Нужно ли в современной школе изучать произведения Н.В. Гоголя
статья по литературе на тему

Кузьмина Галина Николаевна

Статья «Нужно ли в современной школе изучать произведения Н.В. Гоголя?» опубликована в ежемесячном научно-популярном и методическом журнале «Практический журнал для учителя и администрации школы». Журнал издается при  информационной и научно-методической поддержке Министерства образования и науки РФ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нужно ли в современной школе изучать произведения Н.В. Гоголя?

Кузьмина Г.Н., учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №8 с УИМ и АЯ г. Боровичи Новгородской области

Произведения Николая Васильевича Гоголя активно существуют в духовной жизни нашего времени. Художественное слово писателя воспринимается сегодня как пророческое. Гоголь не просто писатель, он мыслитель и пророк, стоявший на пороге подлинной разгадки исторических судеб России. Открыв миру «всю Русь», прежде всего ее смешные, печальные, драматические стороны, пророчески сказав об ее прекрасном будущем, он создал книги, которые явились подлинным открытием в художественной культуре. Поэтому о современности писателя не возникает вопроса. Необходимо обязательное изучение Н.В. Гоголя в современной школе, т.к. он оказывает влияние на состояние нравственного мира наших учеников.

Поэтапное восхождение к Гоголю – актуальная задача современной школы. Нам, учителям-словесникам, необходимо разработать систему погружения учеников в мир гоголевского творчества с учетом возраста учащихся, их читательской культуры и художественных особенностей изучаемых произведений. Это целый мир, неповторимый, огромный, увлекательный. Чтобы войти в этот мир, освоить его, нужно немало времени и душевных сил.

Первое знакомство происходит в пятом классе. Так хочется оживить страницы его повестей: «Как упоителен, как раскален летний день в Малороссии…». Это молодой Гоголь, в котором так тесно сплелись восторженность и юмор, это писатель, который влюблен в Украину и который не устает смеяться над забавными «чудинками» своих героев. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства и чопорности. «Вечера на хуторе близ Диканьки – книга, передающая краски, предания, мелодии, красоту Украины, ее природы, людей. Из обычной деревушки читатель уносится в сферу мечты, фантазии, легенд, сказаний,. Мечта здесь рядом с правдой, действительность с вымыслом. На реалистическом фоне разворачиваются невероятные фантастические события. Ученики увлекаются сюжетом, сопереживают полюбившимся персонажам, испытывают эстетическую радость от благополучно завершенных финалов, за смехом, весельем замечают оттенки напряженности в поведении героев. Дети чутко воспринимают тонкий, поэтический мир природы. Повести Гоголя открывают учащимся каждый раз новые возможности ощутить дыхание уходящих веков. Им слышатся старинные народные песни. Романтическому миру Гоголя присуща двойственность, т.к. в тревожных интонациях повествования печальные нотки напоминают о кратковременности человеческого счастья. И все-таки «Вечера на хуторе близ Диканьки» - жизнерадостная книга. Она проникнута радостью: ночи – «божественны и очаровательны», дни – «роскошны». Фантастика у Гоголя выражает представления самого народа, его веру в сверхъестественные существа. Автор показывает нам Украину во всем ее национальном своеобразии, утверждает радостное, оптимистическое восприятие мира. Рядом со словом фольклорным соседствует слово литературное. Цель анализа данных повестей – помочь ученикам из отдельных фрагментов составить целостное представление о природе авторского слова. Сказки Г.Х. Андерсена, А.С. Пушкина активизируют работу школьников по выявлению особенностей фольклора и авторской литературы. Размышляя над поставленными автором проблемами: «Почему разрушаются духовные связи между людьми? Каковы причины утраты героями индивидуальных человеческих качеств?», ученики приходят к пониманию сущности феномена жизни, который не сводится лишь к внешним его атрибутам.

