Методика работы над баснями.
материал по литературе по теме

Ястребова Елена Николаевна

Методика работы над баснями.Статья из опыта работы с творчеством баснописцев.Исследовательский проект по работе с басней в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_basni.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

   Название проекта: « В гостях у басни».

   Проблема  проекта: « Что такое басня?».

   Интерес к книге, к чтению, к книжной культуре  с каждым годом снижается. Вот почему вопросы формирования интереса у детей к великой русской художественной литературе требует повышенного внимания. В наше время возникла необходимость приобщения ребенка к читательской культуре: научить школьника дружить и общаться с книгой, извлекать из нее полезную информацию и использовать в своей учебной деятельности.

     В ходе работы над проектом была поставлена цель: обучение умению исследовательской деятельности учащихся.

      Необходимо было стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательской деятельности младшего школьника. Уделялось внимание формированию умения работать с информацией, представленной в электронном варианте, формирование практического навыка поиска информации сети Интернет школьника.

     Деятельность  учеников была направлена на развитие умения классифицировать, обобщать, систематизировать информацию; а также развитие  творческих способностей обучающихся через инсценирование басен, создание творческих поделок, рисунков, сочинений.

       Перед учащимися был поставлен вопрос.  Что же такое басня?

       На первом этапе была поставлена задача, как построить занятия? Как включить детей в новую проектную деятельность? Так как при создании ребенком творческой работы важен не только набор инструментов, материалов, используемых им , главное-работа мысли.

       Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами- с проектирования самого проекта, в частности- с определения вида продукта и формы презентации. Учащиеся решили изготовить альбом, посвященный басне и инсценировать понравившиеся произведения. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Затем эта информация будет обработана, осмыслена и представлена общественности, и представлена достаточно убедительно. Как наиболее приемлемое средство решения данной проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентациисвоего продукта- этим продуктом- стал альбом, созданный детьми. Что такое басня?

       Задачи деятельности коллектива 3 а класса является: познакомиться с басенным творчеством, с теоретико- литературными понятиями: « басня», «мораль», « аллегория», «афоризм»; научиться понимать общечеловеческую мораль басен, развивать и совершенствовать творческие способности, навыки и умения выразительного чтения, иллюстрировать басни, составлять копилку метких выражений по басням И.А.Крылова, научиться использовать ресурсы сети Интернет для решения задач проекта. В чем особенность жанра басни? Откуда берет свои истоки басня? Почему И.А.Крылов обращается к басенному жанру? Какие людские пороки высмеивал  И.А.Крылов в своих баснях?

       Цель проекта: учитывая изменения, происходящие в современном обществе ( в том числе и детях), внести коррективы в методику изучения басен в начальной школе, чтобы дети научились и захотели их читать. Объектом исследования в таком случае выступают басни как учебный материал для формирования младших школьников- читателей, а предметом исследования- система обучения младших школьников чтению басен, позволяющая добиться того, чтобы учебный процесс оказал влияние на общее и литературное развитие детей  и был действенной частью  формирования их социально- нравственного опыта. Гипотеза исследования: если уже в начальной школе задать детям способность воспринимать специфику басенного мира как особого художественного способа видения баснописцем  действительности, отобрав с этой целью басни, в которых жанровые особенности проявляются  совершенно явно, то у детей возрастет интерес к басне, качество усвоения произведений этого жанра повысится, а влияние на личность каждого ребенка усилится. Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать социальные и психолого-педагогические данные, влияющие на процесс личностного становления современного ребенка. 2. Выделить важнейшие характеристики художественного басенного мира, которые младшие школьники могут и должны воспринять, чтобы научиться и захотеть читать басни. 3. Изучить басни, входящие в круг чтения, доступный современному младшему школьнику, обратив особое внимание на проявление специфику отражения баснописцами в каждой из них окружающего мира.

       Именно освоение авторского отражения окружающего мира в басне приучает ребенка различать зло, формирует у начинающего читателя свое особое отношение к миру зла и убеждает в важности понимания того, когда и как может трансформироваться реальный мир в басенный. А это, в свою очередь, требует внесеня в принятую сейчас методику обучения младших школьников чтению басен таких изменений, которые научили бы дете 8-9 лет умению вглядываться в созданные баснописцем персонажи и картины басенного мира, узнавать этот мир, запоминать басенные образы и картины, во многом на интуитивном уровне улавливать типичные для этого мира ситуации и отношения персонажей и  « присваиать»  все это как жизненный опыт, особенно необходимый детям в новых социальных условиях. Именно поэтому классическую басню как учебный материал в современной начальной школе нельзя ничем заменить, так как она является « одним из способов познания житейских отношений, характера человека». Все сказанное определяет актуальность представленной темы.

       Что же такое басня?

        Чтобы ответить на этот глобальный вопрос учащиеся разбились по интересам: 1. теоретики; 2.актеры; 3.художники; 4. скульпторы; 5. писатели.

      И началась работа. Детей заинтересовала тема. Группа « теоретиков» провела работу по поиску информации: что такое басня? ( басня как жанр, история басни, этимология басни, родоначальники басни, древние баснописцы) . Дети познакомились с биографией  И.А.Крылова, совместно с родителями были вновь прочитаны басни, изучены иллюстрации разных художников.

