Рабочая программа по литературе для 5 класса по программе Беленького Г.И.
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Рабочая программа по литературе для 5 класса по программе Беленького Г.И., включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование, а так же требования к уровню подготовки обучающихся и список обязательного чтения наизусть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_5._belenkiy.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                Погорельская основная общеобразовательная школа

Рабочая программа по   литературе

 для 5 класса

                             

                              учитель

                                                                          Сиротина Светлана Валентиновна

                                       Игнатцево, 2011

                               

                                    Пояснительная записка

Рабочая  программа по литературе для 5 класса создана на основе:

  1. Федерального компонента государственного образовательного  стандарта основного общего образования («Вестник образования»№12-14 2004г;
  2. ФБУП 2004 года;
  3. Примерной программы основного общего образования по литературе;
  4.  Методического письма о преподавании учебного предмета «Литература» в 2009-2010 учебном году в образовательных учреждениях Ярославской области;
  5. Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.

  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Количество часов в 5 классе:

В год – 68 часов, в неделю – 2  часа, из них на развитие речи -  6 часов

Уроков внеклассного чтения – 8 часов

Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс 5 класс.  Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.

  1. Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М.: Просвещение, 2008.

 Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Внеклассное чтение

сроки

Введение.

1

1 четверть

Мифы.

6

1

Устное народное творчество.

8

1

1

Сказочные события и герои в литературе.

14

1

1

2 четверть

Басни.

6

1

1

3 четверть

 – 4 четверть

Человек перед лицом жизненных испытаний.

20

2

Поэзия природы.

7

1

«Идет война народная. Священная война!...»

3

1

Рассказы о твоих сверстниках

3

1

Итого

68

6

7

Плановых контрольных  работ

Классное сочинение

3

Домашнее сочинение

1

Формы и средства контроля

№ п.п.

Тема

Кодификатор

Форма контроля

Р.р. Контрольная работа  по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».

Знать отличия литературной сказки от народной. Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой, учитывая принцип анализа  прочитанного произведения,  оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста.

Классное сочинение

Р.р. Подготовка к контрольной работе   по басням И.А. Крылова.

На основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текста, включать авторское отношение к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории, олицетворения.

Домашнее сочинение

Р.р. Контрольная работа  по рассказу  И.С. Тургенева «Муму».

Определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать его с другими персонажами

Классное сочинение

Р.р. Контрольная работа  по произведению А.И. Куприна «Белый пудель».

Знать содержание и проблематику изученного произведения. Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею,  подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения.

Классное сочинение

                           

                    Календарно-тематическое планирование

№ п.п

Календарные сроки

Что изучается на уроке

Формирование универсальных учебных действий

количество часов/вид учебной деят-ти

Знать

Уметь

                                            Введение                                                                                                                      1

Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.

Специфика художественной литературы; структура и содержание предмета.                                        

Выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником.

поисковая деятельн.

                                       Раздел 1. Мифы.                                                                                                         5+1

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.

Понятия мифа и мифологии, влияние мифов на культуру человека. Сборники по мифологии.

Находить отличительные черты мифов в литературе.

рецептивная и репродуктивнаядеят.

Мифы Древнего Египта. Мечта народа о победе над смертью. «Великое путешествие солнечной Ладьи».

Особенности  мифа и фольклора, мифы разных народов.

Находить отличительные  особенности мифа и фольклора. Пересказывать содержание мифа, работать с текстом.

рецептивная и репродуктивнаядеятельность

Мифы Древней Греции (2). О происхождении мира и богов.  «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Подвиги Геракла».

Отличие и сходство мифов и сказок.

Выделять отличительные черты мифа и сказки.

 Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея».

Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из 1Х песни). Особенности стихотворной речи поэмы.

Сведения о жизни Гомера. Герои мифов в поэме «Одиссея», особенности стихотворной речи произведения.

Определять героев мифов в поэме. Выявлять особенности стихотворной речи произведения. Комментированное чтение отрывка их поэмы «Одиссея» (отрывок из 1Х песни).

Слово учителя,реп-родуктивная деятельность

Вн.чт. Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции».

