Вопросы для беседы по теме "Н.В.Гоголь. Личность и судьба. Романтические произведения Н.В. Гоголя". 10 класс
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Гречух Наталья Ивановна

Не секрет, что многие старшеклассники не читают учебник литературы, потому что плохо понимают содержание  большого текста, насыщенного книжной лексикой и литературоведческими терминами. Предлагаю форму проведения урока литературы в виде беседы, направленной на выявление содержания статьи из учебника Ю.В. Лебедева "Литература. 10 класс" (2012 г). Учащимся заранее предлагается прочитать текст на стр. 212 -228 и подготовить ответы на вопросы. Такой вид работы помогает слабым учащимся более полно понять содержание учебного материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы для беседы по теме  «Н.В. Гоголь. Личность и судьба.  Романтические произведения Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (составлены на основе материалов учебника Лебедева в 2-х частях  2012 г., стр. 212- 228)

  1. «Всё, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему».  Кому из русских писателей Гоголь дал такую оценку?
  2. В чем Гоголь  видел односторонность творчества А.С. Пушкина? Как он определил для себя задачу писательского труда?
  3. Чем можно объяснить новый взгляд на задачу писателя, который определил основное направление в творчестве Гоголя?
  4. Как современники относились к творчеству Гоголя? Назовите фамилию  самого известного литературного критика  второй трети 19 века.
  5. Почему  восторги современников не удовлетворяли писателя? Почему он чувствовал себя  всю жизнь одиноким?
  6. Каково было отношение Гоголя к социальной несправедливости? В чем  была причина расхождения во взглядах на общество между Гоголем и Белинским?
  7. Как вы понимаете слова критика Мочульского о том, что Гоголь повернул русскую литературу «от эстетики к  религии», «сдвинул ее  [литературу] с пути Пушкина на путь Достоевского»?
  8. Причину  общественных пороков Гоголь видел в  пошлости современного человека.   Что такое пошлость  в понимании Гоголя?
  9. Каковы были взгляды Гоголя на пути социального переустройства? Какую роль Гоголь отводил литературе в этом переустройстве?
  10.  Почему Белинский резко раскритиковал «Выбранные места из переписки с друзьями»? Как отношение критика отразилось на последующей оценке творчества Гоголя?

Детство  и юность Гоголя

  1. Какое влияние на формирование личности будущего писателя оказали его родители? Дайте развернутый ответ.
  2. Какую легенду о лестнице рассказала Гоголю мать?  Как эта легенда отразилась позже в творчестве Гоголя?
  3. Почему Нежинскую гимназию, в которой учился Гоголь, часто называли лицеем?
  4. Расскажите о годах учения Гоголя в Нежинской гимназии.  
  5. Назовите произведение, в котором Гоголь в юности сыграл женскую роль?
  6. Как  Гоголь объяснял  свою тягу к смешному  в своих произведениях? Процитируйте слова Белинского, в которых критик обозначил главную особенность  комического дара Гоголя.
  7. Какие изменения в общественной мысли происходили  в период обучения Гоголя в Нежинской гимназии?
  8. Кто такие любомудры? Почему они уделяли большое внимание  национальной культуре и народному творчеству? Как идеи любомудров повлияли на Гоголя?
  9. Под каким псевдонимом Гоголь издал свою первую поэму? Как она называлась? Какова была её судьба?
  10. В 20-х годах 19 века  украинская тема была модной в литературе. Кто из писателей того времени обращался к изображению Украины?
  11. В чем заключается новаторство Гоголя в изображении Украины? В каком году вышла первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки»?
  12. В чем, по мнению авторов учебника,  была причина  невиданной популярности книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»?
  13. Пушкин назвал «Вечера» веселой книгой.  Почему авторы учебника не согласны с такой оценкой произведения Гоголя? В чем Гоголь видит причину разрушения гармоничной и сказочно-прекрасной  вольной народной жизни?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Николай Васильевич Гоголь. Личность и судьба

Рассказ о писателе всегда вызывает повышенный интерес уч-ся. Данный материал станет хорошей иллюстрацией к урокам по творчеству Н.В.Гоголя...

Литературная игра - викторина «Живописное слово Гоголя» по произведениям Н.В.Гоголя для учащихся 7-8 классов.

Цель мероприятия: повышение интереса к изучению творчества Н.В.Гоголя; расширение кругозора учащихся; вовлечение их в соответствующую их интересам в творческую среду, развитие общего творческого...

Урок в 5 классе по произведению Н.В.Гоголя "Заколдованное место". Тема урока: "Тропа к Гоголю. В начале бесконечного пути".

Первый урок по творчеству Н.В.Гоголя призван пробудить интерес к личности великого писателя , развивать познавательную активность, умение работать с дополнительным материалом, используя воз...

Из опыта работы. Урок. Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Романтические произведения.

Урок литературы в 10 классе по учебнику Коровина. Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Романтические произведения....

Урок внеклассного чтения в 8 классе Поэма А.С Пушкина «Цыганы» и рассказ М.Горького «Макар Чудра» - романтические произведения

На уроке внеклассного чтения по теме "Поэма А.С. Пушкина "Цыганы" и рассказ М. Горького "Макар Чудра" - романтические произведения" - изучаются основные черты романтизма как литературного направления....

Вопросы по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души" на основе цитат из текста

Проверочный материал разработан на основе цитат из поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души", состоит из 21 вопроса, рассчитан на два варианта. Данный вид работы позволяет проверить глубокие зна...

М. Горький. Сведения из биографии. Ранние романтические произведения писателя. Романтический герой в рассказе «Челкаш».

Урок литературы М. Горький. Сведения из биографии. Ранние романтические произведения писателя. Романтический герой в  рассказе «Челкаш»....