       Семичеву в подготовке работы помогала мама Лариса Геннадьевна. Он использовал в своей работе конкретные издания: «Русский биографический словарь», Большую советскую энциклопедию « Москва», энциклопедический справочник « Санкт- Петербург».                                                                                      Мальчиком была проделана большая работа: поиск информации, ее обработка и представление ее в виде готовой работы ( доклад). Со своим докладом Никита выступил на классном часе. Ученик рассказал в интересной и доступной форме одноклассникам о жизни и творчестве И.А.Крылова. Им были использованы и показаны иллюстрации, сделанные им в ходе своей работы по теме.

    Никита Семичев своей работой дополнил сведения о необыкновенном баснописце Лафонтене. Ведь И.А.Крылов делал перевод его басен.                                                                         Ученик выяснил, что  он испытывал свои силы в переводе басен. В 1805 году Крылов был в Москве и показал И.И.Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена ( которого называл Фонтеном): « Дуб и трость» и «Разборчивая невеста».

        Басни И.А.Крылова - прозвучала идея в докладе Семичева Н.- « книга мудрости самого народа»/Н.В.Гоголь .                                                                                                   Басня - один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп  (6-5 века до н.э.), писавший  басни в прозе.

          Миронов  Миша не только своей информацией раскрывает понятие этого литературоведческого термина, но и рассматривает его историю: в его информации -повествование о развитии жанра в России( С.Полоцкий- 17 век; А.Д.Кантемир, А.П.Сумароков, И.И. Хемницер, А.Е. Измайлов, И.И.Дмитриев- 18 век, Д.Бедный, С.Михалков- 20 век ), но и с двумя концепциями происхождения басни: первая восходит к романтической теории Якоба Грима, вторая- возрождает рационалистическую концепцию Лессинга.        

          Добавила его информацию интересным материалом Анищенко Юля.

          Юля находит еще одну трактовку басни. Басня - короткий прозаический или стихотворный  рассказ, в котором в котором действуют символические персонажи, воплощающие различные человеческие типы и иллюстрирующие принципы морали либо практической целесообразности.

           Юля дополняет своей информацией материал Миши Миронова об истории басни.

                     Миша Абу-Хаджадж  в своей поисковой деятельности решал другую проблему: не раскрыть смысл термина «басня» и его происхождение, а познакомить нас с баснописцами. В его информации: рассказ об И.И.Дмитриеве и его баснях( « Павлин», «Щегленок», «Воробьи»), о баснях А.П.Сумарокова и его басенном творчестве.

           Миша подобрал очень интересный материал о баснях Лафонтена. Именно, он заключил басню в стихотворную форму. До него они писались в прозе.

           С этой информацией он охотно знакомит свих одноклассников.

      Анализируя работы,  творческий подход к поиску, не тяжело было сделать вывод, что все названные выше ученики заинтересованы были темой и плодотворно над ней трудились.

       Все это способствовало углублению знаний по литературному чтению. Все, что детьми было собрано во время поисковой деятельности- рассказывалось, зачитывалось и обсуждалось в классе вместе с учителем.

      На уроках русского языка продолжалась исследовательская работа по этой теме: ученики  делали морфемный  анализ слов под руководством учителя. Учитель использовал справочную литературу на уроке: « Словообразовательный словарь» Тихонова ,

       Ученики образовывали слова:

 Басн(я )— басен-к-а

                    басен-ник

                    басен-н-ый

                    басн-о-пис-ец

       Каждый урок литературного чтения начинался с прослушивания басни И.Крылова. Таким образом, учащиеся познакомились со многими баснями И.Крылова, что расширяло их личный кругозор.

       Дальше шла непосредственно творческая работа.

       Дети по желанию выбирали разный художественный материал и способ изображения ( гуашь, акварель, пастель, пластилин).

       Группа  художников создала дом И.А.Крылова, где он смотрел на них и окошка. А жители этого необыкновенного дома – были герои из басен хозяина.

 

фото

      По мере того, как дети узнавали новых героев басен, они заселяли этот домик все новыми  «жильцами». Экспозиция была сменной, каждый ребенок мог поселить « нового жильца» , которого он узнал, прочитав басню.

      Группа « скульпторов» изготовляли свои поделки из пластилина и других разных материалов на уроках технологии.

фото

В ходе проектной работы был проведен  урок по басням И.А.Крылова. На этапе подготовки к уроку детям предлагалось подобрать всевозможный материал по теме: « Жизнь и творчество И.А.Крылова» и рассказать его на уроке. Была выполнена коллективная работа- создана газета « В мире басен И.А.Крылова». Ребята должны выбрать понравившуюся басню и выучить ее.

     Ученики посетили детскую городскую библиотеку № 81. Беседа называлась « Жизнь замечательных людей», посвященная жизни и творчеству И.А.Крылова.

     Ученики 3 а класса готовились к этому мероприятию: выучили много басен, принесли книги с собой, показали их библиотекарю, рассказали о них.

      Абу Хаджадж Миша сделал ответное слово библиотеке: рассказал басню « Мартышка и очки». Рассказал выразительно как артист, меняя интонацию, получился театр одного актера.

