Открытый урок по роману "Молодая гвардия"
методическая разработка по литературе (11 класс)

Елена Анатольевна Сысоева

Открытый урок по роману А. Фадеева "Молодая гвардия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_romanu_molodaya_gvardiya.docx176.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 65 .

«Система образов в романе «Молодая гвардия». Героизм и мужество молодогвардейцев».

Тип урока: систематизации знаний

Вид урока: комбинированный.

Форма урока: урок - практикум с применением ИКТ.

Оборудование: доска, экран, проектор, ИКТ – презентация, карточки для групповой  работы.                                                                                                                  

Цель: продолжить знакомство с романом А.А. Фадеева «Молодая гвардия». Определить, как подходит автор к созданию образов молодогвардейцев.

Задачи:

Образовательные:  на материале романа раскрыть тему, используя элементы анализа средств создания образов героев.

Развивающие: развивать исследовательские навыки работы с текстом: умение анализировать, выделять главное, сравнивать; развивать монологическую речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, ответственность, понимание значимости результата, мотивацию и познавательный интерес; воспитывать чувство патриотизма на примере подвига молодёжной организации Краснодона в годы Великой Отечественной войны;

УУД

Личностные:  формировать интерес (мотивацию) к учению, осознание личностного желания учиться.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке,  осуществлять самоконтроль, совместно давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, формировать умения приходить к общему решению в совместной деятельности, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, уметь выражать свои мысли и овладевать диалогической формой речи.

Познавательные:  анализ, сравнение, обобщение, классификация, построение речевых высказываний.

Планируемые результаты

Предметные:  знать содержание романа «Молодая гвардия»; осознанно воспринимать и понимать художественный текст; формулировать идейное содержание текста, давать характеристику героям.

Личностные:  совершенствование различных видов речевой деятельности ;  

 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;  соблюдать нормы построения текста (логичность,  последовательность, связность, соответствие теме и др.)

Метапредметные: свободно ориентироваться в учебной книге, работать с текстом, владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности.

        Ход урока.

 I. Организационный  момент.

Здравствуйте.

У вас все готово к уроку? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

II. Мотивация к учебной деятельности – психологический настрой учащихся.

Учитель:  Сегодня у нас с вами урок литературы. А значит, мы будем говорить о книге. А что же о книге говорили великие. Давайте вчитаемся в эти строки.

Слайд .

«Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». 

Эти слова сказал известный русский писатель и публицист Александр Иванович Герцен.

Слайд .

«Хорошая книга — точно беседа с умным человеком. Читатель получает от нее знания и обобщение действительности, способность понимать жизнь».  
Продолжил Алексей Николаевич Толстой.
Слайд .

«Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду». 

Английский публицист Джозэф Аддисон.

Слайд .

Учитель: Такой подарок завещал нам Александр Александрович Фадеев. С его жизнью и творчеством мы с вами начали знакомиться на прошлом уроке.

 «Молодая гвардия» является художественным произведением, которое рассказывает о реальном подвиге реальных людей. Через эту книгу Фадеев пытается донести до читателя важность Великой Отечественной войны и героизм миллионов простых людей.

III. Актуализация имеющихся знаний. 

Учитель: Вспомним жанр произведения . (Роман).

По каким признакам вы его определили? (Большой объём, широкий охват жизни; многообразие персонажей; историческое событие, с которым соотнесены судьбы героев).

В основе романа лежат реальные события, которые происходили в 1942-1943 годах в оккупированном фашистами Краснодоне.

(Презентация). Краткое выступление учащегося:

Заняв Краснодон, фашисты везде установили свои порядки:

в 24 часа сдать оружие,

вода только для немецких солдат,

после 18 часов не выходить на улицу,

всем регистрироваться на бирже труда.

За неповиновение – расстрел!

Немцы арестовывали коммунистов, комсомольцев, расстреливали их. Созданию организации предшествовала гибель шахтеров, отказавшихся работать на оккупантов. 30 сентября 1942 года была создана подпольная организация «Молодая гвардия». Она действовала 3 месяца, в ней насчитывалось более 100 человек.

(Просмотр ролика).

Монтаж:

Молодогвардеец 1: Мы будем бить проклятых фашистов до последней капли крови!

Молодогвардеец 2: Мы никогда не простим им смерти наших старших товарищей!

Молодогвардеец 3: Мы должны выбрать свой штаб и назначить командира!