 Отличительные особенности легенды и мифа. Особенности жизни и творчества собирателя мифов Древней Греции, герои мифов, основная идея и содержание.

Пересказывать мифы, выразительно читать эпизоды, выделять основную идею и находить отличительные черты мифа и легенды.

рецептивная и репродуктивная деятельность

                         

                             Раздел 2. Устное народное творчество.                                                                         8+1+1

Народные сказки (3+1)

Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора.  Отличие сказки от мифа.

Понятие народных  сказок и их виды. Особенности сказочной обрядности и языка произведений. Отличие сказки от мифа.

Определять характерные для сказок обороты речи. Выделять отличительные особенности сказки и мифа.

репродуктивная деятельность

«Белая уточка», «Кот и лиса».

Своеобразия сказок.  Общее движение сюжетов, идеи сказок и особенности их героев.  Значение  стихотворных вставок в художественную ткань произведения.

Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике.

репродуктивная и поисковая деятельность

Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка).

Своеобразие сказок народов мира. Особенности сюжета, идеи, характеристика героев сказок народов мира.

Сравнивать характерные черты сказок народов мира и народных сказок.

поисковая деятельность

Р.р. «Пишу сказку…» (написание собственной сказки)

Особенности  жанра сказки.

Создавать сказку, учитывая особенности жанра.

творческая деят-ть

Легенды и предания.

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.

«О граде Китиже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок. Содержание и особенности произведений

«О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

Выделять отличительные черты легенд, преданий, мифов и сказок. Выразительно читать и составлять цитатный план произведений.

репродуктивная и творческая деят-ть

Малые жанры фольклора.

Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.

Мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок.

Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности.

репродуктивная деят-ть

Народный кукольный театр

Сатира в кукольной комедии.  «Петрушка Уксусов».

Понятие народного кукольного театра и история его создания, герои народного кукольного театра. Понятие сатиры. Народная пьеса «Петрушка Уксусов».

Читать по ролям народную пьесу, находить жанровое своеобразие произведения.

продуктивная творч. деят-ть

Вн.чт.  Любимые произведения устного народного творчества.

Жанровое своеобразие произведений устного народного творчества помогают сказителям воспроизвести содержание.

Принадлежность сказок к определенному виду, обосновывать свою иллюстрацию и соотносить ее с текстом художественного произведения, отбирать материал для устного рассказа. Сочинять пословицы, загадки, небылицы.

репродуктивная деят-ть

                                   Раздел 3.  Сказочные события и герои в литературе.                                           14+1+1

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.

Особенности литературных сказок, их отличие и сходство с  народными сказками.

Находить отличительные особенности литературных сказок.

поисковая деят-ть

А.С.Пушкин (2).  Сведения о жизни поэта.

«Руслан и Людмила»  (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении

Особенности творчества Пушкина, историю рождения сказки, особенности стихотворной сказки.

Находить сказочные образы и мотивы в произведении.

репродуктивная и поисковая деят-ть

 Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма.

Особенности изобразительного мастерства поэта, понятия ритма, стихотворного размера, рифмы.

Отбирать материал для характеристики героев.

поисково-ис-следов.

деят-ть

Х.К.Андерсен (3+1). Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева».  

Сведения о жизни великого сказочника. Сказка  «Снежная королева».  

Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями.

репродуктивная деят-ть

Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом.

Особенности сюжета сказки, портретная характеристика героев, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос.

Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста.

поисково-ис-следов.

деят-ть

Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

Доказывать с опорой на текст, как проявляется выражение авторского отношения к героям.

Находить особенности выражения авторского отношения к героям. Находить портретные характеристики.

репродуктивная деят-ть

Р.р. Написание контрольного сочинения по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».

Особенности литературной сказки и ее отличия от народной. Содержание сказки и особенности творчества Андерсена.  Алгоритм работы над сочинением-рассуждением  в соответствии с темой.

Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой, учитывая принцип анализа  прочитанного произведения,  оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста.

творческая деят-ть

Е.Л. Шварц (3). Сведения о жизни писателя. «Золушка» (киносценарий).

Сведения о жизни писателя Е.Л. Шварца.  «Золушка» (киносценарий).

Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями.

репродуктивная деят-ть

Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро.

Сходства и отличия сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро.

Находить сходства и отличия сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро.

 поисково-ис-следов.

деят-ть

Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц. О пьесе и театре.

Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.

Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц.

Находить отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. Читать по ролям сказку, пересказывать любимый отрывок.

репродуктивная деят-ть

П.П.Бажов (3). Сведения о жизни писателя.  Путь писателя к сказу.

Понятие сказа, основные факты жизненного и творческого пути писателя, путь Бажова к сказу.

работать с книгой;

определять принадлежность художественного произведения к  сказу.

рецептивная деят-ть

 Особенности сказа как литературного жанра. «Каменный цветок».

Особенности сказа как литературного жанра. Содержание литературного произведения «Каменный цветок».

Пересказывать подробно понравившиеся отрывки, выразительно читать, находить портретные характеристики героев.

репродуктивная деят-ть

Герой сказа Бажова – труженик и художник.

Особенности сюжета и композиции, авторское отношение к героям, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос.

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

репродуктивная и творческая деят-ть

Вн.ч. В мире литературных сказок.

Отличительные особенности литературной сказки, композиционная

Пересказывать и выразительно читать эпизоды из любимой литературной сказки, доказывать, приводя примеры из текста, авторское отн

репродуктивная и поисковая деят-ть

                                               Раздел 4. Басни .                                                                                                 4+1+1

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству.

Жанровые особенности басни, истоки басенного жанра, понятия аллегории, морали, басни. олицетворения.

К какому роду литературы относится басня, находить жанровые особенности басни, объяснять отличия басни от сказки.

рецептивная и репродуктивная деят-ть

И. А. Крылов (3+1).  Сведения о жизни баснописца. «Волк и Ягненок».

Сведения о жизни баснописца.   Содержание и композиция басни «Волк и Ягненок».

Составлять план рассказа о баснописце, объяснять жанровые и языковые особенности басни, сопоставлять литературный текст с иллюстрациями, объяснять аллегорический смысл басни.

репродуктивная деят-ть

 «Волк на псарне», «Квартет».

Содержание и композиция басен. Что высмеивает Крылов в баснях,  их общую интонацию, смысл.

Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи.

репродуктивная деят-ть

 «Демьянова уха», «Кукушка и Петух».

Содержание и композиция басен. История создания басен.

Устанавливать ассоциативные связи  с произведениями живописи, выразительно читать наизусть басню.

рецептивная и поисковая деят-ть

 Р.р. Подготовка к  контрольному домашнему сочинению по басням

И.А. Крылова.

Жанровые особенности басни, истоки басенного жанра, понятия аллегории, морали, басни, олицетворения.

На основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текста, включать авторское отношение к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории,олицетвор.

репродуктивная и творческая деят-ть

Вн. чт.

Басни Эзопа и Лафонтена.

Отличительные особенности басен Эзопа и Лафонтена.

Выделять отличительные черты басен Эзопа и Лафонтена, выразительно читать, анализировать басни.

поисково-ис-следовательская деят-ть

                              Раздел 5.  Человек перед лицом жизненных испытаний.                                         20+2

М. Ю. Лермонтов (3)  Сведения о жизни поэта. Тема  Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Сведения о жизни поэта. Значение темы Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями.

рецептивная и поисковая деят-ть

«Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись.

История создания стихотворения, героическая направленность, отношение автора к родине. Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании

Передать сюжет стихотворения, объяснять его диалоговую форму, выделять образность языка, находить прием звукописи.

репродуктивная деят-ть

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.

Особенности темы и идеи стихотворения, понятия эпитета и сравнения как средств художественной выразительности.

Выразительно читать стихотворение наизусть, находить эпитет и сравнения, выделять тему и идею стихотворения.

рецептивная и поисковая деят-ть

А. В. Кольцов (2).  Сведения о жизни поэта. «Косарь». Близость стихотворения к народной песне.

Сведения о жизни поэта. Читать стихотворение  «Косарь». Понимать идею произведения.  Близость стихотворения к народной песне.

Выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения. Объяснять, как произведение становится песней.

