Серия уроков по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Устич Елена Ивановна

Представлены разработки уроков по основным сюжетным линиям романа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_po_m.bulgakovu.rar52.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Восшествие на Голгофу».

    Сюжетная линия «Иешуа – Пилат».

Цели:

  1.  Образовательные: раскрыть оригинальность философской трактовки библейского сюжета в романе.

  1.  Развивающие: развивать умения учащихся сопоставлять образы героев произведения для выявления авторского отношения к ним.

  1.  Воспитательные: развивать понятие о добре и зле, об истине и справедливости.

Оборудование: записи на доске, памятки анализа образа.

Методические приемы: элементы пообразного и проблемного анализа, включающие беседу и дискуссию с последующим обобщением.

Ход урока.

I. МОТИВАЦИОННАЯ БЕСЕДА И ПОСТАНОВКА

   ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ УРОКА.

  1. Каким в прочитанных главах видится Пилат?
  2. Подумайте, в чем подлинный смысл учения Га-Ноцри?
  3. Почему Пилат, желая спасти Иешуа, все же приговаривает его к смерти?

II. ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ.

1. Выступление учащегося с сообщением «Библейское сказание о распятии Иисуса Христа».

Выступающим отмечается наиболее характерные отличия библейского сюжета от булгаковского романа. Во-первых, в Библии Понтий Пилат очищает свою совесть перед казнью Иисуса, лицемерно перекладывая свою вину на других: «Невиновен я в крови Праведника Сего, смотрите вы». Во-вторых, по Библии Иуда раскаивается и возвращает тридцать серебряников первосвященникам и старейшинам со словами: «Согрешил я, предав кровь невинную». В-третьих, вопрос Пилата: «Что есть Истина?» - в Библии звучит как вопрос риторический, то есть Иисус Христос не дает на него ответа.

В ходе обсуждений сообщения учащиеся делают вывод о том, что это роман о нравственной ответственности человека за свои поступки; и для того, чтобы эта история была более земной, реальной, усомниться в которой не приходится, Булгаков рассказывает ее по-своему.

Герой Иеуша в чем-то сродни Христу, но и чем-то отличается.

2. Анализ образа Га-Ноцри.

Постановка проблемного вопроса.

Кто же такой булгаковский Иешуа: Бог или человек? И чем он отличается от евангельского Иисуса?

Обсуждение проходит в форме фрагмента теневого мозгового штурма.

Первая группа – генераторы идеи, высказывают идеи вслух. Вторая группа – теневая – следит за ходом работы, фиксируя свои идеи письменно.

В результате сопоставления героев и выдвижения идей подводится итог.

  1. Га-Ноцри – обычный смертный человек, беззащитный и физически слабый, наивный и простодушный, но вместе с тем духовно сильный, мудрый, проницательный.
  2. Он предлагает новые нравственные идеалы.
  3. Даже страх наказания не может заставить его изменить идее добра и милосердия, ни на секунду не колеблется он в своей вере и в своей душевной открытости каждому.

Таким образом, писатель, подчеркивая человечность героя, вовсе не отвергает его божественность (и прежде всего божественность духовную).

3. Эвристическая беседа по тексту 2 главы.

Беседа строится вокруг проблемных вопросов, заданных самим текстом.

Что проповедует Иешуа Га-Ноцри? Иешуа называет всех добрыми людьми. Почему Пилат отказывается от этого звания? Что такое доброта в понимании Иешуа и Пилата?

Чтение по ролям фрагмента – диалога героев. «А теперь мне скажи, что это ты все время употребляешь слово «добрые люди»? Ты всех что ли так называешь?

Как вывод строится схема.

       Пилат                                                Иешуа

«Добрый» - значит                                              «Добрые люди» -

слабый, а он,                                                          в первую очередь

представитель власти,                                         люди, «признающие»

          он не имеет права                                                 друг друга равными

быть слабым.                                                         себе».

4. Анализ образа Понтия Пилата.

Постановка проблемных вопросов для дальнейшей трактовки образа:

Кто такой Понтий Пилат? Почему, не желая гибели бродячего философа, не веря в его виновность, он все же отправляет Иешуа на казнь?

Запись в тетрадь наиболее ярких высказываний-суждений ребят.

  1. Понтий Пилат – грозный правитель, могущественный человек, в чьих руках жизнь и смерть любого из жителей Иудеи.
  2. Он не знает свободы, он раб кесаря и своей должности. Поэтому, когда ему приходится решать – или рискнуть карьерой, или послать на смерть невиновного человека, он предпочитает последнее, ибо разорвать цепи своего рабства – выше его сил.
  3. В отличие от Пилата библейского, булгаковский герой не трус, фарисей и отступник, его образ глубоко драматичен: он и обвинитель, и жертва.

Учитель. Когда же наступает осознание Понтием Пилатом своей вины? Что ожидает его в конце романа?

Ученики. После казни Иешуа Пилата начинает мучить мысль о том, что он послал на смерть невиновного человека вопреки своей воле, своим желаниям, своим понятиям о долге и чести, из-за одной только трусости. И, пытаясь хоть сколько-нибудь «обелить себя в собственных глазах, очистить свою совесть, он приказывает убить Иуду. За свое отступничество Пилат обречен томиться в одиночестве 20 тысяч лун.

Учитель. Обретает ли он покой в финале романа?

Ученики. Да, обретает, потому что прощен Иешуа перед смертью, а, может, потому, что раскаялся в содеянном, мучительно переживая свой поступок.

III. ВЫВОДЫ УРОКА.

Слово учителя. Ребята, действительно ли все люди добры? Права ли критик Л.Скорина, утверждающая, что гуманизм Иешуа бездеятелен: такие, как он, ничего не способны изменить в мире?

Подведя итоги различным мнениям учеников по вышепоставленному вопросу, учитель обращает внимание на авторское понимание образа: да, Иешуа не деятель, он проповедник. Его идеи утопичны. Не случайно умудренный жизненным опытом римский прокуратор страшным голосом кричит Иешуа, непреклонно верящему в наступление «царства истины и справедливости»: «Оно никогда не настанет!»

Их спор отражает вечный конфликт идеального и реального, общечеловеческого и социально-политического.

Итак, говоря словами критика Лакшина, идея добра «должна показать свою слабость в житейской практике: святая – она не защищена, благородная – она терпит поражение». Но эти идеи – вершины, к которым стремится человечество на пути к добру, любви и милосердию.

IV. ПОСТАНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

  1. Перечитайте эпизоды московской дьяволиады.
  2. Опираясь на текстовый материал, заполните таблицу «Жертвы Воланда и его свиты», отметив, кого, за что и как наказывает Воланд.
  3. Опираясь на примеры, обратите внимание, как изображен быт Москвы 30-х годов?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема урока:  Сатирическое изображение московского общества в романе  М. Булгакова  «МАСТЕР И МАРГАРИТА»...

Презентация к уроку по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация к уроку по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"  "Два лика человечества" в 11 классе....

Презентация к урокам по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация сделана на основе картинок и фотографий Мариши Рощиной. Работа не содержит тестов и заданий. Она носит чисто иллюстративный характер, иллюстрации дополнены цитатами бессмертного романа....

Уроки по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"

Уроки по роману с применением новых технологий....

Серия уроков по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная методическая разработка является составной частью тематического раздела учебного предмета «литература» по изучению творчества А.С. Пушкина. Актуальность выбранной  темы раздела...


 

Комментарии

Устич Елена Ивановна

Надеюсь, что материал разработки будет полезен при изучении романа.