Урок по роману М . Булгакова "Мастер и Маргарита"
методическая разработка (11 класс) на тему

Артемова Анна Николаевна

Урок- рассуждение по роману М.Булгакова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_romanu_bulgakova.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок   литературы в 11  классе

ГБОУ СОШ № 456

Тема: «Женщина цвета луны…»

Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«… тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит »

Цели:

  1. на примере анализа эпизодов проанализировать образ главной героини романа,
  2.  формировать навыки работы с текстом художественного произведения;

3)      развивать творческое мышление учащихся, умение анализировать, делать выводы;

4)      научить вести дискуссию, высказывать свое мнение

5)      уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, атрибуты для украшения класса

Ход урока:

Добрый день, дорогие ребята! Мы продолжаем с вами разговор о романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Как вы думаете, кому могли принадлежать эти вещи?( на столе лежат лепестки роз, жженые листы бумаги, стоят свечи)

 Конечно, главной героине романа. Сегодня на уроке речь пойдет о любви, о Мастере и о той, которая вдохновляла его, помогала творить и в итоге сделала его Мастером. Ее имя Маргарита. Сам Булгаков назвал ее «Женщиной цвета луны..». эпиграфом к уроку станут слова из романа.

Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке, исходя из темы урока?

- А пока я предлагаю вам вспомнить, как Маргарита вошла в жизнь Мастера. Внимание на экран.

(просмотр видеофрагмента)

 Вы посмотрели фрагмент фильма. Много чувств и эмоций переполняют душу.

- Попробуйте выразить ваши чувства и эмоции через своеобразное стихотворение «синквейн».

 Слайд

Синквейн – стихотворение из 5 строк, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму:

1 – существительное, задающее тему;

2 – 2 прилагательных к данному существительному;

3 – 3 глагола к данному существительному;

4 – смысловая фраза ( отношение автора к теме, его чувства);

5-  одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному.

Слайд

 Цветы

Желтые, тревожные

Появляются, выделяются, тревожат

Нехорошие цветы

Именно они соединили Мастера и Маргариту

Желтые, отвратительные, тревожные цветы… Булгаков использовал контрастную цветовую гамму: желтое на черном.

У: Определите роль цветовой гаммы в данном эпизоде.

И/З

(Герой произведения сам говорит о том, что желтый – нехороший цвет. Но словно под гипнозом, он следует за желтым знаком. Цветовая гамма вносит в описание зарождения любви тревогу, предчувствие трагизма, которое углубляется удивительной булгаковской метафорой: «Любовь выскочила перед нами, как из-под ножа выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»

 Желтые цветы – цвет луны. Для Булгакова луна имела особую притягательность. Он мог стоя у окна подолгу смотреть на нее. Луна являлась символом мистической силы, символом воссоединения Мастера и Маргариты, символом вечной духовной жизни.

 Черное пальто – отражение бездны, символ глубины, необъятности ).

 - Цвет луны у Булгакова все-таки не голубой или серебристый, а золотисто-желтый – цвет полнолуния. Желтые цветы на черном пальто и желтая луна на черном небе: свет и тьма, встретившиеся в образе Маргариты.

Кто же такая Маргарита? Что мы узнаем из её  предыстории?

 ( М.Н. красива, умна. Ей 30 лет. Замужем, но бездетна. Муж – крупный специалист, молод, красив, честен. У нее прекрасный особняк в готическом стиле в одном из садов близ Арбата. Она могла купить все, что ей нравится. Никогда не прикасалась к примусу и держала прислугу. Она окружена интересными людьми ).

 У:- Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! – восклицает автор. Попытайтесь и вы ответить на этот вопрос. (предел мечтаний для любой женщины)

М. испытывала потребность любить. Мастера поразил при встрече ее взгляд – «необыкновенное, никем не виданное одиночество»)

Как ваше имя?

Как ваше отчество?

Я – одиночество..

 - Одиночество? А муж? Ведь у нее был молодой, красивый, добрый, честный муж, который обожал ее?

 (По-видимому, М.Н. не испытывала к мужу ответного чувства, хотя все время помнила, что он у нее есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу.)

Внешне благополучная, богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастна и одинока.

Она призналась Мастеру, что с желтыми цветами в руках она вышла, чтоб он наконец ее нашел и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее была пуста”.

