Открытый урок по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в 9 "В" классе.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по роману А.С. Пушкина
«Евгений Онегин» (2 урока) в 9 «В» классе.
Учитель: Русинова Т.Л.
2013-2014 уч.г.
Тема: В чем трагедия Евгения Онегина?
(«Но был ли счастлив мой Евгений…» )
Данный урок проводится в 10 классе и является обобщением изученного материала по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9 классе.
В центре урока – проблемная характеристика образа Евгения Онегина. В чем причина трагического итога жизненного пути Онегина, почему герой охладел к жизни, какие факты говорят о его духовном кризисе – вот вопросы, над которыми будут размышлять учащиеся на уроке.
Цели:
- помочь учащимся понять образ Евгения Онегина;
- содействовать формированию нравственных ценностей через изучение литературного произведения;
- содействовать пониманию себя и своих поступков через образ литературного героя;
- содействовать формированию коммуникативных компетенций: умение работать в группе, умение выстраивать диалог.
Методические приемы: проблемный вопрос, беседа, чтение текста.
Форма работы: групповая (класс делится на 4 группы от пяти до семи человек в группе)
Оформление урока: запись темы на доске, портрет А.С. Пушкина, портрет Евгения Онегина (иллюстрация К. И. Рудакова), цитаты из критических статей Белинского, Герцена, Писарева об Онегине.
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
Мы прочитали роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Через книгу автор ведет с нами диалог, говорит с читателями о том, что его волнует, что тревожит его душу, приглашает своего читателя к размышлению.
Как вы думаете, над чем нас с вами приглашает поразмышлять А. С. Пушкин, когда мы с вами читаем его роман? ( учитель выслушивает ответы учеников)
Итак, во-первых, поэт намеревался постичь тип современного ему человека, который принадлежал к петербургскому дворянскому обществу, автор искал причины разочарования молодого дворянского интеллигента; во-вторых, Пушкин размышлял о человеке, о смысле жизни, о счастье и несчастье, об общечеловеческих ценностях – это главный вопрос всей литературы. «Человек! Затерянный среди пустынь вселенной, один на маленьком куске земли, несущейся с неуловимой быстротой куда-то в глубь безмерного пространства, терзаемый мучительным вопросом – зачем он существует? Возможно ли счастье на земле и что такое счастье?». Каждое поколение ищет ответ на этот вопрос, и А.С. Пушкин и его герой не исключение.
Создание проблемной ситуации.
Вопрос: Что такое, по-вашему, счастье? Что значит быть счастливым?
Выслушивая ответы учащихся, учитель записывает на доске ключевые слова:
ЛЮБОВЬ
ДРУЖБА
ПОЛЕЗНОЕ ДЕЛО
ИДЕАЛ, К КОТОРОМУ НУЖНО СТРЕМИТЬСЯ
Обратимся к роману и попытаемся выяснить, были ли в жизни Евгения Онегина настоящая любовь, дружба, интересное дело, идеалы.
- Организация работы по группам.
Каждая группа получает карточку с вопросами, организует работу с текстом художественного произведения, справочными материалами, учебником, словарями, конспектами, которые лежат на столе у каждой группы. Время работы групп 20 минут.
1 группа: Любовь в жизни Евгения Онегина.
Вопросы:
- Как Онегин относится к любви в светском обществе? (гл.1, строфы 10, 11, 12; гл. 4, строфа10)
- Почему Евгений Онегин отказался от любви Татьяны Лариной? (гл. 4, строфы12, 13, 14, 15, 16, 17)
- Почему Татьяна-княгиня отказалась от любви Онегина? ( гл.8, строфы 60 – 67)
- Почему счастье Татьяны и Евгения оказалось невозможным?
- К какому выводу вы пришли?
2 группа: Дружба в жизни Евгения Онегина.
Вопросы:
- Где встретились Онегин и Ленский? Какую характеристику дал им автор? (гл.2, строфа 13)
- Почему Пушкин пишет «от делать нечего друзья»? Сопоставьте Онегина и Ленского: внешность, воспитание, образование, общественное положение, отношение к жизни, любви, поэзии. (гл. 2, строфы 6 – 19)
- Что послужило причиной дуэли? Что побудило Онегина принять вызов Ленского? (Гл. 6, строфы 9 – 12; 28, 30, 31)
- Какова авторская оценка поведения Онегина и Ленского на дуэли? (гл.6, строфы 33 – 60)
- Прошел ли Онегин испытание дружбой? К каким выводам вы пришли?
3 группа: Образ жизни Евгения Онегина в Петербурге.
Вопросы:
- Как проходил день столичного денди?
- Каковы увлечения Евгения Онегина?
- Сумел ли он найти полезное дело?
