М. Горький. Сведения из биографии. Ранние романтические произведения писателя. Романтический герой в рассказе «Челкаш».
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Урок литературы М. Горький. Сведения из биографии. Ранние романтические произведения писателя. Романтический герой в  рассказе «Челкаш».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yu.s.bochkova_5.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

План лекции? №

Учебная дисциплина: БД.01 Литература

Количество часов: 2

Тема: М. Горький. Сведения из биографии. Ранние романтические произведения писателя. Романтический герой в  рассказе «Челкаш».

Цель занятия: знакомство с основными моментами жизни и творчества Максима Горького; идейно-художественный анализ рассказа «Челкаш».

Задачи:

а) образовательная: познакомить с жизнью и творчеством М. Горького, с историей создания романтического произведения «Челкаш»; выяснить смысл названия рассказа и его основные идеи;  составить сравнительную характеристику литературных героев.

б) развивающая: развивать умение связно отвечать на вопросы по биографическому материалу; отрабатывать навык аналитической беседы; обогащать словарный запас студентов; развивать творческие способности.

в) воспитательная: способствовать формированию и развитию у студентов морально-нравственных качеств: добра, сострадания, гуманизма, справедливости, порядочности.

Тип занятия: лекционное ? урок-исследование?   

Ход занятия

1.Орг. момент (отмечается внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема занятия, цели с проведением мотивации и актуализации темы занятия и т.д.)

2. Объяснение нового материала  в соответствии с программой учебной дисциплины /МДК проф. модуля (план лекции)

«Человек! Это звучит великолепно! Это звучит гордо!»

                                                                                                               Человек все может…

                                                                                                               Лишь бы захотел…

                                                                                                                               М.Горький                                                                                                                                                                                                                                                                  

I. Мы вновь обращаемся к творчеству великого человека – М. Горького. Высокую оценку его произведениям дал А. Платонов: “Горький начал собой третий период русской литературы, если первым периодом посчитать Пушкина, а вторым – всю большую послепушкинскую группу писателей”.

Действительно, Горький прекрасно знал жизнь народа, так как с 1888 по 1892 странствовал по Руси, результатом его  странствий стал двухтомный сборник “Очерки и рассказы”. Успех их превзошел все ожидания. Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, в чем успех одного из рассказов сборника – “Челкаш”, кто такие “босяки”, в чем они видели красоту и истину своего бытия. Мы попытаемся ответить на многие вопросы: “Что такое свобода?”, “Какую роль играют деньги в жизни разных людей?”, “Как разрешаются конфликты между людьми?”, “В чем смысл жизни?” и др. Но  прежде необходимо вспомнить некоторые сведения из биографии писателя. 

II. Презентация о творчестве М.Горького(готовят и показывают 1-2 студента, 5-7 слайдов, очень кратко, т.к. они изучали творчество писателя в школе)

(Материал для презентации: Максим Горький (настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) (1868-1936), русский писатель, публицист, родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде.

Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871), столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой. Когда М.Горькому было три года ,он заболел холерой и заразил отца. Мальчик выздоровел, а отец умер. Мать признавалась, что она не может любить своего сына, потому что из-за него она потеряла любимого мужа. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-1879) из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. С 1873 года Алеша жил в семье деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное заменила мать, "насытив", по словам самого Горького, "крепкой силой для трудной жизни" ("Детство"). После смерти матери, дед отправил мальчика в «люди», и с тех пор будущий писатель сам зарабатывал себе на хлеб.

Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос "самоучкой". Тяжелая работа (посудник на пароходе, "мальчик" в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира.

Принимал участие в революционной пропаганде, "ходил в народ", странствовал по Руси, общался с босяками.

Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький появился в 1892 году в тифлисской газете "Кавказ", где был напечатан первый рассказ "Макар Чудра". В 1895 году, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале "Русское богатство" (рассказ "Челкаш"). В 1898 году в Петербурге вышла книга "Очерки и рассказы", имевшая сенсационный успех. Через год появились поэма в прозе "Двадцать шесть и одна" и первая большая повесть "Фома Гордеев". Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью Чехова и Льва Толстого.

Вершина раннего творчества, пьеса "На дне", в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном.

