель года - 2018" "Любовь и творчество в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Открытый урок на муниципальный конкурс "Учитель года - 2018" "Любовь и творчество в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"...