Открытый урок по роману "Молодая гвардия"
методическая разработка по литературе (11 класс)
Открытый урок по роману А. Фадеева "Молодая гвардия".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 176.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 65 .
«Система образов в романе «Молодая гвардия». Героизм и мужество молодогвардейцев».
Тип урока: систематизации знаний
Вид урока: комбинированный.
Форма урока: урок - практикум с применением ИКТ.
Оборудование: доска, экран, проектор, ИКТ – презентация, карточки для групповой работы.
Цель: продолжить знакомство с романом А.А. Фадеева «Молодая гвардия». Определить, как подходит автор к созданию образов молодогвардейцев.
Задачи:
Образовательные: на материале романа раскрыть тему, используя элементы анализа средств создания образов героев.
Развивающие: развивать исследовательские навыки работы с текстом: умение анализировать, выделять главное, сравнивать; развивать монологическую речь учащихся.
Воспитательные: воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, ответственность, понимание значимости результата, мотивацию и познавательный интерес; воспитывать чувство патриотизма на примере подвига молодёжной организации Краснодона в годы Великой Отечественной войны;
УУД
Личностные: формировать интерес (мотивацию) к учению, осознание личностного желания учиться.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке, осуществлять самоконтроль, совместно давать оценку своей деятельности на уроке.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, формировать умения приходить к общему решению в совместной деятельности, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, уметь выражать свои мысли и овладевать диалогической формой речи.
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, классификация, построение речевых высказываний.
Планируемые результаты
Предметные: знать содержание романа «Молодая гвардия»; осознанно воспринимать и понимать художественный текст; формулировать идейное содержание текста, давать характеристику героям.
Личностные: совершенствование различных видов речевой деятельности ;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)
Метапредметные: свободно ориентироваться в учебной книге, работать с текстом, владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте.
У вас все готово к уроку? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
II. Мотивация к учебной деятельности – психологический настрой учащихся.
Учитель: Сегодня у нас с вами урок литературы. А значит, мы будем говорить о книге. А что же о книге говорили великие. Давайте вчитаемся в эти строки.
Слайд .
«Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась».
Эти слова сказал известный русский писатель и публицист Александр Иванович Герцен.
Слайд .
«Хорошая книга — точно беседа с умным человеком. Читатель получает от нее знания и обобщение действительности, способность понимать жизнь».
Продолжил Алексей Николаевич Толстой.
Слайд .
«Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду».
Английский публицист Джозэф Аддисон.
Слайд .
Учитель: Такой подарок завещал нам Александр Александрович Фадеев. С его жизнью и творчеством мы с вами начали знакомиться на прошлом уроке.
«Молодая гвардия» является художественным произведением, которое рассказывает о реальном подвиге реальных людей. Через эту книгу Фадеев пытается донести до читателя важность Великой Отечественной войны и героизм миллионов простых людей.
III. Актуализация имеющихся знаний.
Учитель: Вспомним жанр произведения . (Роман).
По каким признакам вы его определили? (Большой объём, широкий охват жизни; многообразие персонажей; историческое событие, с которым соотнесены судьбы героев).
В основе романа лежат реальные события, которые происходили в 1942-1943 годах в оккупированном фашистами Краснодоне.
(Презентация). Краткое выступление учащегося:
Заняв Краснодон, фашисты везде установили свои порядки:
в 24 часа сдать оружие,
вода только для немецких солдат,
после 18 часов не выходить на улицу,
всем регистрироваться на бирже труда.
За неповиновение – расстрел!
Немцы арестовывали коммунистов, комсомольцев, расстреливали их. Созданию организации предшествовала гибель шахтеров, отказавшихся работать на оккупантов. 30 сентября 1942 года была создана подпольная организация «Молодая гвардия». Она действовала 3 месяца, в ней насчитывалось более 100 человек.
(Просмотр ролика).
Монтаж:
Молодогвардеец 1: Мы будем бить проклятых фашистов до последней капли крови!
Молодогвардеец 2: Мы никогда не простим им смерти наших старших товарищей!
Молодогвардеец 3: Мы должны выбрать свой штаб и назначить командира!
Молодогвардеец 4: Это будет настоящая подпольная организация!
Молодогвардеец 5: А называться она будет «Молодая гвардия»!
Учитель: По каким признакам можно определить, что это была не просто группа, а именно организация? (У них был свой устав, клятва, документы).