Итак, мы понимаем, что Маргарита называется Булгаковым женщиной цвета луны не случайно, а по назначению. Луна-это и мистика(Ведьма),и реальное(возлюбленная),и возвышенное(королева)

Маргарита – Верная подруга Ведьма Королева

Образ Маргариты складывается из 3-х составляющих. Возлюбленная у Булгакова – это и подруга, и ведьма, и королева одновременно.

Тьмою здесь все занавешано

И тишина как дне.

Ваше Величество, Женщина!

Да неужели ко мне?

Тусклое здесь электричество,

с крыши сочится вода.

Женщина, ваше величество,

как вы решились сюда? (Б. Окуджава)

Куда «сюда» решилась Маргарита? В подвальчик

У:Докажите, что Маргарита стала верной подругой

- Как изменилась жизнь Маргариты, когда вошел в нее Мастер?

- Чем она занималась?

- Как она вела себя в тяжелые для Мастера дни?

(Маргарита стала надежной подругой не только в дни вдохновения и счастья, но и в дни отверженности и болезни. Она тоже похудела, побледнела, перестала смеяться. Она винит себя во всём, что случилось с Мастером, так как она внушила ему веру в успех его романа. Но всеми действиями показывала решимость и готовность к борьбе. В трудную для Мастера минуту она решает уйти от мужа. Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним. Но она опоздала, как несчастный Левий Матвей)

У: То, что возлюбленная – это подруга, мы сейчас услышали. А теперь рассмотрим Маргариту в других ипостасях(Слайд ), тем более что ведьмой её нетрудно представить, так как во всякой женщине есть что-то от ведьмы, если задеть её за живое, да и королевой чувствует себя почти каждая особа женского пола.

Вспоминаем портретную деталь: Маргарита у Булгакова слегка косит, что свойственно юным ведьмам.

Вспомните, что в переводе с латинского обозначает Маргарита? Жемчужина.

Вывод: много лет она лежала на дне, где царит…тьма, а ей нужен …свет.

-Но чтобы его увидеть, она должна… пройти определённый путь - Путь лабиринта( прочитать определение, выделить ключевые слова)

-Какая связь между Воландом и лабиринтом?    Он  подвергнет её  испытаниям.

О, ваш приход как пожарище,

Трудно и дымно дышать,

Но заходите, пожалуйста,

Что на пороге стоять?

(Б. Окуджава)

-любой лабиринт имеет вход и прежде чем войти в него нужно переступить… порог.

-Порог… Это граница. Граница между тьмой и светом. Известным и неизвестным.

Его порог должна переступить Маргарита, которая будет блуждать, но обязательно должна найти выход

-Если исходить из определения, что такое «лабиринт», что должна будет преодолеть Маргарита?

•        Найти дорогу;                                    

•        Пройти испытания;                    

•        Преодолеть испытания            

Давайте отправимся в путь вместе с Маргаритой, чтобы раскрыть тайну…Как вы думаете какую…?  Тайну её души.

 Прочитать. Какой нам рисуется в Маргарита в этом эпизоде?

«Вот как приходится платить за ложь, - говорила она, - и больше я не хочу лгать. Я осталась бы у тебя и сейчас, но мне не хочется это делать таким образом. Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти,что я убежала от него ночью. Он не сделал мне никогда никакого зла».

С какой мыслью  переступает порог Маргарита? «Я погибаю вместе с тобою».

                                                               - На пороге стоит женщина

- В глазах, которой……   одиночество

-В душе её … боль.

- и самое главное она устала лгать

А теперь рассмотрим Маргариту в роли ведьмы.

 Прослушаем аудиокнигу-эпизод «Погром в доме Латунского» (слайд-иллюстрация )

- Каково место эпизода в идейном замысле писателя?

- Каковы действия Маргариты?

- Какими звуками сопровождаются действия героини?

- Как раскрывается в этом эпизоде ее характер?

( Испустила хищный задушенный вопль, кромсала ножницами простыни, громила вазоны с цветами, взяв в руки тяжелый молоток, громила рояль. Эти внешние художественные детали отражают психологическое состояние героини проиллюстрирована  эпизодом,  когда Маргарита, крушащая дом  Драмлита,  видит  в  одной  из  комнат  испуганного четырехлетнего мальчика и прекращает разгром. Неистовая ненависть исчезает, уступив место милосердию и разуму. 