- В какой науке преуспел Евгений Онегин?
- Каковы причины разочарования Онегина в жизни: внешние (среда обитания), внутренние? (гл.1, строфы 15 – 35)
4 группа: Почему Евгений Онегин не смог создать духовный мир, найти свой идеал?
1) Определите отношение Евгения к труду, к творчеству, к чтению, к природе.
2) Какое воспитание получил Евгений Онегин и наложило ли оно отпечаток на его поведение? (гл.1, строфы 54, 63 – 66; гл.1, строфы 2 – 7)
Для справки. А.С. Пушкин о воспитании: «В России воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопами, видит одни гнусные примеры, своевольничает или раболепствует. Не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести.
Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основаниям всех наук, производимых каким-нибудь нанятым учителем».
- Заслушиваются ответы учеников по группам, ведется обсуждение спорных вопросов, заслушиваются различные мнения.
Выводы, к которым пришли учащиеся:
1 группа: Вначале герой не послушался голоса своего сердца, а поступил рассудительно, любовь для него была лишь «наукой страсти нежной» или домашним кругом, ограничивающим свободу человека. А когда влюбился по-настоящему, Татьяна не поверила в искренность его чувств, увидела в этом лишь интрижку. «А счастье было так возможно, так близко!» Окончательно утрачена надежда на счастье.
2 группа: Испытание дружбой Евгений Онегин не прошел. Причиной трагедии стала неспособность жить жизнью чувства, он глух к голосу собственного сердца и к чувствам Ленского. Дуэль – следствие равнодушия и боязни общественного мнения. С одной стороны, Онегин презирает светское общество, а с другой стороны, боится его злоязычия.
3-4 группы: Герой узнал свет и не принял его лицемерную мораль. Праздность порождает пустоту мыслей, холодность сердец. Онегина не устраивает консерватизм и невежественные взгляды дворянства, но выхода из этой ситуации он не видит, гражданского идеала для себя так и не нашел, полезным делом не занялся, не нашел применения своим силам. Трагедия Евгения Онегина в том что в его жизни нет ни любви, ни дружбы, ни дела, которому бы он мог себя посвятить. Евгений Онегин не вписался в общество, потому что ценности личности и ценности общества не совпали.
Вопросы для обобщения:
- Согласны ли вы с мнением С. Бонди: «…Люди благородные, с высокими требованиями к жизни, тонко и сильно чувствующие, всегда несчастны… Или они гибнут, как Ленский, или продолжают жить с опустошенной душой, без надежд на счастье».
- Виноват ли сам Онегин в трагическом итоге своей жизни?
- Был ли у Онегина другой путь, могла бы его жизнь сложиться иначе? (Среди современников Онегина были люди, которые нашли себе цель, нашли применение своим способностям: декабристы, сам автор романа, Грибоедов: занимался философией, политикой, сочинял музыку, друг Пушкина Чаадаев)
- Белинский считал, что «бывают существа, одаренные большими духовными силами, обещают много, исполняют мало или ничего не исполняют. Это зависит не от них самих, тут есть fatum, заключающийся в действительности, из которой не в силах и не во власти человек освободиться”. А вы как считаете?
- Рефлексия.
Выберите одну из предложенных фраз и продолжите предложение:
- Сегодня на уроке я понял, что…
- Сегодня на уроке я пришел к выводу, что
- Сегодня на уроке меня удивило…
- Сегодня на уроке я сделал открытие (какое?)
( время выполнения задания 6-7 минут, затем ученики по желанию зачитывают свои ответы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Музыкальные страницы в романе И.А.Гончарова "Обломов"
Урок проводился во время участия в конкурсе педагогического мастерства "Педагог года 2004"...
Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"....
Открытый урок - игра по роману И.А. Гончарова "Обломов".("Жизнь, похожая на сон...")
Урок переработан с добавлением видео материала Роман И.А. Гончарова "Обломов". Литературная игра.Давыдова Лилия Сергеевна, учитель русского языка и литературыСтатья отнесена к разделу:...
Открытый урок литературы в 9 классе по роману в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Вводные уроки по творчеству того или иного писателя отличаются информативностью. Данный урок - это опыт "объятия необъятного". ИКТ, использованные в ходе занятия, позволяют превратить урок-лекцию в за...
Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....
Открытый урок по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
ЗАДАЧА урока - вспомнить основные ТЕМЫ, МОТИВЫ, ОБРАЗЫ романа «Мастер и Маргарита», включить его в широкий литературный контекст, отработать на фрагменте из романа наш алгоритм экзаменационного ответа...
Открытый урок по роману М.Булгакова " Мастер и Маргарита"
Трагическая судьба художника; соотношение таланта и бездарности; взаимосвязь литературы с другими видами искусства....