рецептивная и поисковая деят-ть

Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека.

Алгоритм анализа стихотворения, авторское отношение.

Анализировать стихотворение в соответствии с планом.

поисковая деят-ть

И. С. Тургенев (4+1).  Сведения о жизни писателя.  «Аннибалова клятва» Тургенева. «Муму». История создания рассказа.

Сведения о жизни писателя.  «Аннибалова клятва» Тургенева.  Содержание рассказа «Муму». История его  создания.

Соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории.

поисковая деят-ть

Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости  и унижению людей.  Влияние на человека барства и рабства.

Значение понятий крепостного права, крепостничества, сюжета рассказа. Влияние на человека барства и рабства.

Комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план.

поисково-иследовательская деят-ть

Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью.

Сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима.

Сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе.

репродуктивная деят-ть

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

Строить устное высказывание с опорой на текст, определять роль эпитетов и сравнений как средств выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

поисково-иследовательская деят-ть

Р.р. Написание контрольного сочинения по рассказу

И.С. Тургенева «Муму».

Определение понятий портрета, пейзажа, литературного героя.

Определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать его с другими персонажами

творческая деят-ть

Л. Н. Толстой (4).  Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

«Кавказский пленник».  Быль как литературный жанр.

Основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; историю создания произведения.

Воспринимать  художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения. 

рецептивная и репродуктивная деят-ть

Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин).

Особенности композиции рассказа,  позиция автора в рассказе, содержание рассказа, понимать  жизненную позицию главного героя.

Способность передавать содержание прочитанного текста; владение

монологической и диалогической речью.

репродуктивная деят-ть

Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни.  

Авторская позиция и способы  ее выражения.

Совершенствовать навыки  устного и письменного

высказывания.

творческая деят-ть

Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Сюжет и герои художественного произведения

Сюжет и герои художественного произведения.

Анализировать прозаический  текст, развивать умение  давать уст. и письменный  ответ на тему, совершенствовать речевые навыки.  

репродуктивная и творческая деят-ть

В.М.Гаршин (2). Сведения о жизни писателя. «Сигнал». 

Основные факты жизни и творческого пути  писателя, история создания рассказа, его  содержание.

Умение вступать в речевое общение, уча-

ствовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника,

признавать право на иное мнение.

рецептивная и репродуктивная деят-ть

Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена.

Особенности композиции и проблематики произведения.

Отвечать на проблемный вопрос. Делать

творческие проекты.

творческая деят-ть

А.И.Куприн (3+1). Сведения о жизни писателя. «Бе        лый пудель».

Основные факты жизни и творческого пути  писателя, история создания произведения, его  содержание.

Выразительно читать

фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге.

репродуктивная

деят-ть

 Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли).

Содержание изучаемых глав; образную природу словесно-

го искусства.

Характеризовать особенности сюжета,

композиции, роль  изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию.

репродуктивная

деят-ть

Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

Содержание и проблематику изученного произведения.

Сопоставлять по ступки героев, ис пользовать срав нительные характеристики.

поисковая деят-ть

Р.р. Написание контрольного сочинения по рассказу И.А. Куприна «Белый пудель».

Содержание и проблематику изученного произведения.

Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею,  подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения.

творческая деят-ть

                             Раздел 6. Поэзия природы.                                                                                                 6+1

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира.

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира.

Называть поэтов, которые в стихотворениях воспевали красоту природы.

рецептивная и репродуктивная

А.С. Пушкин. «Обвал». А.Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки».

Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека.

Владеть монологической и диалогической

речью; выбирать  и использовать выразительные средства языка.

репродуктивная

Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»; К.Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде принимаю...».

Философская глубина, афористичность  стихотворений поэта.

Анализировать, высказывать свою точку зрения.  Выразительно читать произведение; формулиро вать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения.

поисково-исследовательская

Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке…».

Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека.

Владеть монологической и диалогической

речью; выбирать  и использовать выразительные средства языка.

репродуктивная деят-ть

К.Г.Паустовский.  (3) 

Сведения о жизни писателя. Очерк как вид эпического произведения «Мещерская сторона». 