После поражения революции 1905-1907 годов Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). "Каприйский" период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о "конце Горького" (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести "Мать" (1906; вторая редакция 1907). Он создает повести "Городок Окуров" (1909), "Детство" (1913-1914), "В людях" (1915-1916), цикл рассказов "По Руси" (1912-1917).

Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Его безграничная вера в человеческий разум не подтверждалась жизнью.

Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. Он услышал в ней страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры.

Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов. Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства "Всемирная литература", открытие "Дома ученых" и "Дома искусств" (коммун для творческой интеллигенции). Однако многих писателей (в т. ч. Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.

С 1921 по 1928 год Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина полечить застарелую болезнь легких. Поселился в Сорренто (Италия). Написал цикл "Рассказы 1922-1924 годов", "Заметки из дневника" (1924), роман "Дело Артамоновых" (1925), начал работать над романом-эпопеей "Жизнь Клима Самгина" (1925-1936).

В 1928 году Горький совершил "пробную" поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия). Как художник он целиком погрузился в создание "Жизни Клима Самгина", панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство "Аcademia", книжные серии "История фабрик и заводов", "История гражданской войны", журнал "Литературная учеба", а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1932г. писатель возвращается в Советский Союз.  В 1934 году возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.

Умер Максим Горький 18 июня 1936 года в поселке Горки (Московская область). Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве).

Итак, давайте повторим некоторые события из биографии писателя (примерный мини-тест, за ответы на который можно поставить оценки сразу 1-2 студентам-слушателям, можно дать на карточках)

  1. 16 марта 1868?(день рождения М.Горького)
  2. первый рассказ М.Горького?(«Макар Чудра»)
  3. куда эмигрировал М.Горький после  революции 1905-1907 годов ?
  4. 1928 г?
  5. 18 июня 1936 г?

-Вы узнали из презентации, что в 1895 году, благодаря помощи В. Г. Короленко, М.Горький опубликовал в популярнейшем журнале "Русское богатство" рассказ "Челкаш".

II1. История создания (инд. сообщ.).

В июле 1891 года Алексей Пешков в селе Кандыбово Херсонской области вступился за истязаемую женщину, за что сам был избит до полусмерти. Считая его мертвым, мужики выбросили его в кусты, в грязь, где его подобрали проезжие люди (история эта описана в рассказе Горького «Вывод»). В больнице города Николаева будущий писатель встретился с лежащим там босяком, о котором потом вспоминал: «...Изумлен был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе «Челкаш».

Три года спустя Горький возвращался с поля, где гулял, и встретил писателя В. Г. Короленко у крыльца его квартиры.

«Было уже часов девять утра, — пишет Горький, — когда мы воротились в город. Прощаясь со мною, он мне напомнил: «Значит — пробуйте написать большой рассказ, решено?» Я пришел домой и тотчас же сел писать «Челкаша»... Написал в два дня и послал черновик рукописи Владимиру Галактионовичу. Через несколько дней он сердечно, как только он умел делать, поздравил меня: «Вы написали недурную вещь, даже прямо-таки хороший рассказ!..» 

IV. Анализ рассказа.

Этот рассказ в творчестве М. Горького является одним из ранних.

О чём он?

Повествует о жизни босяков, оказавшихся вне социальных классов.

  1. Ранние рассказы Горького носят романтический характер.

 –  Вспомним, что такое романтизм.

        Романтизм – особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

- Назовите отличительные черты романтических образов М.Горького.(инд.сообщ.)

        В центре повествования у Горького обычно романтический герой – гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек. Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией с миром природы – море, горы, прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена.

         Отличительные черты романтических образов Горького -  гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Без свободы нет для героя счастья, она дороже самой жизни.

        Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала.

Герои ранних произведений Горького активны в своей жизненной позиции. Их переполняет жажда жизни. Их отличает активное противление злу общества.

 Сегодня мы с вами остановимся на конфликте рассказа «Челкаш» , подробно рассмотрим образы главных героев и попытаемся определить их роль в раскрытии проблемы, идеи данного произведения.

- Обратите внимание на эпиграф к уроку(студент читает его вслух).

-Что, по-вашему, значит «Человек», какими качествами, чертами характера должен он обладать? Человек, по Горькому,- это самое дорогое, святое на земле, нет ничего достойного внимания. (Человеку свойственны доброта, гуманность, великодушие, отзывчивость).

