Проверочная работа по басням
методическая разработка по литературе (5 класс)

Серегина Ольга Егоровна

Работа проверяет первичные умения пятиклассников анализировать басни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverochnaya_rabota_po_basnyam.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Иван Крылов «Мартышка и очки»

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

  1. Выпишите мораль басни

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите олицетворение

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите аллегорию

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Иван Крылов «Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»-
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»-
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило».-
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое всё пела».-
«Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!»

  1.  Выпишите мораль басни

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите олицетворение

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите аллегорию

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Иван Крылов «Свинья»

Свинья на барский двор когда-то затесалась;
Вокруг конюшен там и кухонь наслонялась;
В сору, в навозе извалялась;
В помоях по-уши до-сыта накупалась:
И из гостей домой
Пришла свинья-свиньей.
«Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?»
Свинью спросил пастух:
«Ведь и́дет слух,
Что всё у богачей лишь бисер да жемчу́г;
А в доме, так одно богатее другого?»
Хавронья хрюкает: «Ну, право, порют вздор.
Я не приметила богатства никакого:
Всё только лишь навоз, да сор;
А кажется, уж, не жалея рыла,
Я там изрыла
Весь задний двор».

Не дай бог никого сравненьем мне обидеть !
Но как же критика Хавроньей не назвать,
Который, что́ ни станет разбирать,
Имеет дар одно худое видеть?

  1. Выпишите мораль басни

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите олицетворение

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите аллегорию

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сергей Михалков «Заяц и черепаха»

Однажды где-то под кустом
Свалила Зайца лихорадка.
Болеть, известно, как не сладко:
То бьет озноб его, то пот с него ручьем,
Он бредит в забытьи, зовет кого-то в страхе...
Случилось на него наткнуться Черепахе.

Вот Заяц к ней: "Голубушка... воды...
Кружится голова... Нет сил моих подняться,
А тут рукой подать - пруды!"
Как Черепахе было отказаться?..
Вот минул час, за ним пошел другой,
За третьим начало смеркаться,
Все Черепаху ждет Косой.
Все нет и нет ее. И стал больной ругаться:

"Вот чертов гребешок! Вот костяная дочь!
Попутал бес просить тебя помочь!
Куда же ты запропастилась?
Глоток воды, поди, уж сутки жду..."

"Ты что ругаешься?" - Трава зашевелилась.
"Ну, наконец, пришла, - вздохнул больной.
Явилась!"
"Да нет, Косой, еще туда-а иду..."

Я многих черепах имею здесь в виду.
Нам помощь скорая подчас нужна в делах,
Но горе, коль она в руках
У черепах!

  1. Выпишите мораль басни

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите олицетворение

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите аллегорию

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сергей Михалков «Муха и пчела»

Перелетев с помойки на цветок,
Лентяйка Муха Пчелку повстречала
Та хоботком своим цветочный сок
По малым долькам собирала...

"Летим со мной! - так, обратясь к Пчеле,
Сказала Муха, глазками вращая.
Я угощу тебя! Там - в доме, на столе
Такие сладости остались после чая!
На скатерти - варенье, в блюдцах - мед.
И все - за так! Все даром лезет в рот!"

"Нет! Это не по мне!" - ответила Пчела.
"Тогда валяй трудись!" - лентяйка прожужжала
И полетела в дом, где уж не раз была,
Но там на липкую бумагу вдруг попала...

Не так ли папенькины дочки и сынки,
Бездумно проводя беспечные деньки,
Безделье выдают за некую отвагу
И в лености своей, от жизни далеки,
Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!

  1. Выпишите мораль басни

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите олицетворение

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите аллегорию

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Басня как литературный жанр" Проверочная работа по литературе. 5 класс

Материалы проверочной работы помогут учителю выявить уровень усвоения пятиклассниками таких понятий, как жанр басни, рассказ и мораль в басне, аллегория, эзопов язык, др....

Проверочная работа "Басни И.А.Крылова"

Данный материал позволит учителю проверить знания и умения учащихся 5 класса по теме "Басни И.А.Крылова"....

Контрольная (проверочная) работа по литературе в 6 классе "Русская басня"

Контрольная работа "Русская басня" с бланком ответов...

Проверочная работа по литературе за 5 класс, тема "Сказки и басни"

Тестовые задания для проверки знаний учащихся, с ответами...

Проверочная работа по литературе для 5 класса на тему "Басни И.А.Крылова"

Два варианта проверочной работы "Анализ басни И.А.Крылова" для 5 класса, включающей как теоретические вопросы, так и задания для начального анализа текста художественного произведения...

Проверочная работа по теме "Басни" (6 класс)

Проверочная работа по литературе по теме "Басни"...