Монтаж: КЛЯТВА
1. Я, Олег Кошевой, вступая в ряды членов Молодой гвардии, перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом родной многострадальной земли, перед лицом всего народа торжественно клянусь: мстить беспощадно за сожженные, разоренные города и села, за кровь наших людей, за мученическую смерть шахтеров-героев.
2. Я, Ульяна Громова, клянусь…
3. Я. Иван Земнухов, клянусь…
4. Я, Сергей Тюленин, клянусь…
5. Я, Любовь Шевцова, клянусь…
Учитель: Автор оставляет своим персонажам настоящие имена прототипов.
Учитель: Так о чём и о ком мы сегодня будем говорить? Давайте сформулируем тему урока. (О подпольной организации «Молодая гвардия» и её главных героях).
Учитель: Откройте тетради , запишите число , тему урока и эпиграф:
«Система образов в романе «Молодая гвардия». Героизм и мужество молодогвардейцев».
«Все, как один, возьмем винтовки,
В бою не дрогнем никогда!
За нашу кровь, за наши слезы
Мы отомстим врагу сполна».
Олег КОШЕВОЙ
Определим цель:
Продолжить знакомство с романом А.А. Фадеева «Молодая гвардия». Рассмотреть, как раскрывает автор героев романа в их деятельности.
IV. Работа по теме урока (в группах).
Поговорим об особенностях изображения Фадеевым действующих лиц романа.
Будем работать в малых группах. Каждая группа должна приготовить небольшой рассказ об одном из пяти героев по предложенному плану:
1) Портрет (отличительные черты характера).
2) Детские годы.
3) Школьные годы: увлечение, особенности поведения, поступки.
4) В каких операциях «Молодой гвардии» принимал(а) участие?
5) Арест. Казнь.
Пауза для отдыха.
Возьмите в руки карандаш (с гранями). Покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учёными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты!
V. Представление результатов групповой работы . (Примерные ответы учащихся по предложенному плану).
1 группа:
Олег Кошевой – главный герой романа, является важнейшим действующим лицом произведения. Он лидер, которому удалось собрать под своим началом множество единомышленников, готовых отправиться с ним в опасную схватку.
Чтобы поднять дух ребят, Олег написал такое стихотворение:
Чтец: На милую и горделивую,
На наш родимый, мирный край,
На нашу Родину счастливую
Напал фашистский негодяй.
Он осквернил все дорогое,
Где только подлая нога
Ступала фрица-людоеда,
Там пепел, смерть и нищета.
Все, как один, возьмем винтовки,
В бою не дрогнем никогда!
За нашу кровь, за наши слезы
Мы отомстим врагу сполна.
Еще в первом классе Олег поражал учителей своими познаниями, сочинял стихи, рисовал. А в первом классе он проучился только три дня, после чего был сразу переведен во второй. Директор школы восхищался аналитическим складом ума Олега, который мог цитировать "Войну и мир" Толстого целыми главами. Но при этом продолжал оставаться душой любой веселой компании. Олег всегда испытывал тёплые нежные чувства к своей маме - Елене Николаевне.
Возвращаясь после неудачной эвакуации, Олег, идя по степи, иногда впадал в задумчивость. И тогда он "шагал рядом с бричкой молчаливый,... с упрямой, ещё детской складкой полных губ,... с глазами, устремлёнными вдаль, с задумчивым, сурово-нежным выражением" .
Во внешнем облике Кошевого автор много раз подчеркнул его опрятность. Олег всегда "аккуратно одет, чисто вымыт". Ботинки его хорошо вычищены. Эта внешняя подтянутость как бы дополняет обрисовку внутренней собранности и дисциплинированности Олега.
... Фашистов раздражал презрительный взгляд мальчишки, поседевшего от мук, но не сдавшегося».
«Пусть мне шестнадцать лет, не я виноват в том, что мой жизненный путь оказался таким малым…» «Я даже не изведал всего счастья, какое было отпущено мне. И все равно я счастлив! Счастлив, что не пресмыкался, как червь, – я боролся».
2 группа:
Ваня Земнухов - юноша "длинный, нескладный, сутуловатый. У него были длинные руки, бледное лицо, длинные прямые тёмные волосы". К тому же он был явно застенчив.