 -Несмотря на то, что Горький считает человека самой важной ценностью на земле, он вводит в литературу такие понятия, как: «босяки», «люди дна», «бывшие люди».                                            

-Кто такие «босяки», «люди дна», «бывшие люди»? (Речь идет о бродягах, не имеющих дома, семьи…)

-Кто является в рассказе босяком? (Челкаш).А он один такой в рассказе? (Нет, таких людей много, это мы видим в начале рассказа, при описании гавани. Чтение вслух отрывка из текста.). Почему рассказ так называется? (По имени главного героя)

-Мы хорошо знаем, что в основе сюжета любого произведения лежит конфликт (столкновение, борьба). В чем состоит конфликт данного произведения? (Сталкиваются 2 человека – одного из них совершить преступление заставляет случай,  другого – привычка).

-Как вы думаете только ли в этом различие героев? Задание по группам ( составить сравнительную характеристику литературных героев: 1группа о Челкаше, 2 группа о Гавриле).

        Челкаш        Гаврила

        1.Портретная зарисовка

-длинный, костлявый;        -широкоплечий, коренастый, с добрыми

        доверчивыми глазами;

        2.Отношение к красоте морской стихии

 -«вор любил море»;        -«боязно в нем»;

                                    3.Поведение в минуту опасности

-«глаза горели»;        -«страшно, жутко»;

        4.Понимание свободы

- «никому ничем не обязан»;                       - «делай что хошь, только Бога  помни»

(Ответы студентов, характеристика героев. Вывод: благородство Челкаша и низость Гаврилы.)

  Совершенно верно, Челкаш и Гаврила противоположны друг другу. Но, может быть, между ними есть что-нибудь общее? (Оба выходцы из деревни, и тот,  и другой явились в город на заработки; у обоих есть мечта, и оба оказываются перед испытанием – искушение деньгами)

-Одинаково ли выдерживают это испытание Гаврила и Челкаш? Одинаковое ли у них отношение к богатству, к деньгам? Давайте выясним, для чего нужны деньги нашим героям (работа по группам).

        Гаврила        Челкаш

Деньги нужны для того, чтобы                                 Деньги нужны, чтобы пить,

стать свободным, построить дом,                            веселиться, угощать других, забыть, что

завести хозяйство, жениться не на той,                   он отверженный босяк

которую ему предлагают, а на той,                          Мечта – море, независимость

которую он полюбит

Он хочет стать хозяином.

Его мечта – деньги                                        

-Но, оказывается, у такого хищника, жестокого человека, который стремится управлять людьми, где-то глубоко в душе таятся прекрасные человеческие чувства.

-Как ведут себя Челкаш и Гаврила, когда получают деньги? Меняется ли Гаврила? Как меняется, докажите. (визжит, трясется, плачет, смеется)

-Какие качества начинают проявляться в героях?

        Гаврила        Челкаш

-недоверие                                                     -снисходительность

-зависть                                                          -презрение        

-покорная готовность уступить                   -уверенность в себе

-страх                                                              - смелость

-подобострастие

-Почему религиозный молодой человек, стремящийся жить по законам Божьим, превращается в жалкое существо,  становится похожим на животного? (Он попал под власть денег).

-Представьте себе, что у вас появилась возможность встретиться с героями.

1группа – с Челкашм

2группа – с Гаврилой.

-Что бы вы сказали герою?

-Автор рассказа так объясняет, почему  Гаврила решился на преступление: «Волнения той ночи выглодали, наконец, у него все человеческое».

-Что же человеческое в нем исчезло? (Он решил убить человека, спасшего его от голодной смерти, который напоил, накормил его, дал возможность заработать денег).

-А почему он решил его убить? (Потому что он (Челкаш)  «никому ненужный, он оказался ненужным элементом на земле»)

-Но если задуматься, то на самом деле Гавриле деньги нужнее.

-Как вы считаете, можно ли оправдать Гаврилу?

-Действительно, мы не можем оправдать Гаврилу, т.к. он, возможно, преследовал хорошую цель, но нельзя идти по трупам для достижения свой, даже самой гуманной цели!

-Итак мы выяснили, что Гаврила лишился остатков того человеческого, что было в его душе. Т.е. мы можем назвать его «бывшим человеком»!