      Поскольку способности учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение проектной деятельности. Весь класс выполняет один проект. Способные дети могут провести больше исследований, рассмотреть более широкий диапазон первоначальных идей, сделать более сложное изделие и более полно спланировать свою работу. Менее способные учащиеся острее нуждаются в помощи учителя во время выполнения проекта.

      Итак, благодаря использованию метода проекта в образовательной области повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость. В ходе проектной деятельности у учащихся сформировались ряд коммуникативных умений, лежащих в основе личностных качеств, читательских способностей и жизненных умений и навыков, к которым относится:

            - умение спрашивать ( выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий).

           - умение управлять голосом ( говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

           - умение выражать свою точку зрения( понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);

           - умение договариваться ( выбрать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное решение, рассуждение);

            - умение адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

            - умение обоснованно и доброжелательно оценивать как результаты, так и процесс  решения учебной задачи с акцентом на положительное.

             Эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно- ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого- педагогической литературе неоднократно подчеркивется , что существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов. Кроме, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно- познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи.

         Задачи учебного проекта согласованы с задачами учебного проекта и учебными темами. П о программе учащиеся знпкомятся с баснями И.А.Крылова. В ходе совместной деятельности дети овладели:

          - умением коллективного планирования;

          - умением взаимодействовать с любым партнером;

          - умением взаимопомощи в группе в решении общих задач;

          - умением делового партнерского общения;

          - умением находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

      Наш проект с точки зрения учащегося- это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности ; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробывать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности- найденный способ решения проблемы- носит практический характер, имеет важное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

       План проведения проекта. 1. Формулирование темы проекта, его целей, задач. 2. Этапы реализации проекта: - знакомство с проектом, формулирование проблем, которые будут решаться в проекте;- формирование групп для проведения исследований;- работа учащихся по поиску материалов к проекту, обработка информации;- выполнение дидактических заданий к проекту;- совместное обсуждение в группах результатов проекта;- оформление результатов исследований в форме презентации, публикаций, инсценировок. 3. Презентация результатов проекта.4. Оценивание работы по проекту участниками, учителем. 5. Подведение итогов.

         Дети представили спектакль, который назвали «Парад басен».

         В самой презентации заложен большой учебно- воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно. что дети сами рассказывают, как именно они работали над проблемой. При этом демонстрируется и наглядный материал, поделки детей, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

      Презентация проектной работы- это карнавал басен. Все было очень четко организовано и продумано. Украшенная аудитория детьми была великолепна. Была создана атмосфера театра. Ученики чувствовали себя актерами. Во всем ощущался праздник.

   

      « Лебедь, рак и щука»,

      « Ворона и лисица»,

      « Стрекоза и муравей»,

      « Квартет»,

      « Слон и моська»,

      « Волк и ягненок»,

      « Свинья под дубом»,

      « Мартышка и очки»,

     

      Желание выступать в роли « рака» или муравья- вызвано любовью к басне, к творчеству Крылова. Желание обличить лень, глупость, ложь вызывает удовольствие у учащихся.

      Учащиеся подготовили 8 басен и успешно выступили с ними перед родителями.

       Успех не заставил себя ждать. Учащиеся захотели показать свой спектакль первоклассникам. То, что получается интересно и хорошо, тем хочется поделиться со всеми.

        Конкретные достижения читающего класса.

     

       

          В ходе исследовательской деятельности  учителем был сделан вывод, что Басню можно рассматривать, как средства развития языковых способностей у детей. Художественная литература и фольклор - важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Произведения литературы и фольклор способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.

           Для  решения задач всестороннего развития детей,  выразительного связного высказывания посредством произведений художественной  литературы через театрализованную деятельность необходимо использовать различные приемы, облегчающие процесс формирования выразительной, образной речи, и строить занятия таким образом, чтобы дети чувствовали себя естественно. На занятиях мы широко используем театрализованные игры, объединенные одной лексической темой. Дети- артисты, распределив роли, небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой и жестами. Это помогает развитию связной речи, значительно  пополняет словарный запас , делает речь более грамотной, выразительной.  

        Детям младшего школьного возраста легко перевоплотиться в образ животных, так как они открыты, непосредственны и честны в своем проявлении. С детства им знакомы образы животных русских народных сказок: « хитрая лиса, трусливый заяц, косолапый медведь, волк, зубами- щелк и т.п.». Детям было предложено написать небольшие сочинения от имени персонажей басен и почувствовать себя в образе вороны, лисы и даже сыра. Не навязывая своего предложения, выбор был оставлен детям.

       Учащиеся, работая над темой, выяснили:

        - историю становления басни как жанра;

        - этимологию литературного термина «басня»;

        - познакомились с родоначальниками басни;

        - познакомились с баснописцами: Лафонтеном, С. Полоцким, А.Кантемиром, А.Сумароковым, И.Дмитриевым, Д. Бедным, С. Михалковым).

       - с концепциями происхождения басни как жанра( Л.Грим, Лессинг ).

        Учащиеся создали « копилку метких выражений».