 Писателем, остро чувствующим современность, мы учим семиклассников видеть Гоголя, когда он обращается к исторической теме. Героический образ народа автор мастерски изобразил в повести «Тарас Бульба». В этом возрасте ребята ищут близкие им характеры, образы, интонации. Поэтому важно обратить внимание учеников при изучении произведения на противоречивость, многомерность оценки писателем героев и событий. Чтобы сохранить читательскую активность, учителю необходимо найти  такие пути, чтобы произошло духовное обогащение учащихся. Судьбы героев раскрываются в единстве с народным движением. Выразительными штрихами воссозданы Гоголем его герои. Вот перед нами один из них, который, умирая, завещает казакам: «Пусть ликует вечные веки Русская земля!». В своих героях писатель воплотил лучшие черты национального русского характера. В вымышленном сюжете воспроизведены характерные конфликты и типические герои эпохи. Исторически обусловлены не только конфликты, но и образы-характеры. Повесть не может быть полноценно воспринята вне историко-культурных связей. Такой подход к художественному произведению развивает внимание учащихся к прошлому, что не менее важно, чем формирование интереса к настоящему; одно без другого невозможно. «Тарас Бульба» - одно из самых прекрасных прозаических произведений русской художественной литературы, позволяющее продолжить разговор с детьми о русских святых, праведниках, былинных богатырях.

Голосом совести России 19 века была литература. В созвездии ослепительных имен мы отмечаем Гоголя. Он велик в каждом своем произведении, потому что создает таблицу человеческих образов и характеров. «Ревизор» или «Мертвые души» - это образцы истинно мировой литературы, тот язык мира, на котором человек признает человечество. Автор рассматривает то или иное свойство человека – жадность, грубость, хвастовство, или ничтожество – персонифицирует эту черту в одном образе и соответственно получает Плюшкина, Собакевича. Хлестакова или Шпоньку. Наверное, никто в мировой литературе не сделал в этом направлении столько же. Изучение «Ревизора» в восьмом классе предполагает усложнение видов эстетической деятельности учеников. Обращаясь к драматургии, Гоголь вступает в живой диалог с читателем, мнением которого он дорожил. Работа с современными театральными интерпретациями усилит творческие начала в восприятии пьес Гоголя, приблизит учеников к языку театра и выведет на новую ступень в общении с искусством. Эта комедия начинается с ослепительной вспышки молнии и кончается ударом грома. Действующие лица – люди из того кошмара, когда нам кажется, будто мы уже проснулись, хотя на самом деле погружаемся в бездонную пучину сна. По словам Гоголя, в пьесе есть один положительный персонаж: смех, а настоящий ревизор, который маячит в конце последнего действия – это человеческая совесть. Остальные персонажи – это страсти, живущие в нашей душе. Бессмертный образ Хлестакова часто встречается в нашей жизни.

В девятом классе наиболее актуальными становятся проблемы исторических связей искусства и жизни, причинно-следственное рассмотрение художественных произведений и литературы определенной эпохи. Гоголь – поэт, поэт жизни действительной. Одним из достоинств его произведений является лиризм, которым проникнуты его описания. Возьмем поэму «Мертвые души», лирическое отступление «Птица-тройка». Образ реальной дороги, с ее ухабами, образ той земли, что, «ровнем-гладнем разметнулась на полсвета», этот образ, проходящий через всю поэму, и образ  идеального жизненного пути человека, отдавшего себя на служение Родине (автор-рассказчик), сливаются в мощном образе великого исторического пути России, образе «громадно-несущейся жизни». Появляется сказочно-романтическая птица-тройка. Но и этого мало. Обобщенный, но пока еще в какой-то мере реальный образ тройки сменяется символическим образом несущейся к неизвестному будущему «вдохновенной богом» Руси. И уже не испуганный пешеход – «остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?». Так путешествие автора по губернии оказывается путешествием по России, путешествием и в пространстве, и во времени. Замечу, что в современной школе складывается опыт организации и проведения по-настоящему нестандартных уроков, на которых выдумка, оригинальный прием действительно стимулирует познавательную активность учащихся. Неоднократные обследования, проводившиеся в последние годы, данные библиотек свидетельствуют о падении интереса юных читателей к классике. И вот здесь нужна гибкость и составителям школьных программ, и учителям. Советую при изучении поэмы включить «экскурсию», организованную учащимися, где каждый ученик представляет своего «чиновника». «Мертвые души» - произведение антикрепостническое, полное глубоких симпатий к русскому народу и веры в его великое будущее. И вместе с тем, это поэма всечеловеческого звучания, ставящая вопросы о целях и смысле жизни, о гуманности и основах морали.