Родился в крестьянской семье. С ранних лет он много читал. В школе Ваня был старостой литературного кружка. Умного, серьёзного, начитанного Ваню товарищи по школе прозвали профессором. Этот жадный к знанию интеллигентный юноша горячо любит поэзию. Возле кровати его "стояла этажерка с книгами, среди которых главное место занимало собрание сочинений Пушкина". С 13 лет начал писать стихи.
Чтец: На смерть поэта, посвященные А.С. Пушкину:
Что слышу я? Печаль постигла лиру,
Уж нет того, чьи, прелестью дыша,
Стихи взывали о свободе к миру,
Живою силой трепеща.
Кто не искал с глупцами примиренья,
Услышавши холодный ропот их,
Кто видел родины истерзанной мученья,
Кто для борьбы чеканил стих.
Его уж нет... Но, кажется, меж нами
Он с неизменной лирою своей,
Уносит в мир таинственной Тамары,
По-прежнему он царь души моей.
Он вот, он вот стоит, перед глазами
Мучительно печальный и прямой
Он вот, прельстивший мир стихами
Любимец родины родной.
Но он убит! И кто ж посмел, коварный,
В груди змеиной злобу затая,
Послать его в путь безвозвратно дальний.
Он мечтал стать юристом. С первых дней войны Земнухов пытался уйти на фронт, но не прошел по состоянию здоровья.
В организации в его ведении были шифры и коды, он сочиняет большинство листовок. Ивану присуще чувство ответственности. Узнав об арестах молодогвардейцев, он направляется в полицию, чтобы выручить товарищей, и больше не вернется.
...Гитлеровцев раздражала поэтическая приподнятость Вани Земнухова, и они старались вытравить ее особо зверскими пытками... Он был ослеплен во время побоев, осколки очков вонзились ему в глаза.
15 Января 1943 года после страшных пыток он был сброшен в шурф шахты № 5.
3 группа:
Сергей Тюленин. «Небольшого роста паренёк, худенький, цепкий. Быстро оглядывал всё, что ему предстало. Движения его были необыкновенно быстрыми и ловкими. У него были чуть курчавые, жесткие волосы, сильная, грубоватая складка губ, тонких, немного выдающихся вперёд, словно под ними немного припухло. Быстрый взгляд его был озорной, но проницательный».
Родился в семье шахтёра. Он был младшим, одиннадцатым ребёнком в семье. После окончания семи классов мечтал поступить в летную школу, но не прошел по возрасту.
Первый краснодонский подпольщик, один из самых смелых молодогвардейцев, руководитель группы. Отважная пятерка Сергея разгоняет скот, совершает нападение на вражеский обоз. В ночь на7 ноября 1942 года молодогвардеец с боевыми товарищами вывесил флаг на школе № 4. Сергей Тюленин, Любовь Шевцова, Виктор Лукьянченко подожгли биржу труда. Участвовал в самых опасных операциях. Был схвачен вместе с остальными.
…Фашистов раздражали крепко сжатые, чуть выдающиеся вперед губы худенького мальчика, которого пытали вместе с его матерью. Даже по дороге к месту казни он совершает свой последний подвиг: зубами развязывает веревку на руках Анатолия Ковалева и помогает ему бежать.
4 группа:
Люба Шевцова "Утреннее солнце блестело в её волосах... А яркое платье так ловко обхватывало её талию и так легко, воздушно облегало её стройные полные ноги... от всей девушки исходило ощущение чего-то необыкновенно естественного, подвижного, лёгкого, воздушного".
Главное в её характере - жажда деятельного добра, потребность немедленного и активного вмешательства в жизнь.
Люба от природы богато одарённая натура. Она легко училась в школе. Всё она делала ловко и весело. Это натура отважная. Ещё в детстве Любе хотелось быть Чапаевым. Когда она выросла, отвага сформировалась в ней в одну из главных черт характера. Восемнадцатилетняя Любка-артистка областной филармонии, в войну закончившая школу партизан и подпольщиков, была оставлена радисткой в тылу.
Становится активным участником организации "Молодая гвардия", а затем и членом ее штаба. Л. Шевцова распространяла листовки, вела разведку, добывала медикаменты, участвовала в поджоге биржи труда. Смелая операция молодогвардейцев спасла от угона в Германию около двух тысяч юношей и девушек Краснодонского района. По заданию штаба Люба осуществляла связь с партизанами.