Молодогвардеец 4: Это будет настоящая подпольная организация!

Молодогвардеец 5: А называться она будет «Молодая гвардия»!

Учитель: По каким признакам можно определить, что это была не просто группа, а именно организация? (У них был свой устав, клятва, документы).

Монтаж:    КЛЯТВА

1. Я, Олег Кошевой, вступая в ряды членов Молодой гвардии, перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом родной многострадальной земли, перед лицом всего народа торжественно клянусь:  мстить беспощадно за сожженные, разоренные города и села, за кровь наших людей, за мученическую смерть шахтеров-героев.

2. Я, Ульяна Громова, клянусь…

3. Я. Иван Земнухов, клянусь…

4. Я, Сергей Тюленин, клянусь…

5. Я, Любовь Шевцова, клянусь…

Учитель: Автор оставляет своим персонажам настоящие имена прототипов.

Учитель: Так о чём и о ком мы сегодня будем говорить? Давайте сформулируем тему урока. (О подпольной организации «Молодая гвардия» и её главных героях).

Учитель: Откройте тетради , запишите число , тему урока и эпиграф:

«Система образов в романе «Молодая гвардия». Героизм и мужество молодогвардейцев».

 

«Все, как один, возьмем винтовки, 

                                                                              В бою не дрогнем никогда! 
                                                                                  За нашу кровь, за наши слезы
                                                                                 Мы отомстим врагу сполна».

Олег КОШЕВОЙ

Определим цель:

Продолжить знакомство с романом А.А. Фадеева «Молодая гвардия». Рассмотреть, как раскрывает автор героев романа в их деятельности.

IV. Работа по теме урока (в группах).

Поговорим об особенностях изображения Фадеевым действующих лиц романа.

Будем работать в малых группах. Каждая группа должна приготовить небольшой рассказ об одном из пяти героев по предложенному плану:

1) Портрет (отличительные черты характера).

2) Детские годы.  

3) Школьные годы: увлечение, особенности поведения, поступки.

4) В каких операциях «Молодой гвардии» принимал(а) участие?  

5) Арест. Казнь.

Пауза для отдыха.

Возьмите в руки карандаш (с гранями). Покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учёными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты!

V. Представление результатов групповой работы .  (Примерные ответы учащихся по предложенному плану).

1 группа:

Олег Кошевой – главный герой романа, является важнейшим действующим лицом произведения. Он лидер, которому удалось собрать под своим началом множество единомышленников, готовых отправиться с ним в опасную схватку.

Чтобы поднять дух ребят, Олег написал такое стихотворение:

Чтец: На милую и горделивую,

На наш родимый, мирный край,

На нашу Родину счастливую

Напал фашистский негодяй.

Он осквернил все дорогое,

Где только подлая нога

Ступала фрица-людоеда,

Там пепел, смерть и нищета.

Все, как один, возьмем винтовки,

В бою не дрогнем никогда!

За нашу кровь, за наши слезы

Мы отомстим врагу сполна.

Еще в первом классе Олег поражал учителей своими познаниями, сочинял стихи, рисовал. А в первом классе он проучился только три дня, после чего был сразу переведен во второй. Директор школы восхищался аналитическим складом ума Олега, который мог цитировать "Войну и мир" Толстого целыми главами. Но при этом продолжал оставаться душой любой веселой компании. Олег всегда испытывал тёплые нежные чувства к своей маме - Елене Николаевне.
Возвращаясь после неудачной эвакуации, Олег, идя по степи, иногда впадал в задумчивость. И тогда он "шагал рядом с бричкой молчаливый,... с упрямой, ещё детской складкой полных губ,... с глазами, устремлёнными вдаль, с задумчивым, сурово-нежным выражением" .
Во внешнем облике Кошевого автор много раз подчеркнул его опрятность. Олег всегда "аккуратно одет, чисто вымыт". Ботинки его хорошо вычищены. Эта внешняя подтянутость как бы дополняет обрисовку внутренней собранности и дисциплинированности Олега.

... Фашистов раздражал презрительный взгляд мальчишки, поседевшего от мук, но не сдавшегося».

«Пусть мне шестнадцать лет, не я виноват в том, что мой жизненный путь оказался таким малым…» «Я даже не изведал всего счастья, какое было отпущено мне. И все равно я счастлив! Счастлив, что не пресмыкался, как червь, – я боролся».