- А Челкаш?

Ответ студента: «Горький изображает Челкаша как романтического героя. Сначала романтическая необычность облика портового вора подчёркивается его сходством с ястребом. Челкаш предстаёт перед читателем таинственной, романтической личностью. Во-первых, из рассказа неизвестны история его жизни и причины превращения парня из богатой крестьянской семьи, каким он видит себя в воспоминаниях, в портового вора. Во-вторых, Горький не даёт «историю души» главного героя, то есть эволюцию его взглядов и убеждений. Автор показывает глубину и оригинальность характера Челкаша, но этот характер остаётся статичным, как и должно быть у романтического героя. Каким Челкаш вступает в рассказ, таким и уходит в финале по берегу моря — человеком трагической судьбы, носильным, решительным, мужественным. Любовь Челкаша к морю свидетельствует о его романтическом душевном настрое: в бескрайнем море (экзотический пейзаж) герой чувствует абсолютную свободу, к которой стремится сам. Может быть, поэтому изменчивость морского пейзажа ему никогда не надоедает. Море и герой словно созвучны друг другу. Изображение гармонии чувств героя и дикой природы показывают необычность романтических героев.

-Т.е. получается, что «бывшие люди» - это не только нищие люди, и среди «людей дна» есть благородные, достойные уважения люди, каким оказался в определенный момент Челкаш. Вор, босяк, контрабандист, пьяница Челкаш оказался морально выше и благороднее этого крестьянского парня, мечтающего разбогатеть.  

-Как вы думаете, каков дальнейший жизненный  путь главных героев?

-Как вы думаете, почему Челкаш отдает деньги Гавриле? (Не столько из-за жалости сколько из-за гордости, т.к. он отдает деньги и чувствует героем)

-А можем ли мы считать Челкаша героем, достойным уважения человеком, настоящим человеком? ( Нет, известно, что зло порождает зло. И у Гаврилы и у Челкаша пути тупиковые, потому что и тот и другой, по сути дела, преследуют антигуманные цели).

 Смысл названия: рассказ назван именем босяка и вора, чтобы показать, что босяки - это люди со своими ценностями, мыслями, чувствами, может даже более светлыми, чем у иных, более благополучных слоев общества. Основные идеи: свобода и равенство.

-Хочу еще раз обратить ваше внимание на эпиграф к нашему уроку. (Чтение эпиграфа).

-Вы согласны, что человек «все может»?

- Как вы думаете, почему М.Горький утверждал: «Человек! Это звучит великолепно! Это звучит гордо!»

-Мы должны помнить, что несмотря на обстоятельства, нужно всегда оставаться Человеком, сохранять чувство собственного достоинства, не терять доброту, воспитывать в себе  отзывчивость и  гуманность. 

3. Домашнее задание (разъяснение по выполнению заданий самостоятельной работы, предусмотренной программой учебной дисциплины /МДК проф. модуля и т.д.)

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 4.3.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Концепция общества и человека в драматических произведениях М. Горького. Автобиографические повести М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты» Ранние рассказы: «Челкаш», «Коновалов», «Страсти-мордасти», «Старуха Изергиль».

Задание. Письменный ответ на вопрос: «Какие качества главного героя рассказа «Челкаш» вызывают у меня уважение?»

Преподаватель:                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Всегда ли в жизни есть место подвигу!" (по ранним романтическим произведениям М.Горького)

Урок русского языка в 7 класса предусматривает знание учащимися ранних произведений М.Горького: "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике", Легенда о Данко" ("Старуха Изергиль"). Данная форма урока - ур...

Урок внеклассного чтения в 8 классе Поэма А.С Пушкина «Цыганы» и рассказ М.Горького «Макар Чудра» - романтические произведения

На уроке внеклассного чтения по теме "Поэма А.С. Пушкина "Цыганы" и рассказ М. Горького "Макар Чудра" - романтические произведения" - изучаются основные черты романтизма как литературного направления....

Урок литературы. Ранние романтические произведения Максима Горького.

Урок обучающий,  повторительно-обобщающий.Цели:Обучающие:1.Повторить основные факты из жизни и творчества М.Горького.2. Повторить  понятие романтизма.3.Повторить  понятие аллегории.4.Вы...