8 января 1943 года Любу Шевцову арестовала краснодонская полиция.
...Фашистов раздражала Любка-артистка и ее песни, звучавшие в камере, на допросах, во время пыток - и ее пытали дольше всех. После пыток и издевательств ее расстреляли в Гремучем лесу 9 февраля.
«А что! Нашего народа не сломит никто! – вдруг сказала Любка со страстным блеском в глазах. – Да разве есть другой такой народ на свете? У кого душа такая хорошая? Кто столько вынести может?..»
5группа:
Ульяна Громова. " Высокий стройный стан с гибкой и сильной талией, длинные, крепкие стройные ноги, продолговатые ладони. Волосы чёрные, крупно вьющиеся по вискам, заплетённые в тяжёлые волнистые косы. Глаза Ули - большие, чёрные, прекрасные глаза с длинными ресницами. "
Ещё совсем маленькой девочкой она любила лежать в степи на спине и смотреть в небо. С годами выросла и укрепилась любовь к родной степи с её холмами, к картинам восхода и заката солнца. Любовь Ули к природе, к ясному небу, деревьям, траве под ногами - одно из проявлений её патриотизма, её проникновенной любви к Родине.
Война выбросила Улю из обычной колеи и положила начало новому этапу в её жизни, как и в жизни её подруг и товарищей.
Ульяна Громова была решительной, отважной подпольщицей, отличалась твердостью убеждений, умением вселить уверенность в других. Эти качества с особой силой проявились, когда в январе 1943 года она попала в фашистские застенки.
...Фашистов раздражала яркая красота Ульяны, и они изощрялись в уничтожении этой красоты... «С запрокинутым бледным лицом и волочащимися по полу косами Улю швырнули к стене. Она застонала, и попросила Лилю Иванихину поднять кофточку, очень жгло. Лиля в ужасе отпрянула и заплакала: на спине Ули горела пятиконечная звезда.
Учитель: Все пятеро: Олег Кошевой, Иван Земнухов, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова, Ульяна Громова удостоены высокого звания Герой Советского Союза и награждены медалью «Золотая звезда» посмертно.
Чтец: Из всей организации только одиннадцать молодогвардейцев остались в живых.
Как страшно умирать в шестнадцать,
Как хочется чертовски жить,
Не слёзы лить, а улыбаться,
Влюбляться и детей растить.
Но солнце клонится к закату,
Не встретить им уже рассвет.
В бессмертие ушли ребята
В рассвете юношеских лет
Учитель: Инцертова Варвара изобразила памятник героям-краснодонцам на ватмане.
Подведём итоги работы в группах. Составим кластер.
Патриотизм – главные герои романа представляют из себя настоящих патриотов своей Родины, готовых сражаться и умирать за будущее своего народа. Все они жертвуют самым дорогим, что у них есть, лишь бы освободить страну от оккупации.
Какими качествами должен обладать человек, чтобы , не раздумывая, стать на защиту Отечества?
У вас на партах лежат листы. Давайте составим из них кластер. На листе каждая группа должна записать по 2-3 качества. Ключевым словом будет ПАТРИОТ.
VI. Итоги урока. Рефлексия.
- Чем обогатила книга?
- Над чем заставила задуматься?
- Что нового для себя лично вы открыли, прочитав роман «Молодая гвардия»?
- Почему сегодня необходимо помнить о подвиге героев «Молодой гвардии»?
- Насколько актуальна для вас эта тема?
- Где вы примените полученные знания?
Тема актуальна для нас всех ещё тем , что 2025 год объявлен президентом России годом «Защитника Отечества» (Слайд )
VIII. Выставление оценок.
IX. Домашнее задание.
1. Ответить на вопросы викторины. (На столах у вас листы с вопросами и цитатами из романа).
2. Написать эссе на тему «Подвиг молодогвардейцев – это».
Урок закончен. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок по литературе на тему: "Анализ поэмы Н.Старшинова "Гвардии рядовой".
Материал для проведения открытого урока по литературе на тему: "Анализ поэмы Н.Старшинова "Гвардии рядовой"....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...

Разработка урока " МЫ-МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ"
Тема. "Мы - Молодая гвардия!"Цель: познакомить учащихся с основанием и деятельностью организации "Молодая гвардия". Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей родине. Развивать...