2 группа:

Ваня Земнухов - юноша "длинный, нескладный, сутуловатый. У него были длинные руки, бледное лицо, длинные прямые тёмные волосы". К тому же он был явно застенчив.
Родился  в крестьянской семье.  С ранних лет он много читал. В школе Ваня  был старостой литературного кружка. Умного, серьёзного, начитанного Ваню товарищи по школе прозвали профессором. Этот жадный к знанию интеллигентный юноша горячо любит поэзию. Возле кровати его "стояла этажерка с книгами, среди которых главное место занимало собрание сочинений Пушкина". С 13 лет начал писать стихи.

Чтец: На смерть поэта, посвященные А.С. Пушкину:

Что слышу я? Печаль постигла лиру,

Уж нет того, чьи, прелестью дыша,

Стихи взывали о свободе к миру,

Живою силой трепеща.

Кто не искал с глупцами примиренья,

Услышавши холодный ропот их,

Кто видел родины истерзанной мученья,

Кто для борьбы чеканил стих.

Его уж нет... Но, кажется, меж нами

Он с неизменной лирою своей,

Уносит в мир таинственной Тамары,

По-прежнему он царь души моей.

Он вот, он вот стоит, перед глазами

Мучительно печальный и прямой

Он вот, прельстивший мир стихами

Любимец родины родной.

Но он убит! И кто ж посмел, коварный,

В груди змеиной злобу затая,

Послать его в путь безвозвратно дальний.

Он мечтал стать юристом. С первых дней войны Земнухов пытался уйти на фронт, но не прошел по состоянию здоровья.

В организации в его ведении были шифры и коды, он сочиняет большинство листовок. Ивану присуще чувство ответственности. Узнав об арестах молодогвардейцев, он направляется в полицию, чтобы выручить товарищей, и больше не вернется.

...Гитлеровцев раздражала поэтическая приподнятость Вани Земнухова, и они старались вытравить ее особо зверскими пытками...  Он был ослеплен во время побоев, осколки очков вонзились ему в глаза.

15 Января 1943 года после страшных пыток он был сброшен в шурф шахты № 5. 

3 группа:

Сергей Тюленин. «Небольшого роста паренёк, худенький, цепкий. Быстро оглядывал всё, что ему предстало. Движения его были необыкновенно быстрыми и ловкими. У него были чуть курчавые, жесткие волосы, сильная, грубоватая складка губ, тонких, немного выдающихся вперёд, словно под ними немного припухло. Быстрый взгляд его был озорной, но проницательный».

Родился в семье шахтёра. Он был младшим, одиннадцатым ребёнком в семье. После окончания семи классов мечтал поступить в летную школу, но не прошел по возрасту. 

Первый краснодонский подпольщик, один из самых смелых молодогвардейцев, руководитель группы. Отважная пятерка Сергея разгоняет   скот, совершает нападение на вражеский обоз. В ночь на7 ноября 1942 года молодогвардеец с боевыми товарищами вывесил флаг на школе № 4. Сергей Тюленин, Любовь Шевцова, Виктор Лукьянченко подожгли биржу труда. Участвовал в самых опасных операциях. Был схвачен  вместе с остальными.

…Фашистов раздражали крепко сжатые, чуть выдающиеся вперед губы худенького мальчика, которого пытали вместе с его матерью. Даже по дороге к месту казни он совершает свой последний подвиг: зубами развязывает веревку на руках Анатолия Ковалева и помогает ему бежать.

4 группа:

Люба Шевцова "Утреннее солнце блестело в её волосах... А яркое платье так ловко обхватывало её талию и так легко, воздушно облегало её стройные полные ноги... от всей девушки исходило ощущение чего-то необыкновенно естественного, подвижного, лёгкого, воздушного".
Главное в  её характере - жажда деятельного добра, потребность немедленного и активного вмешательства в жизнь.   

Люба от природы богато одарённая натура. Она легко училась в школе. Всё она делала ловко и весело. Это натура отважная. Ещё в детстве Любе хотелось быть Чапаевым. Когда она выросла, отвага сформировалась в ней в одну из главных черт характера. Восемнадцатилетняя Любка-артистка областной филармонии, в войну закончившая школу партизан и подпольщиков, была оставлена радисткой в тылу.