Сведения о жизни и творчестве писателя, историю создания произведения, содержание, героев.

Воспринимать и анали зировать художественный текст, формулировать тему, идею, про блематику, давать характеристи ку героев.

поисково-исследовательская

«Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка.

Особенности композиции и проблематики произведения. Образную

природу словесного искусства.

Владеть монологической и диалогической

речью; выбирать  и использовать выразительные средства языка

репродуктивная деят-ть

Вн. чт.

Е. И. Носов.

«Тридцать зерен». «Как ворона на крыше заблудилась». Рассказы Паустовского и Пришвина

Содержание рассказов.

Анализировать художественные тексты; сопоставлять эпи зоды литератур ных произведений и сравнивать их героев; выра жать свое отноше ние к прочитанно му произведению.

поисково-исследовательская

                             Раздел 7. «Идет война народная, священная война!..»                                              2+1

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»;

Факты жизни и творческого пути поэтов, историю создания стихотворений, тему исторической памяти.

Составлять тезисный план о писателе, цитатный план статьи учебника.

репродуктивная деят-ть

О.Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; Р. Гамзатов. «Журавли».

Факты жизни и творческого пути поэтов, историю создания стихотворений, образную природу словесно-

го искусства.

Анализировать, как автор создает живой и убедительный народный характер, воплощение черт русских богатырей.

репродуктивная деят-ть

Вн. чт. В.П. Катаев. «Сын полка».

Основные факты жизни и творческого пути  писателя, история создания произведения, его  содержание.

Выразительно читать

фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге.

репродуктивная деят-ть

                               Раздел 8. Рассказы о твоих сверстниках                                                                       2

Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя. «Тихое утро». Смысл заглавия рассказа.

Основные факты жизни и творческого пути  писателя, история создания произведения, его  содержание.

Выразительно читать

фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге.

репродуктивная деят-ть.

В.А.Солоухин. Сведения о жизни писателя.  «Мститель». Рассказ как жанр литературы

Основные факты жизни и творческого пути  писателя, история создания произведения, его  содержание.

Анализировать художественный текст; давать характеристику герою; характеризовать авторскую позицию,

свое отношение к  прочитанному произведению, находить сходства и различия между автором и его героем.

поисково-исследовательская деят-ть

67

 Вн. чт. Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений

Содержание прочитанных произведений

Характеризовать героев произведений и высказывать свое мнение о прочитанной книге

репродуктивная деят-ть.

68

Рекомендации на летнее чтение.

                                   

                             

                     

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

  1.   Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего(полного) образования по литературе //Вестник образования, 2004г, №12-14.
  2. сборник нормативно-методических документов для учителей литературы общеобразовательных школ Ярославской области. –Ярославль,2009.
  3. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.
  4. Беленький Г.И., Снежневская  М.А. Литература. Начальный курс 5 класс.  Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.
  5. В.П.Журавлев.  Читаем, думаем, спорим… 5 класс.-  М.: Просвещение, 2008.

Дополнительная учебная  литература

  1. Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
  2. Бельская  Л.Л. Литературные викторины.  – М.: Просвещение, 2005.
  3. Егорова  Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва:  ВАКО, 2004.
  4. Егорова  Н.В. Поурочные разработки 5 класс. -  М.: Вако, 2007.
  5. Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 5  классе? 5 – М.: Наука, 2003.
  6. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.

Справочные пособия

  1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва:  Локид-Пресс, 2007.
  2. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  1998.
  3. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997.
  4. Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
  5. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
  6. Шанский Н.М.  Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы в 5 классе ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  1. работать с книгой;
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  1. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  2. владеть различными видами пересказа;
  3. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  4. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

                              Список произведений для чтения наизусть

  1. А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок)
  2. И. А. Крылов «Квартет» (или «Волк и ягненок», или «Демьянова уха», или «Волк на псарне», или «Свинья под дубом».
  3. М.Ю.Лермонтов «Бородино» (отрывок)
  4. Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок)
  5. Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
  6. А.А.Фет «Ласточки пропали»
  7. Ю.П.Казаков «Тихое утро» (отрывок)
  8. Стихотворение о Великой Отечественной войне по выбору учащегося