Маргарита готова на любые жертвы ради любимого человека, не останавливается перед тем, чтобы стать ведьмой. Можно понять ее состояние: она мстит за любимого человека, за свою любовь)

 У: Итак, настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с Мастером. Но для возлюбленного она была королевой,  (СЛАЙД ) и королевой утверждает ее Воланд на своем балу, увидев в ней породу.

- Почему именно Маргарита становится хозяйкой бала?

- Как она ведет себя и какова ее задача?

- Каково ее самочувствие , какие страдания ей пришлось перенести?

- Почему она не напомнила Воланду о его обещании?

- Какой поступок Маргариты можно считать достойным королевы?

 Ведь гости Маргариты – великие грешники, и с каждой минутой самочувствие Маргариты ухудшается. Но она по-королевски сильна и по-королевски горда. На эти страдания Маргарита обрекает себя ради встречи с Мастером, но после бала Воланд словно забывает о награде.

“Только бы выбраться отсюда. – думает Маргарита – А там дойду до реки и утоплюсь”.

Когда же наконец Воланд спрашивает ее, что хотела бы она сказать на прощание, она надменно отвечает:

«Я … очень повеселилась на балу, так что если бы он продолжался еще, я охотно бы подставила мое колено, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц».

И наконец, когда ей предлагают награду, то она просит не за Мастера, а за Фриду , и это тоже по-королевски: сдерживать слово, если имел неосторожность подать кому-либо надежду.

Слайд

Итак, Воланд не ошибся в выборе королевы. Она доказала право на этот титул красотой, изысканной любезностью, выдержкой, гордостью, милостью к падшим.

С какими мыслями покидает Маргарита лабиринт?  гордая женщина..

В этой сцене реализуется одна из главных мыслей романа: страдания очищают человека, и всякий, в ком проснулось раскаяние, заслуживает прощения.(слайд )

«… и из приоткрытой двери выпадала полоска света. И в эту приоткрытую дверь и вошла Маргарита». Полоска света – это… НАДЕЖДА.

-В эту приоткрытую дверь входит Маргарита - ЖЕНЩИНА.

И когда, наконец, князь тьмы готов выполнить ее сокровенное желание, она не просит, а приказывает как королева:

Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду вернули моего любовника!

Вывод: мастер пропадёт без её веры, любви. Она заслужила счастье… «Гордая женщина!»

Маргарита прошла лабиринт, нашла выход.

 Бал у сатаны отчасти нужен был Булгакову именно как испытание Маргариты: человек проверяется в испытаниях, только так можно выявить сердцевину человека.

Почему Маргарита получает право на свет, а Мастер только право на покой?

Свет-это высшая награда в мире Иешуа. Булгаков не даёт пояснений, рассчитывая на  думающего читателя. Свет – это вера до конца, это преданность своим убеждениям, это беззаветная любовь и самоотречение.

Кто из героев достоин света?

Маргарита, которая до конца борется за свою любовь, но , как говорит Воланд,

« Тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит».

 Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, где мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь.

Кто Вы такая? Откуда Вы?

Ах, я смешной человек.

Просто Вы дверь перепутали,

улицу, город и век.

(Б. Окуджава)

 Итак, сегодня мы перевернули еще одну страничку романа; встретились с любимыми героями; через своеобразное стихотворение «синквейн» попробовали выразить свои эмоции по поводу прочитанного.

Рефлексия учащихся как итог урока

Дом.зад.:        В доме-музее Булгакова находятся два ящика. Первый – почтовый ящик писем Любви. Прочитайте, что на нем написано:

«С восьмидесятых годов существует традиция оставлять на 302-бис послания с пожеланиями любви и вдохновения. Это место стало мистическим для многих. Кто-то нашел свою половинку, кто-то помирился с любимым человеком, кто-то добился признания своих талантов».

Второй – ящик писем Мастеру. На нем ничего не написано, но, думаю, имеется ввиду не только герой романа, но и сам Булгаков, признанный гений, Мастер.

Творческая мастерская

Напишите небольшое послание Михаилу Афанасьевичу Булгакову. Подумайте, о чем напишите… Может, быть, о чем-то спросите писателя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гордая женщина. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"Тип урока: комбинированный. Форма урока: сообщения учащихся, ан

Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная цель - дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего ром...

Презентация к уроку по роману "Мастер и Маргарита"

История создания романа, основные проблемы....

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....

Урок по литературе "Мастер и Маргарита"

Конспект урока по литературе для 11 класса...

конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"

конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" .  План урока построен в соответствии ФГОС, в раб...