Становится активным участником организации "Молодая гвардия", а затем и членом ее штаба. Л. Шевцова распространяла листовки, вела разведку, добывала медикаменты, участвовала в поджоге биржи труда. Смелая операция молодогвардейцев спасла от угона в Германию около двух тысяч юношей и девушек Краснодонского района. По заданию штаба Люба  осуществляла связь с партизанами.

 8 января 1943 года Любу Шевцову арестовала краснодонская полиция.

  ...Фашистов раздражала Любка-артистка и ее песни, звучавшие в камере, на допросах, во время пыток - и ее пытали дольше всех. После пыток и издевательств ее расстреляли в Гремучем лесу 9 февраля.

«А что! Нашего народа не сломит никто! – вдруг сказала Любка со страстным блеском в глазах. – Да разве есть другой такой народ на свете? У кого душа такая хорошая? Кто столько вынести может?..»

5группа:

Ульяна Громова.  " Высокий стройный стан с гибкой и сильной талией, длинные, крепкие стройные ноги, продолговатые ладони. Волосы  чёрные, крупно вьющиеся по вискам, заплетённые в тяжёлые волнистые косы. Глаза Ули - большие, чёрные, прекрасные глаза с длинными ресницами. "

Ещё совсем маленькой девочкой она любила лежать в степи на спине и смотреть в небо. С годами выросла и укрепилась любовь к родной степи с её холмами, к картинам восхода и заката солнца. Любовь Ули к природе, к ясному небу, деревьям, траве под ногами - одно из проявлений её патриотизма, её проникновенной любви к Родине.

Война выбросила Улю из обычной колеи и положила начало новому этапу в её жизни, как и в жизни её подруг и товарищей.

Ульяна Громова была решительной, отважной подпольщицей, отличалась твердостью убеждений, умением вселить уверенность в других. Эти качества с особой силой проявились, когда в январе 1943 года она попала в фашистские застенки.

...Фашистов раздражала яркая красота Ульяны, и они изощрялись в уничтожении этой красоты... «С запрокинутым бледным лицом и волочащимися по полу косами Улю швырнули к стене. Она застонала, и попросила Лилю Иванихину поднять кофточку, очень жгло. Лиля в ужасе отпрянула и заплакала: на спине Ули горела пятиконечная звезда.

Учитель: Все пятеро: Олег Кошевой, Иван Земнухов, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова, Ульяна Громова удостоены высокого звания Герой Советского Союза и награждены медалью «Золотая звезда» посмертно.

Чтец: Из всей организации только одиннадцать молодогвардейцев остались в живых.

Как страшно умирать в шестнадцать,

Как хочется чертовски жить,

Не слёзы лить, а улыбаться,

Влюбляться и детей растить.

Но солнце клонится к закату,

Не встретить им уже рассвет.

В бессмертие ушли ребята

В рассвете юношеских лет

Учитель: Инцертова Варвара изобразила памятник героям-краснодонцам на ватмане.

Подведём итоги работы в группах. Составим кластер.

        Патриотизм – главные герои романа представляют из себя настоящих патриотов своей Родины, готовых сражаться и умирать за будущее своего народа. Все они жертвуют самым дорогим, что у них есть, лишь бы освободить страну от оккупации.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы , не раздумывая, стать на защиту Отечества?

У вас на партах лежат листы. Давайте составим из них кластер. На листе каждая группа должна записать по 2-3 качества. Ключевым словом будет ПАТРИОТ.

VI. Итоги урока. Рефлексия.

- Чем обогатила книга?

- Над чем заставила задуматься?

- Что нового для себя лично вы открыли, прочитав роман «Молодая гвардия»?

- Почему сегодня необходимо помнить о подвиге героев «Молодой гвардии»?

- Насколько актуальна для вас эта тема?

- Где вы примените полученные знания?

Тема актуальна для нас всех ещё тем , что 2025 год объявлен президентом России годом «Защитника Отечества» (Слайд   )

VIII. Выставление оценок.

IX. Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы викторины. (На столах у вас листы с вопросами и цитатами из романа).

2. Написать эссе на тему «Подвиг молодогвардейцев – это».

Урок закончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок по литературе на тему: "Анализ поэмы Н.Старшинова "Гвардии рядовой".

Материал для проведения открытого урока по литературе на тему: "Анализ поэмы Н.Старшинова "Гвардии рядовой"....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

Разработка урока " МЫ-МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ"

Тема. "Мы - Молодая гвардия!"Цель: познакомить учащихся с основанием и деятельностью организации "Молодая гвардия". Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей родине. Развивать...