        Дети много читали, изучали, им так понравился этот жанр, что двое учащихся написали свои басни. Самая лучшая- у Минзулиной Ани.  Басня прилагается.

         Взрослым было интересно наблюдать исследовательскую деятельность учащихся, открывать в них новые способности и личностные качества, помогать анализировать материал. Раскрывать смысл непонятного

        Родители помогали детям в изготовлении костюмов, были зрителями на спектакле. Положительно оценивали самостоятельность своих детей.

       Комплексное приобщение ребенка к миру искусства относится к важнейшим задачам художественной педагогики. Основной целью, которой становится – воспитание духовности, нравственного отношения к природе и человеческой личности, развитие художественного и образно-ассоциативного мышления.  Универсальная эстетическая природа различных видов искусства способствует созданию единой системы разнообразных творческих заданий. Организация различных звеньев   образовательного процесса ( литература, музыка, театр, изобразительное искусство) способствует целостному восприятию мира, индивидуального подхода к явлениям жизни и искусства, осознание их уникальности и неповторимости.

        Как завершение работы над проектом был создан альбом  по изучению детьми басен.

       

        Распространение накопившегося опыта проектной деятельности.

       

        Учитель класса сделал сообщение на методобъединении учителей начальных классов школы о проектной деятельности  в своем классе. После чего было решено показать «и Парад басен» всей начальной школе, а также познакомить учащихся с созданным детьми 3 а класса альбом, который называется « Что такое басня?», подготовить презентацию « Что такое басня?» для 3-х классов школы.

       Подводя итог, хотелось отметить целесообразность проектно- творческой формы обучения и воспитания в реализации образовательной программы.

Басня  « Синица и коршун»

Синица в засуху пить захотела и возле лужицы присела.

Тут коршун прилетел и рядом с нею сел.

« Зачем пила из этой лужи? И будет ведь тебе же хуже»,

Ей коршун алчно говорит, а сам сидит как монолит.

Синица улетела.

« Бог с тобой!»

А коршун в луже утонул весь, с головой.

Тут догадаться каждому под силу,

Что жадность коршуна свела в могилу.

                                                                                   / Аня Минзуллина /.

Список используемой литературы.

  1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.-М.: Аркти, 2006.
  2. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии.// Нач.школа.-2005.- № 6.
  3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе.-М., 2000.
  4. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения// Директор школы.-1995.-№6.
  5. Джужук И.И. Метод проектов в контекстедиагностико0 ориентированногообразования. Материалы к дидактическому исследованию.- Ростов на Дону, 2005.

     

     Как познакомить детей с творчеством И.А.Крылова? Важно было создать не только ситуацию формального чтения, а ситуацию переживания детьми сюжета басни, чтобы дети почувствовали близость ситуации, описываемой в басне, к их повседневной жизни.

       Ученики провели работу по поиску информации: что такое басня ( басня как жанр, история басни, этимология басни, родоначальники басни, античные баснописцы, древние баснописцы.

       Басня - краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение /С.И.Ожегов Словарь русского языка /

        Интересный материал ( что такое басня?) в процессе информационного поиска подобрал Миронов Миша.

         Материал взят из Википедии- свободной энциклопедии.                            

         Басня- стихотворное или прозаическое литературное произведение, нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль.

          Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

           С этим ученик , конечно, был знаком, так как учитель давал эту информацию на уроках литературного чтения. Но…ученик самостоятельно решал поставленную задачу, проводил поиск и познакомился с Википедией. Это заслуживает похвалы.

          Басня - один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп  (6-5 века до н.э.), писавший  басни в прозе.

           Миша не только своей информацией раскрывает понятие этого литературоведческого термина, но и рассматривает его историю: в его информации -повествование о развитии жанра в России( С.Полоцкий- 17 век; А.Д.Кантемир, А.П.Сумароков, И.И. Хемницер, А.Е. Измайлов, И.И.Дмитриев- 18 век, Д.Бедный, С.Михалков- 20 век ), но и с двумя концепциями происхождения басни: первая восходит к романтической теории Якоба Грима, вторая- возрождает рационалистическую концепцию Лессинга.        

         Добавила его информацию интересным материалом Анищенко Юля.

          Юля находит еще одну трактовку басни. Басня - короткий прозаический или стихотворный  рассказ, в котором в котором действуют символические персонажи, воплощающие различные человеческие типы и иллюстрирующие принципы морали либо практической целесообразности.

           Юля дополняет своей информацией материал Миши Миронова об истории басни.

          Миша и Юля работали дома вместе с родителями.

           Миша Абу-Хаджадж  в своей поисковой деятельности решал другую проблему: не раскрыть смысл термина «басня» и его происхождение, а познакомить нас с баснописцами. В его информации: рассказ об И.И.Дмитриеве и его баснях( « Павлин», «Щегленок», «Воробьи»), о баснях А.П.Сумарокова и его басенном творчестве.

           Миша подобрал очень интересный материал о баснях Лафонтена. Именно, он заключил басню в стихотворную форму. До него они писались в прозе.

           С этой информацией он охотно знакомит свих одноклассников.

