Урок литературы в 7 классе.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Сергеенко Людмила Вячеславовна

Урок литературы - творческая лаборатория в 7 классе. Посвящен 100-летию со дня рождения Д.С.Лихачева.

          Знакомит обучающихся с личностью Д.С.Лихачева, отрывками из его книги «Письма о добром и прекрасном»; учит ребят элементам творческой работы; способствует развитию ассоциативного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_lihachevu.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Посвящается: 100-летию со дня рождения

Дмитрия Сергеевича Лихачева

Урок литературы в 7 классе.                                                     

Творческая лаборатория.

                                                                                                Сергеенко Людмила Вячеславовна,

                                                                                                   учитель русского языка и литературы

                                                                                МБОУ  СОШ №8 г.Томмот

                                                                               Алданского района РС(Я).

             ТЕМА: «Край таежный, край родимый мой…»

             ЦЕЛЬ:

  1. Познакомить обучающихся с личностью Д.С.Лихачева, отрывками из его книги «Письма о добром и прекрасном».
  2. Научить ребят элементам творческой работы.
  3. Выработать умение самостоятельно мыслить, работать с рисунками, текстом.
  4. Развитие ассоциативного мышления обучающихся.
  5. Воспитание любви к родному краю и бережному отношению ко всему, что нас окружает.

             Ход урока:

            Оформление: портрет Д.С.Лихачева;

на доске эпиграф: «Подобно тому, как цветок вырастает из зерна, наша любовь к Родине имеет своим истоком тот «уголок земли», где мы родились и выросли». (Н.Смирнов);

пейзажи Якутии.

  1. Слово учителя.

           Сегодня у нас с вами необычный урок: мы находимся в творческой лаборатории. Располагайтесь поудобнее, настройте себя на творческую работу, постарайтесь как можно лучше понять и       осмыслить то, о чем пойдет речь на уроке. А говорить мы с вами будем о нашей малой  Родине, о любви к ней.

          28 ноября 2006 года вся страна отмечает 100-летие со дня рождения замечательного человека, защитника русской культуры, общественного деятеля, автора книги «Письма о добром и  прекрасном» Д.С.Лихачева. Его называют совестью русской нации. Почему? Что за человек это был? Давайте послушаем небольшое сообщение о нем.

                                              (двое подготовленных ребят рассказывают о Д.С.Лихачеве)

  1. Мотивация творческой деятельности обучающихся.

Учитель:

Д.С.Лихачев говорил: «Любовь к родному краю… начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, своему городу… Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». А  поэт А.Твардовский говорил, что «у большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые – и в великом целом своем – для всех одна».

Мы живем в Якутии, в небольшом городке Томмоте.

Это наша малая родина.

Произнесите медленно слова ЯКУТИЯ, ТОММОТ.

Что вы видите, когда произносите эти слова?

Нарисуйте эту картину словами.

 Составление обучающимися  ассоциативного ряда

              При слове ЯКУТИЯ  я вижу…

              При слове ТОММОТ я вижу…

              ( учитель записывает на доске, а ребята у себя на листочках)

 Набор словаря

А теперь запишите, какие «теплые» слова ассоциируются у вас с этими понятиями.  (каждый записывает самостоятельно)

Проверка написанного

             Прочитайте теплые слова по цепочке, допишите  те, которых у вас нет.

             Чувствуете, как согревают эти слова, от них так и веет теплом, светом,    

             добротой, вечностью.

 Учитель:

- А теперь посмотрите на картины, которые расположены перед вами. Запишите отдельными словами свои чувства, ощущения, которые вы испытываете, глядя на них..

Как повлияли эти картины с изображением природы Якутии  на ваше состояние и настроение?

                                                (ребята читают  вслух свои записи и дополняют записанное)

  1. Концентрация мыслей ребят.

            Учитель:

- А теперь давайте сосредоточимся.  В сердце каждого человека незримо живет любовь к Родине, к тому месту, где человек родился, вырос, где находятся его корни. Еще Д.С.Лихачев говорил: «Не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле».

Приложите руку к своему сердцу и подумайте: какое место занимает там ваш родной город Томмот?

А теперь закройте глаза и вспомните : не обижали ли вы свою малую родину, растения, животных, птиц?

Постарайтесь ответить честно каждый самому себе  и  помните слова Д.С.Лихачева: «Будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам».

Дайте себе слово не повторять такого никогда, а,  наоборот, научиться самому и научить других любить родную землю, относиться к ней бережно и с любовью.

Одним словом, любите родную землю и творите добро.  По словам Дмитрия Сергеевича, «быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно;                исправить человечество нельзя, исправить себя – просто… вот почему нужно начинать с себя».

  1. Поэтическая мастерская.

       Работа в группах. (обучающиеся делятся на три группы)

  Задание для 1-ой группы: прочитать стихотворение народного поэта Якутии Семена Данилова «Подснежники». Ответить на вопросы: Какие чувства поэта выражены в этом стихотворении?              Согласны ли вы с ним ?

  Задание для второй группы:  прочитать стихотворение Семена Данилова «Моя Якутия». Какова основная мысль этого стихотворения? Какими средствами передает поэт свою любовь к родному краю?

  Задание для 3-ей группы:  прочитать стихотворение современного поэта Якутии Моисея Ефимова «Ода вечной мерзлоте». В чем смысл названия стихотворения?  Как передает поэт красоту природы Якутии и людей, живущих в ней?

Вывод: какой предстает наша малая Родина в творчестве якутских поэтов?

       В «Слове о погибели Русской земли» Д.С.Лихачев писал: «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селеньями славными… Всем ты преисполнена, земля Русская…».   А чем прекрасна наша малая родина  Якутия?   Наш родной город Томмот?

     5. Создание текста.

Раздаются карточки с началом творческих работ.

           

 Есть на карте маленькая точка…

 Мне хочется о Родине сказать…

 Есть такой уголок в России…

 Мне в жизни повезло…

           

      ( ребята выполняют работу в течение 10 минут)

  1. Чтение работ обучающихся. Их оценка.

  1. Рефлексия.

Вот и закончилось наше пребывание в творческой лаборатории.  Что было трудным для вас? Что было интересным? Какое настроение было у вас?

В заключении давайте обратимся к эпиграфу нашего урока:                              

«…  Подобно тому, как цветок вырастает из зерна, наша любовь к Родине имеет своим истоком тот «уголок земли», где мы родились и выросли».

Так давайте любить  этот малый «уголок  земли», беречь его, защищать, делать все, что в наших силах, чтобы он процветал и становился из года в год лучше и краше.

И помните, ребята, один из главных жизненных уроков, данных нам Д.С.Лихачевым: «Стремитесь ходить путями добра также просто и безотчетно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги вашего прекрасного сада, который зовется окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только «исходные данные» выбраны вами правильно… Все должно идти прямо от сердца…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...