В образовании души творчество Н.В. Гоголя играет роль исключительную. Начала в детях проистекают из многих источников, но лучше всего закрепляются и определяются в строй души благодаря Гоголю. Не читать его, не знать великую отечественную словесность – это признак несостоявшейся, уродливой личности. Идеи, герои, конфликты выдающихся творений писателя продолжают волновать читателей позднейших десятилетий так же, как волновали своих современников. Ведущим при современном прочтении творчества Гоголя является принцип историзма, который  позволяет объективно оценить произведение, рассмотреть его в рамках эпохи, перенести юного читателя в прошлое, чтобы он одновременно увидел в произведении непреходящее, то, что сохраняет значение для наших дней. Таким образом, прошлое выступит как момент развития современности, а современность – как звено в непрерывной цепи от прошлого к будущему.

Когда мы говорим о «современном прочтении» Гоголя, то имеем в виду своеобразную универсальность произведения. Мне думается, учитель литературы должен программировать в своей сегодняшней работе будущее перечитывание творений Гоголя его учениками. Когда говорят, что классика Гоголя трудна, что ее нужно сокращать в школьном курсе, что все могут прочитать его книги взрослыми, то ошибаются. Если мы не задумаемся над его творчеством в меру своих сил в 15-16 лет, то не обратимся к нему всерьез и в 30 лет. Очень важно помочь ребенку, подростку, юноше воспринять «взрослое» искусство сообразно своим возрастным возможностям, как лично ему адресованное писателем, как «письмо» и о его проблемах, которые не менее сложны, чем у взрослого. Необходимо помочь ребятам увидеть, что искусство – «письмо» длительного действия, что «перечитывая» его в разном возрасте, можно вычленить обращение к подростку и зрелому человеку, а следовательно, получить безграничную возможность общения с Гением, что поможет открыть детям счастье самопознания и самоусовершенствования своего духовного мира через творческое, заинтересованное общение с творчеством Гоголя.

В обучении нынешней молодежи меня больше всего настораживает разрыв между духовно-нравственным и познавательным. За короткие школьные годы невозможно освоить даже малую часть  невообразимых богатств художественной литературы. Поэтому благодаря произведениям Гоголя мы сможем разбудить в школьнике интерес к чтению, разжечь желание читать, заронить эстетический вкус, выработать у ребят чутье на художественную правду. Такой разбуженный в школьную пору ученик все остальное сделает уже сам. Для учителя, наверное, ничто не может быть прекраснее такой неожиданности. Мы, учителя-словесники, стремимся к тому, чтобы произведения Гоголя, уча понимать прошлое, помогали детям думать, жить и строить будущее, ибо одно из оснований этого будущего – нравственное совершенствование человека.

В заключение мне хочется сказать словами Н.В. Гоголя: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!».

Я за ту литературу, которая умная, добрая, богатая мыслями и чувствами. Вот этими качествами, по-моему, обладают произведения Гоголя. Именно поэтому имею все основания говорить о бессмертии творчества этого писателя и актуальности изучения его произведений в современной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра - викторина «Живописное слово Гоголя» по произведениям Н.В.Гоголя для учащихся 7-8 классов.

Цель мероприятия: повышение интереса к изучению творчества Н.В.Гоголя; расширение кругозора учащихся; вовлечение их в соответствующую их интересам в творческую среду, развитие общего творческого...

Урок в 5 классе по произведению Н.В.Гоголя "Заколдованное место". Тема урока: "Тропа к Гоголю. В начале бесконечного пути".

Первый урок по творчеству Н.В.Гоголя призван пробудить интерес к личности великого писателя , развивать познавательную активность, умение работать с дополнительным материалом, используя воз...

Вопросы для беседы по теме "Н.В.Гоголь. Личность и судьба. Романтические произведения Н.В. Гоголя". 10 класс

Не секрет, что многие старшеклассники не читают учебник литературы, потому что плохо понимают содержание  большого текста, насыщенного книжной лексикой и литературоведческими терминами. Предлагаю...

К проблеме формирования умений и навыков интерпретирования драматического произведения на уроках литературы в современной школе

В статье представлены способы формирования умений и навыков интерпретирования драматического произведения....

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

В статье говорится об использовании творческих заданий при изучении драматических произведений на уроках литературы....

Статья "Для чего нужны уроки технологии в современной школе"

Немного истории, роль и место технологии в современном образовании, размышления и выводы о значимости предмета в современной школе....

Статья «Нужна ли валеология в современной школе?»

статья из материалов 2 заочной НПК преподавателей СПО, студентов, учащихся и преподавателей школ Республики Бурятия...