            В эпоху просвещения басня стала средством борьбы за гражданские права. Миша находит материал об известном поэте 18 столетия Лессинге. Лессинг считал, что басня не игрушка, а глубокое философское размышление, работа ума и сознания.

Его информация очень интересна, не известна обучающимся, несет новые знания ученикам его класса, знакомит с тем, что детьми еще не было  познано, толкает к новым познаниям, расширяет кругозор, содействует эстетическому развитию младших школьников. До этого ученики не были знакомы так конкретно и широко с жанром басни , а также мало кто имел представление об исторических корнях басни, знал о выдающихся баснописцах античности, 17 , 18 и 20 веков. Все это способствовало углублению знаний по литературному чтению. Все, что детьми  было собрано во время поисковой деятельности - рассказывалось, зачитывалось и обсуждалось в классе вместе с учителем.

      Анализируя работы,  творческий подход к поиску, не тяжело было сделать вывод, что все названные выше ученики заинтересованы были темой и плодотворно над ней трудились. Их заинтересовала поставленная перед ними проблема. И они  начали кропотливый труд. Вся информация была интересна и полезна. Все в той или иной степени познакомились с жанром «басня», раскрыли смысл этого термина. Читая их работы, было видно, что ими хорошо был усвоен материал, повествующий о баснописцах и басне; параллельно работа продолжалась на уроках русского языка…    

     Ученики подбирали в дальнейшем на уроках русского языка однокоренные слова к слову «басня» и давали им лексическое объяснение. На уроках русского языка продолжалась исследовательская работа по этой теме: ученики  делали морфемный  анализ слов под руководством учителя. Учитель использовал справочную литературу на уроке: « Словообразовательный словарь» Тихонова ,

       Ученики образовывали слова:

 Басн(я )— басен-к-а

                     Басен-ник

                     Басен-н-ый

                     Басн-о-пис-ец  

     К творческому проекту были подключены и родители.  Они работали вместе с детьми.

     Как  было сказано: ученики провели работу по поиску информации, раскрывающей смысл басни ( басня как жанр, история басни, этимология басни, родоначальники басни, античные баснописцы, древние баснописцы). Кроме всего выше сказанного, дети знакомились с биографией И.А.Крылова, совместно с родителями были вновь прочитаны басни, изучены иллюстрации разных художников.

      Семичеву в подготовке работы помогала мама Лариса Геннадьевна. Он использовал в своей работе конкретные издания: «Русский биографический словарь», Большую советскую энциклопедию, энциклопедию «Москва», энциклопедический справочник «Санкт- Петербург».

        Мальчиком была проделана большая работа: поиск информации, ее обработка и представление ее в виде готовой работы ( доклад). Со своим докладом Никита выступил на классном часе. Ученик рассказал в интересной и доступной форме одноклассникам о жизни и творчестве И.А.Крылова. Им были использованы и показаны иллюстрации, сделанные им в ходе своей работы по теме.

        Семичев своей работой дополнил сведения о необыкновенном баснописце Лафонтене. Ведь  И.А.Крылов делал перевод его басен.                    

        Ученик выяснил, что  он испытывал свои силы в переводе басен. В 1805 году Крылов был в Москве и показал И.И.Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена ( которого называл Фонтеном): « Дуб и трость» и «Разборчивая невеста».

        Басни И.А.Крылова - прозвучала идея в докладе Семичева Н.- « книга мудрости самого народа»/Н.В.Гоголь/. Подлинная народность, живописный и неиссякаемый по своему богатству язык делают творчество Крылова вершиной развития русской басни. Ставят писателя в ряд мировых корифеев этого жанра. А.С.Пушкин отмечал глубокое национальное своеобразие басен Крылова, которое видел в «…веселом лукавстве ума, насмешливости и живописном способе выражаться…». Ученики вместе с Никитой работали над поставленной задачей на классном часе: Бунятова поделилась своей информацией , рассказывающей об интересе А.С.Пушкина, В.Г.Белинского, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя к басням И.А.Крылова. Ученица зачитывала высказывания названных авторов  об И.А.Крылове и его баснях.

         На доске была прикреплена иллюстрация с изображением памятника И.А.Крылову в Санкт- Петербурге, где баснописец изображен на камне и держащим в руках перо и тетрадь. Как пишется в « Путеводителе по С.-Петербургу», фигура Крылова «жизненна и правдива».    Данное впечатление передает поэт И.А.Майков в стихотворении « Крылов». Этим стихотворением  Бунятова заканчивает свое повествование.

         Кроме всего сказанного, несколько учеников подготовили в дополнении к сообщению Бунятовой Н. небольшие выступления о  баснях Крылова , об античном баснописце Федре (Муродова Нозима, Бунятова  Нубар).

        Чтобы понять смысл басни, детям было предложено вспомнить ситуацию из их обыденной жизни, похожую на ситуацию басни.

    Мы в модели своего сознания обнаруживаем, что миллион жизненных ситуаций так устроены, как в басне, к примеру , «Лебедь, рак и щука» ( идея  одна, а ситуаций множество). В ходе обсуждения басен дети понимали смысл, ведь И.А.Крылов нашел форму говорить об этом смешно и весело. Появились смысловые точки в реализации проекта.

     Дальше шла непосредственно творческая работа.

     Дети по желанию выбирали разный художественный материал и способ изображения (гуашь, акварель, пастель, пластилин). В результате индивидуального творчества возник вопрос: как оформить то, что сделали, как представить работы, в каком направлении двигаться дальше? И решили сделать альбом, посвященный басне.     Каждый урок литературного чтения начинался с прослушивания  басен Крылова. А в последствии на уроках технологии дети изготовляли любимых героев.

      Учениками были сделаны экспозиции многих басен: « Ворона и лисица», « Стрекоза и муравей», « Волк на псарне», « Лебедь, рак и щука», « Червяк и камень» и др..

фотографии

фото

       Далее работу развили сами дети: они нашли идею : сделать театральную сцену, инсценировать басни, где учащиеся перевоплощаются в героев и играют как в театре.  Ученики посетили  детскую городскую библиотеку № 81. Беседа называлась « Жизнь замечательных детей».

        Библиотекарь Елизавета Семеновна начала  свой рассказ  с повествования о детских годах И.А.Крылова; семья , в которой родился Крылов была малограмотна.

Но мальчик тянулся к знаниям: занимался вместе с детьми господина Львова, самостоятельно осваивал математику , грамматику, иностранные языки.

         Его раннее детство прошло в Яицком городке; это были годы  Пугачевского восстания: учиться было негде.

      Достоянием семьи был сундучок. Что же в нем было?      Задала этот вопрос детям Елизавета Семеновна. И они на него ответили.

       - Книги.

       Свое повествование библиотекарь сопровождала поставленными в интересной форме вопросами, показом слайдов.

         Елизавета Семеновна рассказывала о баснях, демонстрировала отрывки из них; сопровождала это все своим рассказом и по ходу своего повествования задавала детям вопросы в занимательной форме:

                           - Чему учит басня?

                           -Какова цель басни?

                           - Что такое мораль  басни?

                           « Звери за меня сами говорят»- так говорил сам баснописец.

                                      Далее была игра  « Отгадай басню».

           Библиотекарь показывает отрывок из мультфильма, зачитывает слова басни, а дети отгадывают ее название.

            « Не оставь меня кум милый,

               Дай мне только собраться с силой».

                  Анищенко Юля:                                     / «Муравей и стрекоза»/.

           « Голубушка как хороша».

               Миронов Миша :                                       / « Ворона и лисица» /.

            « Знать моська она сильна, что лает на слона»

                Абу Хаджадж Миша:                                / « Слон и моська»/.

         

            « По улицам слона водили.

               Известно, что слоны- в диковинку у нас».

                Минзуллина Аня:                                        / «слон и моська»/.

                                       Затем был использован еще один игровой момент.

               Ученик выходил к экрану, нажимал на мышку компьютера, появлялся вопрос: ученик отвечал на него.

                             - Кого по улицам водили?- слона.

                               /  « Слон и моська»/.

                - Видит око да зуб не ймет - виноград.

                               / « Лиса и виноград»/.

                   На экране были показаны картинки- вещи.

                    Кому принадлежат эти вещи? ( очки - мартышке, желудь…и др../. Любой желающий ученик мог попробовать свои силы в этой игре.  Они отвечали на поставленный перед ними  вопрос и были активны в решении данной задачи, так как были уже подготовлены к этому.

                    Далее была музыкальная страничка: слушали басни Крылова.

                     Все закончилось показом мультфильма для детей « Ворона и лисица».

                     Свое мероприятие Елизавета Семеновна заканчивает словами самого Крылова  « Чинов я не искал,

                       Чин человека прославлял.»

                    Ученики 3 а класса готовились к этому мероприятию: выучили много басен, принесли книги с собой, показали их  Елизавете Семеновне, многие рассказали о них.

                     Абу Хаджадж Миша сделал ответное слово 3 А библиотеке: рассказал басню «  Мартышка и очки ». Рассказал выразительно как артист, меняя интонацию.

фото

фото

     Последним завершающим этапом проекта стала подготовка к театральной презентации творческих работ. Дети оформили афишу, пригласительные билеты, выставку индивидуальных работ. Совместно с родителями, костюмером, звукорежиссером были изготовлены костюмы персонажей басен и выполнено музыкальное оформление презентации. Во время выступления детей, родители были задействованы в качестве гримеров и костюмеров.

     Учитель поделил класс на группы, которые по интересам вели каждый свою работу. Каждая группа имела свое название и свою тематику.

     Эта проблема интересовала весь класс; и они, разделившись на группы, начали свою поисковую работу. В театрализованной постановке захотели  участвовать все ученики. Каждая группа выбрала басню , репетировала в свободное от учебы время, со своими проблемами обращалась к учителю и библиотекарю, где получала консультации по актерскому мастерству.

     После предварительной работы все участники ответили на вопрос: «А что мы можем сделать по этой теме? Нарисовать, слепить, сочинить, проиграть?»

Карнавал басен

      В карнавале басен принимал участие весь класс.

      Были показаны басни: « Ворона и лисица», « Слон и моська», « Волк и ягненок», « Квартет», « Свинья и дуб», «Стрекоза и муравей».

      Но самое интересное… это- карнавал басен. Все было очень четко организовано и продумано. Украшенная аудитория детьми была великолепна. Была создана атмосфера театра. Ученики чувствовали себя актерами. Во всем ощущался праздник.

Инсценировка басен

Фото

          В ходе исследовательской деятельности  учителем был сделан вывод, что Басню можно рассматривать, как средства развития языковых способностей у детей. Художественная литература и фольклор - важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Произведения литературы и фольклор способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.

           Для  решения задач всестороннего развития детей,  выразительного связного высказывания посредством произведений художественной  литературы через театрализованную деятельность необходимо использовать различные приемы, облегчающие процесс формирования выразительной, образной речи, и строить занятия таким образом, чтобы дети чувствовали себя естественно. На занятиях мы широко используем театрализованные игры, объединенные одной лексической темой. Дети- артисты, распределив роли, небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой и жестами. Это помогает развитию связной речи, значительно  пополняет словарный запас , делает речь более грамотной, выразительной.  

        Детям младшего школьного возраста легко перевоплотиться в образ животных, так как они открыты, непосредственны и честны в своем проявлении. С детства им знакомы образы животных русских народных сказок: « хитрая лиса, трусливый заяц, косолапый медведь, волк, зубами- щелк и т.п.». Детям было предложено написать небольшие сочинения от имени персонажей басен и почувствовать себя в образе вороны, лисы и даже сыра. Не навязывая своего предложения, выбор был оставлен детям.

    В ходе проектной работы  был проведен урок по басням И.А.Крылова. На этапе подготовки к уроку детям предлагалось подобрать всевозможный материал по теме: « Жизнь и творчество И.А.Крылова» и рассказать его на уроке. Была выполнена коллективная работа - создана газета « В мире басен И.А.Крылова». Ребята должны выбрать понравившуюся басню и выучить ее.

      В ходе урока учитель использует игровые моменты. Используется игра «Знатоки басен И.А.Крылова». Класс делится на три команды (по рядам). Побеждает та, которая   набирает наибольшее количество очков. Игра состоит из четырех блоков: в каждом блоке по  четыре задания. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество баллов. Команда определяет лучшего знатока басен И.А.Крылова.

      Были использованы элементы викторины « Узнай басню. Чьи слова?»:

             «У сильного всегда бессильный виноват…»

             « Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

                А пироги тачать пирожник

                И дело не пойдет на лад».  

              «Невежи судят точно так:

                 В чем толку не поймут, то все у них пустяк».

               «Избави, бог, и нас от этаких судей».

   Чьи слова?

             « Эх, эх!.. Вот то-то мне и духу придает,

               Что я, совсем без драки,

                Могу попасть в большие забияки».

              « Стой, братцы , стой!.. Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите»

               « Вот друга я люблю!.. Зато уж чванных не терплю.

                  Ну, скушай же еще тарелочку, мой  милый!»

               « Ты шутишь!.. Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!»  

             В ходе урока  было использовано представление басни И.А.Крылова « Волк на псарне». Группа  «критиков-актеров» читает басню по ролям и объясняет ее смысл.

             В басне «Волк на псарне» выражено патриотическое чувство, готовность  народа бороться с напавшим на родину врагом. Крылов рисует картину дружного отпора врагу. В описании псарни передана картина общенародного движения, борьбы с врагом. Автор показывает злобную коварность Волка -Наполеона. Здесь идет речь о фактическом событии: в лагерь Кутузова наполеон послал бывшего посла в России Лористона для переговоров. Своей басней автор дал ответ от лица народа этим попыткам Наполеона уйти от неизбежной расплаты, спастись от народного гнева. Ловчий отверг переговоры и спустил на Волка стаю гончих. Образ  Ловчего - Кутузова полон достоинства и мужества.

           В работу включается учитель. Объясните слова и выражения, подумайте какой  дополнительный смысл  появляется у этих слов в басне:

            -попал на псарню

            -поднялся двор

            -И вмиг ворота на запор

            -ощетиня шерсть, глазами, кажется ,хотел бы всех он съесть

             -пустился в переговоры

             -уставим общий лад

             -не делать мировой

             -выпустить на волка гончих стаю

           Вопросы и задания детям:

 - Как перекликаются строчки басни с реальными событиями 1812 года?

 -Как автор относится к Волку? Согласен ли он с решением Ловчего?

 - Подготовьте чтение басни по ролям. Постарайтесь передать свое отношение к        Волку и Ловчему .

       

     Инсценировка и объяснение басни « Свинья под дубом» и ее морали.

      Вопросы и задания: - Какое явление жизни аллегорически описывает басня?

                                           - Какой Вам представляется Свинья?

                                           - В каких строчках заключена мораль басни?

                                           - Создайте свои иллюстрации к басне.

      Чтение по ролям басни  «Ворона и лисица».

       Вопросы и задания:

 

       - Сравните басню И.А.Крылова « Ворона и лисица» с баснями Эзопа и Лафонтена.

       - Что общего и чем различаются басни?

       - В чем смысл морали? Какая ситуация подтверждает мораль?

       -  Какие качества осуждают и высмеивают баснописцы?

       -  Чья  басня кажется Вам более выразительной?

       -  В каких строчках заключена мораль басни? Кого осуждает Крылов? Кого высмеивает?

        В этой басне высмеиваются лесть и тщеславие, глупость. Мораль сводится к тому, что  « лесть гнусна, вредна». Ворона- вещунья, теряющая по глупости сыр, ведет себя так, что поддается на уловку плутовки- лисицы. Баснописец осуждает изворотливость, обман и хитрость. Крылову важно было подчеркнуть , как убедительна лесть. Но смысл басни состоит не в том, чтобы научить ловко льстить и брать пример с Лисицы, а в том, чтобы невзначай не оказаться Вороной.

       Учитель: Басни Крылова иллюстрировали многие художники. Дети посмотрели иллюстрации Г.Куприянова, А.Лаптева, М.Алексеева, Е.Рачева. Наши художники тоже подготовили рисунки к басням. Посмотрим, какими они увидели героев басен Крылова.

Фото

        Действительно и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По- прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь и рак, и Щука, горе - музыканты Мартышка и Осел , и Козел, и косолапый Мишка. И  если присмотреться, то какие - то недостатки откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие - с ленью, скромность- с хвастовством, талант- с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше, а подготовленный  проект  принесет пользу  младшим школьникам.

       Подводя итог, хотелось отметить целесообразность развития проектно- творческой формы обучения и воспитания в реализации образовательной программы.

       Комплексное приобщение ребенка к миру искусства относится к важнейшим задачам художественной педагогики. Основной целью, которой становится - воспитание духовности, нравственного отношения к природе и человеческой личности, развитие художественного и образно-ассоциативного мышления.  Универсальная эстетическая природа различных видов искусства способствует созданию единой системы разнообразных творческих заданий. Организация различных звеньев   образовательного процесса ( литература, музыка, театр, изобразительное искусство) способствует целостному восприятию мира, индивидуального подхода к явлениям жизни и искусства, осознание их уникальности и неповторимости.

        Как завершение работы над проектом был создан альбом  по изучению детьми басен. Альбом завершил  творчество детей: два ученика: Нубар Бунятова и Али Гиясов попробовали сочинить  свои басни:

      « Ромашка и медведь».

 

Жила- была  Ромашка. Все звали ее красавицей.

И медведь-  ее самый лучший друг. Медведь очень любил Ромашку; она ему была как родная сестра. Но однажды медведь нашел костюм короля и корону.

      И Ромашка видит, что медведь идет в костюме короля  с короной.

      И тут сразу же она придумала, как отнять у него эти все богатства.

      Ромашка говорит: « Миша, подожди- ка… Эти все богатства вредны для здоровья… Медведь  сказал: « Ладно… ничего».

     - А, ну-ка, дай я их выброшу.

     - Ладно, на.

       Миша ушел, а она надела на себя эти все богатства.

       А медведь Миша вспомнил, что у него пакетик с картошкой остался у подруги. Решил Миша вернуться. Стоит ромашка перед ним. Миша видит, как Ромашка надела эти все богатства.

        И не взяв пакетика, Миша ушел. Он не удержался, пошел к ромашке и сказал:

     - За что ты меня обманула?- Почему?

         Ромашка сказала:

     - Я тоже хотела костюм и корону. Пожалуйста, прости меня, Миша!

     - Я тебя всегда прощал и сейчас прощу!

                                   

                                                                                  ( Бунятова Нубар).

      « Крот и заяц»

     

Жили были два друга. Одного звали крот, а другого- заяц.

Они дружили очень крепко. Но крот

Был слепым. И ему постоянно помогал заяц.

И тут  заяц вдруг позвал зайчика. И заяц забыл про крота.

Но крот был слепым.

И заяц пошел к другу.

А крот звал зайца. Заяц не слышал крота.

И тут заяц услышал крота. И заяц быстро прибежал к кроту.

Он помог  другу.

                                                                                        ( Гиясов Али )

Фото

Юго-Восточный округ

« Читаем вместе в классе и семье»

ГОУ СОШ № 478

3 а класс

                                                            Директор: Данилина И.М.

                                                           Руководитель проекта: Ястребова Е.Н.

                                        Библиотека: Конькова Т.Ю.

Г.Москва              2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы в классах выравнивания( из опыта работы)

Из опыта работы я показываю какие приёмы можро использовать в детьми с задержкой психического развития.Надеюсь,что мой материал поможет моим колллегам....

Контрольная работа по басням. 6 класс

Контрольная работа проводится к конце изучения раздела "Русские басни". 6 класс...

Самостоятельная работа по басням Крылова (5 кл)

Самостоятельная работа по басням Крылова (5 кл)...

особенности работы над басней

Актуальность данной статьи заключается в том, что художественная литература является одним из важнейших средств  гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека...

Методика перехода от информационно – коммуникационных технологий на уроках математики к методике работы с сайтом.

Материал показывает то, что изучая ИКТ, а затем, применяя их на уроке математики, приобретаешь опыт, который можно использовать в другом направлении, т.е. создавая сайты....

Проверочная работа по басням

Работа проверяет первичные умения пятиклассников анализировать басни...